Возврат НДС - неподтверждение к возврату суммы НДС, запрос РФ
Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: Возврат НДС
Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.
Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату, и правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за период с 01.01.2024г. по 31.03.2024г., по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 11 503,7 тыс.тенге.
Компания «А», не согласившись с выводами органа государственных доходов (ОГД), обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить уведомление о результатах проверки по неподтверждению превышения НДС к возврату в сумме 11 503,7 тыс.тенге.
Основанием для неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 11 503,7 тыс.тенге явилось отсутствие ответа на запрос от соответствующего органа иностранного государства.
С данным выводом ОГД Компания «А» не согласна из-за того, что согласно пункту 5 статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. в ходе проверки были предоставлены необходимые документы, в результате которого достоверность НДС, предъявленного к возврату подтверждена, взаиморасчеты сторон подтверждены.
В жалобе указано, что по акту проверки причиной направления запроса в УФНС России является наличие в реализации товаров двойного назначения. При этом имеется заключение от 23.02.2024г. выданное Комитетом индустриального развития Министерства индустрии и инфраструктурного развития в котором указывается что реализованный товар не относится к специфическим товарам, товарам двойного назначения, требующим лицензии при экспорте. Следовательно, основание для направления запроса в Управление Федеральной налоговой службы отсутствует.
Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные ОГД материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением системы управления рисками (СУР) в отношении налогоплательщика, представившего требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС.
Порядок возврата сумм превышения НДС с применением СУР устанавливают Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 (далее - Правила №391), которая разработана в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».
Согласно пункту 38 Правил №391 степень управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.
При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.
В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов (350 баллов), установленный Комитетом государственных доходов, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».
Отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.
В рассматриваемом случае, тематическая налоговая проверка Компании «А» проведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 1 квартал 2024г. за период с 01.01.2024г. по 31.03.2024г., НДС указанный в требовании составила сумму 11 503,7 тыс.тенге.
Как следует из акта тематической проверки, суммарный итог по результатам оценки степени не превысил порог баллов, установленный Комитетом государственных доходов МФ РК, следовательно, по Компании «А» сформирован аналитический отчет «Пирамида».
В ходе проведения тематической проверки установлено, что Компания «А» осуществляло экпорт товаров (видеокамеры, видеоэнкодры, мониторы для систем наблюдения и т.д.) в Российскую Федерацию, покупателем которых является Компания «Ав».
Следует указать, что Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 09.06.2023г. №424 утвержден Контрольный список специфических товаров (далее-Приказ от 09.06.2023г.) в соответствии с которым товар, занесенный в данный список, не должен освобождаться от лицензирования при экспорте неконтролируемых товаров (включая растения), содержащих один или более контролируемых компонентов, являющихся основной частью товаров и могут быть легко удалены или использованы для другого применения.
Пунктом 4 Контрольного списка специфических товаров установлено, что коды ТН ВЭД являются рекомендательными и вспомогательными кодами в процессе идентификации и соотнесения товаров (услуг) к продукции двойного и военного назначения. Коды ТН ВЭД могут быть не полными или не охватывать все контролируемые позиции, и могут не соответствовать техническим параметрам контролируемой позиции. Окончательное решение по идентификации и соотнесению той или иной продукции к двойному или военному назначению определяется техническими параметрами контролируемой продукции данного списка.
В данном случае, Компанией «А» осуществлен экспорт товаров, в том числе:
- IP-видеорегистраторы, 16-канальный H.265, 4K IP- видеорегистратор, код ТН ВЭД 8521900009, которая подпадает в Контрольный список специфических товаров по коду ТН ВЭД 8521900009 Записывающая аппаратура и специально разработанная измерительная магнитная лента для нее;
- Видеоэнкодеры, DIRECTI 8-канальный С поддержкой кодека H.265 и разрешения HD код ТН ВЭД 8517620003, которая подпадает в Контрольный список специфических товаров по коду ТН ВЭД 851762000 «Цифровые компьютеры», «электронные сборки», сопутствующее оборудование и специально разработанные для них компоненты.
- Мониторы для систем видеонаблюдения с диагональю 21.5 и разрешением FULL HD код ТН ВЭД 8528599009, которая подпадает в Контрольный список специфических товаров по коду ТН ВЭД 852859.
Из информации органа государственных доходов следует, что документ, подтверждающий идентификацию специфических товаров уполномоченного органа, Компанией «А» в ходе проведения налоговой проверки не представлялся. При этом согласно разделу «Перечень предоставленных к налоговой проверке документов» акта налоговой проверки Заключение об идентификации специфических товаров также отсутствует.
Следует отметить, что пунктом 5 статьи 152 Налогового кодекса определено, что в случае экспорта товаров с территории РК на территорию государства-члена ЕАЭС при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения из документов, указанных в статье 447 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Налогового кодекса подтверждающим экспорт товаров, являются документы, предусмотренные подпунктами 1)-3) настоящей статьи Налогового кодекса.
Также пунктом 4 «Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказания услуг» Приложение №18 к Договору о Евразийском экономическом союзе предусмотрен перечень для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии) предусмотренные подпунктами 1)-5) настоящего пункта, в том числе, иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
Необходимо отметить, что подпунктом 5) пункта 1 статьи 155 Налогового кодекса установлено, что должностные лица налогового органа имеют право направлять запросы государственным и иным органам (организациям) иностранных государств по вопросам, возникшим в ходе проведения налоговой проверки.
В рассматриваемом случае, в целях установления достоверности НДС, предъявленного к возврату, а также учитывая, что в перечне реализованных товаров, имеются товары подлежащие экспортному контролю согласно Приказу от 09.06.2023г., в ходе тематической проверки направлен запрос в Министерство финансов Российской Федерации Управление Федеральной налоговой службы от 30.09.2024г. о подтверждении взаиморасчетов компании «А» с компанией «Ав», по которому на дату завершения акта тематической проверки ответ не получен.
Согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым не подтверждена достоверность НДС.
Таким образом, учитывая нормы пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 11 503,7 тыс.тенге в связи с отсутствием ответа на запрос от налогового органа Российской Федерации, по результатам налоговой проверки является обоснованным.
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.
- 778
- 0
- 23 декабря 2024
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.