Налог на игорный бизнес, ИПН (применения косвенного метода)

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «В» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты (ИПН), налога на игорный бизнес.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «В» (далее-Компания) по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет с 01.01.2014г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление от 11.12.2019г. по ИПН сумме 9 991 955,0 тыс.тенге и пени 3 747 998,2 тыс.тенге, налога на игорный бизнес в сумме 26 744 939,1 тыс.тенге и пени 10 820 827,7 тыс.тенге.

Компания, не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления КПН.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что в нарушение требований статьи 158, 160, Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г., статьями 321, 350, 351 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. Компанией не исчислены ИПН на сумму 21 247 720,1 тыс.тенге от дохода выплаченного налоговым агентом физическим лицам, а также с выигрышей, облагаемого у источника выплаты

Из жалобы следует, что деятельность Компании велась посредством сервера, имеющего фискальный режим, и связанного с оператором фискальных данных (ОФД) Astana-plat, работавшего с Компанией «К», все имеющиеся обороты по приходу и расходу денежных средств отражались там, при этом, налоговым органом эти обороты, проверены не были. В этой связи, налоговым органом в ходе налоговой проверки незаконно был применен косвенный метод.

Также в жалобе Компании указано, что акт налоговой проверки не содержит методики расчётов сумм расхождений, приводимых налоговым органом по доначислению (как именно считали суммы расхождений, на какие документы они ссылаются, чем обосновывается та или иная сумма).

Кроме того, в жалобе Компании указано, что в акте налоговой проверки содержится описание ИПН за 2014-2016гг., при этом этот раздел начинается с описания фонда оплаты труда (ФОТ), а сами расчёты по расхождению между данными налогоплательщика и данными налоговой проверки касаются ИПН за игроков. В этой связи неясно, зафиксированные расхождения относятся к ФОТ или к ИПН за игроков.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Относительно применения косвенного метода

В соответствии со статьей 160  Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. в случае нарушения порядка ведения учета, при утрате или уничтожении учетной документации налоговые органы определяют объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, на основе косвенных методов (активов, обязательств, оборота, затрат, расходов) в порядке, определенном настоящей статьей и статьями 161, 162 и 163 Налогового кодекса.

Под нарушением порядка ведения учета, утратой или уничтожением учетной документации понимается отсутствие или непредставление налогоплательщиком (налоговым агентом) документов, являющихся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, для исчисления налоговых обязательств, запрашиваемых на основании требований налоговых органов в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса.

Под косвенными методами определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, понимается определение сумм налогов и платежей в бюджет на основе оценки активов, обязательств, оборота, расходов, а также оценки других объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, принимаемых для расчета налогового обязательства относительно конкретного налога и платежа в бюджет в соответствии с Налоговым кодексом. Оценка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, осуществляется на основании информации, полученной из налоговой отчетности и (или) первичных учетных документов, а также из других источников.

Как следует из акта налоговой проверки, основанием для проведения проверки являлись письмо Прокуратуры от 14.03.2019г. и постановление Департамента Национальной безопасности Республики Казахстан о назначении налоговой проверки от 13.11.2019г. (далее – постановления ДКНБ).

Из постановления ДКНБ следует, что в отношение работников Компании расследуется уголовное дело по признакам состава уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 307 части 3 п.п.1, 2 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее – УК РК).

Следует указать, что Приговором суда от 28.06.2021г. (далее – Приговор суда от 28.06.2021г.) все участники признаны виновными в совершении уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 262 части 2, 307 части 3 п.п. 1 и 2, 245 части 3, 218 части 3 п.п. 2-3 УК РК.

В Приговоре суда от 28.06.2021г. указано, что устойчивость организованной группы выразилась в продолжительности преступной деятельности, которая длилась с января 2014г. по декабрь 2019г., а также в планомерном и регулярном осуществлении снятия крупных денежных средств с расчетных счетов заранее созданных для этих целей предприятий, в том числе Компании и дальнейшей легализации денег и иного имущества, полученное преступным путем.

 Также в Приговоре суда от 28.06.2021г. отмечено, что в период с января 2014г. по декабрь 2019г. поступившие на расчетные счета Компании денежные средства от клиентов (игроков) по проводимым играм на сайте букмекерской конторы «Олимп», в дальнейшем по указанию организаторов преступной группы под предлогом выплаты игрокам снимались бухгалтерами в банках второго уровня. Далее, денежные средства в обменных пунктах конвертировались в иностранные валюты в особо крупных размерах, и через авиалинии выводились за пределы Республики Казахстан.

В ходе налоговой проверки, руководствуясь статьями 19 и 146 Налогового кодекса представителю Компании вручались требования о предоставлении необходимых для проведения налоговой проверки сведений и (или) документов (далее - Требование):

- требование от 04.05.2019г., вручено 08.05.2019г. бухгалтеру Е.Ж.К (все первичные бухгалтерские документы и права доступа к просмотру данных программного обеспечения и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, договора, регистров бухгалтерского учета, фискальный отчет ККМ, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, без указания срока исполнения), срок исполнения истек 20.06.2019г.;

- требование от 10.06.2019г., вручено 10.06.2019г. доверенному лицу С.Д (ежеквартальные отчеты реестров принятых платежей согласно договоров о приеме платежей, список зарегистрированных логинов игроков по электронной кассе (Ф.И.О., ИИН), выплата выигрыша по электронной кассе, дебиторскую и кредиторскую задолженность физических лиц имеющие логины, без указания срока исполнения), срок исполнения истек 22.07.2019г.

- требование от 24.07.2019г., вручено 24.07.2019г. доверенному лицу С.Д (выписки клиентов по всем выплатам (раздельно по возврату и выигрышам) с указанием Ф.И.О., номера логина получателя, даты и способ перечисления (возврата), выписки логинов с указанием движения денежных средств-поступление (зачисление), размер ставки, сумма выигрыша, выплата выигрыша, удержание налога у источника выплаты, остаток неиспользованных денежных средств, возврат денежных средств, возврат денежных средств клиентам в разрезе способов их перечисление по квартально (на банковскую карту, на киви кошелек или наличными). Порядок, сроки и основание возврата денежных средств на логины. Расшифровка определенного дохода, полученного от деятельности для исчисления дополнительного платежа по налоговым периодам (по квартально), без указания срока исполнения), срок исполнения истек 05.09.2019г.

- требование от 29.10.2019г., вручено 01.11.2019г. доверенному лицу Е.Ж.К.

Согласно данного Требования, за проверяемый период затребованы нижеуказанные сведения:

- инструкция, характеристика, правило пользования программными обеспечением (сервер, программа по приему ставок и иные программы, связанные с букмекерской деятельностью) для создания, введение игорного бизнеса;

- банковская справка на конец каждого года (где отражены сведения об общей сумме входящих и исходящих операций, сальдо на начало и на конец периода);

- список VIP персон и соответствующие дополнительные правила;

- предоставить доступ на 1С для введения бухгалтерского учета;

- письменное пояснение в части не исполнения и не предоставления запрошенных документов по ранее выставленным Требованиям органа государственных доходов;

- авансовые отчеты, в том числе по выделенным денежным средствам для материального ответственного лица для выдачи выигрышей участникам

- выписки клиентов по всем выплатам (раздельно по возврату и выигрышам) с указанием Ф.И.О. номера логина получателя. Даты и способа перечисления (возврата) денежных средств;

- выписки логинов с указанием движения денежных средств- поступление (зачисление), размер ставки сумма выигрыша, выплата выигрыша, удержание налога у источника выплаты, остаток неиспользованных денежных средств, возврат денежных средств;

- расшифровка определенного дохода, полученного от деятельности для исчисления дополнительного платежа по налоговым периодам (по квартально);

- основание (документ, подтверждающий наличие выигрыша) для выдачи выигранных ставок;

- приказ на должность руководителя, а также приказ и (или) функциональные обязанности на заменяющего лица руководителя в период его отсутствие;

- приказ на бухгалтера, также приказ и (или) функциональные обязанности на заменяющего лица бухгалтера в период его отсутствие;

- перечень материально ответственных лиц, с отражением уровня и предмета ответственности, и контактных номеров. Должностные инструкции материально ответственных лиц;

- предоставить доступ к серверу базы данных; содержащие поступление и выбытие денежных средств (касса Олимпа).

При этом, в акте налоговой проверки указано, что по вышеперечисленным требованиям до завершения налоговой проверки ответы не предоставлены.

Таким образом, в связи с непредставлением Компании документов, указанных в вышеперечисленных требованиях, определение объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, на основе косвенных методов в порядке, определенном настоящей статьей и статьями 161, 162 и 163 Налогового кодекса, являются обоснованными.

Следует указать, что в ходе проведенной тематической проверки Департаментом государственных доходов для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанные с налогообложением были использованы следующие сведения:

  1. Движение денежных средств по банковским расчётным счетам;
  2. Сведения полученных в ходе встречных проверок, проведенных в отношении банков второго уровня, платежных систем и организаций платежных систем;
  3. Показание фискального счетчика контрольно-кассовых машин, поставленных и в тоже время снятых с регистрационного учета в период с 01.10.2014г. по 31.12.2018г.;
  4. Материалы досудебного расследования, зарегистрированного в ЕРДР по признакам состава уголовного правонарушения, предусмотренного ст.307 ч.3 п.п.1, 2 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

Необходимо отметить, что из акта встречной проверки от 05.12.2019г. №1141 Компании «Н» следует, что к проверке были предоставлены первичные документы, банковские договора, а также контракты, заключенные между Компанией и с нерезидентами TV, Систем Лимитед, Reuters, Sportsman, GAMING, Independent, Betgenius, Coast, LiveSport, Sportradar, Perform Media Channels.

Как следует из акта налоговой проверки, согласно договорам от 19.11.2015г. и 01.09.2017г., заключенными между Компанией и Компании TV предметом договора является предоставление продукта и услуги BetGames на сайте www.betgames.tv, такие как:

а) Ставка на Баккара (Bet on Baccarat);

б) Ставка на покер (Bet on Poker);

в) Игральные кости (Dice);

г) Дуэль костей (Dice Duel);

д) Лаки 5 (Licky 5);

ж) Лаки 6 (Licky 6);

з) Лаки 7 (Licky 7);

к) Битва ставок (War of Bets);

л) Колесо Фортуны (Wheel of Fortune).

Таким образом, указанные наименования продуктов и услуги BetGames характерны с электронным казино и интернет-казино, которое согласно подпункту 2) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан «Об игорном бизнесе», на территории Республики Казахстан запрещаются.

Из акта встречной проверки от 05.12.2019г. №1141 Компании «Н» также следует, что на основании соответствующих заявок Компании, под назначением платежа «Прочие расходы» за период с 01.10.2014г. по 31.12.2018г. были сняты в наличной форме денежные средства в размере 54 300 837,0 тыс.тенге.

Далее, из акта встречной проверки от 09.12.2019г. №1138 Компании «Б» следует, что на основании соответствующих заявок Компании, под назначением платежа «Прочие расходы» за проверяемый период были сняты в наличной форме денежные средства в общей сумме 28 222 900,0 тыс.тенге.

 Соответственно, согласно результатам встречных проверок за период с 01.10.2014г. по 31.12.2018г., общая сумма снятых денежных средств в наличной форме (Компании «Н» и Компании «В») и выплаченные третьим лицам составляет в размере 82 523 737,0 тыс.тенге.

Также, Компанией были произведены выплаты лицам за период с 01.10.2014г. по 16.05.2017г. на общую сумму 23 470 617,2 тыс.тенге, что подтверждаются результатами встречных проверок, проведенных в Компании «С» (№250 от 05.12.2019г.), Компании «W» (№249 от 05.12.2019г.), Компании «Q» (№1040 от 05.12.2019г.) и Компании «Q» (№1151 от 05.12.2019г.)

Кроме того, согласно сведениям по движениям денежных средств по банковским расчётным счетам Компании, открытого в Компании «Е» общая сумма зачисленных в пользу населения (перечисление Денежных средств Игрокам) за период с 01.10.2014г. по 16.05.2017г. составляет 3 822 224,7 тыс.тенге.

Таким образом, Компанией за проверяемый налоговый период были произведены выплаты на общую сумму 109 816 578,9 тыс.тенге (82 523 737,0 + 23 470 617,2 + 3 822 224,7).

При этом, согласно данным встречных проверок, проведенных в Компании «Q» (№1040 от 05.12.2019г.), Компании «W» (№249 от 05.12.2019г.), Компании «A» (№1139 от 05.12.2019г.), Компании «К» (№1142 от 09.12.2019г.), Компании «P» (№1144 от 04.12.2019г.), Компании «R» (№1149 от 09.12.2019г.), Компании «C» (№1154 от 04.12.2019г.) и  Компании «Q» (№1151 от 05.12.2019г.) общая сумма зачисленных денежных средств, принятых от населения составляет в размере 129 279 358,8 тыс.тенге

Показание данных фискального счетчика контрольно-кассовых машин в период с 01.10.2014г. по 31.12.2018г. поступления денежных средств составляет 41 908 353,8 тыс.тенге.

Согласно сведениям по движениям денежных средств по банковским расчётным счетам, открытым в Компании «Н», Компании «К», Компании «В», Компании «Б», Компании «Е», Компании «C» поступления денежных средства составила на общую сумму 7 854 786,1 тыс.тенге.

Также, по сведениям о движениях денежных средств по банковским счетам, открытого в Компании «Б», общая сумма поступления денежных средств, принятых от физических лиц составляет 308 698,6 тыс.тенге.

Кроме того, по юридическим лицам (Компанией «К», Компанией «G», Компанией «К» и т.п.), согласно движению денежных средств по банковским счетам, общая сумма поступления денежных средств, принятых от юридических лиц составляет 11 261,2 тыс.тенге.

Таким образом, общая сумма поступления за период с 16.05.2017г. по 31.12.2018г. составляет в размере 179 362 458,5 тыс.тенге (129 279 358,8 +41 908 353,8+7 854 786,1 + 308 698,6 + 11 261,2).

Таким образом, по результатам налоговой проверки при определении объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, на основе косвенных методов обоснованно были использованы сведения банковских расчётных счетов, результаты встречных проверок, показания по фискальному счетчику контрольно-кассовых машин и иные материалы, полученные в ходе налоговой проверки.

Относительно начисления ИПН

Согласно подпункту 31) пункта 1 статьи 12 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. налоговый агент - индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор, юридическое лицо, в том числе юридическое лицо-нерезидент, на которые в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источника выплаты, является налоговым агентом.

Согласно пункту 1 статьи 153 Налогового кодекса плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения, определяемые в соответствии со статьей 155 Налогового кодекса

Пунктом 1 статьи 155 Налогового кодекса объектами обложения индивидуальным подоходным налогом являются доходы физического лица в виде:

1) доходов, облагаемых у источника выплаты;

2) доходов, не облагаемых у источника выплаты.

При этом, пунктом 2 данной статьи Налогового кодекса установлено, что объекты налогообложения определяются как разница между доходами, подлежащими налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 Налогового кодекса, и налоговыми вычетами в случаях, порядке и размерах, предусмотренных настоящим разделом.

В соответствии со статей 160 Налогового кодекса к доходам, облагаемым у источника выплаты, относятся следующие виды доходов:

1) доход работника;

2) доход физического лица от налогового агента;

3) пенсионные выплаты из единого накопительного пенсионного фонда и добровольных накопительных пенсионных фондов;

4) доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей;

5) стипендии;

6) доход по договорам накопительного страхования.

При этом, согласно пункту 1 статьи 168 Налогового кодекса доход физического лица от налогового агента, облагаемый у источника выплаты, определяется как доход физического лица от налогового агента, подлежащий налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 Налогового кодекса, и налогового вычета, предусмотренного подпунктом 7) пункта 1 статьи 166 Налогового кодекса.

Если иное не установлено настоящей статьей, доходом физического лица от налогового агента, подлежащим налогообложению, являются доходы, предусмотренные подпунктами 1) и 2) пункта 1 данной статьи Налогового кодекса.

Также, согласно статье 172 Налогового кодекса доходом в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, облагаемым у источника выплаты, является выплачиваемый налоговым агентом доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, подлежащий налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 Налогового кодекса.

Сумма индивидуального подоходного налога исчисляется путем применения ставок, установленных статьей 158 Налогового кодекса, к сумме начисленного дохода в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, облагаемого у источника выплаты.

При этом, сумма удержанного индивидуального подоходного налога при выплате выигрыша, вознаграждения при наличии документов, подтверждающих удержание этого налога у источника выплаты, относится в зачет индивидуального подоходного налога, исчисленного за налоговый период индивидуальным предпринимателем, осуществляющим исчисление и уплату налогов в порядке, установленном статьями 178 и 179 Налогового кодекса.

Аналогичные нормы, предусмотрены статьями 321, 327, 350, 351 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

Таким образом, к доходам, облагаемых у источника выплаты относятся доходы физического лица от налогового агента, подлежащими налогообложению, а также доходы, полученные физическими лицами в виде выигрышей.

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

При этом, Компанией к жалобе не приложены документы основывающие свои требования и доказательства, подтверждающие получение доходов от деятельности Компании.

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки, по результатам проведенных встречных налоговых проверок и сведений по банковским счетам за 2014-2017гг. установлено следующее:

Общая сумма выплаты, зачисленная в пользу населения (выплата в виде выигрышей) составила в размере – 27 292 841,9 тыс.тенге, в том числе:

- за 4 квартал 2014г. в сумме 1 248 178,5 тыс.тенге;

- 2015г. в сумме 8 502 217,4 тыс.тенге;

- 2016г. в сумме 10 038 058,9 тыс.тенге;

- 2017г. в сумме 7 504 387,1 тыс.тенге.

Доходы физического лица от налогового агента (снятые денежные средства в наличной форме) за 2014-2017гг. составили 82 523 737,0 тыс.тенге, в том числе:

- за 4 квартал 2014г. в сумме 4 155 000,0 тыс.тенге;

- 2015г. в сумме 20 069 400,0 тыс.тенге;

- 2016г. в сумме 38 384 900,0 тыс.тенге;

- 2017г. в сумме 19 914 437,0 тыс.тенге.

Соответственно, общая сумма доходов, облагаемых у источника выплаты за 2014-2017гг. составило 109 816 578,9 тыс.тенге, в том числе:

- за 4 квартал 2014г. в сумме 5 403 178,5 тыс.тенге;

- 2015г. в сумме 28 571 617,4 тыс.тенге;

- 2016г. в сумме 48 422 958,9 тыс.тенге;

- 2017г. в сумме 27 418 824,1 тыс.тенге.

Таким образом, по результатам налоговой проверки начислен ИПН облагаемый у источника выплаты за 2014-2017гг. составило 10 981 657,9 тыс.тенге, в том числе:

- за 4 квартал 2014г. в сумме 540 317,8 тыс.тенге;

- 2015г. в сумме 2 857 161,7 тыс.тенге;

- 2016г. в сумме 4 842 295,9 тыс.тенге;

- 2017г. в сумме 2 741 882,4 тыс.тенге.

При этом, как следует из акта налоговой проверки Компании начислен ИПН облагаемый у источника выплаты за 2014-2017гг. составило 989 769,4 тыс.тенге, в том числе:

- за 4 квартал 2014г. в сумме 27 904,6 тыс.тенге;

- 2015г. в сумме 279 405,2 тыс.тенге;

 - 2016г. в сумме 444 749,4 тыс.тенге;

- 2017г. в сумме 237 710,1 тыс.тенге.

Таким образом, в нарушение статьи 161 Налогового кодекса Компанией были занижены суммы ИПН, облагаемые у источника выплаты за проверяемый налоговый период на сумму 9 991 955,0 тыс.тенге, в том числе

- за 4 квартал 2014г. в сумме 512 413,2 тыс.тенге;

- 2015г. в сумме 2 577 756,5 тыс.тенге;

- 2016г. в сумме 4 397 546,5 тыс.тенге;

- 2017г. в сумме 2 504 238,9 тыс.тенге.

Также необходимо отметить, в Приговоре суда от 28.06.2021г.  указано, что согласно заключению судебно-экономической экспертизы от 12.03.2020г. общая сумма ИПН также составила 9 991 955,0 тыс.тенге.

При этом, в ходе судебного заседания специалист К.Н. поддержал акт налоговой проверки и обосновал все приведенные к него сведения.

Следует отметить, согласно пункту 1 подпункта 10) статьи 158 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в акте налоговой проверки подробно описаны выявленные нарушения в части начисления ИПН с суммы доходов в виде выигрышей, облагаемых у источника выплаты с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены, соответственно, доводы Компании в указанной части являются несостоятельными.

Таким образом, начисление ИПН в сумме 9 991 955,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки являются обоснованными.     

Относительно начисление налога на игорный бизнес

В соответствии со статьей 411 Налогового кодекса плательщиками налога на игорный бизнес являются юридические лица, осуществляющие деятельность, в том числе по оказанию услуг букмекерской конторы.

Подпунктами 5) и 6) статьи 412 Налогового кодекса определено, что объектами обложения налогом на игорный бизнес при осуществлении деятельности в сфере оказания услуг букмекерской конторы, касса букмекерской конторы и электронная касса букмекерской конторы.

Согласно пункту 1 статьи 416 Налогового кодекса дополнительный платеж исчисляется в случае превышения суммы дохода, полученного от деятельности в сфере игорного бизнеса, над предельной суммой дохода, установленного пунктом 2 статьи 416 Налогового кодекса.

Предельный размер дохода, согласно пункту 2 статьи 416 Налогового кодекса, за налоговый период для плательщиков налога на игорный бизнес с деятельности букмекерской конторы составляет – 2 000 кратный размер месячного расчетного показателя.

Налоговым периодом для налога на игорный бизнеса, согласно статьи 414 Налогового кодекса, является календарный квартал.

Согласно пункта 3 статьи 416 Налогового кодекса, предельные размеры дохода, определяются исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на первое число налогового периода.

В соответствии с пунктом 4 стати 416 Налогового кодекса, в целях исчисления дополнительного платежа доходом, полученным от деятельности в сфере игорного бизнеса, признается положительная разница между суммой дохода, полученного за налоговый период в результате осуществления такой деятельности, и суммой выплат участникам азартной игры и (или) пари.

Пунктом 1 статьи 417 Налогового кодекса определено, что дополнительный платеж исчисляется путем применения к сумме превышения предельного размера дохода ставки, установленной пунктом 1 статьи 147 Налогового кодекса, и подлежит уплате не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Согласно пункта 1 статьи 147 Налогового кодекса, налогооблагаемый доход налогоплательщика, подлежит обложению налогом по ставке 20 процентов.

В рассматриваемом случае, согласно результатам проведенных встречных налоговых проверок, а также по результатам изучения движения денежных средств по расчетным счетам банков второго уровня установлено следующее:

Общая сумма зачисленных денежных средств, принятых от населения (пополнение интернет-счетов, логинов игроков) составила в размере 179 362 458,5 тыс.тенге, в том числе:

- за 4 квартал 2014г. в сумме 6 257 831,3 тыс.тенге;

- 2015г. в сумме   33 070 976,8 тыс.тенге;

- 2016г. в сумме 105 852 741,0 тыс.тенге;

- за 1 – 2 квартал 2017г. в сумме   34 180 909,4 тыс.тенге.

Общая сумма выплаты, зачисленной в пользу населения (перечисление Денежных средств Игрокам) составила в размере 27 292 841,9 тыс.тенге, в том числе:

- за 4 квартал 2014г. в сумме 1 248 178,5 тыс.тенге;

- 2015г. в сумме   8 502 217,4 тыс.тенге;

- 2016г. в сумме 10 038 058,9 тыс.тенге;

- за 1 – квартал 2017г. в сумме   7 504 387,1 тыс.тенге.

Положительная разница между суммой дохода, полученного за налоговый период в результате осуществления такой деятельности, и суммой выплат участникам азартной игры и (или) пари составила 152 069 616,6 тыс.тенге, в том числе:

- за 4 квартал 2014г. в сумме 5 009 652,8 тыс.тенге;

- 2015г. в сумме 24 568 759,4 тыс.тенге;

- 2016г. в сумме 95 814 682,1 тыс.тенге;

- за 1 – 2 квартал 2017г. в сумме 26 676 522,3 тыс.тенге.

Как ранее было отмечено, что предельный размер дохода, согласно пункту 2 статьи 416 Налогового кодекса, за налоговый период для плательщиков налога на игорный бизнес с деятельности букмекерской конторы составляет – 2 000 кратный размер месячного расчетного показателя, ы том числе:

- за 4 квартал 2014г. в сумме 3 704,0 тыс.тенге;

- 2015г. в сумме 15 880,0 тыс.тенге;

- 2016г. в сумме 16 968,0 тыс.тенге;

- за 1 – 2 квартал 2017г. в сумме 9 076,0 тыс.тенге.

Сумма превышения предельного размера дохода, с которого исчисляется дополнительный платеж составила 152 024 012,6 тыс.тенге, в том числе:

- за 4 квартал 2014г. в сумме 5 005 948,8 тыс.тенге;

- 2015г. в сумме 24 552 903,4 тыс.тенге;

- 2016г. в сумме 95 797 714,1 тыс.тенге;

- за 1 – 2 квартал 2017г. в сумме 26 667 446,3 тыс.тенге.

Сумма дополнительного платежа по результатам налоговой проверки составила 30 404 802,5 тыс.тенге, в том числе:

- за 4 квартал 2014г. в сумме 1 001 189,8 тыс.тенге;

- 2015г. в сумме 4 910 580,7 тыс.тенге;

- 2016г. в сумме 19 159 542,8 тыс.тенге;

- за 1 – 2 квартал 2017г. в сумме 5 333 489,3 тыс.тенге.

Согласно данным декларации на игорный бизнес и фиксированному налогу (ф.710.00) Компанией исчислен дополнительный платеж в размере 3 659 863,5 тыс.тенге, в том числе:

- за 4 квартал 2014г. в сумме 49 43,9 тыс.тенге;

- 2015г. в сумме 180 331,8 тыс.тенге;

- 2016г. в сумме 2 290 815,1 тыс.тенге;

- за 1 – 2 квартал 2017г. в сумме 1 139 672,8 тыс.тенге.

Таким образом, по результатам налоговой проверки установлено занижение суммы дополнительного платежа по налогу на игорный бизнес за проверяемый период в сумме 26 744 939,1 тыс.тенге, в том числе:

- за 4 квартал 2014г. в сумме 952 145,9 тыс.тенге;

- 2015г. в сумме 4 730 248,9 тыс.тенге;

- 2016г. в сумме 16 868 727,7 тыс.тенге;

- за 1 – 2 квартал 2017г. в сумме 4 193 816,5 тыс.тенге.

Также необходимо отметить, в Приговоре суда от 28.06.2021г.  указано, что согласно заключению судебно-экономической экспертизы от 12.03.2020г. общая сумма начисления дополнительного платежа налога на игорный бизнес также составила 26 744 939,1 тыс.тенге.

При этом, в ходе судебного заседания специалист К.Н. поддержал акт налоговой проверки и обосновал все приведенные в него сведения.

Следует отметить, согласно пункту 1 подпункта 10) статьи 158 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в акте налоговой проверки подробно описаны выявленные нарушения в части начисления дополнительного платежа налога на игорный бизнес с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которые были нарушены, соответственно, доводы Компании в указанной части являются несостоятельными.

Таким образом, начисление дополнительного платежа налога на игорный бизнес в сумме 26 744 939,1 тыс.тенге по результатам налоговой проверки являются обоснованными. 

В соответствии со статьей 73 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан в адрес Компании 01.04.2022г. направлено предварительное решение, на которое участник административной процедуры предоставил письменное возражение. Доводы, изложенные в возражении Компании, рассмотрены при вынесении решения.      

Апелляционной комиссией принято решение обжалуемое уведомление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 1304
  • 0
  • 26 апреля 2022

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.