Отказ возврата НДС, не подтвтерждение поставщиков в ИС

  1. Вид спора: налоговые споры
  2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо
  3. Вид налога: НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость (НДС), превышении НДС, относимого в зачет, над начисленным налогом, не подтвержденного к возврату, не подлежащего уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «А» по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС за период с 01.01.2018г. по 30.06.2019г., по результатам которой вынесено уведомление от 15.11.2019г. №597 о начислении НДС в сумме 7 401,6 тыс.тенге, о превышении НДС, относимого в зачет, над начисленным налогом, не подтвержденного к возврату, не подлежащего уплате в бюджет в сумме 845 860,4 тыс.тенге, о превышении НДС, возвращенного из бюджета и не подтвержденного к возврату в сумме 935 083,0 тыс.тенге и пени 23 287,1 тыс.тенге.вынесено уведомление от 15.11.2019г. о начислении НДС в сумме 268 891,2 тыс.тенге и пени 104 972,6 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

  1. Относительно неподтверждения НДС в сумме 935 083,0 тыс.тенге, неуказанного в требовании

В жалобе указано, что Компания «А» требование о возврате НДС в общеустановленном порядке предъявлено за период с 01.01.2018г. по 31.12.2018г., тогда как налоговая проверка проведена за период с 01.01.2018г. по 30.06.2019г.

В этой связи Компания «А» считает, что по результатам налоговой проверки необоснованно не подтвержден НДС в сумме 935 083,0 тыс.тенге за 1-2 кварталы 2019 года, так как за указанные периоды Компания «А» не предъявляло требование по возврату НДС в общеустановленном порядке.

Как следует из акта налоговой проверки, за 1-2 кварталы 2019 года не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 935 083,0 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 431 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) возврат превышения НДС осуществляется налогоплательщику на основании его требования о возврате суммы превышения НДС, указанного в декларации по НДС за налоговый период.

При этом пунктом 2 статьи 152 Налогового кодекса установлено, что в проверяемый период включается налоговый период:

который указан налогоплательщиком в налоговом заявлении, в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса;

начиная с налогового периода, за который предъявлено налогоплательщиком требование о возврате суммы превышения НДС, включая налоговый период, в котором представлена декларация по НДС с указанием требования о возврате суммы превышения НДС.

Если иное не установлено пунктами 3 и 4 статьи 152 Налогового кодекса, в проверяемый период, указанный в настоящем пункте, включаются также налоговые периоды, за которые не проводились проверки по данному виду налога и которые не превышают срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса.

Таким образом, согласно нормам Налогового кодекса, в проверяемый период, включается в частности налоговый период, начиная с налогового периода, за который предъявлено требование о возврате НДС, включая налоговый период, в котором представлена декларация по НДС с указанием данного требования.

В рассматриваемом случае, тематическая проверка Компании «А» проведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в Декларации по НДС за 2 квартал 2019 года в сумме 16 171 678,9 тыс.тенге за период с 01.01.2018г. по 30.06.2019г., в том числе:

- за период с 01.01.2019г. по 30.06.2019г. в упрощенном порядке возврата в сумме 5 618 998,6 тыс.тенге;

- за период с 01.01.2018г. по 31.12.2018г. в общеустановленном порядке возврата в сумме 10 552 680,3 тыс.тенге.

Учитывая, что Компания «А» требование о возврате превышения НДС в общеустановленном порядке возврата за период с 01.01.2018г. по 31.12.2018г. было предъявлено в Декларации по НДС за 2 квартал 2019 года, соответственно налоговая проверка должна быть проведена за налоговый период начиная с 1 квартала 2018 года и включая 2 квартал 2019 года, за который представлена данная Декларация по НДС.

То есть, в соответствии с требованиями Налогового кодекса тематической проверкой должен быть охвачен налоговый период начиная с 01.01.2018г. по 30.06.2019г.

Следовательно, доводы Компании «А» о том, что тематической проверкой не подлежали охвату налоговые периоды за 1 и 2 кварталы 2019 года, по которым Акционерным обществом не предъявлялось требование о возврате превышения НДС в общеустановленном порядке, являются некорректными.

Таким образом, результаты налоговой проверки по отказу к возврату превышения НДС за 1-2 кварталы 2019 года в сумме 935 083,0 тыс.тенге, являются обоснованными.

  1. Относительно не подтверждения НДС в сумме 29 467,4 тыс.тенге по экспорту товаров в Свободную экономическую зону (СЭЗ)

В жалобе указано, что Компания «А» в период с 01.01.2018г. по 30.06.2019г. осуществляло экспорт выпускаемой продукции на территорию СЭЗ г. Бишкек (Республика Кыргызстан).

Экспорт товаров на территорию СЭЗ г.Бишкек подтверждается таможенными декларациями с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, оформленных в СЭЗ Республики Кыргызстан. Документы, подтверждающие экспорт товаров, были предоставлены в ходе налоговой проверки.

Кроме того, по утверждению Компании «А», таможенные органы РК не направили запрос в таможенные органы Республики Кыргызстан по подтверждению ввоза товаров на территорию СЭЗ г. Бишкек.

Как следует из акта налоговой проверки, превышение НДС в сумме 29 467,4 тыс.тенге было отказано к возврату, в связи с отсутствием подтверждения таможенным органом факта вывоза товаров на территорию СЭЗ Республики Кыргызстан.

В ходе рассмотрении жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 5 статьи 152 Налогового кодекса в случае экспорта товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в таможенной процедуре экспорта.

В случае экспорта товаров с территории РК на территорию государства-члена Евразийского экономического союза при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения из документов, указанных в статье 447 Налогового кодекса.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 1 Соглашения от 18.06.2010г. по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, ратифицированным Законом РК от 30.06.2010г., (далее - Соглашение от 18.06.2010г.) свободная (специальная, особая) экономическая зона - часть территории государства-члена Таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства-члена Таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

При этом пунктом 3 статьи 9 Соглашения от 18.06.2010г. установлено, что товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.

Необходимо отметить, что согласно пункту 5 статьи 2 Налогового кодекса если международным договором, ратифицированным РК, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора.

В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки в целях подтверждения факта экспорта товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату, были направлены следующие запросы:

- от 13.09.2019г., от 23.09.2019г. в Департамент государственных доходов, которым предоставлены сведения письмами от 18.09.2019г., от 07.10.2019г.;

- от 12.09.2019г. в Управление таможенного контроля, которым предоставлены сведения письмами от 18.10.2019г., от 28.10.2019г.

По сведениям, указанных территориальных органов государственных доходов, факт вывоза товаров на территорию СЭЗ г.Бишкек не был подтвержден.

Вместе с тем в ходе налоговой проверки о предоставлении сведений по указанному экспорту товаров направлены запросы:

1) от 09.10.2019г. в Государственную Таможенную Службу при Правительстве Республики Кыргызстан, Северо-Восточная таможня;

2) от 09.10.2019г. в Государственную Таможенную службу При Правительстве Республики Кыргызстан, Таможенный пост.

На момент завершения налоговой проверки от Государственной Таможенной Службы при Правительстве Республики Кыргызстан сведения о факте вывоза товаров на территорию СЭЗ Кыргызской Республики не получены.

Следует указать, что в соответствии с подпунктами 2), 5) пункта 1 статьи 155 Налогового кодекса при проведении налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют право: запрашивать и получать у государственных органов необходимые для проведения проверки документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с законами РК; направлять запросы государственным и иным органам (организациям) иностранных государств по вопросам, возникшим в ходе проведения налоговой проверки.

При этом соответствии с подпунктом 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не подтверждена достоверность сумм НДС.

Учитывая изложенное, следует, что результаты налоговой проверки по отказу к возврату превышения НДС в сумме 29 467,4 тыс.тенге в связи с неподтверждением таможенными органами факта экспорта товаров на территорию СЭЗ Республики Кыргызстан, являются обоснованными.

3.Относительно неподтверждения НДС в сумме 568 973,6 тыс.тенге по ИС «Астана-1»

В жалобе указано, что документами, подтверждающими экспорт товаров, являются электронные декларации на товары. При этом в информационных системах (ИС) налоговых органов имеются уведомления таможенных органов о фактическом вывозе товаров.

Компания «А» в связи с переходом на электронную форму учета деклараций на товары получило доступ к программе ИС «Астана-1» для уточнения даты перехода товара через границу РК.

Между тем, по утверждению Компании «А», данные в программу ИС «Астана-1» вносятся несвоевременно, о чем Компании «А» неоднократно обращалось в Комитет государственных доходов МФ РК (далее - КГД МФ РК).

Как следует из акта налоговой проверки, не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 568 973,6 тыс.тенге в связи с отсутствием подтверждения таможенного органа факта вывоза товаров на экспорт.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно пункту 7 Порядка подтверждения таможенными органами государств - членов ЕАЭС фактического вывоза товаров с таможенной территории, утвержденным Решением от 07.02.2018г. №25 (далее - Порядок №25), информационная система центрального таможенного органа государства-члена, таможенный орган которого осуществил выпуск товаров в соответствии с таможенными процедурами, указанными в пункте 1 Порядка №25, ведет сбор и обработку сведений о фактическом вывозе товаров с таможенной территории Союза, в том числе на основе электронных сообщений, а также сведений о проследовании товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, осуществляемого в связи с перевозкой (транспортировкой) этих товаров с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем.

При этом в соответствии с пунктом 32 Порядка №25 предусмотрено, что в случае отсутствия информации о вывозе товаров в информационной системе центрального таможенного органа государства-члена, таможенный орган которого осуществил выпуск товаров, декларант либо уполномоченное им лицо в целях подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза обращается в таможенный орган выпуска с мотивированным обращением, поданным в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, в произвольной форме.

В рассматриваемом случае, как было указано ранее, в целях подтверждения экспорта товаров в ходе налоговой проверки направлены запросы в ДГД и Управление таможенного контроля.

При этом с учетом сведений Управления таможенного контроля (письма от 18.10.2019г., от 28.10.2019г.), по результатам налоговой проверки не подтвержден факт вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС, в таможенной процедуре экспорта за 2 квартал 2019 года.

Сведения по неподтверждению факта вывоза товаров на экспорт за 2 квартал 2019 года в разрезе конкретных покупателей, таможенных деклараций и контрактов были отражены в пункте 2.6. акта налоговой проверки.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 152 Налогового кодекса в случае экспорта товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в таможенной процедуре экспорта.

При этом подпунктом 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса установлено, что не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не подтверждена достоверность сумм НДС.

Учитывая изложенное, следует, что результаты налоговой проверки по отказу к возврату превышения НДС в сумме 568 973,6 тыс.тенге в связи с неподтверждением таможенными органами факта экспорта товаров за 2 квартал 2019 года, являются обоснованными.

  1. Относительно неподтверждения НДС в сумме 328 079,8 тыс.тенге по взаиморасчетам с поставщиками за 2018 год

В жалобе указано, что поставщики выставив Компании «А» счета-фактуры на бумажном носителе, провели указанные счета-фактуры, как электронные счета-фактуры (ЭСФ) без отражения в налоговой отчетности по НДС (ф.300.07). В этой связи по результатам сформированного отчета «Пирамида» установлено расхождение между данными налоговой отчетности поставщиков и покупателя (ф.300.07 и ф.300.08).

Между тем, сумма НДС, указанная в налоговой отчетности (ф.300.08) Компании «А» соответствует сумме НДС по ЭСФ, отраженной его непосредственными поставщиками.

Так как обязательная выписка ЭСФ введена с 01.01.2019г., то Компания «А» считает необоснованным неподтверждение НДС в сумме 328 079,8 тыс.тенге по расхождениям, выявленными по сформированному отчету «Пирамида», в части взаиморасчетов по поставщикам.

Как следует из акта налоговой проверки, в соответствии с подпунктом 2 пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса сумма НДС, не подлежащая возврату, в связи с выявленными нарушениями по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида», составила 780 363,5 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 10 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган в случае выявления нарушений по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» направляет в адрес поставщиков уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.

При этом, если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по месту нахождения в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, направляет в соответствующий налоговый орган запрос о принятии мер в соответствии с Налоговым кодексом по устранению такими поставщиками товаров, работ, услуг нарушений, выявленных по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

Необходимо указать, что в пункте 10 статьи 429 Налогового кодекса указано, что уполномоченным органом утверждаются Правила возврата превышения НДС.

Согласно пункту 7 Правил возврата превышения НДС, утвержденным приказом Министра финансов РК от 19.03.2018г. №391, установлено, что если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по местонахождению в другом органе государственных доходов, орган государственных доходов, назначивший тематическую проверку, направляет соответствующий запрос о проведении встречной проверки и (или) запрос о принятии мер в соответствии с положениями Налогового кодекса по устранению нарушений, выявленных по результатам анализа отчета «Пирамида», в течение пятнадцати рабочих дней с даты начала тематической проверки.

В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки в части выявленных расхождений по аналитическому отчету «Пирамида по поставщикам» (расхождения между суммами НДС по данным налоговой отчетности покупателя и поставщика) в разрезе вышеуказанных непосредственных поставщиков Компании «А» были направлены запросы по устранению вышеуказанных нарушений в территориальные органы государственных доходов.

Следует отметить, что в пункте 2.11. акта налоговой проверки в разрезе конкретных поставщиков отражены сведения о направленных запросах и полученных ответов территориальных органов государственных доходов. При этом из вышеуказанных поставщиков (за исключением «СР», «А», «К») на дату завершения налоговой проверки по направленным запросам - ответы не поступили.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком.

Учитывая изложенное, следует, что результаты налоговой проверки по отказу к возврату сумм превышения НДС по взаиморасчетам с поставщиками Компании «А»: Компаний «АТ», «PL», «AI», «S», «LM», «ХA», «М», «А», «TT», «G», «МС», «S», «Р», «F», «Z», «G», «T», «GC», «C, «PК», «XN», «К», «BS», «В», «K», по которым на дату завершения налоговой проверки по направленным запросам не получены ответы территориальных органов государственных доходов, являются обоснованными.

Относительно доводов Акционерного общества в части неподтверждения НДС по взаиморасчетам с Компаниями «СР», «АТ», «К», необходимо отметить, следующее.

Так, в пункте 2.11. акта налоговой проверки отражено, что по направленным запросам в части расхождений по Компаниям «СР», «АТ», «К» получены ответы территориальных органов государственных доходов об отсутствии сумм расхождений по НДС, выявленных по результатам аналитического отчета «Пирамида», в частности:

- по «СР» - согласно ответу от 05.11.2019г. Управления государственных доходов (УГД) расхождение по НДС в сумме 3 949,1 тыс.тенге - не подтверждено;

- по «АТ» - согласно ответу от 05.11.2019г. УГД расхождение по НДС в сумме 18 356,0 тыс.тенге - не подтверждено;

- по «К» - согласно ответу от 01.11.2019г. УГД расхождение по НДС в сумме 43 803,6 тыс.тенге - не подтверждено.

То есть, достоверность сумм НДС по Компании «СР», «АТ», «К» на дату завершения налоговой проверки подтверждена, о чем и было указано в пункте 2.11. акта налоговой проверки. Следовательно, доводы Компании «А» о неподтверждении к возврату НДС по Компаниям «СР», «АТ», «К», являются некорректными.

5.Относительно неподтверждения НДС в сумме 325 033,7 тыс.тенге по взаиморасчетам с поставщикам за период с 01.01.2019г. по 30.06.2019г.

В жалобе указано, что в соответствии с нормами Налогового кодекса с 01.01.2019г. поставщиками товаров (работ, услуг) предусмотрена выписка ЭСФ, в связи с чем налоговые органы в целях подтверждения сумм превышения НДС не формируют отчет «Пирамида по поставщикам».

В целях подтверждения сумм превышения НДС за период с 01.01.2019г. по 30.06.2019г. налоговым органом проводится камеральный контроль с использованием ИС КГД МФ РК.

Компанией «А» отмечено, если поставщик выписывал только ЭСФ, то в декларации по НДС отсутствует расшифровка сумм НДС в разрезе указанных поставщиков, то есть для подтверждения сумм превышения НДС, предъявленных Компанией «А» к возврату, его контрагенты должны исполнить все обязательства перед бюджетом. В этой связи Компания «А» считает, что нарушаются нормы статьи 15 Налогового кодекса об обеспечении и защите прав налогоплательщика.

Как следует из акта налоговой проверки, не подтвержден к возврату НДС в сумме 325 033,7 тыс.тенге в связи с выявленными нарушениями по уведомлениям об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса для целей налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС (или) сведений информационных систем.

При этом аналитический отчет «Пирамида» формируется за налоговый период, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи.

В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки в целях подтверждения достоверности сумм НДС по взаиморасчетам Компании «А» с непосредственными поставщиками за 1 - 2 кварталы 2019 года были изучены и проанализированы сведения информационных систем, в частности системы камерального контроля КГД МФ РК, согласно которым у непосредственных поставщиков Компании «А» установлены расхождения сумм НДС между данными налоговой отчетности по НДС и данными ИС ЭСФ.

При этом в пункте 2.11. акта налоговой проверки в разрезе конкретных поставщиков указаны суммы имеющихся расхождений по НДС, а также в рамках данных расхождений суммы НДС, неподтвержденные к возврату, до устранения данными поставщиками нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

В соответствии с подпунктом 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не подтверждена достоверность сумм НДС.

Учитывая изложенное, следует, что результаты налоговой проверки по отказу к возврату превышения НДС за 1 - 2 кварталы 2019 года в сумме 325 033,7 тыс.тенге по поставщикам, у которых установлены расхождения согласно уведомлениям об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение - оставить обжалуемое уведомление от 15.11.2019г. о результатах проверки налогового органа без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 2617
  • 0
  • 31 марта 2020

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.