НДС- возврат НДС (нарушения по отчету Пирамида)

Министерством финансов Республики Казахстан (далее –уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах территориального Департамента государственных доходов (далее- налоговый орган) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «А»  по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.10.2017г. по 30.09.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 161 207,8 тыс.тенге.

Компания «А»,   не согласившись с выводами налогового органа, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.  

Основание явилось предъявленное требование Компании «А» о возврате превышение НДС за период с 01.10.2017г. по 30.06.2018г. в сумме 161 207,9 тыс.тенге (декларация по НДС (ф.300.00) за 3 квартал 2021г.).

 Компания  «А» не согласна с выявленными нарушениями по результатам аналитического отчета «Пирамида» на сумму 54 580,3 тыс.тенге, в том числе по расхождениям на сумму 48 484,2 тыс.тенге, возникшим между датами выписки счетов-фактур и совершением облагаемого оборота, приходящиеся на разные налоговые периоды и НДС в сумме 6 096,8 тыс.тенге, отраженный поставщиками в обороте по реализации, которые в свою очередь, не отнесены в зачет Компанией  «А».

При этом, Компания «А» полагает, что при формировании аналитического отчета «Пирамида» должны учитываться отклонения возникшее между датой выписки счетов-фактур и датой совершения облагаемого оборота по НДС.

Кроме того, Компания «А» в жалобе указывает, что исходя из цели дальнейшего использования приобретенных товаров, работ, услуг имеет право относить/ не относить в зачет суммы НДС за полученные товары, работы и услуги.

В жалобе Компании «А» указано, что причина отказа в возврате НДС по 17 поставщикам на сумму 87 756,0 тыс.тенге указанная в подпункте 1) пункта 2.14. Акта проверки (применение Системы управления рисками по результатам аналитического отчета «Пирамида», в том числе и последующих уровней), указаны нарушения по 17 поставщикам начиная со второго уровня, то есть без нарушений на первом уровне аналитического отчета «Пирамида».

В связи с вышеизложенным, Компания «А» не согласна с результатами налоговой проверки по неподтверждению НДС к возврату в сумме 87 756,0 тыс.тенге. 

В жалобе указано, что в целях пункта 2 статьи 429 Налогового кодекса Компанией  «А»  впервые представлено требование о возврате превышения сумм НДС в налоговой отчетности за 1 квартал 2019г.

По результатам предыдущих налоговых проверок за период с 01.10.2017г. по 31.03.2020г. Компании  «А»  был возвращен НДС на сумму 654 313,5 тыс.тенге.

Компания  «А» в жалобе отмечает, что по состоянию на 22.12.2021г. (на момент начала обжалуемой налоговой проверки) превышение НДС на лицевом счете составляло сумму 466 992,9 тыс.тенге, при этом фактически заявлено требование на возврат НДС в сумме 161 207,8 тыс.тенге, то есть в установленном налоговым законодательством пределе.

Как утверждает Компания  «А», одна из причин отказа в возврате НДС на сумму 37 597,8 тыс.тенге, указанная в подпункте 3) пункта 2.14 Акта налоговой проверки, это отсутствие превышения на лицевом счете, которая по мнению Компании  «А», является необоснованной, так как Компанией  «А» представлено впервые.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

По результатам налоговой проверки в соответствии с пунктом 12 статьи 152 Налогового кодекса не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 179 934,1 тыс.тенге по следующим основаниям:

54 580,3 тыс.тенге - по непосредственным поставщикам в связи с выявленными нарушениями по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида»;

87 756,0 тыс.тенге - с наличием нарушений, выявленных в результате применения системы управления рисками (СУР);

37 597,8 тыс.тенге - по причине отсутствия на лицевом счете превышения НДС и по ранее возвращенной сумме НДС

В целях вынесения мотивированного решения в соответствии со статьей 186 Налогового кодекса от 25.12.207г. уполномоченным органом назначена тематическая проверка Компании «А» по вопросу правильности подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость предъявленных к возврату.

Проведена тематическая проверка Компании «А», по результатам которой составлен акт тематической проверки №37 (далее - акт тематической проверки №37).

Из акта тематической проверки №37 следует, что по результатам обжалуемой налоговой проверки №602 за период с 01.10.2017г. по 30.09.2021г., не подлежащая к возврату сумма превышения НДС определена в размере 161 207,8 тыс.тенге.

1.Относительно неподтверждения к возврату суммы превышения НДС по непосредственным поставщикам в связи с выявленными нарушениями по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида»

Согласно статье 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

В соответствии с подпунктом 75) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса информационная система электронных счетов-фактур – информационная система уполномоченного органа, посредством которой осуществляются прием, обработка, регистрация, передача и хранение счетов-фактур, выписанных в электронной форме.

Приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 22 апреля 2019 года №370 утверждены Правила выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы.

Согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида». При этом указанные положения подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не применяются в случае устранения нарушений, выявленных по результатам аналитического отчета «Пирамида», непосредственными поставщиками налогоплательщиков, имеющих право на применение упрощенного порядка возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость.

Аналогичные положения закреплены подпунктом 2) пункта 14 Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №391.

Из акта тематической проверки №37 следует, что не подлежит возврату сумма превышения НДС по непосредственным поставщикам, где установлены расхождения на сумму 55 162,2 тыс.тенге, при этом не подтвержденная к возврату сумма НДС составила 19 090,0 тыс.тенге (38 поставщиков), в том числе:

-  расхождение между датами выписки счетов-фактур и совершением облагаемого оборота, приходящиеся на разные налоговые периоды на сумму НДС 14 805,1 тыс.тенге (12 поставщиков);

-  расхождение между суммами НДС отраженными поставщиками в обороте по реализации и не отнесёнными в зачет Компанией «А» 428,6 тыс.тенге (4 поставщика);

- расхождение между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) и  НДС по выписанным счетам-фактурам не выявленные по результатам налоговой проверки от 28.02.2022г. №602 НДС в сумме 3 856,2 тыс.тенге (22 поставщика).

Таким образом, не подлежит возврату сумма превышения НДС по непосредственным поставщикам, где установлены расхождения на сумму 55 162,2 тыс.тенге, не подтвержденная к возврату сумма НДС составила 19 090,0 тыс.тенге по 38 поставщикам.

Таким образом, по результатам тематической проверки №37 не подлежит возврату сумма превышения НДС по вышеуказанным 38 непосредственным поставщикам в размере 19 090,0 тыс.тенге.

  1. Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в связи с нарушениями, выявленными по результатам применения СУР

В соответствии со статьями 136, 137 Налогового кодекса и Правилами применения системы управления рисками (далее – Правил №118) утвержденными Приказом Министра Финансов РК №118 от 02.02.2018г. произведена оценка деятельности Компании «А»  с использованием критериев СУР по НДС.

Как указано в акте тематической проверки от 26.08.2022г. №37, по результатам оценки показателей деятельности с использованием критериев степени риска суммарный итог составляет 40 баллов, в том числе:

- коэффициент налоговой нагрузки налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения КНН – 25 баллов;

-     наличие взаиморасчетов с взаимосвязанными сторонами – 5 баллов;

-  наличие одного из следующих фактов: учредителями являются физические лица-нерезиденты; в двенадцатимесячном периоде, предшествующем дате представления требования о возврате, численность работников составляет не более двух человек; отсутствует объекты обложения налогом на имущество, земельным налогом за налоговый период по указанным видам налогов, предшествующей дате представления требования о возврате – 10 баллов. Соответственно, Компания «А» подлежит отнесению к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.

При этом, пунктом 9 Правил №118 предусмотрено, что в отношении налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, за проверяемый налоговый период формируется аналитический отчет «Пирамида».

Согласно пункту 13 Правил №118 в случае выявления по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС производится в пределах сумм, указанных в требовании о возврате НДС и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, с учетом положений статьи 152 Налогового кодекса.

Подтверждение оставшейся суммы превышения НДС, производится по мере устранения поставщиками товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства в случае включения налогоплательщиком данной суммы в требование о возврате НДС в последующие налоговые периоды.

Таким образом, возврат превышения НДС производится в пределах предъявленных сумм, уменьшенных на суммы нарушения налогового законодательства и (или) на суммы возврата НДС, возвращенных в соответствии со статьей 434 Налогового кодекса.

В данном случае, по акту проверки выявлены расхождения у поставщиков последующих уровней, которые не отразили обороты по реализации в декларации по НДС за соответствующие периоды.

Как было отмечено ранее, в соответствии с Правилами №118, для проверки поставщиков, участвующих в процессе производства и обращения экспортируемых товаров, сформирован аналитический отчет «Пирамида» за период с 01.10.2017г. по 30.09.2021г., данные которого были использованы в ходе проверки.

В рассматриваемом случае, по результатам сформированного аналитического отчета «Пирамида» за проверяемый период по поставщикам различных уровней установлены нарушения налогового законодательства в части занижения суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) с суммами НДС по выписанным счетам-фактурам.

Из акта тематической проверки №37 следует, что сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения системы управления рисками (СУР), составила 94 816,3 тыс.тенге по 57 поставщикам.

Таким образом, по результатам тематической проверки №37 сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения системы управления рисками (СУР) составила 94 816,3 тыс.тенге.

  1. Относительно отказа в возврате сумм превышения НДС по причине отсутствия на лицевом счете превышения и по ранее возвращенной сумме НДС

Согласно данным декларации по НДС (ф.300.00) за 3 квартал 2021г. сумма превышения НДС, указанная в требовании о возврате НДС, составила 161 207,8 тыс.тенге, в том числе по следующим налоговым периодам:

- за 4 квартал 2017г. – 42 221,9 тыс.тенге;

- за 1 квартал 2018г.- 20 547,4 тыс.тенге;

- за 2 квартал 2018г. – 98 438,5 тыс.тенге.

При этом, Компанией «А» 03.12.2020г. представлена дополнительная декларация по НДС (ф.300.00) за 4 квартал 2017г., где указана сумма НДС к начислению в размере 486,1 тыс.тенге, а также по акту налоговой проверки №37 за 4 квартал 2017г. начисленная сумма НДС составила 5,8 тыс.тенге.

Соответственно, превышение НДС за 4 квартал 2017г., подлежащее отражению в приложении 9 к декларации по НДС (ф.300.00) за 3 квартал 2021г., определено в сумме 41 730,0 тыс.тенге (42 221,9-486,1-5,8), то есть  Компанией «А» излишне предъявлено к возврату превышение НДС в сумме 491,9 тыс.тенге.

Также в акте тематической проверки указано, что согласно акта проверки №602 за проверяемый период с 01.10.2017г. по 30.09.2021г. подтверждённая сумма НДС к возврату составила 691 425,1 тыс.тенге, в том числе 116 970,4 тыс.тенге по следующим налоговым периодам:

- за 4 квартал 2017г. – 40 095,4 тыс.тенге;

- за 1 квартал 2018г. – 13 275,3 тыс.тенге;

- за 2 квартал 2018г. – 63 599,7 тыс.тенге.

Следовательно, не подлежит возврату сумма превышения НДС в размере 116 970,4 тыс.тенге.

Относительно доводов Компании «А» в части выявленного факта вывоза товаров по ДТ №51814/221217/0000723 на сумму НДС в размере 21 799,2 тыс.тенге следует отметить, что неподтвержденное к возврату превышение НДС по акту налоговой проверки №602 определено без учета данной суммы.

Таким образом, по итогам тематической налоговой проверки подтверждены результаты проверки №602, соответственно, неподтверждение превышения НДС к возврату в сумме 161 207,8 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 1626
  • 0
  • 27 октября 2022

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.