Возврат НДС: частичная отмена отказа по отчету «Пирамида»


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: возврат НДС, нарушения в связи с применением СУР


Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган), получена жалоба Компании «H» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «H» по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 01.04.2024г. по 30.06.2024г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 29 027,6 тыс.тенге.

Компания «H» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемых сумм налогов явилось нарушение, что в соответствии со статьей 152 Налогового кодекса сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с наличием у поставщиков последующих уровней ограничения выписки электронных счетов-фактур (ЭСФ) в информационной системе электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ), в результате не подтверждено к возврату превышение НДС на сумму 28 486,9 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «H» не согласно с уведомлением в части неподтверждения к возврату НДС, в размере 28 486,9 тыс.тенге и приводит следующие доводы.

В жалобе Компанией «H» указано, что в обоснование доводов налогового органа по каждому из поставщиков ссылается на подпункт 6) пункта 52 Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №391 (далее – Правила №391) и указывает, что в отношении поставщиков 6 уровня заблокирована выписка ЭСФ.

Согласно пункту 12 статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. поставщики 6 уровня в процессе возврата НДС не участвуют.

Компания «H» отмечает, что у непосредственных поставщиков 1 уровня нарушения по отчету «Пирамида» не выявлены.

Налоговый орган предъявляет Компания «H» нарушения поставщиков 6 уровня, с которыми у Общества отсутствуют взаиморасчеты и сделки. Общество имеет право на применение упрощенного порядка возврата суммы превышения НДС согласно пункту 2 статьи 434 Налогового кодекса независимо от использования данного права.

Соответственно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса, на которую ссылается налоговый орган, не применяется в случае устранения нарушений, выявленных по результатам аналитического отчета «Пирамида» непосредственными поставщиками Компании «H».

Согласно пункту 36 Правил №391 система управления рисками направлена на выявление рисков извлечения налоговой выгоды из незаконных действий.

Однако налоговый орган не установил у Компании «H» факт совершения незаконных действий, направленных на получения налоговых выгод.

Пунктом 47 Правил №391 предусмотрено, что риском применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов признается признаки сделок без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Тогда как, Компания «H» не заключало сделок без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Компания «H» в жалобе указывает, что налоговый орган не указывает, что у поставщиков блокировки выписки ЭСФ возникли по причине сделок без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Блокировка выписки ЭСФ не является подтверждением такого рода риска, поскольку в дальнейшем данная блокировка может быть снята.

Таким образом, указанные нарушения не являются основанием к отказу в возврате НДС, соответственно, выводы налоговый орган являются неправомерными.

Проверив доводы Компании «H», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно статье 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость проводится с применением системы управления рисками в отношении налогоплательщика, представившего:

  • налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 настоящего Кодекса;

  • требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанное в декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость).

В рассматриваемом случае, Компанией «H» предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС, указанной в декларации по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2024г. за период с 01.04.2024г. по 30.06.2024г. в сумме 2 420 841,1 тыс.тенге.

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

При этом, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила №391, которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

Пунктом 43 Правил №391 установлено, что, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска превышает порог баллов, установленный Комитетом государственных доходов, отчет «Пирамида» по таким налогоплательщикам не формируется.

Если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный Комитетом государственных доходов, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

Приказом от 25.11.2022г. №693 Председателя Комитета государственных доходов «О некоторых вопросах расчета критериев степени риска» установлен порог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска в размере 350 баллов. По оценке показателей деятельности Общества, согласно автоматизированному расчету баллов по критериям степени риска, суммарный итог составил 135,99 баллов.

При этом, согласно пункту 45 Правил №391 аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Аналитический отчет «Пирамида» формируется с учетом:

  • риска неисполнения налоговых обязательств и

  • риска, указанного в пункте 47 Правил №391, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.

Согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими, в том числе отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, в отношении которого выявлены риски, предусмотренные пунктом 47 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 10 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган в случае выявления нарушений по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» направляет в адрес поставщиков уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.

При этом, если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по месту нахождения в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, направляет в соответствующий налоговый орган запрос о принятии мер в соответствии с Налоговым кодексом по устранению такими поставщиками товаров, работ, услуг нарушений, выявленных по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

В рассматриваемом случае, как указано выше, по оценке показателей деятельности Компанией «H», согласно автоматизированному расчету баллов по критериям степени риска, суммарный итог составил 135,99 баллов, в этой связи сформирован аналитический отчет «Пирамида по поставщикам».

Следует указать, что согласно пункту 45 Правил №391 аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Аналитический отчет «Пирамида» формируется с учетом: риска неисполнения налоговых обязательств и риска, указанного в пункте 47 Правил №391, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.

При этом, согласно пункту 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Необходимо отметить, что согласно пункту 47 Правил №391 риском применения поставщиками схем уклонения от уплаты налогов признается наличие признаков, указывающих на заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

К таким признакам относятся наличие на различных уровнях поставщиков:

  • которым ограничена выписка электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 Налогового кодекса;

  • регистрация (перерегистрация) которых на основании вступившего в законную силу решения суда признана недействительной;

  • в отношении которых имеется факт регистрации в Едином реестре досудебного расследования уголовного дела по статье 216 Уголовного кодекса Республика Казахстан;

  • сделки, которые судом признаны недействительными.

 В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки, с учетом риска, указанного в пункте 47 Правил №391, у поставщиков последующих уровней выявлены нарушения в части ограничения выписки ЭСФ в ИС ЭСФ у поставщиков последующих уровней, сумма НДС, не подлежащая возврату, составляет сумму 28 486,9 тыс.тенге, в том числе по следующим поставщикам:

  • Компанией «H» отнесен в зачет НДС от Компании «P» в сумме 157 382,1 тыс.тенге, по результатам аналитического отчета «Пирамида» установлены ограничения выписки ЭСФ и ИС ЭСФ у поставщиков 6 уровня, в том числе: Компания «U» (блок ЭСФ от 12.09.2024г.), наименьшая сумма НДС составляет 2 378,8 тыс.тенге, Компания «M» (блок ЭСФ от 13.06.2024г.), наименьшая сумма НДС составляет 1 250,4 тыс.тенге; физическое лио L (блок ЭСФ от 10.06.2024г.), наименьшая сумма НДС составляет 1 607,1 тыс.тенге; Компания «M» (блок ЭСФ от 13.06.2024г.), наименьшая сумма НДС составляет 3 026,7 тыс.тенге;

  • Компанией «H» отнесен в зачет НДС от Компании «B» в сумме 25 754,9 тыс.тенге, по результатам аналитического отчета «Пирамида» установлено ограничение выписки ЭСФ и ИС ЭСФ у поставщиков 6 уровня, в том числе: Компания «А» (блок ЭСФ от 16.05.2024г.), наименьшая сумма НДС составляет 2 292,7 тыс.тенге, Компания «К» (блок ЭСФ от 12.09.2024г.), наименьшая сумма НДС составляет 1 804,5 тыс.тенге;

  • Компанией «H» отнесен в зачет НДС от Компании «I» в сумме 15 147,2 тыс.тенге, по результатам аналитического отчета «Пирамида» установлено ограничение выписки ЭСФ и ИС ЭСФ у поставщика 6 уровня Компании «M» (блок ЭСФ от 13.06.2024г.), при этом, наименьшая сумма НДС составляет 4 185,9 тыс.тенге;

  • Компанией «H» отнесен в зачет НДС от Компании «S» в сумме 14 726,7 тыс.тенге, по результатам аналитического отчета «Пирамида» установлено ограничение выписки ЭСФ и ИС ЭСФ у поставщика 6 уровня Компания «L» (блок ЭСФ от 12.09.2024г.), при этом, наименьшая сумма НДС составляет 1 080,0 тыс.тенге;

  • Компанией «H» отнесен в зачет НДС от Компании «D» в сумме 11 500,0 тыс.тенге, по результатам аналитического отчета «Пирамида» установлено ограничение выписки ЭСФ и ИС ЭСФ у поставщиков 6 уровня, в том числе: Компания «А» (блок ЭСФ от 16.07.2024г.), наименьшая сумма НДС составляет 1 059,7 тыс.тенге, Компания «F» (блок ЭСФ от 19.06.2024г.), наименьшая сумма НДС составляет 2 573,6 тыс.тенге, физическое лицо К (блок ЭСФ от 30.07.2024г.), наименьшая сумма НДС составляет 1 578,2 тыс.тенге;

  • Компанией «H» отнесен в зачет НДС от Компания «T» в сумме 4 835,9 тыс.тенге, по результатам аналитического отчета «Пирамида» установлено ограничение выписки ЭСФ и ИС ЭСФ у поставщика 6 уровня Компания «C» (блок ЭСФ от 26.07.2024г.), при этом, наименьшая сумма НДС составляет 1 285,7 тыс.тенге;

  • Компанией «H» отнесен в зачет НДС от Компания «К» в сумме 4 559,6 тыс.тенге, по результатам аналитического отчета «Пирамида» установлено ограничение выписки ЭСФ и ИС ЭСФ у поставщика 6 уровня Компания «Z» (блок ЭСФ от 25.07.2024г.), при этом, наименьшая сумма НДС составляет 1 109,3 тыс.тенге;

  • Компанией «H» отнесен в зачет НДС от Компания «R» в сумме 16 790,9 тыс.тенге, по результатам аналитического отчета «Пирамида» установлено ограничение выписки ЭСФ и ИС ЭСФ у поставщика 6 уровня физическое лицо «К» (блок ЭСФ от 30.07.2024г.), при этом, наименьшая сумма НДС составляет 1 368,5 тыс.тенге;

  • Компанией «H» отнесен в зачет НДС от Компания «F» в сумме 9 160,3 тыс.тенге, по результатам аналитического отчета «Пирамида» установлено ограничение выписки ЭСФ и ИС ЭСФ у поставщика 6 уровня физическое лицо «К» (блок ЭСФ от 30.07.2024г.), при этом, наименьшая сумма НДС составляет 1 885,8 тыс.тенге;

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что по непосредственным поставщикам Компания «R», Компания «F», Компания «D» у поставщика 6 уровня физическое лицо «К» ИИН 910326301645, до завершения налоговой проверки решением органа государственных доходов сняты ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур.

Так, Управлением государственных доходов в отношении физического лица «К» вынесено решение об ограничении выписки счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур от 30.07.2024г., при этом, решением данного Управления государственных доходов от 22.11.2024г. отменено указанное ограничение по выписке счетов-фактур.

Следовательно, у физического лица «К» на момент завершения налоговой проверки (02.12.2024г.) ограничение по выписке счетов-фактур отсутствовало, соответственно, подлежит возврату превышение НДС в общей сумме 4 832,4 тыс.тенге.

Таким образом, учитывая нормы пунктов 1 и 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391 неподтверждение к возврату превышения НДС, в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения системы управления рисками (СУР) в сумме 4 832,4 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является необоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление в части неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 4 832,4 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.   




  • 3828
  • 0
  • 26 февраля 2025

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.