НДС, реализация на территории СЭЗ, зачет по импорту из КНР и РФ

1. Вид спора: налоговые споры

2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо

3. Вид налога: налог на добавленную стоимость

  

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее - налоговый орган) налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная проверка Компании «А» по вопросу исполнения налогового обязательства за период с 01.01.2014г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 116645,4 тыс.тенге и пени 27449,6 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

В жалобе приведено, что Компания «А» как участник «СЭЗ» при реализации товара собственного производства, а именно гербицидов, выписывал счета-фактуры с нулевой ставкой НДС на основании статьи 248 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс).

Компания «А» с выводами акта налоговой проверки не согласна, поскольку товары, в данном случае электроэнергия и пестициды, были приобретены у поставщика с 12% НДС и Компания «А» правомерно отнесла НДС в зачет поскольку поставщик товара являлся плательщиком НДС.

Также, начислен НДС по импорту из Китая и России, оплаченный при таможенных процедурах и отнесенный Товариществом в зачет за импорт товаров, включенных в Перечень товаров, облагаемых НДС по нулевой ставке, реализуемых на территорию специальной экономической зоны, полностью потребляемых при осуществлении деятельности и отвечающей цели создания специальной экономической зоны.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 150 Налогового кодекса для целей применения настоящей статьи организацией, осуществляющей деятельность на территории СЭЗ, является юридическое лицо, соответствующее одновременно условиям, указанным в подпунктах 1) - 5) данного пункта.

Перечень товаров, работ, услуг, указанных в подпунктах 4) и 5) части первой настоящего пункта, определяется Правительством РК.

Перечень приоритетных видов деятельности по видам экономической деятельности, указанных в статьях 151-1-151-10 Налогового кодекса от 10.12.2008г.

Определение приоритетных видов деятельности осуществляется в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности и классификатором продукции по видам экономической деятельности, утвержденными уполномоченным государственным органом в области технического регулирования.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 29.11.2011г. №186 «О создании СЭЗ» на период до 01.12.2036г. создана СЭЗ.

Налогообложение организаций, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ регламентировано нормами статьи 151-9 Налогового кодекса от 10.12.2008г.

При этом с 01.01.2018г. налогообложение лиц, осуществляющих деятельность на территориях СЭЗ, определено нормами главы 79 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.).

Так, пунктом 1 статьи 708 Налогового кодекса от 25.12.2017г. для целей применения Налогового кодекса от 25.12.2017г. организацией, осуществляющей деятельность на территории СЭЗ, является юридическое лицо, соответствующее одновременно условиям, указанным в подпунктах 1) -4) данного пункта.

Перечень приоритетных видов деятельности в разрезе СЭЗ, соответствующих целям создания СЭЗ, а также порядок включения приоритетных видов деятельности в указанный перечень определяются уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в сфере создания, функционирования и упразднения СЭЗ, по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом.

Определение приоритетных видов деятельности осуществляется в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности, утвержденным уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования.

Таким образом, для целей осуществления деятельности на территории СЭЗ юридическое лицо должно соответствовать требованиям, установленными вышеуказанными нормами налогового законодательства.

 В рассматриваемом случае, по перечню «Общий классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД)» основным видом деятельности Товарищества является «производство пестицидов и прочей агрохимической продукции» (код 2020.0) раздела «Обрабатывающая промышленность».

Этот подкласс (код 2020.0) включает в себя производство инсектицидов, родентицидов, фунгицидов, гербицидов, акарицидов, молюстицидов и биоцидов.

Обрабатывающая промышленность является видом деятельности, соответствующей целям создания СЭЗ в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 151-9 Налогового кодекса.

        Как следует из материалов жалобы и акта проверки Компания «А» является участником СЭЗ и осуществляет деятельность по производству гербицидов (код КПВЭД 38.08.93), производство которых входит в Перечень товаров собственного производства (работ, услуг) по видам деятельности, соответствующим целям создания СЭЗ, утвержденным постановлением от 29.07.2016г. №444 Правительства Республики Казахстан.

Нормой статьи 25 Закона Республики Казахстан от 21.07.2011г. №469-IV. «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан», «налогообложение участников специальной экономической зоны» - участники СЭЗ облагаются налогами и другими обязательными платежами в бюджет в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

  1. Начисление НДС по товарам, реализуемым на территории СЭЗ.

В рассматриваемом случае, Компанией «А», участником СЭЗ, реализован товар собственного производства «гербициды» с применением  нулевой ставки по НДС в адрес налогоплательщиков, являющихся резидентами Республики Казахстан.

Согласно пункту 1 статьи 244-2 Налогового кодекса реализация на территорию СЭЗ товаров, полностью потребляемых при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания специальных экономических зон, по перечню товаров, определенных Правительством Республики Казахстан, облагается НДС по нулевой ставке.

Для целей настоящей статьи под товарами, указанными в части первой настоящего пункта, понимаются товары, помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и находящиеся под таможенным контролем.

Вместе с тем, согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком НДС по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 Налогового кодекса.

Аналогичные нормы предусмотрены статьями 367-371 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

Таким образом, оборот по реализации готовой продукции на территории СЭЗ, в том числе при реализации готовой продукции от одного участника другому участнику СЭЗ, в рамках одной территории СЭЗ подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке по ставке 12 процентов.

 Исходя из изложенного, результаты налоговой проверки по начислению НДС, по товаром, реализованным другому участнику СЭЗ являются обоснованными.

  1. Относительно исключения из зачета НДС по товарам, приобретенным в Республике Казахстан.

Компанией «А», в проверяемом периоде приобреталась электроэнергия по ставке 12% и другие товары (этиленгликоль (этандиол), эмульгатор А, плиты пенполистирольные, аттестованные смеси, кварцевый песок фракции 01.904мм, жидкостный хромотограф Agilent 1200, машина для измельчения или размалывания SG-3060EP, подъемники, насосы, оборудование для обвертки товара пленкой, погрузчик А-СРС30Х (1), хромотографы, камень бетонный бортовой БР 80.30.15, дробильно-сортировочный комплекс, газоанализаторы, площадки, конвейер и аттестованные смеси на сумму НДС   3512,0 тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 1 статьи 244-2 Налогового кодекса реализация на территорию СЭЗ товаров, полностью потребляемых при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания СЭЗ, по перечню товаров, определенных Правительством Республики Казахстан, облагается НДС по нулевой ставке.

Для целей настоящей статьи под товарами, указанными в части первой настоящего пункта, понимаются товары, помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и находящиеся под таможенным контролем.

Аналогичные нормы предусмотрены пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

В проверяемом периоде действовал Перечень товаров, облагаемых НДС по нулевой ставке, реализуемых на территории СЭЗ, полностью потребляемых при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания СЭЗ, утвержденным постановление Правительства РК от 14.09.2012г. №1197 (далее - Постановление №1197).

Таким образом, участники СЭЗ имели право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, если они использовались в целях облагаемого оборота, за исключением сумм НДС по приобретенным товарам, включенным в перечень товаров, определенным Правительством Республики Казахстан, реализация по которым на территорию СЭЗ облагается по нулевой ставке, в соответствии со статьей 244-2 Налогового кодекса.

В рассматриваемом случае, для производства пестицидов и прочей агрохимической продукции Компанией «А», участницей СЭЗ у поставщиков приобретались товары, входящие в Перечень товаров, утвержденный Постановлением №1197, которые в соответствии с нормами статьи 244-2 Налогового кодекса от 10.12.2008г., статьи 389 Налогового кодекса от 25.12.2017г., подлежат обложению НДС по нулевой ставке.

При этом, в нарушение 244-2 Налогового кодекса поставка электроэнергии и указанных товаров на территорию СЭЗ осуществлялась с применением 12% ставки НДС. 

Исходя из изложенного, в соответствии с положениями статьи 244-2 Налогового кодекса, НДС по приобретенным товарам, включенным в Перечень товаров, потребляемым при осуществлении деятельности на территории СЭЗ подлежит исключению из зачета Компании «А».

В этой связи, результаты налоговой проверки по исключению из зачета НДС является обоснованными.

  1. Относительно начисления НДС по импорту.

Компанией «А» в проверяемом периоде приобреталась в России перекись водорода с отнесением в зачет НДС в сумме 1441,7 тыс.тенге.

Также, в Китае Компанией «А» приобретен эмульгатор под таможенной процедурой импорт 40 «выпуск для внутреннего потребления» с уплатой таможенных пошлин и налогов, в том числе с суммой НДС 40861,1 тыс.тенге, уплаченной при таможенном оформлении и отнесенной Товариществом в зачет за импорт.

Указанные товары (перекись водорода и эмульгатор) включены в Перечень товаров, облагаемых НДС по нулевой ставке, реализуемых на территорию СЭЗ, полностью потребляемых при осуществлении деятельности и отвечающей цели создания СЭЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 281 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее - ТК РК) таможенная процедура свободной таможенной зоны является таможенной процедурой, применяемой в отношении иностранных товаров и товаров Евразийского экономического союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

Согласно статье 246 Налогового кодекса облагаемым импортом являются товары, ввозимые или ввезенные на территорию Таможенного союза (за исключением освобожденных от НДС в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса), подлежащие декларированию в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

Правовое регулирование вопросов, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее - СТЗ), определено положениями Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, ратифицированного Законом Республики Казахстан от 30.06.2010г. №312-IV (далее - Соглашение).

Пунктом 4 статьи 11 Соглашения определено, что товары, помещаемые под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат таможенному декларированию в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза, за исключением случая, установленного пунктом 5 статьи 11 Соглашения.

  • По товару, импортированному из Китая.

Согласно пункту 9 статьи 17 Соглашения, таможенная процедура СТЗ в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, завершается помещением под таможенные процедуры, указанные в подпунктах 1), 4), 5), 7), 8), 13) и 14) пункта 1 статьи 306 ТК РК, товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, в случае если товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, не признаны товарами Таможенного союза и не вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза.

В этой связи, при завершении таможенной процедуры СТЗ в отношении товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, взимание таможенных пошлин, налогов необходимо осуществлять на иностранную составляющую, путем проведения идентификации.

При идентификации иностранных товаров, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, необходимо применять способы, определенные подпунктами 1) -4) пункта 1 статьи 20 Соглашения, исходя из характера товаров, производственного процесса и других критериев.

В случае невозможности идентификации по первым четырем подпунктам пункта 1 статьи 20 Соглашения, необходимо применять пятый подпункт указанной статьи и принимать в качестве идентификации, иные способы которые могут быть применены исходя из характера товаров, совершаемых операций, технологического процесса и других критериев, в том числе документальную идентификацию.

В случае невозможности применения всех способов идентификации, определенные пунктом 1 статьи 20 Соглашения, взимание таможенных пошлин, налогов производится на товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, то есть продукт переработки.

В рассматриваемом случае, Товариществом, полученные по импорту из Китая товары (эмульгатор) помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (им 40) до помещения под таможенную процедуру СТЗ и уплачены таможенные пошлины и НДС 40861,1 тыс.тенге по ставке 12%.

Также, Компанией «А» к рассмотрению жалобы представлен Протокол от 14.02.2017г. с участием Департамента государственных доходов по вопросу применения таможенной процедуры СЭЗ.

Протоколом от 14.02.2017г. Компании «А» было также предложено поместить иностранные товары под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (им 40) до помещения под таможенную процедуру СТЗ.

Следует учесть, что в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 256 Налогового кодекса, в случае уплаты НДС в соответствии со статьями 241 и 276-20 Налогового Кодекса уплаченный налог относится в зачет в том налоговом периоде, в котором исполнено налоговое обязательство по уплате НДС.

Таким образом, НДС на импорт, уплаченный в бюджет, относится в зачет в том налоговом периоде, в котором исполнено налоговое обязательство по уплате НДС, в этой связи, исключение из зачета суммы НДС 40861,1 тыс.тенге по импорту из Китая является необоснованным.

  • По товару, импортированному из России.

Относительно поставки товаров из России (перекись водорода) на общую сумму 12014,2 тыс. тенге, НДС 1441,7  тыс.тенге, установлено.

В соответствии с Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010г. №263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары в отношении казахстанских товаров предназначенных для размещения и использования на территориях СЭЗ, в качестве ДТ могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением перечня в отношении товаров Евразийского экономического союза, предназначенных для размещения и использования на территориях СЭЗ Республики Казахстан, или их частей и заявляемых под таможенную процедуру СТЗ, за исключением товаров Евразийского экономического союза (ЕАЭС), ввозимых с территорий иных государств - членов Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан и помещаемых под таможенную процедуру СТЗ.

Данная норма предусмотрена только в отношении товаров ЕАЭС, которые находятся на территории Республики Казахстан и, при ввозе на территорию СЭЗ в отношении таких товаров, не возникает уплата налогов.

В рассматриваемом случае, Товариществом произведен ввоз товара (перекись водорода) из России с подачей заявления о ввозе товаров (ФНО 328.00) и с отражением в декларации по НДС по импортированным товарам (ФНО 320.00), произведена уплата НДС.

Декларации по НДС по импортированным товарам (ФНО 320.00) представлены в налоговые органы на сумму НДС1441,7 тыс.тенге:

- № 451518082017N01369 за июль 2017г. на сумму НДС 1035,7 тыс.тенге (поставщик Компания «М», Российская федерация);

- № 451525092017N00404 за июль 2017г. на сумму НДС 31,1 тыс.тенге (поставщик Компания «Р», Российская федерация)

- № 451507122017N00029 за октябрь 2017г. на сумму НДС 374,9 тыс.тенге ((поставщик Компания «L», Российская федерация).

Вместе с тем, правовое регулирование вопросов, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру СТЗ, определено положениями Соглашения по вопросам СЭЗ на таможенной территории ЕАЭС и таможенной процедуры СТЗ, ратифицированного Законом РК от 30.06.2010г. №312-IV (далее – Соглашение).

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Соглашения установлено, что товары ЕАЭС, помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру СЭЗ, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру СЭЗ.  

Территория СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура СТЗ, является зоной таможенного контроля.

Согласно пункту 4 статьи 11Соглашения определено, что товары, помещаемые под таможенную процедуру СТЗ, подлежат таможенному декларированию в порядке, установленном таможенным законодательством.

 Таким образом, поскольку импорт товара произведен из стран ЕАЭС на территорию СЭЗ, то представление ФНО 328.00 и ФНО 320.00 не требуется, так как товар помещается под свободную процедуру СЭЗ с оформлением таможенной декларации и подтверждением освобождения от НДС является таможенная декларация СЭЗ на товар.

Согласно пункту 1 статьи 244-2 Налогового кодекса реализация на территорию СЭЗ товаров, полностью потребляемых при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания СЭЗ, по перечню товаров, определенных Правительством РК, облагается НДС по нулевой ставке, по товарам, помещаемым под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и находящиеся под таможенным контролем.

Таким образом, в рассматриваемом случае, для производства пестицидов и прочей агрохимической продукции из России импортировались товары (перекись водорода), входящие в Перечень товаров, утвержденным Постановлением №1197, которые в соответствии с нормами статьи 244-2 Налогового кодекса от 10.12.2008г., статьи 389 Налогового кодекса от 25.12.2017г. подлежат обложению НДС по нулевой ставке.

Исходя из изложенного, следует, что результаты налоговой проверки по исключению из зачета суммы НДС 1441,7 тыс.тенге, по товарам, импортированным из России, за проверяемый налоговый период, являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение - отменить обжалуемое уведомление в части начисления НДС по товарам, импортированным из КНР,  в остальной части оставить без изменения. 

  • 1265
  • 0
  • 24 июня 2020

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.