НДС -отказ возврат НДС в связи с отсутствием поставщика - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «F» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о сумме превышения налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 31.10.2020г. по 31.03.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 44 125,3 тыс.тенге.

Компания «F» не согласна с уведомлением о результатах проверки в части превышения НДС в сумме 37 129,8 тыс.тенге и приводит следующие доводы.

В жалобе указано, что по результатам проверки отказано в возмещении суммы превышения НДС за период с 01.10.2020г. по 30.06.2021г. по причине отсутствия представителей, а также руководителя Компании «V» по юридическому адресу.

Компания «F» отмечает, что дважды подавало требование о возврате сумм превышения НДС по взаиморасчетам с Компания «V» в период с 01.10.2020г. по 30.06.2021г.:

- по результатам первой проверки отказано в возврате сумм превышения НДС ввиду имеющейся налоговой задолженности со стороны Компании «V», которая была устранена до подачи повторного требования;

- по итогам второй тематической проверки отказано в возврате сумм превышения НДС по причине отсутствия Компании «V» по юридическому адресу, тогда как при первой проверке местонахождение было подтверждено. 

Также, в жалобе указано, что в мае 2022г. произошла смена руководства и учредителей Компании «V», в этой связи, Компания «F» не несет ответственность за отсутствие/присутствие данного предприятия по месту нахождения. 

Кроме того, в жалобе отмечено, что в ходе налоговой проверки необоснованно назначена повторная встречная проверка, так как со стороны Компании «F» все налоговые обязательства выполнены в полном объеме.

Из акта налоговой проверки следует, что Компанией «F» в декларации по НДС (ф.300.00) за 1 квартал 2022г. предъявлено требование о возврате превышения НДС за период с 01.10.2020г. по 30.06.2021г. в сумме 44 099,4 тыс.тенге, при этом согласно данным лицевого счета Компании «F» по состоянию на дату начала проверки превышение НДС в сумме 37 599,2 тыс.тенге, соответственно, подлежит рассмотрению превышение НДС в пределах суммы, которая числится на лицевом счете.

Также в акте налоговой проверки указано, что в соответствии с подпунктом 4) пункта 12 статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 44 099,4 тыс.тенге, в том числе по причине невозможности проведения встречной проверки в Компании «V» в сумме 40 417,0 тыс.тенге, а также с наличием нарушений, выявленных в результате применения Системы управления рисками в сумме 444,8 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

Согласно пункту 2 статьи 431 Налогового кодекса основанием для возврата превышения НДС является акт налоговой проверки по подтверждению достоверности суммы НДС, предъявленной к возврату, с учетом результатов его обжалования (при обжаловании налогоплательщиком). При этом, статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

В соответствии с подпунктом 4) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки, не подтверждена достоверность сумм НДС в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине отсутствия поставщика по месту нахождения.

При этом, согласно пункту 1 статьи 143 Налогового кодекса встречная проверка - проверка налоговым органом лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях для использования в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).

Следовательно, в ходе комплексной или тематической проверки налогоплательщика проводятся встречные проверки лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком, при этом, предметом встречной проверки являются документы контрагентов проверяемого налогоплательщика.

В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки направлен запрос в налоговый орган района «И» 18.07.2022г. №359-1 на проведение встречной проверки Компании «V». Однако, налоговым органом данный запрос прекращен 25.07.2022г. по причине отсутствия по месту нахождения данного поставщика, что подтверждается актом налогового обследования от 25.07.2022г.

Налоговым органом района «И» в целях борьбы с теневой экономикой и выявления и пресечения фактов лжепредпринимательской деятельности, а также выписки фиктивных счетов-фактур направлено письмо в Департамент экономических расследований по области «А» от 22.07.2022г. об оказании содействия в явке руководителя Компании «V».

Аналогично, налоговым органом «И» направлено письмо в налоговый орган по городу «А» от 22.07.2022г. об оказании содействия в поиске руководителя и учредителя по месту жительства в целях получения пояснения о причастности к созданию и введению финансово-хозяйственной деятельности.

Также, из письма налогового органа области «А» от 03.10.2022г., направленного в адрес налогового органа района «І», следует, что на основании требования Прокуратуры области «А» в отношении Компании «V» назначена налоговая проверка, однако предписание не вручено по причине отсутствия данного предприятия по месту нахождения, указанного в регистрационных данных.

Таким образом, вышеуказанные факты подтверждают отсутствие Компании «V» по месту нахождения, что явилось причиной невозможности проведения встречной проверки.

Вид деятельности Компании «V» -«Производство готовых кормов для животных, содержащихся на фермах».

Как указано выше, согласно подпункту 4) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки, не подтверждена достоверность сумм НДС в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине отсутствия поставщика по месту нахождения.

Таким образом, учитывая норму подпункта 4) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса, неподтверждение к возврату превышения НДС по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 2654
  • 0
  • 26 декабря 2022

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.