Таможенная стоимость аммиака

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «С» на уведомление об устранении нарушений территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенной пошлины и НДС.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правильности заявления таможенной стоимости товаров – «Аммиак жидкий технический, безводный» по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 40 760,6 тыс. тенге.

 Компания «С», не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так Компания «С» поясняет, что контракты, заключенные с иностранными партнерами - Компаниями «В» и «Р» (Кыргызская Республика), являются - внешнеэкономическими сделками, так как заключены в долларах США между резидентом Республики Казахстан и иностранной компанией, зарегистрированной и осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством и на территории Кыргызской Республики.

Несмотря на то, что Кыргызстан и Казахстан являются государствами-членами ЕАЭС, пункт 1 статьи 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, определяет, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза.

Пунктом 4 данной статьи определено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.

Компания «С» осуществляла платежи в адрес кыргызских компаний в соответствии с вышеуказанными пунктами и согласно контрактам от 10.05.2017г., от 27.09.2017г., от 28.09.2017г., от 29.09.2017г., заключенными с Компаниями «В» и «Р» (Кыргызстан), являющихся иностранными агентами - Продавцами. Компания «С», являясь покупателем товаров, соблюдало все требования валютного законодательства, а также условия купли-продажи по договорам и осуществляло валютные операции, совершенные в пользу Продавцов. В соответствии с вышеуказанными пунктами, при определении таможенной стоимости в момент таможенного декларирования товаров Товариществом были приняты к оформлению цены за товар, которые фактически уплачены или подлежали уплате Компаниям «В» и «Р» (Кыргызстан) за ввозимый и поставляемый (продаваемый) товар. Основанием для оплаты являлись инвойсы, полученные Компанией «С» от вышеуказанных компаний.

Компания «С» сообщает, что курс валюты узбекский сум к доллару США, использованный таможенным органом для расчета таможенной стоимости (по курсу НБ РК/ЦБ РУ) с целью начисления таможенных платежей не может отражать справедливую таможенную стоимость товара.

Так, в Республике Узбекистан до сентября 2017 года существовали три курса иностранной валюты: биржевой клиринговый курс, по которому банки меняют валюту предприятиям (примерно 8 500 сумов), базарный (около 7 700 - 8 000 сумов) и официальный (4 200 сумов).

Суть обмена валют по биржевому клиринговому курсу заключалась в следующем.

Международные расчеты между компаниями основываются на взаимном зачете платежей за услуги или товары, стоимость которых равна. При этом договаривающиеся стороны сами выбирают валюту и курс выбранной валюты.

Такая практика применяется повсеместно, где существуют валютные ограничения. Например, в Узбекистане в обязанности экспортера входило обязательная продажа части валютной выручки национальному банку, естественно по курсу национального банка.

Такая практика действовала в Республике Узбекистан до Указа Президента Республики Узбекистан от 2 сентября 2017 года № УП-5177 «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики»

Примерно по такому же принципу был осуществлен заем Компанией «В» у Компании «G» по договору займа на сумму 11 000 000 000 сумов. При этом возврат займа должен быть осуществлен в долларах США. Курс доллара США установлен приложениями к займу и составлял от 8 185 до 9 044 узбекских сумов за 1 доллар США при этом официальный курс Национального банка Узбекистана на апрель - май 2017 года составлял от 3 700 до 4 000 узбекских сумм за 1 доллар.

При этом такие сделки не противоречат как международному законодательству, так и законодательству Республики Узбекистан.

Кроме того, исходя из вновь определенной таможенной стоимости товара - «Аммиак безводный технический» цена увеличена в среднем со 180 долларов США за тонну до 350 долларов США за тонну. При том, что по договору, заключенному Компанией «С» с Компанией «К» (Казахстан), стоимость товара составляет 67 500 тенге (200 долларов США) за тонну. То есть, по мнению таможенных органов, закупочная цена Компании «С» почти в 2 раза выше цены продажи Компании «К».

Также Компания «С» полагает, что проверяющими лицами не были изучены сведения о стоимости идентичных товаров, ввозимых другими потребителями «Аммиака», например, Компания «К» (напрямую) и Компания «Е».

Компания «С» утверждает, что на конкурентном рынке указанные компании в тот же соответствующий период времени получали товар в том же ценовом диапазоне.

На основании вышеизложенного, Компания «К» считает, что добросовестно выполнила все свои обязательства при таможенном декларировании товаров и просит отменить уведомление об устранении нарушений.

Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 34 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее - Кодекс) товары, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза.

Согласно статье 407 Кодекса одной из форм таможенного контроля, применяемой таможенными органами, является таможенная проверка.

Пунктом 1 статьи 416 Кодекса определено, что таможенная проверка является формой таможенного контроля, проводимой таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан.

При проведении таможенной проверки таможенными органами могут проверяться достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации. Должностные лица таможенного органа имеют право направлять запросы организациям, государственным и иным органам (организациям) государств – членов Евразийского экономического союза и государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, в связи с проведением таможенной проверки.

В рассматриваемом случае Компанией «С» в 2017 году из Республики Узбекистан импортировался на таможенную территорию Таможенного союза товар - «Аммиак жидкий технический, безводный», где отправителем являлось Компания «M» (Республика Узбекистан). Перемещение товара осуществлялось железнодорожным транспортом. Ввоз товаров из Узбекистана на таможенную территорию Таможенного союза производился через таможенный пост таможенного органа.

По 39 декларациям на товары (далее – ДТ) Компанией «С» товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с определением таможенной стоимости по основному методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Таможенная стоимость товаров определена на основании следующих документов:

- договора на поставку аммиака безводного технического от 10.05.2017г., заключенного Компанией «В» (Кыргызстан), счетов-фактур, выставленных Компанией «В» (Кыргызстан) в адрес Компании «С», и счетов-фактур, выставленных транспортными организациями (по цене от 193 до 201 долларов США за 1 тонну, по курсу валют от 61 795 до 67 604 тенге за 1 тонну);

- контрактов от  27.09.2017г., от 28.09.2017г. и от 29.09.2017г., заключенных с Компанией «Р» (Кыргызстан),  счетов-фактур, выставленных Компанией «Р» (Кыргызстан) в адрес Компании «С», и счетов-фактур, выставленных транспортными организациями (по цене 205 долларов США за 1 тонну, по курсу валют от 67 650 до 68 421 тенге за 1 тонну).

В соответствии с данным договорами и счетами-фактурами расчет за поставляемый товар Компанией «С» производился в долларах США путем перечисления денежных средств на расчетные счета Компании «В» и «Р».

В дополнительных соглашениях и приложениях к договорам указаны цены за товар в долларах США.

Впоследствии по результатам таможенной проверки таможенным органом установлено, что вывоз вышеуказанного товара из Республики Узбекистан на территорию Республики Казахстан осуществлялся на основании следующих документов:

- контрактов от 28.04.2017г. и от 14.06.2017г., заключенных между Компанией «В» (Кыргызстан, Покупатель) и Компанией «М» (Узбекистан, Продавец), счет-фактур, выставленных Компанией «М» в адрес Компании «В» (по цене – 1 050 000 и 1 150 000 узб. сум за 1 тонну, по курсу валют на день оформления ДТ в Казахстане от 47 840 до 95 105 тенге за 1 тонну);

- контракта от 24.05.2017г., заключенного между Компанией «В» (Кыргызстан, Покупатель) и Компанией «N» (Узбекистан, Продавец), счет-фактур, выставленных Компанией «N» в адрес Компании «В» (по цене – 1 100 001 узб. сум за 1 тонну, по курсу валют на день оформления ДТ в Казахстане от 45 760 до 91 630 тенге за 1 тонну);

- контракта от 28.09.2017г., заключенного между Компанией «Р» (Кыргызстан, Покупатель) и Компанией «U» (Узбекистан, Продавец), счет-фактур, выставленных Компанией «U» в адрес Компании «Р»  (по цене – 147 долларов США за 1 тонну, по курсу валют на день оформления ДТ в Казахстане от 48 396 до 49 162 тенге за 1 тонну).

В контрактах, заключенных между Компанией «В» - Покупателем с одной стороны и Компаниями «М» и «N» - Продавцами с другой стороны, где грузополучателем является Компания «С», валютой платежа определен узбекский сум, в связи, с чем в счетах-фактурах, выставленных Компаниями «М» и «N» в адрес Компании «В», цена за товар указана в узбекских сумах.

В контракте от 28.09.2017г., заключенном между Компанией «Р» (Кыргызстан, Покупатель) и Компанией «U» (Узбекистан, Продавец), валютой платежа определен доллар США, в связи, с чем в счетах-фактурах, выставленных Компанией «U» в адрес Компании «Р», цена за товар указана в долларах США.

По мнению таможенного органа, заявленная Компанией «С» таможенная стоимость товаров  по цене сделки, заключенных между резидентами ЕАЭС продавцами - Компаниями «В» и «Р» (Кыргызская Республика) и покупателем в лице Компании «С», была определена неверно.

Таможенный орган считает, что таможенной стоимостью ввезенного товара является цена сделок, заключенных между резидентами ЕАЭС (Компаниями «В» и «Р», Кыргызская Республика) и юридическими лицами Республики Узбекистан (Компаниями «M», «N» и «U»), так как, сделки осуществлялись с целью экспорта товара с территории Республики Узбекистан на таможенную территорию ЕАЭС (Республика Казахстан).

В связи с расхождением в заявленной Компанией «С» стоимости на ввезенный товар - «аммиак сжиженный, безводный» со стоимостью, отраженной в контрактах, заключенных между кыргызстанскими и узбекистанскими компаниями, таможенным органом вновь определена таможенная стоимость с учетом сведений, указанных в счетах-фактурах, выставленных узбекистанскими компаниями в адрес кыргызстанских компаний.

Пунктом 1 статьи 99 Кодекса Республики Казахстан «О  таможенном деле в Республике Казахстан», действовавшим на момент декларирования товаров, определено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (Москва, 25 января 2008 года) (далее - Соглашение).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.

Согласно пункту 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения.

Из вышеуказанных норм Соглашений следует, что для определения таможенной стоимости товаров по основному методу (метод 1) необходимо применять цену, выставленную продавцом-экспортером при продаже товаров для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза, с учетом дополнительных расходов, перечисленных в статье 5 Соглашения.

В ходе рассмотрения жалобы вышестоящим таможенным органом в адрес Государственной таможенной службы Республики Узбекистан направлен запрос от 21.01.2019г. по представлению дополнительной информации о поставках аммиака в Республику Казахстан.

Вместе с ответом на запрос Государственной таможенной службой Республики Узбекистан представлены экспортные таможенные декларации с пакетом документов, использованных при декларировании товара – «аммиак сжиженный, безводный» на экспорт из Республики Узбекистан.

По результатам изучения представленных узбекской стороной документов установлено, что при экспорте товара - «аммиак сжиженный, безводный» декларирование производилось на основании контрактов, заключенных между узбекистанскими и кыргызстанскими компаниями, а для определения таможенной стоимости использовалась цена товара, указанная в счетах-фактурах, выставленных узбекистанскими компаниями в адрес кыргызстанских компаний.

Указанные в контрактах и счетах-фактурах узбекистанских компаний - продавцов цены на товар, где валютой платежа является узбекский сум, при переводе по курсу валют на тенге выше стоимости, заявленной Компанией «С» в импортной ДТ. При этом в случае валюты платежа – доллар США при переводе по курсу валют на тенге указанная в контрактах и счетах-фактурах узбекистанских компаний – продавцов цена товара ниже заявленной Компанией «С» стоимости.

Из вышеизложенного следует, что Компания «С» при отсутствии сделки напрямую с нерезидентом Таможенного союза выступило декларантом ввозимых товаров, указав таможенную стоимость товара, рассчитанную на основании цены, указанной в контракте, заключенной непосредственно между Компанией «С» и кыргызстанскими компаниями.

Законом Республики Казахстан № 346-V ратифицирован Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014г. (далее – Договор).

Данным Договором стороны учредили Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках Союза.

Создано единое экономическое пространство, состоящее из территорий государств-членов, на котором функционируют сходные (сопоставимые) и однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм, и существует единая инфраструктура.

Статьей 25 Договора установлено, что в рамках Таможенного союза государств-членов, функционирует внутренний рынок товаров и осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля.

В нарушении вышеуказанных норм Договора Компания «С» осуществило определение таможенной стоимости не из стоимости товара при продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза, а исходя из стоимости товаров, установленной в условиях функционирования внутреннего рынка на едином экономическом пространстве, состоящим из территорий государств-членов Таможенного союза. То есть договора, заключенные между Компанией «С» и кыргызстанскими компаниями, являются внутренней сделкой между резидентами государств-членов Таможенного союза.

Таким образом, заявленная Компанией «С» таможенная стоимость товаров по цене сделки, заключенной с резидентом Таможенного союза (Кыргызстан), была определена неверно, так как, поставка товаров осуществлялась напрямую с территории Республики Узбекистан на территорию Республики Казахстан (Таможенный союз) на основании сделок, заключенных между резидентами Узбекистана и Кыргызстана.

На основании вышеизложенного следует, что таможенную стоимость ввозимых товаров – «аммиак жидкий технический, безводный» необходимо определять на основании указанных в контрактах и счетах-фактурах цен, выставленных узбекистанскими компаниями.

Вместе с тем необходимо отметить, что таможенным органом по результатам проверки для определения таможенной стоимости ввезенных товаров применена величина таможенной стоимости, указанной в экспортной таможенной декларации страны отправления (Узбекистан), с включением в нее расходов, понесенных при транспортировке товаров со станции «Боз-Су» (Узбекистан) до станции «Сары-Агаш» (Казахстан).  При этом таможенная стоимость в экспортной таможенной декларации уже была определена с учетом транспортных расходов, понесенных до границы Республики Казахстан.

Учитывая изложенное следует, что при определении таможенной стоимости проверяющими повторно были включены суммы транспортных расходов до границы Республики Казахстан, следовательно, неверно использована основа начисления при расчете сумм НДС по 38 ДТ.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по определению таможенной стоимости на основании сделок, заключенных между Кыргызстаном и Узбекистаном, признаны правомерными, а в части начисления НДС на сумму транспортных расходов, повторно включенных в таможенную стоимость товаров, оформленных по 38 ДТ, признаны неправомерными.

  • 1663
  • 0
  • 25 января 2020

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.