Возврат НДС, расхождение между ЭСФ и Заявлением: жалоба оставлена без удовлетворения
Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: Возврат НДС
Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «U» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.
Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату, правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за период с 20.05.2022г. по 30.09.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 322 280,0 тыс.тенге.
Компания «U», не согласившись с выводами органа государственных доходов (ОГД), обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить уведомление о результатах проверки по неподтверждению превышения НДС к возврату.
- Относительно неподтверждения к возврату НДС в связи с выявленными нарушениями в результате применения СУР
Основанием для неподтверждения суммы превышения НДС к возврату явилось нарушение статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г., по результатам которого выявлены нарушения в результате применения СУР.
С данным выводом ОГД Компания «U» не согласна из-за того, что акт налоговой проверки не содержит информацию по каким поставщикам и в какие сроки направлены уведомления об устранении выявленных нарушений в связи с применением системы управления рисками (СУР), отсутствует информация о проведенных встречных проверках поставщиков, выявленных в соответствии с пунктами 47, 50 Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 (далее - Правила №391), к акту не приложен реестр запросов и полученных ответов, направленных в территориальные органы государственных доходов, а также отчет «Пирамида» подлежит предоставлению для ознакомления, при этом у поставщика 6 уровня Индивидуального предпринимателя (ИП) «V» и Компании «А» неверно указан БИН.
Проверив доводы Компании «U», исследовав представленные ОГД материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Следует указать, что тематическая налоговая проверка Компании «U» проведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 3 квартал 2023г. за период с 01.01.2023г. по 30.09.2023г., НДС указанный в требовании составляет сумму 322 280,0 тыс.тенге.
Необходимо отметить, что согласно пункту 2 статьи 429 Налогового кодекса превышение налога на добавленную стоимость, сложившееся на конец налогового периода, в котором совершены обороты по реализации, облагаемые по нулевой ставке, подлежит возврату по приобретенным товарам, работам и услугам, используемым в целях облагаемых оборотов по реализации, в порядке, определенном статьей 431 Налогового кодекса, если одновременно выполняются следующие условия:
1) плательщиком налога на добавленную стоимость осуществляется постоянная реализация товаров, работ, услуг, облагаемых по нулевой ставке;
2) оборот по реализации, облагаемый по нулевой ставке, за налоговый период, в котором осуществлялась постоянная реализация товаров, работ, услуг, составляет не менее 70 процентов в общем облагаемом обороте по реализации.
Пунктом 3 статьи 429 Налогового кодекса предусмоотрено, что в случае невыполнения условий, установленных пунктом 2 настоящей статьи, превышение суммы налога на добавленную стоимость подлежит возврату в части суммы налога, отнесенного в зачет по товарам (работам, услугам), использованным для целей оборота по реализации, облагаемого по нулевой ставке.
Как следует из акта налоговой проверки, доля облагаемого оборота по нулевой ставке в общем облагаемом обороте составил: за 1 квартал 2023г. -9,24%, за 2 квартал 2023г. – 16,56%, за 3 квартал 2023г. – 34,18%.
Учитывая изложенное, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 429 Налогового кодекса в целях возврата превышения НДС оборот по реализации, облагаемый по нулевой ставке, за налоговый период составляет менее 70%, следовательно, согласно пункту 3 статьи 429 Налогового кодекса по акту налоговой проверки превышение НДС, подлежащий рассмотрению к возврату за 1 квартал 2023г. составил в сумме 3 515,8 тыс.тенге, за 2 квартал 2023г. в сумме 20 328,6 тыс.тенге, за 3 квартал 2023г. в сумме 92 304,6 тыс.тенге, на общую сумму 116 149,1 тыс.тенге.
Согласно статье 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.
При этом согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением системы управления рисками (СУР) в отношении налогоплательщика, представившего требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (далее - требование о возврате суммы превышения НДС).
Следует указать, что в соответствии с пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.
Подпунктом 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса установлено, что не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».
Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила №391, которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».
Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.
В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов (350 баллов), установленный Комитетом государственных доходов Республики Казахстан, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».
Согласно пункту 45 Правил №391 отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.
Отчет «Пирамида» формируется с учетом:
риска неисполнения налоговых обязательств и
риска указанного в пункте 47 Правил №391, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.
В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки, произведен автоматизированный расчет баллов по критериям степени риска, по которому суммарный итог баллов составил 48,1 баллов, что не превысило порог баллов (350 баллов), соответственно, сформирован аналитический отчет «Пирамида».
Согласно пункту 47 Правил №391 риском извлечения услугополучателем выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей признается:
1) применение схем уклонения от уплаты налогов, в том числе заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и (или) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения НДС;
2) действия, направленные на вывод денежных средств в теневую экономику и обналичивание денежных средств;
3) притворные сделки, совершенные с целью прикрыть другую сделку (значительное занижение или завышение цены сделок).
В части установления данных рисков, отчет «Пирамида» формируется независимо от категории и (или) статуса поставщика, за исключением поставщиков, указанных в подпунктах 4), 5) и 6) пункта 46 Правил №391.
В рассматриваемом случае, с учетом риска, указанного в пункте 47 Правил №391, по результатам сформированного отчета «Пирамида» у поставщиков последующих уровней выявлены нарушения налогового законодательства РК в частности:
- Компания «U» отнесло НДС в зачет по Компании «B» в сумме 242 825,4 тыс.тенге у которого по поставщикам 6 уровня имеются ограничения к выписке ЭСФ в ИС ЭСФ, наименьшая сумма НДС, неподтвержденная к возврату, составляет в сумме 134 435,0 тыс.тенге.
- Компания «U» отнесло НДС в зачет по Компании «K» в сумме 40 365,9 тыс.тенге у которого по поставщикам 6 уровня имеются ограничения к выписке ЭСФ в ИС ЭСФ, наименьшая сумма НДС, неподтвержденная к возврату, составляет в сумме 1 448,9 тыс.тенге.
- Компания «U» отнесло НДС в зачет по Компании «C» по которому у поставщиков 6 уровня имеются ограничения к выписке ЭСФ в ИС ЭСФ, наименьшая сумма НДС, неподтвержденная к возврату, составляет в сумме 26 217,7 тыс.тенге.
При этом в соответствии с пунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в обжалуемом акте налоговой проверки подробно описаны выявленные расхождения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены (пункт 2.10 акта налоговой проверки).
Следовательно, по результатам акта налоговой проверки с учетом риска, указанного в пункте 47 Правил №391 отчета «Пирамида» по поставщикам последующих уровней выявлены нарушения налогового законодательства РК на сумму НДС 162 101,7 тыс.тенге.
Относительно неверного указания БИН следует отметить, что в соответствии с пунктом 35 Нормативного Постановления Верховного Суда РК от 22.12.2022г. №9 «О судебной практике применения налогового законодательства» при оспаривании налогоплательщиком уведомления о результатах налоговой проверки либо акта проверки по основанию нарушений налоговым органом установленных параграфом 2 главы 18 Налогового кодекса порядка и сроков проведения налоговых проверок суду следует исходить из оценки характера допущенных нарушений и их влияния на законность и обоснованность результатов проверки. В частности, подлежат признанию незаконными результаты проверки, проведенной без предписания, являющегося согласно статье 148 Налогового кодекса основанием для проведения налоговой проверки, либо на основании предписания, которое признано впоследствии незаконным.
В рассматриваемом случае, в акте налоговой проверки по поставщику 6 уровня ИП «V» неверно указан БИН, также по поставщику Компании «А» неверно указан БИН, однако, данные расхождения не влияют на законность и обоснованность результатов проверки и не могут быть основанием для отмены обжалуемого уведомления.
Таким образом, учитывая нормы пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 162 101,7 тыс.тенге в связи с наличием нарушений, выявленных по результатам отчета «Пирамида» по результатам налоговой проверки является обоснованным.
- Относительно недопоступления валютной выручки
Основанием для неподтверждения суммы превышения НДС к возврату явилось нарушение пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, в связи с недопоступлением валютной выручки не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 8 219,0 тыс.тенге.
С данным выводом ОГД Компания «U» не согласна из-за того, что валютная выручка по договору от 23.03.2023г. по Компании «Кr» в сумме 53,1 тыс.долларов США поступила 20.12.2023г. на расчетный счет банка, а также согласно заключению банка по договору от 10.08.2023г. по Компании «С» поступление денежных средств составляет в сумме 37 375,0 тыстенге.
Компания «U» считает, что в соответствии с подпунктами 3), 4) пункта 1 статьи 155 Налогового кодекса проверяющие не запросили учетную документацию подтверждающие поступление валютной выручки.
Компании «U» приводит пункт 64 Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 (далее - Правила №391) при этом считает, что в соответствии с пунктом 65 Правил №391 не произведен расчет суммы превышения НДС по каждому договору в связи с неподтверждением поступления валютной выручки.
Проверив доводы Компании «U», исследовав представленные ОГД материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 7 статьи 152 Налогового кодекса в случае экспорта товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату, учитывается экспорт товаров, по которому поступила валютная выручка на банковские счета налогоплательщика в банках второго уровня на территории Республики Казахстан, открытые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, либо осуществлен фактический ввоз на территорию Республики Казахстан товаров, поставленных плательщику НДС покупателем экспортированных товаров по внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям.
Также согласно пункту 65 Правил №391 при экспорте товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату, учитывается экспорт товаров, по которому поступила валютная выручка на банковские счета услугополучателя в БВУ на территории Республики Казахстан, либо осуществлен фактический ввоз на территорию Республики Казахстан товаров, поставленных плательщику НДС покупателем экспортированных товаров по внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям.
При недопоступлении валютной выручки учитывается общая сумма неподтвержденного НДС по всем контрактам.
В рассматриваемом случае, в соответствии с контрактом от 23.03.2023г. по покупателю Компании «Кr» стоимость фактически отгруженной продукции составляет в сумме 53 169,12 долларов США.
При этом в ходе проведения налоговой проверки, Компанией «U» предоставлены данные по экспортным договорам, по которым производилась отгрузка товаров с указанием сведений по контрактам, учетного номера контракта, банка второго уровня, в том числе, по покупателю Компании «Кr» по которому поступила валютная выручка в банке.
В ходе проведения налоговой проверки в соответствии с приказом Министра финансов РК от 21.02.2018г. №260 «Об утверждении формы заключения о поступлении валютной выручки и порядка его представления», направлен запрос в банк от 29.01.2024г. о предоставлении сведений о поступлении валютной выручки по экспортным контрактам.
Из ответа банка от 08.02.2024г., полученного в ходе проведения налоговой проверки, следует, что в соответствии с контрактом от 23.03.2023г. по контрагенту Компании «Кr» за период c 30.01.2023г. по 07.02.2024г. поступление валютной выручки отсутствует.
Учитывая изложенное, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 4 776,3 тыс.тенге в связи с недопоступлением валютной выручки по контракту от 23.03.2023г. по результатам налоговой проверки является обоснованным.
Также, в ходе налоговой проверки установлено, что в соответствии с Контрактом от 10.05.2023г. по покупателю Компании «С» стоимость фактически отгруженной продукции составляет в сумме 18 765,2 тыс.тенге.
При этом по акту налоговой проверки в связи с недопоступлением валютной выручки по контракту от 10.05.2023г. не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 3 438,1 тыс.тенге.
Вместе с тем, в ответе банка от 08.02.2024г. на запрос органа государственных доходов полученного в ходе проведения налоговой проверки, следует, что в соответствии с Контрактом от 10.05.2023г. на дату представления заключения, то есть на 08.02.2024г. поступление валютной выручки составило 37 375,1 тыс.тенге, однако, данные сведения, отраженные в заключении банка налоговой проверкой не учтены.
Таким образом, поскольку согласно сведениям банка по Контракту от 10.05.2023г. подтверждается поступление валютной выручки в сумме 37 375,0 тыс.тенге, следовательно, результаты акта налоговой проверки проверки по неподтверждению к возврату превышения НДС в сумме 3 438,1 тыс.тенге являются необоснованным.
- Относительно неподтверждения к возврату НДС в сумме 3 263,2 тыс.тенге в связи расхождениями в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов
Основанием для неподтверждения суммы превышения НДС к возврату явилось то, что в связи несоответствием номера и даты ЭСФ, между выписанным Компании «U» и указанным в Заявлении о ввозе и уплате косвенных налогов неподтверждено к возврату превышение НДС в сумме 6 169,8 тыс.тенге, в том числе, по покупателю Компании «L», Компании «С», ИП «D» на общую сумму НДС 3 263,2 тыс.тенге.
С данным выводом ОГД Компания «U» не согласна из-за того, что согласно акту налоговой проверки НДС в сумме 348,8 тыс.тенге не подтвержден к возврату в связи с неверным указанием номера ЭСФ в Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 02.02.2024г., однако, по данным Компании «U» в указанном заявлении отражена счет-фактура, которая является исправленным.
Также в жалобе указано, что покупатели Компании «L», Компании «С», ИП «D» представили в налоговый орган Кыргызской Республики Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, в которых в графе «Счет-фактура», «Номер», «Дата» указали номер и дату товарно-транспортной накладной (ТТН).
Компания «U» считает, что в соответствии со статьей 8 Соглашения о взаимодействии государств-участников Содружества независимых государств в области международных автомобильных грузовых перевозок от 18.09.2003г., статьи 5 Конвенции о договоре международной перевозки грузов от 19.05.1956г. и Указа Президента РК от 12.05.1995г. №2271 «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции о договоре международной перевозке грузов» международная перевозка грузов осуществляется по ТТН, сведения указанные в ТТН должны соответствовать сведениям, указанным в приложенных к ТТН товаросопровдительных документах.
При этом в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 7-5 Закона РК «О регулировании торговой деятельности», подпунктом 2) пункта 1 статьи 379 Налогового кодекса оформлен документ, подтверждающий факт передачи товара, в данном случае дата оформления ТТН, в соотвествии с которыми первичным документом на основании которого выписывается ЭСФ является ТТН.
Учитывая изложенное, при получении заявлений налоговый орган Кыргызской Республики рассматривал ТТН, а не ЭСФ, в результате которого подтверждены и уплачены суммы НДС.
Проверив доводы Компании «U», исследовав представленные ОГД материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В случае экспорта товаров с территории Республики Казахстан на территорию государства-члена Евразийского экономического союза при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения из документов, указанных в статье 447 Налогового кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 447 Налогового кодекса документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:
- договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее – договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров, а в случае лизинга товаров или предоставления займа в виде вещей – договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты), предусматривающие предоставление займа в виде вещей, договоры (контракты) на изготовление товаров;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена Евразийского экономического союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов и (или) освобождении и (или) ином способе уплаты (на бумажном носителе в оригинале или копии либо в электронной форме);
- копии товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства-члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза.
Также пунктом 4 «Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказания услуг» Приложение №18 к Договору о Евразийском экономическом союзе предусмотрен перечень для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):
1) договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом Союза, на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена;
3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика).
Налогоплательщик включает в перечень заявлений реквизиты и сведения из тех заявлений, информация о которых поступила в налоговый орган в форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором.
Форма перечня заявлений, порядок ее заполнения и формат определяются нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами государств-членов.
В случае реализации товаров, вывозимых с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, и помещения их под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада на территории этого другого государства-члена вместо заявления в налоговый орган первого государства-члена представляется заверенная таможенным органом другого государства-члена копия таможенной декларации, в соответствии с которой такие товары помещены под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада;
4) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства-члена;
5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
Согласно пункту 3 Приложения 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в графе 11 заполняется номер счета-фактуры, в графе 12 - дата счета-фактуры.
В рассматриваемом случае, в соответствии с контрактом от 24.05.2023г. покупателем Компанией «L» (Кыргызская Республика) представлено Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328.00) от 02.02.2024г. в котором в графе 11, 12 «Счет-фактура», «Дата» указан номер ЭСФ от 12.09.2023г.
Между тем, согласно данным ИС ЭСФ выписанный Компанией «U» счет-фактура от 12.09.2023г. имеет статус (canceled-отменен) и вместо нее выписана исправленная ЭСФ от 22.11.2023г.
Соответственно, номер и дата ЭСФ, отраженные в Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328.00) от 02.02.2024г., не соответствуют номеру и дате ЭСФ, выписанному Компании «U» в адрес Компании «L».
Также, по покупателю Компании «L» установлены следующие несоответствия:
- Компания «U» выписана ЭСФ от 22.11.2023г., тогда как, в Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 02.11.2023г. в графе 11,12 указана счет-фактура от 11.09.2023г., НДС в сумме 277,8 тыс.тенге;
- Компания «U» выписана ЭСФ от 22.11.2023г., тогда как, в Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 28.10.2023г., в графе 11,12 указана счет-фактура от 11.09.2023г. НДС в сумме 277,7 тыс.тенге;
- Компания «U» выписана ЭСФ от 22.11.2023г., тогда как, в Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 24.05.2023г. в графе 11,12 указана счет-фактура от 12.09.2023г., НДС в сумме 277,8 тыс.тенге;
- Компании «U» выписана ЭСФ от 24.11.2023г., тогда как, в Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 28.10.2023г. в графе 11,12 указана счет-фактура от 19.09.2023г. НДС в сумме 279,1 тыс.тенге, всего на общую сумму НДС 1 461,4 тыс.тенге.
Также, аналогичные расхождения выявлены по покупателю Компании «С» по Договору от 10.05.2023г., НДС в сумме 1 232,0 тыс.тенге и ИП «D» по договору от 17.08.2023г. НДС в сумме 569,6 тыс.тенге.
Таким образом, в связи выявленными расхождениями в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с покупателями Компании «L», Компании «С», ИП «D» по результатам акта налоговой проверки не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 3 263,2 тыс.тенге.
На основании вышеизложенного, учитывая нормы статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 3 263,2 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.
- Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 743,1 тыс.тенге в связи с отсутствием сведений о фактическом пересечении товаров через государственную границу РК
Основанием для неподтверждения суммы превышения НДС к возврату явилось то, что в связи с отсутствием факта пересечения государственной границы РК не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 743,1 тыс.тенге.
С данным выводом ОГД Компания «U» не согласна из-за того, что по результатам проверки подтверждено стоимость отгруженной продукции по 15 договорам с покупателями, однако стоимость отгруженной продукции по данным договорам не учтена при расчете НДС к возврату.
Компания «U» отмечает, что в акте налоговой проверки не указана информация по какому контракту отсутствует информация по экспортированным товарам, в этой связи, считает, что нарушены требования подпункта 11) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса.
Компания «U» основываясь на пункт 5 статьи 152, пункт 4 статьи 386 Налогового кодекса отмечает, что к налоговой проверке полностью предоставлены копии товаросопроводительных накладных (ТСН), деклараций на товары, а также актом проверки подтверждены данные счетов-фактур и факт пересечения товаров с таможенной границы Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в соответствии с которыми подтверждается надлежащее оформление экспорта товаров.
Компания «U» приводит пункты 64 Правила №391 в соответствии с которыми учитыватся сведения таможенного органа государства ЕАЭС, подтверждающие факт вывоза товаров территории ЕАЭС при этом считает, что в соответствии с пунктом 65 Правил №391 не произведен расчет суммы превышения НДС по каждому договору.
Компания «U» ссылаясь на пункт 4 статьи 8, подпункт 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса, статьи 79 Административного процедурно - процессуального кодекса Республики Казахстан (АППК), считает, что представленные документы к проверке подтверждают факт вывоза товаров с таможенной границы ЕАЭС.
Проверив доводы Компании «U», исследовав представленные ОГД материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 386 Налогового кодекса декларация на товары в виде электронного документа, по которой в информационных системах налоговых органов имеется уведомление таможенных органов о фактическом вывозе товаров, также является документом, подтверждающим экспорт товаров. При наличии декларации на товары в виде электронного документа, предусмотренной настоящим пунктом, представление документов, установленных подпунктами 2), 3) и 6) пункта 2 и подпунктами 1) и 2) пункта 3 статьи 386 Налогового кодекса, не требуется.
Согласно пункту 7 Порядка подтверждения таможенными органами государств - членов ЕАЭС фактического вывоза товаров с таможенной территории, утвержденным Решением от 07.02.2018г. №25 (далее - Порядок №25), информационная система центрального таможенного органа государства-члена, таможенный орган которого осуществил выпуск товаров в соответствии с таможенными процедурами, указанными в пункте 1 Порядка №25, ведет сбор и обработку сведений о фактическом вывозе товаров с таможенной территории Союза, в том числе на основе электронных сообщений, а также сведений о проследовании товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, осуществляемого в связи с перевозкой (транспортировкой) этих товаров с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем.
При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 152 Налогового кодекса в случае экспорта товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС, в таможенной процедуре экспорта.
Таким образом, при определении сумм НДС, подлежащих к возврату, в случае экспорта товаров учитываются сведения из информационных систем таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС.
Как следует из акта налоговой проверки по данным декларации на товары (ДТ) общее количество товара, подлежащего на экспорт, составило 3 482,86 тонн на сумму 31 972,66 долларов США (14 772,6 тыс.тенге). Между тем, по данным ИС «Астана-1» по вышеуказанной ДТ отсутствуют сведения о фактическом дате вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС.
В ходе рассмотрения жалобы, Министерством финансов Республики Казахстан направлен запрос в Комитет государственных доходов (КГД) о предоставлении информации о фактическом вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС в соответствии таможенной процедурой экспорта по ДТ. Из ответа КГД следует, что по вышеуказанной ДТ, согласно грузовым авторанспортным средствам товары вывезены с таможенной территории ЕАЭС через таможенный пост 28.08.2023г., что также подтверждается в ИС «Астана-1»
Таким образом, поскольку согласно информации КГД по ДТ фактически осуществлен вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС с отражением в ИС «Астана-1», соответственно, результаты акта налоговой проверки по неподтверждению в возврате превышения НДС в сумме 743,1 тыс.тенге является необоснованными.
На основании изложенного, по результатам рассмотрения жалобы не подтверждены результаты обжалуемой налоговой проверки в части неподтверждения к возврату превышения НДС на сумму 4 181,3 тыс.тенге (3 438,1+743,1), при этом подтверждены на сумму 379 178,7 тыс.тенге, в том числе по следующим основаниям:
-206 130,9 тыс.тенге - в связи с излишне предъявленой к возврату суммы превышения НДС;
-162 101,7 тыс.тенге - по выявленным нарушениям СУР;
-4 776,3 тыс.тенге - в связи с недопоступлением валютной выручки;
-6 169,8 тыс.тенге - в связи расхождениями в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
При этом, как указано выше, Компании «U» предъявлено требование о возврате превышения НДС за период с 01.01.2023г. по 30.09.2023г. в сумме 322 280,0 тыс.тенге.
Таким образом, поскольку по результатам рассмотрения жалобы подтверждены результаты обжалуемой проверки в части неподтверждения превышения НДС к возврату в сумме 379 178,7 тыс.тенге, соответственно, учитывая пункт 12 статьи 152 Налогового кодекса, Правил №391 неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 322 280,0 тыс.тенге, указанного в требовании о возврате суммы превышения НДС, по результатам налоговой проверки является обоснованным.
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.
- 5233
- 0
- 24 сентября 2024
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.