Новый налоговый штраф

Вопрос

Новый налоговый штраф

С 1995 года граждане Казахстана, имеющие деньги на счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, обязаны представлять декларацию по индивидуальному подоходному налогу один раз в год в срок до 31 марта года, следующего за отчетным.

В случае непредставления декларации сначала был предусмотрен штраф, а до 1 января 2017 года - только лишь предупреждение.

Но с 1 января этого года ввели административный штраф согласно части 3 статьи 275 КоАП РК. И теперь за непредставление декларации или неотражение в декларации сведений о всех счетах предусмотрен штраф в размере 250 МРП за каждый сокрытый счет. А это - 567 250 тенге. То есть, если у какого-то нашего студента, который учится за рубежом, есть, например, пара банковских счетов за границей, и этот студент не подал декларацию по ИПН  за 2016 год, то его могут оштрафовать на 1 134 500 тенге, при этом на счетах у него может находиться всего 2 рубля или 2 доллара, или 2 евро.

С 1 января 2107 года также ввели обязанность казахстанцам подавать декларацию при наличии иностранного недвижимого имущества, ценных бумаг и долей участия. Такую декларацию нужно сдать до 31 марта 2018 года. В противном случае предусмотрен штраф по вышеуказанной статье КоАП, а именно 250 МРП за каждое в отдельности неотраженное имущество.

Многие спрашивают, каким образом государство узнает про такие деньги и имущество. Дело в том, что Казахстан ратифицировал в 2015 году Страсбургскую конвенцию, которой предусматривается взаимообмен данными по имуществу и деньгам за рубежом между 90 странами.

Так что в 2017 году все данные о счетах и недвижимости, принадлежащих казахстанцам за рубежом, могут стать известны нашим налоговым органам и тогда все, кто не сдал декларации, будут оштрафованы по 567 250 тенге за каждый сокрытый счет или квартиру.

Поэтому, во избежание уплаты штрафа, лица, имеющие банковские счета и имущество за рубежом, могут подать декларацию, несмотря на то, что срок ее представления за 2016 год истек. По законодательству представление декларация возможно в любое время, и если это сделать до налоговой проверки, то штраф не накладывается. Возможен другой вариант. Это если налоговики вначале направят уведомление о том, что нужно подать декларацию, и только после неисполнения такого уведомления наложат штраф.

ВОПРОС: возможно Вы уже столкнулись с этим. Дело в том, что если согласится с тем указывается выше, в моем понятии, моя племянница, которая учится в России , должна была представить декларацию ФНО 240.00 до 31.03.2017 года за 2016 год о деньгах на своем расчетном счете в России (сбербанк). НО, если смотреть налоговый кодекс , там в статье 185 внесены изменения, ниже:

ТО ЕСТЬ исключен (перенесен на 2020 год)  пункт 1 статьи 185, в части банковских счетов.


 

 

 

 

   ОТВЕТ:  

Член Палаты налоговых консультантов

Республики Казахстан

Сауле Муслимова

ДЛЯ КОГО НОВЫЙ НАЛОГОВЫЙ ШТРАФ 

    Изменения  по   административной ответственности физического лица

 

Рассмотрим, что изменилось с 1 января 2017 года по   административной ответственности за не исполнение налогового обязательства физического лица по декларированию  доходов и имущества,  находящихся  за рубежом

 

При камеральном контроле по сведениям информационной технологии

без выхода на проверку

 

БЫЛО. До  1 января 2017 года,  если не представлена Декларация  формы 240.00 физическими  лицами резидентами со дня выявления нарушения согласно статье 607 Налогового Кодекса РК  органы государственных доходов высылают уведомление о необходимости исполнения последним налогового обязательства:

ü     по  имеющимся деньгам на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан;

ü      по полученным прочим доходам, в том числе по  доходам за пределами Республики Казахстан.

 Такое  нарушение, указанное в уведомлений согласно пункту 2 статьи 608 Налогового Кодекса РК,  подлежит исполнению в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления налогоплательщику (налоговому агенту).

А также, согласно части первой статьи 272 КоАП РК налагается  предупреждение.

В случае  же не представления Декларации формы 240.00 в течение 30 рабочих дней частью первой статьи 288 КоАП РК  налагается штраф  в размере 8 МРП (2017 год-18152 тенге) за невыполнение налогоплательщиком законных требований органов государственных доходов  в указанный срок.

 

     СТАЛО.   А с  1 января  2017 года не представление  Декларации  формы 240.00 пунктами 3 и 4 статьи 275 КоАП РК приравнивается к неотражению сведений физическими  лицами резидентами  как сокрытие объектов налогообложения, которые влекут штраф в размере 250 МРП   по  следующим налоговым обязательствам:

· по имеющимся по каждому банковскому счету в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан деньгам на банковских счетах;

· по имеющимся в отдельности каждому объекту имущества на праве собственности, таких как:

ü     недвижимое имущество, которое (права и (или) сделки по которому) подлежит государственной или иной регистрации (учету) в компетентном органе иностранного государства в соответствии с законодательством иностранного государства;

ü     ценные бумаги, эмитенты которых зарегистрированы за пределами Республики Казахстан;

ü     доли  участия в уставном капитале юридического лица, зарегистрированного за пределами Республики Казахстан.

 

В случае  налоговой проверки

 

В случая выявления нарушения в ходе  налоговой проверки   как непредставления налоговой отчетности по полученным прочим доходам, в том числе по  доходам за пределами Республики Казахстан, как до 1 января 2017 года, так и после  пунктом 1 статьи 275 КоАП РК  за сокрытие налогоплательщиком объектов налогообложения,  - влечет штраф на физических лиц, в размере 150% от суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащих уплате по сокрытому объекту налогообложения.

 

Какие позиции перенесены на 2020 год

 

Перенесены с 2016 года до 2020 года Законом РК от 30 ноября 2016 года № 26-V,  другие позиции статьи 185 Налогового Кодекса, как исключение пунктов 1 и 2 данной статьи, которые не влияют на  объекты налогообложения. Так как данные положения будут выражены другими новыми статьями в связи с всеобщим декларированием.

 

 

РЕЗЮМЕ. В случае, с 1 января 2013 года до настоящего времени, если представлена  в орган государственных доходов Декларация по индивидуальному подоходному налогу, но не в срок, установленный  Налоговым Кодексом РК (представлена несвоевременно, т.е. позднее 31 марта следующего за отчетным годом), - согласно части первой статьи 272 КоАП РК налагается  предупреждение.

Введено в действие с 1 января 2017 г. Законом РК от 13.11.15 г. № 400-V:

Но, если не представлена Декларация по индивидуальному подоходному налогу с 1 января 2017 года может быть применена новыми пунктами 3 и 4 статьи 275 КоАП РК  (введенными  Законом РК от 13.11.15 г. № 400-V) административные взыскания как «Сокрытие объектов налогообложения», и в таком случае налагается штраф в размере 250 МРП (в 2017 году- 567 250 тенге) за каждое в отдельности неотраженное имущество  и  по каждому банковскому счету в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан.

Не устранение нарушений, в течение года после наложения административного взыскания - влечет штраф в размере 500 МРП (в 2017 году- 1 134 500 тенге).

 

В  ЧАСТНОСТИ, в примечании к данной статье изложено, в том числе,  в следующей редакции:

ü   Для целей частей третьей и четвертой данной  статьи административная ответственность возникает в отдельности по каждому объекту имущества, подлежащего государственной или иной регистрации (учету), права и (или) сделки по которому подлежат государственной или иной регистрации (учету) в компетентном органе иностранного государства в соответствии с законодательством иностранного государства, а также по каждому банковскому счету в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан.

ü   Для целей части третьей настоящей статьи непредставление лицом декларации по индивидуальному подоходному налогу в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан приравнивается к неотражению сведений о наличии имущества на праве собственности за пределами Республики Казахстан, а также денег на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан.


Каков  порядок  декларирования доходов и имущества,

 находящегося за рубежом

 

 

В чем принципы  международного налогообложения

 

Основные  принципы международного налогообложения предусмотрены статьей 188 Налогового Кодекса РК:

 

Резиденты Республики Казахстан уплачивают в Республике Казахстан  налоги с доходов из источников в Республике Казахстан и за ее пределами.

Нерезиденты уплачивают в Республике Казахстан налоги с доходов из источников в Республике Казахстан.

 

Резиденты и нерезиденты уплачивают в Республике Казахстан также иные налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым Кодексом, при возникновении таких обязательств.

 

У кого обязанности по декларированию  доходов и имущества, 

находящихся  за рубежом

 

Начнем с того, кто должен декларировать доходы и имущество,  находящееся за рубежом согласно статье 185 Налогового Кодекса РК.

В соответствии с подпунктом 4), 5)  и 6) пункта 1 статьи 185 Налогового кодекса декларации по индивидуальному подоходному налогу представляют физические лица – резиденты:

4) получившие прочие доходы, в том числе доходы за пределами Республики Казахстан;

5) физические лица, имеющие деньги на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан;

Введено в действие с 1 января 2017 г. Законом РК от 13.11.15 г. № 400-V:

6) физические лица, имеющие следующее имущество на праве собственности:

недвижимое имущество, которое (права и (или) сделки по которому) подлежит государственной или иной регистрации (учету) в компетентном органе иностранного государства в соответствии с законодательством иностранного государства;

ценные бумаги, эмитенты которых зарегистрированы за пределами Республики Казахстан;

долю участия в уставном капитале юридического лица, зарегистрированного за пределами Республики Казахстан.

 

При этом кто   резидент РК, а кто нерезидент в РК

 

Критерии определения резидентства раскрываются в статье 189 Налогового кодекса:

  Резидентами Республики Казахстан в целях налогообложения  признаются физические лица, постоянно пребывающие в Республике Казахстан или непостоянно пребывающие в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов которых находится в Республике Казахстан.

Центр жизненных интересов физического лица рассматривается как находящийся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:

1) физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство);

2) семья и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан;

3) наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) членам его семьи, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания членов его семьи.

Физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста 183 календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.

 

 

 

Кроме того, физическими лицами-резидентами независимо от времени их проживания в Республике Казахстан и любых других критериев, предусмотренных данной статьей, признаются физические лица, являющиеся гражданами Республики Казахстан, а также подавшие заявление о приеме в гражданство Республики Казахстан или о разрешении постоянного проживания в Республике Казахстан без приема в гражданство Республики Казахстан:

1) командированные за рубеж органами государственной власти, в том числе сотрудники дипломатических, консульских учреждений, международных организаций, а также члены семей указанных физических лиц;

2) члены экипажей транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам или гражданам Республики Казахстан, осуществляющих регулярные международные перевозки;

3) военнослужащие и гражданский персонал военных баз, воинских частей, групп, контингентов или соединений, дислоцированных за пределами Республики Казахстан;

4) работающие на объектах, находящихся за пределами Республики Казахстан и являющихся собственностью Республики Казахстан или субъектов Республики Казахстан (в том числе на основе концессионных договоров);

5) студенты, стажеры и практиканты, находящиеся за пределами Республики Казахстан с целью обучения или прохождения практики, в течение всего периода обучения или практики;

6) преподаватели и научные работники, находящиеся за пределами Республики Казахстан с целью преподавания, консультирования или осуществления научных работ, в течение всего периода преподавания или выполнения указанных работ;

7) находящиеся за пределами Республики Казахстан с целью лечения или прохождения оздоровительных, профилактических процедур.

 

При этом, статьей 189 Налогового Кодекса РК, отмечено, что физическое лицо не являющееся резидентом РК является нерезидентом.

Соответственно,  если  физическое лицо имеющее гражданство РК (удостоверение либо паспорт, выданный РК), но   центр жизненных интересов, которого находится за пределами РК, то такое лицо для   Республики Казахстан является нерезидентом.

И наоборот, иностранец,  чьи  жизненные интересы находятся в РК,  либо студент находящиеся за пределами Республики Казахстан с целью обучения или прохождения практики, в течение всего периода обучения или практики является резидентом РК.

 

Доходы,  подлежащие отражению в декларации

 

Прочие доходы, предусмотренные статьей 184 Налогового Кодекса РК   относятся к доходам, не облагаемым у источника выплаты.

Исчисление и срок уплаты доходов, не облагаемых у источника выплаты, осуществляется в соответствии с главой 20 Налогового кодекса.

В соответствии с подпунктом  2) п. 1 ст. 155 Налогового кодекса, объектами обложения индивидуальным подоходным налогом являются доходы физического лица в виде доходов, не облагаемых у источника выплаты.

В соответствии с подпунктом 4) статьи 177 Налогового кодекса к доходам, не облагаемым у источника выплаты, относятся, в том числе, прочие доходы.

При этом согласно пп.1) п.1 статьи 184 Налогового кодекса под прочими доходами понимаются, в частности, доходы, полученные из источников за пределами Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 178 Налогового кодекса исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, не облагаемым у источника выплаты, производится по ставке 10 процентов налогоплательщиком за налоговый период  с представлением самостоятельно декларации.

Пунктом 2 статьи 184 Налогового кодекса установлено, что налогообложение доходов,  полученных за пределами РК указанных в подпункте 1) пункта 1 данной  статьи, производится с учетом особенностей, установленных главой 27 Налогового кодекса.

Согласно статье 221 Налогового кодекса для целей Налогового  Кодекса доходами из источников за пределами Республики Казахстан независимо от места выплаты признаются все виды доходов, не являющиеся доходами из источников в Республике Казахстан. Налогоплательщик-резидент обязан отразить в налоговой декларации в Республике Казахстан доходы из источников за пределами Республики Казахстан, в том числе из источников в государствах с льготным налогообложением.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Налогового кодекса в случае получения резидентом доходов из источников в иностранном государстве, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, при выполнении соответствующего международного договора резидент вправе применить в указанном государстве положение этого международного договора в целях получения освобождения от налогообложения или применения сниженной ставки налога на такие доходы в иностранном государстве.

Вместе с тем, согласно статье 223 Налогового кодекса суммы уплаченных за пределами Республики Казахстан налогов на доходы или идентичного вида подоходного налога с доходов, полученных налогоплательщиком-резидентом из источников за пределами Республики Казахстан, в иностранном государстве, с которым Республикой Казахстан  не заключен международный договор,  зачитываются при уплате индивидуального подоходного налога в Республике Казахстан при наличии документа, подтверждающего уплату налога.

Таким документом является справка о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, заверенная налоговым органом иностранного государства.

В случае, если справка о суммах полученных доходов из источников в иностранном государстве и уплаченных налогов, выданная и (или) заверенная налоговым органом иностранного государства, составлена на иностранном языке, обязательно наличие перевода на казахский или русский язык, засвидетельствованного нотариусом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

При отнесении в зачет налогов, уплаченных  физическим лицом резидентом в иностранном государстве, в счет уплаты индивидуального подоходного налога налогоплательщик вправе представить указанную справку по требованию налогового органа с целью проведения камерального контроля.

Согласно статье 186 Налогового кодекса декларация по индивидуальному подоходному налогу представляется в налоговый орган по месту жительства не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, за исключением случаев, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" и Законом Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией", когда  представляются  до выборов.

Следует отметить, что местом жительства физического лица согласно подпункту 1) пункта 7 статьи 560 Налогового Кодекса РК является  - место регистрации гражданина в соответствии с законодательством Республики Казахстан о регистрации граждан.

Правила регистрации внутренних мигрантов и внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан утверждены постановлением  Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 2011 года № 1427.

Согласно данных Правил регистрации по месту жительства подлежат, в том числе:

1) граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на ее территории и переселяющиеся внутри государства в целях постоянного или временного проживания, а также прибывшие на постоянное жительство из-за границы;

2) иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан.

Таким образом, согласно статье 185 и 186 Налогового кодекса, должны сдавать соответствующую декларацию формы 240.00  (либо 230.00) по месту жительства не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, физические лица-резиденты:

·         получающие доходы за пределами РК (декларировать мировые доходы);

·          имеющие банковские счета в иностранных банках, а также денег на таких счетах (возможны любые суммы);

·         недвижимое имущество, ценные бумаги, доли участия за рубежом.

 

И так, закончилась  пора легализации,  началась пора налогового администрирования.

Не исполнение налогового обязательства перед государством влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

 

Как могут знать фискальные органы  об объектах налогообложения, 

находящихся  за рубежом

Обмен сведениями между странами

Введен с 1 января 2017 года новый подпункт 3-2 пункта 1 статьи 19 Налогового Кодекса РК регламентирующий права налоговых органов по получению и обмену информацией  (автоматического и по запросу) в рамках международного сотрудничества в рамках международного налогового сотрудничества и  глобального стандарта обмена налоговой информацией ОЭСР,  в том числе составляющей коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну.

Международное взаимодействие по обмену информацией

в рамках Страсбургской Конвенции

Вместе с тем, в 2014 году Казахстаном ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, к которой присоединились 103 государства, в том числе 19 оффшорных юрисдикций.

Конвенция предусматривает обмен информацией на взаимной основе между странами-участницами в целях противодействия теневой экономике, отмыванию теневых доходов, включая уклонение от уплат налогов.

Ратификация и, соответственно, признание Казахстаном положений Страсбургской Конвенции,  создает правовую основу для обмена сведениями о доходах резидентов Республики Казахстан, полученных за границей, и взыскания сумм неуплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет с нерезидентов, проведения налогового контроля, которое увеличит налоговые поступления с доходов нерезидентов, полученных из источников в Республике Казахстан, и с доходов резидентов Республики Казахстан, полученных от внешнеэкономической деятельности.

При этом Страсбургская Конвенция направлена на повышение эффективности практики обмена налоговой информацией между налоговыми службами стран - участниц данной Конвенции.

Этот механизм имеет ряд значительных преимуществ по сравнению с действующими Конвенциями и Соглашениями:

1) Данная Конвенция позволяет взаимный обмен по всем видам налогов и любой информацией, касающейся налогоплательщиков стран - участниц.

2) Значительно упрощаются методы получения необходимой информации. Кроме письменных запросов, в рамках Страсбургской Конвенции появляется возможность автоматического обмена без отправки отдельных запросов и писем.

3) Положения данной Конвенции предусматривают взаимные обязательства стран-участниц по оказанию помощи на своей территории по вопросу взыскания налоговой задолженности.

4) Страсбургская Конвенция создает правовую основу для проведения одновременных налоговых проверок на территории каждой заинтересованной страны. Также, при необходимости, представители налоговой службы Казахстана могут принять участие в налоговых проверках, проводимых в стране-участнице Конвенции.

В этой связи в целях создания правовой основы для исполнения Казахстаном положений вышеуказанного соглашения внесены поправки в Налоговый, Гражданский кодексы, законы о банках, о страховании, о рынке ценных бумаг, предусматривающие внедрение механизмов и инструментов обмена информацией в сфере налогообложения.

Также одним из международных договоров, на основании которых будет осуществляться обмен информацией между компетентными органами является Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством США о совершенствовании международной налоговой дисциплины (FATCA).

В настоящее время разработаны Правила по предоставлению информации в КГД финансовыми институтами по отдельным банковским счетам и активам, которые проходят процедуру согласования с НБ и другими финансовыми институтами.

Автоматический обмен информацией будет осуществляться посредством информационных систем КГД МФ РК на уровне центрального аппарата, т.е. работников КГД.

Вместе с тем, все сведения, полученные в отношении резидентов Республики Казахстан, планируется направлять в тот орган государственных доходов, по месту которого данное лицо зарегистрировано в целях осуществления контрольных функций, возможного осуществления камерального контроля или в случаях предусмотренных законодательством проведения проверок.

В этой связи  также, в целях создания правовой основы для исполнения Казахстаном положений вышеуказанного соглашения внесены поправки в Налоговый и Гражданский кодексы, законы о банках, о страховании, о рынке ценных бумаг, предусматривающие внедрение механизмов и инструментов обмена информацией в сфере налогообложения.

 

 Сауле Муслимова 

  • 34056
  • 0
  • 20 апреля 2017

Ответы на вопрос (0)

Для получения доступа материалу Вы можете оформить подписку на доступ к ресурсам портала или купить этот материал.

Оформить подписку на доступ к сайту


Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.