КПН и НДС исключение из запасов ТМЗ



Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Т» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость (НДС), уменьшение убытка.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка «Т» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление от 11.08.2022г. о начислении КПН в сумме 87 970,0 тыс.тенге и пени 4 983,3 тыс.тенге, НДС в сумме 8 486,6 тыс.тенге и пени 1 207,0 тыс.тенге, уменьшение убытка в сумме 1 490 394,7 тыс.тенге.

Компания, не согласившись с выводами налогового органа в части начисления КПН, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

1.1. Относительно начисления КПН за 2020г.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что в нарушение требований статьи 242 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. Компанией не верно отражены ТМЗ, в связи с чем, излишне отнесены на вычеты расходы по реализации товаров, работ, услуг за 2020г. в сумме 486 493,3 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна в связи с тем, что в ходе налоговой проверки увеличен остаток товарно-материальных запасов (далее - ТМЗ) на конец 2020 года на стоимость квартир, числящихся по состоянию на 31.12.2020г. на счете 1511 «Активы, предназначенные для продажи» в размере 489 450,4 тыс.тенге, в том числе: по жилому комплексу «А» в сумме 343 952,8 тыс.тенге; по жилому комплексу «С» в сумме 145 497,6 тыс.тенге.

Также, из жалобы следует, что в ходе налоговой проверки увеличена стоимость приобретенных запасов на сумму приобретенных квартир и жилых домов в размере 2 390 701,0 тыс.тенге, стоимость приобретенных прочих услуг и работ уменьшена на сумму 2 232 012,3 тыс.тенге, состоящая из следующих сумм:

-145 497,6 тыс.тенге – стоимость квартир комплекса «С», полученные от Компании «В», которые как указано в окончательном акте проверки отражены в приобретении и отнесены на вычеты по формуле расчета необоснованно;

-39 766,5 тыс.тенге - ранее расходы, отнесенные на вычеты, которые корректируются и подлежат исключению из вычетов;

-2 046 748,2 тыс.тенге - перенесены в строку ТМЗ.

Компания в жалобе отмечает, что стоимость квартир жилого комплекса «С» в сумме 145 497,6 тыс.тенге числилась в составе ТМЗ на конец 2020 года по счету 1511 «Активы, предназначенные для продажи», соответственно, данная сумма не была отнесена Компанией «Т» на вычеты.

В отношении суммы 2 046 748,2 тыс.тенге в жалобе отмечено, что данная сумма состоит из следующих сумм: по жилым домам №8 - 476 227,2 тыс.тенге, №20 – 474 782,8 тыс.тенге, №21 – 474 283,4 тыс.тенге, №14 – 475 957,2 тыс.тенге, квартира «С» - 145 497,6 тыс.тенге.

Из указанной суммы, как отмечено в жалобе, по данным бухгалтерского регистра «Оборот счета 1511 за 2020 год» стоимость жилых домов №8, 20, 21, 14 в общей сумме 1 901 250,6 тыс.тенге, ЖК «А» в общей сумме 489 450,4 тыс.тенге, в том числе  в сумме 343 952,8 тыс.тенге, которая числится в остатках ТМЗ на конец года указанного счета, что подтверждено результатами налоговой проверки.

Таким образом, по мнению Общества, стоимость квартир «жилого комплекса «С» в сумме 145 497,6 тыс.тенге, во-первых, не отнесена на вычеты, во-вторых, в ходе налоговой проверки дважды уменьшена в составе стоимости приобретенных прочих услуг и работ.

Как указывает Компания в жалобе, по жилому комплексу «А» в сумме 1 901 250,6 тыс.тенге необоснованно исключены расходы из вычетов в сумме 330 761,7 тыс.тенге (2 232 012,3 - 1 901 250,6), в том числе:

-дважды учтенная стоимость квартир жилого комплекса «С» в сумме 145 497,6 тыс.тенге, числящаяся в составе остатка ТМЗ на конец 2020 года по счету 1511 «Активы, предназначенные для продажи»;

-ранее отнесенная на расходы сумма 39 766,5 тыс.тенге, подлежащая корректировке и исключению из вычетов.

Соответственно, как утверждает Компания, по результатам 2020г. у Компании должен сложиться налоговый убыток в сумме 86 726,8 тыс.тенге, а не налогооблагаемый доход в сумме 244 034,9 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Министерством финансов в целях вынесения мотивированного решения по жалобе, в соответствии со статьями 181, 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. назначена тематическая проверка Компании по вопросу подтверждения достоверности сумм, начисленных в акте проверки от 11.08.2022г. №40 Департамента государственных доходов по Туркестанской области,

Во исполнение данного поручения Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан на основании предписания от 31.10.2022 года проведена тематическая проверка Компании за период с 01.01.2018г. по 31.12.2020г., по результатам которой составлен акт тематической проверки от 22.02.2023г. (далее - акт тематической проверки).

Из акта тематической проверки следует:

Исключение из вычетов расходов в сумме 39 766,5 тыс.тенге за 2020г.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243-263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

В рассматриваемом случае, в ходе проверки Компанией представлен налоговый регистр к строке 100.00.009 III H «Прочие услуги в разрезе контрагентов» на общую сумму 2 892 975,5 тыс.тенге, тогда как согласно данным обжалуемого акта налоговой проверки от 11.08.2022г. составила 2 853 209,0 тыс.тенге или превышает на сумму 39 766,5 тыс.тенге.

Так, в акте тематической проверки отмечено, что сумма 39 766,5 тыс.тенге образовалась в результате уменьшения по акту налоговой проверки от 11.08.2022г. расходов по реализованным товарам (работам, услугам) на сумму 151 552,4 тыс.тенге и увеличения данных расходов на сумму 111 785,9 тыс.тенге. 

При этом, в ходе тематической проверки не подтверждено уменьшение, произведенное по акту налоговой проверки от 11.08.2022 расходов по реализованным товарам (работам, услугам) на сумму 151 552,4 тыс.тенге, поскольку Компанией взаиморасчеты с Компанией «ЖК», ИП «А», Компанией «GREEN», Компанией «В» на указанную сумму не отражены в декларации по КПН за 2020г.

Также, в ходе тематической проверки не подтверждено увеличение расходов по реализованным товарам (работам, услугам) за 2020г. на сумму 111 785,9 тыс.тенге по следующим основаниям:

- по объекту «Строительство внутриквартирных сетей микрорайона «С» и микрорайона «А» на сумму 200,0 тыс.тенге, по объекту на «Строительство домов №22 ЖК «А» на сумму 7 142,9 тыс.тенге, по вознаграждениям бюджетного кредитования в сумме 26,0 тыс.тенге, расходы на получение права аренды земельными участками (15,8826 га) в сумме 3 359,3 тыс.тенге, а также расходы по взаиморасчетам с Компанией «С» на сумму 38,3 тыс.тенге, С.Е.Б. на сумму 6,0 тыс.тенге не подтверждены первичными документами;

- расходы по взаиморасчетам с ЧН «К» в сумме 579,9 тыс.тенге и с Компанией «B TREVEL» на сумму 33,7 тыс.тенге дважды отнесены на вычеты по строке «Прочие услуги и работы»;

- по объекту незавершенного строительства излишне отнесены расходы на сумму 100 399,8 тыс.тенге (Компанией отнесены 672 804,2 тыс.тенге вместо 572 404,4 тыс.тенге).

Соответственно, по акту тематической проверки не подтверждено исключение расходов из вычета за 2020г. на сумму 39 766,5 тыс.тенге (151 552,4 - 111 785,9), произведенное по акту налоговой проверки от 11.08.2022г. При этом, как указано выше, по акту тематической проверки установлено, что Компанией отнесены на вычеты расходы на общую сумму 10 772,5 тыс.тенге без подтверждающих документов.

Таким образом, по акту тематической проверки не подтверждены результаты акта налоговой проверки от 11.08.2022г. в части исключения расходов из вычетов за 2020г. на сумму 28 994,0 тыс.тенге (39 766,5 - 10 772,5).

Учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов в сумме 28 994,0 тыс.тенге за 2020г. по результатам налоговой проверки является необоснованным.

Исключение из вычетов расходов взаиморасчетам с Компанией «В» (квартиры ЖК «С»)

Как указано ранее, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанные руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика.

Как следует из акта тематической проверки, Компанией в налоговом регистре строки 100.00.019 III Н «Прочие услуги и работы» на сумму 2 853 209,0 тыс.тенге не отражено приобретение от Компанией «В» (квартиры ЖК «С») на сумму 145 497,6 тыс.тенге.

Вместе с тем, по акту налоговой проверки от 11.08.2022г. строка 100.00.019 III Н «Прочие услуги и работы» на сумму 473 810,3 тыс.тенге определена следующим образом:

налоговый регистр на 2 853 209,0 тыс.тенге,

минус 2 046 748,2 тыс.тенге, в том числе 1 901 250,6 тыс.тенге и 145 497,6 тыс.тенге,

минус 145 497,6 тыс.тенге,

минус 39 766,5 тыс.тенге,

минус 146 377,1 тыс.тенге,

минус 1 009,3 тыс.тенге.

Соответственно, расходы на сумму 145 497,6 тыс.тенге налоговой проверкой от 11.08.2022г. исключены из вычетов отдельной суммой и в составе суммы 2 046 748,2 тыс.тенге, всего исключена сумма 290 995,2 тыс.тенге.

При этом, в акте тематической проверки указано, что налоговой проверкой от 11.08.2022г. обоснованно увеличено приобретение запасов по строке 100.00.019 III А «Запасы», а также остатков запасов по строке 100.00.019 II «Запасы на конец налогового периода всего» на сумму 145 497,6 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «В».

Таким образом, по результатам тематической проверки не подтверждены результаты акта налоговой проверки от 11.08.2022г. в части исключения из вычетов расходов в сумме 290 995,2 тыс.тенге за 2020г.

Учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов в сумме 290 995,2 тыс.тенге за 2020г. по результатам налоговой проверки является необоснованным.

1.2.Относительно начисления КПН за 2021г.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что в нарушение требований статьи 242 Налогового кодекса отнесены на вычеты за 2021г. расходы по приобретенным квартирам на сумму 409 722,8 тыс.тенге по жилому комплексу «А».

Также, Компанией отнесена на вычеты сумма амортизационных отчислений в сумме 84 399,4 тыс.тенге по недвижимому имуществу, не использованной в предпринимательской деятельности.

С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна в связи с тем, что налоговой проверкой не проведена корректировка по строке 100.00.019 III А «Приобретено запасов, работ и услуг» Декларации по КПН (ф.100.00) за 2021г. на увеличение стоимости приобретенных квартир в сумме 409 722,8 тыс.тенге по жилому комплексу «А», которые числится на остатках счета 1511 «Активы, предназначенные для продажи» на 31.12.2021г., соответственно, налоговой проверкой необоснованно исключена данная сумма из вычетов.

Также, в жалобе указано, что налоговой проверкой необоснованно уменьшена сумма амортизационных отчислений в сумме 84 399,4 тыс.тенге по недвижимости, полученной в счет выкупа акций от единственного акционера по Постановлению Акимата от 14.09.2021г. «О передаче недвижимых имуществ в оплату акции Компании «Т» и признанных основным средством.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

2.1 Исключение из вычетов расходов по взаиморасчетам с ТОО «Берен» (квартиры ЖК «Арман»)

Согласно нормам Налогового кодекса, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанные руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика.

В данном случае, из акта тематической проверки следует, что Компанией в бухгалтерском учете, приобретение квартир на сумму 409 722,8 тыс.тенге по ЖК «Арман» учитывалось на счете 1511 «Активы, предназначенные для продажи», в том числе:

-на сумму 325 248,8 тыс.тенге по ЖК «Арман» дом №23;

-на сумму 84 474,0 тыс.тенге по ЖК «Арман» 7 квартир.

При этом в акте тематической проверки отмечено, что в декларации по КПН (ф.100.00) за 2021г. данные расходы не отражены в строке 100.00.019 III «Приобретено ТМЗ, работ, услуг всего, в том числе» и в строке 100.00.019II «ТМЗ на конец налогового периода».

Тогда как, по акту налоговой проверки от 11.08.2022г. по строке 100.00.019 II «ТМЗ на конец налогового периода» увеличен остаток ТМЗ на сумму 463 088,2 тыс.тенге, состоящий в том числе из суммы 409 722,8 тыс.тенге по ЖК «Арман», при этом, не отражены в строке 100.00.019 III «Приобретено ТМЗ, работ, услуг всего, в том числе».

Таким образом, как следует из акта тематической проверки, увеличение ТМЗ на конец налогового периода без отражения сумм приобретения ТМЗ привело к необоснованному уменьшению вычетов на сумму 409 722,8 тыс.тенге по ЖК «Арман», соответственно, результаты акта налоговой проверки от 11.08.2022г. в указанной части не подтверждены.

Учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов расходов в сумме 409 722,8 тыс.тенге за 2021г. по результатам налоговой проверки является необоснованным.

2.2 Исключение из вычетов расходов по фиксированным активам

Из акта тематической проверки следует, что согласно Постановлению Акимата от 14.09.2021г. «О передаче недвижимого имущества в оплату акций Компании получено недвижимое имущество: от Компании «МК» на сумму 281 850,0 тыс.тенге; от Компании «ОR» на сумму 261 757,0 тыс.тенге; от Компании «N» на сумму 204 840,0 тыс.тенге; от Компании «U» на сумму 95 546,8 тыс.тенге, всего на сумму 843 993,8 тыс.тенге.

При этом в бухгалтерском учете, указанное недвижимое имущество принято Компанией на учет 29.12.2021г. на счет 2410 «Основные средства», в декларации по КПН за 2021г. в форме 100.02 «Вычеты по фиксированным активам» отражены в строке 100.02.002 А «Стоимость поступивших фиксированных активов» группы I на сумму 843 993,8 тыс.тенге, амортизационные отчисления по ставке 10% исчислены в сумме 84 399,4 тыс.тенге.

В соответствие с подпунктом 1 пункта 1 статьи 266 Налогового кодекса к фиксированным активам относятся основные средства, инвестиции в недвижимость, нематериальные и биологические активы, учтенные при поступлении в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенные для использования в деятельности, направленной на получение дохода в отчетном и (или) будущих периодах.

Согласно пункту 7 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» себестоимость объекта основных средств подлежит признанию в качестве актива только в случае, если:

(a) существует вероятность того, что предприятие получит связанные с данным объектом будущие экономические выгоды;

(b) себестоимость данного объекта может быть надежно измерена.

В данном случае, в акте тематической проверки отмечено, что Компанией за период с 29.12.2021г. по 31.12.2022г., то есть с момента признания указанного имущества в качестве основных средств, экономические выгоды не получены.

Кроме этого, в акте тематической проверки указано, что в соответствии с пунктом 55 МСФО (IAS) 16 «Основные средства», амортизация актива начинается тогда, когда он становится доступен для использования, то есть, когда его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию в соответствии с намерениями руководства. Тем не менее, при применении методов амортизации на основе использования актива сумма амортизационного отчисления может быть равна нулю, если актив не участвует в процессе производства.

Вместе с тем, в ходе тематической проверки по вопросам рассмотрения жалобы, Компанией представлена справка от 24.12.2022г., согласно которой в настоящее время ведутся процедуры по узаконению земельных участков, в том числе получению землеустроительных проектов. Далее Компания планирует представить заявление в земельную комиссию (портал elisence.kz) с целью получения государственных актов по земельным участкам, по завершению соответствующих процедур, Компания планирует приступить к работам по освоению земельных участков согласно генеральному плану и плану детальной планировки по городу Шымкенту (строительство многоэтажных жилых домов), соответственно, указанные объекты не готовы к эксплуатации, земельные участки не прошли порядок оформления и узаконения.

Таким образом, по результатам тематической проверки подтверждены результаты акта налоговой проверки от 11.08.2022г. в части исключения из вычетов за 2021г. сумм амортизационных отчислений в размере 84 399,4 тыс.тенге.

Учитывая результаты тематической проверки, исключение из вычетов за 2021г. сумм амортизационных отчислений в сумме 84 399,4 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

2.3 Относительно суммы 149 779,4 тыс.тенге, отраженной Компанией в дополнительной декларации по КПН за 2021г.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что Компанией представлена декларация по КПН (ф.100.00) за 2021г. с отражением КПН сумма (-)149 779,4 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна в связи с тем, что сумма (-)149 779,4 тыс.тенге отражена в декларации по КПН (ф.100.00) за 2021г. ошибочно в результате технической ошибки, которая по мнению Компании не нанесла ущерб бюджету.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Как указано в решении, по акту тематической проверки признаны необоснованными результаты акта налоговой проверки от 11.08.2022г. в части исключения из вычетов расходов за 2020г. в сумме 319 989,2 тыс.тенге (28 994,0 + 290 995,2) и за 2021г. в сумме 409 722,8 тыс.тенге, при этом, обоснования приведены в разделах 1 – 2 данного решения.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что Компанией представлена 31.03.2022г. очередная декларация по КПН (ф.100.00) за 2021г. с отражением КПН к начислению с минусовым значением на сумму 149 779,4 тыс.тенге, однако, в последующем 21.06.2022г., указанная декларация была отозвана.

Как указано в акте тематической проверки, подпунктом 1) пункта 5 статьи 211 Налогового кодекса определено, что не допускается внесение изменений и дополнений в соответствующую налоговую отчетность проверяемого налогового периода - в период проведения (с учетом продления и приостановления) комплексных и тематических проверок по видам налогов и платежей в бюджет, социальным платежам, указанным в предписании на проведение налоговой проверки.

В данном случае, предписание №40 от 22.04.2022г. вручено Обществу 29.04.2022г., при этом, налоговая проверка завершена 11.08.2022г. (акт налоговой проверки от 11.08.2022г. №40), соответственно, декларация по КПН (ф.100.00) за 2021г. отозвана в нарушение подпункта 1) пункта 5 статьи 211 Налогового кодекса в период проведения налоговой проверки.

Следует отметить, что согласно пункту 29 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 22 декабря 2022 года № 9 в соответствии с частью шестой статьи 98 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан обращение жалобы во вред заявителю не допускается. Поскольку тематическая проверка в порядке статьи 186 Налогового кодекса назначается в ходе рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента), уполномоченным органом по результатам проверки не может быть принято решение о начислении дополнительных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пеней, не начисленных в оспариваемом уведомлении.

Таким образом, отзыв Компанией в период проведения налоговой проверки очередной декларации по КПН за 2021г. по акту тематической проверки, также как и по акту проверки от 11.08.2022г. признан некорректным. 

Учитывая вышеизложенное, по акту тематической проверки начислен КПН в сумме 87 970,0 тыс.тенге в пределах сумм, указанных в уведомлении о результатах налоговой проверки от 11.08.2022г. №40.

Вместе с тем, по акту тематической проверки за 2021г. определен убыток в сумме 87 324,2 тыс.тенге, тогда как согласно данным декларации по КПН (ф.100.00) за указанный налоговый период определен убыток в сумме 1 490 374,7 тыс.тенге, соответственно, Компанией убыток завышен на сумму 1 403 049,9 тыс.тенге.

Следовательно, по акту тематической проверки не подтверждены результаты налоговой проверки от 11.08.2022г. в части уменьшения убытка за 2021г. на сумму 87 324,2 тыс.тенге.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, состоявшегося 17.03.2023г., принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки от 11.08.2022г. в части уменьшения убытка за 2021г. в сумме 87 324,2 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.

  • 3960
  • 0
  • 24 апреля 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.