Сенат- Закон "О трансфертном ценообразовании"
Приложенные документы:
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам трансфертного ценообразования
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года:
1) в статье 116:
подпункт 5) пункта 3 исключить;
дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
«3-1. Государство регулирует цены в международных деловых операциях и сделках, связанных с международными деловыми операциями, возникающими при трансфертном ценообразовании.»;
2) статью 121 изложить в следующей редакции:
«Статья 121. Регулирование цен в международных деловых операциях и сделках, связанных с международными деловыми операциями
В Республике Казахстан регулирование цен в международных деловых операциях и сделках, связанных с международными деловыми операциями, возникающих при трансфертном ценообразовании, осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании».».
2. В Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «О трансфертном ценообразовании»:
1) в статье 2:
подпункт 2) изложить в следующей редакции:
«2) диапазон цен – ряд значений рыночных цен, определенных в соответствии с принципом «вытянутой руки» в сопоставимых экономических условиях, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном статьей 17-1 настоящего Закона;»;
подпункт 10) изложить в следующей редакции:
«10) сделка, совершенная на территории Республики Казахстан, непосредственно взаимосвязанная с международной деловой операцией, – сделка, предмет которой связан с международной деловой операцией;»;
в подпункте 12) после слова «цен» дополнить словами «(маржи, рентабельности)»;
подпункт 14) изложить в следующей редакции:
«14) диапазон маржи – ряд значений рыночной маржи, определенных в соответствии с принципом «вытянутой руки» в сопоставимых экономических условиях, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном статьей 17-1 настоящего Закона;»;
дополнить подпунктами 18-1), 18-2) и 18-3) следующего содержания:
«18-1) рентабельность – финансовый показатель, используемый для применения методов, указанных в пункте 1 статьи 12 настоящего Закона, и определяемый на основе данных бухгалтерского учета и (или) финансовой отчетности;
18-2) рыночная рентабельность – рентабельность, сложившаяся на соответствующем рынке в сопоставимых экономических условиях, определяемых в соответствии с принципом «вытянутой руки»;
18-3) медианное значение – значение, которое находится в середине нечетного множества чисел или среднее арифметическое значение двух серединных четного множества чисел;»;
подпункт 19) изложить в следующей редакции:
«19) диапазон рентабельности – ряд значений рыночной рентабельности, определенных в соответствии с принципом «вытянутой руки» в сопоставимых экономических условиях, который определяется согласно статье 17-1 настоящего Закона;»;
подпункт 20) исключить;
в подпункте 25) после слова «цен» дополнить словами «(маржи, рентабельности)»;
подпункт 31) изложить в следующей редакции:
«31) международные деловые операции – сделки, в которых одним участником сделки является нерезидент, не зарегистрированный в Республике Казахстан, и другим участником сделки является резидент Республики Казахстан или нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, а также сделки резидентов Республики Казахстан, совершенные за пределами территории Республики Казахстан;»;
2) в статье 3:
в абзаце первом подпункта 2) пункта 1 слово «совершаемым» заменить на слово «совершенным»;
подпункт 2) пункта 1 дополнить абзацем пятым следующего содержания:
«стороны сделки имеют разные ставки корпоративного подоходного налога.»;
пункты 3 и 4 исключить;
3) пункт 2 статьи 5-1 исключить;
4) в статье 7:
в заголовке слова «, представляемая участником международной группы» исключить;
часть первую пункта 1 изложить в следующей редакции:
«1. Отчетность по трансфертному ценообразованию состоит из следующих видов отчетности:
1) местная;
2) основная;
3) межстрановая.»;
пункт 2 исключить;
часть первую пункта 3 изложить в следующей редакции:
«3. В случае обнаружения участником сделки и (или) участником международной группы неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленной отчетности такой участник обязан представить скорректированную отчетность с учетом обновленной информации.»;
в пункте 4 после слова «участником» дополнить словами «сделки и (или) участником»;
5) в статье 7-1:
в пункте 1:
слова «участником международной группы» заменить словами «участником сделки»;
дополнить частью второй следующего содержания:
«Местная отчетность предоставляется по сделкам, указанным в пункте 1 статьи 3 настоящего Закона, с взаимосвязанными сторонами, за исключением сделок с лицами, определенными взаимосвязанными сторонами в соответствии с подпунктами 16) – 20) статьи 11 настоящего Закона.»;
пункт 2 исключить;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Положения настоящей статьи распространяются на участника сделки, которым за отчетный финансовый год совершены сделки, указанные в пункте 1 статьи 3 настоящего Закона, с взаимосвязанными сторонами, за исключением сделок с лицами, определенными взаимосвязанными сторонами в соответствии с подпунктами 16) – 20) статьи 11 настоящего Закона, и у которого размер выручки в соответствии с его финансовой отчетностью за финансовый год, предшествующий отчетному финансовому году, составляет не менее пятимиллионнократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января года, предшествующего отчетному финансовому году.»;
6) в статье 10:
в пункте 1 слова «в ходе проведения проверок уполномоченные органы производят» заменить словами «и (или) рентабельности участника сделки от диапазона рентабельности в ходе проведения проверок уполномоченный орган производит»;
в пункте 5:
в абзаце первом слова «среднее значение» заменить словами «медианное значение из диапазона цен»;
дополнить пунктом 5-1 следующего содержания:
«5-1. По сделкам со взаимосвязанными сторонами корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, при отклонении цены сделки от рыночной цены, определенной как медианное значение из диапазона цен, указанное в источнике информации, производится уполномоченным органом по результатам проведенной налоговой проверки.»;
в пункте 11:
после слова «бюджет» дополнить словами «рассчитываются с применением диапазона цен и (или) диапазона рентабельности и»;
слова «путем представления дополнительной налоговой отчетности» заменить словами «с отражением в соответствующей налоговой отчетности, представляемой в уполномоченный орган»;
пункт 12 изложить в следующей редакции:
«12. Корректировка объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, участники которых зарегистрированы в государстве с льготным налогообложением, производится следующим образом:
1) при применении метода, указанного в подпункте 1) пункта 1 статьи 12 настоящего Закона, – без учета положений пункта 5 статьи 13 настоящего Закона;
2) при применении методов, указанных в подпунктах 2), 3) и 5) пункта 1 статьи 12 настоящего Закона, – без учета рентабельности участника сделки, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением.»;
7) в статье 11:
подпункт 15) исключить;
дополнить подпунктами 16), 17), 18), 19) и 20) следующего содержания:
«16) лицо производит или торгует продукцией, используя нематериальные активы и (или) права интеллектуальной собственности другого лица и его взаимосвязанной стороны, за которое оно должно произвести платежи, составляющие совокупно более 50 % первоначальной стоимости (или себестоимости) таких продуктов;
17) лицо и (или) его взаимосвязанная сторона поставляют более 50 % общей стоимости сырья, материалов или исходной продукции (без учета расходов на амортизацию основных средств), используемых другим лицом для производства готовой продукции;
18) лицо и (или) его взаимосвязанная сторона формируют более 50 % выручки другого лица за отчетный календарный год по сделкам, которые являются международными деловыми операциями;
19) лицо, общая задолженность которого перед другим лицом на дату заключения сделки или пересмотра основных условий сделки превышает 50 % собственного капитала, или не менее 10 % общей суммы долга на конец отчетного календарного года гарантируется другим лицом, за исключением случаев, когда одно из лиц является независимой международной финансовой организацией или государственным учреждением иностранного государства, а также случаев, когда одно из лиц имеет государственную лицензию на осуществление банковских операций, выданную в Республике Казахстан или иностранном государстве;
20) лицо, которому предоставлены исключительные права на отчетный календарный год в качестве агента, дистрибьютора или дилера компании при покупке или продаже товаров (работ, услуг).
Исключительность прав следует из письменного соглашения между сторонами сделки.
Нормы, указанные в подпунктах 16) – 20) настоящей статьи, не распространяются на участника сделки – нерезидента:
финансовая отчетность которого публикуется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее – МСФО) в открытом доступе и (или) представлена на фондовых биржах стран – участниц Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР);
который является участником международной группы, финансовая отчетность которой публикуется в соответствии с МСФО в открытом доступе
и (или) представлена на фондовых биржах стран – участниц ОЭСР;
финансовая отчетность которого представлена участниками сделки в уполномоченный орган по его требованию не позднее 60 календарных дней с момента получения запроса. При этом финансовая отчетность должна быть подтверждена независимой аудиторской компанией.»;
8) в статье 12:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. При невозможности применения метода сопоставимой неконтролируемой цены применяется один из методов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, который с учетом фактических обстоятельств и условий совершаемой сделки позволяет сделать наиболее обоснованный вывод о соответствии или несоответствии цены сделки рыночным ценам.»;
дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3. Выбор соответствующего метода должен быть обоснованным, где участником сделки учитываются следующие обстоятельства:
1) выбор метода с учетом характера совершаемой сделки, определяемый путем анализа функций, выполняемых каждым участником в совершаемой операции с учетом используемых активов и предполагаемых рисков;
2) наличие достоверной информации, необходимой для применения выбранного метода трансфертного ценообразования;
3) степень сопоставимости контролируемых и неконтролируемых операций, включая надежность корректировок для приведения к сопоставимости.»;
9) в статье 13:
в пункте 2:
в абзаце шестом части четвёртой слова «ста двадцати» заменить словами «ста двадцати трех»;
в подпункте 3) части шестой после слов «участниками сделок» дополнить словами «, в том числе между участниками сделок, подпадающими под определение взаимосвязанных сторон в соответствии с подпунктами 16) – 20) статьи 11 настоящего Закона,»;
10) в статье 14:
пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:
«2. Для определения затрат (расходов) учитываются затраты (расходы) на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров (работ, услуг), затраты (расходы) по транспортировке, хранению, страхованию и иные затраты (расходы).
Наценка определяется таким образом, чтобы обеспечить сложившийся для данной сферы деятельности диапазон рентабельности, определяемый в соответствии со статьями 17-1 и 17-2 настоящего Закона.
3. Диапазон рентабельности для данной сферы деятельности определяется на основании источников информации, указанных в статье 18 настоящего Закона в сопоставимых экономических условиях.»;
11) статью 15 изложить в следующей редакции:
«Статья 15. Метод цены последующей реализации
Метод цены последующей реализации – метод, при котором рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется как разность между ценой, по которой такие товары (работы, услуги) реализованы покупателем при последующей реализации (перепродаже), и подтверждаемыми затратами (расходами), понесенными покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары (работы, услуги), а также его рентабельностью. При этом рентабельность должна соответствовать диапазону рентабельности, определяемому в соответствии со статьями 17-1 и 17-2 настоящего Закона.»;
12) статью 17 изложить в следующей редакции:
«Статья 17. Метод чистой прибыли
1. Метод чистой прибыли применяется посредством сопоставления рентабельности участника сделки с диапазоном рентабельности в сопоставимых экономических условиях.
2. При применении метода чистой прибыли могут использоваться следующие показатели рентабельности:
операционная рентабельность затрат;
операционная рентабельность продаж;
операционная рентабельность активов.
При этом рентабельность определяется в соответствии со статьями 17-1 и 17-2 настоящего Закона.»;
13) дополнить статьей 17-1 следующего содержания:
«Статья 17-1. Порядок определения диапазона цен и диапазона рентабельности (маржи)
1. В целях применения методов, указанных в подпунктах 1), 2), 3) и 5) пункта 1 статьи 12 настоящего Закона, если иное не предусмотрено статьей 13 настоящего Закона, используются диапазон цен и (или) диапазон рентабельности (маржи), которые определяются в следующем порядке:
1) в случае, когда количество значений рыночных цен и (или) значений рыночных рентабельностей (маржи), используемых для применения указанных методов, равно одному значению, то диапазон определяется как равный такому значению рыночной цены или рентабельности (маржи);
2) в случае, когда количество значений рыночных цен и (или) значений рыночных рентабельностей (маржи), используемых для применения указанных методов, не превышает трех значений, то диапазон определяется как диапазон от минимального значения до максимального значения включительно таких рыночных цен и (или) рыночной рентабельности (маржи);
В целях настоящего подпункта диапазон цен, указанный в источнике информации в виде двух значений через черту, также принимается как диапазон, не превышающий трех значений;
3) в случае, когда количество значений рыночных цен и (или) значений рыночных рентабельностей (маржи), используемых для применения указанных методов равно четырем или большему количеству значений, то диапазон определяется как диапазон между двадцать пятым и семьдесят пятым процентилем включительно, рассчитанными на основе используемых значений рыночных цен или рентабельности (маржи).
2. Для расчета диапазона цен используются значения рыночных цен, определенные в соответствии и с использованием одного и того же источника информации.
3. Для расчета диапазона рентабельности используются финансовые данные за три последовательных календарных года, непосредственно предшествующие календарному году, в котором совершена анализируемая сделка.»;
14) дополнить статьей 17-2 следующего содержания:
«Статья 17-2. Порядок определения рентабельности
1. Валовая рентабельность затрат определяется как отношение валовой прибыли от продаж товаров (работ, услуг) к себестоимости проданных товаров (работ, услуг).
2. Валовая рентабельность продаж определяется как отношение валовой прибыли от продаж товаров (работ, услуг) к выручке от продаж товаров (работ, услуг) без учета акцизов и налога на добавленную стоимость.
3. Операционная рентабельность затрат определяется как отношение суммы операционной прибыли от продаж товаров (работ, услуг) к сумме себестоимости проданных товаров (работ, услуг) и коммерческих и административных расходов, связанных с продажами товаров (работ, услуг).
4. Операционная рентабельность продаж определяется как отношение суммы операционной прибыли от продаж товаров (работ, услуг) к выручке от продаж товаров (работ, услуг) без учета акцизов и налога на добавленную стоимость.
5. Операционная рентабельность активов определяется как отношение суммы операционной прибыли от продаж товаров (работ, услуг) к текущей рыночной стоимости используемых активов или, в отсутствие информации о текущей рыночной стоимости используемых активов, – к стоимости активов согласно данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.».
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан
- 4998
- 0
- 5 февраля 2024
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.