О договоре по организации медицинских услуг с резидентом РФ

Вопрос

  Уважаемый, Али Сапаргалиевич! АО (далее –Страховщик), не плательщик НДС, планирует заключить договор по организации медицинских услуг с резидентом РФ (далее - Ассистанс), согласно условиям договора Ассистанс принимает на себя обязательства по организации комплекса медицинских услуг, оказываемых застрахованным лицам, выезжающим за рубеж.

 Территория оказания услуг по данному договору – весь мир, за исключением республики Казахстан. 

 Страховщик в соответствии с договором возмещает стоимость медицинских услуг, оказанных застрахованным лицам, а также выплачивает вознаграждение за их организацию.

 Ассистанс предоставляет круглосуточный доступ в режиме онлайн к программе АИС «Фрегат» (защищенная электронная база данных), в которой Ассистанс регистрирует новые страховые события, информация по которым поступает непосредственно Страховщику. В том числе передает Страховщику информацию с первичным извещением по каждому случаю, вносит в программу медицинскую и иную документацию, оставляет комментарии для Страховщика. Данная информация служит подтверждением страхового случая до получения оригиналов документов. 

 Мы понимаем, что услуга оказана за рубежом и не является доходом облагаемым КПН с доходов нерезидента. Просим пояснить в части налогообложения доступа, предоставляемого в режиме онлайн к программе.

 Можем ли мы рассматривать его как информационную услугу, поскольку никаких действий Страховщик там не производит?

  • 3641
  • 0
  • 4 июля 2022

Ответы на вопрос (1)

Блог Председателя Комитета государственных доходов МФ РК


 Ответ на вопрос от 24 июня 2022 года № 745184

  

 Алтынбаев А.С. 30.06.2022, 04:22


 Здравствуйте! Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК в пределах компетенции сообщает следующее.

 В рассматриваемом случае не ясны предмет и условия договора, которые влекут возникновение налогового обязательства, что является существенным для определения порядка налогообложения. При этом, возникновение того или иного юридического факта зависит от условий гражданско-правовых сделок, финансовых взаимоотношений между участниками сделок.

 Вместе с тем, представляем общеустановленный порядок налогообложения по интересующим Вас вопросам. По КПН Подпунктом 52) пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) определено, что роялти - платеж в том числе за использование или право на использование авторских прав, программного обеспечения, чертежей или моделей, за исключением полной или частичной реализации имущественных (исключительных) прав на объект интеллектуальной собственности; использование или право на использование патентов, товарных знаков или других подобных видов прав.

 Из вышеизложенного следует, что платеж за использование или право на использование программного обеспечения (платеж за предоставление доступа к программному обеспечению), признается роялти. Согласно подпункту 13) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса доходом нерезидента из источников в Республике Казахстан признается доход в виде роялти.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 645 Налогового кодекса доходы из источников в Республике Казахстан юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан (далее в целях главы 72 Налогового кодекса - нерезидент), облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов.

 При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 646 Налогового кодекса, к сумме доходов, указанных в статье 644 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 9 данной статьи. Исчисление и удержание корпоративного подоходного налога по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом:

 1) не позднее дня выплаты доходов нерезиденту - по начисленным и выплаченным доходам;

 2) не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 315 Налогового кодекса для представления декларации по корпоративному подоходному налогу, - по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты.

 Таким образом, доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан в виде роялти подлежат налогообложению в Республике Казахстан по ставке 15 процентов. Пунктом 1 статьи 667 Налогового кодекса установлено, что если иное не установлено международным договором, при выплате доходов нерезиденту в виде дивидендов, вознаграждений и (или) роялти или при отнесении невыплаченных доходов нерезидента в виде вознаграждений и (или) роялти на вычеты налоговый агент вправе самостоятельно применить освобождение от налогообложения или сниженную ставку налога, предусмотренную международным договором, при соблюдении следующих условий:

 1) нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода;

 2) налоговому агенту в срок, установленный пунктом 4 статьи 666 Налогового кодекса, представлен документ, подтверждающий резидентство нерезидента.

 В целях раздела 19 Налогового кодекса под окончательным (фактическим) получателем (владельцем) доходов следует понимать лицо, которое имеет право владения, пользования, распоряжения доходами и не является посредником в отношении такого дохода, в том числе агентом, номинальным держателем. Из пунктов 1 и 2 статьи 12 Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (Москва, 18 октября 1996 года) роялти, возникающие в Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

 Однако, такие роялти также могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель и фактический владелец роялти является резидентом другого Договаривающегося Государства, то налог взимаемый таким образом не должен превышать 10 процентов общей суммы роялти. Соответственно, налоговый агент вправе самостоятельно применить положения международного договора в части применения сниженной ставки налогообложения если нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода и представит налоговому агенту в срок, установленный пунктом 4 статьи 666 Налогового кодекса, документ, подтверждающий резидентство нерезидента, соответствующий требованиям статьи 675 Налогового кодекса.

 С 1 января 2021 года в Республике Казахстан действует Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – Многосторонняя конвенция) и ввиду направления Российской Федерацией уведомления в Депозитарий ОЭСР о начале действия для Российской Федерации в отношении корпоративного подоходного налога у источника выплаты также с 1 января 2021 года, при определении налогооблагаемой базы необходимо руководствоваться положениями Конвенции с учетом положений Многосторонней конвенции. Из преамбулы самой Многосторонней конвенции следует, что «…Признавая, что правительства несут значительные потери бюджета в части налога на прибыль организаций из-за агрессивного международного налогового планирования, в результате которых прибыль искусственно выводится на территории, где она не облагается налогом или облагается по пониженной ставке;…Признавая важность обеспечения того, чтобы прибыль облагалась налогом по месту ведения основной экономической деятельности, в результате которой формируется прибыль и создается стоимость…».

 Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Многосторонней конвенции независимо от любых положений налогового соглашения, льгота в соответствии с налоговым соглашением не предоставляется в отношении вида дохода или капитала, если, принимая во внимание все соответствующие факты и обстоятельства, есть основания полагать, что получение такой льготы было одной из основных целей какого-либо соглашения или сделки, которые прямо или косвенно привели к этой льготе, если только не было установлено, что предоставление такой льготы в этих обстоятельствах будет соответствовать целям и задачам соответствующих положений налоговых соглашений.

 Учитывая вышеизложенное, в целях освобождения от налогообложения или применения пониженной ставки налога при выплате резидентом Республики Казахстан дохода резиденту Российской Федерации, налоговому агенту необходимо определить соответствие транзакции нерезиденту требованиям, предусмотренным PPT, SLOB статьи 7 Многосторонней конвенции, новой преамбулой Конвенции и преамбулой Многосторонней конвенции. Вместе с тем, если доход резидента Российской Федерации не подлежит в Российской Федерации включению в налогооблагаемый доход данного нерезидента либо подлежит обложению налогом с правом на исключение такого дохода из налогооблагаемого дохода и (или) уменьшение (корректировка) налогооблагаемого дохода на сумму такого дохода, то существует большая вероятность, что одной из целей транзакции такому нерезиденту было получение льготы, предусмотренной Конвенцией (PPT, SLOB), налоговый агент при выплате дохода резиденту Российской Федерации не вправе применять освобождение от налогообложения или пониженную ставку корпоративного подоходного налога, предусмотренную Конвенцией.

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.