НДС, несоответствии формы договора финансового лизинга

1.Вид спора: налоговые споры

2.Категория налогоплательщика: юридическое лицо

3.Вид налога: НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «R» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган)  о начислении налога на добавленную стоимость на товары, импортированные с территории государств-членов ЕАЭС (НДС на импорт)

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «R» по вопросу исполнения налогового обязательства за период с 01.01.2014г. по 31.12.2016г., по результатам которой вынесено уведомление от 02.10.2017г. о начислении НДС на импорт в сумме 18411,0 тыс.тенге и пени 192,3 тыс.тенге.

Основанием для начисления НДС на импорт явилось то, что Компанией «R» в нарушении статьи 250 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г. использовало товар не в соответствии с целевым назначением, а для  реализации. Таким образом, допущены нарушения условий налоговых обязательств в части целевого использования товаров, когда фактически поставленный товар используется для получения дохода от реализации товара третьим лицам и начислен НДС на импорт в размере 18411,0 тыс.тенге.

Компания «R», не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа полностью.

 Компаниz «R» приводит в жалобе, что в ноябре 2015г., согласно заявлению о ввозе товара, им методом зачета импортирована смесительно - зарядная автомашина, которая была снята с учета 15.07.2016г. в связи с передачей ТОО «Ф» по договору финансового лизинга от 03.11.2016г.

 Таким образом, Компания «R» считает, что начисление НДС на импорт в сумме 18411,0 тыс.тенге является необоснованным.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Статьей 49 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Налогового кодекса, предусмотрено, что статья 250 Налогового кодекса от 12.06.2001г., действует до 1 января 2017г.

Согласно пункту 1 статьи 250 Налогового кодекса от 10.12.2008г. №99-IV ЗPK НДС уплачивается методом зачета в порядке, установленном названной статьей, плательщиками НДС по товарам, помещаемым под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

При этом пунктом 2 статьи 250 Налогового кодекса от 10.12.2008г. №99-IV ЗPK предусмотрено, что положения пункта 1 названной статьи не применяются в отношении товаров, предназначенных для дальнейшей реализации.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 250 Налогового кодекса от 10.12.2008г. №99-IV ЗPK, плательщик НДС представляет в таможенный орган копию свидетельства о постановке на регистрационный учет по НДС, а также обязательство по отражению в декларации по НДС суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате по товарам, указанным в пункте 1 названной статьи, и целевому использованию указанных товаров.

На основании обязательства выпуск для внутреннего потребления производится без фактической уплаты НДС при условии уплаты в установленном порядке таможенных платежей и акцизов по подакцизным товарам.

Сумма НДС, указанная в обязательстве, отражается в декларации по НДС одновременно в начислении и зачете в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан.

В рассматриваемом случае, Компания «R» при таможенном оформлении представило «Обязательство по отражению в декларации по НДС стоимость суммы НДС, подлежащей уплате методом зачета по импорту товаров, и об их целевом использовании».

Пунктом 5 статьи 250 Налогового кодекса от 10.12.2008г. №99-IV ЗPK предусмотрено, что дальнейшая реализация товаров, указанных в пункте 1 названной статьи, подлежит обложению НДС, кроме реализации, указанной в пунктах 5-1 и 6 названной статьи.

В случае нарушения в течение пяти лет с даты выпуска для внутреннего потребления на территорию Республики Казахстан требований, установленных названной статьей, НДС на импортируемые товары подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты НДС на импортируемые товары, в порядке и размере, которые определены таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Республики Казахстан.

Таким образом, нормами статьи 250 Налогового кодекса от 10.12.2008г. №99-IV ЗPK предусмотрено применение уплаты НДС методом зачета, в отношении импортируемых товаров, предназначенных не для дальнейшей реализации.

В рассматриваемом случае, Компания «R» в 2015г. приобрело специальную автомобильную технику в Российской Федерации и ввезло на территорию Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 250 Налогового кодекса от 10.12.2008г., НДС уплачен методом зачета.

В дальнейшем, согласно ответу налогового органа (ДГД по Карагандинской области) от 02.03.2017г. на запрос налогового органа установлено, что ввезенное Компанией «R» транспортное средство 15.07.2016г. было перерегистрировано на Компанию «А».

Согласно разделу 3 «Обязательства по отражению в декларации по НДС суммы НДС, подлежащей уплате методом зачета по импорту товаров, и об их целевом использовании», налогоплательщик обязуется использовать товары строго в соответствии с их целевым назначением, то есть не для дальнейшей реализации.

Следует отметить, что согласно статьи 640 Налогового кодекса от 10.12.2008г. №99-IV ЗPK в случае не представление к налоговой проверке всех или части документов, необходимых для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, налогоплательщику (налоговому агенту) в обязательном порядке вручается требование налогового органа о представлении или восстановлении указанных документов, а также извещение о приостановлении налоговой проверки.

При этом, данное требование налогового органа подлежит исполнению в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения требования налогоплательщику (налоговому агенту).

В рассматриваемом случае, в ходе налоговой проверки Компании «R» вручено требование/извещение о предоставлении или восстановлении необходимых для проведения налоговой проверки сведений и (или) документов от 14.06.2016г. (далее - Требование). По указанному Требованию, Компанией «R» представлена только часть первичных документов, в частности не представлены документы по импортированным товарам, бухгалтерские и налоговые регистры за период 2015 – 2016гг, первичные документы за период с 2014 – 2015гг.

Согласно норме статьи 639 Налогового кодекса от 10.12.2008г. №99-IV ЗPK в случае нарушения порядка ведения учета, при утрате или уничтожении учетной документации налоговые органы определяют объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, на основе косвенных методов (активов, обязательств, оборота, затрат, расходов) в порядке, определенном статьями 639 – 642 Налогового кодекса. Таким образом, согласно пункту 1 статьи 639 Налогового кодекса от 10.12.2008г. №99-IV ЗPK налоговая проверка проведена косвенным методом.

В связи с тем, что Компанией «R» в ходе проверки не представлены документы по факту перерегистрации 15.07.2016г. ввезенного ею транспортного средства, по результатам проверки, косвенным методом был начислен НДС на импорт в размере 18411,0 тыс.тенге.

Вместе с тем, к рассмотрению жалобы Компанией «R» приложена копия Договора финансового лизинга, по условиям которого она передает Компании «А» транспортное средство в финансовый лизинг на 65 месяцев с рассрочкой платежей, основанием для договора является акт приема передачи автотранспортного средства от 03.11.2016г. и договор купли-продажи.

Следует отметить, что акт приема передачи автотранспортного средства от 03.11.2016г. и договор купли-продажи от 01.11.2016г. к рассмотрению  жалобы не приложены.

В связи с не представлением к проверке и рассмотрению жалобы договора купли-продажи автотранспортного средства и Договора финансового лизинга, в ходе рассмотрения жалобы направлен запрос от 30.10.2017г. в Управление административной полиции Министерства внутренних дел. Ответом от 03.11.2017г. Управление административной полиции Министерства внутренних дел РК представило копию договора купли-продажи и акт приема передачи автотранспортного средства от 03.11.2016г.

Правовое регулирование лизинга в Казахстане осуществляется нормами Закона Республики Казахстан от 5 июля 2000 г. № 78-II «О финансовом лизинге» (далее - Закон о финансовом лизинге) и нормами Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК РК).

Согласно пункту 2 статьи 15 Закона, договор лизинга должен содержать следующие существенные условия: 1) предмет договора; 2) наименование продавца предмета лизинга с указанием, кем был осуществлен выбор продавца и предмета лизинга; 3) условия и срок передачи предмета лизинга лизингополучателю; 4) размер и периодичность лизинговых платежей; 5) стоимость предмета лизинга; 6) срок действия договора; 7) условия перехода предмета лизинга в собственность лизингополучателя, если такой переход предусмотрен договором; 8) описание предмета лизинга.

В соответствии со статьей 393 ГК РК договор считается заключенным, когда между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые признаны существенными законодательством или необходимы для договоров данного вида. Если в соответствии с законодательными актами для заключения договора необходима передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества.

В рассматриваемом случае, договор, приложение №1 к договору и акт приема передачи автотранспортного средства от 03.11.2016г. не содержат условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 15 Закона о финансовом лизинге и не соответствуют форме договора лизинга, установленные вышеприведённым нормативным документам (Закона о финансовом лизинге и ГК РК).

То есть, договор не учитывает существенных условий законодательства, определенных Законом о финансовом лизинге и ГК РК, кроме того, согласно пункту 1 статьи 238 ГК РК право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи.

В данном случае, транспортное средство передано покупателю актом передачи от 03.11.2016г. со ссылкой на договор купли - продажи и без упоминания в нем договора финансового лизинга.

Также, пунктом 5 договор купли - продажи установлено: настоящий договор вступает в силу со дня его подписания и действует до исполнения сторонами их обязательств, следовательно, с 01.11.2016г., что указывает на реализацию автотранспортного средства в порядке и сроки, установленным условиями договором купли - продажи.

Таким образом, изложенные обстоятельства указывают о несоответствии формы договора купли-продажи, являющего основанием для реализации транспортного средства и перерегистрации его на покупателя в уполномоченных органах с формой договора финансового лизинга, что не позволяет учитывать в налоговых целях указанную сделку, как совершенной по договору финансового лизинга, в этой связи начисление НДС по результатам налоговой проверки, является обоснованным.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение признать действия налогового органа правомерными.

  • 1223
  • 0
  • 30 марта 2020

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.