ИПН , доход работника по командировочным расходам, ставки СО

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган), рассмотрена жалоба филиала Компании «F» (далее – Филиал) на уведомление о результатах налоговой проверки территориального департамента государственных доходов (далее-налоговый орган) о начислении индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты, социального налога, поступления в пенсионный фонд, поступления социальных отчислений.

   Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Филиала по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты (далее – ИПН) в сумме 263,6 тыс.тенге и пени в сумме 40,9 тыс.тенге, социального налога в сумме 164,5 тыс.тенге и пени в сумме 21,3 тыс.тенге, поступления в пенсионный фонд (далее - ОПВ) в сумме 304,9 тыс.тенге и пени в сумме 39,6 тыс.тенге, поступления социальных отчислений в сумме 137,5 тыс.тенге и пени 17,8 тыс.тенге.

    Филиал, не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось. что согласно подпункту 3) пункта 2 статьи 163, пункта 4 статьи 165, пункта 2 статьи 358 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. отнесены на доход работника командировочные расходы и произведено соответствующее начисление ИПН, социального налога, ОПВ и социальных отчислений в сумме 870,5 тыс.тенге.

В жалобе отмечено, что предметом деятельности Филиал является также управление проектами по добыче полезных ископаемых из техногенных минеральных образований и установление деловых контактов, в том числе с целью привлечения инвестиций.

В своей деятельности Филиал руководствовался статьями 101, 155, 319 Налогового кодекса согласно которым командировочные расходы не рассматриваются в качестве дохода физического лица, в том числе в виде материальной выгоды, а являются расходами работодателя, связанными с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из жалобы следует, что Филиал принимал на расходы суммы компенсаций при служебных командировках (расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и суточные) непосредственно связанные со служебной командировкой и на основании подтверждающих документов.

Кроме того, Филиал также не согласен с начислением социальных отчислений, так как размер социальных отчислений с 01.01.2018г. – 3,5 процента от объекта начисления социальных отчислений.

Проверив доводы Филиала, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Отнесение на доходы работника командировочных расходов.

В соответствии с подпунктом 3) пункта 2 статьи 163 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, начисленными работодателем доходами работника, подлежащими налогообложению, являются следующие доходы работника, в том числе признанные в бухгалтерском учете работодателя в качестве расходов (затрат) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности доходы работника в виде материальной выгоды в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 4) статьи 165 Налогового кодекса доходом работника в виде материальной выгоды, подлежащим налогообложению, являются в том числе расходы работодателя на возмещение затрат работника, не связанных с деятельностью работодателя, - при возмещении затрат работнику.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса, объектом налогообложения для плательщиков, указанных в подпунктах 3), 4) пункта 1 и пункте 2 статьи 355 Налогового кодекса, являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам-резидентам в виде доходов, определенных пунктом 2 статьи 163 Налогового кодекса, работникам-нерезидентам в виде доходов, определенных подпунктами 18) - 21) пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса, а также доходы иностранного персонала, указанного в пункте 10 статьи 191 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 3 данной статьи.

Из содержания вышеперечисленных пунктов и статей Налогового кодекса следует, что объектом обложения индивидуального подоходного налога, социального налога и соответствующих ОПВ и социальных отчислений является доход работника.

В рассматриваемом случае, из акта проверки и информации проверяющего специалиста следует, в ходе проверки Филиалом представлены документы по командировочным расходам работника Е., направленного в (Малайзию), для обмена опытом по технологии выщелачивания меди. При этом, к проверке не представлены документы, которые бы подтверждали необходимость данного обмена опытом и его дальнейшего использования в деятельности Филиала.

Кроме этого, из информации и приложенных документов следует, что в командировочном удостоверении с 18 мая 2018г. по 26 мая 2018г. в графе «Выбыл» из города А. не проставлена дата, когда Е. выбыл из данного города, в графе «Прибыл» в г.Б проставлена печать сторонней компании (ТОО «Т»).

Следует отметить, что выплата командировочных была предоставлена работнику, как отмечено в жалобе, для получения опыта и использования в проекте в будущем в рамках работы Е. в другой компании.

Вместе с тем, как было отмечено выше, пунктом 4) статьи 165 Налогового кодекса определено, что доходом работника в виде материальной выгоды, подлежащим налогообложению, являются в том числе расходы работодателя на возмещение затрат работника, не связанных с деятельностью работодателя.

Следовательно, денежные средства, перечисленные работнику для поездки в город А, при этом не связанные с деятельностью предприятия, являются материальной выгодой работника.

Таким образом начисление налоговой проверкой ИПН, социального налога, социальных отчислений за 2017г. и соответствующих ОПВ, является обоснованным.

Относительно социальных отчислений за 2018г.

    Так, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года №122-VI ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» внесены поправки в статью 14 Закона РК «Об обязательном социальном страховании», где социальные отчисления, подлежащие уплате в Фонд за участников системы обязательного социального страхования, устанавливаются в размере с 1 января 2018 года – 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений.

     Следовательно, начисление социальных отчислений за 2018г. по ставке 5 процентов, по результатам налоговой проверки является необоснованным.

   В этой связи, необходимо провести перерасчет суммы начисленного социального отчисления с применением ставки в размере 3,5 процента,где  полученная разница между ними подлежит уменьшению.

     По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - отменить обжалуемое уведомление в части разницы суммы социальных отчислений за 2018г., полученной  в результате применения ставок, а в остальной части оставить без изменения.

  • 1642
  • 0
  • 31 декабря 2019

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.