Письмо в МЗРК и КГД относительно разъяснения по вопросам, связанным с исчислением отчислений и взносов на обязательное социальное медицинское страхование

Дата:  08.08.2017
Номер:  110-08/17

Исх.№ 110-08/17 от 08.08.17

          Министерство здравоохранения

Республики Казахстан

 

Копия Комитет государственных расходов

Министерства финансов

Республики Казахстан

 

       

   Национальная Ассоциация бизнеса,  в связи с в изменениями в Закон Республики Казахстан от 16.11.2015 г. № 405-V «Об обязательном социальном медицинском страховании» (далее – Закон),  внесенных Законом Республики Казахстан от 30.06.2017 г. № 80-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» (вступает в законную силу с 14.07.2017 г.)  и  приказом Министра здравоохранения РК «Об утверждении Правил и сроков исчисления (удержания) и перечисления отчислений и (или) взносов и взыскания задолженности по отчислениям и (или) взносам» №478 от 31 июля 2017 года, просит предоставить разъяснения по вопросам, связанным с исчислением отчислений и взносов на обязательное социальное медицинское страхование.

 

1.              Относительно взносов физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера.

   Так, согласно п. 3 ст. 29 Закона ежемесячный объект, принимаемый для исчисления взносов, не должен превышать пятнадцатикратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (далее МЗП). Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов, должен исчисляться по сумме всех видов доходов физического лица и не должен превышать пятнадцатикратный минимальный размер МЗП. При уплате взносов с суммы дохода работника, равной пятнадцатикратному минимальному размеру МЗП, уплата взносов с других доходов физического лица при наличии документа, подтверждающего уплату таких взносов, не требуется. Таким документом является справка о суммах полученных доходов, исчисленных и уплаченных взносов, выданная налоговым агентом (далее - Справка).

          В этой связи просим разъяснить следующие вопросы.

 

 1) В случае, если  физическое лицо получает доход  по договорам гражданско-правового характера в нескольких компаниях одновременно, как физическое лицо должно получать Справку?  Правильно ли мы понимаем, что физическое лицо должно каждый месяц брать справку у одного налогового агента и нести к ее другому налоговому агенту?

2) В случае, если справка не будет предоставлена в конце месяца (работник по договору гражданско-правового характера заболел и (или) бухгалтер первой компании по какой-то другой причине не смог вовремя выдать Справку), вторая компания удержит взносы повторно? 

3) В случае, если в нескольких компаниях зарплата больше 15 МЗП, в какой из них должны удержать взносы с доходов физического лица по договорам гражданско-правового характера, а в какой не должны?

4) В случае, если начисленный доход физического лица по договорам гражданско-правового характера будет составлять сумму меньше, чем рассчитанная по Закону РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» сумма взноса в ФОМС, то за счет каких средств  налоговый агент должен перечислить недостающую сумму взноса. Например, если доход составляет 1 тыс. тенге за незначительные работы, то как предприятию удержать сумму взноса на ОСМС минимальный размер которого составляет 1223 тенге ?

5) В случае, если начисленный доход физического лица по договорам гражданско-правового характера будет составлять сумму меньше, чем рассчитанная по Закону РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» сумма взноса в ФОМС, то за счет каких средств  налоговый агент должен перечислить недостающую сумму взноса?

6) В случае, если стоимость работ/услуг  по договорам гражданско-правового характера с несколькими компаниями превышает 15 МРЗП, каждая из налоговых агентов удержит взносы в сумме 18 344 тенге. Вопрос: как будет осуществлен возврат взносов? Правильно ли мы понимаем, что возврат будет осуществлен  всем компаниям, за исключением той, которая первой перечислила взносы с доходов физического лица по договорам гражданско-правового характера?

 2.    Относительно отчислений на ОСМС.

В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Закона юридические лица уплачивают отчисления на ОСМС в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты дохода. Обычно в случаях, когда платеж выполняет налоговый агент за счет средств физического лица, то величина перечисления зависит от доли выплаченного дохода. Например, пенсионные взносы сначала исчисляются (например, 10% от начисленного дохода), потом по мере выплаты дохода – удерживаются из дохода физлица (пропорционально выплаченному доходу) и затем перечисляются.

Например, начислено 10 тыс. ОПВ. В связи с выплатой 50% заработной платы удержано 5 тыс. ОПВ (50% от исчисленной суммы) и перечислено в фонд. После выплаты оставшейся заработной платы, будет до перечислена оставшаяся сумма ОПВ. То есть перечисление, зависит от доли выплаченной заработной платы.

Для платежей, которые работодатель уплачивает за счет собственных средств (например соц. отчисления или профессиональные пенсионные взносы) этот механизм не применяется - перечисляется вся сумма исчисленных взносов. Но и срок их перечисления не зависит от выплаты дохода (срок установлен не от даты выплаты дохода, а от отчетного периода).

В отношении отчислений на ОСМС срок установлен от выплаты доходов, при этом отчисления не удерживаются из доходов работников. В этой связи просьба разъяснить, учитывая, что срок перечисления отчислений ОСМС установлен относительно даты выплаты дохода:

а) Следует ли выполнять перечисление отчислений пропорциональной величине выплаченного дохода (по аналогии с ИПН, ОПВ) или можно перечислять отчисления в объеме 100% от исчисленной суммы?

б) Вправе ли предприятие перечислить исчисленную сумму отчислений ОСМС в зависимости от даты начисления дохода сотруднику, а не даты его фактической выплаты? Например, в августе перечислить отчисления по заработной плате сотрудников за июль, даже если фактическая выплата заработной платы июля проводится в августе.

3.    Относительно осуществления Отчислений на ОСМС с доходов работников-иностранцев, не проживающих постоянно на территории Республики Казахстан:

Подпунктом 10 пункта 2 статьи 14 Закона предусмотрено освобождение иностранцев, постоянно не проживающих на территории РК, от уплаты Взносов:

«Плательщиками взносов не являются иностранцы и лица без гражданства, за исключением лиц, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и оралманов, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан».

Пример. Сотрудник является гражданином ЕАЭС.

Статьей 98 Договора о Евразийском экономическом союзе, предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. 

Приложением 30 к Договору ЕАЭС определено право граждан ЕАЭС на получение медицинской помощи в стране трудоустройства в соответствии с действующей системой финансирования здравоохранения страны.

Таким образом, если иностранец является гражданином ЕАЭС, то за него необходимо выполнять уплату взносов и отчислений на ОСМС вне зависимости от наличия вида на жительство в РК.

Просим Вас разъяснить, освобождаются ли работодатели от уплаты Отчислений   (а не только Взносов) на ОСМС за доходов работников-иностранцев, не проживающих постоянно на территории Республики Казахстан? Работники-иностранцы нерезиденты (гражданин ЕАЭС)  постоянно живут вне РК, выполняют работы  вне РК (в соответствии с трудовым договором с работодателем-резидентом РК), в связи с чем медицинскими услугами в РК воспользоваться не могут.

4.              Относительно осуществления Отчислений и Взносов на ОСМС с доходов работников, находящихся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет:

Согласно подп. 1 п. 1 ст 26 и п.7 ст 28 Закона не рассматриваются в качестве субъектов исчисления Взносов и Отчисления доходы лиц, установленных подп. 5 п. 1 ст 26:

«лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет».

 

Просим Вас разъяснить, освобождаются ли работодатели от уплаты Отчислений на ОСМС за доходов работников, если в течение отпуска по уходу за ребенком им выплачивались премии к празднику и прочие выплаты за неотработанное время?

 

5.              Относительно уплаты Взносов и Отчислений в период с начала отпуска по беременности и родам до рождения ребенка:

 

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 99 Трудового кодекса РК устанавливает отпуск «по беременности и родам», при этом в категорию лиц, освобожденных от уплаты (начисления) Взносов и Отчислений включены  согласно подпункта 5 пункта 1 статьи 26 Закона об ОСМС «лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей)».

 Просим Вас разъяснить, освобождаются ли от уплаты (начисления) Взносов и Отчислений на ОСМС лица в период их отпуска по беременности и родам до рождения ребенка?

 6.    Относительно возврата платежей

          Налогоплательщиком (БВУ) было осуществлено перечисление за работников  отчисления  на обязательное социальное медицинское страхование согласно списка, при этом, произведен 2.08.2017г.  возврат в сумме 3 669 тенге и в назначении платежа указано следующее:

"Возврат ошибочных элементов платежа № 26-000001 от 01.08.
2017  референс CU17072813501601 на сумму 56072. Ошибка на 1  чел. на сумму 3  669 Сумма мед.отчисления больше ограничения".

          Фондом социального медицинского страхования (далее - Фонд были даны рекомендации отправить  вместо суммы 3 669 сумму в размере 3 668,85 тг, так как в НАО " Государственная корпорация " Правительство для граждан " еще не произведены настройки по округлению данной суммы и суммы превышающие 3 668,85 тенге будут все возвращены до решения технических проблем.
 
          Сумма возврата  была рассчитана с применением округления в соответствии с п.39 " Правил и сроков  исчисления (удержания)  и перечисления отчислений и (или) взносов № 478 от «30» июня 2017 года", где указано:

 

"39. Уплата взносов и отчислений производится в тенге с учетом округления тиынов в следующем порядке:

сумма до 50 тиын округляется до 0 тенге;

сумма от 50 тиын округляется до 1 тенге".

         В случае перечисления суммы  в размере 3 668,85 тенге вместо суммы 3 669 тенге, Банком будут нарушены вышеуказанные Правила. Кроме того, для Банков произвести перерасчет по всем таким суммам  технически не представляется возможным,  так как Банком автоматизирован данный процесс в соответствии с Правилами и сформированы списки для осуществления платежей в  НАО " Государственная корпорация " Правительство для граждан".  

Просим оказать содействие в разрешении данного вопроса.

7.    Относительно уплаты Взносов и Отчислений индивидуальными предпринимателями

         Общеустановленный порядок. Для ИП на общеустановленном режиме объектом исчисления является доход за минусом вычетов. Объект исчисления  определяется по итогам года. Каким образом ИП может определить и оплачивать ежемесячно взносы на ОСМС?


ОТВЕТ МЗРК

 

  • 49343
  • 0
  • 8 августа 2017

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.