Возврат НДС — неподтверждение, запрос РФ: уведомление без изменения


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридической лицо

Вид налога: НДС


Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.  

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 01.04.2022г. по 31.12.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 131 372,5 тыс.тенге.

Компания «К», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога явилось нарушение пункта 12 статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. и Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №391 (далее – Правила №391) установлена сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения (СУР) на сумму 1 380,0 тыс.тенге и отсутствие ответов на запросы от Федеральной налоговой службы Российской Федерации на сумму 131 372,5 тыс.тенге.

С данными выводами налогового органа Компания «К» не согласно из-за того, что наличие нарушений у контрагентов, выявленных с использованием аналитического отчета «Пирамида», явилось основанием для невозврата сумм НДС.

В жалобе Компании «К» указано, что наличие либо отсутствие нарушений у поставщиков по сделкам с третьими лицами не должно влиять на оказание государственной услуги «Возврат НДС».

Так, Компания «К» в жалобе указывает, что причиной неподтверждения к возврату предъявленной суммы НДС является отсутствие ответов от Федеральной налоговой службы Российской Федерации на направленные запросы.

Также отмечает, что отсутствуют обоснования направления запроса, так как в период проведения проверки представлены документы, подтверждающие экспорт товаров.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.  

Статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость проводится с применением системы управления рисками в отношении налогоплательщика, представившего:

  • налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 настоящего Кодекса;

  • требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанное в декларации по налогу на добавленную стоимость (далее требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость).

При этом, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила №391, которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

Пунктом 43 Правил №391 установлено, что, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска превышает порог баллов, установленный Комитетом государственных доходов, отчет «Пирамида» по таким налогоплательщикам не формируется.

Если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный Комитетом государственных доходов, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

Приказом от 25.11.2022г. №693 Председателя Комитета государственных доходов «О некоторых вопросах расчета критериев степени риска» установлен порог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска в размере 350 баллов. По оценке показателей деятельности Компании «К», согласно автоматизированному расчету баллов по критериям степени риска, суммарный итог составил 102,15 баллов.    

В соответствии с пунктом 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат налога на добавленную стоимость в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки:

  • не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком;

  • по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида»;

  • не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость;

не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине:

  • отсутствия поставщика по месту нахождения;

  • утраты учетной документации поставщика.

Аналогичные нормы предусмотрены пунктом 67 Правил №391.

Таким образом, налоговым законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень случаев по неподтверждению возврата превышения НДС в ходе тематической проверки.

 В рассматриваемом случае, Компанией «К» предъявлено требование о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС (ф.300.00) за 4 квартал 2023г. за период с 01.04.2022г. по 31.12.2023г. в сумме 131 372,5 тыс.тенге.

Согласно части 3 пункта 2 статьи 152 Налогового кодекса в проверяемый период включаются также налоговые периоды, за которые не проводились проверки по данному виду налога и которые не превышают срока исковой давности, установленный статьей 48 Налогового кодекса.                                                                                                                                                                                                                                                         

Вместе с тем, необходимо отметить, что в соответствии с подпунктами 2), 5) пункта 1 статьи 155 Налогового кодекса при проведении налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют право: запрашивать и получать у государственных органов необходимые для проведения проверки документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с законами Республики Казахстан; направлять запросы государственным и иным органам (организациям) иностранных государств по вопросам, возникшим в ходе налоговой проверки.

Как указано выше по оценке показателей деятельности Компания «К», согласно автоматизированному расчету баллов по критериям степени риска, суммарный итог составляет 102,15 баллов, в этой связи сформирован аналитический отчет «Пирамида», по результатам которого за проверяемый период при применении СУР выявлены нарушения по 12 непосредственным поставщикам на сумму 1 380,0 тыс.тенге и не получены ответы на запросы от Федеральной налоговой службы Российской Федерации на сумму 131 372,5 тыс.тенге.

В связи с установлением расхождений по результатам аналитического отчета «Пирамида», не подтвержденная к возврату наименьшая сумма НДС составляет 1 380,0 тыс.тенге по следующим 12 непосредственным поставщикам.

Также направлены запросы на устранение нарушений по подтверждению НДС в Управления государственных доходов.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в обжалуемом акте налоговой проверки подробно описаны выявленные расхождения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены (пункт 2.11 акта налоговой проверки).

В связи с выявленными нарушениями, а также в целях подтверждения достоверности сумм превышения НДС, предъявленных Компании «К» к возврату, в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 30.09.1998г. «О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства» органом государственных доходов направлены запросы на предмет подтверждения взаиморасчетов:

  • с ООО «К» в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №46 по городу Москве от 04.06.2024г. №МКД-07-01/9179-И;

  • с ООО «О» в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №46 по городу Москве от 04.06.2024г. №МКД-07-01/9177-И;

  • с ООО «Е» в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №5 по городу Москве от 04.06.2024г. №МКД-07-01/9181-И.

При этом, как указано в акте налоговой проверки, на момент завершения налоговой проверки на вышеуказанные запросы ответы от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №46 и 5 по городу Москве не поступили.

На основании вышеизложенного, учитывая нормы пунктов 1 и 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 131 372,5 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.    

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения.




  • 306
  • 0
  • 23 октября 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.