Замечания и предложения по изменениям в правила возврата НДС и СУР

Автор письма:  Национальная ассоциация бизнеса «IRIS»
Дата:  02.12.2024
Номер:  НПА-24/12-169

Сравнительная таблица
Скачать


Министра финансов
Республики Казахстан



Национальная ассоциация бизнеса, рассмотрев проект приказа Министра финансов Республики Казахстан «О внесении изменений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 391 «Об утверждении Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска», направляет замечания и предложения членов Ассоциации в виде сравнительной таблицы.


Структурный элемент правового акта

Действующая редакция

Предлагаемая редакция 

Обоснование

Комментарии членов НАБ

Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость

пункт 52

52. При выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими:

1) занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, выявленное при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур (далее – ЭСФ) по выписанным счетам фактурам поставщика;

2) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам;

3) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с лицом, снятым с регистрационного учета по НДС, в том числе ликвидированным, бездействующим, банкротом, – с даты снятия такого лица с регистрационного учета по НДС в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса;

4) отнесение в зачет сумм НДС по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;

5) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, в отношении руководителя (учредителя) которого имеется факт регистрации в Едином реестре досудебного расследования уголовного дела по правонарушениям, указанным в статьях 216 и 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан, за исключением прекращенных по реабилитирующим основаниям и по не реабилитирующим основаниям по статье 245 Уголовного кодекса;

6) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, в отношении которого выявлены риски, предусмотренные пунктом 47 настоящих Правил;

7) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, которым не исполнено налоговое обязательство по уплате начисленных сумм НДС.

8) отсутствует;

9) отсутствует.

52. При выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими:

      1) занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, выявленное при сопоставлении между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур (далее – ЭСФ) по выписанным счетам фактурам поставщика;

      2) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам;

      3) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с лицом, снятым с регистрационного учета по НДС, в том числе ликвидированным, бездействующим, банкротом, – с даты снятия такого лица с регистрационного учета по НДС в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса;

      4) отнесение в зачет сумм НДС по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;

      5) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, в отношении руководителя (учредителя) которого имеется факт регистрации в Едином реестре досудебного расследования уголовного дела по правонарушениям, указанным в статьях 216 и 245 Уголовного кодекса Республики Казахстан, за исключением прекращенных по реабилитирующим основаниям и по не реабилитирующим основаниям по статье 245 Уголовного кодекса;

      6) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, в отношении которого выявлены риски, предусмотренные пунктом 47 настоящих Правил;

      7) наличие неисполненного налогового обязательства поставщиками по уплате начисленных сумм НДС на дату завершения тематической проверки услугополучателя;

      8)   наличие изменения срока исполнения налогового обязательства по уплате НДС в соответствии с главой 6 Налогового кодекса до завершения тематической проверки услугополучателя;

      9) уменьшение налоговых обязательств путем представления дополнительной налоговой отчетности на дату завершения тематической проверки услугополучателя в пределах срока исковой давности.

Поправка вносится в целях исполнения  первого и второго абзаца подпункта 1) пункта 3.3.2 Заключения  рекомендации Аудиторского заключения Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан «Государственный аудит налогового и таможенного администрирования» от 6 июня 2024 года № 13-Қ-ҚБПҮ.

В целях исключения незаконного и  излишнего возврата превышения налога на добавленную стоимость (далее – НДС) из бюджета при отсутствии фактической уплаты поставщиками товаров (работ и услуг) начисленных сумм НДС при изменении сроков исполнения налоговых обязательств, а также подачи ими дополнительных форм налоговой отчетности.

     Наличие  у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового  законодательства, как неисполнение налогового обязательства по уплате  НДС, изменение срока уплаты, а также представления дополнительной налоговой отчетности в период налоговой проверки приводит потерям бюджета по НДС и соответственно к снижению налоговых поступлений. Предлагаемые поправки исключают излишний возврат НДС по таким недобросовестным поставщикам. 

      В связи с чем  в целях исполнения рекомендаций   Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан редакция подпункта  1) пункта 52-1 перенесена в подпункт 8) пункта 52.

Казахстанский Филиал «Карачаганак 

Петролеум Оперейтинг Б.В.» (далее - КПО)

Ввиду планируемых дополнений пунктами 
7, 8, 9  в Правила возврата НДС из бюджета 
РК, сообщаем следующее что в пункте
52 Правил сказано: «…уменьшенных на 
суммы превышения НДС, приходящиеся 
на поставщиков товаров, работ, услуг, 
у которых установлены нарушения 
налогового законодательства…» КПО 
считает что новые пункты 7,8,9 
не являются нарушениям 
налогоплательщика, это права 
данные налогоплательщикам 
на законодательном уровне, 
соответственно данные нововведения 
не могут отражаться в пункте 52 
Правил возврат НДС.




КПО: К пункту 7 комментарии, 
следующие: как мы понимаем, 
возникают риски у налогоплательщиков 
по наличию неисполненного обязательства 
по уплате начисленных сумм НДС 
по всем уровням поставщиков
Полагаем, что в данном 
подпункте нарушается принципы 
определенности и справедливости 
налогообложения (статья 6 и 7 
Текущего НК). Поскольку 
должны проверяться только 
непосредственные поставщики 
КПО, имевшие взаиморасчеты с КПО. 
В связи с этим, просим 
оставить данный пункт без изменения.
КПО: К пункту 8 комментарии, 
следующие: как мы считаем, 
здесь также нарушаются принципы 
определенности и справедливости 
налогообложения (статья 6 и 7 
Текущего НК) по отношению 
к КПО. Поскольку КПО не 
должен недополучать 
положенный ему возврат 
НДС по налогоплательщикам, 
по которым имеются изменения 
срока исполнения налогового 
обязательства по уплате НДС, 
определенные главой 6 НК 
РК (отсрочка/рассрочка), таким 
образом должны быть равные 
права для каждой стороны как 
КПО так и его поставщика.                                                                                           
При этом отмечаем, что налоговые 
органы могут применить пункт 8 
и к поставщикам на различных 
уровнях, потому как нет 
ясности по уровням 
поставщиков.                                                                                                     В связи с этим, просим отменить 
внесение данного пункта.
КПО: К пункту 9 комментарии, следующие
как мы считаем, так же как и в двух 
предыдущих комментариях к пунктам 
7 и 8 несправедливое отношение к 
заявителю на возврата НДС, поскольку 
заявитель, в данном случае КПО не 
должен покрывать суммы НДС, 
по которым имеются расхождения 
выявленные у его поставщиков и 
которые готовы устранить их как 
можно скорее. 
Более того, считаем введение данного 
пункта неправомерно, поскольку 
на практике в период проведения 
тематических проверок по возврату 
НДС возникают неоднозначные 
ситуации, которые необходимо 
исправить путем предоставления 
дополнительных деклараций на 
уменьшение поставщиками по 
различным техническим моментам 
и привести в соответствие с 
выпущенными поставщиком ЭСФ 
в системе ИС «ЭСФ».
При этом, данный пункт нарушает 
права налогоплательщиков в целом 
и идет в разрез с нормами 
НК, поскольку статей 211 НК 
предусмотрено внесение изменений 
и дополнений в налоговую отчетность.
При этом отмечаем, что налоговые 
органы могут применить пункт 9 
и к поставщикам на различных 
уровнях, потому как нет ясности 
по уровням
поставщиков.
В связи с этим, просим отменить 
внесение данного пункта.

АО "Интергаз Центральная Азия"
Не поддерживается. Данная поправка 
вводит порочную практику 
наказания добросовестного 
налогоплательщика - покупателя 
за нарушения, к которым 
этот налогоплательщик не имеет отношения. 
У налогоплательщика отсутствуют законные 
основания для контроля своих контрагентов, 
он не может отвечать за 
правильность и полноту ведения 
бухгалтерского и налогового учета 
своими поставщиками.
Необходимо переориентировать 
налоговый контроль на контроль 
поставщиков - исключить 
перенос налогового бремени 
и ответственности поставщиков 
контрагентов на добросовестных 
покупателей.
Субъекты квазигосударственного 
сектора осуществляют закупочную 
деятельность в соответствии с 
Законами «О государственных закупках» 
и «О закупках отдельных субъектов 
квазигосударственного сектора», 
Порядком осуществления закупок 
ФНБ Самрук-Қазына» и юридическими 
лицами ФНБ Самрук-Қазына», 
где не предусмотрен отказ в 
заключении договора о закупках 
контрагентам, выигравшим тендеры. 
Соответственно перекладывать 
на добросовестных покупателей 
налоговые обязательства контрагентов 
неправомерно.
Данный подход не является 
законным и противоречит позиции 
руководства страны, неоднократно 
высказываемой на различных 
площадках, о необходимости 
соблюдения норм закона и о 
неправомерности нарушения 
прав предпринимателей.

подпункт 1) пункта 52-1 1) изменивших сроки исполнения налогового обязательства по уплате НДС в соответствии с главой 6 Налогового кодекса до завершения тематической проверки услугополучателя;
1) исключить;
Поправка вносится в целях исполнения  первого и второго абзаца подпункта 1) пункта 3.3.2 рекомендации Аудиторского заключения Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан «Государственный аудит налогового и таможенного администрирования» от 6 июня 2024 года № 13-Қ-ҚБПҮ. В целях исключения незаконного и  излишнего возврата превышения НДС из бюджета при отсутствии фактической уплаты поставщиками товаров (работ и услуг) начисленных сумм НДС при изменении сроков исполнения налоговых обязательств, а также подачи ими дополнительных форм налоговой отчетности.
Согласно действующему положению Правил  возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска, утвержденнных   приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 391  при подтверждении достоверности суммы превышения НДС расхождения не учитываются как риск неисполнения налоговых обязательств по поставщикам,  изменившим сроки исполнения налогового обязательства по уплате НДС до завершения тематической проверки проверяемого налогоплательщика.
 В связи с чем  в целях исполнения рекомендаций   Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан редакция подпункта перенесена в подпункт 8) пункта 52.
КПО: 
Как мы считаем, здесь также 
нарушаются принципы 
определенности и справедливости 
налогообложения (статья 6 и 7 
Текущего НК) по отношению к 
КПО. Поскольку КПО не должен 
не дополучать положенный 
ему возврат НДС по 
налогоплательщикам, по 
которым имеются изменения 
срока исполнения налогового 
обязательства по уплате НДС, 
определенные главой 6 НК РК, 
таким образом должны быть 
равные права для каждой 
стороны как КПО так и его поставщика.
Изменение срока исполнения 
налогового обязательства по уплате 
НДС в соответствии с главой 6 
НК РК — это право данное 
налогоплательщикам на законодательном 
уровне.
В связи с этим, просим отменить 
исключение данного пункта.


АО "Интергаз Центральная Азия"
Не согласны.
Оставить редакцию подпункта 1 пункта 
52-1, так как пункт 52-1 был внесен в 
Правила возврата НДС в 2023 году 
в целях дополнительного 
стимулирования субъектов частного 
предпринимательства путем 
исключения нарушений по поставщикам, 
в том числе имеющим отсрочку 
по уплате НДС при подтверждении 
достоверности суммы превышения 
НДС, в соответствии с пунктом 11 
статьи 152 Налогового кодекса. 
В связи с чем необходимо при 
подтверждении достоверности 
суммы превышения НДС не 
учитывать как риск неисполнения 
налоговых обязательств по поставщикам,  
изменившим сроки исполнения налогового 
обязательства по уплате НДС до завершения 
тематической проверки 
проверяемого налогоплательщика.


  • 115
  • 0
  • 4 декабря 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.