Возврат НДС нарушениями в связи с применением СУР


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: Возврат НДС


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «П» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату, и правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за период с 01.04.2022г. по 30.09.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о результатах о начислении НДС в сумме 4,2 тыс.тенге и превышении НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 785 518,7 тыс.тенге.

Компания «П», не согласившись с выводами органа государственных доходов (ОГД), обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить уведомление о результатах проверки в части неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 357 887,9 тыс.тенге, начисления НДС в сумме 4,2 тыс.тенге и приводит следующие доводы.

Основанием для неподтверждения суммы превышения НДС к возврату явилось нарушением пунктов 7, 12 статьи 152 и статьи 386 Налогового кодекса в результате не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 1 262 247,5 тыс.тенге.

С данным выводом ОГД Компания «П» не согласна из-за того, что согласно пункту 5 и 11 статьи 152, пункт 1 статьи 447 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс), пункты 11, 45 и 46 Правил возврата превышения НДС и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС, а также критериев степени риска, утвержденного приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 (далее – Правила №391) представленные документы в ходе налоговой проверки являются достаточными для того, чтобы подтвердить экспорт товаров.

В жалобе Компания «П» указывает, что акт налоговой проверки не содержит подробного описания выявленных нарушений и не приложены документы, явившиеся основанием для отказа в возврате превышения НДС (запросы, ответы и аналитический отчет «Пирамида»).

Также, по мнению Компании «П» по результатам налоговой проверки отказано в возврате превышения НДС по нарушениям третьих лиц, с которыми проведена работа по выяснению фактических обстоятельств по нарушениям и установлено, что поставщики свои обязательства исполняют надлежащим образом и в сроки, установленные законодательством.

Кроме того, Компания «П» не согласно с результатами акта налоговой проверки в части начисления НДС в сумме 4,2 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании «П», исследовав представленные ОГД материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно акту налоговой проверки от 07.03.2023г. №213 проверка произведена на основании требования о возврате превышения НДС в сумме 785 518,7 тыс.тенге, указанного в декларации по НДС за 3 квартал 2022г. (№00754 от 11.11.2022г.) за период с 01.04.2022г. по 30.09.2022г. Превышение НДС образовано за счет приобретения товаров, работ, услуг в Республике Казахстан на сумму 54 623,9 тыс.тенге и по импорту с уплатой НДС на сумму 736 530,4 тыс.тенге.

Уполномоченным органом в целях вынесения мотивированного решения по жалобе, письмом от 07.06.2023г. в соответствии со статьей 186 Налогового кодекса назначена тематическая проверка Компании «П» по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату.

Комитетом государственных доходов на основании предписания от 12.06.2023г. №28 проведена тематическая проверка Компании «П», по результатам которой составлен акт тематической проверки от 20.06.2024г. №28 (далее – акт тематической проверки от 20.06.2024г. №28).

Вместе с тем, в нарушение норм Налогового кодекса в пунктах 2.7, 2.10, 2.11, 2.13 акта тематической проверки от 20.06.2024г. №28 не описаны обстоятельства и выводы результатов проверки с указанием норм налогового законодательства Республики Казахстан в части подтверждения (неподтверждения) обжалованной суммы НДС по экспортным операциям, по выявленным нарушениям отчета «Пирамида» по непосредственным поставщикам и по поставщикам 2-го и более уровней, обстоятельства подтверждения (неподтверждения) начисленной суммы НДС в размере 4,2 тыс.тенге.

Учитывая вышеизложенное, Уполномоченным органом в целях вынесения мотивированного решения по жалобе в соответствии с пунктом 4 статьи 186 Налогового кодекса  письмом от 12.09.2024г. назначена повторная тематическая проверка.

Комитетом государственных доходов на основании предписания от 12.09.2024г. №10 проведена повторная тематическая проверка Компании «П», по результатам которой составлен акт тематической проверки от 28.10.2024г. №10 (далее – акт тематической проверки).

Из акта тематической проверки следует.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Относительно неподтверждения НДС к возврату в связи с неподтверждением экспорта товаров

Из акта тематической проверки следует, что согласно пункту 1 статьи 447 Налогового кодекса документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:

1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее - договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров;

2) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена Евразийского экономического союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов и (или) освобождении и (или) ином способе уплаты (на бумажном носителе в оригинале или копии либо в электронной форме);

3) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства-члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза.

Согласно акту тематической проверки покупателями Компании «П» являлись - Компания «Пе», Россия (Тренажеры), Компания «К», Россия (Проволока для термического напыления, керамический материал), Компания «И», Россия (Дозирующий конвейер микроэлементов, емкость для фосфорной кислоты с мешалкой, конвейеры хопперов сырьевых материалов, контейнер 40 футовый, реклеймеры, трубчатые реакторы, трубы корпуса, элеватор на грохот, элеватор на упаковку, элеватор предварительного холодильника, элеватор сырьевых материалов и ретура, симметричные переходники).

Из акта тематической проверки следует, что указанные в CMR перевозчики, которые фактически осуществляли вывоз груза на экспорт не заключали договор на оказание услуг с Компанией «П». В ходе проверки представлен заключенный между Компанией «П» (Клиент) и Компанией «Д» (Экспедитор) Договор об оказании транспортно-экспедиционных услуг от 15.07.2022г. (далее – Договор от 15.07.2022г.).

Как указано в акте тематической проверки Компания «Д» зарегистрировано на территории Российской Федерации, является организацией-экспедитором.

Согласно пункту 1.1 Договора от 15.07.2022г. данный Договор регулирует взаимоотношения Сторон при выполнении Компанией «Д» поручений Компании «П» на организацию транспортно-экспедиционного обслуживания (далее – ТЭО) грузов всеми видами транспорта и страхование груза Компаним «П».

В соответствии с пунктом 1.2 Договора от 15.07.2022г. под грузом понимается оборудование, в соответствии с Приложением 1, представляющее собой оборудование и запасные части для переработки сырья и грануляции для производства минеральных удобрений: сульфата аммония, NPK, MAP и DAP. Отгрузка – ориентировочно июнь 2022 года – ноябрь 2022 года.

Согласно акту тематической проверки Компании «П» в ходе тематической проверки к Договору от 15.07.2022г. представлены Дополнительные соглашения от 22.11.2022г. и от 21.12.2023г., согласно которым «Отгрузка ориентировочно июнь 2022г. - декабрь 2023г.» и «Отгрузка ориентировочно июнь 2022г. - декабрь 2024г.», соответственно. Также представлены платежные поручения от 25.07.2022г. №8 на сумму 145 000 EUR и от 25.07.2022г. №9 на сумму 16 784,63 EUR о переводе денежных средств (предоплата) в адрес Компании «Д».

Согласно пункту 6.2 Договора от 15.07.2022г. Стороны подписывают акт оказанных услуг в течение 15 рабочих дней по факту доставки всего оборудования на склад Грузополучателя.

Из акта тематической проверки следует, что Компанией «П» за проверяемый период реализовано оборудование (товары) на экспорт и получен доход. При этом Компания «П» с Компанией «Д»» акты выполненных работ до настоящего времени не подписаны. Нет описания (оборудования) товара, в части того, что имеет место его частичная сборка и заключительный объем таковой будет осуществлен по мере поставки всего оборудования.

В соответствии со статьей 711 Гражданского кодекса Республики Казахстан, если из договора экспедиции не вытекает обязанность экспедитора исполнить свои обязанности лично, экспедитор в праве привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Компания –экспедитор вправе сама нанимать перевозчиков (выбирать себе субподрядчиков).

Подпунктом 3.1.4) пункта 3.1. Договора от 15.07.2022г. предусмотрено, что Компания «Д» обязуется организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, согласованному Сторонами в Договоре. При этом самостоятельно осуществляет выбор перевозчиков, от своего имени заключает соответствующие договоры перевозки и оформляет сопроводительные документы, несет соответствующие расходы.

Согласно пункту 3.2.1 Договора от 15.07.2022г. Компания «Д» имеет право привлекать третьих лиц, включая перевозчиков, для исполнения своих обязанностей по настоящему Договору, при этом он несет ответственность за действия привлекаемых им третьих лиц как за свои собственные.

Из акта тематической проверки следует, что в ходе тематической проверки от 20.06.2024г. №28 направлены запросы Департаменты государственных доходов от 17.07.2023г., на которые получены ответы. В данных ответах подтвержден факт пересечения товаров с территории Республики Казахстан на территорию Российской Федерации в полном объеме, подтверждены автотранспортные средства с государственными номерами автотранспортных средств, пересекших границу, которые указаны в CMR (международная товарно-транспортная накладная), как наименование экспортируемого товара, так и его объем.

Как указано в акте тематической проверки в сопроводительных документах, а именно в предусмотренных статьей 447 Налогового кодекса в представленных CMR отраженные перевозчики не заключали договоры с Компанией «П». Согласно данным информационных систем у перевозчиков автотранспортные средства не имеются.

Таким образом, по результатам тематической проверки установлено, что осуществление перевозки, то есть осуществление сделки (сделок) между Компанией «Д» с перевозчиками, указанными в CMR, не подтверждаются.

Учитывая изложенное, по результатам тематической проверки определена сумма не подлежащего к возврату превышения НДС в размере 785 518,7 тыс.тенге, то есть подтверждены результаты обжалуемой налоговой проверки от 07.03.2023г. №213 в полном объеме, следовательно, отказ в возврате превышения НДС в связи с неподтверждением экспорта товаров по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме     48 856,4 тыс.тенге в связи с применением СУР

Из акта тематической проверки следует, что проверки по подтверждению превышения сумм НДС к возврату проводятся с учетом норм Налогового кодекса и Правил №391.

При этом, согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением системы управления рисками (СУР) в отношении налогоплательщика, представившего требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

Как отражено в акте тематической проверки согласно акту от 07.03.2023г. №213 в соответствии со статьей 152 Налогового кодекса и нормами Правил №391, сформирован аналитический отчет «Пирамида»,  произведен автоматизированный расчет баллов по критериям степени риска в соответствии с утвержденным порядком расчета Правил №391, по которому суммарный итог баллов с использованием критериев степени риска не превысил порог, установленный в соответствии с пунктом 43 Правил №391 (350 баллов) и составил 127,36 баллов.

Выявленные по аналитическому отчету «Пирамида» нарушения разделены на 2 типа - нарушения по неисполнению налоговых обязательств и риску фиктивных сделок.

Так, согласно пункту 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признаются выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС ЭСФ, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Услугодатель прекращает дальнейшее формирование аналитического отчета «Пирамида» по поставщикам по риску неисполнения налоговых обязательств в случаях, если при формировании аналитического отчета «Пирамида» установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком:

1) Состоящим на горизонтальном мониторинге;

2) Производящим товары собственного производства, в том числе налогоплательщиком-сельхозтоваропроизводителем (за исключением производителей шкур крупного и мелкогорогатого скота и лиц, перерабатывающих лом цветных и серных металлов), включенным в Перечень производителей товаров собственного производства.

Производителем товаров собственного производства в рамках Правил №391 является поставщик, признанный производителем в течении всего проверяемого периода услугополучателя;

3) Осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, и имеющих средний коэффициент налоговой нагрузки не менее 20 (двадцати) процентов, рассчитанный за последние 5 (пять) лет, предшествующих налоговому периоду, в котором предъявлено требование;

4) Осуществляющих поставку электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, за исключением электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, которые в дальнейшем экспортированы их покупателем;

5) Осуществляющим поставку услуг связи;

6) у которых сумма НДС, отнесенная в зачет, не превышает 10-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действовавшего на 1 января соответствующего финансового года (далее- МРП), на дату формирования аналитического отчета «Пирамида».

Положения настоящего пункта не применяются, если непосредственные поставщики являются взаимосвязанными сторонами и (или) лицами, находящимися под контролем по отношению к услугополучателю, в отношении которого производится тематическая проверка.

Также, учитывая положения пункта 54 Правил №391 где указано, что положения пункта 52 Правил №391 не применяются при устранении нарушений, выявленных по результатам аналитического отчета «Пирамида» непосредственными поставщиками проверяемого услугополучателя:

  • имеющих право на применение упрощенного порядка (независимо от использования данного права);

  • реализующих инвестиционный проект в рамках республиканской карты индустриализации, утвержденных Правительством Республики Казахстан, стоимость которого составляет не менее 150 000 000 МРП, в соответствии с подпунктом 4) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса;
  • осуществляющих разведку и (или) добычу углеводородов на море в рамках соглашения о разделе продукции, указанного в пункте 1 статьи 722 Налогового кодекса;
  • реализующим горюче-смазочные материалы, осуществляемой аэропортами, при заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные воздушные перевозки, в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, согласно пункту 54 Правил №391, так как Компания «П»  не относится к перечисленным категориям и учитывая положения пункта 46 Правил №391 аналитический отчет «Пирамида» по риску неисполнения налоговых обязательств сформирован по поставщикам на различных уровнях. В этой связи в ходе тематической проверки от 07.03.2023г. № 213 аналитический отчет «Пирамида» сформирован по поставщикам на различных уровнях обоснованно. 

Учитывая, что Компания «П» не относится к перечисленным категориям, указанным в пункте 54 Правил №391, доводы, приведенные в жалобе о применении судебной практики в отношении Компании «А» к Компания «П» являются несостоятельными, так как Компания «А» состоит на учете крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, каковым Компания «П» не является. 

Как указано в акте тематической проверки, в ходе тематической проверки проанализирован аналитический отчет «Пирамида» по выявленным расхождениям, отраженным в акте проверки от 07.03.2023г. №213, по 5 непосредственным поставщикам и их поставщикам на различных уровнях  в части расхождения между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) и суммами НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ, где наименьшая сумма НДС составила 48 856,4 тыс.тенге по следующим поставщикам,  в том числе:

- Компания «А» расхождение между данными ИС ЭСФ и данными налоговой отчетности по НДС по реализации на различных уровнях установлено на сумму 645 322,0 тыс.тенге (наименьшая сумма 39 817,2 тыс.тенге);

- Компания «W» расхождение между данными ИС ЭСФ и данными налоговой отчетности по НДС по реализации на различных уровнях установлено на сумму 21 759 911,8 тыс.тенге (наименьшая сумма 8 498,9 тыс.тенге);

- Компания «Ch» расхождение между данными ИС ЭСФ и данными налоговой отчетности по НДС по реализации на различных уровнях установлено на сумму 36 084,9 тыс.тенге (наименьшая сумма 64,2 тыс.тенге);

- Компания «P» расхождение между данными ИС ЭСФ и данными налоговой отчетности по НДС по реализации на различных уровнях установлено на сумму 58 180,7 тыс.тенге (наименьшая сумма 329,0 тыс.тенге);

- Компания «Gu» расхождение между данными ИС ЭСФ и данными налоговой отчетности по НДС по реализации на различных уровнях установлено на сумму 8 574,2 тыс.тенге (наименьшая сумма 147,1 тыс.тенге).

В соответствии с подпунктом 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

Согласно подпункту 2) пункта 67 Правил №391 не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса по поставщикам проверяемого услугополучателя выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

Как предусмотрено пунктом 69 Правил №391 неподтвержденная по результатам тематической проверки сумма превышения НДС подлежит возврату по мере устранения поставщиками товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, путем включения налогоплательщиком в требование в последующие периоды в пределах сроков исковой давности.

Таким образом, по результатам тематической проверки подтверждены результаты тематической проверки от 07.03.2023г.  №213 в части неподтверждения к возврату НДС в сумме 48 856,4 тыс.тенге.

Учитывая результаты тематической проверки №10, неподтверждение к возврату превышения НДС по результатам обжалуемой налоговой проверки от 07.03.2023г.  №213 на сумму 48 856,4 тыс.тенге в связи с применением СУР является обоснованным.

Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 241,7 тыс.тенге в связи с нарушениями по непосредственным поставщикам

Как указано в акте тематической проверки, согласно пункту 53 Правил №391 сумма превышения НДС, подлежащая подтверждению, определяется в следующем порядке:

1) устанавливается наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг, начиная от каждого налогоплательщика в пределах суммы нарушения налогового законодательства с учетом фактов, указанных в пункте 52 настоящих Правил, до услугополучателя, представившего требование о возврате НДС и (или) налоговое заявление;

2) устанавливается наименьшая из следующих сумм в совокупности:

  • суммы НДС, суммарно сложившейся из сумм НДС, определенных в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта;

  • суммы НДС, отнесенной в зачет услугополучателем, представившим требование о возврате НДС или налоговое заявление, от непосредственного поставщика;

3) из суммы превышения НДС, указанной в требовании о возврате НДС или налоговом заявлении, вычитаются суммы НДС, определенные в порядке, указанном в подпункте 2) настоящего пункта.

Из акта тематической проверки следует, что согласно акту проверки от 07.03.2023г. №213  за период с 01.04.2022г. по 30.09.2022г. по аналитическому отчету «Пирамида» направлены запросы по 4 непосредственным поставщикам на сумму нарушения в размере 241,7 тыс.тенге, не подлежащим к возврату НДС по причине занижения суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, выявленным при сопоставлении с электронными счетами-фактурами, выписанными в ИС ЭСФ, имеющейся налоговой задолженности.

Учитывая вышеуказанные нормы, в ходе тематической проверки в части определения сумм НДС, неподтвержденных по непосредственным поставщикам установлено, что согласно акту проверки от 07.03.2023г. №213 не подтверждена к возврату наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг, в пределах суммы нарушения налогового законодательства. Следовательно, в ходе тематической проверки установлено, что результаты налоговой проверки от 07.03.2023г. №213 по данному пункту определены и рассчитаны верно.

Как указано в акте тематической проверки в ходе тематической проверки проанализирован аналитический отчет «Пирамида» и установлено, что по выявленным расхождениям аналитического отчета «Пирамида», отраженным в акте от 07.03.2023г. №213 по 4 непосредственным поставщикам имеются нарушения на сумму 517,2 тыс.тенге (наименьшая сумма НДС 241,7 тыс.тенге) по следующим поставщикам:

- Компания «ДК» установлено нарушение по занижению НДС по реализации, сумма НДС по выписанным ЭСФ в размере 272 721,8 тыс.тенге, сумма НДС по реализации согласно декларации по НДС (ф.300.00) составило - 272 430,3 тыс.тенге, установлено нарушение по занижению реализации на сумму НДС 291,5 тыс.тенге. Компанией «П»  по данному поставщику отнесено в зачет 15,9 тыс.тенге. Направлен запрос на устранение нарушений от 07.01.2023г. в Департамент государственных доходов. Сумма НДС, не подлежащая возврату (в части наименьшей по зачету) составляет 15,9 тыс.тенге. (неподтвержденная сумма НДС, определенная в акте проверки от 07.03.2023г. №213 в размере 15,9 тыс.тенге подтверждается);

- Компания «W» установлено нарушение по занижению НДС по реализации, сумма НДС по выписанным ЭСФ в размере 80 727,3 тыс.тенге, сумма НДС по реализации согласно декларации по НДС (ф.300.00) составила 80 569,6 тыс.тенге, установлено нарушение по занижению реализации на сумму НДС 157,7 тыс.тенге. Компанией «П» по данному поставщику отнесено в зачет 8 656,5 тыс.тенге. Направлен запрос на устранение нарушений от 07.01.2023г. в Департамент государственных доходов. Сумма НДС, не подлежащая возврату (в части наименьшей по зачету) составляет 157,7 тыс.тенге. (неподтвержденная сумма НДС, определенная в акте от 07.03.2023г. №213 в размере 157,7 тыс.тенге подтверждается);

- Компания «P» установлено нарушение по занижению НДС по реализации, сумма НДС по выписанным ЭСФ в размере 1 928,8 тыс.тенге, сумма НДС по реализации согласно декларации по НДС (ф.300.00) составило 1 860,9 тыс.тенге тенге, установлено нарушение по занижению реализации на сумму НДС 67,9 тыс.тенге. Компанией «П» по данному поставщику отнесено в зачет 396,9 тыс.тенге. Направлен запрос на устранение нарушений от 07.01.2023г.  в Департамент государственных доходов. Сумма НДС, не подлежащая возврату (в части наименьшей по зачету) составляет 67,9 тыс.тенге (неподтвержденная сумма НДС, определенная в акте от 07.03.2023г. №213 в размере 67,9 тыс.тенге подтверждается);

- Компания «B» установлено нарушение по занижению НДС по реализации, сумма НДС по выписанным ЭСФ в размере 5 412,1 тыс.тенге, сумма НДС по реализации согласно декларации по НДС (ф.300.00) составило 5 412,3 тыс.тенге, установлено нарушение по занижению реализации на сумму НДС 0,2 тыс.тенге. Компанией «П» по данному поставщику отнесено в зачет 1,8 тыс.тенге. Направлен запрос на устранение нарушений от 07.01.2023г. в Департамент государственных доходов. Сумма НДС, не подлежащая возврату (в части наименьшей по зачету) составляет 0,2 тыс.тенге. (неподтвержденная сумма НДС, определенная в акте от 07.03.2023г. №213 в размере 0,2 тыс.тенге подтверждается).

Таким образом, по результатам тематической проверки подтверждены результаты налоговой проверки от 07.03.2023г.  №213 в части неподтверждения к возврату НДС в сумме 241,7 тыс.тенге.

Учитывая результаты тематической проверки, неподтверждение к возврату превышения НДС по результатам обжалуемой налоговой проверки от 07.03.2023г. №213 на сумму 241,7 тыс.тенге в связи с нарушениями по непосредственным поставщикам является обоснованным.

Относительно начисления НДС в сумме 4,2 тыс.тенге за 3 квартал 2022 года

Как указано в акте тематической проверки согласно акту проверки  от 07.03.2023г. №213 Компанией «П» в нарушение статьи 401 Налогового кодекса завышен НДС, отнесенный в зачет на сумму 4,2 тыс.тенге, в этой связи по результатам проверки от 07.03.2023г. №213 произведено начисление НДС за 3 квартал 2022г. в сумме 4,2 тыс.тенге.

Из акта тематической проверки следует, что Компанией «П» приобретен товар у поставщика Компании «Ка» по ЭСФ от 04.07.2022г., в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса сумма НДС, относимого в зачет в размере 4,2 тыс.тенге от поставщика Компании «Ка» Компанией «П»  отражена в декларации по НДС (ф.300.00) за 3 квартал 2022г. Далее, Компанией «П» 06.10.2022г.  произведен возврат товаров поставщику Компании «Ка», в связи с чем, Компанией «Ка» в адрес Компании «П» 06.10.2022г. выставило дополнительный ЭСФ к ЭСФ от 04.07.2022г. В связи с корректировкой размера, облагаемого оборота в сторону уменьшения в 4 квартале 2022г. Компанией «П»  исключен из зачета НДС в сумме 4,2 тыс.тенге за 4 квартал 2022 года.

Согласно пункту 1 статьи 383 Налогового кодекса при изменении размера оборота по реализации товаров, работ и услуг в ту или иную сторону в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, после даты его совершения соответствующим образом корректируется размер оборота.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 383 Налогового кодекса корректировка производится в случаях полного или частичного возврата товара, за исключением ввоза товара с помещением под таможенную процедуру реимпорта, ранее вывезенного с помещением под таможенную процедуру экспорта.

Согласно пункту 5 статьи 383 Налогового кодекса сумма корректировки размера, облагаемого (необлагаемого) оборота включается в облагаемый (необлагаемый) оборот того налогового периода, на который приходится дата наступления случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Такая дата является датой совершения оборота на сумму корректировки.

Также, в соответствии с пунктом 5 статьи 401 Налогового кодекса по дополнительному счет-фактуре налог на добавленную стоимость, относимый в зачет, учитывается в том налоговом периоде, на который приходится дата выписки такого счет-фактуры.

Таким образом, на основании норм Налогового кодекса по результатам тематической проверки не подтверждены результаты тематической проверки от 07.03.2023г.  №213 в части исключения из зачета НДС в сумме 4,2 тыс.тенге в декларации за 3 квартал 2022г.

Учитывая вышеизложенное, по результатам тематической проверки установлено, что исключение из зачета НДС в сумме 4,2 тыс.тенге за 3 квартал 2022г., произведенное по результатам тематической проверки от 07.03.2023г. №213 является необоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение -отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части начисления НДС в сумме 4,2 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.




  • 730
  • 0
  • 23 декабря 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.