КПН, уменьшение убытка и начисление налога на ТС, по арендованным ТС, не снятым с учета

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «V» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении налога на транспортные средства и уменьшении суммы переносимого убытка.

   Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «V» за период с 01.01.2014г. по 31.12.2018г. по результатам которой вынесено уведомление о начислении налога на транспортные средства 103,8 тыс.тенге и пени 60,721 тыс.тенге, уменьшении суммы переносимого убытка в размере 19 502,5 тыс.тенге.

   Компании «V», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления налога на транспортные средства и уменьшении суммы переносимого убытка.

       В жалобе приведено, что согласно договору купли-продажи транспортных средств №11 от 18.07.2014г. резидент Республики Беларусь Компания «E» реализовало Компании «V» седельные тягачи и полуприцепы в общем количестве 10 штук.

    При этом в соответствии с пунктом 3.3. вышеуказанного договора покупатель производит оплату приобретенного товара в срок не позднее 15.07.2015г. Пунктом 4.2, договора купли-продажи установлена ответственность покупателя в случае просрочки платежа оплатить 2% от неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.

После принятия, автотранспортные средства зарегистрированы Компанией «V» в Управлении административной полиции МВД РК. 

На протяжении с апреля по июнь 2015г. покупателем производились платежи в счет оплаты за приобретенную автотехнику, в связи с изменением условий, Компании «V» не смогло обеспечить наличие на своем счете денежных средств достаточных для исполнения обязательства по уплате покупной цены в полном объёме в оговоренные сроки.

В случае продолжения действия договора купли-продажи Компаниz «V» обязано было бы оплатить продавцу неустойку за просрочку платежа в размере 2% от суммы задолженности за каждый день просрочки.

С целью не наложения на Компанию «V» пени, 17.06.2015г.  было заключено соглашение о возврате 8 из 10 единиц автотехники продавцу и расторжении договора купли-продажи после осуществления возврата автотехники. В соответствии с положениями пункта 2 соглашения после подписания актов приема-передачи право собственности на возвращаемую автотехнику переходит продавцу - Компании «E».

После возврата 10.07.2015г. автотехники путем пересечения государственной границы Республики Казахстан, продавцом и покупателем в этот же день было подписано соглашение о расторжении договора купли-продажи.

Далее, Компания «V» в жалобе приводит, что 18.06.2015г. между Компанией «E» и Компанией «V» был подписан договор аренды транспортных средств №22, в соответствии с положениями которого арендодатель передал возвращенные ранее 8 единиц автотехники в аренду для использования их в коммерческой деятельности Компании «V».

Указанные транспортные средства были сняты с регистрационного учета в Республике Казахстан 21.06.2016г.

Компания «V» полагает, что при принятии решения по результатам налоговой проверки, налоговым органом не приняты во внимание сложившиеся между Компанией «E» и Компанией «V» экономические отношения, не исследована их суть, а вместо этого сделаны выводы лишь на основании одного документа - ответа из МВД РК. При этом такие выводы не имеют правого обоснования и реализованы с превышением компетенции налогового органа.

         Проверив доводы Компании «V», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

  1. Относительно начисления налога на транспортные средства в сумме 103,8 тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 1 статьи 365 Налогового кодекса, плательщиками налога на транспортные средства являются физические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности, и юридические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 366 Налогового кодекса объектами налогообложения являются транспортные средства, за исключением прицепов, подлежащие государственной регистрации и (или) состоящие на учете в Республике Казахстан.

Пунктом 1 Правил государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств по идентификационному номеру транспортного средства утвержденных приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 декабря 2014 года №862 установлен порядок регистрации и учета транспортных средств по идентификационному номеру транспортного средства.

Пунктом 4 Правил государственная регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится в соответствии с их зарегистрированным юридическим адресом, а за филиалами и представительствами по месту их регистрации.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 Правила снятие с учета транспортного средства - деятельность органов внутренних дел, направленная на изменение места регистрации транспортного средства, зарегистрированного в Республике Казахстан, в связи с изменением места регистрации его владельца, прекращения права владения в связи с изменением права собственности, последующее совершение сделки, утилизации (выбраковки, списания), временного прекращения допуска к участию в дорожном движении по заявлению владельца, вывоз транспортного средства за пределы Республики Казахстан, за исключением временного вывоза, выбытия транспортного средства из законного владения собственника (угон, кража).

Также, подпунктом 11) пункта 1 Правил определено, что владелец транспортного средства - собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Согласно пункту 1 статьи 69 Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» государственная регистрация транспортного средства прекращается по заявлению владельца в связи с утратой, отчуждением транспортного средства другому лицу, а также снятием его с регистрационного учета перед утилизацией или вывозом на постоянное пребывание за пределы Республики Казахстан или в соответствии с иными обстоятельствами.

Таким образом, для прекращения государственной регистрации транспортного средства и, соответственно, налогового обязательства по налогу на транспортные средства, необходимо обратиться с заявлением в уполномоченный орган, осуществляющий учет и регистрацию транспортных средств.

Учитывая изложенное, налоговое обязательство собственника транспортного средства по уплате налога на транспортные средства возникает с момента регистрации транспортных средств в органах дорожной полиции Республики Казахстан.

Также, следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 369 и статьи 371 Налогового кодекса уплата налога и предоставление налоговой отчетности юридическими лицами производится по месту регистрации объектов налогообложения.

Таким образом, учитывая нормы пункта 1 статьи 369, статьи 371 Налогового кодекса, уплата налога и представление налоговой отчетности производится по месту основной регистрации транспортных средств, указываемых при государственной регистрации транспортных средств.

В рассматриваемом случае, как следует из жалобы и акта проверки, 10 транспортных единиц (седельные тягачи и полуприцепы), приобретенные по договору купли-продажи №11 от 18.07.2014г. у резидента Республики Беларусь - Компании «E», в апреле 2015г. зарегистрированы в Управлении административной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – УАП МВД РК) и числились за Компанией «V» до 26.06.2016г., что подтверждается ответом Управления дорожной полиции от 15.04.2019г. на запрос ДГД от 12.04.2019г.:

1) седельный тягач Scania R420 LA 4x2 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203528;

2) седельный тягач Scania R420 LA 4x8 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203567;

3) седельный тягач Scania R420 LA 4x8 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203578;

4) седельный тягач Scania R420 LA 4x8 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203581;

5) седельный тягач Scania R420 LA 4x8 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203515;

6) седельный тягач Scania R420 LA 4x8 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203589;

7) седельный тягач Scania R420 LA 4x8 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203565;

8) седельный тягач Scania R420 LA 4x8 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203562;

9) полуприцеп тентовый с бортовой платформой Schmitz, 2008г. выпуска, шасси WSM00000003110393;

10) полуприцеп тентовый с бортовой платформой Schmitz, 2008г. выпуска, шасси WSM00000003110388.

 При этом, как утверждает Компания «V», следующие седельные тягачи и полуприцеп тентовый, всего в количестве 8 единиц, в связи с расторжением договора купли - продажи, были переданы Компанией «E» в арендное пользование Компании «V»:

1) седельный тягач Scania R420 LA 4x2 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203528;

2) седельный тягач Scania R420 LA 4x8 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203567;

3) седельный тягач Scania R420 LA 4x8 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203581;

4) седельный тягач Scania R420 LA 4x8 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203515;

5) седельный тягач Scania R420 LA 4x8 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203589;

6) седельный тягач Scania R420 LA 4x8 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203565;

7) седельный тягач Scania R420 LA 4x8 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203562;

8) полуприцеп тентовый с бортовой платформой Schmitz, 2008г. выпуска, шасси WSM00000003110388.

Таким образом, в связи с тем, что все 8 единиц транспортных средств были зарегистрированы с апреля 2015г. в УАП МВД РК и числились за Компанией «V» до июня 2016г., то в соответствии с пунктом 1 статьи 366 Налогового кодекса и подпунктом 11) пункта 1, пунктом 4 Правил, указанные транспортные средства являются объектами налогообложения.

Исходя из изложенного, начисление налога на транспортные средства в сумме 103,8 тыс.тенге по результатам проверки является обоснованным.     2. Относительно исключения из вычетов суммы арендных платежей в размере 19502,6 тыс.тенге.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанные руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В рассматриваемом случае, Компанией «V» на вычеты отнесена сумма арендных платежей в размере 19 502,6 тыс.тенге, поскольку в соответствии с соглашением  от 17.06.2015г. к договору купли - продажи от 18.07.2014г. в связи с невозможностью исполнением Компанией «V»  в установленный срок принятых на себя обязательств по договору купли - продажи от 18.07.2014г. покупатель Компания «V» производит реализацию (возврат) транспортных средства стоимостью 228 000 евро, в количестве 8 шт. (адрес возврата транспортных средств Республика Беларусь).

Далее, Компанией «Е» и Компанией «V» заключен договор аренды транспортных средств №22 от 18.07.2015г.  согласно которому Компания «V» принимает в аренду транспортные средства стоимостью 228 000 евро, в количестве 8 шт.

По актам приема-передач имущества арендованные транспортные средства являются те же транспортные средства, которые ранее были возвращены   Компании «E» по Договору от 18.07.2014г.

При этом, согласно сведений базы данных уполномоченного органа -  УАП МВД РК, переданные транспортные средства числятся за Компанией «V» с апреля 2015г. по июнь 2016г., то есть с момента приобретения и на дату оформления возврата Компании «E» с регистрационного учета в Республике Казахстан не снимались.

Согласно подпункту 13) пункта 16 Правил для совершения регистрационных действий владельцами транспортных средств представляются: документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат, к которым относятся документы, подтверждающие прохождение таможенного оформления (таможенная декларация, таможенный приходный ордер, обязательство об обратном вывозе в случаях временного ввоза) и договоры, сделки, свидетельства, документы о праве на наследование имущества, составленные в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 238 Гражданского кодекса Республики Казахстан если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации или нотариальному удостоверению, право собственности у приобретателя возникает с момента регистрации или нотариального удостоверения, а при необходимости как нотариального удостоверения, так и государственной регистрации договора с момента его регистрации.

Согласно пункту 61 Правил совершения нотариальных действий нотариусами, утвержденных приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 31 января 2012 г. №31: «При удостоверении договора отчуждения транспортного средства, нотариус истребует свидетельство о государственной регистрации транспортного средства».

То есть, указанными правилами предусмотрено истребование у лица, обратившегося за совершением нотариального действия, свидетельства о государственной регистрации транспортного средства как документа, подтверждающего право собственности на автотранспорт.

В ходе проверки и к рассмотрению жалобы Компанией «V» представлены договор купли - продажи от 18.07.2014г. на приобретение 10 транспортных средств у Компании «E», Соглашение от 17.06.2015г. к договору купли - продажи от 18.07.2014г. на возврат (из 10 ранее приобретенных) Компании «E» транспортных средств.

 Также, предоставлен договор аренды транспортных средств от 18.07.2015г., согласно которому Компания «V» принимает в аренду ранее возвращенные транспортные средства в количестве 8 штук.

Таким образом, согласно указанных документов, владельцем арендованных восьми транспортных средств Scania R420 LA 4x2 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203528, Scania R420 LA 4x8 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203567, Scania R420 LA 4x8 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203581, Scania R420 LA 4x8 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203515, Scania R420 LA 4x8 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203589, Scania R420 LA 4x8 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203565, Scania R420 LA 4x8 MEB E4, 2008г. выпуска, шасси XLER4x20005203562 и полуприцепа тентового с бортовой платформой Schmitz, 2008г. выпуска, шасси WSM00000003110388,  является Компания «E».

При этом, согласно данным уполномоченного органа все 8 единиц транспортных средств были зарегистрированы с апреля 2015г. в УАП МВД РК и числились за Компанией «V» до июня 2016г., основание для регистрации указанных транспортных средств являлся договор-купли продажи от 18.07.2014г. на приобретение 10 транспортных средств у Компании «E», как документ, подтверждающий право собственности  Компании «V» на вышеперечисленные транспортные средства.

   Следует указать, что подпунктом 11) пункта 1 Правил определено, что владелец транспортного средства - собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства).

    Исходя из изложенного, установлено, что Компания «V» выплачивало арендные платежи по имуществу (транспортные средства), которое фактически являлось его собственностью, что подтверждается данными УАП МВД РК.

    В этой связи, в соответствии с нормами статьи 100 Налогового кодекса, исключение из вычетов суммы арендных платежей в размере 19502,6 тыс.тенге по результатам проверки, является обоснованным.

     По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения

  • 1614
  • 0
  • 31 декабря 2019

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.