Взаиморасчеты с контрагентами, списание ТМЗ, расходы будущих периодов - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Т» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц-резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2016г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 50 238,1 тыс.тенге, пени в сумме 7 840,0 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 45 985,1 тыс.тенге, пени в сумме 7 213,1 тыс.тенге, индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты в сумме 794,0 тыс.тенге, платы за эмиссии в окружающую среду в сумме 1 190,6 тыс.тенге, пени 229,6 тыс.тенге, налога на транспортные средства с юридических лиц 62,0 тыс.тенге, пени 10,9 тыс.тенге и о сумме уменьшенного убытка в размере 282 154,4 тыс.тенге.

Компания «Т» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части исключения из вычетов расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компаниями «R» и «P», по списанию товарно-материальных запасов, расходов будущих периодов и других расходов, а также исключения НДС из зачета по приобретенным легковым автомобилям от Компаний «A» и «E».

1.Относительно взаиморасчетов с Компаниями «R» и «P»

В жалобе указано, что между Компанией «В» (Заказчик) и Компанией (Подрядчик) был заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ в объекте «Строительство магистрального трубопровода перекачки дренажных вод разреза «Северный» (участки 1,2,3,4) и разреза «Богатырь» (участки 5,6,9,10) для обеспечения потребности при пылеподавлении на объектах усреднительно-погрузочного комплекса (УПК) авто-конвейерной технологии добычи угля на разрезе «Богатырь» (далее - «Объект Богатырь»).

Компания отмечает, что для реализации проектно-сметной документации (ПСД) и выполнения договорных обязательств перед Компанией «В», между Компанией (Покупатель) и Компанией «R» (Поставщик) заключен Договор поставки от 04.07.2019г. №3-2019.

Во исполнение указанного Договора, Компанией «R» осуществлена поставка водопроводной трубы из полиэтилена SDR21 6500*23,90 в количестве 8 000 метра с НДС на сумму 208 064, 0 тыс.тенге, по которой имеются товарно-транспортные накладные (ТТН), подтверждающие отгрузку (отправку) товара из завода-производителя Компании «D», расположенного в городе «А» на строительный объект, расположенный в городе «Е». Поставка водопроводных труб осуществлена с 13.08.2019г. по 24.12.2019г. согласно ТТН, приложенных к жалобе.

Также в жалобе указано, что согласно актам выполненных работ по объекту «В»:

-за август 2019г. Компанией «В» произведена приемка работ по позиции «Труба полиэтиленовая для водоснабжения РЕ 100 SDR 21-500x23,9 питьевая СТ РК ИСО 4427-2004 в количестве 3 936 метров;

 -за декабрь 2019г. Компанией «В» произведена приемка работ по позиции «Труба полиэтиленовая для водоснабжения РЕ 100 SDR 21-500x23,9 питьевая СТ РК ИСО 4427-2004 в количестве 4 064 метров. Так, в 2019г. приобретенные у Компании «R» водопроводные трубы в общем количестве 8 000 метров, Компанией «Е» применены в строительстве объекта «В», что полностью соответствует условиям приобретения и применения в строительстве.

Кроме того, Компания «Т» указывает, что в ответе на запрос Компанией «R» предоставлены подтверждающие сведения о приобретении указанных водопроводных труб из полиэтилена у Компании «D», которая является заводом-производителем, по взаиморасчетам с которой представлен акт сверки. По данным актов сверок взаимных расчетов следует, что Компанией перечислены денежные средства на расчетный счет Компании «R», которые в свою очередь перечислены на расчетный счет Компании «D».

Вместе с тем, Компания «Т» указывает, что в проектно-сметной документации (ПСД), разработанной Компанией «K», в процессе строительства «Трубопровод дренажных вод» предусмотрено применение полиэтиленовых труб ПЭ 100 SDR 21 диаметром 500х23,9, ПЭ 100 SDR 41 диаметром 710х17,4, стальных электросварных труб диаметром 530х8, диаметром 720х8. Трубопровод очищенных вод с очистных сооружений запроектирован из полиэтиленовых труб ПЭ 100 SDR 21 диаметром 110х5,3, из стальных электросварных труб диаметром 108х4. Общая протяженность проектируемого водопровода составляет 14 192,9м.

В жалобе отмечено, что от Компании «I», являющейся субподрядчиком Компании, приобретение трубы не произведено. Согласно актов выполненных работ за июль, ноябрь - декабрь 2019г. следует, что субподрядчик Компания «I» выполнял работы по рытью траншей и укладке трубопровода, то есть проводил работы для укладки приобретенных Компанией труб в 2019г.

Также Компания «Т» указывает, что в ходе налоговой проверки приходный ордер запасов, накладная на отпуск запасов на сторону, карточка учета запасов, накладная на внутреннее перемещение запасов, инвентаризационная опись запасов не запрашивались. При этом накладная на внутреннее перемещение запасов не требуется, так как трубы поставлялись не на склад, а напрямую на строительный объект.

В жалобе отмечено, что между Государственным учреждением «О» Акимата города «Т» (Заказчик)» и Компанией (Подрядчик) заключен договор о государственных закупках от 16.06.2018г. №77 на выполнение строительно-монтажных работ (далее - СМР) по объекту «Строительство канализационной сети жилого массива МКТУ».

Относительно Компании «P» в жалобе отмечено, что для реализации проектно-сметной документации и выполнения договорных обязательств перед Заказчиком, Компанией «Т» (Покупатель) заключен договор поставки №12/21 от 21.12.2018г. с Компанией «P» (Поставщик), по условиям которого Компания «P» осуществлена поставка товаров на общую сумму 48 300,0 тыс.тенге, в том числе НДС 5 175,0 тыс.тенге, которые были отражены в его налоговых декларациях по КПН (ф.100.00) и НДС (ф.300.00) и оплачены налоги.

Компания «Т» утверждает, что поставленные Компанией «P» материалы были использованы при выполнении СМР на объекте «М», которые подтверждаются актами выполненных работ, подписанными Государственным учреждением «О» и Актом приемки объекта в эксплуатацию от 30.09.2019г.

Из акта налоговой проверки следует, что Компанией «Т» в нарушение статей 242, 400 Налогового кодекса отнесены на вычеты расходы за 2019г. НДС в зачет за 4 квартал 2019г. и за 1-2 кварталы 2019г. по взаиморасчетам с Компаниями «R» и «P».

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Уполномоченным органом в целях вынесения мотивированного решения в соответствии со статьей 186 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) в ходе рассмотрения жалобы письмом от 11.01.2022г. №004-ДА/97-И назначено проведение тематической проверки Компании «Т» по вопросу правильности исчисления КПН и НДС за период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г. в части обжалуемых вопросов.

Во исполнение данного письма, налоговым органом на основании предписания от 12.01.2022г. №11 проведена тематическая проверка Компании «Т», по результатам которой составлен акт тематической проверки от 17.10.2022г. №11 (далее - акт тематической проверки).

1.1 Компания «R»

По результатам акта проверки от 24.08.2021г. №17 на основании статей 242, 400 Налогового кодекса расходы по взаиморасчетам с Компанией «R» исключены из вычетов за 2019 год в сумме 185 771,4 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2019г. в сумме 22 292,6 тыс.тенге.

Из акта тематической проверки следует, что по данным ИНИС РК Компания «R» является действующим налогоплательщиком, снята с учета по НДС 16.02.2021г. по причине отсутствия по месту нахождения.

В ходе тематической проверки проведена встречная проверка Компании «R» по взаиморасчетам с Компанией «Т». По результатам встречных налоговых проверок от 27.05.2022г. №101, от 12.10.2022г. №196 взаиморасчеты Компании с Компанией «R» подтверждены.

Согласно актам встречных проверок от 27.05.2022г. №101 и от 12.10.2022г. №196 установлено, что в период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г. Компания «R» по Договору поставки от 04.07.2019г. №18-2019 и Дополнительному соглашению от 05.09.2019г. №1 произведена реализация товаров (водопроводная труба из полиэтилена SDR21 d500*23,90) в количестве 8 000 метров в адрес Компании на сумму 208 064,0 тыс.тенге, в том числе НДС на сумму 22 292,6 тыс.тенге по счетам-фактурам и накладным от 28.08.2019г. №19 (3 825,32 метра), от 26.12.2019г. №45 (4 174,68 метра).

Согласно Спецификации №1 к дополнительному соглашению от 05.09.2019г. №1 местом поставки товара - строительная площадка Компании «В».

Погашение обязательств Компанией «Т» произведено на сумму 208 064,0 тыс.тенге путем перечисления денежных средств на расчетный счет Компании «R».

В свою очередь, реализованный в адрес Компании «Т» товар Компанией «R» приобретен у Компании «D» по Договору поставки товара от 04.07.2019г. №18-2019 по счетам-фактурам и накладным (в количестве 29 штук), выписанным за период с 22.07.2019г. по 15.10.2019г., погашение обязательств по которым произведено 15.10.2019г. на сумму 204 353,4 тыс.тенге путем перечисления денежных средств на расчетный счет Компании «D».

При этом согласно товарно-транспортным накладным (далее-ТТН) грузоотправитель товара – Компания «R», перевозчик - Компании «D», грузополучатель - Компания «R». Перевозка осуществлена транспортным средством Компании «D» марки «КАМАЗ», государственный номер S904VW, состоит на регистрационном учете (свидетельство о регистрации ТС SK от 14.05.2011г. №10000301).

Как указано в акте тематической проверки взаиморасчеты с Компанией «Т» отражены в налоговом и бухгалтерском учетах Компании «R» в полном объеме.

Также, в акте тематической проверки отражено, что Компанией «Т» заключен Договор от 29.10.2018г. с Компанией «В» на выполнение работ по строительству Магистрального трубопровода перекачки дренажных вод разреза «С» (участки 1,2,3,4) и разреза «В» (участки 5,6,9,10) для обеспечения потребности при пылеподавлении на объектах усреднительно-погрузочного комплекса (УПК) авто-конвейерной технологии добычи угля на разрезе «В» на территории Компании «В» на сумму 955 314,9 тыс.тенге с учетом НДС.

Как указано в акте тематической проверки Компанией «Т» 10.04.2019г. заключен Договор субподряда с Компанией «I» (субподрядчик) на выполнение работ по строительству Магистрального трубопровода перекачки дренажных вод разреза «С» (участки 1,2,3,4) на сумму 842 004,8 тыс.тенге с учетом НДС. Как следует из акта приемки выполненных работ, составленных между Компанией «I» и Компанией за ноябрь 2019г. (к ЭСФ от 21.11.2019г. №ESF-170440016608-20191121-60568663) стоимость выполненных работ рассчитана за минусом стоимости трубы полиэтиленовой для водоснабжения РЕ100 SDR 21-500х23,9. В этой связи доводы, указанные в акте проверки от 24.08.2021г. о возложении на Компанию «I» обязательств по обеспечению материально-техническими ресурсами и оборудованием не подтверждены.

Таким образом, по акту тематической проверки не подтверждены, результаты обжалуемой налоговой проверки от 24.08.2021г. в части исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам Компании «Т» с Компанией «R» за 2019г. на сумму 185 771,4 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2019г. на сумму 22 292,6 тыс.тенге.

На основании вышеизложенного, учитывая результаты акта тематической проверки, исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «R» за 2019г. на сумму 185 771,4 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2019г. на сумму 22 292,6 тыс.тенге по результатам налоговой проверки от 24.08.2021г. является необоснованным.

1.2. Компания «P»

По результатам акта проверки от 24.08.2021г. №17 на основании статей 242, 400 Налогового кодекса расходы по взаиморасчетам с Компанией «P» исключены из вычетов за 2019 год в сумме 43 125,0 тыс.тенге и НДС из зачета за 1-2 кварталы 2019г. в сумме 5 175,0 тыс.тенге.

Как указано в акте тематической проверки Компанией «Т» 19.06.2018г. заключен Договор о государственных закупках работ с Компанией «О» на выполнение работ по Проекту «Строительство канализационной сети жилого массива МКТУ» на сумму 791 925,3 тыс.тенге с учетом НДС. Объект принят в эксплуатацию актом приемки от 30.09.2019г.

Согласно сметному расчету стоимости строительства предусмотрено использование трубы d425 мм в количестве 2 448,16 метра, люка чугунного типа Л в количестве 1 048 килограмм, люка чугунного типа Т в количестве 358 тонны, колец 5 362 штуки.

Между тем для выполнения работ на объекте «Строительство канализационной сети жилого массива МКТУ» Компанией «Т» заключен Договор субподряда от 01.11.2018г. с Компанией «U» (субподрядчик), пунктом 2.1. которого установлено, что общая стоимость договора рассчитывается из фактически выполненных объемов работ. Кроме того, пунктом 1.3. Договора от 01.11.2018г. предусмотрена поставка генеральным подрядчиком (Компания) оборудования и материалов. Из пункта 2.2. Договора от 01.11.2018г. следует, что оплата за выполненные работы производится по цене, рассчитанной от общей сметной стоимости, утвержденной в сметной документации, без учета стоимости оборудования и материала, поставляемого генеральным подрядчиком.

При этом, Компанией «Т» с Компанией «P» заключен Договор на поставку товаров (трубы) от 21.12.2018г. на 22 000,0 тыс.тенге. Дополнительным соглашением от 17.04.2019г. к Договору от 21.12.2018г. сумма сделки изменена на 48 300,0 тыс.тенге и дополнена спецификация товара (добавлены кольца и люки).

Из акта тематической проверки следует, что в ходе тематической проверки проведена встречная проверка Компании «P» по взаиморасчетам с Компанией «Т». По акту встречной проверки от 04.07.2022г. взаиморасчеты Компании «P» с Компанией «Т» подтверждены.

Согласно акту встречной проверки от 04.07.2022г. №17 в период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г. Компания «P» произведена реализация товаров в адрес Компании «Т» на сумму 48 300,0 тыс.тенге, в том числе НДС 5 175,0 тыс.тенге по:

- ЭСФ от 25.01.2019г. №130240024753-20190306-52035712 и накладной от 25.01.2019г. на 22 000,0 тыс.тенге, в том числе НДС 2 357,1 тыс.тенге (труба 426 в количестве 16,25 тонн, труба D426 в количестве 431 метров, труба эл/св D426 в количестве 25 997 кг, труба D426*8 в количестве 15 115 кг);

-ЭСФ от 03.06.2019г. №130240024753-20190606-45107649 и накладной от 03.06.2019г. на сумму 26 300,0 тыс.тенге, в том числе НДС 2 817,8 тенге (люк п/п тип Л 3тн. в количестве 300 штук, люк п/п тип Т25тн. в количестве 800 штук, кольцо КС 1м. в количестве 24 штук, кольцо КС 0,9/1м. в количестве 321 штук, кольцо КС 0,9/1,5м. в количестве 160 штук).

Компанией «Т» оплата за приобретенные товары произведена на сумму 48 300,0 тыс.тенге путем перечисления денежных средств на расчетный счет Компании «P». Взаиморасчеты отражены в бухгалтерском и налоговом учетах. Компанией «P» представлены Декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г. с отражением дохода от реализации 43 125,0 тыс.тенге, Декларации по НДС (ф.300.00) за 1 квартал 2019г. с отражением оборота по реализации 19 642,9 тыс.тенге, за 2 квартал 2019г. с указанием оборота по реализации 23 482,1 тыс.тенге.

Так, в ходе тематической проверки установлено, что Компанией «P» в 2019г. осуществлена реализация товаров в адрес Компании «Т» на сумму 48 300,0 тыс.тенге, в том числе НДС 5 175,0 тыс.тенге. По данным бухгалтерского учета (карточка счета 1310) и актов списания от 31.01.2019г. №7, от 30.09.2019г. №56 Компанией списание указанных товаров произведено на объект «Строительство канализационной сети жилого массива МКТУ».

Следует отметить, что за период с 11.12.2018г. по 03.10.2019г. Компанией «U» (субподрядчик) в адрес Компании «Т» выставлены ЭСФ (8 штук) на сумму 536 714,5 тыс.тенге, в том числе НДС на сумму 57 505,1 тыс.тенге за работы, выполненные на объекте «Строительство канализационной сети жилого массива МКТУ».

Так, в ходе тематической проверки установлено, что согласно данным бухгалтерского учета Компанией «Т» товары, приобретенные от Компании «P», использованы при выполнении СМР на объекте «Строительство канализационной сети жилого массива МКТУ».

Таким образом, по акту тематической проверки результаты обжалуемой налоговой проверки от 24.08.2021г. в части исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам Компании «Т» с Компанией «P» за 2019г. на сумму 43 125,0 тыс.тенге, НДС из зачета за 1 - 2 кварталы 2019г. на сумму 5 175,0 тыс.тенге не подтверждены.

На основании вышеизложенного, учитывая результаты акта тематической проверки, исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с Компанией «P» за 2019г. на сумму 43 125,0 тыс.тенге, НДС из зачета за 1 - 2 кварталы 2019г. на сумму 5 175,0 тыс.тенге, по результатам налоговой проверки от 24.08.2021г. является необоснованным.

  1. Исключение из вычетов расходов по списанию ТМЗ за 2019г. и НДС из зачета за 1-4 кварталы 2019г.

Из жалобы следует, что Компанией «Т» отнесены расходы на вычеты по списанию ТМЗ за 2019г. в сумме 99 731,3 тыс.тенге и НДС в зачет за 1-4 кварталы 2019г. в сумме 11 967,8 тыс.тенге по объектам:

- строительство газораспределительных сетей города Т. 3-очередь строительства 14 пускового комплекса (принят в эксплуатацию 28.12.2018г.);

- устройство и замена остановочных комплексов в городе Т. (введен в эксплуатацию - 14.01.2020г.);

- строительство сетей теплоснабжения к четырем 2-х этажным жилым домам города Т. (принят в эксплуатацию 30.09.2019г.).

При этом, Компания «Т» в жалобе указывает, что на всех указанных объектах строительства начальником участка был ФЛ - Т., в этой связи, материальная ведомость за 1-4 кварталы 2019г. была сформирована в единой ведомости. В настоящее время, материальная ведомость за 1-4 кварталы 2019г. исправлена, и расходы распределены по вышеуказанным объектам.

Также Компания «Т» отмечает, что согласно пункту 7.2 указанного Договора от 26.02.2018г. по объекту «Строительство газораспределительных сетей города Т. 3-очередь строительства 14 пускового комплекса» подрядчик предоставляет гарантию ГУ «Управление энергетики и ЖКХ» (заказчик) на эксплуатацию сроком на 2 года, то есть после ввода объекта в эксплуатацию 28.12.2018г. у него сохранялись обязательства на дефектный период, сроком до 28.12.2020г.

При этом, указанное в акте проверки о гарантийном обязательстве со стороны субподрядчика Компании «К», не верно, так как объем выполненных работ Компании «К» составляет всего 78 293,1 тыс.тенге или 5% от всего объема.

Из акта налоговой проверки от 24.08.2021г. следует, что за 2019г. исключены из вычетов расходы по списанию ТМЗ на сумму 99 731,3 тыс. тенге и НДС из зачета за 1 - 4 кварталы 2019г. на сумму 11 967,8 тыс.тенге по объекту «Строительство газораспределительных сетей города Т. III – очередь строительства 14 пускового комплекса».

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В ходе тематической проверки Компанией «Т» представлены акты списания, составленные за период с 31.01.2019г. по 30.11.2019г., документы, подтверждающие использование товарно-материальных запасов на объекте «Строительство газораспределительных сетей города Т. III – очередь строительства 14 пускового комплекса» при устранении дефектов и недостатков:

- акты списания ТМЗ на сумму 44 531,0 тыс.тенге (от 31.01.2019г., от 31.08.2019г., от 30.09.2019г.);

- акты о выявленных дефектах и недостатках, составленные экспертом по техническому надзору Компанией «J» (от 08.01.2019г.; от 06.08.2019г; от 05.09.2019г.);

- акты устранения недостатков, составленные Компанией «Т» и экспертом по техническому надзору Компании «J» (от 31.01.2019г., от 30.09.2019г.).

В ходе тематической проверки направлены запросы о произведенных работах Компании «Т» на объекте «Строительство газораспределительных сетей г. Т III – очередь строительства 14 пускового комплекса» в 2019г. в:

-ГУ «Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства» (заказчик по объекту «Строительство газораспределительных сетей города Т. III – очередь строительства 14 пускового комплекса» от 28.07.2022г.;

-Компания «J» (дано заключение по техническому надзору объекта «Строительство газораспределительных сетей города «Т» III – очередь строительства 14 пускового комплекса») от 28.07.2022г.).

Согласно ответам ГУ «Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства», Компании «J» подтверждены факты устранения дефектов и недостатков Компанией «Т» в 2019г. на указанном объекте.

Из данных бухгалтерского учета (карточка счета 1310 «Сырье и материалы») и актов списания товаров следует, что расходы по ТМЗ, исключенные из вычетов по результатам проверки от 24.08.2021г., Компанией «Т» в 2019г. использованы при выполнении следующих работ:

-по Контракту от 16.03.2018г. «Усовершенствование ирригационно-дренажной системы «Капал», заключенному с РГУ «Комитет по водным ресурсам» на сумму 13 971,8 тыс.тенге (бетон, арматура) (на момент проведения тематической проверки работы на объекте не завершены);

-по Контрактному соглашению от 22.07.2019г. «Восстановление оросительной системы в А.области», заключенному с РГП «Казводхоз» на сумму 20 933,7 тыс.тенге (инвентарь, материалы для строительства трубопровода, спецодежда, хозяйственные товары) (на момент проведения тематической проверки работы на объекте не завершены);

-по Договору о государственных закупках работ от 11.04.2018г. по проекту «Строительство сетей теплоснабжения к четырем 2-х этажным жилым домам города Т.», заключенному с ГУ «Отдел ЖКХ» города Т. на сумму 20 294,8 тыс.тенге (газ, горюче-смазочные материалы, инвентарь, материалы для строительства трубопровода, оборудование, спецодежда, счетчики, хозяйственные товары). Объект принят в эксплуатацию 27.09.2019г.;

-по Договору о государственных закупках работ от 26.02.2018 г. по проекту «Строительство газораспределительных сетей города Т. III – очередь строительства 14 пускового комплекса», заключенному с ГУ «Управление энергетики и ЖКХ» на сумму 44 531,0 тенге (газорегуляторные пункты, материалы для строительства трубопровода, счетчики). Объект принят в эксплуатацию 28.12.2018г. В 2019г. работы проводились в рамках гарантийных обязательств, (счета-фактуры в 2019г. не выставлялись).

Так, на основании вышеизложенного в ходе тематической проверки установлено, что Компанией «Т» списание ТМЗ на сумму 99 731,3 тыс.тенге произведено по объектам: «Усовершенствование ирригационно-дренажной системы «Капал» на сумму 13 971,8 тыс.тенге, «Восстановление оросительной системы» на сумму 20 933,7 тыс.тенге, «Строительство сетей теплоснабжения к четырем 2-х этажным жилым домам» на сумму 20 294,8 тыс.тенге, «Строительство газораспределительных сетей города «Т» III – очередь строительства 14 пускового комплекса» на сумму 44 531,0 тыс.тенге.

Таким образом, по акту тематической проверки результаты обжалуемой налоговой проверки от 24.08.2021г. в части исключения из вычетов расходов по списанию ТМЗ на сумму 99 731,3 тыс.тенге за 2019г. и НДС из зачета на сумму 11 967,8 тыс.тенге за 1-4 кварталы 2019г. не подтверждены.

На основании вышеизложенного, учитывая результаты акта тематической проверки, исключение из вычетов расходов по списанию ТМЗ на сумму 99 731,3 тыс.тенге за 2019г. и НДС из зачета на сумму 11 967,8 тыс.тенге за 1-4 кварталы 2019г., по результатам налоговой проверки от 24.08.2021г. №17 является необоснованным.

  1. 3. Исключение из вычетов расходов будущих периодов в сумме 198 213,1тыс.тенге

Компания «Т» указывает, что в очередной декларации по КПН (ф.100.00) за 2017г. сумма в размере 192 675,3 тыс.тенге была отнесена на убытки. По просьбе налогового органа, с целью сокращения убыточных компаний, указанная сумма перенесена из убытков на расходы будущих периодов. В этой связи, в соответствии с дополнительной декларацией по КПН (ф.100.00) от 13.09.2018г. внесены изменения в декларацию по КПН (ф.100.00) за 2017г., где указанная сумма убытков была перенесена на расходы будущих периодов.

В жалобе указано, что относительно отсутствия в Декларации по КПН (ф. 100.00) за 2018г. в строке 100.00.009 V «Стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, признанные расходами будущих периодов в предыдущих налоговых периодах и относимые на вычеты в отчетном налоговом периоде» данных в сумме 198 213,1 тыс.тенге следует указать, что в декларации по КПН (ф.100.00) за 2018г. была отражена «Стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, признанные расходами будущих периодов в предыдущих налоговых периодах и относимые на вычеты в отчетном налоговом периоде» в сумме 192 675,3 тыс.тенге.

Компания «Т» отмечает, что расходы будущих периодов в сумме 192 675,3 тыс.тенге были исключены по результатам налоговой проверки от 25.08.2020г., в связи с назначением новой налоговой проверки 16.02.2021г., не подана дополнительная форма налоговой отчетности по КПН (ф.100.00).

Из акта налоговой проверки от 24.08.2021г. следует, что Компанией «Т» в нарушение статьи 242 Налогового кодекса необоснованно отнесены на вычеты расходы на стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, признанные расходами будущих периодов в предыдущих налоговых периодах и относимые на вычеты в отчетном налоговом периоде в сумме 198 213,1 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Из акта тематической проверки следует, что по акту налоговой проверки от 24.08.2021 года исключены из вычетов расходы за 2019г. на сумму 198 213,1 тыс.тенге, отраженные по строке 100.00.019 V Декларации по КПН (ф.100.00) «Стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, признанные расходами будущих периодов в предыдущих налоговых периодах и относимые на вычеты в отчетном налоговом периоде».

В акте тематической проверки указано, что по данным бухгалтерского учета на 01.01.2019г. у Компании «Т» расходов будущих периодов не имеется.

Кроме того, по акту документальной налоговой проверки 25.08.2019г. произведено уменьшение за 2017г. по строке 100.00.009 IX Декларации по КПН (ф.100.00) «Стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, признаваемые расходами будущих периодов и подлежащие отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды» на сумму 192 675,3 тыс.тенге.

В Декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г. Компанией «Т» не отражена сумма убытка, подлежащая переносу с предыдущих налоговых периодов.

Таким образом, по акту тематической проверки подтверждены результаты обжалуемой налоговой проверки от 24.08.2021г. в части исключения из вычетов расходов на сумму 198 213,1 тыс.тенге.

На основании вышеизложенного, учитывая результаты акта тематической проверки, исключение из вычетов расходов на сумму 198 213,1 тыс. тенге по акту проверки от 24.08.2021г. является обоснованным.

  1. Уменьшение других расходов на сумму 2 167,1 тыс.тенге

Из жалобы Компании «Т» следует, что по результатам налоговой проверки необоснованно исключены из вычетов за 2019г. другие расходы в сумме 2 167,1 тыс.тенге, так как не указаны основания и мотивы, по которым им была выявлена разница между данными декларации по КПН (ф.100.00) и налоговой проверки.

Из акта налоговой проверки от 24.08.2021г. следует, что за период 2019г. Компанией «Т» в нарушение пунктов 1, 3 статьи 242, пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса завышены вычеты по другим расходам на сумму 2 167,1 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Из акта тематической проверки следует, что актом документальной налоговой проверки от 24.08.2021 года произведено исключение расходов из вычетов на сумму 2 167,1 тыс.тенге по строке 100.00.039 «Другие вычеты» Декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г.

По акту тематической проверки установлено, что вычеты по строке 100.00.039 «Другие вычеты» Декларации по КПН ф.100.00 составляют 10 107,1 тыс.тенге.

По данным бухгалтерского учета на счете 7210 «Другие расходы» Компанией произведены расходы на сумму 10 107,1 тыс.тенге на оказание спонсорской либо благотворительной помощи.

В рассматриваемом случае, исключены расходы в сумме 2167,1 тыс.тенге, которые связаны с оказанием спонсорской и благотворительной помощи, в связи с отсутствием подтверждающих документов (письма лиц, которым оказана благотворительная помощь и письма об оказании благотворительной помощи), а также с признанием данных расходов несвязанными с деятельностью Компании, направленной на получение дохода.

В соответствии с подпунктом 38) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса благотворительной помощью признается имущество, предоставляемое на безвозмездной основе в виде спонсорской помощи, в виде социальной поддержки физического лица, некоммерческой организации с целью поддержки ее уставной деятельности, организации, осуществляющей деятельность в социальной сфере.

Подпунктом 15) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса установлено, что спонсорской помощью признается имущество, предоставляемое на безвозмездной основе с целью распространения информации о лице, оказывающем данную помощь.

Согласно пункту 1 статьи 242 Налогового кодекса при определении налогооблагаемого дохода вычету подлежат расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с подпунктом 1) статьи 264 Налогового кодекса затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, вычету не подлежат.

При этом статьей 288 Налогового кодекса предусмотрены случаи уменьшения налогооблагаемого дохода при наличии расходов на оказание благотворительной помощи.

Так, согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 288 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода в размере общей суммы, не превышающей 4 процента от налогооблагаемого дохода.

В рассматриваемом случае, у Компании налогооблагаемый доход за 2019 год не возникает, соответственно, Компания не имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода.

Таким образом, по акту тематической проверки подтверждены результаты налоговой проверки от 24.08.2021г. в части исключения из вычетов расходов, связанных с оказанием спонсорской и благотворительной помощи за 2019г. на сумму 2 167,1 тыс.тенге.

На основании вышеизложенного, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов, связанных с оказанием спонсорской и благотворительной помощи за 2019 год на сумму 2 167,1 тыс.тенге, по результатам налоговой проверки от 24.08.2021г. №17 является обоснованным.

  1. Относительно исключения сумм НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «A» и Компанией «E»

В жалобе указано, что по результатам налоговой проверки произведено исключение суммы НДС, отнесенного в зачет за 1-4 кварталы 2019г., за 1-3 кварталы 2020г. по приобретенным в лизинг легковым автомобилям на сумму 7 337,4 тыс.тенге (без учета увеличения суммы НДС, подлежащего отнесению в зачет в размере 787,6 тыс.тенге):

- от Компании «A» НДС на сумму 6 527,5 тыс.тенге, в том числе за 1 квартал 2019г. НДС - 568,6 тыс.тенге; 2 квартал 2019г. НДС - 359,2 тыс.тенге; 3 квартал 2019г. НДС - 346,8 тыс.тенге; 4 квартал 2019г. НДС – 1 705,1 тыс.тенге; 1 квартал 2020г. НДС – 1 464,1 тыс.тенге; 2 квартал 2020г. НДС - 906,8 тыс.тенге; 3 квартал 2020г. НДС – 1 176,9 тыс.тенге;

- от Компании «E» НДС на сумму - 810,0 тыс.тенге за 3 квартал 2019г.

Компания «Т» отмечает, что исключение из зачета НДС за 1 квартал  2019г. в сумме 568,6 тыс.тенге является необоснованным, так как согласно электронным счетам-фактурам (ЭСФ) часть суммы НДС в размере 105,9 тыс. тенге были отнесены в зачет, в связи с приобретением товаров и услуг, а именно по Трекер GPS, реле блокировки, услуги GPS мониторинга, услуг по постановке/снятию на учет авто, комиссия за организацию проекта, услуги по монтажу GPS оборудования, которое подтверждается ЭСФ от 20.03.2019г. №00000000827, от 20.03.2019г. №00000000825; от 20.03.2019г. №00000000824, от 29.03.2019г. №00000000839; от 29.03.2019г. №00000000838; от 29.03.2019г. №00000000837.

При этом, Компания «Т» в жалобе указывает, что суммы НДС за 1 квартал 2019г. в размере 462,7 тыс.тенге - расходы, связанные с оплатой лизинговых платежей за приобретение легковых автомобилей, которые по дополнительной декларации до начала налоговой проверки были самостоятельно исключены из зачета по НДС и не отражаются в декларации по НДС (ф.300.00).

Компания «Т» считает, что аналогично, исключение НДС из зачета за 4 квартал 2019г. в сумме 1 705,1 тыс.тенге является необоснованным, так как согласно ЭСФ часть суммы НДС в размере 240,5 тыс.тенге были отнесены в зачет, которые связаны с приобретением товаров и услуг (Трекер GPS, реле блокировки, услуги GPS мониторинга, услуги по постановке/снятию на учет авто, комиссия за организацию проекта, услуги по монтажу GPS оборудования), которые подтверждаются ЭСФ. При этом, НДС за 4 квартал 2019г. в сумме 1 464,6 тыс.тенге по расходам, связанным с оплатой лизинговых платежей за приобретение легковых автомобилей, которые по дополнительной декларации до начала налоговой проверки самостоятельно исключены из зачета по НДС и не отражаются в декларации по НДС (ф.300.00).

Компания «Т» также указывает, что до начала проведения налоговой проверки сдана дополнительная налоговая отчетность по НДС (ф.300.00), в которой по строке 300.00.013 «Товары, работы, услуги, приобретенные с НДС» отражены все расходы по приобретению в лизинг легковых автомобилей от Компании «A» и самостоятельно исключены НДС из зачета за 1 квартал 2019г. - 462,7 тыс.тенге,  2 квартал 2019г.- 359,2 тыс.тенге, 3 квартал 2019г.- 346,8 тыс.тенге,  4 квартал 2019г. – 1 464,6 тыс.тенге, от Компании «E» за 3 квартал 2019г. - 810,0 тыс.тенге.

Компания «Т» утверждает, что по приобретенным легковым автомобилям от Компании «A» отнесены НДС в зачет за 1 квартал 2020г. в сумме 1 464,1 тыс.тенге. При этом, за 2 - 3 кварталы 2020г. по приобретенным легковым автомобилям от Компании «A» НДС в зачет не относились. Однако, за указанные периоды по результатам налоговой проверки начислен НДС в сумме 6 527,5 тыс.тенге, соответственно подлежит уменьшению на сумму 5 063,4 тыс.тенге (6 527,5 – 1 464,1).

Из акта налоговой проверки следует, что за 1 - 4 кварталы 2019г. и 1 - 3 кварталы 2020г. Компанией «Т» в нарушение пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса НДС отнесен в зачет по легковым автомобилям, учитываемым в качестве основных средств.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Из акта тематической проверки следует, что согласно акту проверки от 24.08.2021г. произведено исключение сумм НДС из зачета 7 337,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с:

-Компанией «E» НДС в сумме 810,0 тыс.тенге;

-Компанией «A» в сумме 6 527,4 тыс.тенге.

При этом, основанием для исключения НДС из зачета послужило то, что Компанией в нарушение подпункта 2) пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса отнесены в зачет сумма НДС, подлежащего уплате в связи с получением легковых автомобилей, учтенных (учитываемых) в качестве основных средств.

Следует указать, что в ходе тематической проверки проведена сверка сумм НДС, отнесенных в зачет в проверяемом периоде (налоговые регистры к Декларациям по НДС (ф.300.00)).

В акте тематической проверки отмечено, что из вышеуказанной суммы по результатам налоговой проверки от 24.08.2021 года необоснованно были исключены НДС из зачета в размере 4 934,1 тыс.тенге, поскольку Компанией «Т» данные суммы не были отнесены в зачет, в том числе по взаиморасчетам с:

-Компанией «E» НДС в сумме 810,0 тыс.тенге;

-Компанией «A» НДС в сумме 4 124,1 тыс.тенге.

Далее, из акта тематической проверки следует, что в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса налогом на добавленную стоимость, не относимым в зачет, признается налог на добавленную стоимость, который подлежит уплате в связи с получением легковых автомобилей, учтенных (учитываемых) в качестве основных средств.

Пунктом 4 статьи 1 Налогового кодекса установлено, что понятия гражданского и других отраслей законодательства Республики Казахстан, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

На основании пункта 6 МСФО 16 «Основные средства» сумма уплаченных денежных средств и эквивалентов денежных средств или справедливая стоимость другого возмещения, переданного с целью приобретения актива, на момент его приобретения признается себестоимостью.

Согласно пункту 16 МСФО 16 «Основные средства» себестоимость объекта основных средств включает:

а) цену покупки, включая импортные пошлины и невозмещаемые налоги на покупку, за вычетом торговых скидок и возмещений;

(b) любые прямые затраты на доставку актива в нужное место и приведение его в состояние, необходимое для эксплуатации в соответствии с намерениями руководства предприятия;

(c) предварительную оценку затрат на демонтаж и удаление объекта основных средств и восстановление природных ресурсов на занимаемом им участке, в отношении которых предприятие принимает на себя обязательство либо при приобретении этого объекта, либо вследствие его использования на протяжении определенного периода в целях, не связанных с созданием запасов в течение этого периода.

Как указано в акте тематической проверки от 17.10.2022г. согласно первичным документам (акты приемки-передачи долгосрочных активов) и данным бухгалтерского учета легковые автомобили учтены (оприходованы) по стоимости, указанной в Договорах, при этом, в первоначальную стоимость не включены дополнительные расходы (комиссии, вознаграждения, услуги, стоимость дополнительных оборудований числится в остатке приобретенных ТМЗ), соответственно не подтверждено исключение НДС из зачета в сумме 737,3 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «A».

Таким образом, по результатам тематической проверки из исключенных сумм НДС по акту налоговой проверки от 24.08.2021г. за 1-4 кварталы 2019г., 1-3 кварталы 2020г. в размере 7 337,4 тыс.тенге не подтверждено исключение НДС из зачета в сумме 5 671,4 тыс.тенге (4 934,1+737,3).

На основании вышеизложенного, учитывая результаты тематической проверки исключение НДС из зачета и начисление НДС в сумме 5 671,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «E» и Компанией «A» по результатам налоговой проверки от 24.08.2021г. являются необоснованными.

Вместе с тем, в ходе тематической проверки проведена сверка сумм НДС, отнесенных Компанией в зачет (налоговые регистры), с суммами, подлежащими отнесению в зачет (база ЭСФ, первичные документы, данные бухгалтерского учета).

По акту тематической проверки от 17.10.2022г. установлено, что при определении налоговых обязательств по НДС Компанией «Т» завышена сумма НДС, отнесенная в зачет в размере 14 648,9 тыс.тенге, в том числе:

- без подтверждающих документов НДС в сумме 12 834,4 тыс.тенге;

- дважды отнесено в зачет НДС на сумму 398,4 тыс.тенге (в том числе по лизинговым платежам по взаиморасчетам с Компанией «A» на сумму 279,5);

- НДС по лизинговым платежам в 1 386,5 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «A»;

- завышена сумма НДС, подлежащий отнесению в зачет в размере 28,6 тыс.тенге;

- не учтена корректировка по уменьшению НДС, отнесенного в зачет на сумму 1,0 тыс.тенге.

При этом, в ходе тематической проверки также установлено, что Компанией «Т» не отнесен в зачет НДС в сумме 1 825,8 тыс.тенге по следующим поставщикам - Компания «A», Компания «M», Компания «G», Компания «С», Компания «L», Филиал Компании «Z», Компания «F», Компания «О», Компания «М», Компaния «S», Компания «N», Компания «К», Компания «U», Компания «P», Компания «E», Компания «G», Компания «T», Компания «R», Компания «A», Компания «J», Компания «C», Компания «A», Компания «С», Компания «S», Компания «P», Компания «P», Компания «P», Компания «P», Компания «P», Компания «A», Компания «Т».

Также по акту тематической проверки произведено начисление НДС за проверяемый период в сумме 12 823,1 тыс.тенге (14 648,9-1 825,8).

В соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса решение по результатам рассмотрения жалобы выносится с учетом результатов тематической и (или) повторной тематической проверок.

Таким образом, по акту тематической проверки не подтверждено исключение НДС из зачета по результатам налоговой проверки от 24.08.2021г. в сумме 33 162,0 тыс.тенге. При этом, согласно обжалуемого уведомления сумма начисленного НДС составляет 45 985,1 тыс.тенге. Соответственно, по результатам тематической проверки подтверждено начисление НДС в сумме 12 823,1 тыс.тенге (45 985,1-33 162,0).

На основании вышеизложенного, учитывая результаты тематической проверки, исключение НДС из зачета в сумме 33 162,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки от 24.08.2021г. является необоснованным.

Согласно пункту 3 статьи 181 Налогового кодекса жалоба Компании «Т» рассмотрена в пределах обжалуемых вопросов.

Согласно подпункту 2) пункта 2 статьи 182 и пункту 5 статьи 186 Налогового кодекса при окончании рассмотрения жалобы, уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом результатов тематической проверки и решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа в части начисления КПН, НДС и уменьшения убытка в связи с исключением расходов по взаиморасчетам с Компанией «R», Компанией «P», по списанию ТМЗ, а также исключения из зачета НДС по основным средствам, а в остальной части оставить без изменения.

  • 2815
  • 0
  • 26 декабря 2022

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.