КПН по взаиморасчетам с неблагонадежными поставщиками - отмена части решения (в части уменьшения сумм амортизационных отчислений по системам видеонаблюдения и охранной сигнализации)
Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «G» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее –орган государственных доходов) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).
Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка Компании «G» по вопросам исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 40 951,1 тыс.тенге, пени в сумме 12 362,8 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 6 827,5 тыс.тенге и пени в сумме 1 199,1 тыс.тенге, налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сумме 4,9 тыс.тенге и пени в сумме 0,08 тыс.тенге, плата на негативное воздействие на окружающую среду в сумме 12,8 тыс.тенге и пени в сумме 2,1 тыс.тенге.
Компания «G», не согласившись с выводами органа государственных доходов, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение органа государственных доходов.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение требований статей статей 242 и 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) Компанией «G» необоснованно отнесены расходы на вычеты и НДС в зачет по взаиморасчетам с Компанией «S», Компанией «N», Компанией «I», Компанией «Т», Компанией «R» и необоснованно отнесены расходы после подписания акта приемки объектов в эксплуатацию на вычеты и НДС в зачет по вышеуказанным объектам, а также в нарушение требований подпункта 1) статьи 265, пункта 1 статьи 267 и пункту 2 статьи 271 Налогового кодекса Компанией «G» необоснованно отнесены расходы на вычеты в связи с некорректным определением группы фиксированных активов по стоимостному балансу фиксированных активов I , III , IV групп на начало налогового периода за 2019-2021гг.
С данным выводом налогового органа Компания «G» не согласна из-за того, что органом государственных доходов за период 2019-2021гг. исключены суммы расходов, отнесенных на вычеты и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «S», Компанией «N», Компанией «I», Компанией «Т», Компанией «R» на том основании, что бездоговорные сделки с вышеуказанными контрагентами совершались без фактической реализации товаров и что первичные документы, представленные к проверке, не могут рассматриваться как документы, подтверждающие факт реализации товаров, выполнения услуг, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода. Компания «G» отмечает, что сделки, заключенные между Компанией «G» и вышеуказанными поставщиками судом не признаны недействительными.
Также Компания «G» в жалобе указывает, что были списаны товары (работы, услуги) после подписания акта приемки объекта в эксплуатацию по объектам «Строительство Авиагородка», «Строительства жилых домов в микрорайоне», ИЖС в районе Аэропорта, «Строительство 9-ти этажного, 3-подъездного жилого дома №24/2», «Строительство 9-этажного 2-подъездного жилого дома №25 в жилом комплексе, Авиагородок, микрорайон (пятно №3, 13), микрорайон» жилой дом №32, 38. При этом, все затраты, понесенные Компанией «G» после подписания акта приемки объектов в эксплуатацию, не подлежат дополнительному возмещению со стороны Заказчика.
Кроме того, Компания «G» отмечает, что неправомерно исключены расходы по содержанию охраны и оплате коммунальных услуг после сдачи домов в эксплуатацию за 2020-2021гг. При этом из жалобы следует, что согласно пункту 7.3 Типового договора о государственных закупках работ в сфере строительства Подрядчик обеспечивает защиту выполненных работ и всех материалов, оборудования, ресурсов и прочих позиций, связанных с работами от всех видов ущерба, повреждения, уничтожения, связанных с климатическими осадками, наводнениями, морозом, пожаром, кражами и прочими причинами.
Также из жалобы Компании «G» следует, что по результатам налоговой проверки видеонаблюдение и охранная сигнализация отнесены в IV группу фиксированных активов по налоговому учету. При этом Компания «G» считает, что по налоговому учету видеонаблюдение и охранная сигнализация нужно отнести в II группу фиксированных активов.
Проверив доводы Компании «G», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В целях вынесения мотивированного решения в соответствии со статьей 186 Налогового кодекса Министерством финансов Республики Казахстан письмом от 27.02.2023г. №004-ДА/2151-И назначено проведение тематической проверки Компании «G» по вопросу правильности исчисления КПН и НДС за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г.
Во исполнение данного письма Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Комитет) на основании предписания от 01.03.2023г. проведена тематическая проверка Компании «G», по результатам которой составлен акт тематической проверки от 23.08.2023г. (далее - Акт тематической проверки).
Из акта тематической проверки следует.
- Относительно взаиморасчетов с Компанией «S», Компанией «N», Компанией «I», Компанией «Т», Компанией «R»
- Компанией «S»
Из акта тематической проверки следует, что по результатам обжалуемого акта налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2019-2020гг. на сумму 118,9 тыс.тенге и НДС из зачета за 2-3 кварталы 2020г. на сумму 4,8 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «S» (запасные части для автотранспорта).
В ходе тематической проверки Компании «G» вручены требования от 04.04.2023г. и от 16.06.2023г. о предоставлении необходимых документов для проведения проверки, на данное требование представлены заверенные копии документов по взаиморасчетам с Компанией «S».
В ходе тематической проверки Комитетом направлен запрос в Управление государственных доходов (далее-УГД) от 31.03.2023г. на проведение встречной проверки Компании «S» по взаиморасчетам с Компанией «G».
УГД на основании предписания от 06.04.2023г. проведена встречная проверка Компании «S» за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., акт встречной проверки от 22.06.2023 года.
Из акта встречной проверки следует, что по данным ИС ИНИС Компания «S» зарегистрировано в УГД с 21.04.2006г., руководитель физическое лицо «М.А.В.», вид деятельности «Деятельность в области архитектуры, за исключением объектов атомной промышленной и атомной энергетики» и «Прочие строительно-монтажные работы, не включенные в другие группировки».
Компания «S» являлся плательщиком по НДС с 01.09.2011г., снято с учета по НДС 15.01.2021г., в связи с признанием государственной перерегистрации Компании «S» от 28.10.2020г. и договора купли-продажи доли уставного капитала от 21.10.2020г. не действительными (Решение СМЭС области от 26.05.2021г.), отсутствует по юридическому адресу (акты налоговых обследований от 02.12.2020г., 12.02.2021г., 19.11.2021г., 04.05.2022г., 28.06.2022г., 20.09.2022г., 22.02.2023г.).
Следует отметить, что сведения по взаиморасчетам Компании «G» с Компанией «S» (электронные счета-фактуры (ЭСФ), платежные поручения, пояснение) отражены в акте встречной проверки от 22.06.2023г. и акте тематической проверки.
К встречной проверке подтверждающие факты совершения хозяйственной операции отпуска товаров и получение запасов (накладные на отпуск товаров на сторону) не представлены. Из пояснения руководителя Компании «S» от 12.04.2023г. следует, что запрашиваемые необходимые документы для проведения встречной проверки за период с 01.01.2019г. по 31.12.2019г. не могут быть предоставлены, с истечением срока исковой давности (три года).
Из акта встречной проверки следует, что Компания «S» в адрес Компании «G» выписаны 14 ЭСФ на общую сумму 133,2 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 14,3 тыс.тенге по реализованным товарам (датчики, фильтры, крестовина соединения и другие). При этом, не отражены в декларации по НДС за 3 квартал 2020 года счета-фактуры от 08.09.2020г., от 22.09.2020г. на общую сумму оборота по реализации 12,0 тыс.тенге, НДС в сумме 1,4 тыс.тенге.
Также, в акте встречной проверки указано, что у Компании «S» отсутствуют основные средства, оплата соответствующих налогов, отсутствует факт приобретения товаров от третьих лиц, Компания «S» не имело необходимый штат работников и не располагало необходимыми ресурсами для поставки товаров.
Кроме того, в акте встречной проверки отмечено, что поставщиками Компании «S» являются Компания «Р», -01» Компания «А», Компанией «У», которые включены в список предприятий, отсутствующих по юридическим адресам, сняты с учета по НДС, причины «Отсутствие по местам нахождения» и «Непредставление налоговой отчетности», также не располагали необходимыми ресурсами для осуществления взаиморасчетов (зданиями, сооружениями, транспортами, работниками).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности реального осуществления операций в связи с отсутствием у поставщиков Компании «S», источника происхождения товаров (запасные части для автотранспорта).
Следовательно, наличие счетов-фактур и их формальное соответствие установленным требованиям не свидетельствует о фактическом исполнении сторонами сделки, соответственно, тематической проверкой подтверждены результаты налоговой проверки от 07.12.2022 года №5 в части исключение из вычетов расходов в сумме 118,9 тыс.тенге и НДС из зачета 4,8 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «S».
Таким образом, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов в сумме 118,9 тыс.тенге за 2020г. и НДС из зачета за 2-3 кварталы 2020г. на сумму 4,8 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «S» по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 07.12.2022г. №5 является обоснованным.
- Компанией «N»
Из акта тематической проверки следует, что по результатам обжалуемого акта налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2019гг. на сумму 46 502,7 тыс.тенге, приобретению ТМЗ (строительные материалы) и по оказанию услуг по кирпичной кладке на жилом доме №24/2 в жилом комплексе «Сарыарка», при этом, отсутствовали приобретение строительных материалов, механизмов используемых в процессе выполнения объема работ.
В ходе тематической проверки Компании «G» вручены требования от 04.04.2023г. и от 16.06.2023г. о предоставлении необходимых документов для проведения проверки.
Компанией «G» представлены ответы на требования от 17.05.2023г. и от 28.07.2023г., который в полном объеме подготовлены для перепроверки затребованные бухгалтерские документы за период с 01.01.2019 года по 31.12.2021г.
В ходе тематической проверки Комитетом направлен запрос в УГД от 31.03.2023г. на проведение встречной проверки Компании «N» по взаиморасчетам с Компанией «G».
УГД на основании предписания от 06.04.2023г. проведена встречная проверка Компании «N» за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., акт встречной проверки от 21.08.2023г.
Следует отметить, что сведения по взаиморасчетам Компании «G» с Компанией «N» (договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ и другие) отражены в акте встречной проверки от 21.08.2023г. и акте тематической проверки.
К встречной проверке Компанией «N» не представлены: журнал выданных и полученных счетов-фактур, регистры бухгалтерского учета, расчетно-платежные ведомости, технические паспорта и сертификаты на товары (строительные материалы, перекрытия и покрытия плит (сертификаты) и на остальные товары)), инвентарные карточки, путевые листы, журнал учета движения путевых листов, документы бухгалтерского учета по списанию ГСМ на автомобиль ЗИЛ 133 ГЯ, акты на скрытые работы, акты испытания, оборотно-сальдовая ведомость за 2019г., карточки счетов, анализы счетов, оборотно-сальдовые ведомости по счетам, заверенные копии документов по взаиморасчетам с перевозчиком Компанией «E» и пояснение.
Также не представлены журнал учета путевых листов, путевые листы либо отрывные талоны путевых листов, подтверждающие совершение перевозок, погрузку и разгрузку товара, а также его оприходование, указанные подтверждающие документы.
При этом представлены договора субподрядов, в том числе:
- от 10.01.2019г., на выполнение отделочных работ на объекте: «Строительство 9-этажного 3-подъездного жилого дома №25;
- от 10.01.2019г. на выполнение строительно-монтажных работ (далее-СМР) на объекте: «Строительство 9-этажного 3-подъездного жилого дома №24/2;
- от 19.03.2021г. на выполнение отделочных работ на объекте: «Строительство 19-жилых домов в микрорайоне 9-этажный 2-подъездный жилой дом №35, 38».
Согласно пунктам 1.2 Договоров субподряда от 10.01.2019г., от 10.01.2019г. №2, от 19.03.2021г. №1/21 (далее-Договора субподряда), Субподрядчик гарантирует, что для выполнения работ, указанных в пунктах 1.1, Договора имеют все необходимые навыки, соответствующие подготовку, квалифицированных специалистов, а также соответствующие разрешения (лицензия) и допуски к проведению работ. Для производства работ использовать собственные средства и механизмы.
Стоимость СМР по актам приемки выполненных работ всего составили 126 794,8 тыс.тенге.
Предусмотренные пунктами 3.10 Договоров субподряда, технические документации-акты на скрытые работы, паспорта на изделия, сертификаты качества на применяемые материалы, акты испытания и другие необходимые документации, Компанией «N» не представлены.
Следует указать, что по сведениям ТТН, грузоотправитель: Компания «N», получатель: Компания «G», перевозчики: Компанией «E» и физическое лицо «А.В.В.».
Доставка грузов осуществлены следующими транспортными средствами марки:
- «Камаз 5410», государственный номер S534ML;
- «Зил 133 ГЯ», государственный номер 133 ХDM.
Анализ ТТН показал, что адреса пунктов отгрузки, разгрузки, также промежуток времени между окончанием погрузки и началом разгрузки груза не указаны.
При этом, по данным информационной системы ЭСФ, отсутствуют сведения по приобретению транспортных услуг по доставке грузов у перевозчика Компании «E».
Из пояснения руководителя Компании «N» следует, что бухгалтерские документы по взаиморасчетам с Компанией «E» не представляется, в связи с истечением срока исковой давности.
Согласно договоров безвозмездного пользования автотранспортным средством от 04.01.2019г. и от 04.01.2020г., ссудодатель физическое лицо «А.В.В.» предметом правоотношений является передача в безвозмездное пользование автомобиля марки: «Зил 133 ГЯ», государственный номер 133 XDM. При этом, собственником транспорта за 2019-2021гг. являлся физическое лицо «А.В.В.», у которого летальный исход от 05.11.2021г.
Кроме того, согласно техническим характеристикам максимальная грузоподъемность автомобилей марки «Камаз 5410» составляет до 12 тонны и марки «Зил 133 ГЯ» до 8 тонны, при этом, вес перевозимых грузов указанных в ТТН (строительных материалов, в том числе вода, песок и другие) за 1 рейс, превышает установленной максимальной грузоподъемности.
При этом, отгрузка и перевозка строительных материалов осуществлена на автомобилях «Камаз 5410» и «Зил 133 ГЯ» с прицепом», в ТТН не указаны марки и государственные номера прицепов.
В связи с непредставлением технических документации, а именно актов на скрытые работы, паспорта на изделия, сертификаты качества на применяемые материалы, акты испытания, также отсутствие документов подтверждающих приобретение материалов и услуг механизмов, используемых на объектах строительства, является не исполнением обязательств Компанией «N», отраженных в актах приемок выполненных работ.
Прием и передачи товаров не осуществлены, так как отсутствовали путевые листы либо отрывные талоны путевых листов, в ТТН не указано время прибытия, убытия, простоя автотранспортного средства и способы погрузки, разгрузки, также не указаны прицепы, подтверждающие совершение перевозок.
Следовательно, наличие договоров, оказания работ и услуг, счетов-фактур, актов выполненных работ (оказанных услуг), их формальное соответствие установленным требованиям не свидетельствует о фактическом исполнении сторонами сделки принятых на себя обязательств, соответственно, тематической проверкой подтверждены результаты налоговой проверки от 07.12.2022 года в части исключение из вычетов расходов в расходов за 2019г. в сумме 46 502,7 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «N».
Таким образом, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов за 2019г. в сумме 46 502,7 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «N» по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 07.12.2022г. является обоснованным.
- Компанией «R»
Из акта тематической проверки следует, что по результатам обжалуемого акта налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2021гг. на сумму 2 990,2 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «R» на объекте «Строительство 19 жилых домов в микрорайоне «Сарыарка». 9-ти этажный 2-подъездный жилой дом №34» (отделочные работы на объекте «Строительство 19 жилых домов в микрорайоне. 9-ти этажный 2-подъездный жилой дом №34).
В ходе тематической проверки Комитетом направлен запрос в УГД от 31.03.2023г. на проведение встречной проверки Компании «R» по взаиморасчетам с Компанией «G».
УГД предписание на проведение встречной проверки Компании «R» не сформировано и не проведено налоговое обследование по юридическому адресу, по причине прекращения предпринимательской деятельности с 20.09.2022г.
Направлены запросы в Департамент полиции области от 12.04.2023г. и в Комитет национальной безопасности Республики Казахстан от 12.04.2023г. Управлением миграционной службы Департамента полиции области от 13.04.2023г. предоставлен ответ, что от директора Компании «R» физического лица «В.Д.М.» заявление относительно выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан не поступало.
По вопросам пересечения Государственной границы гражданами Республики Казахстан, ответ от Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан не поступал.
По данным ИНИС РК физическое лицо «В.Д.М.» зарегистрировано в УГД с 24.04.2014г. и снят с учета 20.09.2022г. в связи с прекращением осуществления предпринимательской деятельности, включен в список налогоплательщиков, отсутствующих по юридическому адресу, акт обследования от 13.09.2022г., режим налогообложения «Общеустановленный режим».
Также, из акта тематической проверки следует, что при изучении Договора субподряда от 01.09.2021г. установлено, что согласно пункту 1.2 Субподрядчик гарантирует, что для выполнения работ, указанных в пунктах 1.1, Договора имеют все необходимые навыки, соответствующие подготовку, квалифицированных специалистов, а также соответствующие разрешения (лицензия) и допуски к проведению работ. Для производства работ использовать собственные средства и механизмы.
Согласно пункту 2.1 Договора субподряда, стоимость работ, определяется согласно проектно-сметной документации, за фактически выполненные объемы работ.
Согласно пункту 3.10 Договора субподряда, в процессе производства работ обеспечить ведение технической документации с передачей ее «Подрядчику» (акты на скрытые работы, паспорта на изделия, сертификаты качества на применяемые материалы, акты испытания и другую необходимую документацию). Однако, технические документации-акты на скрытые работы, паспорта на изделия, сертификаты качества на применяемые материалы, акты испытания и другие необходимые документации Компанией «G» не представлены.
В свою очередь, акт скрытых работ является официальным документом, который составляется после приемки представителями подрядчика, заказчика и авторского надзора выполненных ответственных работ, а в необходимых случаях представителей субподрядных строительных организаций (при освидетельствовании и приемке выполненных ими работ). Также, паспорт изделия, это документ, фиксирующий информацию о технических характеристиках продукции и об условиях ее безопасного использования и сертификат материалов, является подтверждением их качества и соответствие всем установленным законодательством техническим регламентам и требованиям безопасности.
В рассматриваемом случае, Компания «R» выполняло работы по настилу линолеума и установке дверей.
Относительно из одних условий Договора субподряда от 01.09.2021г. по применению своих собственных средств, механизмов, отсутствует сведения по приобретенным строительным материалам используемых в процессе строительства по выполнению работ по установке дверей и устройства покрытий из линолеума на объекте: «Строительство 19 жилых домов в микрорайоне. 9-этажный 2-подъездный жилой дом №34 (без наружных сетей и благоустройства)».
По данным информационной системы СОНО установлены: Декларация по ИПН (ф.220.00) за 2019г., Упрощенные декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 1, 2 полугодия 2020г. и за 1 полугодия 2021г., Декларации по ИПН и социальному налогу (ф.200.00) за 1-4 кварталы 2019г. Компанией «R» заполнены с нулевыми показателями. Декларации по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2019-2021гг. не представлены.
Анализ налоговых отчетностей показал, что у физического лица «В.Д.М.» отсутствуют соответствующая материально-техническая база, транспортные средства и трудовые ресурсы для выполнения условий договора.
Одним условием Договора субподряда явилось использование собственных средств и механизмов, при этом, по данным информационной системы ЭСФ, отсутствуют сведения по приобретенным строительным материалам и механизмам, используемых физическим лицом «В.Д.М.» в процессе установки дверей и устройство покрытий из линолеума.
Компанией «G» не представлены технические документации-акты на скрытые работы, паспорта на изделия, сертификаты качества на применяемые материалы, акты испытания.
Следовательно, наличие договора оказания работ и услуг, счетов-фактур, актов выполненных работ (оказанных услуг), их формальное соответствие установленным требованиям не свидетельствует о фактическом исполнении сторонами сделки принятых на себя обязательств.
Кроме того, отсутствуют сведения, подтверждающие приобретение материалов и услуг механизмов, используемых на объекте строительства, что и является не выполнением работ физическим лицом «В.Д.М.», отраженных в актах приемок выполненных работ.
Следовательно, наличие договоров, оказания работ и услуг, счетов-фактур, актов выполненных работ (оказанных услуг) и других документов, их формальное соответствие установленным требованиям не свидетельствует о фактическом исполнении сторонами сделки принятых на себя обязательств, соответственно, тематической проверкой подтверждены результаты налоговой проверки от 07.12.2022 года в части исключение из вычетов расходов в расходов за 2019г. в сумме 46 502,7 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «R».
Таким образом, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов за 2019г. в сумме 2 990,2 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «R» по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 07.12.2022г. является обоснованным.
- Компанией «Т»
Из акта тематической проверки следует, что по результатам обжалуемого акта налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2020г. на сумму 419,5 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2020г. в сумме 50,3 тыс.тенге по приобретено труба диаметром 530*8 мм у Компании «Т».
В ходе тематической проверки Комитетом направлен запрос в УГД от 31.03.2023г. на проведение встречной проверки Компании «Т» по взаиморасчетам с Компанией «G».
При этом запрос прекращен, в связи с отсутствием Компании «Т» по месту нахождения, акт налогового обследования от 11.04.2023г.
Следует указать, что согласно данным ИС СОНО в приложении (ф.100.07) «Сведения о компонентах финансовой отчетности» к декларации по КПН по (ф.100.00) за 2020г. у Компании «Т» активы отсутствуют. Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 4 квартал 2020г. предоставлена с численностью работников 4 человека. Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2020г. не представлена.
Соответственно, в период проведения взаиморасчетов у Компании «Т» отсутствовали материально-техническая база, имущество, основные и транспортные средства.
Согласно данным информационной системы ЭСФ, поставщиками Компании «Т» за 2019-2021гг. являются Компанией «АС», Компанией «АL», Компанией «Аq».
Компания «Т» в адрес Компании «G» реализована труба диаметром 530 мм *8 мм (далее-труба) по ЭСФ от 28.10.2020г.
В свою очередь, Компанией «Т» трубы приобретены у Компании «АС», который по Решению СМЭС по г.Алматы от 15.09.2021г. перерегистрация Компании «АС» признана недействительной.
Из материалов суда следует, из содержания Договора, доля физического лица «Ж.Д.В.» в уставном капитале Компании «АС» составляла 100%. Вышеуказанная доля оценена сторонами и реализована физическим лицом «К.А.К.» за 260,0 тыс.тенге. Из пояснения физического лица «Ж.Д.В.» и физического лица «Л.С.И.» следует, что они не имеют никакого отношения к созданию и финансово хозяйственной деятельности Компании «АС», никакие документы после этого не подписывали. Компания «АС» отсутствует по месту регистрации, что подтверждается актом налогового обследования. Уведомление о подтверждении места нахождения Компании «АС» не исполняется. Таким образом, отсутствия у физического лица «Ж.Д.В.» и физического лица «Л.С.И.» намерения на фактическое осуществление предпринимательской̆ деятельности от имени Компании «АС», исключает реальные намерения на создание соответствующих правовых последствий.
Анализ налоговых отчетностей показал, что Компания «АС» финансово-хозяйственная деятельность не осуществлена, включен в список неблагонадежных налогоплательщиков, отсутствующих по юридическому адресу (акт обследования от 31.05.2023г.).
Также поставщик Компании «G» Компания «АL» согласно Постановлению Алматинского городского суда от 21.07.2021г. признаны недействительными договор купли-продажи 100 % доли в уставном капитале Компании «АL» от 21.08.2020г., заключенный между физическим лицом «Л.Н.С.» и физическим лицом «Ж.А.М.» произведенная на основании приказа Управления юстиции Бостандыкского района Департамента юстиции г.Алматы от 04.09.2020г.
Из акта тематической проверки следует, что Приговором Алмалинского районного суда от 25.04.2022г. установлено, что в период с 01.11.2019г. по 21.06.2021г. Компания «АС», Компания «АL» и Компания «Аq» в адрес Компании «Т» выписывались фиктивные счета-фактуры, без фактического выполнения работа, оказания услуг и поставки товара. Постановлением судебной коллегии по уголовным делам Алматинского городского суда от 20.07.2022г. данный приговор оставлен без изменения.
Поскольку поставщики Компании «Т» не имели товаро-материальных ценностей, не могли производить реализацию товара своему контрагенту, то и Компания «Т» не мог проводить реализацию своим покупателям. При этом, для совершения указанных сделок и реализации товара, указанного в договорах и электронных счет-фактурах необходимо наличие трудовых и материальных ресурсов, автомобильной техники, складских помещений.
Указанные факты подтверждают доводы о невозможности реального осуществления Компанией «Т» реализации товаров по заключенным сделкам в силу его отсутствия, имущества, транспорта и материальных активов.
Также следует отметить, что Решением СМЭС от 02.03.2023г. сделки признаны недействительными между Компанией «Т» и Компанией «G», отраженную в выписанной ЭСФ от 11.11.2020г..
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу приговором суда установлено, что поставщики Компании «Т» в период с 01.11.2019г. по 21.06.2021г. Компания «АL» и Компания «Аq» выписывали фиктивные счета-фактуры, без фактического выполнения работ, оказания услуг и поставки товара.
Поскольку поставщики Компании «Т» не имели товаро-материальных ценностей, не могли производить реализацию товара своему контрагенту, то и Компания «Т» не мог проводить реализацию своим покупателям.
Более того, для совершения указанных сделок и реализации товара, указанного в договорах и ЭСФ необходимо наличие трудовых и материальных ресурсов, автомобильной техники, складских помещений.
По результатам акта тематической проверки исключение из вычетов расходов за 2020г. в сумме 419,5 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2020г. в сумме 50,3 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Т» по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 07.12.2022г. подтверждается.
Таким образом, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов за 2020г. в сумме 419,5 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2020г. в сумме 50,3 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Т» по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 07.12.2022г. является обоснованным.
- Относительно взаиморасчетов с Компанией «I»
Из акта тематической проверки следует, что по результатам обжалуемого акта налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2020г. на сумму 5 818,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «I» на объекте: «Строительство 9-ти этажного жилого дома (пятно 13) (устройство стяжки под полы).
В ходе тематической проверки Компании «G» вручены требования от 04.04.2023г. и от 16.06.2023г. о предоставлении необходимых документов для проведения проверки.
В ходе тематической проверки Комитетом направлен запрос в УГД г.Астаны от 31.03.2023г. на проведение встречной проверки Компании «I» по взаиморасчетам с Компанией «G».
УГД на основании предписания от 17.04.2023г. проведена встречная проверка Компании «I» за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., акт встречной проверки от 21.08.2023г.
Следует отметить, что сведения по взаиморасчетам Компании «G» с Компанией «I» (договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ и другие) отражены в акте встречной проверки от 21.08.2023г. и акте тематической проверки.
При этом, технические документации, указанные в Договоре субподряда, акты на скрытые работы, паспорта на изделия, сертификаты качества на применяемые материалы, акты испытания не представлены.
В свою очередь, акт скрытых работ является официальным документом, который составляется после приемки представителями подрядчика, заказчика и авторского надзора выполненных ответственных работ, а в необходимых случаях представителей субподрядных строительных организаций (при освидетельствовании и приемке выполненных ими работ);
Следует, что согласно условиям Договора субподряда, Компанией «I» технические документации не велись, соответственно и не передавались «Подрядчику».
Из акта встречной проверки следует, что отражаемые в счетах-фактурах Компания «I» финансово-хозяйственные операции имеют сомнительную экономическую обоснованность, низкую вероятность технической и производственной возможности их осуществления.
Следовательно, наличие договора оказания работ, услуг, счетов-фактур, актов выполненных работ (оказанных услуг), их формальное соответствие установленным требованиям не свидетельствует о фактическом исполнении сторонами сделки принятых на себя обязательств.
Соответственно, по результатам акта встречной проверки от 21.08.2023г. взаиморасчеты Компании «G» с Компанией «I» не подтверждены.
Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам Компанией «I» (договоры, счета-фактуры, акты выполненных работ и другие) не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты.
По результатам акта тематической проверки исключение из вычетов расходов в сумме 5 818,1 тыс.тенге за 2020г. по взаиморасчетам с Компанией «I» по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 07.12.2022г. подтверждается.
Таким образом, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов в сумме 5 818,1 тыс.тенге за 2020г. по взаиморасчетам с Компанией «I» по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 07.12.2022г. является обоснованным.
2.Относительно исключения из вычетов расходов после ввода в эксплуатацию объектов строительства за 2019-2021гг.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.
Согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса, суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также, если выполняются условия, указанные в подпунктах 1)-4) данного пункта.
Таким образом, отнесение сумм расходов по товарам, работам, услугам на вычеты и НДС в зачет производятся при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода, и они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.
В соответствии с подпунктом 1) статьи 264 Налогового кодекса затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода вычету не подлежат.
Следует отметить, что в пункте 8 МСФО (IAS) 2 «Запасы» к запасам также относятся готовая продукция или незавершенное производство организации, включая сырье и материалы, предназначенные для использования в процессе производства. Если речь идет о поставщике услуг, запасы включают в себя затраты на оказание услуг как описано в пункте 19, в отношении которых организация еще не признала соответствующую выручку (МСФО (IAS) 18 «Выручка»).
Согласно пункту 31 МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» организация должна признавать выручку, когда (или по мере того, как) организация выполняет обязанность к исполнению путем передачи обещанного товара или услуги (то есть актива) покупателю. Актив передается, когда (или по мере того, как) покупатель получает контроль над таким активом.
Пунктом 35 МСФО (IFRS) 15 определено, что организация передает контроль над товаром или услугой в течение периода и, следовательно, выполняет обязанность к исполнению и признает выручку в течение периода, если удовлетворяется любой из следующих критериев:
(а) покупатель одновременно получает и потребляет выгоды, связанные с выполнением организацией указанной обязанности по мере ее выполнения организацией (см. пункты В3-В4);
(b) в процессе выполнения организацией своей обязанности к исполнению создается или улучшается актив (например, незавершенное производство), контроль над которым покупатель получает по мере создания или улучшения этого актива (см. пункт В5); либо
(c) выполнение организацией своей обязанности не приводит к созданию актива, который организация может использовать для альтернативных целей (см. пункт 36), и при этом организация обладает юридически защищенным правом на получение оплаты за выполненную к настоящему времени часть договорных работ (см. пункт 37).
Согласно пункту 98 МСФО (IFRS) 15 организация должна признавать следующие затраты в качестве расходов по мере их возникновения:
(а) общие и административные затраты (за исключением случаев, когда такие затраты однозначно подлежат возмещению покупателем в соответствии с договором, в которых организация должна оценивать такие затраты в соответствии с пунктом 97);
(b) затраты на непроизводительное использование материалов, трудовых или иных ресурсов для выполнения договора, которые не были отражены в цене договора;
(с) затраты, которые относятся к выполненным обязанностям к исполнению (или частично выполненным обязанностям к исполнению) в договоре (т.е. затраты, которые относятся к деятельности в прошлом); и
(d) затраты, в отношении которых организация не может определить, относятся ли они к невыполненным обязанностям к исполнению или к выполненным обязанностям к исполнению (либо частично выполненным обязанностям к исполнению).
В рассматриваемом случае, Компанией «G» были списаны товары (работы, услуги) после подписания акта приемки объекта в эксплуатацию заказчиком - ГУ «Отдел строительства».
2.1. Относительно исключения из вычетов расходов в сумме 40 829,7 тыс.тенге и НДС из зачета в сумме 3 160,8 тыс.тенге по объекту «Строительство Авиагородка. Строительство жилых домов в микрорайоне ИЖС в районе Аэропорта»
Из акта тематической проверки следует, что по результатам обжалуемого акта налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2019г. на сумму 40 829,7 тыс.тенге и НДС в зачет на сумму 3 160,8 тыс.тенге за 4 квартал 2019г. по объекту «Строительство Авиагородка. Строительство жилых домов в микрорайоне ИЖС в районе Аэропорта» (договор о государственных закупках работ от 25.09.2018г. №69 между ГУ «Отдел строительства» и Компанией «G»). Датой акта приемки объекта в эксплуатацию является 30.09.2019г.
В ходе тематической проверки Компании «G» вручены требования от 04.04.2023г. и от 16.06.2023г. о предоставлении документов для проведения проверки, соответственно Компанией «G» представлены заверенные копии по списанным товарам, работам, услугам по объекту «Строительство Авиагородка. Строительство жилых домов в микрорайоне ИЖС в районе Аэропорта», после подписания акта ввода в эксплуатацию (30.09.2019г.).
В ходе тематической проверки, Комитетом направлен запрос в УГД от 11.04.2023г. на проведение встречной проверки ГУ «Отдел строительства» по взаиморасчетам с Компанией «G».
УГД на основании предписания от 12.04.2023г. проведена встречная проверка ГУ «Отдел строительства» за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., акт встречной проверки от 30.05.2023г.
Из акта встречной проверки от 30.05.2023г. следует, что Компанией «G» после подписания акта приемки объекта в эксплуатацию были списаны расходы на сумму 40 829,7 тыс.тенге, в том числе:
- по приобретенным товарам на сумму 20 023,4 тыс.тенге, в том числе списано товаров на сумму 19 982,9 тыс.тенге от 31.10.2019г. (ГСМ, строительные материалы и инструменты в ассортименте), на сумму 39,1 тыс.тенге от 11.12.2019г. (строительные материалы в ассортименте) и на сумму 1,4 тыс.тенге от 26.12.2019г. (запасные части к инструментам).
- по приобретенным работам, услугам на сумму 20 806,3 тыс.тенге, в том числе: списаны общестроительные работы на сумму 2 743,2 тыс.тенге, приобретенное у Компании «АМС» (от 01.10.2019г., 24.10.2019г.), услуги по изготовлению откосов из материала заказчика и услуги трактора на сумму 589,6 тыс.тенге, приобретенное у Компании «РП» (от 10.10.2019г., 14.10.2019г., 18.10.2019г., 21.10.2019г., 23.10.2019 г., 28.10.2019г., 12.11.2019г.), по штукатурке стен, настилке деревянных полов линолеума на сумму 2 273,6 тыс.тенге, приобретенное у Компании «E» от 30.10.2019г., услуги погрузчика и автомобилей «Камаз 65115» и «Камаз 55111» на сумму 15 200,0 тыс.тенге, приобретенное у физического лица «М.А.К.» (от 30.10.2019г., 31.10.2019г. и 29.11.2019г.).
При изучении ПСД установлено, что списанные строительные материалы, товары отражены в сводной ведомости потребности основных материалов, изделий, конструкций и оборудования и в сводных ресурсных ведомостях.
Также, инструменты в ассортименте, предназначенные для выполнения СМР, учтены в накладных расходах сметной документации, аналогично, малые механизмы учтены в сметной стоимости эксплуатации машин, в связи чем, услуги приобретенные у Компании «РП» и физического лица «М.А.К.», заложены в смете расходов.
Кроме того, Компанией «G» списанные объемы по выполненным работам Компании «АМС», Компании «РП» и Компании «E», после ввода объекта в эксплуатацию, ранее приняты актами приемки выполненных работ от 06.03.2019г. №6, от 23.05.2019г. №7, от 23.05.2019г. №8, от 20.06.2019г. №9, от 20.06.2019г. №10, от 22.07.2019г. №14, от 22.08.2019г. №18, от 22.08.2019г. №19, от 22.08.2019г. №20, от 23.09.2019г., от 23.09.2019г. №27 и от 23.09.2019г. №28.
Пунктом 7.2 Договора о государственных закупках работ от 25.09.2018г. №69 предусмотрено, что Подрядчик предоставляет гарантию Заказчику на эксплуатацию сроком на 5 лет.
ГУ «Отдел строительства» не представлены подтверждающие документы по понесенным затратам Компании «G» в размере 40 829,7 тыс.тенге в рамках гарантийного обязательства, также по изменениям технических решений принятых в рамках процесса строительства и составленные в ходе принятия объекта в эксплуатацию дефектная ведомости и акт о выявленных нарушениях по недоделанным объемам работ.
Согласно пояснению ГУ «Отдел строительства» от 24.05.2023г. №02-01/176 установлено, что в ходе проведения приемки объектов в эксплуатацию не выявлялись объемы недоделанных работ, не составлялись дефектные ведомости. Стоимости строительства принятых объектов в эксплуатацию, соответствуют стоимости указанных в актах приемок выполненных работ. Также, не заключались договора на дополнительные расходы по охране объектов, коммунальным расходам и другие.
Кроме того, после принятия объекта в эксплуатацию заказчиком, Компания «G» не является собственником недвижимого имущества, также сторонами не заключались договора на дополнительные расходы.
Таким образом, расходы по приобретенным товарам, работам, услугам на сумму 40 829,7 тыс.тенге, не являются понесенными затратами в ходе проведения процесса строительства объекта «Строительство авиагородка. Строительство жилых домов в микрорайоне ИЖС в районе Аэропорта. Двухэтажный блокированный жилой дом. Тип 1».
На основании вышеизложенного следует, что затраты списанные после ввода объекта в эксплуатацию «Строительство авиагородка. Строительство жилых домов в микрорайоне ИЖС в районе Аэропорта. Двухэтажный блокированный жилой дом. Тип 1», не могут являться расходами понесенными в проведении процесса строительства.
Согласно договора о государственных закупках работ от 25.09.2018г. №69 и дополнительных соглашений к ним, выделенные из бюджета (республиканский, местный) денежные средства, ГУ «Отдел строительства» освоено своевременно, до принятия объектов в эксплуатацию.
При этом, фактом исполнения освоения финансирования вышеуказанного объекта, являются акты приемки выполненных работ, подписанные сторонами.
Следует, что законченное строительством объекта жилищно-гражданского назначения (жилые дома) приняты после выполнения всех СМР, обеспеченности объектов оборудованиями, необходимыми инвентарями, в полном соответствии с утвержденными проектами (ПСД) и требованиями государственных нормативных документов в области архитектуры, градостроительства и строительства.
Списанные затраты Компанией «G», после подписания акта приемки объекта в эксплуатацию «Строительство авиагородка. Строительство жилых домов в микрорайоне ИЖС в районе Аэропорта. Двухэтажный блокированный жилой дом. Тип 1» на сумму 40 829,7 тыс.тенге, не относятся к расходам строительства указанных объектов.
Следует отметить, что согласно актам приемки выполненных работ между ГУ «Управление строительства области» и Компанией «G» от 06.03.2019г. №6, от 23.05.2019г. №№7-9, от 20.06.2019г. №№9-12, от 22.07.2019г. №№14-17, от 22.08.2019г. №№18-25, от 23.09.2019г. №№26-34 подписаны руководителями ГУ «Отдел строительства», заместителем руководителя ГУ «Отдел строительства» и специалистами указанных государственных органов, представителями, осуществлявших технический надзор, экспертами авторского надзора и директором Компании «G».
В рассматриваемом случае, Компанией «G» списаны в период с октября по декабрь 2019г. запасы в сумме 20 023,4 тыс.тенге и услуги в сумме 20 806,3 тыс.тенге, то есть указанные затраты совершены после ввода объекта в эксплуатацию (30.09.2019г.).
Следует указать, вышеуказанные затраты не являются расходами по гарантийному ремонту вышеуказанного объекта, так как согласно оборотно-сальдовой ведомости за 2019г. по счету 8111.4 «Гарантийный ремонт по объектам» данные затраты в бухгалтерском учете Компании «G» не отражены, а также не возмещены заказчиком ГУ «Отдел строительства».
Таким образом, учитывая норму подпункта 1) статьи 264 Налогового кодекса, расходы Компании «G» по вышеуказанному объекту, совершенные после ввода в эксплуатацию, а также не связанные с гарантийным обязательством не подлежат отнесению на вычеты и НДС в зачет за налоговые периоды 2019г.
По результатам акта тематической проверки подтверждены результаты обжалуемого акта налоговой проверки от 07.12.2022г. в части исключения из вычетов расходов за 2019г. в сумме 40 829,7 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2019г. в сумме 3 160,8 тыс.тенге по объекту «Строительство авиагородка. Строительство жилых домов в микрорайоне ИЖС в районе аэропорта».
Таким образом, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов за 2019г. в сумме 40 829,7 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2019г. в сумме 3 160,8 тыс.тенге по объекту «Строительство авиагородка. Строительство жилых домов в микрорайоне ИЖС в районе аэропорта» по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 07.12.2022г. является обоснованным.
2.2. Относительно исключения из вычетов расходов в сумме 66 339,6 тыс.тенге и НДС из зачета в сумме 1 689,8 тыс.тенге по объекту «Строительство 9-этажного 2-подъездного жилого дома №25 в микрорайоне
Из акта тематической проверки следует, что по результатам обжалуемого акта налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2019г. на сумму 66 339,6 тыс.тенге и НДС в зачет на сумму 1 689,8 тыс.тенге за 4 квартал 2019г. по объекту «Строительство 9-этажного 2-подъездного жилого дома №25 в микрорайоне. Датой акта приемки объекта в эксплуатацию является 01.11.2019г.
В ходе тематической проверки Компании «G» вручены требования от 04.04.2023г. и от 16.06.2023г. о предоставлении необходимых документов для проведения проверки.
Компанией «G» представлены ответы на требования от 17.05.2023г. и от 28.07.2023г.
В ходе тематической проверки, Комитетом направлен запрос в УГД от 11.04.2023г. на проведение встречной проверки ГУ «Отдел строительства» по взаиморасчетам с Компанией «G».
УГД на основании предписания от 12.04.2023г. проведена встречная проверка ГУ «Отдел строительства» за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., акт встречной проверки от 30.05.2023г.
Следует отметить, что сведения о реализованных товарах и об оказанных услугах Компанией «G» по объекту «Строительство 19 жилых домов в микрорайоне «Сарыарка». 9-этажный 2-подъездный жилой дом №25» (без наружных инженерных сетей и благоустройства)» отражены в акте встречной проверки от 30.05.2023г. и акте тематической проверки.
Из акта встречной проверки следует, что ГУ «Отдел строительства» предоставлено 12 договоров, заключенных с Компанией «G» о государственных закупках в сфере строительства, на сумму 11 500 945,1 тыс.тенге.
Объект «Строительство 19 жилых домов в микрорайоне. 9-этажный 2-подъездный жилой дом №25» (без наружных инженерных сетей и благоустройства)» по Договору о государственных закупках работ от 07.12.2018г. №83 ГУ «Отдел строительства» принято в эксплуатацию, согласно акту приемки объекта от 01.11.2019г.
Компанией «G» после подписания акта приемки объекта в эксплуатацию были списаны расходы на сумму 632 569,7 тыс.тенге, в том числе по приобретенным товарам на 9 377,5 тыс.тенге, по оказанным услугам на сумму 56 962,1 тыс.тенге.
Следует отметить, что объем выполненных работ по актам приемок выполненных работ по данному объекту строительства, соответствуют объему указанных в сметной документации.
Кроме того, Компанией «G» списанные объемы работ, выполненные Компанией «ИЛ», Компанией «ВОСТ» и Компанией «N», после ввода объекта в эксплуатацию, ранее приняты актами приемки выполненных работ от 23.09.2019г. №27, от 23.09.2019г. №28, от 23.09.2019г. №48, от 22.10.2019г. №69, от 22.10.2019г. №70, от 22.10.2019г. №76.
Данные виды работы отражены в локальной смете №2-1-3 «Архитектурная часть». Следовательно, акт приемки выполненных работ подтверждает факт выполнения исполнителем работ.
ГУ «Отдел строительства» не представлены подтверждающие документы по понесенным затратам Компании «G» в размере 66 339,6 тыс.тенге в рамках гарантийного обязательства, также по изменениям технических решений принятых в рамках процесса строительства и составленные в ходе принятия объекта в эксплуатацию дефектная ведомости и акт о выявленных нарушениях по недоделанным объемам работ.
Аналогично, списанные объемы работ Компанией «G», выполненные Компанией «СВ», Компанией «МП», физическим лицом «С.О.Б.». Компания «СГ» и физическое лицо «К.Д.Т.», не предусмотрены сметой и не входит в перечень работ, учтенных в непредвиденных затрат.
Таким образом, расходы по приобретенным товарам, работам, услугам на 66 339,6 тыс.тенге не являются понесенными затратами в ходе проведения процесса строительства объекта «Строительство 19 жилых домов в микрорайоне. 9-этажный 2-подъездный жилой дом №25» (без наружных инженерных сетей и благоустройства)».
Кроме того, после принятия объекта в эксплуатацию заказчиком, Компания «G» не является собственником недвижимого имущества, также сторонами не заключались договора на дополнительные расходы.
Следует отметить, что согласно актам приемки выполненных работ между ГУ «Управление строительства области» и Компанией «G» от 19.03.2019г. №3, от 19.04.2019г. №4-5, от 26.04.2019г. №6-11, от 22.05.20219г. №12-18, от 30.05.2019г. №19-20, от 20.06.2019г. №21-27, от 22.07.2019г. №28-36, от 22.08.2019г. №37-46, от 23.09.2019г. №47-58, от 22.10.2019г. №59-76 подписаны руководителем и и.о.заместителя ГУ «Отдел строительства» и специалистами указанных государственных органов, представителями осуществлявших технический надзор, экспертами авторского надзора и директором Компании «G».
Следует указать, вышеуказанные затраты не являются расходами по гарантийному ремонту вышеуказанного объекта, так как согласно оборотно-сальдовой ведомости за 2019г. по счету 8111.4 «Гарантийный ремонт по объектам» данные затраты в бухгалтерском учете Компании «G» не отражены, а также не возмещены заказчиком ГУ «Отдел строительства».
Таким образом, учитывая норму подпункта 1) статьи 264 Налогового кодекса, расходы Компании «G» по вышеуказанному объекту, совершенные после ввода в эксплуатацию, а также не связанные с гарантийным обязательством не подлежат отнесению на вычеты и НДС в зачет за налоговые периоды 2019г.
По результатам тематической проверки подтверждены результаты обжалуемого акта налоговой проверки от 07.12.2022г. в части исключения из вычетов расходов в сумме 66 339,6 тыс.тенге за 2019г. и НДС из зачета за 4 квартал 2019г. в сумме 1 689,8 тыс.тенге по объекту «Строительство 9-этажного 2-подъездного жилого дома №25 в жилом комплексе.
Таким образом, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов за 2019г. в сумме 66 339,6 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2019г. в сумме 1 689,8 тыс.тенге по объекту «Строительство 9-этажного 2-подъездного жилого дома №25 в жилом комплексе по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 07.12.2022г. является обоснованным.
2.3. Относительно исключения из вычетов расходов на сумму 30 768,8 тыс.тенге и НДС из зачета в сумме 3 039,0 тыс.тенге по объекту: «Строительство 9-этажного, 3-подъездного жилого дома №24/2 в жилом комплексе
Из акта тематической проверки следует, что по результатам обжалуемого акта налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2020г. на сумму 30 768,8 тыс.тенге и НДС в зачет на сумму 3 039,0 тыс.тенге за 2 квартал 2020г. по объекту «Строительство 9-этажного, 3-подъездного жилого дома №24/2 в жилом комплексе». Датой акта приемки объекта в эксплуатацию является 25.05.2020г.
В ходе тематической проверки Компании «G» вручены требования от 04.04.2023г. и от 16.06.2023г. о предоставлении необходимых документов для проведения проверки. Компанией «G» представлены ответы на требования от 17.05.2023г. и от 28.07.2023г. и представлены заверенные копии документов по списанным товарам, работам, услугам по объекту: «Строительство 19 жилых домов. 9-этажный 3-подъездный жилой дом №24/2 (без наружных инженерных сетей и благоустройства)», после подписания акта ввода в эксплуатацию (25.05.2020г.) за 2020г.
Комитетом направлен запрос в УГД от 11.04.2023г. на проведение встречной проверки ГУ «Отдел строительства» по взаиморасчетам с Компанией «G». УГД на основании предписания от 12.04.2023г. проведена встречная проверка ГУ «Отдел строительства» за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г. и составлен акт встречной проверки от 30.05.2023г.
Следует отметить, что сведения о реализованных товарах и об оказанных услугах Компанией «G» по объекту «Строительство 9-этажного, 3-подъездного жилого дома №24/2 в жилом комплексе отражены в акте встречной проверки от 30.05.2023г. и акте тематической проверки.
В ходе проведения встречной проверки, ГУ «Отдел строительства» предоставлено 12 договоров, заключенных с Компанией «G» о государственных закупках в сфере строительства, на сумму 11 500 945,1 тыс.тенге с учетом НДС.
Компанией «G» после подписания акта приемки объекта в эксплуатацию были списаны расходы на сумму 30 768,8 тыс.тенге, в том числе по приобретенным товарам на сумму 20 612,7 тыс.тенге и по оказанным услугам на сумму 10 156,1 тыс.тенге.
При изучении ПСД установлено, что списанные строительные материалы, товары отражены в сводной ведомости потребности основных материалов, изделий, конструкций и оборудования и в сводных ресурсных ведомостях.
Также, инструменты в ассортименте, предназначенные для выполнения строительно-монтажных работ, учтены в накладных расходах сметной документации, аналогично, малые механизмы, в сметной стоимости и эксплуатации машин.
Согласно общим положениям по применению элементных сметных норм на строительные работы, стоимость монтажа и демонтажа башенного крана учтены в расценках на монтаж железобетонных конструкций (стеновые панели, колонны, ригели, плиты перекрытий и другие) при строительстве многоэтажных зданий, в связи чем услуги выполненные Компанией «КС», не могут являться расходами данного объекта.
Кроме того, Компанией «G» списанные объемы работ выполненным Компанией «ИЛ», Компанией «Э» и Компанией «РП», после ввода объекта в эксплуатацию, ранее приняты актами приемки выполненных работ от 23.12.2019г. №27, от 03.04.2020г. №44, от 03.04.2020г. №47, от 03.04.2020г. №49, от 22.04.2020г. №53, от 22.04.2020г. №54, от 22.04.2020г. №56, от 27.05.2020г. №60, от 27.05.2020г. №62, от 27.05.2020г. №64, от 27.05.2020г. №66, от 27.05.2020г. №72.
Следует отметить, что пунктом 7.2 Договора о государственных закупках работ от 07.12.2018г. №84 предусмотрено, что Подрядчик предоставляет гарантию Заказчику на эксплуатацию сроком на 5 лет.
Вместе с тем, ГУ «Отдел строительства» не представлены подтверждающие документы по понесенным затратам Компании «G» в размере 30 768,8 тыс.тенге в рамках гарантийного обязательства, также по изменениям технических решений принятых в рамках процесса строительства и составленные в ходе принятия объекта в эксплуатацию дефектная ведомости и акт о выявленных нарушениях по недоделанным объемам работ.
Таким образом, расходы по приобретенным товарам, работам, услугам на сумму 30 768,8 тыс.тенге, не являются понесенными затратами в ходе проведения процесса строительства объекта «Строительство 19 жилых домов в микрорайоне. 9-этажный 3-подъездный жилой дом №24/2 (без наружных инженерных сетей и благоустройства)».
Кроме того, после принятия объекта в эксплуатацию заказчиком, Компания «G» не является собственником недвижимого имущества, также сторонами не заключались договора на дополнительные расходы.
На основании вышеизложенного следует, что затраты списанные после ввода объекта в эксплуатацию «Строительство 19 жилых домов в микрорайоне. 9-этажный 3-подъездный жилой дом №24/2 (без наружных инженерных сетей и благоустройства)», не могут являться расходами понесенными в проведении процесса строительства.
Согласно договора о государственных закупках работ от 07.12.2018г. №84 и дополнительных соглашений к ним, выделенные из бюджета (республиканский, местный) денежные средства, ГУ «Отдел строительства» освоено своевременно, до принятия объекта в эксплуатацию.
При этом, фактом исполнения освоения финансирования вышеуказанных объектов, являются акты приемки выполненных работ, подписанные сторонами.
Следует, что законченные строительством объекты жилищно-гражданского назначения (жилые дома) приняты после выполнения всех СМР, обеспеченности объектов оборудованиями, необходимыми инвентарями, в полном соответствии с утвержденными проектами (ПСД) и требованиями государственных нормативных документов в области архитектуры, градостроительства и строительства.
Списанные затраты Компанией «G», после подписания акта приемки объекта в эксплуатацию «Строительство 19 жилых домов в микрорайоне. 9-этажный 3-подъездный жилой дом №24/2 (без наружных инженерных сетей и благоустройства)» на сумму 30 768,8 тыс.тенге, не относятся к расходам строительства указанных объектов».
Следует отметить, что согласно актам приемки выполненных работ между ГУ «Управление строительства области» и Компанией «G» от 14.08.2019г. №3, от 22.08.2019г. №4, от 23.09.2019г. №5-11, от 23.10.2019г. №12-15, от 22.11.2019г. №16-21, от 23.12.2019г. №22-31, от 16.03.2020г.да №32-39, от 03.04.2020г. №40-49, от 22.04.2020г. №50-56, от 27.05.2020г. №57-72 подписаны и.о.руководителем ГУ «Отдел строительства» и специалистами указанных государственных органов, представителями осуществлявших технический надзор, экспертами авторского надзора и директором Компании «G».
При этом, Компанией «G» по данному объекту согласно актам списания материалов от 31.05.2020г., 30.06.2020г. по счетам 1312 «Топливо» на сумму 268,3 тыс.тенге, 1317 «Строительные материалы» на сумму 762,6 тыс.тенге, 1318 «Сырье и материалы» на сумму 19 581,9 тыс.тенге, 3310 «Краткосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам» на сумму 10 156,1 тыс.тенге, всего списаны на сумму 30 768,8 тыс.тенге.
Следовательно, Компанией «G» списаны в период с мая по август 2020г. запасы в сумме 20 612,7 тыс.тенге, работы и услуги в сумме 10 156,1 тыс.тенге, то есть указанные затраты совершены после ввода объекта в эксплуатацию (25.05.2020г.).
Следует указать, вышеуказанные затраты не являются расходами по гарантийному ремонту вышеуказанных объектов, так как согласно оборотно-сальдовой ведомости за 2020 год по счету 8111.4 «Гарантийный ремонт по объектам» данные затраты в бухгалтерском учете Компании «G» не отражены, а также не возмещены заказчиком ГУ «Отдел строительства».
Таким образом, учитывая норму подпункта 1) статьи 264 Налогового кодекса, расходы Компании «G» по вышеуказанному объекту, совершенные после ввода в эксплуатацию, а также не связанные с гарантийным обязательством не подлежат отнесению на вычеты и НДС в зачет за налоговые периоды 2020 года.
По результатам акта тематической проверки подтверждены результаты обжалуемого акта налоговой проверки от 07.12.2022г. в части исключения из вычетов расходов за 2020г. в сумме 30 768,8 тыс.тенге и НДС из зачета в сумме 3 039,0 тыс.тенге за 2 квартал 2020г. по объекту «Строительство 9-этажного, 3-подъездного жилого дома №24/2 в жилом комплексе Сарыарка по адресу А.Чокина 155/6».
Таким образом, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов за 2020г. в сумме 30 768,8 тыс.тенге и НДС из зачета в сумме 3 039,0 тыс.тенге за 2 квартал 2020г. по объекту «Строительство 9-этажного, 3-подъездного жилого дома №24/2 по результатам акта налоговой проверки является обоснованным.
2.4. Относительно исключения из вычетов расходов на сумму 8 930,4 тыс.тенге по услугам охраны, электроэнергии и водопотребления за 2020, 2021 годы
Из акта тематической проверки следует, что по результатам обжалуемого акта налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2020-2021гг. на сумму 8 930,4 тыс.тенге по услугам охраны, электроэнергии и водопотребления.
В ходе тематической проверки, Комитетом направлен запрос в УГД от 11.04.2023г. на проведение встречной проверки ГУ «Отдел строительства» по взаиморасчетам с Компанией «G».
УГД на основании предписания от 12.04.2023г. проведена встречная проверка ГУ «Отдел строительства» за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г. и составлен акт встречной проверки от 30.05.2023г.
Следует отметить, что сведения по оказанным услугам охраны, электроэнергии и водопотребления Компанией «G» по объектам отражены в акте встречной проверки от 30.05.2023г. и акте тематической проверки.
Из акта встречной проверки следует, что за 2020, 2021 годы Компанией «G», после принятия вышеперечисленных объектов в эксплуатацию списаны услуги на сумму 8 930,4 тыс.тенге, в том числе:
- в 2020 году на сумму 4 779,8 тыс.тенге по охране, приобретенного у ТОО «Mobil+ПВ» и по потреблению электроэнергии, приобретенного у Компании «ПЭ»;
- в 2021 году на сумму 4 150,6 тыс.тенге по потреблению электроэнергии, приобретенного у Компании «ПЭ», по охране, приобретенного у Компании «Mb» и по потреблению воды, приобретенного у Компании «ПВ».
При изучении ПСД вышеуказанных объектов, услуги, оказанные Компанией «Mb», Компанией «ПЭ» и Компанией «ПВ» не предусмотрены в расценках сметных норм.
Кроме того, пунктом 7.3 типовых договоров о государственных закупках предусмотрено, что Подрядчик обеспечивает защиту выполненных работ и всех материалов, оборудования, ресурсов и прочих позиций, связанных с Работами от всех видов ущерба, повреждения, уничтожения, связанных с климатическими осадками, наводнениями, морозом, пожаром, кражами и прочими причинами. Подрядчик при производстве своих работ обеспечивает защиту других работ по проекту, а также собственность, принадлежащую Заказчику от каких-либо видов повреждения или других причин, включая дороги, здания, склады материалов и прочие виды движимого и недвижимого имущества. Все затраты, понесенные Подрядчиком в связи с вышеизложенным, не подлежат дополнительному возмещению со стороны Заказчика.
Таким образом, расходы по приобретенным услугам по содержанию объектов на сумму 8 930,4 тыс.тенге, не являются понесенными затратами в ходе проведения процесса строительства объектов «Жилой дом Тип 1», «Жилой дом №24/2», «Пятно 3», «Пятно 13», «Жилой дом №32» и «Жилой дом №38».
Кроме того, после принятия объектов в эксплуатацию заказчиком, Компания «G» не является собственником недвижимых имуществ, также сторонами не заключались договора на содержание вышеуказанных объектов.
На основании вышеизложенного следует, что расходы по приобретенным услугам у Компании «Mb», Компании «ПЭ» и Компании «ПВ» не включены в сметные стоимости объектов, также не связаны с гарантийными обязательствами и не подлежат возмещению ГУ «Отдел строительства».
Следовательно, Компанией «G» отнесены расходы, текущие в сумме 4 779,8 тыс.тенге в 2020 году и в сумме 4 150,6 тыс.тенге в 2021 году, то есть указанные затраты совершены после ввода объекта в эксплуатацию (30.09.2019г., 25.05.2020г., 23.12.2020г., 13.12.2021г.).
Следует указать, вышеуказанные затраты не являются расходами по гарантийному ремонту вышеуказанных объектов, так как согласно оборотно-сальдовой ведомости за 2019-2021 годы по счету 8111.4 «Гарантийный ремонт по объектам» данные затраты в бухгалтерском учете Компании «G» не отражены, а также не возмещены заказчиком ГУ «Отдел строительства».
Таким образом, учитывая норму подпункта 1) статьи 264 Налогового кодекса, расходы Компании «G» по вышеуказанным объектам, совершенные после ввода в эксплуатацию, а также не связанные с гарантийным обязательством не подлежат отнесению на вычеты за налоговые периоды 2020, 2021 годы.
По результатам тематической проверки подтверждены результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 07.12.2022г. в части исключение из вычетов расходов за 2020-2021гг. в сумме 8 930,4 тыс.тенге по услугам охраны, электроэнергии и потреблению воды за 2020-2021гг.
Таким образом, учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов в сумме 8 930,4 тыс.тенге по услугам охраны, электроэнергии и потреблению воды за 2020-2021гг. по результатам акта налоговой проверки является обоснованным.
- Относительно исключения из вычетов амортизационных отчислений по видеонаблюдении и охранной сигнализации за 2019-2021гг.
Из акта комплексной проверки следует, что в нарушение требований подпункта 1) статьи 265, пункта 1 статьи 267 и пункту 2 статьи 271 Налогового кодекса необоснованно отнесены расходы на вычеты в связи с некорректным определением группы фиксированных активов по стоимостному балансу фиксированных активов I , III , IV групп на начало налогового периода за 2019, 2020, 2021 годы».
В ходе тематической проверки Компании «G» вручены требования от 04.04.2023г. и от 16.06.2023г. о предоставлении необходимых документов для проведения проверки, Компанией «G» представлены ответы на требования от 17.05.2023г. и от 28.07.2023г.
Из акта тематической проверки следует, что в соответствии с пунктом 55 МСФО (IАS) 16 «Основные средства» амортизация актива начинается, когда он становится доступен для использования, то есть, когда местоположение и состояние актива обеспечивают его использование в соответствии с намерениями руководства организации. Амортизация не прекращается, когда актив вообще перестает использоваться или прекращается его активное использование, если только он уже не был полностью амортизирован.
При этом, амортизация основных средств - систематическое распределение стоимости актива на протяжении срока его полезного использования, или это стоимостное выражение износа основных средств, исчисляемое в каждом отчетном периоде и относимые на расходы, стоимостный баланс группы (подгруппы).
Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса к фиксированным активам относятся, в том числе основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные и биологические активы, учтенные при поступлении в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода в отчетном и (или) будущих периодах, за исключением активов, указанных в подпункте 2) настоящего пункта.
При этом пунктом 4 статьи 267 Налогового кодекса фиксированные активы учитываются:
1) по I группе – в разрезе объектов фиксированных активов, каждый из которых образует отдельную подгруппу стоимостного баланса группы;
2) по II, III и IV группам – в разрезе стоимостных балансов групп.
Пунктом 1 статьи 271 Налогового кодекса определено, что стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.
Таким образом, амортизационные отчисления в общеустановленном порядке исчисляются путем применения по каждой подгруппе, группе норм амортизации к стоимостному балансу подгруппы, группы на конец налогового периода.
В рассматриваемом случае в ходе налоговой проверки органом государственных доходов системы видеонаблюдения и охранной сигнализации отнесены к IV группе фиксированных активов.
Следует отметить, что для классификации основных средств применяется НК РК 12-2009 «Классификатор основных фондов» (КОФ).
Система видеонаблюдения в соответствии с КОФ относится к классу 140.000000 «Машины и оборудование», вид 142.264033 «Видеокамеры записывающие и аппаратура видеозаписывающая или видеовоспроизводящая прочая», охранная сигнализация и пожарная сигнализация в соответствии с КОФ относится к классу 142.265166 «Приборы, инструменты и машины для измерения или контроля, не включенные в другие группировки».
В соответствии пунктом 2 статьи 271 Налогового кодекса если иное не установлено настоящей статьей, амортизационные отчисления по каждой подгруппе, группе определяются путем применения указанных в налоговом регистре по определению стоимостных балансов групп (подгрупп) фиксированных активов и последующим расходам по фиксированным активам норм амортизации, которые не должны превышать предельные нормы, установленные настоящим пунктом, к стоимостному балансу подгруппы, группы на конец налогового периода:
- по |I группe «Здания, сооружения, за исключением нефтяных, газовых скважин и передаточных устройств» - 10 процентов;
- по II группе «Машины и оборудование, за исключением машин и оборудования нефтегазодобычи, а также компьютеров и оборудования для обработки информации» - 25 процентов;
- по III группе «Компьютеры, программное обеспечение и оборудование для обработки информации» - 40 процентов;
- по IV группе «Фиксированные активы, не включенные в другие группы, в том числе нефтяные, газовые скважины, передаточные устройства, машины и оборудование нефтегазодобычи» - 15 процентов.
Следовательно, указанные активы, согласно пункту 4 статьи 267 Налогового кодекса, подлежат отнесению ко II группе фиксированных активов (машины и оборудование, за исключением машин и оборудования нефтегазодобычи, а также компьютеров и оборудования для обработки информации) и, соответственно, подлежит применению ставка амортизационных отчислений в размере 25 процентов.
При этом следует отметить, что Компани «G» указанные основные средства также необоснованно отнесены к III группе фиксированных активов и применена ставка амортизационных отчислений в размере 40 процентов, что повлекло завышение амортизационных отчислений.
По результатам тематической проверки не подтверждены результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 07.12.2022г. в части исключения из вычетов расходов амортизационных отчислений по системам видеонаблюдения и охранной сигнализации за 2019-2021гг. на сумму 1 358,1 тыс.тенге.
Таким образом, учитывая норму подпункта 1) статьи 265, пункта 1 статьи 267 и пункту 2 статьи 271 Налогового кодекса, изложенное уменьшение сумм амортизационных отчислений по системам видеонаблюдения и охранной сигнализации, в связи с переводом данных активов из III группу в IV группу по результатам налоговой проверки, и соответствующее начисление КПН за 2019-2021гг. является необоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 182 и пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом результатов тематической и (или) повторной тематической проверок и решения Апелляционной комиссии.
По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки от 07.12.2022г. Органа государственных доходов в части уменьшения сумм амортизационных отчислений по системам видеонаблюдения и охранной сигнализации, в связи с переводом данных активов из III группы в IV группу за 2019-2021гг., а в остальной части оставить без изменения.
- 9195
- 0
- 29 октября 2023
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.