Концепция проекта Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан»

Проект

 

Концепция проекта Кодекса Республики Казахстан

«О таможенном регулировании в Республике Казахстан»

 

1. Название проекта закона.

Кодекс Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – проект Кодекса).

 

2. Обоснование необходимости разработки проекта закона.

В связи с необходимостью единого таможенного регулирования на единой таможенной территории государств-членов Евразийского экономического союза Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также необходимостью упрощения и гармонизации таможенных процедур с целью создания наиболее благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года разработан Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – Таможенный кодекс ЕвразЭС).

11 апреля текущего года завершился этап подписания Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Страны ЕвразЭС приступают к внутригосударственным процедурам, предшествующим ратификации документа. Новый Таможенный кодекс ЕвразЭС вступит в силу после получения Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) уведомлений о ратификации Договора от всех пяти стран-участниц.

Таможенный кодекс ЕвразЭС – один из основных документов нормативно-правовой базы Союза. В Договоре о Евразийском экономическом союзе зафиксировано, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом ЕвразЭС. Он заменит действующий Таможенный кодекс Таможенного союза и ряд международных соглашений по вопросам таможенного регулирования, которые были заключены при формировании договорно-правовой базы ранних этапов экономической интеграции – Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Новый Таможенный кодекс ЕвразЭС претерпел значительные изменения по сравнению с действующим, в связи с чем возникла необходимость приведения действующего таможенного законодательства Республики Казахстан в соответствие с новыми правилами.

Проект нового Таможенного кодекса Республики Казахстан будет регламентировать такие нововведения Таможенного кодекса ЕвразЭС в сфере таможенного регулирования, как:

1. Приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в определенных случаях.

2. Возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена.

3. Возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров автоматически, информационными системами таможенных органов.

4. Осуществление выпуска товаров в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации.

5. Использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) товаров на таможенную территорию, таможенным декларированием и выпуском товаров.

6. Увеличение категорий юридических лиц, которым может быть присвоен статус Уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО), введение трехуровневой системы присвоения такого статуса и модернизации критериев (условий) его присвоения, расширение списков специальных упрощений для УЭО, в том числе касающихся таможенного контроля на всей территории ЕвразЭС.

Помимо реализации указанных новелл, в проекте национального Кодекса предстоит решить концептуальные задачи, направленные на реализацию отсылочных норм, отданных на компетенцию национального таможенного законодательства, а также по установлению правоотношений, которые не урегулированы таможенным законодательством ЕвразЭС.

В новом Кодексе будут реализованы положения, касающиеся установления ряда правоотношений:

- правоотношения, связанные с осуществлением деятельности таможенными органами, в том числе система таможенных органов;

- права, обязанности и ответственность таможенных органов;

- задачи и функции возложенные на таможенные органы (интегрированный, радиационный, экспортный контроль и др.);

- правоохранительная деятельность в сфере таможенного дела;

- таможенная инфраструктура таможенных органов.

Общие положения о перемещении товаров через таможенную границу ЕвразЭС, в том числе:

- порядок применения предварительного информирования в части случаев непредставления предварительной информации, совершения таможенных операций при непредставлении такой информации, а также положения по представлению предварительной информации путем информационного взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности;

- порядок соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу ЕвразЭС, в том числе уведомление таможенным органом о необходимости вывоза (обратного ввоза) товаров, запрещенных к ввозу (вывозу);

Кодексом будет реализован ряд положений, касающихся классификации товаров, правил определения таможенной стоимости, в части:

- порядка классификации товаров, порядка принятия классификационных решений и разъяснений о классификации отдельных видов товаров, предварительных решений по классификации товаров, порядка классификации и разъяснения о классификации товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде;

- правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории ЕвразЭС, возможности принятия таможенным органом предварительных решений по таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях, которые могут быть определены уполномоченным органом.

Разделом таможенные платежи будут реализованы положения, касающиеся:

- установления на альтернативной основе механизма применения авансовых платежей;

- уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов,  вывозных таможенных пошлин, таможенных сборов и предоставления льгот по ним, а также случаи неуплаты таможенных сборов;

- учета таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов;

- зачета (возврата) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов;

- извещения плательщика о наступлении сроков исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов при отсрочке уплаты ввозных таможенных пошлин и выпуске товаров до подачи таможенной декларации, а также порядка уведомления о погашении задолженности по указанным платежам;

- предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, в том числе применения авансовых платежей в качестве способа указанного обеспечения, упрощенного порядка регистрации обеспечения, сокращения сроков рассмотрения документов для регистрации обеспечения;

- установления срока исковой давности по требованию таможенных органов или по требованию плательщика, случаи продления сроков исковой давности и порядок применения таких сроков;

- принятия и аннулирования решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты ввозных таможенных пошлин, в том числе основания для отказа в предоставлении такой отсрочки (рассрочки);

- взыскания задолженности по таможенным пошлинам, налогам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, процентам, в том числе реализации принципа «доказанной» и «недоказанной» задолженности, порядка применения мер и способов взыскания задолженности, случаи, когда меры по взысканию задолженности не применяются, порядка погашения задолженности по указанным платежам, признания сумм задолженности безнадежными к взысканию и их списания.

Отдельный раздел посвящен таможенным операциям, в котором будут реализованы следующие положения:

- установление возможности филиалам иностранных лиц выступать декларантами товаров, помещаемых под таможенную процедуру;

- случаи непривлечения декларанта к административной ответственности при  выявлении нарушений до выпуска товаров;

- совершение таможенных операций, связанных с размещением на временное хранение, в том числе определения мест временного хранения, порядок применения временного хранения в таких местах временного хранения, установления к ним требований;

- применение особенностей таможенного декларирования товаров, в том числе предварительного, периодического, временного таможенного декларирования товаров, периодического таможенного декларирования товаров Союза, ввозимых на территорию СЭЗ, свободного склада или вывозимых с таких территорий, особенностей таможенного декларирования товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде;

- порядок совершения таможенных операций, связанных с подачей таможенных деклараций, в том числе установление возможности автоматической регистрации декларации;

- установление возможности заполнения декларации на товары должностным лицом таможенного органа, а также порядок такого заполнения.

В данном разделе ряд положений, связан с особенностями выпуска товаров, касающихся:

порядка совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в том числе, с выпуском товаров до подачи таможенной декларации, условным выпуском;

- установления возможности автоматического выпуска товаров в случаях отсутствия рекомендаций по минимизации рисков, выданных системой управления рисками;

- установления возможности выпуска товаров в таможенном органе, отличном от таможенного органа, принявшим таможенную декларацию, в том числе в местах прибытия на таможенную территорию ЕвразЭС при предварительном таможенном декларировании товаров, а также порядка совершения таможенных операций в таких случаях;

- особенности совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров до подачи таможенной декларации - реализация 40 Шага «Плана нации: 100 конкретных шагов»: введение режима таможенной очистки «Постфактум», установление возможности выпуска товаров до подачи таможенной декларации в отношении товаров, ввозимых в рамках реализации инвестиционных проектов, помещаемых под экономические таможенные процедуры, а также товаров, декларантом которых выступает уполномоченные экономические операторы;

- сокращение общего срока выпуска товаров при таможенной очистке с одного рабочего дня до четырех часов рабочего времени, а также сокращение срока выпуска товаров при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита с десяти рабочих дней до пяти рабочих дней в случаях продления таких сроков;

- порядок приостановления выпуска товаров при обнаружении признаков нарушения прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности, а также положения касающиеся уничтожения таких товаров при вынесении соответствующего решения Суда;

- установление возможности при выпуске использования декларантом обеспечения уплаты таможенных платежей таможенного представителя, а также условия, при которых принимается такое обеспечение;

- установление компетенции Правительства на утверждение перечня товаров, в отношении которых не допускается условный выпуск товаров;

- особенности совершения таможенных операций с условно выпущенными товарами в сфере недропользования (топливно-энергетического сектора), в том числе допущение использования таких товаров в операциях по предупреждению стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Также в разделе по таможенным операциям будут закреплены положения о порядке обращения товаров и (или) транспортных средств в собственность государства в Республике Казахстан;

В проекте будут регламентированы правоотношения по применению таможенных процедур, а именно:

- завершение таможенных процедур в случае ликвидации юридического лица;

- определение дополнительных случаев непредставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при применении таможенной процедуры таможенного транзита в пределах территории Республики Казахстан,  в том числе в случаях, определяемых системой управления рисками;

- отдельные положения применения таможенных процедур переработки товаров на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, в том числе порядок продления сроков действия указанных таможенных процедур, а также основания для отказа в таком продлении; порядок и условия замены иностранных товаров эквивалентными товарами, порядок представления отчетности, а также  порядок применения таможенной процедуры переработки товаров вне таможенной территории в случаях образования отходов, производственных потерь и остатков в результате переработки вне таможенной территории;

- порядок продления сроков действия таможенных процедур временного ввоза (допуска) и временного вывоза товаров  а также основания для отказа в таком продлении, установление предельных сроков временного вывоза товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза в отношении отдельных категорий товаров, определяемых Правительством, а также в отношении товаров, вывозимых дипломатическими представительствами Республики Казахстан, а также их сотрудниками, включая членов их семей, проживающих вместе с ними на срок аккредитации;

- применение таможенных процедур свободной таможенной зоны и свободного склада, в том числе порядок, условия и случаи передачи участником СЭЗ прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами помещенными под такую процедуру, и товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под такую процедуру без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны; установление отдельных категорий товаров ЕвразЭС, подлежащих помещению под таможенную процедуру свободного склада в обязательном порядке при размещении на свободном складе, учрежденном на территории Республики Казахстан; порядок завершения таможенной процедуры свободного склада и свободной таможенной зоны в отношении товаров, которые утратили свои потребительские свойства и вывозятся с территории свободного склада или СЭЗ для захоронения, обезвреживания, утилизации или их уничтожения иным способом, а также в отношении товаров, которые были безвозвратно утрачены в результате совершения операций по переработке товаров;

- особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в СЭЗ, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы Евразийского экономического союза в целях реализации переходных положений статьи 455 Таможенного кодекса ЕвразЭС;

- порядок применения таможенной процедуры уничтожения товаров;

- порядок применения таможенной процедуры отказа товаров в пользу государства.

В разделе особенности порядка и условий перемещения отдельных категорий товаров через таможенную границу ЕвразЭС будет регламентирован  национальный сегмент особенностей порядка и условий перемещения через таможенную границу ЕвразЭС товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи;

В разделе, касающегося положений по таможенному контролю будет реализован новый концептуальный подход, связанный с переносом акцента таможенного контроля  с этапа таможенной очистки на этап после выпуска товаров, в том числе проверки правильности классификации товаров, определения таможенной стоимости товаров, в случаях, определяемых системой управления рисками  и применения принципа «Единого окна по экспортно-импортным операциям»;

- особенности выпуска товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, а также при назначении таможенной экспертизы, в том числе установление возможности непредставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в случаях, определяемых системой управления рисками в целях реализации переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенной очистки на этап после выпуска товаров;

- установление возможности снятия с таможенного контроля товаров, ввезенных со льготами по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в рамках специальных инвестиционных контрактов, с момента признания целевого использования таких товаров, а также порядка подтверждения целевого использования;

Также в данном разделе будет установлен:

- порядок создания, прекращения функционирования (ликвидации) и обозначения зон таможенного контроля, требования к ним, а также правовой режим зоны таможенного контроля;

- порядок применения средств идентификации, используемых таможенными органами, и предъявляемые к ним требования; перечень и порядок применения технических средств таможенного контроля;

- порядок и формы ведения учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций

- стратегия и тактика применения таможенными органами системы управления рисками, а также порядок ее функционирования;

- порядок проведения таможенной экспертизы уполномоченными таможенными органами;

- порядок проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра;

- порядок проведения выездных и камеральных проверок, в том числе расширен перечень оснований для назначения внеплановых выездных проверок, порядок оформления выездной и камеральной проверок;

- порядок обжалования уведомления о результатах проверки и уведомления об устранении нарушений.

Раздел, касающийся лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и уполномоченных экономических операторов будет регулировать:

- порядок включения в реестр и исключения из него для таможенных представителей, перевозчиков, владельцев складов и магазинов беспошлинной торговли уполномоченных экономических операторов, в том числе расширены условия включения в реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

- положения по специалистам по таможенному декларированию;

- требования по расположению, обустройству и оборудованию, а также порядок учреждения и функционирования таможенных и свободных складов, склада временного хранения и магазинов беспошлинной торговли.

Заключительный раздел будет касаться переходных положений.

 

3. Цели принятия проекта закона.

Унификация и приведение таможенного законодательства Республики Казахстан в соответствие с таможенным законодательством Евразийского экономического союза.

 

4. Предмет регулирования проекта закона.

Предметом правового регулирования данного законопроекта являются общественные отношения между государством и участником внешнеэкономической деятельности, связанные с исполнением требований таможенного законодательства Евразийского экономического союза и таможенного законодательства Республики Казахстан.

 

5. Структура и содержание проекта закона.

Структура проекта нового Таможенного кодекса Республики Казахстан состоит из разделов и входящих в них глав.

Разделы включают в себя основные положения о таможенном регулировании, порядком исчисления и взыскания таможенных платежей, положения, связанные с проведением таможенных операций, таможенным декларированием и таможенными процедурами, а также положения по администрированию в сфере таможенного дела.

 

6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере.

Таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе будет осуществляться в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, – в соответствии с законодательством государств-членов Евразийского экономического союза.

Разработка унифицированного проекта нового Таможенного кодекса Республики Казахстан, путем дублирования норм таможенного законодательства Евразийского экономического союза с раскрытием отсылочных норм детализированными и систематизированными положениями, позволит создать нормативную правовую базу таможенного регулирования в Республике Казахстан, в рамках Евразийского экономического союза. Это позволит исключить использование большого количества актов таможенного законодательства, которое в свою очередь может привести к противоречивым толкованиям таможенного законодательства.

 

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона.

Принятие проекта Таможенного кодекса Республики Казахстан не повлечет за собой возникновения отрицательных социально-экономических последствий, а также позволит, в части отведенной Таможенным кодексом ЕвразЭС на регламентацию национальным таможенным законодательством государств-членов Евразийского экономического союза, максимально упростить таможенное администрирование, уменьшить бюрократические барьеры для участников внешнеэкономической деятельности.

 

8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым проектом закона.

Разработка проекта Таможенного кодекса Республики Казахстан потребует постановку на утрату Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан» и Закона Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 298-IV «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», а также внесения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, в числе которых:

1)           Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях»;

2)           Кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1999 года «Гражданский кодекс Республики Казахстан»;

3)           Кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года «Уголовный кодекс Республики Казахстан»;

4)           Кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года «Экологический кодекс Республики Казахстан»;

5)           Кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года «Бюджетный кодекс Республики Казахстан»;

6)           Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года
«О здоровье народа и системе здравоохранения»;

7)           Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»;

8)           Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан»;

9)           Закон Республики Казахстан от 21 июля 2011 года
«О специальных экономических зонах в Республике Казахстан»;

10)           Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»;

11)       Закон Республики Казахстан от 5 июля 2000 года «О финансовом лизинге»;

12)       Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года
«О железнодорожном транспорте»;

13)       Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года
«Об автомобильном транспорте»;

14)       Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года
«О регулировании торговой деятельности»;

15)       Закон Республики Казахстан от 13 июня 2005 года «О валютном регулировании и валютном контроле»;

16)       Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года «О трансфертном ценообразовании»;

17)       Закон Республики Казахстан от 22 июня 2012 года «О магистральном трубопроводе»;

18)       Закон Республики Казахстан от 4 июля 2013 года «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан»;

19)       Закон Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года
«О дорожном движении»;

20)       Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года
«О разрешениях и уведомлениях»;

21)       Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года
«О государственных закупках»;

22)       Закон Республики Казахстан от 1 июля 2003 года «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств»;

23)       Закон Республики Казахстан от 1 июля 2003 года «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами»;

24)       Закон Республики Казахстан от 10 июля 2002 года «О ветеринарии»;

25)       Закон Республики Казахстан от 11 февраля 1999 года «О карантине растений»;

26)       Закон Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

27)       Закон Республики Казахстан от 10 июля 1998 года «О наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах и прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими»;

28)       Закон Республики Казахстан от 4 июля 2009 года «О поддержке использования возобновляемых источников энергии»;

29)       Закон Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании»;

30)       Закон Республики Казахстан от 13 января 2012 года «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности»;

31)       Закон Республики Казахстан от 16 января 2016 года
«О государственной границе Республики Казахстан» и другие подзаконные и нормативно-правовые акты.

 

9. Урегулированность предмета проекта закона иными нормативными правовыми актами.

В целом, предмет законопроекта регламентирован Кодексом Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан».

 

10. Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта.

 

Электронное декларирование

Учитывая неуклонный рост международной торговли и вступление Республики Казахстан в ВТО, особую важность приобретает унификация таможенного законодательства, в том числе, порядка электронного документооборота на основе международных принципов и стандартов.

Согласно принципам Международной конвенции от 17мая 1973 года «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Киотская конвенция), упрощение и гармонизация таможенных процедур могут быть достигнуты при максимальном практическом использовании информационных технологий.

В соответствии со стандартом 7.4 Киотской конвенции «Применение информационных технологий» законодательство должно предусматривать электронные способы обмена коммерческой информацией в качестве альтернативы требованиям предоставления документов на бумажном носителе.

Вопрос внедрения технологий электронного декларирования чрезвычайно важен. Международный опыт применения технологий электронного декларирования показывает, что электронное декларирование является одним их основных способов ускорения процесса совершения таможенных операций, в котором заинтересованы как таможенные органы, так и участники ВЭД. Использование технологий электронного декларирования должно существенно облегчить труд декларантов, исключить предоставление документов на бумажных носителях, а главное, сделать оперативным и прозрачным обмен документами и сведениями между участником ВЭД и таможней.

К примеру, с 2005 года таможенные органы Европейского союза работают исключительно на основе электронного декларирования, в странах ЕС на сегодняшний день не применяется декларирование на бумажном носителе. Таможня Германии использует современную информационную систему ATLAS, которая существенно ускоряет процесс таможенного оформления. Посредством системы ATLAS, которая установлена во всех таможенных органах Германии, предприятия напрямую общаются с таможней.

Нововведения, связанные с использованием электронного декларирования, стали внедряться несколько лет назад в России и Беларуси.

 

Перенос акцента таможенного контроля с этапа таможенной очистки на этап после выпуска товаров

Применение принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенной очистки на этап после выпуска товаров активно реализован в правоприменительной практике таможенных служб Сингапура, Соединенных Штатов Америки, Японии, Италии.

К примеру, практика таможенной службы Сингапура предусматривает применение пост-таможенного контроля, основанного на аудите, как механизма контроля, принятого для обеспечения достоверности и точности деклараций после таможенного оформления грузов и проводится путем анализа и проверки всех соответствующих таможенных коммерческих документов, имеющихся у участников ВЭД, прямо или косвенно вовлеченных в деятельность по импорту.

Таможенная служба США

Практика таможенной службы США в рамках системы анализа и управления рисками предусматривает применение аудиторских проверок. Такой пост - таможенный контроль позволяет таможне более точно определить риск на уровне компании, что дает возможность таможне определить проблемные области и произвести специфическую оценку риска несоблюдения законодательства. 

Определив при помощи программы Оценки Соответствия тех клиентов, которые осуществляют импортирование в больших объемах и при этом соблюдают требования на высоком уровне, теперь таможенные органы США могут сфокусировать ресурсы на компаниях, которые не соблюдают требования. Концентрируя ресурсы на компаниях, не соблюдающих требования, получают важную информацию о несоблюдении требований. Каждый год интегрированная система обновляется информацией о потенциальных случаях несоблюдения требований, полученной на основании проведения Оценки и Измерения соответствия, что позволяет таможенным органам США распределить ресурсы по этим направлениям. Клиенты, соблюдающие требования на высоком уровне, имеющие систему должной предусмотрительности, подвергаются минимальным проверкам в отношении сделок, для того лишь, чтобы получить подтверждение их постоянного соблюдения. Клиенты, соблюдающие требования, но вызывающие беспокойство с точки зрения их внутренней системы, проверяются в несколько большем объеме для мониторинга влияния их системы на качество соответствия. Клиенты, не соблюдающие требования, подвергаются проверке в самом большом объеме, путем проверки большего числа образцов и применения к ним статистически обоснованного показателя приемлемой степени соответствия, и (в отличие от клиентов, соблюдающих требования).

Таможенная служба Японии

Основным элитным подразделением таможенной службы Японии является подразделение аудита после таможенной очистки. Осуществление таможенного контроля практически сводится к выборочному досмотру и выпуску. Весь основной контроль проводится подразделением аудита на этапе после выпуска товаров путем рассмотрения документов и проведения проверок компаний. Практически 30% поступающих в доход государства таможенных платежей взыскивается подразделениями аудита.

Таможенная служба Италии

Применение системы «зеленого коридора» в таможенной службе Италии предполагает проведение выборочного таможенного контроля уже после этапа выпуска товаров, с этой целью в структуре таможенных органов созданы специальные подразделения. В частности, вопросы контроля таможенной стоимости, в основном, обеспечиваются за счет контроля и анализа деятельности участника внешнеэкономической деятельности уже после выпуска товаров в свободное обращение.

Таможенная служба Южной Кореи

В июле 1996 года Корейская таможенная служба ввела систему пост-таможенного аудита с целью регулирования стремительного роста объемов импорта и экспорта и ускорения процедур таможенной очистки. В рамках данной системы импортные товары незамедлительно очищаются после проверки таможенными сотрудниками основных документов по импортному декларированию (т.е. инвойс и транспортная накладная) и после оплаты пошлин и налогов импортерами. Достоверность суммы уплаченных пошлин и налогов проверяется после процедуры очистки. 

Самой важной целью внедрения пост-таможенного аудита в Корее – это ускорение таможенной очистки. Помимо совершенствования системы управления рисками и усиления потенциала таможенных сотрудников, пост-таможенный аудит может не только сократить время и расходы, связанные с таможенной очисткой и обеспечить более дружелюбную среду для компаний, которые добросовестно оплачивают свои пошлины и налоги, но также уменьшить количество случаев уклонения от уплаты пошлин и налогов. В этом контексте значительный объем времени и ресурсов посвящается на обучающие программы по наращиванию потенциала в развивающихся странах и продолжает оказывать техническую поддержку в этой области.

Преимущества пост-таможенного аудита: 88% из порядка 4 миллионов импортных деклараций, подаваемых ежегодно, проходят пост-таможенный аудит. Как следствие, произошло резкое сокращение времени, необходимого для таможенной очистки, которое также способствовало экономии затрат для предпринимателей.

 

Совершенствование института уполномоченных экономических операторов (УЭО)

Международный опыт показал, что наиболее приемлемой моделью УЭО для Казахстана является Европейская модель УЭО как наиболее адаптированная и приемлемая для тех УЭО, которые функционируют в стране на сегодняшний день.

При этом целесообразно продолжить внедрение данного опыта в наших условиях, с необходимостью совершенствования установленных на сегодняшний день условий и требований для присвоения данного статуса, организации тщательной проверки до присвоения статуса, не ограничиваясь проверкой системы учета, задолженностей и правонарушений, а также включения опыта ЕС по проверке его финансово - хозяйственной деятельности, проверке его партнеров и др.

В странах ЕС придается большое значение созданию условий для развития института УЭО и эффективному контролю за их деятельностью. Для этих целей, разработана и внедрена информационная система ЕОS (Economic Operating System), которая позволят взаимодействовать странам ЕС в ходе контроля за УЭО, а также развиты национальные информационные системы, позволяющие эффективно осуществлять мониторинг деятельности таких лиц.

В Европе в число специальных упрощений для УЭО входят:

1)   предварительная физическая и документальная проверка;

2)   приоритетная обработка грузов, отобранных для контроля; 

3)   выбор места контроля;

4)   минимальный сбор данных по экспортно-импортным декларациям;

5)   предварительные заметки о контроле;

6)   предварительное разрешение для таможенных упрощений;

7)   статус УЭО могут быть признаны в третьих странах.

 

11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта закона.

Реализация проекта Кодекса не потребует финансовых затрат из бюджета.

  • 14536
  • 0
  • 25 мая 2017

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.