КПН у источника доход от роялти: частично удовлетворена жалоба
Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: КПН
Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «R» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога (КПН) с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «R» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты КПН за период с 01.01.2020г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 140 199,4 тыс.тенге и пени 58 298,4 тыс.тенге.
Компания «R» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа полностью.
Основанием для начисления КПН с юридических лиц, удерживаемого у источника выплаты с доходов, выплачиваемых нерезидентам (далее - КПН у источника выплаты), за 4 квартал 2020 года, за 1 - 4 кварталы 2021 года всего в сумме 140 199,4 тыс.тенге явилось то, что в соответствии со статьями 644 - 646 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс), со статьями 12 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 11.04.1997г. (далее - Соглашение с Республикой Беларусь), Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы от 09.07.1996г. (далее - Конвенция с Украиной) доходы, выплаченные Компанией «R» нерезидентам: Компании «Р» (Республика Беларусь) за предоставление доступа программного обеспечения; Компании «С» (Украина) за услуги модерации признаны в качестве роялти.
С данными выводами налогового органа Компания «R» не согласна, так как основным видом деятельности Компании «R» является «Деятельность по оказанию услуг по предоставлению через Интернет программно-технических возможностей для установления контактов и совершения сделок между продавцами и покупателями (предоставление торговой площадки, функционирующей в Интернет в режиме реального времени) с использованием разработанных участником Международного технологического парка «Астана Хаб» (далее - парк «Астана Хаб») программного обеспечения».
Участником парка «Астана Хаб» Компания «R» зарегистрирована с 15.09.2021г. и в соответствии с положениями Налогового кодекса в отношении доходов, выплачиваемых нерезидентам (кроме лиц, зарегистрированных в юрисдикциях со льготным налогообложением), приобретенным в целях осуществления приоритетных видов деятельности (консультационных, маркетинговых, инжиниринговых услуг, услуг в сфере информационной безопасности, выполнения работ по созданию центров обработки данных, роялти) освобождается от уплаты КПН у источника выплаты.
Компания «R» считает, что по результатам налоговой проверки: неверно применено понятие «роялти», предусмотренное положениями Налогового кодекса и Конвенциями об избежании двойного налогообложения, заключенными с Украиной и Республикой Беларусь; не учтены положения Комментариев ОЭСР о смысле и признаках доходов в виде роялти; неверно истолкованы буквальное значение и смысл положений Договора об оказании услуг модерации и Договора административного доступа, противоречащие фактическим обстоятельствам; не указаны сведения о применении налоговых преференций.
При этом по результатам налоговой проверки не оспаривается то, что расходы, понесенные в рамках указанных Договоров, имеют непосредственное отношение к осуществлению Компанией «R» приоритетного вида деятельности в качестве участника парка «Астана Хаб».
Согласно нормам Налогового кодекса, Конвенций с Украиной и Республикой Беларусь термин «роялти» относится к платежам за использование или за предоставление права на использование различных объектов интеллектуальной собственности.
Положениями Комментариев ОЭСР определены критерии, по которым проводится различие между коммерческой прибылью и роялти в сделках с программным обеспечением. Платежи по сделкам, не связанным с передачей прав на программное обеспечение рассматриваются как коммерческая прибыль в соответствии со статьей 7 Конвенций, а не как роялти.
В соответствии с Комментариями ОЭСР к статье 12 Модельной конвенции установлены обязательные кумулятивные критерии, позволяющие разграничить платежи за предоставление ноу-хау от платежей за оказание услуг. Основание для признания доходов в виде роялти возникает при одновременном соблюдении следующих обязательных условий предмета договора: передачи нераскрытой информации (специальные знания и опыт, секреты производства, коммерческая тайна и т.п.), при использовании которой может быть получена экономическая выгода и которая заранее должна быть задокументирована и оформлена; конфиденциальности информации, которая имеет практическую ценность и не раскрывается общественности, о чем оговаривается в договоре; пассивного характера дохода, по которому от правообладателя требуется только предоставление существующей информации или воспроизведение существующих материалов. Правообладатель не обязан играть какую-либо роль в применении формул, предоставленных лицензиату, и не гарантирует результат. При этом активный характер деятельности является существенным отличием договоров об оказании услуг от договоров на передачу ноу-хау, которые носят пассивный характер.
По мнению Компании «R», по Договору об оказании услуг модернизации, заключенному с Компанией «С» (резидент Украины), по Договору административного доступа, заключенному с Компанией «Р» (резидент Республики Беларусь), оказание услуг осуществляется удаленно за пределами Республики Казахстан посредством сети интернет, соответственно приобретаемые услуги модерации, услуги по предоставлению административного доступа не относятся к услугам, оказанным на территории Республики Казахстан, и не входят в перечень доходов нерезидентов, полученных из источников в Республике Казахстан, подлежащих налогообложению в соответствии с Налоговым кодексом.
Так, Компания «С» (Украина) в рамках Договора оказания услуг модерации оказывает услуги по обработке информации, размещаемой Компанией «R» на своем веб-сайте (satu.kz). Данная информация относится к различным аспектам деятельности продавцов и покупателей, зарегистрированных в электронном маркетплейсе satu.kz. Компании «С» не является собственником такой информации и не передает ее в пользование Компании «R», то есть, Компания «R» не приобретала у Компании «С» информацию (знания и опыт), не подлежащую публичному раскрытию. Фактический объем оказанных услуг за проверяемый период подтверждается актами выполненных работ, актами приема-передачи оказанных услуг (в частности, по обработке информации, проверке документов для регистрации пользователей на сайте, включения товаров и услуг в каталог). Компании «R» считает, так как услуги оказывались на систематической основе и носят активный характер деятельности, то, не подлежат рассматрению в качестве роялти.
Компания «Р» (Республика Беларусь) в рамках Договора административного доступа оказывает услуги по предоставлению административного доступа к программному обеспечению и не передает Компании «R» права на использование самого программного обеспечения, как объекта интеллектуальной собственности. Программное обеспечение означает «Онлайн-сервис «Электронный маркетплейс», оказание услуг по использованию функционала программного обеспечения, не является продажей, предоставлением или передачей каких-либо прав на интеллектуальную собственность. Программное обеспечение на праве собственности принадлежит Компании «Р». Договор административного доступа не является лицензионным договором и не предусматривает передачи прав на использование программного обеспечения. Компания «R» приобретает у Компании «Р» услуги управления данными и получает право административного доступа к управлению такими данными. Деятельность Компании «Р» в рамках предоставления услуг носит активный характер и при отсутствии факта передачи прав на программное обеспечение указанные услуги не могут быть отнесены к вспомогательным услугам и рассматриваться в качестве роялти.
Проверив доводы Компании «R», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 216 Налогового кодекса нерезидент уплачивает в Республике Казахстан налоги с доходов из источников в Республике Казахстан в соответствии с положениями Налогового кодекса.
Пунктом 1 статьи 644 Налогового кодекса установлено, что доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются виды доходов, указанные в подпунктах 1) - 34) данного пункта.
В частности, согласно подпунктам 2), 13) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются:
2) доход от выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Казахстан;
13) доход в виде роялти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 645 Налогового кодекса доходы из источников в Республике Казахстан юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан (далее - нерезидент), облагаются КПН у источника выплаты без осуществления вычетов.
При этом сумма КПН, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 646 Налогового кодекса, к сумме доходов, указанных в статье 644 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 9 настоящей статьи.
Пунктами 1), 5) пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса определено, что доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан подлежат налогообложению у источника выплаты по следующим ставкам, если иное не установлено пунктами 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи:
1) доходы, определенные статьей 644 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 2) - 5) настоящего пункта, - 20 процентов;
5) доходы от прироста стоимости, дивиденды, вознаграждения, роялти - 15 процентов.
Согласно подпункту 52) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса роялти - платеж, в том числе за использование или право на использование авторских прав, программного обеспечения, чертежей или моделей, за исключением полной или частичной реализации имущественных (исключительных) прав на объект интеллектуальной собственности; использование или право на использование патентов, товарных знаков или других подобных видов прав.
Вместе с тем, пунктом 5 статьи 2 Налогового кодекса предусмотрено, что если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора.
Относительно взаиморасчетов с Компанией «С» (Украина)
По результатам налоговой проверки начислен КПН у источника выплаты за 4 квартал 2020года в сумме 18 408,7 тыс.тенге, за 1 квартал 2021 года в сумме 7 416,9 тыстенге, за 2 квартал 2021 года в сумме 6 872,3 тыс.тенге за 3 квартал 2021 года в сумме 5 597,9 тыс.тенге, за 4 квартал 2021 года в сумме 39 916,8 тыс.тенге, всего в 77 212,6 тыс.тенге по доходам, выплаченным в адрес Компании «С», признанных в качестве доходов от роялти.
В рассматриваемом случае, из информации и материалов, предоставленных работником, проводившим налоговую проверку, документов, приложенных к жалобе (договоры, акты сверок, акты выполненных работ, акт-приема передачи оказанных услуг, сертификат резидентства и т.д.) следует, что между Компанией «R» (Заказчик) и Компанией «С» (Исполнитель) заключен Договор оказания услуг.
По условиям Договора, Дополнительному соглашению Исполнитель посредством удаленного доступа и путем использования сети интернет обязуется по заданию Заказчика, оказывать услуги, которые потребляются Заказчиком в ходе осуществления его хозяйственной деятельности, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные ему услуги. Исполнитель предоставляет, услуги: осуществляя мониторинг и анализ размещенной информации на веб-сайте Заказчика https://satu.kz/, с целью обеспечения стабильного функционирования такого веб-сайта Заказчика, по мере размещения определенной информации продавцами и поступления запросов на размещение информации, Исполнитель руководствуясь собственным экспертным мнением и целесообразностью, предоставляет следующие услуги модерации: модерация учетных записей компаний; проверка данных о филиалах компаний; проверка регистрационных документов, которые направляются; модерация информации о товарах; модерация сообщений продавцу от покупателей; модерация отзывов о компании; модерация рубрик каталога товаров и услуг; проверка документов, необходимых для размещения товаров и/или услуг в каталоге, направляемых продавцами; проверка параметров качества обслуживания продавцов. Подробный перечень предоставляемых услуг и факт их надлежащего предоставления Исполнителем указывается и подтверждается Сторонами в соответствующем акте предоставляемых услуг, который подписывается Сторонами и является неотъемлемой частью Договора. При этом, в пунктах 2.9., 4.2.2., 7.1., 9.7. Договора указано, что в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса местом реализации услуг признается территория Республики Казахстан. Заказчик обязан предоставить Исполнителю административный удаленный доступ для управления Порталом - доступ в среду «Админ» Портала, расположенную на веб-узле https://satu.kz/admin. Для устранения двойного налогообложения, Стороны будут руководствоваться положениями Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Украины «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы», вступившим в силу 14.04.1997г. Исполнитель обязуется предоставить Заказчику подтверждение о местонахождении в Украине во избежание двойного налогообложения его доходов. Договор регулируется правом Республики Казахстан и подлежит толкованию в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 56-1 Закона Республики Казахстан «Об информатизации» от 24.11.2015г. (далее - Закон об информатизации) интернет-ресурс с зарегистрированными доменными именами .KZ и (или) .ҚАЗ размещается в пространстве казахстанского сегмента Интернета.
Подпунктом 46-1) статьи 1 Закона об информатизации определено, что пространство казахстанского сегмента Интернета - совокупность интернет-ресурсов, размещаемых на аппаратно-программных комплексах, расположенных на территории Республики Казахстан.
Таким образом, учитывая положения Договора следует, что Компания «С» (Исполнитель) на территории Республики Казахстан осуществляет деятельность, направленную на предоставление в адрес Компании «R» услуг модерации (модерация учетных записей компаний; проверка данных о филиалах компаний; проверка регистрационных документов, которые направляются; модерация информации о товарах; модерация сообщений продавцу от покупателей; модерация отзывов о компании; модерация рубрик каталога товаров и услуг; проверка документов, необходимых для размещения товаров и/или услуг в каталоге, направляемых продавцами; проверка параметров качества обслуживания продавцов).
Между тем, пунктом 3 статьи 12 Конвенции с Украиной определено, что термин «роялти» при использовании в этой статье означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования любых авторских прав на литературные произведения, произведения искусства или науки (включая кинофильмы, любые фильмы или пленки, используемые для радиовещания или телевидения), любые патенты, торговые марки, дизайн или модель, план, секретную формулу или процесс, или за использование или за информацию (ноу-хау) относительно промышленного, коммерческого или научного опыта и платежи за право пользования или предоставление права пользования промышленным, коммерческим или научным оборудованием.
Учитывая изложенное, следует, что платежи за услуги модерации, оказанные для осуществления мониторинга и анализа размещенной информации на веб-сайте Заказчика (https://satu.kz/), с целью обеспечения стабильного функционирования такого веб-сайта Заказчика, подлежат рассмотрению в качестве дохода от оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 7 Конвенции с Украиной прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только это предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянное представительство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Конвенции с Украиной термин «постоянное представительство (учреждение)» означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия.
В пунктах 2, 3 статьи 5 Конвенции с Украиной указаны случаи, которые подлежат включение в термин «постоянное представительство».
В данном случае, из Справок-подтверждений статуса налогового резидента Украины Государственной налоговой службы Украины Офис крупных налогоплательщиков ГНС, Государственной налоговой службы Украины Главное управление ГНС следует, что Компания «С» является налогоплательщиком в Украине и резидентом Украины в рамках значения соглашения об избежании двойного налогообложения между Украиной (правительством Украины) и Республикой Казахстан.
Учитывая, что деятельность Компании «С» по оказанию услуг модерации не приводит к образованию постоянного учреждения, соответственно полученные ею доходы по Договору подлежат налогообложению в соответствии с Конвенцией с Украиной в Договаривающемся Государстве.
Исходя из изложенного, следует, что признание доходов, выплаченных в адрес Компании «С» в качестве доходов от роялти, по которым начислен КПН у источника выплаты за 4 квартал 2020года и 1 - 4 кварталы 2021 года в сумме 77 212,6 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является необоснованным.
Относительно взаиморасчетов с Компанией «Р» (Республика Беларусь)
По результатам налоговой проверки начислен КПН у источника выплаты за 4 квартал 2020года в сумме 37 233,8 тыс.тенге, за 2 квартал 2021 года в сумме 4 475,4 тыс.тенге за 3 квартал 2021 года в сумме 8 157,3 тыс.тенге, за 4 квартал 2021 года в сумме 13 120,3 тыс.тенге, всего в 62 986,8 тыс.тенге по доходам, выплаченным в адрес Компании «Р», признанных в качестве доходов от роялти.
В рассматриваемом случае, из информации и материалов, предоставленных работником, проводившим налоговую проверку, документов, приложенных к жалобе (договоры, акты сверок, акт-приема передачи предоставленных услуг и др.) следует, что между Компанией «R» (Заказчик) и Компанией «Р» (Исполнитель) заключен Договор о предоставлении услуг доступа к программному обеспечению (далее - Договор).
По условиям Договора Исполнитель обязуется предоставлять Заказчику услуги по предоставлению административного доступа к программному обеспечению, а Заказчик обязуется принять и оплатить предоставленные ему услуги. Услуги предоставляются на неисключительной и на, не подлежащей передаче, основе. Исполнитель предоставляет административный доступ к программному обеспечению посредством сети Интернет по условиям Приложения к Договору, в котором Стороны согласовали описание программного обеспечения «Онлайн-сервис «Электронный маркетплейс». Исполнитель осуществляет управление и контроль работы серверного оборудования и программных средств, функционал которых используется Исполнителем для предоставления услуг Заказчику. Заказчик соглашается и признает то, что оказание услуг не дает ему никаких прав собственности или других прав интеллектуальной собственности на такое программное обеспечение. Оказание услуг не является продажей, предоставлением или передачей каких-либо прав на интеллектуальную собственность Исполнителя, а именно на программное обеспечение. Договор не является лицензионным договором и не предусматривает передачи прав на использование программного обеспечения от Исполнителя к Заказчику. Программное обеспечение на праве собственности принадлежит Исполнителю. Договор регулируется правом Республики Беларусь и подлежит толкованию в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. В Договоре указано:
1) административный доступ - возможность получения административного доступа к службам и функциям, предоставленным серверным программным обеспечением Исполнителя и использование Заказчиком таких функций в любой форме и любым способом, если такое использование не нарушает законодательство Республики Беларусь (в том числе, но не исключительно: адаптирование, изменения конфигурации, управление копированием, схемами, записями каталогов, изменение любых настроек, разделов аккаунтов, предоставление доступа к информации), а также предоставление учетных записей третьим лицам;
2) программное обеспечение - «Онлайн-сервис «Электронный маркетплейс» - масштабная программная платформа, набор комбинаций, инструкций в виде слов, цифр, кодов, схем, символов или в любом другом виде, выраженных в форме, которая возможна для считывания компьютером, а также мобильные приложения - набор комбинаций, инструкций в виде слов, цифр, символов, выраженных в форме, которая возможна для использования на мобильных устройствах, а именно: смартфонах, планшетах, фаблетах и др., использующих операционные системы Android и IOS;
3) мобильное приложение - составляющая часть программного обеспечения, которая предназначена для использования на мобильных устройствах, а именно смартфонах, планшетах, фаблетах и др., использующих операционные системы Android и IOS. Мобильное приложение имеет интерактивный интерфейс и доступно пользователям после загрузки. Перечень мобильных приложений согласован Сторонами в Приложении к Договору.
Согласно пункту 4 Приложения к Договору программное обеспечение включает в себя исходный код с инструкциями для его запуска, схемы баз данных, веб-страницы и их дизайн, интерактивный интерфейс, который создан специально под работу на мобильном устройстве через сенсорный экран или кнопки. Мобильные приложения состоят из двух блоков: front-end в него входят компоненты и опции мобильного приложения, с которыми непосредственно взаимодействует пользователь (панель выбора, дашборд, настройки опций и др.) и back-end, посредством которого происходит предоставление данных по товарам, формирование заказа, общение пользователей мобильного приложения, размещение информации и др. Программное обеспечение также представляет собой систему управления электронным маркетплейсом, который функционирует в виде платформы электронной коммерции для создания онлайн-магазинов, в которых размещена и предоставлена информация о продукте/товаре и/или услугах третьих лиц и предоставляет пользователям регистрироваться, создавать личные кабинеты, размещать информацию о себе, общаться с другими пользователями. Операции таких третьих лиц (пользователей) обрабатываются Заказчиком.
Таким образом, из положений Договора следует, что Компания «Р» (Исполнитель) должна осуществлять деятельность, направленную на предоставление в адрес Компании «R», возможности административного доступа к службам и функциям, предоставленным серверным программным обеспечением Компании «Р» и использование Компанией «R» таких функций в любой форме и любым способом за определенную оплату.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Соглашения с Республикой Беларусь термин «роялти» при использовании в настоящей статье означает платежи любого вида, получаемые в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая программное обеспечение, кинофильмы или фильмы и пленки, используемые для радиовещания или телевидения, любой патент, торговую марку, дизайн или модель, схему, секретную формулу или процесс, или за использование, или предоставления права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования или транспортных средств или за информацию, касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 12 Соглашения с Республикой Беларусь роялти, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
Однако, такие роялти также могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель и фактический владелец роялти является резидентом другого Договаривающегося Государства, то налог взимаемый таким образом не должен превышать 15 процентов общей суммы роялти.
Наряду с изложенным, в соответствии с подпунктом 4-1) пункта 2 статьи 644 Налогового кодекса доходом нерезидента из источников в Республике Казахстан не является доход юридического лица-нерезидента, за исключением дохода лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, включенном в перечень, утвержденный уполномоченным органом, в виде роялти, выплачиваемый юридическим лицом, указанным в подпункте 6) пункта 1 статьи 293 Налогового кодекса.
Положение настоящего подпункта применяется к доходу в виде роялти, выплачиваемому в целях осуществления деятельности, включенной в перечень приоритетных видов деятельности в области информационно-коммуникационных технологий, утверждаемый уполномоченным органом в сфере информатизации по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию, уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности и уполномоченным органом.
Согласно пункту 14 Перечня приоритетных видов деятельности в области информационно-коммуникационных технологий, утвержденным приказом от 11.04.2019г. №37/НҚ Министра цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан (далее - Перечень от 11.04.2019г.), в Перечень от 11.04.2019г. включена деятельность по оказанию услуг по предоставлению через Интернет программно-технических возможностей для установления контактов и совершения сделок между продавцами и покупателями (предоставление торговой площадки, функционирующей в Интернет в режиме реального времени) с использованием разработанных участником Международного технологического парка «Астана Хаб» программного обеспечения.
Согласно подпункту 6) пункта 1 статьи 293 Налогового кодекса положения настоящей статьи применяются налогоплательщиками, являющимися участниками международного технологического парка «Астана Хаб».
В данном случае, Компания «R» зарегистрирована в качестве участника Международного технического парка IT-стартапов «Астана Хаб» 15.09.2021г. по деятельности по оказанию услуг по предоставлению через Интернет программно-технических возможностей для установления контактов и совершения сделок между продавцами и покупателями (предоставление торговой площадки, функционирующей в Интернет в режиме реального времени) с использованием разработанных участником Международного технологического парка «Астана Хаб» (далее - Технопарк) программного обеспечения.
Компанией «R» в соответствии с требованиями пунктов 2 и 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе не указано о наличии на балансе Компании «R» программного обеспечения и к жалобе не приложены документы, подтверждающие указанные обстоятельства.
Тогда как, по Договору предоставлен административный доступ к службам и функциям, предоставленным серверным программным обеспечением Компании «Р», которому принадлежит на праве собственности программное обеспечение.
Следует отметить, что Министерством финансов Республики Казахстан в целях вынесения мотивированного решения по результатам рассмотрения жалобы направлен запрос в Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан (далее - МЦРИАП) о порядке регистрации в качестве участника Международного технического парка IT-стартапов «Астана Хаб», а также об отнесении предоставления административного доступа к службам и функциям, предоставленным серверным программным обеспечением Исполнителя (нерезидент), в рамках Договора о предоставлении услуг доступа к программному обеспечению, - в качестве использования программного обеспечения, либо оказания услуг по административному доступу.
Согласно письму МЦРИАП следует, что Правила деятельности международного технологического парка «Астана Хаб», утвержденного приказом от 26.09.2018г. №415 МЦРИАП, не регламентируют наличие на балансе участника продукта, так как участники Технопарка могут зарегистрироваться имея непосредственно идею. Приобретение участником Технопарка услуг по обеспечению административного доступ к службам, предоставленным нерезидентом, в соответствии с подпунктом 52) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса является роялти.
Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, платежи за предоставление административного доступа к службам и функциям, предоставленным серверным программным обеспечением Компании «Р», подлежат рассмотрению в качестве оплаты за использование программного обеспечения, то есть доходом от роялти. При этом к указанным доходам Компании «Р», выплаченным Компанией «R», не подлежит применение положений подпункта 4-1) пункта 2 статьи 644 Налогового кодекса.
Исходя из изложенного, следует, что признание доходов, выплаченных Компании «Р», в качестве доходов от роялти и начисление КПН у источника выплаты в сумме 62 986,8 тыс.тенге по результатам налоговой проверки являются обоснованными.
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа в части начисления КПН у источника выплаты в сумме 77 212,6 тыс.тенге по доходам, выплаченным Компании «С», а в остальной части оставить без изменения.
- 5483
- 0
- 24 июня 2024
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.