Таможенные сборы по перечням на товары
Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенных сборов.
Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу уплаты таможенных сборов за таможенное декларирование товаров Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) с применением перечня товаров в качестве деклараций на товары для помещения под таможенную процедуру свободная таможенная зона, по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 12 006,7 тыс. тенге.
Компания «А» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.
Так, Компания «А» поясняет, что основанием для начисления послужило то, что Компания «А» не уплачивала таможенные сборы при помещении товаров ЕАЭС под таможенную процедуру свободная таможенная зона на основании Перечня на товары (далее – Перечень).
Таможенный орган пришел к выводу о том, что таможенные сборы на основании Перечня подлежат уплате, так как:
– согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 05.04.2018г. №171 «Об утверждении ставок таможенных сборов, взимаемых таможенными органами» (далее – Постановление №171) таможенный сбор за таможенное декларирование товаров составляет 20 000 тенге за декларацию на товары (далее – ДТ);
– Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010г.№263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары» (далее – Решение №263) в качестве ДТ используется накладная с Перечнем.
По мнению Компании «А», законодательство предусматривает обязанность по уплате таможенного сбора за ДТ, однако Перечень не является ДТ. Если законодательство не предусматривает конкретное основание возникновения налогового обязательства, то нельзя вменять налогоплательщику исполнение такого обязательства.
Поскольку законодательство прямо не устанавливает обязанность декларанта по уплате таможенного сбора за таможенное декларирование на основании накладной с Перечнем, таможенный орган не вправе требовать от Компании «А» уплаты таможенного сбора.
Статьей 12 Административно процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан определено, что все сомнения, противоречия и неясности законодательства Республики Казахстан об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры.
Аналогичное положение содержится в пункте 2 статьи 480 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (далее – Кодекс), согласно которому при рассмотрении жалоб на уведомление все неопределенности и неурегулированные вопросы таможенного законодательства ЕАЭС и (или) Республики Казахстан принимаются в пользу лица, подавшего жалобу.
О том, что имеется неясность в толковании законодательства, свидетельствует факт того, что таможенные органы на протяжении многих лет толковали нормы права, как это делает Компания «А» и иные застройщики.
При этом наличие неясностей признает и вышестоящий таможенный орган.
Изначальным инициатором взимания таможенных сборов стал вышестоящий таможенный орган, который выразил свою позицию в письме от 27.08.2022г. Однако вышестоящий таможенный орган издал новое письмо от 03.11.2022г. из которого следует, что вышестоящий таможенный орган приступил к внесению изменений в законодательство по таможенному сбору и приостановлению взыскания таможенного сбора при таможенном декларировании товаров на основании Перечня.
Таким образом по мнению Компании «А», вышестоящий таможенный орган признал факт наличия в законодательстве обязанности по уплате таможенного сбора за таможенное декларирование товаров на основании Перечня спорным.
При этом Компания «А» отмечает, что если бы таможенный орган изначально требовал от Компании «А» уплаты таможенных сборов, Компания «А» могла бы снизить размер своих расходов (убытков), связанных с таможенным декларированием путем изменения организации своей работы (объединения нескольких накладных в один перечень) либо увеличения цен на конечную продукцию.
На основании изложенного, Компания «А» просит отменить уведомление о результатах проверки.
Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Статьей 398 Кодекса установлено, что таможенные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате в Республике Казахстан.
В соответствии со статьей 81 Кодекса плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Плательщиком таможенного сбора за таможенное декларирование является плательщик таможенных пошлин, налогов.
Компания «А» является участником специальной экономической зоны СЭЗ «Астана – новый город» в связи, с чем производила таможенное декларирование товаров с помещением под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
При помещении товаров ЕАЭС под таможенную процедуру свободной таможенной зоны для строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирных жилых комплексов со встроенными помещениями и паркингом Компания «А» в качестве ДТ использовала транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением Перечня без уплаты таможенного сбора.
В соответствии со статьей 281 Кодекса таможенная процедура свободной таможенной зоны является таможенной процедурой, применяемой в отношении иностранных товаров и ЕАЭС, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
В соответствии со статьей 76 Кодекса таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных Кодексом.
Ставки таможенных сборов устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
Пунктами 1 и 2 статьи 77 Кодекса установлено, что к таможенным сборам относятся таможенный сбор за таможенное декларирование товаров. Таможенный сбор за таможенное декларирование товаров уплачивается плательщиком до или одновременно с подачей таможенной декларации.
Согласно пункту 6 статьи 176 Кодекса в качестве ДТ и транзитной декларации допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами Республики Казахстан, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров, в случаях и порядке, определяемых Кодексом, международными договорами Республики Казахстан и (или) Евразийской экономической комиссией (далее – Комиссия), и законодательством Республики Казахстан в случаях, предусмотренных Комиссией.
В соответствии с пунктом 2 Решения №263 при таможенном декларировании товаров с использованием в качестве ДТ транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в случаях, определенных разделами II и III данного решения, декларантом или таможенным представителем вместе с такими документами в таможенный орган предоставляется письменное заявление или перечень товаров.
Подпунктом 8 пункта 12 раздела III Решения №263 установлено, что в отношении товаров ЕАЭС, предназначенных для размещения и использования на территориях СЭЗ, функционирующих в Республике Казахстан, или на их частях и помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в качестве ДТ могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением перечня товаров.
При помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие их ввоз на таможенную территорию ЕАЭС, предоставляется Перечень, заполненный в двух экземплярах по форме, установленной приложением 3 к Решению №263, а при помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие их вывоз с этой территории в трех экземплярах.
Каждый лист перечня подписывается лицом, его заполнившим, и заверяется печатью, если в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС такое лицо должно иметь печать.
Кроме того, в пункте 10 Перечня, установленной приложением №3 к Решению №263, предусмотрено заполнение сведений об уплате таможенных сборов.
Постановлением №171 утверждены ставки таможенных сборов, взимаемые органами государственных доходов, согласно которому таможенный сбор за таможенное декларирование товаров составляет 20 000 тенге за ДТ.
Учитывая вышеуказанные нормы таможенного законодательства, следует, что в качестве ДТ допускается использование коммерческих и (или) иных документов с предоставлением перечня в отношении товаров, тем самым, товар, указанный в Перечне, подлежит декларированию и обязательной оплате таможенного сбора, поскольку в отношении такого товара таможенными органами совершается таможенная операция, связанная с выпуском такого товара.
Таким образом, поскольку таможенное декларирование товаров осуществляется с использованием транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве ДТ, соответственно при подаче Перечня на товары Компании «А» следовало производить уплату таможенного сбора.
Относительно доводов Компании «А» со ссылкой на письма вышестоящего таможенного органа следует отметить, что письма вышестоящего таможенного органа не являются правовыми актами, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и носят рекомендательный характер.
На основании вышеизложенного, начисление таможенного сбора по результатам таможенной проверки таможенным органом является правомерным.
Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки признаны правомерными.
- 5697
- 0
- 25 июля 2023
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.