Земельный налог: частичная отмена уведомления по пеням и налогу на имущество


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: земельный налог


Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС), земельного налога, налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (налог на имущество).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная проверка Компании «К» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и платежей в бюджет, поступлений в пенсионный фонд, поступлений социальных отчислений за период с 01.01.2019г. по 31.12.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 17 590,8 тыс.тенге и пени 4 250,8 тыс.тенге, НДС в сумме (-) 4 688,5 тыс.тенге, земельного налога в сумме 17 600,4 тыс.тенге и пени 4 138,5 тыс.тенге, налога на имущество в сумме 3 583,6 тыс.тенге и пени 1 284,3 тыс.тенге.

Компания «К» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления земельного налога и налога на имущество и при этом приводит следующие доводы.

1.Относительно начисления земельного налога за 2022 год

В жалобе указано, что в соответствии со статьей 505 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) с учетом базовой ставки земельного налога 0,48 тенге за 1 квадратный метр (кв.м.) и имеющихся на балансе Компании «К» земельных участков общей площадью 171 195 кв.м. сумма земельного налога за 2021 год составляет 81,9 тыс.тенге, тогда как Компанией «К» Расчет по земельному налогу за 2021 год ошибочно подан на сумму 0,9 тыс.тенге. В этой связи, Компания «К» согласно с начислением земельного налога за 2021 год.

Компанией «К» отмечено, что площадь земельного участка в 2022 году не изменилась. Сумма земельного налога за 2022 год составила 0,8 тыс.тенге и уплачена в бюджет. Однако, Расчёт текущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество за 2022 год ошибочно подан на сумму 8 720,2 тыс.тенге, так как в строке «Земельного налога» была отражена сумма имущественного налога. В этой связи, Компанией «К» подана дополнительная отчетность по уменьшению земельного налога за 2022 год на сумму 8 719,4 тыс.тенге, которая не отразилась на лицевом счете, и Компанией «К» 02.03.2022г. повторно направлена дополнительная отчетность. В дальнейшем данные дополнительные отчетности отразились на лицевом счете в виде переплаты по земельному налогу в сумме 17 438,8 тыс.тенге.

По утверждению Компании «К», при изменении названия области изменился код Управления государственных доходов (УГД), в связи с чем, возникла техническая ошибка и электронный отчет налогоплательщика не был принят.

УГД по просьбе налогоплательщика 00.00.2022г. в лицевом счете налогоплательщика сделана ручная запись по земельному налогу на сумму 17 439,0 тыс.тенге.

При этом, в ходе налоговой проверки, УГД 00.00.2024г. возвращает обратно корректировку и увеличивает остаток лицевого счета по земельному налогу на сумму 17 439,0 тыс.тенге. После чего, по результатам налоговой проверки в нарушение требований статьи 505 Налогового кодекса начислен земельный налог за 2022 год в сумме 17 437,1 тыс.тенге, пеня и штраф.

Компания «К» считает, что начисление земельного налога за 2022 год приведет к образованию суммы долга по данному налогу и, соответственно, к начислению пени.

Как следует из акта налоговой проверки, в соответствии со статьей 505 Налогового кодекса по земельным участкам Компании «К» сумма земельного налога за 2022 год составляет 82,2 тыс.тенге, тогда как, согласно лицевому счету по земельному налогу налогоплательщиком исчислен налог в сумме (-) 17 437,1 тыс.тенге. В этой связи, по результатам налоговой проверки начислен земельный налог за 2022 год в сумме 17 519,3 тыс.тенге, пеня.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 500 Налогового кодекса объектом налогообложения является земельный участок (при общей долевой собственности на земельный участок - земельная доля).

Согласно статье 502 Налогового кодекса налоговой базой для определения земельного налога является площадь земельного участка и (или) земельной доли.

При этом пунктом 1 статьи 511 Налогового кодекса установлено, что исчисление налога производится путем применения соответствующей налоговой ставки, определенной с учетом положений главы 62 Налогового кодекса, к налоговой базе отдельно по каждому земельному участку.

В статье 505 Налогового кодекса указано, что базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов устанавливаются в расчете на один квадратный метр площади, в частности, базовые налоговые ставки на земли села составляют 0,48 тенге на один квадратный метр площади.

В данном случае, в ходе налоговой проверки установлено, что по сведениям НАО ГК «Правительство для граждан» у Компании «К» имеются земельные участки общей площадью 171 195 кв.м. Сумма земельного налога за 2022 год по указанным земельным участкам составляет 82,2 тыс.тенге (171 195 х 0,48).

Следует указать, что согласно подпунктам 3), 4) пункта 2 статьи 36 Налогового кодекса во исполнение налогового обязательства налогоплательщик совершает следующие действия:

  • исчисляет, исходя из объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы и налоговых ставок, суммы налогов и платежей, подлежащие уплате в бюджет, а также авансовые и текущие платежи по ним в соответствии с Особенной частью Налогового кодекса;

  • составляет и представляет, за исключением налоговых регистров, налоговые формы и иные формы, установленные Налоговым кодексом, налоговым органам в установленном порядке.

В данном случае, Компанией «К» в налоговый орган поданы следующие Расчеты текущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество (ф.701.01) за 2022 год, по которым сумма текущих платежей по земельному налогу составила:
  • в сумме 0,8 тыс.тенге к уплате, при этом в Приложении к Расчету (701.01) Компанией «К» также отражен земельный налог к уплате в сумме 8 720,1 тыс.тенге;
  • в сумме 8 719,4 тыс.тенге к уменьшению;
  • в сумме 8 719,3 тыс.тенге к уменьшению, при этом в Приложении к Расчету (701.01) Компанией «К» также отражен земельный налог к уменьшению в сумме 8 719,3 тыс.тенге.
В соответствии с пунктом 14 Правил составления налоговой отчетности «Расчет текущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество (ф.701.01)», утвержденных приказом от 12.02.2018г. №166 Министра финансов Республики Казахстан, Приложение к «Расчету текущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество» предназначено для исчисления налогоплательщиками земельного налога по землям населенных пунктов, расположенных в городах районного значения, селах, поселках, сельских округах. Форма 701.01 заполняется налогоплательщиком в разрезе городов районного значения, сел, поселков, сельских округов. При этом в одной строке указываются суммарные значения по земельным участкам каждого города районного значения, села, поселка, сельского округа. Исчисленная сумма текущих платежей по земельному налогу, указанному в данном Приложении, в расчет текущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество не переносится.

Учитывая указанные обстоятельства, по данным налоговых отчетностей (ф.701.01) в лицевом счете 104302 «Земельный налог» Компании «К» земельный налог за 2022 год отражен в сумме (-)17 437,1 тыс.тенге (0,8 + 8 720,1 - 8 719,4 - 8 719,3 - 8 719,3).

Согласно пункту 10 Правил ведения лицевого счета налогоплательщика, исчисления сальдо расчетов в лицевом счете налогоплательщика по налогам, платежам в бюджет, социальным платежам, штрафам, пени, формирования сведения об отсутствии (наличии) задолженности, учет по которым ведется в органе государственных доходов, а также оказания государственной услуги «Проведение зачетов и возвратов налогов, платежей в бюджет, пени, штрафов», утвержденным приказом от 27.02.2018г. №306 Министра финансов Республики Казахстан, все записи в лицевых счетах производятся в хронологическом порядке с указанием даты проведения записи, а также документов, подтверждающих правомерность таких записей.

В данном случае, УГД в лицевом счете 104302 «Земельный налог» Компании «К» по уведомлению произведено начисление земельного налога в сумме 17 439,0 тыс.тенге, по реестру к начислению сумм налогов произведено уменьшение налога в сумме (-)17 439,0 тыс.тенге.

Подпунктом 1) пункта 4 статьи 210 Налогового кодекса установлено, что не допускается отзыв представленной налоговой отчетности:

1) проверяемого налогового периода - в период проведения комплексных и тематических проверок по видам налогов и платежей в бюджет и социальным платежам, указанным в предписании на проведение проверки.

Согласно подпункту 1) пункта 5 статьи 211 Налогового кодекса не допускается внесение изменений и дополнений в соответствующую налоговую отчетность:

проверяемого налогового периода - в период проведения (с учетом продления и приостановления) комплексных и тематических проверок по видам налогов и платежей в бюджет, социальным платежам, указанным в предписании на проведение налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 138 Налогового кодекса налоговой проверкой является проверка, осуществляемая налоговым органом, исполнения норм налогового законодательства Республики Казахстан, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением, которого возложен на налоговые органы.

Следовательно, нормами статей 210, 211 Налогового кодекса регламентированы случаи недопущения отзыва и внесения изменений и дополнений в представленную налоговую отчетность в период проведения комплексных и тематических проверок по видам налогов и платежей в бюджет и социальным платежам, указанным в предписании на проведение проверки.

В данном случае, в период проведения налоговой проверки - в лицевом счете 104302 «Земельный налог» Компании «К» запись по уменьшению суммы земельного налога на (-)17 439,0 тыс.тенге по реестру к начислению сумм налогов произведена налоговым органом, то есть УГД.

Учитывая изложенные обстоятельства, следует, что на дату завершения налоговой проверки по данным налоговых отчетностей (ф.701.01) Компании «К» земельный налог за 2022 год отражен в сумме (-)17 437,1 тыс.тенге, тогда как, исходя из размера ставка и площади земельных участков, принадлежащих Компании «К», сумма земельного налога за 2022 год составляет 82,2 тыс.тенге.

Компанией «К» не оспариваются размеры ставки налога и площадей земельных участков за 2022 год, по которым производится исчисление земельного налога.

Таким образом, результаты налоговой проверки по начислению земельного налога за 2022 год в сумме 17 519,3 тыс.тенге (82,2 - (-)17437,1) являются обоснованными.

Относительно начисления пени по земельному налогу за 2022 год необходимо отметить следующее.

По результатам налоговой проверки установлено, что исходя из земельных участков, принадлежащих Компании «К», площадью 171 195 кв.м. и ставки земельного налога в размере 0,48 тенге с кв.м. сумма земельного налога за 2022 год составляет 82,2 тыс.тенге. По обжалуемому уведомлению о результатах проверки начислена пеня по земельному налогу в сумме 4 138,5 тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 1 статьи 117 Налогового кодекса пеней признается установленный пунктом 2 настоящей статьи размер, начисляемый на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним.

Согласно подпунктам 2) и 5) подпункта 2 статьи 117 Налогового кодекса пеня начисляется:
  • за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства по уплате налогов и платежей в бюджет, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога и платежа в бюджет, в том числе авансового и (или) текущего платежа по ним, включая день уплаты в бюджет, в размере 1,25-кратной базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан, на каждый день просрочки, если иное не установлено подпунктом 2-1) настоящего пункта;

  • при проведении налоговой и (или) таможенной проверки - до дня завершения такой проверки.

После отражения в лицевом счете налогоплательщика начисленных (исчисленных) сумм, указанных в уведомлении о результатах проверки, - со дня завершения налоговой и (или) таможенной проверки, включая день уплаты.

В данном случае, так как сумма земельного налога за 2022 год составляет 82,2 тыс.тенге, то в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 117 Налогового кодекса пеня по земельному налогу за 2022 год подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства по данному налогу.

Исходя из изложенного, следует, что результаты налоговой проверки по начислению пени с начисленной суммы земельного налога за 2022 год, не относящейся к просрочке исполнения налогового обязательства по земельному налогу за 2022 год, являются необоснованными.

2. Относительно начисления налога на имущество

В жалобе указано, так как по данным Анализа счета 2400 за 2021 год среднегодовая балансовая стоимость объектов налогообложения составляет 1 753 098,4 тыс.тенге, то с учетом льгот по специальному налоговому режиму (СНР) сумма налога на имущество за 2021 год составит 7 888,9 тыс.тенге.

Компанией «К» отмечено, что в 2020 году начато строительство молочно-товарной фермы (стойловые, доильный, родильный корпусы), введенной в эксплуатацию в октябре 2020 года общей стоимостью 1 791 813,1 тыс.тенге.

После ввода в эксплуатацию молочно-товарной фермы Компанией «К» подана заявка на инвестиционное субсидирование по Паспорту проекта «Создание и расширение объектов для выращивания крупного рогатого скота молочного направления» согласно Правилам субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса (АПК), при инвестиционных вложениях в целях повышения доступности товаров, работ и услуг в рамках реализации инвестиционных проектов в приоритетных направлениях (секторах) АПК путем снижения капиталоемкости и повышения окупаемости вложенных инвестиций. Из полученных государственных субсидий отнесено на уменьшение стоимости активов (молочно-товарная ферма) 386 969,4 тыс.тенге. В связи с чем, балансовая стоимость указанных активов составила 1 404 843,7 тыс.тенге.

В 2021 году Компанией «К» также введены в эксплуатацию и получены инвестиционные субсидии по объектам: 1) сушильный комплекс и зерносклад общей стоимостью 245 036,8 тыс.тенге, в связи с получением субсидий в сумме 50 342,5 тыс.тенге балансовая стоимость активов составила 194 694,3 тыс.тенге; 2) телятник и лечебный корпус общей стоимостью 200 719,3 тыс.тенге, в связи с получением субсидий в сумме 46 529,5 тыс.тенге балансовая стоимость активов составила 154 189,8 тыс.тенге; 3) система капельного орошения общей стоимостью 24 666,9 тыс.тенге, в связи с получением субсидий в сумме 12 333,5 тыс.тенге балансовая стоимость активов составила 12 333,4 тыс.тенге.

При определении балансовой стоимости активов Компанией «К» применен метод вычитания суммы полученных субсидий в соответствии с МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» (далее - МСФО (IAS) 20).

Компания «К» считает, учитывая изложенные доводы по результатам налоговой проверки подлежит начислению налог на имущество за 2021-2022 годы только в сумме 1 337,4 тыс.тенге.

Как следует из акта налоговой проверки, в соответствии с пунктами 1 статей 520, 521, 700 Налогового кодекса начислен налог на имущество за 2021-2022 годы год в сумме 3 583,6 тыс.тенге исходя из среднегодовой балансовой стоимости основных средств - I группы фиксированных активов.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 519 Налогового кодекса объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», и юридических лиц являются находящиеся на территории Республики Казахстан - здания, сооружения, относящиеся к таковым в соответствии с классификацией, установленной уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования, части таких зданий, учитываемые в составе основных средств, инвестиций в недвижимость в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 1 статьи 520 Налогового кодекса установлено, что налоговой базой по объектам налогообложения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, указанным в подпунктах 1), 3), 4) и 5) пункта 1 статьи 519 Налогового кодекса, является среднегодовая балансовая стоимость объектов налогообложения, определяемая по данным бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 520 Налогового кодекса среднегодовая балансовая стоимость объектов налогообложения определяется как одна тринадцатая суммы, полученной при сложении балансовых стоимостей объектов налогообложения на 1 число каждого месяца текущего налогового периода и 1 число месяца налогового периода, следующего за отчетным.

Согласно пункту 1 статьи 521 Налогового кодекса юридические лица исчисляют налог на имущество по ставке 1,5 процента к налоговой базе.

Таким образом, определение налоговой базы, то есть среднегодовой балансовой стоимости объектов налогообложения, регламентировано нормами статьи 520 Налогового кодекса.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 700 Налогового кодекса производители сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственные кооперативы, применяющие СНР, вправе уменьшить на 70 процентов суммы налога на имущество, налога на транспортные средства - по объектам налогообложения, используемым при осуществлении деятельности, указанной в пункте 2 статьи 698 Налогового кодекса.

Согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 698 Налогового кодекса СНР распространяется на деятельность производителей сельскохозяйственной продукции по производству сельскохозяйственной продукции (за исключением подакцизной), переработке и реализации указанной продукции собственного производства.

В данном случае, Компания «К» в 2021-2022 годах являлась производителем сельскохозяйственной продукции, и применяла СНР по деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, переработке и реализации указанной продукции собственного производства.

Из материалов, приложенных к жалобе, информации и материалов, предоставленных работником, проводившим налоговую проверку (оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов 2400, 6200, анализ счета 2930, отчеты по проводкам, акты приема объектов в эксплуатацию, платежные документы, договоры и т.д), следует, что Компанией «К» по Актам приемки объектов в эксплуатацию:

  • от 00.00.2020г. №0 принято в эксплуатацию строительство молочно-товарной фермы на 1150 фуражных голов. В частности, приняты в эксплуатацию основные объекты фермы: стойловый корпус на 471 голов; стойловый корпус на 421 голов; стойловый корпус на 178 голов; стойловый корпус на 80 голов; доильный корпус; родильный корпус;

  • от 00.00.2021г. №0 принято в эксплуатацию строительство дополнительной инфраструктуры и телятника на 45 мест. В частности, приняты в эксплуатацию основные объекты: телятник на 45 голов, лечебный корпус.

  • от 00.00.2021г. №00 принят в эксплуатацию объект «Расширение складов для обработки и хранения масличных зерновых культур, в том числе для кормоцеха молочно-товарной фермы». В частности, приняты в эксплуатацию объекты: сушильный корпус, зерносклад.

По Акту ввода оборудования в эксплуатацию от 00.00.2020г. осуществлен ввод в эксплуатацию - системы капельного орошения, закупленного по Договору поставки от 00.00.2020г.

При этом, на основании Правил субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом АПК, при инвестиционных вложениях, утвержденные приказом от 23.07.2018г. №317 исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства Республики Казахстан, Компанией «К» и Управлением Сельского хозяйства области заключены Договоры инвестиционного субсидирования.

Государственные субсидии по возмещению части расходов, понесенных субъектами АПК, при инвестиционных вложениях, Компанией «К» получены: 00.00.2020г. в сумме 494 230,4 тыс.тенге; 00.00.2021г. в сумме 12 333,5 тыс.тенге, 00.00.2021г. в сумме 46 529,5 тыс.тенге; 00.00.2021г. в сумме 50 342,5 тыс.тенге.

Компанией «К» полученные государственные субсидии в бухгалтерском учете отражались по дебету бухгалтерского счета 1274 «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность» и кредиту бухгалтерского счета 6230 «Доходы от государственных субсидий».

При этом по данным Анализа счета 2930 «Незавершенное строительство» за 2020 год по кредиту бухгалтерского счета 2931 «Незавершенное строительство» и дебету:

  • бухгалтерского счета 2410 «Основные средства» отражена сумма 1 435 316,7 тыс.тенге;
  • бухгалтерского счета 6230 «Доходы от государственных субсидий по инвестиционным вложениям» отражена сумма 386 969,4 тыс.тенге.

Согласно Отчету по проводкам за 2020 год следует, что по операции №0 от 00.00.2020г. в сумму 386 969,4 тыс.тенге включены затраты: по стойловому корпусу на 471 голов - 64 494,9 тыс.тенге; по стойловому корпусу на 421 голов - 64 494,9 тыс.тенге; по стойловому корпусу на 178 голов - 64 494,9 тыс.тенге; по стойловому корпусу на 80 голов - 64 494,9 тыс.тенге; по доильному корпусу - 64 494,9 тыс.тенге; по родильному корпусу - 64 494,9 тыс.тенге. Указанные объекты входили в объекты молочно-товарной фермы, принятой в эксплуатацию по Акту приемки объекта в эксплуатации от 00.00.2020г.

По данным Анализа счета 2400 «Основные средства» за 2021 год по кредиту бухгалтерского счета 2400 «Основные средства» и дебету бухгалтерского счета 6230 «Доходы от государственных субсидий по инвестиционным вложениям»: в июле месяце 2021 года отражено 12 333,5 тыс.тенге, в ноябре месяце 2021 года отражено 96 872,0 тыс.тенге.

Согласно Отчету по проводкам за 2021 год следует, что по операциям: 1) от 00.00.2021г. №0 в сумму 12 333,5 тыс.тенге включены затраты по системе капельного орошения; 2) от 00.00.2021г. №00 в сумму  46 529,5 тыс.тенге включены затраты по телятнику в сумме 27 917,7 тыс.тенге, затраты по лечебному корпусу в сумме 18 611,8 тыс.тенге; 3) от 00.00.2021г. №000 в сумму 50 342,5 тыс.тенге включены затраты по складу для обработки и хранения масличных зерновых культур, кормоцех молочно-товарной фермы. Указанные объекты приняты в эксплуатацию по Акту ввода оборудования в эксплуатацию от 00.00.2020г., по Актам приемки объекта в эксплуатации от 00.00.2021г.

Учитывая изложенные обстоятельства, следует, что стоимость вышеуказанных объектов основных средств (молочно-товарная ферма (стойловые, доильный, родильный корпусы), телятник, лечебный корпус, склады для обработки и хранения масличных зерновых культур, в том числе для кормоцеха молочно-товарной фермы (сушильный корпус, зерносклад), система капельного орошения) уменьшены на суммы возмещения расходов, понесенными Компанией «К» при строительстве и приобретении указанных объектов основных средств, что также следует из доводов Компании «К», изложенных в жалобе.

Следует указать, что согласно пункту 7 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» (далее - МСФО (IAS) 16) первоначальная стоимость объекта основных средств подлежит признанию в качестве актива только в том случае, если:

(a) признается вероятным, что организация получит связанные с данным объектом будущие экономические выгоды; и

(b) первоначальная стоимость данного объекта может быть надежно оценена.

В соответствии с пунктом 6 МСФО 16 балансовая стоимость - сумма, в которой актив признается после вычета сумм накопленной амортизации и накопленных убытков от его обесценения.

При этом пунктом 28 МСФО (IAS) 16 установлено, что балансовая стоимость объекта основных средств может быть уменьшена на сумму государственных субсидий в соответствии с МСФО (IAS) 20.

Согласно пункту 24 МСФО 20 государственные субсидии, относящиеся к активам, в том числе немонетарные субсидии по справедливой стоимости, представляются в отчете о финансовом положении либо путем отражения субсидии в качестве отложенного дохода, либо путем ее вычитания при определении балансовой стоимости актива.

Таким образом, балансовая стоимость объекта основных средств может быть уменьшена на сумму государственных субсидий в соответствии с МСФО (IAS) 20.

В данном случае, согласно пункту 1111.3 Учетной политики Компании «К» предусмотрено, что балансовая стоимость основных средств может быть меньше их фактической стоимости на сумму полученных правителственных субсидий согласно МСФО (IAS) 20.

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г. (далее - Закон о бухгалтерском учете) определено, что учетная политика представляет собой конкретные принципы, основы, положения, правила и практику, принятые к применению индивидуальным предпринимателем или организацией для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, международными или национальными стандартами, международным стандартом для малого и среднего бизнеса и типовым планом счетов бухгалтерского учета, исходя из их потребностей и особенностей деятельности.

Исходя из изложенных обстоятельств, следует, что уменьшение балансовой стоимость вышеуказанных объектов, являющихся основными средствами, на суммы государственных субсидий, полученных на возмещение части расходов, понесенных Компанией «К», при инвестиционных вложениях, произведено Компанией «К» с учетом положений как МСФО (IAS) 16, 20, так и своей Учетной политики.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Компанией «К» в нарушение требований пункта 3 статьи 520 Налогового кодекса среднегодовая балансовая стоимость объектов обложения налогом на имущество за 2021-2022 годы определена как одна двенадцатая суммы, полученной при сложении балансовых стоимостей объектов налогообложения на 1 число каждого месяца текущего налогового периода и 1 число месяца налогового периода, следующего за отчетным.

Исходя из изложенного, следует, что результаты налоговой проверки по определению среднегодовой балансовой стоимости вышеуказанных объектов основных средств с учетом сумм государственных субсидий, являются необоснованными. При этом, суммы налога на имущество за 2021-2022 годы подлежат пересчету исходя из среднегодовой балансовой стоимости объектов налогообложения, определенной в соответствии с пунктом 3 статьи 520 Налогового кодекса.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа в части: начисления пени с начисленной суммы земельного налога за 2022 год, не относящейся к просрочке исполнения налогового обязательства; начисления налога на имущество за 2021-2022 годы, определенной исходя из среднегодовой балансовой стоимости основных средств с учетом сумм государственных субсидий, а в остальной части оставить без изменения.




  • 2196
  • 0
  • 26 ноября 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.