НДС применение при спец. налоговом режиме

1. Вид спора: налоговые споры

2.Категория налогоплательщика: юридическое лицо

3.Вид налога: НДС, КПН, соц.налог

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки от 26.07.2018г. территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС), социального налога.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «А» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2013г. по 31.12.2017г., по результатам которой вынесено уведомление о КПН в сумме 928,4 тыс.тенге и пени 83,9 тыс.тенге, социального налога в сумме 68,1 тыс.тенге и пени 24,6 тыс.тенге, НДС в сумме 1934,6 тыс.тенге и пени 276,6 тыс.тенге.

Компания «А» не согласно с вынесенным уведомлением в части начисления НДС в размере 1934,6 тыс.тенге и социального налога в сумме 59,7 тыс.тенге приводит следующие доводы.

 1.Относительно начисления НДС в сумме 1934,6 тыс.тенге

 В жалобе приведено, что режим налогообложения Компании «А»:

 - специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса с 28.11.2012г. по 31.12.2014г.;

 - общеустановленный порядок с 01.01.2015г.

 Из жалобы следует, что Компания «А» осуществляет переработку сельскохозяйственного сырья и при расчетах НДС вправе производить уплату НДС в порядке, установленном пунктом 2 статьи 267 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс), то есть сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет уменьшается на 70%, указанная сумма НДС, согласно подпункту 4) пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса в целях налогообложения в качестве дохода не рассматривается.

 Компания «А»  считает, что в связи с неправильным переносом задолженностей и переплат сумма НДС, подлежащая к уплате за период с 2015г. по 1 квартал 2017г. по результатам проверки является ошибочной.

 Из акта проверки следует, что основным видом деятельности Компании «А» является переработка молока и производства сыра, при расчете суммы превышения НДС с нарастающим итогом на начало отчетного налогового периода Компанией «А»  нарушены требования подпункта 2) пункта 3 статьи 267 Налогового кодекса, в этой связи начислена сумма НДС в размере 1934,6 тыс.тенге.

 В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 267 Налогового кодекса организации, осуществляющие переработку сельскохозяйственного сырья, производят уплату налога на добавленную стоимость в порядке, установленном пунктом 3 статьи 267 Налогового кодекса.

 В соответствии пунктом 3 статьи 267 Налогового кодекса в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, при применении данной статьи:

 1) в случае отсутствия сложившегося на начало отчетного налогового периода нарастающим итогом превышения суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога (далее - превышение НДС) - исчисленная в соответствии со статьей 266 Налогового кодекса сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на 70 процентов;

  2) в случае наличия сложившегося на начало отчетного налогового периода нарастающим итогом превышения НДС - уменьшению на 70 процентов подлежит превышение исчисленной в соответствии со статьей 266 Налогового кодекса суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, над суммой превышения НДС, сложившегося нарастающим итогом на начало отчетного налогового периода.

 В рассматриваемом случае, Компания «А»  является плательщиком НДС с 01.07.2014г.

 В жалобе приведено, что начисление сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет Компания «А»  производило с учетом выплаченных сумм НДС в бюджет, когда как в соответствии пунктом 3 статьи 267 Налогового кодекса в целях определения суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет учитывается сумма превышения НДС, сложившегося нарастающим итогом на начало отчетного налогового периода, а не суммы недоимки и переплаты по НДС, сложившиеся по бухгалтерскому учету Компании «А».

 Как следует из акта проверки и данным приведенным в жалобе за 3 и 4 кварталы 2014г. по итогам сдачи деклараций по НДС на начало отчетного налогового периода 01.01.2015г. нарастающим итогом образовалось превышение НДС в сумме 3602,0 тыс.тенге, далее расчет суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет составляется таким образом:

  - 1 квартал 2015г. поскольку превышение НДС на 01.01.2015г. с нарастающим итогом составило сумму в размере 3602,0 тыс.тенге, что является больше суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, следовательно, указанная сумма налога в размере 3433,9 тыс.тенге погашается за счет превышение НДС на начало 01.01.2015г. и не подлежит уменьшению на 70%.

 Таким образом, начисленная Компанией «А» сумма НДС за 1 квартал 2015г. в размере 3053,5 меньше начисленной по акту проверки на 380,4 тыс.тенге (3433,9-3053,5);

 - 2 квартал 2015г., с учетом начисления НДС за первый квартал 2015г., сумма превышение НДС на 01.04.2015г. с нарастающим итогом составило в размере 168,1 тыс.тенге (3602,0-3433,9), в этой связи сумма налога за 2 квартал 2015г. подлежит уменьшению на 70% и составила 970,4 тыс.тенге (НДС подлежащий уплате в бюджет 2842,5 - сумма превышения НДС в размере 168,1 тыс.тенге) × 70%=1872,1 тыс.тенге и 2842,5 -1872,1=970,4)).

 Начисленная Компанией «А»  сумма НДС по декларации НДС за 2 квартал 2015г. в размере 749,1 тыс.тенге, на 221,3 тыс.тенге (970,4-749,1) меньше, начисленной по акту проверки;

 - 3 квартал 2015г., с учетом начисления НДС за второй квартал 2015г., сумма превышение НДС на 01.07.2015г. с нарастающим итогом отсутствует (168,1-221,3), в этой связи сумма налога за 3 квартал 2015г. подлежит уменьшению на 70% и составила 852,7 тыс.тенге (НДС с оборота по реализации в размере 4223,3 тыс.тенге - НДС, относимый в зачет в размере 1381,1 тыс.тенге) - 70 %.

 Начисленная Компанией «А» сумма НДС по декларации НДС за 3 квартал 2015г. в размере (-268,7) тыс.тенге, на 1121,4 тыс.тенге (852,7-(-267,7) меньше, начисленной по акту проверки;

 - 4 квартал 2015г. с учетом начисления НДС за третий квартал 2015г., сумма превышение НДС на 01.10.2015г. с нарастающим итогом отсутствует, в этой связи сумма налога за 4 квартал 2015г. подлежит уменьшению на 70% и составила 1815,7 тыс.тенге (НДС с оборота по реализации в размере 7086,6 тыс.тенге - НДС, относимый в зачет в размере 1034,2 тыс.тенге) - 70 %.

 Начисленная Компанией «А»  сумма НДС по декларации НДС за 4 квартал 2015г. в размере 1751,8 тыс.тенге на 63,9 тыс.тенге (1815,7-1751,8) меньше, начисленной по акту проверки;

 - 1 квартал 2016г. с учетом начисления НДС за четвертый квартал 2015г., сумма превышение НДС на 01.01.2016г. с нарастающим итогом отсутствует, в этой связи сумма налога за 1 квартал 2016г. подлежит уменьшению на 70% и составила 1638,4 тыс.тенге (НДС с оборота по реализации в размере 6067,6 тыс.тенге - НДС, относимый в зачет в размере 606,3 тыс.тенге) - 70 %.

 Начисленная Компанией «А»  сумма НДС по декларации НДС за 1 квартал 2016г. в размере 1615,6 тыс.тенге на 22,8 тыс.тенге (1638,4 -1615,6) меньше, начисленной по акту проверки;

 - 2 квартал 2016г. с учетом начисления НДС за первый квартал 2016г., сумма превышение НДС на 01.04.2016г. с нарастающим итогом отсутствует, в этой связи сумма налога за 2 квартал 2016г. подлежит уменьшению на 70% и составила 2612,6 тыс.тенге (НДС с оборота по реализации в размере 9877,7 тыс.тенге - НДС, относимый в зачет в размере 1169,0 тыс.тенге) - 70 %.

 Начисленная Компанией «А»  сумма НДС по декларации НДС за 2 квартал 2016г. в размере 2594,4 тыс.тенге на 18,3 тыс.тенге (2612,6 -2594,4) меньше, начисленной по акту проверки;

 - 3 квартал 2016г. с учетом начисления НДС за второй квартал 2016г., сумма превышение НДС на 01.07.2016г. с нарастающим итогом отсутствует, в этой связи сумма налога за 3 квартал 2016г. подлежит уменьшению на 70% и составила 2703,7 тыс.тенге (НДС с оборота по реализации в размере 11173,6 тыс.тенге - НДС, относимый в зачет в размере 2161,1 тыс.тенге) - 70 %.

 Начисленная Компанией «А»  сумма НДС по декларации НДС за 3 квартал 2016г. в размере 2636,2 тыс.тенге на 67,5 тыс.тенге (2703,7 - 2636,2) меньше, начисленной по акту проверки;

 - 4 квартал 2016г., расхождение по акту проверки не установлено;

 - 1 квартал 2017г. с учетом данных декларации по НДС за четвертый квартал 2016г., сумма превышение НДС на 01.01.2017г. с нарастающим итогом составило 6586,9 тыс.тенге, в этой связи сумма налога за 1 квартал 2017г. подлежит уменьшению на 70% и составила 7631,7 тыс.тенге (НДС подлежащий уплате в бюджет 10069,4 - сумма превышения НДС в размере 6586,9 тыс.тенге) × 70%=2437,8 тыс.тенге и 10069,4 -2437,8)).

 Начисленная Компанией «А»  сумма НДС по декларации НДС за 1 квартал 2017г. в размере 7592,9 тыс.тенге на 38,8 тыс.тенге (7631,7 – 7592,9) меньше, начисленной по акту проверки.

 Всего по акту проверки, с учетом дополнительных деклараций Компании «А», правомерно произведено начисление НДС в сумме 1934,6 тыс.тенге (380,4+221,3+1120,4+63,9+22,8+18,3+67,5+38,8).

 Учитывая изложенное, начисление суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, актом проверки произведено в соответствии пунктом 3 статьи 267 Налогового кодекса, с учетом суммы превышения НДС, сложившегося с нарастающим итогом на начало отчетного налогового период, в этой связи начисление по акту проверки НДС в сумме 1934,6 тыс.тенге является обоснованным.

 2.Относительно определения дохода за третий квартал 2013г. в размере 24704,1 тыс.тенге.

 В жалобе указано, что доход за 2013г. по данным налоговой проверки составил 53415,0 тыс.тенге, фактически доход составил 49433,1 тыс.тенге. При этом, за третий квартал кассовая выручка составила 24704,1 тыс.тенге, по банку поступила сумма 260,0 тыс.тенге, всего поступило 24964,1 тыс.тенге, из них в качестве дохода признана сумма 20722,2 тыс.тенге.

 Указанная сумма дохода подтверждается документально, фискальными чеками кассового аппарата, выписками банка и выданными счетами - фактурами.

 Компания «А» в жалобе утверждает, что из полученных денежных средств за 3 квартал 2013г. сумма в размере 3981,9 тыс.тенге является предоплатой за товар, который отпущен в следующем квартале. Указанное расхождение привело к начислению КПН за 3 квартал 2013г. в размере 59,7 тыс.тенге и социального налога в размере 59,7 тыс.тенге.

 Из акта проверки следует, что по данным упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса доход за 3 квартал 2013г. составил 20722,2, согласно данным кассовой книги за 2013г. сумма выручки составила 24704,1 тыс.тенге. В этой связи на сумму расхождения был начислен КПН в размере 59,7 тыс.тенге и социальный налога в размере 59,7 тыс.тенге.

 Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

 На основании подпункта 3) пункта 1 статьи 426 Налогового кодекса одним из видов специального налогового режима является специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов.

 Согласно пункту 4 статьи 427 Налогового кодекса в доход налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса, включаются следующие виды доходов, размер которых определяется в соответствии с настоящей главой: доход от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе роялти, доход от сдачи в аренду имущества.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 645 Налогового кодекса на территории Республики Казахстан денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег, производятся с обязательным применением контрольно - кассовой машиной (далее-ККМ).

 Для постановки ККМ на учет в налоговых органах, согласно пункту 4 статьи 646 Налогового кодекса, налогоплательщик представляет в налоговый орган пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью и (или) печатью налогоплательщика книгу учета наличных денег и книгу товарных чеков.

 В рассматриваемом случае, согласно информации налогового органа к налоговой проверке представлена книга учета наличных денег Компании «А». Согласно данным указанной книги, заверенной печатью Компании «А», за 3 квартал 2013г. в столбце «продажа» в разделе «показания Z-отчета» указана сумма денежных средств в размере 24704,1 тыс.тенге.

 Поскольку, в книга учета наличных денег ведется при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег с обязательным применением ККМ, следовательно, сумма поступивших денежных средств в столбце «продажа» в разделе «показания Z-отчета» является торговой выручкой, которая подлежит включению в декларацию по КПН (ФНО 910.00).

 Следует отметить, что в жалобе не указаны наименование лиц, внесших предоплату в 3 квартале 2013г. и не приложены какие - либо первичные документы (договора, накладные, акты сверок и т.д.) по факту указанной предоплаты.

  Исходя из изложенного, в соответствии с пунктом 4 статьи 427 и с пунктом 1 статьи 645 Налогового кодекса в ходе проверки обоснованно включена в доход сумма выручки в размере 24704,1 тыс.тенге на основании данных книги учета наличных денег, в этой связи начисление суммы КПН в размере 59,7 тыс.тенге и социальный налога в размере 59,7 тыс.тенге за 3 квартал 2013г. по результатам проверки, является обоснованным. 

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 1457
  • 0
  • 27 марта 2020

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.