О мерах по либерализации экономики
О мерах по либерализации экономики
Настоящий Указ определяет дальнейшие правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу предпринимательства в Республике Казахстан путем развития конкуренции, сокращения государственного участия в экономике и снижения издержек бизнеса.
В целях ускорения структурных экономических и правовых реформ, направленных на расширение экономического потенциала и улучшение бизнес-климата страны, ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Основными направлениями дальнейшей либерализации экономики определить:
обеспечение неприкосновенности частной собственности;
полноценную реализацию принципов свободы частной предпринимательской деятельности и недопущение незаконного вмешательства государства в рыночные отношения;
поддержку развития и защиту свободной конкуренции среди участников рынка;
устранение регуляторных и административных барьеров для доступа на рынки, а также искусственно созданных преимуществ для субъектов квазигосударственного сектора;
фронтальное снижение издержек бизнеса на администрирование взаимоотношений с государственными органами.
2. В целях высвобождения экономического пространства и полноценной реализации потенциала частного предпринимательства Правительству Республики Казахстан провести масштабное и ускоренное сокращение доли государственного сектора в экономике путем завершения процесса приватизации и выстраивания нормативных условий, препятствующих повторному росту количества государственных предприятий в конкурентных сферах, в том числе за счет принятия следующих мер:
1) введение моратория на создание до 31 декабря 2026 года субъектов квазигосударственного сектора, за исключением необходимости обеспечения исполнения Закона Республики Казахстан «О возврате государству незаконно приобретенных активов», а также особых случаев по прямым поручениям Президента Республики Казахстан;
2) проведение до 31 декабря 2024 года ревизии всех государственных и квазигосударственных активов республиканского и местного уровней с последующей актуализацией единого публичного реестра учета государственного имущества;
3) оказание содействия Агентству по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан в создании (с привлечением независимых экспертов) до 1 июня 2024 года Национального офиса по приватизации, который до 31 декабря 2024 года должен обеспечить:
выработку критериев к государственным объектам, подлежащим обязательной приватизации;
проведение анализа деятельности действующих государственных предприятий и юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству и аффилированным с ними лицам, на предмет возможности и целесообразности передачи в конкурентную среду непрофильных активов с учетом региональной специфики;
формирование перечня государственных активов, подлежащих приватизации (с определением по каждому из них условий и методов реализации, включая проведение IPO, SPO, аукционов и других), утверждение и корректировка которого будут возможны только по решению Высшего совета при Президенте Республики Казахстан по реформам;
предоставление возможности приватизации объектов по инициативе субъектов частного предпринимательства путем формирования и внедрения заявочного перечня государственных активов, подлежащих приватизации;
мониторинг хода приватизации государственных активов;
4) закрепление следующих подходов приватизации:
субсидиарная (вспомогательная) роль участия на товарных рынках с низким уровнем конкуренции и предложения;
временность участия в субъектах рынка, подразумевающая обязательную приватизацию всех субъектов рынков с государственным участием, за исключением стратегических и социальных объектов, объектов инфраструктуры финансового рынка, объектов, обеспечивающих функционирование межбанковских платежных систем и финансового рынка;
определение строго ограниченного круга целей и задач создания субъекта рынка с государственным участием, его функции, оценка их достижения и реализации;
недопустимость создания частных монополий (в том числе локальных) при приватизации, за исключением субъектов естественных монополий;
5) обеспечение завершения до 31 декабря 2028 года процесса массовой приватизации государственных активов согласно утвержденному перечню государственных активов, подлежащих приватизации, исключительно за счет собственных и заемных средств частных инвесторов (без привлечения заемных и иных средств из государственных и квазигосударственных источников);
6) принятие нового формата перечня разрешенных видов деятельности для субъектов квазигосударственного сектора, предусматривающего обязательное указание в нем географических границ для каждого кода общего классификатора всех видов экономической деятельности, наименования субъекта с государственным участием, осуществляющего определенный вид деятельности, срока присутствия субъекта на том или ином рынке товаров и услуг;
7) пересмотр существующих законодательных оснований участия государства в предпринимательской деятельности.
3. В целях повышения самостоятельности, качества и независимости корпоративного управления акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» (далее – Фонд) и его дочерними и зависимыми компаниями Правительству Республики Казахстан совместно с Агентством по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан:
пересмотреть до 1 июля 2024 года порядок формирования состава советов директоров (наблюдательных советов) Фонда и его дочерних и зависимых компаний, создав систему открытых и предсказуемых назначений путем установления порядка и критериев отбора независимых директоров;
до 1 сентября 2024 года актуализировать составы советов директоров (наблюдательных советов) Фонда и его дочерних и зависимых компаний путем проведения конкурсов по отбору независимых директоров (независимых членов);
до 1 августа 2024 года принять дополнительные системные меры по снижению возможности вмешательства Фонда в операционную деятельность его дочерних и зависимых компаний, включая кадровые решения, осуществление закупок и производственные процессы;
до 1 августа 2024 года совместно с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (по согласованию), Агентством Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) и Агентством по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан пересмотреть систему регулируемых закупок Фонда с учетом повышения прозрачности процессов и увеличения доли внутристрановой ценности.
4. В целях дальнейшего совершенствования условий, обеспечивающих честную конкуренцию на рынках путем предоставления равных условий и возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности всем субъектам экономики независимо от формы собственности, а также реализации государством права на пресечение неконкурентных действий исключительно в установленном законами порядке Правительству Республики Казахстан совместно с Агентством по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан принять следующие меры:
1) в сферах топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи и иных:
до 31 декабря 2024 года обеспечить качественное сокращение доли квазигосударственного сектора на рынке поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы, равный и недискриминационный доступ частных поставщиков нефти к услугам переработки нефти, транспортировки нефти, а также хранения авиатоплива на территории аэропортов, в том числе посредством оцифровки процедур предоставления доступа;
до 31 декабря 2024 года обеспечить полноценный равный доступ операторов связи к кабельной канализации;
до 31 декабря 2025 года завершить оцифровку данных о землях сельскохозяйственного назначения и до 31 декабря 2026 года обеспечить обязательное использование электронного конкурса при их предоставлении;
до 31 декабря 2025 года обеспечить реализацию через электронный аукцион участков недр, в отношении которых национальными компаниями в области углеводородов не реализовано в течение трех лет приоритетное право на получение права недропользования через прямые переговоры;
до 31 декабря 2029 года поэтапно исключить кросс-субсидирование тарифов внутри и между отраслями экономики (услуги электроснабжения, водоснабжения и водоотведения);
до 31 декабря 2027 года обеспечить поэтапную отмену максимального количества норм законодательства Республики Казахстан, прямо или косвенно ограничивающих свободу формирования цен и тарифов, за исключением монопольных рынков;
до 31 декабря 2025 года обеспечить практическое применение стимулирующей методологии тарифообразования в целях привлечения частных инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности сфер естественных монополий с контролем качества предоставляемых регулируемых услуг;
до 31 декабря 2024 года проработать вопросы запуска эффективного механизма компенсационных мер для граждан, а также предоставления государственной адресной социальной помощи и жилищной выплаты по оплате коммунальных услуг с использованием цифровых технологий;
2) в сфере совершенствования закупок и биржевой торговли до 31 декабря 2024 года:
внедрить принципы «желтых страниц» при проведении государственных закупок путем отклонения от участия в государственных закупках заявок потенциального поставщика, являющегося юридическим лицом, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат государству, в случае наличия не менее двух заявок от потенциальных поставщиков, являющихся субъектами предпринимательства;
пересмотреть перечень случаев, при которых государственные закупки товаров, работ и услуг осуществляются способом из одного источника путем прямого заключения договора;
исключить биржевые торги нестандартизированными товарами и осуществление государственных закупок через товарные биржи;
повысить эффективность цифровых торговых систем товарных бирж и программного обеспечения клиринговых центров для исключения риска вмешательства в ход биржевых торгов и обеспечения выполнения обязательств по биржевым сделкам;
3) обеспечить до 31 декабря 2028 года поэтапный переход от товарно-специфических субсидий к льготному кредитованию;
4) в целях обеспечения прозрачного и равного доступа к мерам государственной поддержки предпринимательства:
обеспечить оказание мер государственной поддержки предпринимательства по аналогии с государственными услугами в целях стандартизации порядка их предоставления;
завершить внедрение цифрового формата взаимодействия государства и бизнеса путем создания цифровой экосистемы, в том числе с обеспечением предоставления мер государственной поддержки по принципу «одного окна»;
разработать эффективный механизм расчета и учета встречных обязательств бизнеса при оказании мер государственной поддержки;
5) обеспечить оцифровку бизнес-процессов вхождения в списки закупа, в том числе регистрации цен на лекарственные средства и медицинские изделия.
5. В целях дальнейшего совершенствования условий, обеспечивающих честную конкуренцию на финансовых рынках:
1) Агентству Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка совместно с Национальным Банком Республики Казахстан:
до 31 декабря 2024 года принять меры по расширению возможностей для открытия новых банков и повышению доступности банковских услуг для населения и субъектов предпринимательства, в том числе путем:
либерализации законодательных требований по открытию дочерних иностранных банков и филиалов иностранных банков;
расширения перечня разрешенных видов операций для филиалов иностранных банков;
институционального совершенствования банковской системы, в том числе с рассмотрением целесообразности введения универсальной и базовой банковской лицензии;
2) Правительству Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан до 1 сентября 2024 года обеспечить введение запрета на привлечение государственного финансирования из Национального фонда Республики Казахстан на нерыночных (льготных) условиях для субъектов квазигосударственного сектора, за исключением проектов общестранового значения с получением в каждом случае прямого согласия Президента Республики Казахстан после прохождения соответствующей экспертизы (включая оценку проекта) и при отсутствии альтернативных источников финансирования.
6. В целях реализации основополагающих принципов свободы предпринимательства, в том числе за счет обеспечения невмешательства государственных и правоохранительных органов в законную предпринимательскую деятельность, Правительству Республики Казахстан:
1) совместно с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (по согласованию) до 31 декабря 2025 года обеспечить:
дальнейшее совершенствование регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности, в том числе с акцентом на повышение эффективности ее правоприменения на региональном уровне;
полную автоматизацию (цифровизацию) доступа потребителей к коммерческим услугам, предоставляемым государственными органами и организациями квазигосударственного сектора, в том числе таких как подача-уборка вагонов, услуги локомотивной тяги, распределение горюче-смазочных материалов и другие (перечень услуг, доступ к которым подлежит автоматизации, должен быть определен до 1 июня 2025 года);
регламентацию, цифровизацию и упрощение процедур получения технических условий на подключение к инженерным сетям, в том числе от частных субъектов естественных монополий;
2) предусмотреть в новом Налоговом кодексе:
дифференцированный подход по мерам принудительного взыскания налоговой задолженности в зависимости от ее размера (минимизация ареста счетов);
упрощение процедуры предоставления отсрочки/рассрочки без залога при наличии незначительной задолженности;
установление порогового значения взыскания задолженности по социальным платежам;
ограничение по приостановлению налоговой проверки субъектов малого и среднего бизнеса не более двух раз;
3) совместно с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан до 31 декабря 2024 года обеспечить внесение в законодательство Республики Казахстан изменений и дополнений, предусматривающих:
дальнейшую декриминализацию уголовных правонарушений в сфере экономической деятельности;
совершенствование административно-деликтного законодательства, в том числе в части пресечения незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность со стороны субъектов квазигосударственного сектора, естественных монополий и иных организаций независимо от форм собственности, установления административной ответственности за деяния, связанные с воспрепятствованием занятию законной предпринимательской деятельностью, если они не содержат признаков уголовно-наказуемого деяния;
согласование государственными и местными исполнительными органами с прокурорами:
запретительно-ограничительных мер (приостановление деятельности субъекта (объекта либо его отдельного участка), действия, процесса; приостановление действия, лишение (отзыв) разрешения и (или) приложения к разрешению; отказ в продлении срока действия разрешения; отмена (отзыв) решения, вынесенного ранее в пользу инвестора; расторжение в одностороннем порядке контракта либо соглашения);
решений о возбуждении дел об административных правонарушениях и назначении проверок в отношении инвесторов, а также исковых заявлений государственных органов к инвесторам, включенным в Реестр инвесторов;
исключение регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовном правонарушении в сфере экономической деятельности в Едином реестре досудебных расследований:
без приложения акта налоговой проверки, заключения (справки) специалиста органов налоговой службы, в выводах которого содержатся достаточные данные, указывающие на наличие признаков уголовного правонарушения;
при досудебном и судебном обжаловании актов органов налоговой службы до вступления в силу решения вышестоящего органа в случаях досудебного обжалования и решения суда при судебном обжаловании;
при полном добровольном погашении начисленных сумм налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет, за исключением случаев произведенных по сделкам начислений без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров, непредставления декларации, когда подача декларации является обязательной, а также внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и (или) расходах путем сокрытия других объектов налогообложения и (или) других обязательных платежей;
4) до 1 июля 2024 года обеспечить возможность использования реализованных международных проектов, разработанных в соответствии с передовыми общемировыми стандартами, для строительства объектов без обязательной разработки проектно-сметной документации в соответствии с казахстанскими требованиями;
5) до конца 2025 года пересмотреть квалификационные требования для получения разрешений, а также оптимизировать порядок и сроки их получения;
6) до конца 2024 года проработать вопрос целесообразности законодательного внедрения института коллективных исков, направленного на обеспечение возмещения неограниченному кругу лиц ущерба, причиненного действиями монопольных и (или) доминирующих групп.
7. Правительству Республики Казахстан совместно с агентствами по стратегическому планированию и реформам, защите и развитию конкуренции Республики Казахстан обеспечить внесение отчетной информации о результатах работы по итогам полугодия и года в Администрацию Президента Республики Казахстан до 1 февраля и 1 августа, а также на рассмотрение Комиссии по демонополизации экономики при Правительстве Республики Казахстан на ежеквартальной основе.
8. Правительству Республики Казахстан принять иные меры, вытекающие из настоящего Указа.
9. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
10. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.
Президент
Республики Казахстан К.Токаев
- 5218
- 0
- 10 мая 2024
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.