КПН, НДС - взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками (частичная отмена решения)

Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган), получена жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц (КПН).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «А» по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 1 847 771,1 тыс.тенге, пени 268 921,2 тыс.тенге, НДС в сумме 1 138 812,7 тыс.тенге и уменьшении убытка на сумму 33 421,6 тыс.тенге.

Компания «А» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа и приводит следующие доводы.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 242 и статьи 400 Налогового кодекса при отнесении на вычеты расходов на сумму 9 114 590,5 тыс.тенге и НДС в зачет на сумму 1 082 574,2 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «В», Компанией «С» и Компанией «D».

С данным выводом налогового органа Компании «А» не согласна из-за того, что в акте проверки не указаны нарушенные Филиалом нормы Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс), отсутствует подробное описание выявленных нарушений, при этом все подтверждающие первичные бухгалтерские документы представлены в ходе проверки.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Уполномоченным органом в целях вынесения мотивированного решения по жалобе, в соответствии со статьей 186 Налогового кодекса назначена тематическая проверка Компании «А» по вопросу правильности исчисления КПН и НДС за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г.

Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Комитет) проведена тематическая проверка Компании «А», по результатам которой составлен акт тематической проверки (далее – акт тематической проверки).

Из акта тематической проверки следует.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Расходы будущих периодов подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса если иное не предусмотрено главой 46 Налогового кодекса, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, работы и услуги, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) - 5) данного пункта.

 Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
        Пунктом 6 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.
       Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.
         Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.
        Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
        При этом в соответствии со статьей 1 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы - документальное свидетельство, как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.

Регистры бухгалтерского учета - формы для обобщения, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для ее отражения в системе бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
         Кроме того, согласно подпункту 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода, а НДС подлежит отнесению в зачет при использованиях (будут использоваться) в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

В рассматриваемом случае, как указано выше, по результатам обжалуемой проверки за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г. исключены из вычетов расходы и НДС из зачета по взаиморасчетам с:

- Компанией «В» на сумму 7 619 210,2 тыс.тенге, НДС 912 935,2 тыс.тенге:

- Компанией «C» на сумму 993 823,0 тыс.тенге, НДС 119 258,8 тыс.тенге;  - Компанией «D» на сумму 501 557,2 тыс.тенге, НДС 50 380,2 тыс.тенге.

  1. Относительно взаиморасчетов с Компанией «В»

По результатам обжалуемого акта налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2019-2021гг. на сумму 7 619 210,2 тыс.тенге,  НДС из зачета за периоды 3, 4 кварталы 2019г., 1 - 3 кварталы 2020г., 2 - 4 кварталы 2021г. на сумму 912 935,2 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «В» (поставке раствора М200, товарного бетона B25W8F100, В35 F50, В35W8F100, В35W8F150P5.60, В7,5W8F100, В35W8F100P5.35, строительные услуги, услуги автобетононасоса, услуги по обеспечению снабжения бетоном, щебень и возмещению затрат).

Головным предприятием Компании «В» является Компания «Е».

В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса встречная проверка эта проверка налоговым органом лиц, осуществляющих операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операции, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).

В целях получения дополнительной информации по взаиморасчетам с поставщиком в ходе тематической проверки Комитетом направлен запрос в Управление государственных доходов (далее - УГД) на проведение встречной проверки Компании «Е».

УГД проведена встречная проверка Компании «Е» по взаиморасчетам с Компанией «А» за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г.

По результатам встречной проверки взаиморасчеты между Компанией «А» и Компании «Е» за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г. подтверждены на сумму 13 813 385,1 тыс.тенге, НДС 1 474 202,1 тыс.тенге.

Сведения по взаиморасчетам Компании «А» с Компанией «Е», в том числе с Компанией «В» (договоры, условия договоров, суммы договоров, наименования товаров, количество реализованного товарного бетона, ЭСФ, данные налоговой отчетности, пояснение представителя Компании «Е») отражены в акте встречной проверки и акте тематической проверки.

Кроме того, в акте тематической проверки отмечено, что взаиморасчеты между Компанией «А» и Компанией «Е», в том числе Компанией «В» составляют 13 813 385,1 тыс.тенге, НДС 1 474 202,1 тыс.тенге, при этом обжалуемым актом проверки исключены из вычетов расходы и НДС из зачета (товарный бетон) только по Компании «В» на сумму 7 619 210,2 тыс.тенге, НДС на сумму 912 935,2 тыс.тенге.

Таким образом, по акту тематической проверки не подтверждены результаты обжалуемого акта налоговой проверки в части исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «В» за 2019-2021гг. на сумму 7 619 210,2 тыс.тенге и НДС из зачета за 3, 4 кварталы 2019г., 1-3 кварталы 2020г., 2-4 кварталы 2021г. на сумму 912 935,2 тыс.тенге.

На основании изложенного, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «В» за 2019-2021гг. на сумму 7 619 210,2 тыс.тенге и НДС из зачета за 3, 4 кварталы 2019г., 1-3 кварталы 2020г., 2-4 кварталы 2021г. на сумму 912 935,2 тыс.тенге по результатам обжалуемого акта проверки является необоснованным.

  1. Относительно взаиморасчетов с Компанией «С»

         По результатам обжалуемого акта налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2019-2021гг. на сумму 993 823,0 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2019г., 1-4 кварталы 2020г., 4 квартал 2021г. на сумму 119 258,8 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «С» (поставка товаров: домкрат, гидравлический домкрат, запорное кольцо, подъемный ремень, тросовая петля, канатный зам окай, предохранительный канат, подъёмный цепной блок, винтовой домкрат, предохранительная сетка, таль, медножильный кабель, разводной ключ, отвертка, проводорезка, кабельная ножница, мерная (счётная) линейка, ватерпасная линейках, угольник, слесарный уровень, индикатор набора, медный наконечник, портативный шахтерский фонарь, ручной трубогиб, торцевой ключ лёгкого типа, плашка облегчённого типа, мульти метр, блок, амперметр, изоляционный мегомметр, мегомметр, тест карандаш ультракрасный термоизмеритель, станок для гибки труб, перчатки сварщика, сумка для инструментов, резательный диск маркер, пассирующая паста, щетка из нержавеющей стали, нейлоновая кабельная стяжка, изолента, водонепроницаемая лента, инженерная линия, проволочное колесо, медный наконечник, U-образный провод, оцинкованная гайка, оцинкованный хомут-фитин, оцинкованный шарнир G20-G32, сварочная шапка, гайка режущего мундштука, резка плазменной резки, электрод плазменной резки и транспортные услуги). 

В целях получения дополнительной информации по взаиморасчетам с поставщиком в ходе тематической проверки Комитетом направлен запрос в УГД на проведение встречной проверки по взаиморасчетам с Компанией «С», запрос прекращен в связи признанием государственной перерегистрации Компании «С» от 01.04.2013г. недействительной согласно Решению Специализированного межрайонного экономического суда (далее - СМЭС) от 08.12.2021г.

В Решении СМЭС от 08.12.2021г. указано, что Компания «С» произвела перерегистрацию со сменой руководителя и учредителя согласно Приказу управления юстиции.

С момента регистрации учредителем и руководителем Компании «С» является нерезидент Республики Казахстан. При перерегистрации Компании «С» был допущен ряд нарушений законодательства, которые носят неустранимый характер.

В частности, у учредителя Компании «С» отсутствует виза, позволяющая иностранцам заниматься предпринимательской деятельностью на территории Республики Казахстан.

Согласно пункту 2 статьи 40 Закона Республики Казахстан «О миграции населения», запрещаются создание юридического лица, а также участие в уставном капитале коммерческих организаций путем вхождения в состав участников юридических лиц иностранцам, не получившим визы на въезд в качестве бизнес-иммигрантов.

Бизнес-иммигранты – это иммигранты, прибывшие с целью осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с подпунктом 2) статьи 34 Закона Республики Казахстан «О миграции населения».
       Правилами оформления приглашений, согласования приглашений на въезд иностранцев и лиц без гражданства в Республику Казахстан, выдачи, аннулирования, восстановления виз Республики Казахстан, а также продления и сокращения сроков их действия, утвержденными совместным приказом исполняющего обязанности Министра иностранных дел Республики Казахстан от 24.11.2016 года №11-1-2/555 и Министра внутренних дел Республики Казахстан от 28.11.2016 года №1100, для категории бизнес-иммигрантов предусматривается виза категории С5.

Целью приезда учредителя Компании «С», согласно данных ИС «Беркут» является «работа».

Кроме того, согласно сведениям управления предпринимательства и инвестиций ходатайство на визу категории С5 учредителю Компании «С» не выдавалось.

Между тем, исходя из содержания пункта 9 Нормативного постановления Республики Казахстан от 29.06.2017г. «О судебной практике применения налогового законодательства» следует, что неполучение в случае необходимости обязательного получения визы на въезд в качестве бизнес-иммигрантов иностранцами, создавшими юридическое лицо, а также участвующими в уставном капитале коммерческих организаций путем вхождения в состав участников юридических лиц, характеризуется как неустранимое нарушение законодательства при создании юридического лица.

Согласно актам налогового обследования, Компания «С» отсутствует по месту регистрации. С учетом изложенного, иск подлежит удовлетворению.

По сведениям базы данных «Беркут», предоставленным ДГД, учредитель Компании «С» 19.07.2022г. в 10:10 часов выехал в Республику Узбекистан регулярным авиарейсом Алматы - Ташкент  КС-127 авиакомпании Эйр Астана, сведения (записи) о въезде в Республику Казахстан не имеются.

Таким образом, по акту тематической проверки подтверждены результаты обжалуемого акта налоговой проверки от 30.06.2022г. №39 в части исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «С» за 2019-2021гг. на сумму 993 823,0 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2019г., 1-4 кварталы 2020г., 4 квартал 2021г. на сумму 119 258,8 тыс.тенге.

На основании изложенного, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «С» за 2019-2021гг. на сумму 993 823,0 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2019г., 1 - 4 кварталы 2020г. и 4 квартал 2021г. на сумму 119 258,8 тыс.тенге по результатам обжалуемого акта проверки от 30.06.2022г. №39 является обоснованным.

  1. Относительно взаиморасчетов с Компанией «D»

По результатам обжалуемого акта налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2019-2021гг. на сумму 501 557,2 тыс.тенге и НДС из зачета за 1-4 кварталы 2019г., 1-4 кварталы 2020г. и 1, 2 кварталы 2021г. на сумму 50 380,2 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «D» (строительные услуги, строительство металлоконструкций, аренда спецтехники).

Вид деятельности: строительство жилых зданий, строительство нежилых зданий, за исключением стационарных торговых объектов категорий 1, 2.

Согласно актам обследования от 29.09.2022г., 22.09.2022г., 04.11.2021г., 15.06.2021г., 27.04.2021г., 29.03.2021г., 18.10.2022г., 01.12.2022г., 21.02.2023г. Компания «D» отсутствует по месту нахождения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса встречной проверкой является проверка налоговым органом лиц, осуществляющих операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операции, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).

В целях получения дополнительной информации по взаиморасчетам с поставщиком в ходе тематической проверки Комитетом направлен запрос в УГД на проведение встречной проверки по вопросу взаиморасчетов с Компанией «D».
       УГД проведена встречная проверка Компании «D» по взаиморасчетам с Компанией «А» за период с 01.01.2016г. по 31.12.2021г.

По результатам встречной проверки взаиморасчеты Компании «А» с Компанией «D» не подтверждены в связи с непредставлением к проверке следующих документов:

- списки работников, в том числе специалистов для выполнения строительно-монтажных работ по Договорам государственных закупок, количество транспортных средств (грузовых машин, автобусов) с номерами автомашин, специальной техники (бульдозеров, тракторов) и другой техники, карточки учета работы машин на объектах, товарно-транспортные накладные и путевые листы, сопроводительные накладные, учет расхода ГСМ, актов ввода в эксплуатацию вновь построенных объектов, актов приема–передачи объектов строительства и других первичных документов, подтверждающих фактическое выполнение строительных работ участвующих в оказании услуг и работ для Филиала;
       - сведения и подтверждающие документы о предоставлении либо не предоставлении со стороны Филиала расходных материалов предназначенных для выполнения строительно-монтажных работ (стройматериалы);

- сведения о задействованной специальной технике: кем, каким видом специальной техники (с указанием номеров автомобилей и другой техники) осуществлялась поставка ТМЗ, где и на каких объектах производилась загрузка товаров с предоставлением договоров на перевозку с перевозчиками, транспортные документы с отметками о месте погрузки (загрузки) товаров, договора с грузоотправителями, полные адреса мест загрузки товаров;
         - сведения о задействованном транспорте: кем, каким видом транспорта (с указанием номеров автомобилей и другой техники) осуществлялась поставка ТМЗ, где и на каких объектах производилась загрузка товаров с предоставлением договоров на перевозку с перевозчиками, транспортные документы с отметками о месте погрузки (загрузки) товаров, договоров с грузоотправителями, полные адреса мест загрузки товаров;

- наименование компаний, с которыми Компанией «D» заключены договоры, на оказание услуг по перевозке, аренде транспорта/техники (с приложением договоров, актов выполненных работ, счетов-фактур и другие документов);

- не установлен факт аренды помещений либо производственных баз для выполнения работ со стороны Компании «D».

Перечень представленных к проверке документов указан в акте встречной проверки и акте тематической проверки.

Вместе с тем, Компанией «D» направлен иск в Специализированный межрайонный административный суд (далее - СМАС) об отмене акта встречной проверки и признании незаконным требования налогового органа о предоставлении документов.

По результатам рассмотрения иска СМАС оставил указанный иск без рассмотрения в связи с неявкой истца и вынес определение о возврате искового заявления.

Также следует отметить, что в ходе тематической проверки проведен анализ основных поставщиков товаров (работ, услуг) Компании «D», по результатам которого установлено:

- Компания «F». Взаиморасчеты на сумму 147 184,1 тыс.тенге, НДС в сумме 17 662,1 тыс.тенге. Решением СМЭС государственная регистрация Компаниb «F» признана недействительной;

- Компания «H». Взаиморасчеты на сумму 134 451,8 тыс.тенге, НДС в сумме 16 134,2 тыс.тенге. Решением СМЭС государственная регистрация Компании «H» признана недействительной;

- Компания «К». Взаиморасчеты на сумму 17 857,1 тыс.тенге, НДС в сумме 2 142,9 тыс.тенге. Решением СМЭС государственная регистрация Компании «К» признана недействительной;

 - Компания «L». Взаиморасчеты на сумму 359 034,5 тыс.тенге, НДС в сумме 43 084,1 тыс.тенге. Решением СМЭС государственная регистрация Компании «L» признана недействительной.

- Компания «М». Взаиморасчеты на сумму 160 714,3 тыс.тенге, НДС в сумме 19 285,7 тыс.тенге. Решением СМЭС государственная перерегистрация Компании «М» признана недействительной.

Таким образом, по акту тематической проверки подтверждены результаты обжалуемого акта налоговой проверки в части исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «D» за 2019-2021гг. на сумму 501 557,2 тыс.тенге и НДС из зачета за 1-4 кварталы 2019г., 1-4 кварталы 2020г. и 1, 2 кварталы 2021г. на сумму 50 380,2 тыс.тенге.

На основании изложенного, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «D» за 2019-2021гг. на сумму 501 557,2 тыс.тенге и НДС из зачета за 1-4 кварталы 2019г., 1-4 кварталы 2020г. и 1, 2 кварталы 2021г. на сумму 50 380,2 тыс.тенге по результатам обжалуемого акта проверки от 30.06.2022г. №39 является обоснованным.   

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 и пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии и результатов тематической проверки.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление в части исключения из вычетов расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «В», а в остальной части оставить без изменения.

  • 4408
  • 0
  • 24 октября 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.