Начисление платежей по ОСРП - распространение режима таможенного законодательства на участников сделки

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенных платежей и налогов.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу уплаты таможенных платежей и налогов в соответствии с положением «Окончательного соглашения о разделе продукции по Карачаганакскому нефтегазоконденсатному месторождению», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 17 385,8 тыс. тенге.

Компания «К», не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «К» поясняет, что в обоснование начислений таможенных платежей и налогов таможенный орган ссылается на положения Окончательного Соглашения о Разделе Продукции подрядного участка Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения от 18.11.1997г. между компаниями и Правительством Республики Казахстан (далее – ОСРП).

Исходя из выводов таможенной проверки под термином «Субподрядчик» в значении ОСРП понимается любое лицо, поставляющее товары или оказывающее услуги компании «О».

Между тем Компания «К» производила уплату таможенных платежей и налогов, исчисленных в ИС «АСТАНА-1», в соответствии с текущим законодательством, действовавшим на момент таможенного декларирования при импорте товаров.

Согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан государство, вступая в контрактные отношения, выступает таким же субъектом гражданского права, как физические и юридические лица. К государству в этих случаях применяются нормы кодекса о юридических лицах.

Исходя из нормы гражданского законодательства, в частности статьи 270, Компания «К» считает, что возложение на Компанию «К» обязанностей, вытекающих из норм ОСРП по уплате таможенных платежей в соответствии с законодательством, стабилизированном по состоянию на 1997 год, незаконным и противоречащим принципам гражданского права.

Однако участники ОСРП, в том числе государственный орган, нарушая основополагающий принцип гражданского права, создают обязанности в отношении третьих лиц без их согласия.

Вместе с тем Компания «К» не является стороной ОСРП и содержание ОСРП Компании «К» неизвестно.

Кроме того, согласно пункту 31 Инструкции о Налоговом режиме, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 13.12.2011г. №1525 (далее – Инструкция о налоговом режиме), Подрядчик должен информировать своих Субподрядчиков, представляющих ему услуги или продающих товары, что такие Субподрядчики и их работники должны платить налоги в соответствии с налоговым законодательством.

Раз государство вступает в контрактные отношения, нормы которого распространяются на неопределенный круг лиц, то почему не извещает о необходимости уплаты таможенных платежей в соответствии со стабилизированным законодательством.

Между тем ни в одном договоре, заключенном между Компанией «К» и компанией «О», нет требований о том, что Субподрядчик – Компания «К» обязана уплатить таможенные платежи в соответствии с законодательством 1997 года и положением ОСРП.

Указанные таможенным органом договоры заключены между Компанией «К» и компанией «О», которая согласно Инструкции о налоговом режиме не является Подрядчиком.

Из положений Инструкции о налоговом режиме следует, что режим таможенного законодательства распространяется только на Подрядчика и его прямых Субподрядчиков.

Таким образом, Субподрядчиком по ОСРП являются лица, которые привлечены Подрядчиком, соответственно режим стабильности таможенного законодательства применим только к таким лицам.

Кроме того, Компания «К» не согласна с позицией таможенного органа по уплате таможенных платежей по КБК 105330 (прочие поступления от недропользователей).

Недропользователем в нефтяной сфере по законодательству Республики Казахстан о недрах и недропользовании является лицо, которое заключило контракт на разведку и добычу углеводородов с компетентным органом либо получило лицензию на недропользование.

Однако Компания «К» не является недропользователем, так как не имеет контракта и лицензии.

Также по рассматриваемому вопросу у Компании «К» имеются разъяснения государственных органов, которые нивелируют требования таможенного органа, письма Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 19.04.2208г. №НК-УКН-5-15/3908 и от 26.03.2009г. №СК-23-43/2733.

 На основании изложенного, Компания «К» просит отменить уведомление о результатах проверки.

Рассмотрев доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 393 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Евразийского экономического союза, при наличии у таможенных органов информации о том, что товары были ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) находятся на таможенной территории Евразийского экономического союза с нарушением таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан.

В рассматриваемом случае Компанией «К» осуществлен ввоз товаров (шиберный клапан, заслонка, задвижка, прокладка, уплотнение), заявленные по 4 декларациям на товары (далее – ДТ) в рамках контрактов, заключенных с компаниями из Нидерландов и Италии.

Товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, при декларировании которых Компанией «К» таможенные сборы за таможенное оформление и ввозные таможенные пошлины уплачены по ставкам и в размере, установленном действующим законодательством на дату подачи ДТ.

Впоследствии таможенным органом проведена таможенная проверка, по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки с начислением таможенных платежей и налогов, в том числе:

– таможенные сборы за таможенное оформление (106201);

– прочие поступления от недропользователей (105330);

– НДС (105102) и пени по данным видам платежей.

Основанием для начисления таможенных платежей и налогов послужили нормы положения ОСРП и Инструкции о налоговом режиме, устанавливающие уплату таможенной пошлины Подрядчиком, его субподрядчиками и Оператором в соответствии с Законом «О таможенном деле», имеющим силу Закона от 20.07.1995г. №2368 «О таможенном деле в Республики Казахстан» по перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 12.06.1997г. № 960, а также уплаты сбора за таможенное оформление в размере 0,2% от таможенной стоимости.

Факт реализации Компанией «К» товаров компании «О» подтверждается счетами-фактурами. В частности, в рамках договора поставки продукции, заключенного с компанией «V» (Италия), Компанией «К» осуществлен ввоз товара – «шиберный клапан» (2 штуки).

В последующем согласно электронной счет-фактуре данный товар в количестве 2 штук был реализован компании «О» в рамках контракта на поставку товаров. Указанная сумма и количество товаров также отражены в накладной на отпуск товаров на сторону.

Таким образом, факт реализации Компанией «К» товаров компании «О» подтверждается счетами-фактурами и накладными на отпуск товаров на сторону.

Согласно контракту на поставку товаров компания «О» ожидает, что Компания «К» (Поставщик) имеет возможность и желает осуществить поставку товаров.

Поставщик должен выставить счет-фактуру и к каждой счет-фактуре Поставщик должен приложить подписанную накладную на отпуск запасов на сторону.

В соответствии с положениями ОСРП и Инструкции о налоговом режиме Подрядчик, его Субподрядчики и Оператор уплачивают таможенные платежи и налоги в соответствии с Законом о таможенном деле.

При этом согласно статье XXXII приложения 5 ОСРП, Субподрядчиком является любое лицо, которому Подрядчик выдает субподряд на подготовку любых проектов, на поставку любых материалов или товаров, на оказание любых услуг или на выполнение любой части Проекта.

Разделом 19.7 ОСРП предусмотрено, что Подрядчик, его Субподрядчики и Оператор уплачивают таможенные пошлины в соответствии с Законом «О таможенном деле» с учетом изменений, внесенных положениями Закона Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях».

Согласно пункту 20 Инструкции о налоговом режиме субподрядчиком является физическое или другое лицо, с которым Подрядчик имеет отношения по получению товаров и услуг по деятельности.

При этом следует отметить, что Оператор выполняет действия в качестве агента от имени Подрядчика и реализовывает права, привилегии, полномочия и обязательства Подрядчика, а Операционная компания означает юридическое лицо, созданное Оператором для выполнения функций Оператора по Соглашению.

В соответствии со статьей 110 Закона «О таможенном деле», действовавшего на момент заключения ОСРП, ставки таможенных пошлин на ввозимые товары устанавливались Правительством Республики Казахстан и утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12.06.1997г. №960.

Согласно статье 118 Закона «О таможенном деле» за таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу, взимаются таможенные сборы в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Казахстан. Ставка таможенного сбора за таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу юридическими и физическими лицами, в размере 0,2% от таможенной стоимости товаров утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 07.11.1995г. №1479 «О ставках таможенных платежей» (действовало на момент заключения ОСРП).

Аналогичные положения также предусмотрены подпунктами 115, 117 Инструкции о Налоговом режиме, согласно которым при осуществлении импортных и экспортных операций Подрядчик и его Субподрядчики производят уплату сбора за таможенное оформление в размере 0,2% от таможенной стоимости и уплачивают таможенные пошлины в соответствии с Законом «О таможенном деле» с изменениями и дополнениями на 01.10.1997г. по ставкам таможенных пошлин на ввозимые товары, которые приводятся в Приложении № 9 к данной Инструкции.

Пунктом 2 статьи 460 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) установлено, что к правоотношениям, возникшим в сфере недропользования (топливно-энергетического сектора) в Республике Казахстан до вступления данного Кодекса в силу и возникающим после его вступления в силу, применяется таможенное законодательство Республики Казахстан, в соответствии с которым действуют соответствующие контракты, а в части, не урегулированной таким таможенным законодательством Республики Казахстан, применяются положения ТК ЕАЭС.

На основании вышеизложенного, учитывая вышеизложенные нормы ОСРП и Инструкции о налоговом режиме, начисление таможенным органом таможенных платежей и налогов по результатам таможенной проверки является правомерным.

Согласно положениями ОСРП и пункта 31 главы 10 Инструкции о налоговом режиме, Подрядчик должен информировать своих Субподрядчиков, предоставляющих ему услуги или продающих товары, что такие Субподрядчики и их работники должны платить налоги в соответствии с Налоговым законодательством.

Кроме того, таможенные органы указывали компании «О» о необходимости информировать своих Субподрядчиков о необходимости уплачивать ввозные таможенные пошлины в соответствии с Законом «О таможенном деле», по перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 12.06.1997г. №960, а также производить уплату сбора за таможенное оформление в размере 0,2% – 0,4% от таможенной стоимости.

Приказом Министра финансов Республики Казахстан «О внесении изменений в некоторые приказы Министра финансов Республики Казахстан» от 19.12.2018г. №1093 и от 07.11.2018г. №979 внесены изменения и дополнения в приказ Министра финансов Республики Казахстан «Некоторые вопросы Единой бюджетной классификации Республики Казахстан» от 18.09.2014г. №403.

В соответствии с вышеуказанными приказами Единая бюджетная классификация Республики Казахстан дополнена кодом 105330 – «Прочие поступления от недропользователей».

Таким образом, ввозные таможенные пошлины, уплачиваемые при ввозе товаров в рамках контрактов на недропользование, которые заключены в рамках ОСРП, подлежат уплате на КБК 105330.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки признаны правомерными.

  • 3433
  • 0
  • 25 июля 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.