Пояснительная записка к проекту нового Налогового кодекса

Пояснительная записка
Скачать


Мажилис Парламента

Республики Казахстан





Пояснительная записка к проекту Налогового кодекса Республики Казахстан 


Проект Налогового кодекса (далее – Проект) разработан во исполнение пункта 37 Указа Президента Республики Казахстан «О мерах по реализации предвыборной программы Президента РК «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда» от 26 ноября 2022 г № 2, пунктов 6 и 7 Закрепления контроля по исполнению пунктов Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября
2022 года «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество», пункта 85 Закрепления контроля по исполнению пунктов Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана», пункта 1.2. Плана мероприятий Контроля исполнения поручений Президента Республики Казахстан по итогам расширенного заседания Правительства Республики Казахстан от 7 февраля 2024 года, а также Плана действий по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда».

1 сентября 2022 года Главой государства поручено перейти к дифференцированным налоговым ставкам, снизить корпоративный подоходный налог (далее – КПН) с прибыли, направленной на модернизацию, упростить специальные налоговые режимы (далее – СНР), расширить применение розничного налога, внедрить «налог на роскошь», перейти на полную цифровизацию налогового контроля, а также недопустить намеренного дробления организаций.

В Послании от 1 сентября 2023 года поручено инвесторов в обрабатывающей промышленности освободить от уплаты налогов на первые три года, предусмотреть налоговые стимулы для переработки в агропромышленном комплексе, уменьшить на 20% количества налогов и платежей, ввести прогрессивное налогообложение, сократить налоговые льготы на 20%, перейти на сервисную модель администрирования, а также сократить на 30% формы налоговой отчетности.

Также, на расширенном заседании Правительства от 7 февраля 2024 года поручено внедрить новую систему налогообложения прибыли и имущества, предусмотреть стимулы для реинвестирования прибыли, изменить СНР, разработать прозрачные и конкретные правила получения налоговых льгот, рассмотреть реформирование налога на добавленную стоимость (далее – НДС), а также переход на полную цифровизацию налогового администрирования.

В целях единого толкования спорных вопросов предлагается создать Методический совет на уровне Заместителя Премьер-Министра. Также для оперативного принятия решений по вопросам администрирования предлагается переход к подзаконным актам Правительства и уполномоченного органа.

Также, будет сокращено количество налогов и других обязательных платежей на 20%. Предлагается упразднить единый земельный налог (ЕЗН), как отдельный вид налога. Вместо ЕЗН будет уплачиваться индивидуальный подоходный налог. Сам режим сохраняется. К исключению предлагаются 3 платы (за использование особо охраняемых природных территорий, за размещение наружной (визуальной) рекламы и за пользование лицензиями за занятие отдельными видами деятельности). Предлагается объединить 3 платы (за пользование водными ресурсами поверхностных источников, за лесные пользования и за пользование животным миром) в одну плату за использование природных ресурсов. Предлагается сократить 6 видов сборов, а также 5 видов госпошлин.

На 20% будут сокращены и налоговые льготы. Для повышения эффективности льгот предлагаются системные меры по их мониторингу и анализу.

Предусмотрена дифференциация ставки КПН для банковского сектора (25%), игорного бизнеса (25%), социальной сферы (10%), для производства продукции высокого передела (10%), сельского хозяйства (3%). Базовая ставка остается на уровне 20%.

Специальные налоговые режимы будут сокращены до трех: для самозанятых, для малого бизнеса и для крестьянских или фермерских хозяйств.

Будут предусмотрены меры стимулирования инвестиций. Предлагаются инвестиционные налоговые преференции при приобретении или строительстве зданий, сооружений, машин, оборудования, программного обеспечения. Также, аналогичный вычет предлагается по расходам на реконструкцию, модернизацию, капитальный и текущий ремонт. Для стимулирования инвестиций в науку предлагаются «супервычеты» по расходам на финансирование научных разработок.

Предлагаются меры стимулирования открытия новых месторождений и поддержания стабильного уровня добычи на старых и малорентабельных месторождениях.

Новшества нового Кодекса касаются и налогообложения физических лиц.

Предметы «роскоши» будут облагаться повышенными налогами. Это коснется дорогостоящих имущества, автомобилей, алкогольной и табачной продукции, морских судов, летательных аппаратов. Будет снижена сумма налога для автомобилей старше 10 лет на 30%, старше 20 лет – на 50%.

Предлагается освободить от ИПН пенсионные выплаты из единого накопительного пенсионного фонда. 

Кроме того, пересматривается стандартный вычет. Если сейчас при расчете налога с заработной платы применяется вычет в размере 14 МРП (51 688 тенге), то данная сумма будет увеличена до 30 МРП (110 760 тенге).

Главой государства в рамках разработки нового Налогового кодекса поставлена задача по пересмотру налогового администрирования и цифровизации налогового контроля.

В проекте нового Налогового кодекса заложена сервисная модель налогового администрирования, начиная с регистрации налогоплательщика, представления налоговой отчетности и заканчивая процедурой ликвидации.

Регистрация лиц, занимающихся частной практикой (нотариусы, адвокаты, медиаторы, частные судебные исполнители) переведена на уведомительный характер.

Упорядочен процесс регистрации плательщиков НДС с введением процедуры Digital ID (Face ID), установлением критериев для регистрации (возрастной ценз, уплата налогов с ФОТ, состоящих на спец. учете и др.), а также проведением обучения процессу выписки электронных счетов фактур (далее – ЭСФ) в информационных системах и методологическим основам исчисления НДС.

В процессе представления налоговой отчетности, которая сокращается на 30%, новшеством является отказ от привлечения к ответственности за несвоевременное представление деклараций и расчетов. 

В случае, если налогоплательщик не представил налоговую отчетность в срок, данная налоговая отчетность будет считаться представленной с 0-ми показателями, налогоплательщик может представить дополнительную налоговую отчетность за этот же налоговый период. 

Упраздняется представление расчетов по налогу на имущество и землю, в случае если налоговые обязательства менее 1 млн. тенге, достаточно будет представить декларацию один раз в год.

Внедряется новое информационное решение, которое учитывает не только выписку ЭСФ, но и полученные ЭСФ, уплату всего НДС – на импорт, за нерезидента НДС по реализации внутри Республики Казахстан.

Данное новшество позволит дестимулировать выписку фиктивных ЭСФ, поскольку выписка ЭСФ будет возможна при наличии положительного сальдо по НДС.

Сокращаются сроки выписки ЭСФ с 15 дней до 5, сокращается налоговый период с квартала до одного месяца.

Также сокращаются сроки проведения проверки субъектов малого и среднего бизнеса путем ограничения возможности приостановления проверки не более двух раз. 

Предусмотрен альтернативный порядок взаимодействия в электронном виде через кабинет налогоплательщика. 

Предписание о проведении проверки будет вручаться нарочно, остальные процессы вплоть до вручения акта налоговой проверки и уведомления по ее результатам будут осуществляться в электронном виде. 

Упрощена процедура предоставления отсрочки/рассрочки при наличии задолженности в размере порядка 5,0 млн. тенге.

Закреплены положения по горизонтальному мониторингу, предполагающему раскрытие налогоплательщиком своей финансовой отчетности в онлайн режиме.

В результате внедрения горизонтального мониторинга бизнес получит бенефиты в виде отсутствия документальных проверок, штрафных санкций и судебных издержек. 

В целом, Налоговый кодекс будет сформирован на основе соблюдения баланса интересов налогоплательщиков (стимулирование развития бизнеса, поддержка социально-уязвимых слоев населения) и государства (пополнение бюджета).

Принятие проекта Кодекса не повлечет отрицательных социально-экономических и правовых последствий.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 3) статьи 66 Конституции Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Налогового Кодекса Республики Казахстан.



Премьер – Министр

Республики Казахстан   

О. Бектенов

  • 4502
  • 0
  • 24 июня 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.