КПН: исключение расходов по взаиморасчетам с неблагонадежными контрагентами подтверждено


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН (взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками)


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена комплексная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2021г. по 31.12.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КБК: 101110 Корпоративный подоходный налог с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 63 333,3 тыс.тенге, пени в сумме 29 505,9 тыс.тенге и о сумме уменьшенного убытка в размере 16 555,6 тыс.тенге.

Компания «А» не согласна с данным уведомлением в полном объеме и приводит следующие доводы.

Из жалобы следует, что приведенные в акте проверки факты о том, что поставщики фактически не имели возможности поставить товары и оказать услуги не соответствуют действительности, так как перевозка груза поставщиками фактически осуществлена, по перевозке груза, осуществленной поставщиками все документы, а именно договоры, акты выполненных работ, счет-фактуры, платежные документы, акты сверок, предусмотренные законодательством Республики Казахстан по расходам, исключенным из вычетов, в ходе проверки предоставлены в полном объеме.

Компания «А» утверждает, что в акте проверки указано, что имеются товарно-транспортные накладные (ТТН) неустановленного образца аргументируя свои доводы Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30.04.2015г. №546 (далее - Правила).

При этом Компания «А» считает, что в соответствии с Законом «Об автомобильном транспорте» от 04.07.2003г. и указанными Правилами в случае, если поставщик товара осуществляет перевозку собственными силами или арендованным автотранспортом, то покупатель товара не имеет права требовать от поставщика ТТН, и не должен знать каким образом, на каком транспорте доставлен товар на склад.  

В жалобе отмечено, что как отражено в акте проверки у Компании «А» имелись транспортные средства, которые переданы ИП «К», ИП «Р» и ИП «R» в аренду с правом последующего выкупа для оказания услуг по перевозке товара в адрес Компании «А». В этой связи у указанных индивидуальных предпринимателей имелись транспортные средства для оказания услуг по перевозке в адрес Компании «А». Также транспортные услуги Компании «А» были оказаны и Компании «F» посредством транспорта своих учредителей. Так, транспортные услуги, оказанные данными поставщиками имеют прямое и непосредственное отношение к основной деятельности Компании «А», без которых данный бизнес не может существовать. При этом все перевозки и маршруты фиксировались сервисной компанией Компанией «R», оказывавшей услуги по маршрутизации перевозок, сведения которых полностью подтверждают факты перевозок товаров.

В жалобе указано, что по обращению Компании «A» Компания «R» подтвердила факт оказания услуг по маршрутизации и может предоставить все выгрузки, подтверждающие факты перевозок товаров соответствующими транспортными средствами.  

Кроме того, Компания «А» приводит нормы, предусмотренные подпунктами 1) - 5) статьи 264 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) и отмечает, что исключение из вычетов производится лишь при наличии оснований, указанных в данных подпунктах. При этом отмечает, что действия по выписке счет-фактур в адрес Компании «А» и сделки с указанными поставщиками не признаны фиктивными и недействительными. 

Из акта проверки следует, что Компанией «А» в нарушение пунктов 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса за 2021-2022гг. отнесены на вычеты расходы по взаиморасчетам с Компанией «F», Компанией «А», ИП «R», ИП «Р», ИП «К».

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Если иное не установлено настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, для целей данного раздела, признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В случае, когда порядок признания расходов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с Налоговым кодексом, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом.

Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Подпунктом 2) статьи 1 Закона о бухгалтерском учете определено, что первичные учетные документы - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.

При этом статьей 4 Закона о бухгалтерском учете установлено, что целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Пунктом 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете установлено, что операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Пунктом 2 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете предусмотрено, что формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В пункте 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете указано, что первичные документы, формы которых или требования к которым не утверждены, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Таким образом, отнесение сумм расходов по товарам, работам, услугам на вычеты производится при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода и используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота. При этом налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Первичные документы, фиксирующие факт совершения операции либо события, должны содержать обязательные реквизиты и быть оформлены в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.

 Следует указать, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 689 главы 34 Гражданского кодекса Республики Казахстан по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, согласно договору или тарифу. Договор перевозки груза оформляется составлением транспортной накладной, коносамента, товарно-транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренных законодательными актами о транспорте.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно пункту 2 статьи 30 Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» (далее - Закон об автомобильном транспорте) от 04.07.2003г. №476 заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) в бумажной или электронной форме.

Порядок организации перевозки грузов автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, а также взаимоотношения участников перевозки грузов автомобильным транспортом регламентируются Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 30.04.2015г. №546 (далее – Правила №546), при этом перевозка грузов должна оформляться ТТН.

Согласно нормам главы 4 Правил №546 перевозка грузов оформляется товарно-транспортной накладной, а в случаях перевозки некоторых видов грузов, перевозимых насыпью (навалом), может оформляться актом замера или актом взвешивания. Грузоотправитель представляет перевозчику на предъявленный к перевозке груз товарно-транспортную накладную, составляемую в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

В частности, первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания предъявленных к перевозке грузов. Второй, третий и четвертый экземпляры грузоотправителем вручаются перевозчику. Второй экземпляр перевозчиком сдается грузополучателю и предназначается для оприходования полученных грузов. Третий и четвертый экземпляры остаются у перевозчика. Третий экземпляр прилагается к счету за перевозку и служит основанием для расчета с грузоотправителем (грузополучателем), а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы. Грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортных накладных, число которых устанавливается соглашением между грузоотправителем и перевозчиком.

Путевые листы автотранспортного средства являются основными документами первичного учета, которые совместно с товарно-транспортной накладной или актом замера (взвешивания), определяют показатели для учета работы автотранспортного средства, осуществления расчетов за перевозки грузов, а также для начисления заработной платы водителю.

Отрывной талон путевого листа заполняется грузоотправителем и является основанием для предъявления перевозчиком счета платежного требования грузоотправителю. Отрывной талон прилагается к счету, а путевой лист остается у перевозчика, в котором повторяются идентичные записи о времени работы автотранспортного средства у грузоотправителя (грузополучателя).

Путевые листы автотранспортного средства и товарно-транспортные накладные подлежат регистрации в журналах учета движения путевых листов и товарно-транспортных накладных, и хранению перевозчиком вместе с журналами в течение 5 лет.

Заполнение путевого листа осуществляется перевозчиком. При этом отдельные данные заполняются также и грузоотправителем (грузополучателем).

Путевые листы оформляются перевозчиком на одну смену (рейс) с указанием даты выдачи, подписью уполномоченного лица перевозчика, штампом или печатью перевозчика, по форме №4-п и №4-с согласно приложениям 1 и 2 к Правилам №546.

Правила №546 действуют на всей территории Республики Казахстан и распространяются на всех физических и юридических лиц, независимо от форм собственности. Правила №546 определяют порядок организации и осуществления автомобильных перевозок грузов, формы товарно-транспортной накладной, путевых листов и порядок их применения, порядок приема грузов к автомобильной перевозке и иные условия. Путевые листы являются основными документами первичного учета, которые совместно с товарно-транспортной накладной, актом замера (взвешивания) определяют показатели для учета работы автотранспортного средства, осуществления расчетов за перевозку грузов.

Так, пунктом 17 Правил №546 установлено, что прием груза грузополучателем удостоверяется его подписью и печатью (штампом) в каждом экземпляре товарно-транспортной накладной, где указывается время прибытия и убытия автотранспортного средства.

В соответствии с пунктами 52, 45 Правил №546 при приеме груза к перевозке экспедитор или водитель-экспедитор предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность и путевой лист, заверенный перевозчиком. Грузоотправитель (грузополучатель) отмечает в товарно-транспортной накладной и (или) путевом листе время прибытия (убытия) автотранспортного средства в (из) пункт погрузки (разгрузки).

Согласно Приложениям к Правилам №546 сведения для заполнения путевого листа и товарно-транспортной накладной при перевозке грузов автомобильным транспортом должны содержать следующую информацию: 1) для путевого листа - номер, дату оформления путевого листа, наименование перевозчика, Ф.И.О. водителя, марка и государственный регистрационный номерной знак автотранспортного средства (прицепа), маршрут движения автотранспортного средства, место (адрес) и время выезда из начального пункта автотранспортного средства, показания спидометра транспортного средства и т.д.; 2) для товарно-транспортной накладной - номер, дату оформления товарно-транспортной накладной, наименование грузоотправителя и перевозчика, пункт погрузки и разгрузки, наименование груза и количество, время прибытия и убытия автотранспортного средства, время и дата приезда в конечный пункт автотранспортного средства, данные доверенности и т.д.

Наряду с этим, в соответствии с пунктом 26 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденного приказом от 31.03.2015г. №241 Министра финансов Республики Казахстан, для оформления права лица выступать от имени субъекта при получении активов применяется доверенность, форма которой утверждена приказом от 20.12.2012г. №562 Министра финансов РК «Об утверждении форм первичных учетных документов». Доверенности выдают лицам, с которыми заключен письменный договор о полной материальной ответственности за хранение денег и активов.

Таким образом, оприходование груза грузополучателем производится согласно основному перевозочному документу ТТН, а путевые листы совместно с ТТН, определяют показатели для учета работы автотранспортного средства и осуществления расчетов. При этом отрывной талон путевого листа является основанием для предъявления перевозчиком счета платежного требования грузоотправителю.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы Компании «А» за 2021-2022г. по взаиморасчетам с Компанией «F», Компанией «А», ИП «R», ИП «Р», ИП «К».

Компания «А» зарегистрирована в г.Алматы, микрорайон Аккент 45, квартира 15.

Вид деятельности Компании «А» - «Деятельность агентов по оптовой торговле товарами широкого ассортимента».

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

Компания «F»

По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2021-2022 годы в сумме 74 276,0 тыс.тенге, в том числе за 2021г. в сумме 66 282,6 тыс.тенге, за 2022г. в сумме 7 993,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «F».

Из акта налоговой проверки следует, что Компания «F» зарегистрирована по адресу г.Алматы, микрорайон Аккент 45, квартира 15, то есть по юридическому адресу регистрации Компании «А».

Вид деятельности – «Транспортно-экспедиционные услуги». Руководителем и учредителем является С.А.С.

Компанией «F» декларации по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) и  по плате за эмиссии в окружающую среду (ф.870.00)  за 2021-2022г. не предоставлены, согласно упрощенных деклараций для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 2021-2022гг. количество работников составляет 1 человек (С.А.С. – руководитель и учредитель), что свидетельствует об отсутствии у Компании «F» за 2021-2022гг. активов, материальных и трудовых ресурсов для оказания транспортно-экспедиционных услуг.

Так, из приложенных к жалобе материалов установлено, что между Компанией «А» (Заказчик) и Компанией «F» (Экспедитор) заключен Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание от 02.03.2020г. (далее - Договор).

Согласно пункту 1.1 Договора Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Заказчика выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза в пункты назначения, указанные Заказчиком в согласованные Сторонами объеме, сроки по цене, определенной в протоколе согласования тарифов (Приложение №1).  

В соответствии с пунктом 1.2 Договора Заказчик поручает Экспедитору, а Экспедитор принимает на себя обязательства по перевозке или организации перевозок грузов Заказчика в городском сообщении собственными силами или путем привлечения третьих лиц на условиях, предусмотренных настоящим Договором.

Пунктом 1.3 Договора предусмотрено, что Экспедитор выполняет поручение Заказчика по сбору (получению) денежных средств, полученных от реализации поставляемой продукции в торговые точки непосредственно при приеме передачи товара в пункте назначения. 

При этом пунктом 2.1 Договора определено, что Перевозка грузов выполняется на основании письменной заявки (Приложение №2). Заявка является неотъемлемой частью настоящего Договора, должна быть полностью заполнена и содержать следующую информацию:

а) адрес и время подачи автотранспорта под погрузку (пункт отправления);

б) наименование грузополучателя (ей);

в) наименование грузоотправителя (ей);

г) пункт назначения и маршрут движения и схема проезда;

д) информацию о свойстве груза;

е) тип подвижного состава;

ж) максимальный вес груза брутто;

з) предварительная стоимость услуг;

и) Ф.И.О. ответственного менеджера Заказчика с указанием номера телефона;

к) особые условия перевозки;

л) номер Договора.

Согласно пункту 2.3 Договора время прибытия автотранспорта к Заказчику (его представителем) и время убытия автотранспорта от Заказчика (его представителей) регистрируются ими в соответствующих графах путевого листа и ТТН и подтверждается подписью водителя. Время прибытия автомобиля под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем и (или) Представителем Экспедитора путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия автомобиля под разгрузки с момента предъявления водителем и (или) Представителем Экспедитора ТТН в пункте разгрузки.

Пунктом 2.4 Договора предусмотрено, что Заказчик вправе в любой момент запросить у Экспедитора информацию о процессе перевозки груза.

Пунктом 3.10 установлено, что Экспедитор обязан возвращать Заказчику надлежащим образом оформленные экземпляры ТТН.

В соответствии с пунктами 4.2 и 4.3 Договора Заказчик обязуется соблюдать порядок и срок подачи заявок, указанные в настоящем Договоре. До момента прибытия автомобильного транспорта, предоставленного экспедитором подготовить груз к перевозке, оформить ТТН на имя грузополучателя (в количестве не менее 3-х экземпляров, являющихся основным перевозочным документом).

Также пунктом 4.7 Договора определено, что Заказчик обеспечивает своевременное и надлежащее оформление в установленном порядке путевых листов и ТТН, производит отметку о времени фактического прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки.

Кроме того, согласно пункту 8.1 Договора грузы, не оформленные ТТН Экспедитором к перевозке не принимаются.

Таким образом, согласно Договору, заключенному Компанией «А» с Экспедитором (Компанией «F»), Экспедитор принимает на себя обязательства по перевозке или организации перевозок грузов. Перевозка грузов выполняется на основании письменной заявки Компании «А» (Приложение №2), которая является неотъемлемой частью Договора и должна быть полностью заполнена и содержать информацию о перевозимом грузе (адрес, время подачи автотранспорта под погрузку, наименование грузополучателя, грузоотправителя, пункт назначения, маршрут движения, вес груза брутто, предварительная стоимость услуг).

Так, данным Договором предусмотрено нал Компании «А» наличие заявок, поданных Компанией «А», путевых листов, надлежащим образом оформленных экземпляров ТТН, возвращенных Экспедитором Компании «А» с отметкой времени фактического прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки, разгрузки.

Однако, к жалобе не приложены письменная заявка (Приложение №2) Компании «А», ТТН, путевые листы, обязательное наличие которых предусмотрено Договором, заключенным Компанией «А» с Компанией «F».

При этом к жалобе приложены cчет-фактуры на транспортно-экспедиционное обслуживание, выставленные Компанией «F» в адрес Компании «А»  от 30.01.2021 г., от 27.02.2021 г., от 31.03.2021г., от 30.09.2021г. на сумму 66 282,4 тыс.тенге, согласно которым Экспедитором осуществлена перевозка товаров из г.Алматы микрорайон Аккент 45/15 в Алматинскую область, Илийский район, п.Отеген батыра, ул. Жансугурова, 57А, в которых не указаны номера ТТН.

Следует отметить, что согласно актов выполненных работ (оказанных услуг) от 30.01.2021г., от 27.02.2021г., от 31.03.2021г., от 30.09.2021г. и счетов-фактур от 30.01.2021г., от 27.02.2021г., от 31.03.2021г. и от 30.09.2021г. Компанией «F» оказаны в адрес Компании «А» услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию за январь–март, сентябрь 2021г. на общую сумму 66 282,4 тыс.тенге.

Также, Компанией «F» на вышеуказанные услуги выставлены электронные счета-фактуры (ЭСФ) от 17.02.2021г., 12.03.2021г., 14.04.2021г., 15.10.2021г. на общую сумму 66 282,6 тыс.тенге.

Кроме того, согласно данным ИС ЭСФ Компанией «F» в адрес Компании «А» выставлены ЭСФ от 30.05.2022г., 14.06.2022г., 14.08.2022г., 15.09.2022г. за услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию на общую сумму 7 993,4 тыс.тенге, которые отнесены на вычеты в 2022г.

Необходимо отметить, что в актах выполненных работ (оказанных услуг) от 30.01.2021г., от 27.02.2021г., от 31.03.2021г., от 30.09.2021г. не указаны наименование работ (услуг), нет информации о перевозимом грузе, пунктах погрузки, разгрузки, по автотранспортным средствам, использованных при перевозке, по маршруту движения, Ф.И.О. водителя.

Так, из содержания актов выполненных работ (оказанных услуг) не представляется возможным определить на каком автотранспортном средстве, кем произведено транспортно-экспедиционное обслуживание.

При этом Компанией «А» в нарушение пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса не предоставлены документы по оплате услуг транспортно-экспедиционного обслуживания Компании «F». 

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют, о том, что акты выполненных работ (оказанных услуг) Компании «F» выписаны с нарушениями требований бухгалтерского законодательства Республики Казахстан, к жалобе не приложены ТТН, путевые листы, по маршруту движения автотранспортных средств, месту (адрес) и времени выезда из начального пункта автотранспортного средства, показаний спидометра транспортного средства, пункту погрузки и разгрузки, наименовании груза и количеству, времени прибытия и убытия автотранспортного средства, времени и дате приезда в конечный пункт автотранспортного средства, данные доверенности и т.д.

Таким образом, в вышеуказанных документах отсутствуют сведения, подтверждающие оказание Компанией «F» Компании «А» услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию.

Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 412 Налогового кодекса при совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписать счет-фактуру. При этом, пунктом 15 данной статьи Налогового кодекса определено, что особенности выписки счетов-фактур в отдельных случаях установлены статьями 414 – 418 Налогового кодекса.

Так, согласно статье 415 Налогового кодекса выписка счетов-фактур при выполнении работ, оказании услуг по договору транспортной экспедиции для стороны, являющейся клиентом по такому договору, осуществляется экспедитором.

Счет-фактура выписывается экспедитором на основании счет-фактур, выписанных перевозчиками и другими поставщиками работ, услуг, являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость.

В случае, если перевозчик (поставщик) не является плательщиком налога на добавленную стоимость, счет-фактура выписывается экспедитором на основании документа, подтверждающего стоимость работ, услуг.

В счете-фактуре, выписываемом экспедитором, указывается облагаемый (необлагаемый) оборот с учетом стоимости работ и услуг, выполненных и оказанных перевозчиками и (или) поставщиками в рамках договора транспортной экспедиции:

являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость;

не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость.

В целях выполнения требований подпунктов 2) и 3) пункта 5 статьи 412 Налогового кодекса в счете-фактуре, выписываемом экспедитором, в качестве реквизитов:

  • поставщика – указываются реквизиты экспедитора;

  • получателя – указываются реквизиты налогоплательщика, являющегося клиентом по договору транспортной экспедиции.

При осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции экспедитор составляет налоговый регистр в соответствии со статьей 215 Налогового кодекса, раскрывающий информацию о перевозчиках и (или) поставщиках работ, услуг, оказываемых в рамках такого договора, а также их стоимости.

Счет-фактура, выписанный в соответствии с указанными требованиями, является основанием для отнесения в зачет суммы налога на добавленную стоимость стороной, являющейся клиентом по договору транспортной экспедиции.

В рассматриваемом случае, в электронных счет - фактурах Компании «F», выписанных в адрес Компании «А», не указаны категория поставщика, а также облагаемый (необлагаемый) оборот с учетом стоимости работ и услуг, выполненных и оказанных перевозчиками и (или) поставщиками в рамках договора транспортной экспедиции и иные сведения, предусмотренные статьей 415 Налогового кодекса.

Кроме того, Компанией «А» к жалобе не приложен налоговый регистр, раскрывающий информацию о перевозчиках и (или) поставщиках работ, услуг, оказываемых в рамках такого договора, а также их стоимости.

Следовательно, счет-фактура, выписанный с нарушением требований, не является подтверждающим документом оказания транспортно-экспедиционного обслуживания Компанией «F» в адрес Компании «А» по договору транспортно-экспедиционного обслуживания.

Далее, согласно ответу АО «Единый накопительный пенсионный фонд» (далее - ЕНПФ) от 11.12.2024г. на запрос налогового органа от 05.12.2024г. Компанией «F» за 2021-2022гг. с ЕНПФ договор не заключен, перечисление обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ не производилось.

Также согласно ответу Департамента полиции от 15.01.2025г. (далее – Департамент полиции) на запрос налогового органа от 14.01.2025г. за Компанией «F» за 2021-2022гг. автотранспортные средства не зарегистрированы. При этом согласно информации налогового органа в соответствии с данными ИС ЭСФ у Компании «F» отсутствуют поставщики.

Исходя из изложенного, следует, что документы, приложенные к жалобе  по взаиморасчетам с Компанией «F» не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательств Республики Казахстан.

Компания «A»

По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2021г. по взаиморасчетам с Компанией «A» в сумме 23 882,1 тыс.тенге.

Из акта налоговой проверки следует, что Компания «A» зарегистрирована по адресу г.Алматы, микрорайон Аккент 45, квартира 15, то есть по юридическому адресу регистрации Компании «A».

Вид деятельности – «Транспортно-экспедиционные услуги». Руководителем и учредителем является С. М.А.

Компанией «A» декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) и по плате за эмиссии в окружающую среду (ф.870.00) за 2021г. не предоставлены, согласно упрощенных деклараций для субъектов малого бизнеса (ф.910.00), за первое и второе полугодия 2021г. количество работников составляет 1 человек (Сулейменова М.А.), что свидетельствует об отсутствии у Компании «A» активов, материальных и трудовых ресурсов за 2021г.

Согласно данным ИС ЭСФ у Компании «A» поставщики отсутствуют.

В рассматриваемом случае, из приложенных к жалобе материалов установлено, что между Компанией «A» (Заказчик) и Компанией «A» (Экспедитор) заключен Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание от 03.01.2020г. (далее - Договор). Компанией «A» выставлены счет-фактуры от 15.02.2021 г., от 27.02.2021 г., от 30.09.2021г., от 30.10.2021г. на сумму 23 882,1 тыс.тенге, составлены акты выполненных работ от 15.02.2021г., от 27.02.2021г., от 30.09.2021г., от 30.10.2021г. на сумму 23 882,1 тыс.тенге.

Следует отметить, что Договор, заключенный между Компанией «A» и Компанией «A» является идентичным Договору, заключенному с Компанией «F». Согласно Договору, заключенному Товариществом с Экспедитором (Компания «A»), Экспедитор принимает на себя обязательства по перевозке или организации перевозок грузов. Перевозка грузов выполняется на основании письменной заявки Компании «A» (Приложение №2), которая является неотъемлемой частью Договора и должна быть полностью заполнена и содержать информацию о перевозимом грузе (адрес, время подачи автотранспорта под погрузку, наименование грузополучателя, грузоотправителя, пункт назначения, маршрут движения, вес груза брутто, предварительная стоимость услуг). Также данным Договором предусмотрено наличие заявок, поданных Компанией «A», путевых листов, надлежащим образом оформленных экземпляров ТТН, возвращенных Экспедитором Товариществу с отметкой времени фактического прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки, разгрузки.

При этом в приложенных к жалобе cчет-фактурах от 15.02.2021г., от 27.02.2021г., от 30.09.2021г., от 30.10.2021г. на сумму 23 882,1 тыс.тенге Экспедитором перевозка товаров осуществлена из г.Алматы микрорайон Аккент 45/15 в Алматинскую область, Илийский район, п.Отеген батыра, ул. Жансугурова, 57А, в которых не указаны номера товарно-транспортных накладных.

Также в актах выполненных работ от 15.02.2021г., от 27.02.2021г., от 30.09.2021г., от 30.10.2021г., приложенных к жалобе указано, что Экспедитором произведено транспортно-экспедиционное обслуживание за период с 05.01.2021г. по 27.02.2021г. и за период с 01.09.2021г. по 30.10.2021г., где не указаны наименование работ (услуг), нет информации о перевозимом грузе, Ф.И.О. водителей, пунктах погрузки, разгрузки, по автотранспортным средствам (марка машины, государственный номер).

Так, из содержания актов выполненных работ (оказанных услуг) не представляется возможным определить на каком автотранспортном средстве, кем произведено транспортно-экспедиционное обслуживание.

Компания «A» в нарушение пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса не предоставлены документы по оплате услуг транспортно-экспедиционного обслуживания Компанией «A».

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что акты выполненных работ (оказанных услуг) Компании «A» выписаны с нарушениями требований бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.

Таким образом, в вышеуказанных документах отсутствуют сведения, подтверждающие оказание Компанией «A» Компании «A» услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию.

Как было указано ранее выписка счетов-фактур при выполнении работ, оказании услуг по договору транспортной экспедиции для стороны, являющейся клиентом по такому договору, осуществляется экспедитором.  Счет-фактура выписывается экспедитором на основании счет-фактур, выписанных перевозчиками и другими поставщиками работ, услуг, являющимися плательщиками НДС.

В счете-фактуре, выписываемом экспедитором, в качестве реквизитов: поставщика – указываются реквизиты экспедитора; получателя – указываются реквизиты налогоплательщика, являющегося клиентом по договору транспортной экспедиции. При осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции экспедитор составляет налоговый регистр в соответствии со статьей 215 Налогового кодекса, раскрывающий информацию о перевозчиках и (или) поставщиках работ, услуг, оказываемых в рамках такого договора, а также их стоимости.

В рассматриваемом случае, в счетах - фактурах Компанией «A», выписанных в адрес Компании «A», не указаны категория поставщика, а также облагаемый (необлагаемый) оборот с учетом стоимости работ и услуг, выполненных и оказанных перевозчиками и (или) поставщиками в рамках договора транспортной экспедиции и иные сведения, предусмотренные статьей 415 Налогового кодекса.

Кроме того, Компанией «A» к жалобе не приложен налоговый регистр, раскрывающий информацию о перевозчиках и (или) поставщиках работ, услуг, оказываемых в рамках такого договора, а также их стоимости.

Следовательно, счет-фактура, выписанный с нарушением требований, не является подтверждающим документом оказания транспортно-экспедиционного обслуживания Компании «A» в адрес Компании «A» по договору транспортно-экспедиционного обслуживания.

Также к жалобе не приложены письменная заявка (Приложение №2) Компании «A», ТТН, путевые листы, обязательное наличие которых предусмотрено Договором, заключенным с Компанией «A», в котором указано, что грузы, не оформленные ТТН Экспедитором к перевозке не принимаются. Отсутствует информация по маршруту движения автотранспортных средств, месту (адрес) и времени выезда из начального пункта автотранспортного средства, показаний спидометра транспортного средства, пункту погрузки и разгрузки, наименовании груза и количеству, времени прибытия и убытия автотранспортного средства, времени и дате приезда в конечный пункт автотранспортного средства, данные доверенности и т.д.

Таким образом, в нарушение норм, предусмотренных Законом об автомобильном транспорте, Правилами перевозок грузов, Компанией «A» не подтверждено оказание Компанией «A» транспортных услуг по перевозке груза в адрес Компании «A».

Вместе с тем, согласно ответу ЕНПФ от 11.12.2024г. по Компании «A» за 2021-2022гг. данные о перечислении обязательных пенсионных взносов отсутствуют.

Также согласно ответу Департамента полиции от 15.01.2025г. за Компанией «A» за 2021г. автотранспортные средства не зарегистрированы.

Исходя из изложенного, следует, что документы, приложенные к жалобе  по взаиморасчетам с Компанией «A» не могут достоверно свидетельствовать о совершении операций и обеспечить адекватное отражение их в бухгалтерском учете и, следовательно, не являются основанием для отнесения указанных расходов на вычеты в соответствии с требованиями налогового и бухгалтерского законодательств.

ИП «R» (О.Р.Н.)

По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2021-2022гг. в сумме 65 792,5 тыс.тенге, в том числе за 2021г. в сумме 64 792,5 тыс.тенге, за 2022г. в сумме 1 000,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с ИП «R».

Из акта налоговой проверки следует, что ИП «R» О.Р.Н. зарегистрирован с 02.12.2021г. по адресу г.Алматы, микрорайон Аккент 45, квартира 15, то есть по юридическому адресу регистрации Компании «A».

Вид деятельности - «Деятельность грузового автомобильного транспорта».

Наряду с этим по данным Упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) ИП «R» за 2021 год 1 работник (С.А.С.), за 2022г. 2 работника (С.Ш.Т., А.Я.Н.), декларации по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) и декларации по эмиссии в окружающую среду (ф.870.00) за 2021 - 2022 годы не представлены.

Согласно данным ИС ЭСФ у ИП «R» поставщики отсутствуют.

Следует отметить, что согласно данным ИНИС РК «Уведомление о начале деятельности в качестве индивидуального предпринимателя» деятельность ИП «R» в качестве индивидуального предпринимателя начата с 02.12.2021г.

Однако, к жалобе приложены Договоры Аренды транспортного средства с последующим выкупом от 02.11.2021г. (далее - Договоры аренды), заключенные Компанией «A» с ИП «R», согласно которым Компанией «A» в адрес ИП «R» переданы автотранспортные средства марки:

  • Газ 330252-750 с государственным номером 181 МР 02;

  • Газ 330252-750 с государственным номером 414 LT 02 во временное пользование с условием последующего выкупа.

Данные Договоры аренды с последующим выкупом заключены до создания ИП «R» (02.12.2021г.). 

В соответствии с пунктами 2.4 Договоров аренды по истечении срока аренды, и полной оплаты (выкупная цена) которая составляет соответственно в сумме 2 899,0 тыс.тенге и в сумме 2 530,1 тыс.тенге.

Кроме того, следует отметить, что согласно ответу Департамента полиции от 11.12.2024г.:

  • автомашина марки Газ 330252-750 с государственным номером 414 LT 02 снята с учета Компании «A» и зарегистрирована на О.Р.Н. (ИП «RFM Trans») 16.09.2021г., от О.Р.Н. снята с учета и зарегистрирована на О.А.У. 24.11.2021г.;

  • автомашина марки Газ 330252-750 с государственным номером 181 МР 02 снята с учета Компании «A» и зарегистрирована на О.Р.Н. 01.02.2022г., от О.Р.Н. снята с учета и зарегистрирована на З.Р.М. 09.02.2022г.

Таким образом, автомашина с государственным номером 414 LT 02 была зарегистрирована за О.Р.Н. с 16.09.2021г. по 24.11.2021г., автомашина с государственным номером 181 МР 02 с 01.02.2022г.по 09.02.2022г.

Из указанного следует, что в момент выставления счет-фактур ИП «R» в адрес Компании «A» (30.11.2021г., 30.12.2021г, 15.05.2022г.) как за Компанией «A» так и за ИП «R» указанные автотранспортные средства не состояли на учете.

Вместе с тем, согласно информации налогового органа следует, что из представленного Компанией «A» в ходе налоговой проверки регистра налогового учета к строке 100.00.019 III H «Приобретение запасов, работ и услуг», в том числе «Прочие услуги и работы» для декларации по КПН (ф.100.00) за период с 01.04.2021г. по 31.12.2021г. О.Н. работал водителем у Компании «A» по Договору оказания услуг (гражданско-правового характера) от 01.04.2024г.

Данный факт так же подтверждается ответом ЕНПФ от 11.12.2024г. на запрос налогового органа от 05.12.2024г., согласно которому за О.Р.Н. (ИП «R») в ЕНПФ за период с января по декабрь 2021г. Компанией «A» в качестве работодателя перечислены взносы ежемесячно в сумме 20,0 тыс.тенге, за июль-август 2022г. взносы перечислены ТОО «BUSINESS ABC» в сумме 12,0 тыс.тенге.

Следует отметить, что Компанией «A» не предоставлены первичные документы как по оказанию логистических услуг Арендатором Арендодателю за использование автотранспорта в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором, также и по оплате Арендатором аренды автотранспортных средств, ТТН, путевые листы, тогда как расходы подлежат отнесению на вычеты при наличии ТТН, путевых листов, иных документов, подтверждающих факт перевозки груза.

Кроме того, из приложенных к жалобе материалов установлено, что между Компанией «A» (Заказчик) и ИП «R» (Экспедитор) заключен Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание от 02.11.2021г. (далее - Договор). ИП «R» выставлены счета-фактуры от 30.11.2021 г., от 30.11.2021 г., от 30.12.2021г., от 30.12.2021г. на сумму 64 792,5 тыс.тенге, составлены акты выполненных работ (оказанных услуг) от 30.11.2021г. №1, от 30.11.2021г., от 30.12.2021г., от 30.12.2021г. на сумму 64 792,5 тыс.тенге.

Таким образом, приложенные к жалобе счет-фактуры и акты выполненных работ выставлены и составлены на основании Договора на транспортно-экспедиционное обслуживание от 02.11.2021г., заключенного между Компанией «A» (Заказчик) и ИП «R» (Экспедитор) до начала деятельности, то есть до 02.12.2021г. - момента создания ИП «R».

При этом, Договор, заключенный между Компанией «A» и ИП «R» является идентичным Договорам, заключенным с Компанией «F» и Компанией «A».

Согласно Договору, заключенному Компанией «A» с Экспедитором (ИП «R»), Экспедитор принимает на себя обязательства по перевозке или организации перевозок грузов. Перевозка грузов выполняется на основании письменной заявки Товарищества (Приложение №2), которая является неотъемлемой частью Договора и должна быть полностью заполнена и содержать информацию о перевозимом грузе (адрес, время подачи автотранспорта под погрузку, наименование грузополучателя, грузоотправителя, пункт назначения, маршрут движения, вес груза брутто, предварительная стоимость услуг). Также данным Договором предусмотрено наличие заявок, поданных Товариществом, путевых листов, надлежащим образом оформленных экземпляров ТТН, возвращенных Экспедитором Товариществу с отметкой времени фактического прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки, разгрузки.

Следует отметить, что согласно актов выполненных работ (оказанных услуг) от 30.11.2021г., от 30.12.2021г. и cчетов-фактур от 30.11.2021г., от 30.12.2021г., ИП «R» оказаны в адрес Товарищества услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию за ноябрь-декабрь 2021г. на сумму 64 792,5 тыс.тенге.

Также, ИП «R» на вышеуказанные услуги выставлены электронные счета-фактуры от 30.11.2021г., 30.12.2021г. на сумму 64 792,5 тыс.тенге.

Кроме того, согласно данным ИС ЭСФ ИП «R» в адрес Компании «A» выставлены ЭСФ от 15.05.2022г. за услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию на общую сумму 1 000,0 тыс.тенге, которые отнесены на вычеты в 2022г.

При этом, в актах выполненных работ от 30.11.2021г., от 30.12.2021г. не указаны наименование работ (услуг), нет информации о перевозимом грузе, пунктах погрузки, разгрузки, по автотранспортным средствам, по маршруту движения, Ф.И.О. водителя.

Так, из содержания актов выполненных работ (оказанных услуг) не представляется возможным определить по какому адресу, откуда и куда, кем был перевезен груз.

Таким образом, в вышеуказанных документах отсутствуют сведения, подтверждающие оказание ИП «R» Компании «A» услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию.

Как было указано ранее выписка счетов-фактур при выполнении работ, оказании услуг по договору транспортной экспедиции для стороны, являющейся клиентом по такому договору, осуществляется экспедитором.  Счет-фактура выписывается экспедитором на основании счет-фактур, выписанных перевозчиками и другими поставщиками работ, услуг, являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость. В счете-фактуре, выписываемом экспедитором, в качестве реквизитов: поставщика – указываются реквизиты экспедитора; получателя – указываются реквизиты налогоплательщика, являющегося клиентом по договору транспортной экспедиции. При осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции экспедитор составляет налоговый регистр в соответствии со статьей 215 Налогового кодекса, раскрывающий информацию о перевозчиках и (или) поставщиках работ, услуг, оказываемых в рамках такого договора, а также их стоимости.

В рассматриваемом случае, в счетах – фактурах ИП «R», выписанных в адрес Компании «A», не указаны категория поставщика, а также облагаемый (необлагаемый) оборот с учетом стоимости работ и услуг, выполненных и оказанных перевозчиками и (или) поставщиками в рамках договора транспортной экспедиции и иные сведения, предусмотренные статьей 415 Налогового кодекса.

Кроме того, Компанией «A» к жалобе не приложен налоговый регистр, раскрывающий информацию о перевозчиках и (или) поставщиках работ, услуг, оказываемых в рамках такого договора, а также их стоимости.

Следовательно, счет-фактура, выписанный с нарушением требований, не является подтверждающим документом оказания транспортно-экспедиционного обслуживания ИП «R» в адрес Компании «A» по договору транспортно-экспедиционного обслуживания.

Также, к жалобе не приложены письменная заявка (Приложение №2) Компании «A», ТТН, путевые листы, обязательное наличие которых предусмотрено Договором, заключенным с ИП «R», в котором указано, что груз, не оформленный ТТН Экспедитором к перевозке не принимается.

Указанные обстоятельства свидетельствуют, о том, что акты выполненных работ (оказанных услуг) ИП «R» выписаны с нарушениями требований бухгалтерского законодательства Республики Казахстан. К жалобе не приложены ТТН, путевые листы, информация по маршруту движения автотранспортных средств, месту (адрес) и времени выезда из начального пункта автотранспортного средства, показаний спидометра транспортного средства, пункту погрузки и разгрузки, наименовании груза и количеству, времени прибытия и убытия автотранспортного средства, времени и дате приезда в конечный пункт автотранспортного средства, данные доверенности и т.д.

Таким образом, в нарушение норм, предусмотренных Законом об автомобильном транспорте, Правилами №546, Компанией «A» не подтверждено оказание ИП «R» транспортных услуг по перевозке груза в адрес Компании «A».

В рассматриваемом случае, Компанией «A» в нарушение норм статьи 179 Налогового кодекса в ходе рассмотрения жалобы также как и в ходе проведения налоговой проверки не предоставлены ТТН, путевые листы, иные документы, подтверждающие факт перевозки ИП «R».

Следует отметить, что ИП «R» согласно статьи 57-4 Закона Республики Казахстан от 25.12.2017г. «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года уменьшены на 100 процентов, подлежащая уплате ИПН, исчисленный в соответствии со статьями 686, 686-3, 687695700 Налогового кодекса и  сумма социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса.

Исходя из изложенного, следует, что документы, приложенные к жалобе по взаиморасчетам с ИП «R»  не могут достоверно свидетельствовать о совершении операций и обеспечить адекватное отражение их в бухгалтерском учете и, следовательно, не являются основанием для отнесения указанных расходов на вычеты в соответствии с требованиями налогового и бухгалтерского законодательств.

ИП «Р» (Т.К.К.)

По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2021-2022гг. в сумме 83 153,4 тыс.тенге, в том числе за 2021г. в сумме 81 003,4 тыс.тенге, за 2022г. в сумме 2 150,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с ИП «Р».

Из акта налоговой проверки следует, что ИП «Р» Т.К.К. зарегистрирован по адресу г.Алматы, микрорайон Аккент 45, квартира 15, то есть по юридическому адресу регистрации Компании «A».

Вид деятельности – «Предоставление прочих индивидуальных услуг, не включенных в другие группировки».

Согласно Упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 2021-2022гг. работники не отражены, декларации по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) и декларации по эмиссии в окружающую среду (ф.870.00) за 2021-2022 годы не представлены. Согласно данным ИС ЭСФ у ИП «Р» поставщики отсутствуют.

В рассматриваемом случае, Компанией «A» к жалобе приложены Договоры Аренды транспортного средства с последующим выкупом от 07.05.2021г. (далее - Договоры аренды).

Согласно пунктам 1.1 Договоров аренды Товарищество (Арендодатель) передает в аренду ИП «Р» (Арендатор) во временное пользование с условием последующего выкупа автотранспортные средства Газ 330250 (Фургон./изотерм./100мм с РО (далее-автотранспорт, автотранспортное средство), техническая характеристика которых указаны в Приложениях №1 к Договорам аренды, в соответствии с которыми переданы автотранспортные средства с государственными номерными знаками 393 AG 02, 474LY02.

Пунктами 1.2 Договоров аренды определено, что ИП «Р» (Арендатор) принимает автотранспорт в аренду с последующим выкупом и осуществляет логистические услуги Арендодателя, предусмотренными настоящими Договорами.

В соответствии с пунктами 1.3 и 1.4 Договора аренды Автотранспорт принадлежит Товариществу (Арендодатель) на праве собственности, которое сохраняется за ним на весь срок аренды, до момента выплаты Арендатором полной стоимости, указанных в пункте 2.4 настоящих Договоров. Срок аренды составляет 1 год.

Пунктами 2.7 Договоров аренды установлено, что Арендатор обязуется своевременно на ежедневной основе предоставлять логистические услуги Арендодателю за использование автотранспорта в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором. 

При этом Компанией «A» не предоставлены первичные документы как по оказанию логистических услуг Арендатором в адрес Арендодателя за использование автотранспорта в порядке и на условиях, предусмотренных настоящими Договорами, также и по их оплате.

Также, из приложенных к жалобе материалов установлено, что между Компанией «A» (Заказчик) и ИП «Р» (Экспедитор) заключен Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание от 01.05.2020г. (далее - Договор). При этом, Договор, заключенный между Компанией «A» и ИП «Р» является идентичным Договорам, заключенным с Компаниями «F», «A» и ИП «R».

Согласно Договору, заключенному Компанией «A» с Экспедитором (ИП «Р»), Экспедитор принимает на себя обязательства по перевозке или организации перевозок грузов. Перевозка грузов выполняется на основании письменной заявки Компании «A» (Приложение №2), которая является неотъемлемой частью Договора и должна быть полностью заполнена и содержать информацию о перевозимом грузе (адрес, время подачи автотранспорта под погрузку, наименование грузополучателя, грузоотправителя, пункт назначения, маршрут движения, вес груза брутто, предварительная стоимость услуг).

Так, данным Договором предусмотрено наличие заявок, поданных Компанией «A», путевых листов, надлежащим образом оформленных экземпляров ТТН, возвращенных Экспедитором Компании «A» с отметкой времени фактического прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки, разгрузки.

Следует отметить, что согласно актов выполненных работ (оказанных услуг) от 31.05.2021г., от 30.06.2021г., от 31.07.2021г. и cчетов-фактур от 31.05.2021г., от 30.06.2021г., от 31.07.2021г. ИП «Р» оказаны в адрес Компании «A» услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию за май-июль 2021г. на сумму 81 003,4 тыс.тенге.

Также, ИП «Р» на вышеуказанные услуги выставлены ЭСФ от 10.06.2021г., 13.07.2021г., 11.08.2021г. на сумму 81 003,4 тыс.тенге.

Кроме того, согласно данным ИС ЭСФ ИП «Р» в адрес Компании «A» выставлены ЭСФ от 29.03.2022г., 13.10.2022г. за услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию на общую сумму 2 150,0 тыс.тенге, которые отнесены на вычеты в 2022г.

При этом, в актах выполненных работ от 31.05.2021г., от 30.06.2021г., от 31.07.2021г. не указаны наименование работ (услуг), нет информации о перевозимом грузе, пунктах погрузки, разгрузки, по автотранспортным средствам, по маршруту движения, Ф.И.О. водителя.

Из содержания актов выполненных работ (оказанных услуг) не представляется возможным определить какие работы были произведены где, по какому адресу, откуда, куда и кем перевезен груз.

Компанией «A» к жалобе не приложены письменные заявки (Приложение №2), ТТН, путевые листы, обязательное наличие которых предусмотрены Договором, заключенным с ИП «Р», в которых указано, что груз, неоформленный ТТН Экспедитором к перевозке не принимается. Нет информации по маршруту движения автотранспортных средств, месту (адрес) и времени выезда, времени и дате приезда в конечный пункт автотранспортного средства, данные доверенности и т.д.

Таким образом, в вышеуказанных документах отсутствуют сведения, подтверждающие оказание ИП «Р» Компании «A» услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию.

Как было указано ранее выписка счетов-фактур при выполнении работ, оказании услуг по Договору транспортной экспедиции для стороны, являющейся клиентом по такому Договору, осуществляется экспедитором.  Счет-фактура выписывается экспедитором на основании счет-фактур, выписанных перевозчиками и другими поставщиками работ, услуг, являющимися плательщиками НДС. В счете-фактуре, выписываемом экспедитором, в качестве реквизитов: поставщика – указываются реквизиты экспедитора; получателя – указываются реквизиты налогоплательщика, являющегося клиентом по договору транспортной экспедиции. При осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции экспедитор составляет налоговый регистр в соответствии со статьей 215 Налогового кодекса, раскрывающий информацию о перевозчиках и (или) поставщиках работ, услуг, оказываемых в рамках такого договора, а также их стоимости.

В рассматриваемом случае, в счетах - фактурах ИП «Р», выписанных в адрес Компании «A», не указаны категория поставщика, а также облагаемый (необлагаемый) оборот с учетом стоимости работ и услуг, выполненных и оказанных перевозчиками и (или) поставщиками в рамках договора транспортной экспедиции и иные сведения, предусмотренные статьей 415 Налогового кодекса.

Кроме того, Компанией «A» к жалобе не приложен налоговый регистр, раскрывающий информацию о перевозчиках и (или) поставщиках работ, услуг, оказываемых в рамках такого договора, а также их стоимости.

Следовательно, счет-фактура, выписанный с нарушением требований, не является подтверждающим документом оказания транспортно-экспедиционного обслуживания ИП «Р» в адрес Компании «A» по договору транспортно-экспедиционного обслуживания.

Таким образом, в нарушение норм, предусмотренных Законом об автомобильном транспорте, Правилами №546, Компанией «A» не подтверждено оказание ИП «Р» транспортных услуг по перевозке груза в адрес Компании «A».

Так, в нарушение пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса Компанией «A» в подтверждение своих требований к жалобе не приложены документы, подтверждающие факт перевозки груза, в том числе ТТН, путевые листы, иные документы, подтверждающие факт перевозки.

Следует отметить, что ИП «Р» согласно статьи 57-4 Закона Республики Казахстан от 25.12.2017г. «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года уменьшены на 100 процентов, подлежащая уплате ИПН, исчисленный в соответствии со статьями 686, 686-3, 687695700 Налогового кодекса и  сумма социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса.

Исходя из изложенного, следует, что документы, приложенные к жалобе по взаиморасчетам с ИП «Р»  не могут достоверно свидетельствовать о совершении операций и обеспечить адекватное отражение их в бухгалтерском учете и, следовательно, не являются основанием для отнесения указанных расходов на вычеты в соответствии с требованиями налогового и бухгалтерского законодательств.

ИП «К»  (Г.Г.К.)

По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2021г. в сумме 86 306,3 тыс.тенге по взаиморасчетам с ИП «К».

Из акта налоговой проверки следует, что ИП «К» Г.Г.К. зарегистрирован по адресу г.Алматы, микрорайон Аккент 45, квартира 15, то есть по юридическому адресу регистрации Компании «A».

Вид деятельности – «Предоставление прочих индивидуальных услуг, не включенных в другие группировки».

Согласно упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 2021-2022гг. работников нет, декларации по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) и декларации по эмиссии в окружающую среду (ф.870.00) за 2021 - 2022 годы не представлены. Согласно данным ИС ЭСФ у ИП «К» поставщики отсутствуют.

Товариществом к жалобе приложены Договоры Аренды транспортного средства с последующим выкупом от 14.12.2020г. и от 05.12.2021г. (далее - Договоры аренды).

Согласно пунктам 1.1 Договоров аренды Компания «A» (Арендодатель) передает в аренду ИП «К» (Арендатор) во временное пользование с условием последующего выкупа автотранспортные средства Газ 330250 (Фургон./изотерм./100мм с РО (далее-автотранспорт, автотранспортные средства), техническая характеристика которых указаны в Приложениях №1 к Договорам аренды, в соответствии с которыми переданы автотранспортные средства с государственными номерными знаками 616 LU 02 и 747 LZ 02.

Пунктами 1.2 Договоров аренды определено, что ИП «К» (Арендатор) принимает автотранспортные средства в аренду с последующим выкупом и осуществляет логистические услуги Арендодателя, предусмотренными настоящими Договорами.

В соответствии с пунктами 1.3 и 1.4 Договоров аренды Автотранспортные средства принадлежат Компании «A» (Арендодатель) на праве собственности, которые сохраняются за ним на весь срок аренды, до момента выплаты Арендатором полной стоимости, указанных в пункте 2.4 настоящих Договоров. Срок аренды составляет 2 года.

Пунктами 2.7 Договоров аренды установлено, что Арендатор обязуется своевременно на ежедневной основе предоставлять логистические услуги Арендодателю за использование автотранспорта в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Договором. 

При этом Компанией «A» не предоставлены первичные документы как по оказанию логистических услуг Арендатором Арендодателю за использование автотранспорта в порядке и на условиях, предусмотренных настоящими Договорами, также и по их оплате.

Далее, из приложенных к жалобе материалов установлено, что между Компанией «A» (Заказчик) и ИП «К» (Экспедитор) заключен Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание от 04.05.2020г. (далее - Договор).

При этом, Договор, заключенный между Компанией «A» и ИП «К» является идентичным Договорам, заключенным с Компанией «F», Компанией «A» и ИП «R» и ИП «Р».

Согласно Договору, заключенному Компанией «A» с Экспедитором (ИП «К»), Экспедитор принимает на себя обязательства по перевозке или организации перевозок грузов. Перевозка грузов выполняется на основании письменной заявки Компании «A» (Приложение №2), которая является неотъемлемой частью Договора и должна быть полностью заполнена и содержать информацию о перевозимом грузе (адрес, время подачи автотранспорта под погрузку, наименование грузополучателя, грузоотправителя, пункт назначения, маршрут движения, вес груза брутто, предварительная стоимость услуг). Также данным Договором предусмотрено наличие заявок, поданных Компанией «A», путевых листов, надлежащим образом оформленных экземпляров ТТН, возвращенных Экспедитором Товариществу с отметкой времени фактического прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки, разгрузки.

Следует отметить, что согласно актов выполненных работ (оказанных услуг) от 31.03.2021г., от 30.04.2021г., от 30.04.2021г., от 31.07.2021г., от 31.08.2021г., от 30.10.2021г. и cчетов-фактур от 31.03.2021г., от 30.04.2021г., от 31.07.2021г., от 31.08.2021г., от 30.10.2021г. ИП «К» оказаны в адрес Компании «A»  услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию за март-апрель, июль-август и октябрь 2021г. на сумму 86 306,3 тыс.тенге.

Также, ИП «К» на вышеуказанные услуги выставлены электронные счета-фактуры от 31.03.2021г., 30.04.2021г., 31.07.2021г., 31.08.2021г., 31.10.2021г. на сумму 86 306,3 тыс.тенге, при этом в приложенных к жалобе cчет-фактурах не указаны номера ТТН.

Кроме того, в актах выполненных работ (оказанных услуг) не указаны наименование работ (услуг), нет информации о перевозимом грузе, пунктах погрузки, разгрузки, по автотранспортным средствам, по маршруту движения, Ф.И.О. водителя.

При этом, к жалобе не приложены письменные заявки (Приложение №2) Компании «A», ТТН, путевые листы, обязательное наличие которых предусмотрены Договорами, заключенными с ИП «К», в которых указано, что груз, неоформленный ТТН Экспедитором к перевозке не принимается.

Таким образом, в вышеуказанных документах отсутствуют сведения, подтверждающие оказание ИП «К» Компании «A» услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию.

Как было указано ранее выписка счетов-фактур при выполнении работ, оказании услуг по договору транспортной экспедиции для стороны, являющейся клиентом по такому договору, осуществляется экспедитором.  Счет-фактура выписывается экспедитором на основании счет-фактур, выписанных перевозчиками и другими поставщиками работ, услуг, являющимися плательщиками НДС. В счете-фактуре, выписываемом экспедитором, в качестве реквизитов: поставщика – указываются реквизиты экспедитора; получателя – указываются реквизиты налогоплательщика, являющегося клиентом по договору транспортной экспедиции. При осуществлении деятельности по договору транспортной экспедиции экспедитор составляет налоговый регистр в соответствии со статьей 215 Налогового кодекса, раскрывающий информацию о перевозчиках и (или) поставщиках работ, услуг, оказываемых в рамках такого договора, а также их стоимости.

В рассматриваемом случае, в счетах – фактурах ИП «К», выписанных в адрес Компании «A», не указаны категория поставщика, а также облагаемый (необлагаемый) оборот с учетом стоимости работ и услуг, выполненных и оказанных перевозчиками и (или) поставщиками в рамках договора транспортной экспедиции и иные сведения, предусмотренные статьей 415 Налогового кодекса.

Кроме того, Компанией «A» к жалобе не приложен налоговый регистр, раскрывающий информацию о перевозчиках и (или) поставщиках работ, услуг, оказываемых в рамках такого договора, а также их стоимости.

Следовательно, счет-фактуры, выписанные с нарушением требований, не являются подтверждающими документами оказания транспортно-экспедиционного обслуживания ИП «К» в адрес Компании «A» по договору транспортно-экспедиционного обслуживания.

Таким образом, Компанией «A» к жалобе не предоставлены документы, подтверждающие взаиморасчеты с ИП «К».

Следует отметить, что ИП «К» согласно статьи 57-4 Закона Республики Казахстан от 25.12.2017г. «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года уменьшены на 100 процентов, подлежащая уплате ИПН, исчисленный в соответствии со статьями 686, 686-3, 687695700 Налогового кодекса и  сумма социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса.

Исходя из изложенного, следует, что документы, приложенные к жалобе по взаиморасчетам с ИП «К» не могут достоверно свидетельствовать о совершении операций и обеспечить адекватное отражение их в бухгалтерском учете и, следовательно, не являются основанием для отнесения указанных расходов на вычеты в соответствии с требованиями налогового и бухгалтерского законодательств.

Также следует указать, что в ходе рассмотрения жалобы налоговым органом от 05.12.2024г. направлен запрос от 05.12.2024г. в сервисную компанию ТОО «R» о представлении информации относительно взаиморасчетов с Компанией «A». Из представленных Компанией «R» материалов следует, что водителями являлись А.Я.Н., А.А. -  автомашин марки ГАЗ 330250 (414 LT02), ГАЗ-330252-750 (181 MP02), Е.С.Ш. - автомашины марки ГАЗ 330250 (393 AG02), О.Р.Н. - автомашины марки ГАЗ-330250-1771-24-059-15-60-900(474LY02) и Б.М. - автомашины марки ГАЗ 330200-1769-24059-15-60-900 (616LU02).

Как указано выше, налоговым органом 05.12.2024г. направлен запрос в ЕНПФ, согласно ответу которого от 11.12.2024г. установлено, что Компанией «A» перечислялись взносы в накопительный пенсионный фонд за вышеуказанных водителей, следовательно, они были работниками Компании «A» и к вышеуказанным поставщикам услуг не имеют отношения.

Следовательно, сервисной компанией Компания «R» подтвержден факт перевозки товаров самими работниками Компанией «A», в этой связи его доводы в указанной части являются несостоятельными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.




  • 3828
  • 0
  • 27 февраля 2025

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.