КПН-взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками: жалоба не удовлетворена
Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: КПН, НДС
Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Т» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее-налоговый орган) корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).
Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2020г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 46 017,5 тыс.тенге и пени 10 150,7 тыс.тенге, НДС в сумме 27 610,5 тыс.тенге и пени 11 859,6 тыс.тенге.
Компания «Т», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.
Относительно срока исковой давности
Основание для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статей 242, 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. отнесены на вычеты расходы за 2020 год в сумме 230 087,4 тыс.тенге и НДС в зачет за 4 квартал 2020г. в сумме 27 610,5 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «V».
С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна из-за того, что назначенная внеплановая проверка произведена в период истечения срока исковой давности.
Проверив доводы Компании «Т», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 и пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. исковой давностью по налоговому обязательству и требованию признается период времени, в течение которого налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет.
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, срок исковой давности составляет три года.
Согласно подпункту 1) пункта 9 статьи 48 Налогового кодекса срок исковой давности продлевается на один календарный год – в случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности за период, по которому срок исковой давности, установленный пунктами 2 и 3 настоящей статьи, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет.
Необходимо отметить, что согласно пункту 18 Нормативного постановления Верховного Суда РК от 22.12.2022г. №9 «О некоторых вопросах применения судами налогового законодательства» применительно к праву налогового органа на начисление или пересмотр исчисленной, начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет срок исковой давности исчисляется на дату вынесения уведомлений, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.
Таким образом, налоговым законодательством установлены конкретные случаи приостановления срока исковой давности. При этом срок исковой давности по уведомлению о результатах проверки исчисляется на дату его вынесения.
В рассматриваемом случае, налоговой проверкой охвачен налоговый период по КПН за 01.01.2020г. по 31.12.2020г. и НДС за 4 квартал 2020г.
Относительно начисления КПН следует указать, что Компанией «Т» представлена дополнительная декларация по КПН (ф.100.00) за 2020 год 10 января 2023г., соответственно, согласно вышеуказанной норме Налогового кодекса, срок исковой давности, в части начисления и/или пересмотра исчисленной суммы налога подлежит продлению на один календарный год, то есть до 31.12.2024г.
Следовательно, поскольку на дату вынесения обжалуемого уведомления (13.02.2024г.) срок исковой давности (с учетом продления) в части начисления КПН за 2020г. не истек, соответственно, доводы Компании «Т» в указанной части являются некорректными.
Относительно начисления НДС за 4 квартал 2020г. следует отметить, что в соответствии со статьей 157 Налогового кодекса порядок и сроки вручения налогоплательщику предварительного акта налоговой проверки, предоставления письменного возражения к предварительному акту налоговой проверки, а также рассмотрения такого возражения утверждаются уполномоченным органом.
Порядок и сроки вручения налогоплательщику предварительного акта налоговой проверки, предоставления письменного возражения к предварительному акту налоговой проверки, а также рассмотрения такого возражения утверждены приказом от 12.01.2018г. №20 Министра финансов РК (далее - Правила №20).
Правилами №20 установлены конкретные сроки рассмотрения и продления возражения, сроки получения ответа КГД МФ РК на запрос, направленный в ходе рассмотрения возражения.
В соответствии с пунктами 8 и 9 Правил №20 письменное возражение к предварительному акту представляется в орган государственных доходов, осуществляющий налоговую проверку, в явочном порядке в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня вручения предварительного акта. Письменное возражение рассматривается в пределах, указанных в нем вопросов в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента его получения, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12, 13, 14, и 15 Правил №20.
Согласно пункту 15 Правил №20 органы государственных доходов, в случаях направления запроса налогоплательщику и (или) в уполномоченные государственные органы, и (или) в иные организации, а также в Комитет государственных доходов МФ РК (КГД МФ РК) территориальными органами государственных доходов в соответствии с пунктами 12, 13 и 14 Правил №20 срок рассмотрения письменного возражения продлевается, но не более чем на 30 (тридцать) календарных дней.
О продлении сроков рассмотрения письменного возражения сообщается налогоплательщику (налоговому агенту) в течение 2 (двух) рабочих дней со дня направления запроса.
В данном случае, Компании «Т» на полученный 25.12.2023г. предварительный акт налоговой проверки от 25.12.2023г. в налоговый орган 12.01.2024г. подано письменное возражение (письмо от 12.01.2024г.).
Налоговый орган в связи с несогласием с доводами Компании «Т», изложенными в возражении к предварительному акту, направлен соответствующий запрос (письмо от 18.01.2024г.) в КГД МФ РК. В связи с чем, согласно пункта 15 Правил №20, срок рассмотрения письменного возражения Компании «Т» продлен до 30 календарных дней.
Учитывая изложенное, рассмотрение данного возражения подлежит завершению не позднее 16.02.2024г.
В рассматриваемом случае, акт налоговой проверки составлен 13.02.2024г. и вынесено уведомление о результатах проверки от 13.02.2024г..
Таким образом, так как Компанией «Т» предварительный акт проверки получен 25.12.2023г., налоговым органом рассмотрение возражения подлежит завершению не позднее 16.02.2024г., соответственно срок исковой давности в части начисления, пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и платежей в бюджет подлежит приостановлению на период с 25.12.2023г. по 16.02.2024г., то есть на период подготовки, подачи и рассмотрения возражения в порядке, определенном законодательством РК.
Исходя из изложенного и учитывая, что в соответствии со статьей 314, 423 Налогового кодекса налоговым периодом для КПН является календарный год, для НДС – календарный квартал, налоговый орган в рамках предписания вправе начислить, пересмотреть исчисленные, начисленные суммы:
-
по КПН начиная с 01.01.2020г.;
- по НДС начиная с 01.10.2020г.
Следовательно, срок исковой давности на дату (13.02.2024г.) вынесения обжалуемого уведомления в части начисления сумм КПН и НДС за налоговые периоды до вышеуказанных дат не истек. В этой связи, подлежат начислению КПН за 2020г., НДС за 4 квартал 2020г.
Таким образом, учитывая норму статьи 48 Налогового кодекса, поскольку на дату вынесения обжалуемого уведомления (13.02.2024г.) срок исковой давности (с учетом приостановления) в части начисления КПН за 2020г. и НДС за 4 квартал 2020г. не истек, соответственно, начисление КПН и НДС за указанный период по взаиморасчетам с Компанией «V» по результатам налоговой проверки является обоснованным.
Относительно исключения из вычетов расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «V»
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статей 242, 400 Налогового кодекса отнесены на вычеты расходы за 2020 год в сумме 230 087,4 тыс.тенге и НДС в зачет за 4 квартал 2020г. в сумме 27 610,5 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «V».
С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна из-за того, что при проведении тематической налоговой проверки специалистами налогового органа сделаны необоснованные выводы о минимизации со стороны Компании «Т» налоговых обязательств путем отнесения на вычеты суммы расходов и в зачет НДС по полученным услугам от Компани «V». Также, налоговый орган ссылается на решение Специализированного межрайонного экономического суда от 16.01.2024г., которое не вступило в законную силу и обжалуется.
В жалобе Компания «Т» указывает, что выводы о том, что поставщик создан с целью извлечения незаконной имущественной выгоды лиц, создавших Компании «Т», не соответствует действительности. Так как на момент совершения сделки стороны обладали правоспособностью, имели государственную регистрацию юридического лица, осуществляли предпринимательскую деятельность в соответствии с уставом юридического лица, входили в реестр юридических лиц.
Проверив доводы Компании «Т», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.
Если иное не установлено настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, для целей данного раздела, признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
В случае, когда порядок признания расходов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с Налоговым кодексом, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -4) данного пункта.
Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса.
При этом выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 412 Налогового кодекса.
Согласно пункту 12 статьи 412 Налогового кодекса счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг.
Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.
Если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.
Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.
Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты и в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанными руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика. При этом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по приобретению товаров (швеллер, сталь листовая и пр.) за 2020 год в сумме 230 087,4 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2020г. в сумме 27 610,5 тыс.тенге от Компани «V».
Согласно ИНИС РК руководителем и учредителем Компани «V» является К.К.Т.
Основным видом деятельности: «Консультационные и практические услуги в области информационных технологии».
Компания «V» отсутствует по месту нахождения, что подтверждается актами налоговых обследований от 29.03.2021г., 09.08.2021г., 09.12.2021г., 28.04.2022г., 27.09.2023г.
Компания «V» снято с учета по НДС 12.05.2021г. в связи с отсутствием по месту нахождения.
Согласно ИС СОНО:
-
декларация по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2020г. не представлена;
- декларация по КПН (ф.100.00) за 2020г. не представлена;
- декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 4 квартал 2020г. указана 1 работник, доходы не указаны;
- декларация по НДС (ф.300.00) за 4 квартал 2020г. отозвана.
Из вышеприведенного следует, что у Компани «V» отсутствуют активы, транспортные средства, земельные участки.
Решением Специализированного межрайонного экономического суда (СМЭС) от 16.01.2024г. сделки между Компанией «Т» и Компанией «V» признаны недействительными.
Из Решения СМЭС от 16.01.2024г. следует, что у Компани «V» отсутствуют основные средства, складские помещения, транспортные средства, производственные активы для поставки товаров, работ и услуг.
Суд также принимает во внимание отсутствия экономически необходимых материальных ресурсов для поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Отсутствия у Компани «V» объектов налогообложения свидетельствует о том, что документы были оформлены в целях сокрытия налоговых обязательств и ухода от уплаты налогов в бюджет.
Судом установлено, что в совокупности изложенные обстоятельства подтверждают, что данные сделки между Компанией «Т» и Компанией «V» фактически не совершались. Также сделки по взаиморасчетам между Компанией «Т» и Компанией «V» в сумме 257 697,9 тыс.тенге и подтверждаемые счетами – фактурами от 17.12.2020г., выписанными на основании договоров от 14.12.2020г., от 18.12.2020г., от 25.12.2020г., признаны недействительными.
Таким образом, судом установлено, что суммы, отнесенные на вычеты по КПН и в зачет по НДС являются основанием для уменьшения.
При этом в соответствии с подпунктом 5) статьи 264 Налогового кодекса вычету не подлежат расходы по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно подпункту 2) статьи 403 Налогового кодекса налог на добавленную стоимость, ранее признанный как налог на добавленную стоимость, относимый в зачет, подлежит исключению по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.
Постановлением Судебной коллегии по гражданским делам суда от 09.04.2024г. Решение СМЭС от 16.01.2024г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 21 Гражданско-процессуального кодекса Республики Казахстан вступившие в законную силу судебные решения, определения, постановления и приказы, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов и судей обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, других юридических лиц, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан.
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.
- 9819
- 0
- 24 июня 2024
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.