Таможенная стоимость яблок и киви - результаты таможенной проверки признаны неправомерными

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба от Физического лица «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенной пошлины и НДС.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу достоверности заявления таможенной стоимости товаров – «киви свежие» и «яблоки свежие», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 5 957,8 тыс. тенге.

Физическое лицо «К» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Физическое лицо «К» несогласно с доводами таможенного органа о том, что суммы, определенные в контракте, не соответствуют суммам, осуществленным экспортеру. При этом таможенный орган при принятии данного вывода руководствовался суммой, указанной в декларации на товары (далее – ДТ), и не принял во внимание текст и содержание договоров поставки.

Например, в договоре купли-продажи, заключенного с компанией «M», достигнуто соглашение о стоимости договорных отношений в размере 39 000 долларов США, а дополнительным соглашением сумма увеличена до 75 000 долларов США.

Аналогичная ситуация и по остальным договорам купли-продажи.

Имеющаяся переплата не является нарушением норм таможенного законодательства, учитывая, что в силу обстоятельств пункта 1 статьи 66 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Кроме того, Физическое лицо «К» несогласно с заключением таможенного органа в части того, что подписи и печати, указанные в договорах и дополнительных соглашениях (pdf формат) не являются оригинальными, так как для констатации факта недостоверности (подделки) таможенным органом не проведены меры, регламентированные главой 54 Кодекса (таможенная экспертиза).

Также таможенным органом при проведении устного запроса не составлен документ, форма которого определена Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010г.№ 260 «О формах таможенных документов».

Вместе с тем в акте таможенной проверки таможенный орган указывает, что Физическим лицом «К» не представлены заявления на перевод, экспортная декларация страны отправления, договора купли-продажи, а также прайс-листы производителя и его коммерческие предложения.

Физическое лицо «К» сообщает, что по условиям договора купли-продажи, заключенного с компанией «A», достигнута договоренность о том, что Продавец обязуется передать товар, а Покупатель принять и оплатить свежую, сушенную или консервированную продукцию далее именуемой, как «товар».

В случае неоднократных поставок наименование, ассортимент и количество товара указывается в дополнительном соглашении, являющемся неотъемлемой частью договора.

В подтверждение к вышеизложенным пунктам договора, проверяемым лицом в распоряжение таможенного органа представлены прайс-листы, дополнительные соглашения, оговаривающие цену товара, экспортные декларации, платежные поручения, которые таможенным органом не приняты во внимание.   

Физическое лицо «К» утверждает, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, подтверждена достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информацией.

В связи с чем, Физическое лицо «К» считает, что начисление дополнительных сумм таможенных пошлин и налогов по результатам таможенной проверки является неправомерным.

На основании изложенного, Физическое лицо «К» просит отменить уведомление о результатах проверки.

Проверив доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Статьей 396 Кодекса, предусмотрено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров.

В рассматриваемом случае Физическое лицо «К» в рамках договоров купли-продажи импортировало товары – «киви свежие» и «яблоки свежие».

Декларирование товаров производилось по таможенной процедуре «выпуск для внутреннего потребления». Таможенная стоимость товаров определена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), где ИТС по товару – «киви свежие» составил от 0,20 долларов США/кг до 0,74 долларов США/кг, по товару – «яблоки свежие» от 0,31 долларов США/кг до 0,40 долларов США/кг.

В дальнейшем таможенным органом назначена таможенная проверка, в рамках которой на основании статьей 417 и 426 Кодекса в адрес Физического лица «К» направлено требование по представлению документов и (или) сведений, в том числе договора купли-продажи, заявления на перевод денежных средств, выписки с бухгалтерского учета, прайс-листы производителя и его коммерческие предложения, экспортные декларации и транспортные документы.

В рамках данного требования, согласно информации, отраженной в акте таможенной проверки Физическим лицом «К» представлены запрашиваемые документы.

При этом таможенный орган указывает, что Физическим лицом «К» из запрошенных документов не представлены заявления на перевод, экспортная декларация страны отправления (Иран), а также договор купли-продажи, прайс-листы производителя.

Вместе с тем в ходе таможенной проверки таможенным органом направлены запросы в банки второго уровня.

На основании полученных выписок, представленных банками второго уровня, таможенным органом установлено, что оплата за импортируемые товары произведена больше, чем заявлено в ДТ.

Также таможенный орган считает, что подписи и печати, проставленные в договорах и дополнительных соглашениях «pdf» формата, не соответствуют их оригиналам.

В связи с чем, по результатам таможенной проверки таможенным органом в отношении оцениваемых товаров применен метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) из расчета 0,40 долларов США/кг и 0,43 долларов США/кг для товара – «яблоки свежие», а по товару – «киви свежие» 0,57 долларов США/кг, 0,70 долларов США/кг, 1,04 долларов США/кг и 1,09 долларов США/кг соответственно.

Рассмотрев документы, представленные Физическим лицом «К» и таможенным органом, установлено следующее.

Исходя из условия договора купли-продажи, заключенного с компанией «U» (Италия), Продавец обязуется передать, а Физическое лицо «К»  (Покупатель) принять и оплатить свежую, сушенную или консервированную сельскохозяйственную продукцию (фрукты, овощи).

Общая стоимость товара составляет 1 500 000 евро.

Оплата по договору осуществляется посредством банковского перевода денежных средств на расчетный счет Продавца путем 100% предварительной оплаты.

В рамках данного договора купли-продажи Физическим лицом «К» из Латвии осуществлен ввоз товара – «киви свежие» по стоимости 0,63 долларов США/кг.

Исходя из счет-фактуры (инвойса) стоимость товара составляет 10 400 евро, оплата по которой произведена в размере указанной суммы платежным поручением.

Таким образом, сумма, заявленная в ДТ, соответствует сумме, указанной в заявлении на перевод.

Соответствующие условия по поставке товара содержатся в договоре купли-продажи, заключенном с компанией «A» (Продавец), в рамках которой Физическое лицо «К» (Покупатель) импортировало из Польши товар – «яблоки свежие».

При этом к каждой поставке, в рамках которой осуществлялась поставка товара, Физическое лицо «К» заключало дополнительные соглашения к договору купли-продажи.

Например, Физическим лицом «К» осуществлена поставка товара на сумму 20 884,50 долларов США, которая производилась в рамках дополнительных соглашений. Общая сумма по трем дополнительным соглашениям составила 20 884,50 долларов США, которая по данным банка второго уровня была произведена Продавцу.

Кроме того, Физическим лицом «К» представлен прайс-лист на импортированный товар.

Таким образом, стоимость товара, заявленная в ДТ, соответствует произведенной сумме оплаты за товар.

Также Физическим лицом «К» в рамках договора купли-продажи, заключенного с компанией «M» (Республика Узбекистан), импортирован из Ирана товар – «киви свежие».

При таможенном декларировании товара Физическим лицом «К» в графе 44 ДТ заявлены документы, в том числе договор (контракт), дополнения к договору, счет-фактуры.

Согласно положениям дополнительного соглашения к договору Продавец передает, а Покупатель принимает и оплачивает товар – «киви свежие» на сумму 9 899 долларов США. Общая стоимость товара, подлежащего передаче Покупателю, составляет 9 899 долларов США.

Дополнительным соглашением к договору определена передача Покупателю товара – «киви свежие» на сумму 14 619 долларов США.

В соответствии с инвойсами, заявленными в графе 44 ДТ, общая стоимость товара составляет 24 518 долларов США.

В ДТ Физическим лицом «К» на основании инвойса заявлена стоимость товара в размере 5 936 долларов США, которая установлена дополнительным соглашением.

Согласно заявлению на перевод Физическим лицом «К» осуществлена оплата Продавцу в размере 37 810 долларов США, в том числе по инвойсам, заявленным в ДТ. При этом платеж по оплате денежных средств Продавцу в рамках договора в размер 37 810 долларов США подтверждается выпиской, предоставленной банком второго уровня, из которых по ДТ произведена оплата на сумму 30 454 долларов США, а платеж в размере 7 356 долларов США относится к инвойсу, который не относится к рассмативаемым ДТ.

Таким образом, стоимость товара, заявленная в ДТ, соответствует сумме оплаты за товар, информация по которым представлена банком второго уровня.

Согласно статье 66 Кодекса таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и дополненная в соответствии со статьей 67 Кодекса, при выполнении условий, установленных данной статьей.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.

Принимая во внимание сведения, представленные банком второго уровня, доводы таможенного органа в части несоответствия заявленных сведений по оплате за товар не подтверждаются.

Статьями 66, 68-72 Кодекса определен порядок применения методов определения таможенной стоимости товаров.

В случае невозможности определения таможенной стоимости по стоимости сделки последовательно применяется каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость товаров не может быть определена путем использования предыдущего метода.

При этом согласно пункту 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018г. №42, выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой однородных товаров является признаком недостоверного определения таможенной стоимости товаров. Выявление данных обстоятельств является одним из оснований для назначения и проведения таможенной проверки таможенной стоимости товаров, но не является основанием для отмены и (или) изменения метода определения таможенной стоимости.

Также в акте таможенной проверки не приведены аргументированные доводы невозможности применения основного метода определения таможенной стоимости, отсутствует информация об обнаружении недостоверных сведений по таможенной стоимости товаров при изучении представленных документов.

Кроме того, в акте проверки не отражены результаты сравнительного анализа с указанием диапазона цен на идентичные товары. Отсутствие указанных цен не подтверждает применение таможенным органом самой низкой стоимости для определения таможенной стоимости в соответствии с пунктом 3 статьи 68 Кодекса.

Пунктом 5 статьи 426 Кодекса установлено, что таможенные органы вправе проверять соответствие представленных копий документов их оригиналам.

Вместе с тем таможенный орган не направлял Физическому лицу «К» требование о предоставлении оригиналов документов для их сличения с копиями, а запросил их устно.

В связи с чем, довод таможенного органа о несоотвествии договора и дополнительного соглашения «pdf» формата их оригиналу, является несостоятельным.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, начисление НДС по результатам таможенной проверки является неправомерным.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки признаны неправомерными.

  • 1857
  • 0
  • 25 ноября 2022

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.