КПН коррект. дифференциала (часть 1)

1.Вид спора: налоговые споры

2.Категория налогоплательщика: юридическое лицо

3.Вид налога: КПН (трансферт)

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки от 21.02.2018г. территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «А» по вопросам трансфертного ценообразования за период с 01.01.2012г. по 31.12.2016г. по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки от 21.02.2018г. о начислении КПН в сумме 73545,9 тыс.тенге, пени 15364,7 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа. 

  1. Относительно истечения срока исковой давности за 2012г.

 Компания «А» не согласна с корректировкой дохода по КПН в связи с истечением срока исковой давности за 2012г.

 В жалобе указано, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 48 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года №121-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) налоговый орган вправе начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов в пределах срока исковой давности, составляющего пять лет, если не установлено иное.

 Исковой давностью по налоговому обязательству и требованию признается период времени, в течение которого налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет.

 Компания «А» в жалобе отмечает, что согласно пункту 16 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан №4 от 29.06.2017г. «О судебной практике применения налогового законодательства» применительно к праву органа налоговой службы на начисление или пересмотр исчисленной, начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет срок исковой давности исчисляется на дату вынесения уведомления о результатах проверки.

 По утверждению Компании «А», уведомление о результатах проверки было вынесено 21.02.2018г., то есть после истечения пятилетнего периода исковой давности за 2012г. Следовательно, данный налоговый период не попадает в период времени, в течение которого налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет.

 Компания «А» отмечает, что продление срока исковой давности в связи с использованием в расчете налога внутренней нормы рентабельности, внутренней нормы прибыли или R-фактора не применимо к Компании «А».

 Также Компания «А» утверждает, что не представлял дополнительных налоговых отчетностей за 2012г., то есть за период, по которому срок исковой давности в пять лет истекал менее чем за один календарный год.

 Кроме того, в жалобе указано, что срок исковой давности за 2012г. истек 01.01.2018г., тогда как согласно акту налоговой проверки, запрос в адрес Компании «AM» был направлен 19.01.2018г.

 Таким образом, по утверждению Компании «А», результаты налоговой проверки по начислению КПН за 2012г., в связи с истечением срока исковой давности, являются необоснованными.

 Компания «А» считает необходимым отменить уведомление в части начисления КПН за 2012г. в сумме 19405,3 тыс.тенге.

 Из акта налоговой проверки следует, что тематическая налоговая проверка Компании «А»  произведена за период с 01.01.2012г. по 31.12.2016г., по результатам которой, в том числе начислен КПН за 2012г. в сумме 19405,3 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

  В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса исковой давностью по налоговому обязательству и требованию признается период времени, в течение которого налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет.

 Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса определено, что если иное не предусмотрено указанной статьей, срок исковой давности составляет пять лет. Течение срока исковой давности начинается после окончания соответствующего налогового периода, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4, 5, 6 и 10 указанной статьи.

 При этом, следует указать, что согласно подпункту 1) пункта 8 статьи 48 Налогового кодекса срок исковой давности в части начисления или пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и платежей в бюджет приостанавливается на период подготовки и подачи письменного возражения налогоплательщиком (налоговым агентом) на предварительный акт налоговой проверки и его рассмотрения налоговым органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Аналогичные нормы предусмотрены и в пункте 7-1 статьи 46 Кодекса Республики Казахстан от 10.12.2008г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс от 10.12.2008г.), введенного в действие с 1 июля 2017г.

 Следовательно, налоговый орган вправе начислять или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет, то есть по налоговому обязательству, в пределах срока исковой давности. При этом срок исковой давности приостанавливается на период подготовки и подачи письменного возражения на предварительный акт налоговой проверки и его рассмотрения налоговым органом.

 Следует указать, что Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24.05.2017г. №334 утверждены Правила и сроки вручения налогоплательщику предварительного акта налоговой проверки, предоставления письменного возражения к предварительному акту налоговой проверки, а также рассмотрения такого возражения и категорий налогоплательщиков, в отношении которых применяются нормы по предварительному акту налоговой проверки (далее - Правила от 24.05.2017г.).

 Так, согласно пунктам 4, 7 и 9 Правил от 24.05.2017г. нормы по предварительному акту налоговой проверки применяются к крупным налогоплательщикам, подлежащим мониторингу, а также к налогоплательщикам, заключившим инвестиционные контракты.

Предварительный акт налоговой проверки вручается налогоплательщику (налоговому агенту) лично под роспись не менее чем за 5 (пять) рабочих дней до окончания срока проведения налоговой проверки.

 Письменное возражение на предварительный акт налоговой проверки представляется в орган государственных доходов, осуществляющий налоговую проверку, в явочном порядке в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня вручения предварительного акта налоговой проверки.

 При этом датой подачи письменного возражения является дата получения возражения органом государственных доходов, осуществляющим проверку.

 Также пунктами 10 и 16 Правил от 24.05.2017г. определено, что письменное возражение рассматривается в пределах указанных в нем вопросов в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента его получения, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14, 15 и 16 указанных Правил.

 По итогам рассмотрения письменного возражения орган государственных доходов, осуществляющий проверку, завершает налоговую проверку в порядке, установленном Налоговым кодексом, путем вручения:

 1) извещения о возобновлении сроков налоговой проверки;

 2) акта налоговой проверки с обоснованием ответов на вопросы, изложенные в письменном возражении;

 3) уведомления о результатах проверки (при наличии нарушений).

 В рассматриваемом случае, предварительный акт налоговой проверки был вручен Компании «А» 15.12.2017г., письменное возражение на предварительный акт налоговой проверки Компанией «А» представлено в орган государственных доходов 09.01.2018г. При этом, налоговый орган по итогам рассмотрения письменного возражения Компании «А» завершил налоговую проверку 21.02.2018г., путем вручения извещения о возобновлении сроков налоговой проверки, акта налоговой проверки и уведомления о результатах проверки. Следовательно, предварительный акт вручен Компании «А» за 16 календарных дней до окончания пятилетнего срока исковой давности. Далее, в период рассмотрения возражения Компании «А», налоговым органом 19.01.2018г., в течение 10 календарных дней после получения письменного возражения Компании «А», направлен запрос в адрес Компании «AM» и с учетом ответа Компании «AML» от 12.02.2018г. налоговая проверка 21.02.2018г. была завершена, путем вручения акта налоговой проверки, то есть за шесть календарных дней до завершения срока исковой давности в отношении 2012г.

 Таким образом, срок исковой давности в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы приостанавливался на период подготовки и подачи письменного возражения на предварительный акт налоговой проверки и его рассмотрения налоговым органом, то есть на период с 15.12.2017г. по 21.02.2018г.

 На основании изложенного, доводы Компании «А» в части нарушения в ходе налоговой проверки требований статьи 48 Налогового кодекса, являются некорректными.

Таким образом, продление срока исковой давности проведения проверки является обоснованным.

  1. Относительно корректировки доходов по сделкам между несвязанными сторонами.

 В жалобе указано, что Компания «А»  в период 2012-2016гг. осуществлял реализацию нефти покупателям Компания «TO» и Компания «EA», которые являются резидентами Австрийской Республики и Швейцарской Конфедерации, соответственно.

  • 1549
  • 0
  • 24 февраля 2020

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.