Начисление КПН и НДС косвенным методом

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган), рассмотрена жалоба Компании «I» на уведомление о результатах налоговой проверки территориального департамента государственных доходов (далее-налоговый орган), о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – резидентов, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налогу на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «I» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2011 г. по 31.03.2016г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступления от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 554 256,0 тыс.тенге, пени 69 637,8 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы, оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме  312 390,6 тыс.тенге и пени        107 944,7 тыс.тенге.

Компания, не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось отсутствие первичных документов, налоговая проверка произведена косвенным методом.

В ходе проверки, по утверждению Компании проверяющему специалисту был предоставлен доступ к программе «Бухгалтерия 1-С» и первичным документам. Также наличие документов, подтверждено матералами уголовного дела, заведенного в ЕРДР СЭР ДГД на руководителя Компании по факту уклонения от уплаты налогов по статье 245 части 1 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее-УК РК).

В ходе досудебного расследования с учетом представленных первичных бухгалтерских документов, было назначено экономическое исследование, произведена выемка бухгалтерских документов следователем КГД МФ РК.

При этом, к жалобе Компанией приложены Заключения специалиста от 04.12.2018г., от 05.12.2018г., Постановление об удовлетворении ходатайства от 06.12.2018г., от 12.12.2018г. Кроме того, орган досудебного расследования пришел к выводу, что уголовное правонарушение, предусмотренное статьей 245 части 1 УК РК подлежит прекращению за отсутствием в деянии состава уголовного правонарушения.

Также, Компанией к жалобе были приложены первичные бухгалтерские документы с 2011г. по 2016г.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В целях вынесения мотивированного решения, в соответствии с пунктом 1 статьи 186 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (далее - Налоговый кодекс от 25.12.2017г.), Министерством назначена тематическая проверка Компании по вопросу правильности начисления КПН и НДС за 2011-2016гг.

Во исполнение данного письма Комитетом государственных доходов Министерства вынесено предписание на проведение тематической проверки, по результатам которой составлен акт тематической проверки (далее-тематическая проверка).

Тематической проверкой установлено следующее.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода.

Согласно подпункту 2) пункта 1, пункта 3 статьи 256 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено главой 34 Налогового кодекса, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также, если поставщиком, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость на дату выписки счета - фактуры, выписан счет - фактура или другой документ, предоставляемый в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи на реализованные товары, работы, услуги на территории Республики Казахстан.

Таким образом, отнесение расходов по товарам (работам, услугам) на вычеты и в зачет по НДС производятся при наличии подтверждающих первичных документов, фиксирующих факт совершения операции либо события, при условии, если данные расходы были связаны с деятельностью, направленной на получение совокупного годового дохода и (или) связанные с облагаемым оборотом по НДС.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В ходе тематической проверки проведено изучение представленных к проверке документов на предмет связанности произведенных расходов с деятельностью Компании, направленной на получение дохода и облагаемого оборота в соответствии с требованиями статьи 100 и статьи 256 Налогового кодекса.

Кроме того, в ходе тематической проверки использованы результаты ранее проведенных трех встречных проверок поставщиков по взаиморасчетам с Компанией. Также проведена одна встречная проверка в соответствии с «Правилами назначения тематических и встречных проверок и вынесения решения о проведении хронометражного обследования», утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года №197, «Правилами направления запросов лицам, осуществлявшим операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого органом государственных доходов проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения от указанных лиц дополнительной информации о таких операциях, а также предоставления лицами сведений и (или) документов по таким запросам», утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года №198.

В акте тематической проверки отмечено, что акт основан на представленных Компанией первичных бухгалтерских документах, счет-фактурах, договорах, сметах, расчетах, пояснениях и другой документации, а также на произведенном анализе поставщиков на предмет действительности сделок, в частности: договоров на аренду дорожно-строительной техники, асфальтобетонного завода, автовесов, транспортных средств, поставку техники (седельные тягачи), выполнения субподрядных работ, на куплю-продажу имущества, на приобретение товаров (строительный песок, щебень фракции 0-40, 0-70), приобретение услуг (земляные работы), приобретение услуг по аренде тупика, помещения, стоянки автотранспорта, приобретение транспортных услуг (самосвал HOWO, автомашины «Камаз») и другие документы.

Также представлены документы по использованию их в деятельности, направленной на получение дохода, то соответственно тематической проверкой подтверждены расходы, отнесенные на вычеты и НДС в зачет, которые актом проверки от 14.12.2016г. ранее исключены из расходов.

В акте тематической проверки отмечено, что налоговой проверкой начисление налогов произведено за счет исключения расходов из вычетов и НДС из зачета за 2011-2016гг. по взаиморасчетам с 38 поставщиками.

Так, при проверке КПН за 2011 год и НДС за 4 квартал 2011 года, тематической проверкой произведено подтверждение отнесенных расходов Компанией на вычеты в сумме 302 958,0 тыс.тенге и НДС в зачет за 4 квартал в сумме 11 585,5 тыс.тенге. Соответственно, начисление КПН в сумме 601 167,9 тыс.тенге и НДС в сумме 11 585,5 тыс.тенге, произведенное актом налоговой проверки данной тематической проверкой не подтверждено.

В отношении КПН и НДС за 1-4 кварталы 2012 года, актом тематической проверки также подтверждены расходы, отнесенные Компанией на вычеты в сумме 655 003,8 тыс.тенге и НДС в зачет за 1-4 кварталы на сумму 82 192,2 тыс.тенге.

Следовательно, тематической проверкой обоснованность начисления КПН за 2012г. в сумме 129 363,4 тыс.тенге и НДС за 1-4 кварталы 2012г. в сумме 77 673,7 тыс.тенге не подтверждено.

Относительно КПН и НДС за 1-4 кварталы 2013 года, в акте тематической проверки подтверждены расходы, отнесенные Компанией на вычеты в сумме 577387,2 тыс.тенге и НДС в зачет за 1-4 кварталы на сумму 58 052,3 тыс.тенге. Таким образом, обоснованность начисления КПН в сумме 114 858,7 тыс.тенге и НДС за 2013 год в сумме 58 052,3 тыс.тенге, произведенные в акте налоговой проверки, данной тематической проверкой не подтверждается.

Относительно КПН за 2014г. и НДС за 1-4 кварталы 2014 года в акте тематической проверки подтверждены расходы, отнесенные Компанией на вычеты в сумме 515 344,9 тыс.тенге и НДС в зачет за 1-4 кварталы на сумму 70 091,2 тыс.тенге.

При этом, в акте тематической проверки отмечено, что Компанией неправомерно отнесены на вычеты и НДС в зачет расходы по 29 контрагентам, не подтвержденным документально, в связи с чем начислен КПН в сумме 274,7 тыс.тенге и НДС за 2-4 кварталы в сумме 163,24 тыс.тенге.

Относительно КПН за 2015г. и НДС за 1-4 кварталы 2015г. В Акте тематической проверки, подтверждены расходы, отнесенные Компанией на вычеты в сумме 741 506,9 тыс.тенге и НДС за 1-4 кварталы 2015г. в сумме 84 213,8 тыс.тенге.

Соответственно, начисление КПН за 2015г. в сумме 146 240,9 тыс.тенге и НДС за 1-4 кварталы 2015г. в сумме 84 213,8 тыс.тенге актом налоговой проверки произведено не обоснованно. При этом, в акте тематической проверки отмечено, что Компанией неправомерно отнесены на вычеты и НДС в зачет расходы по контрагентам, не подтвержденным документально, в связи с чем начислен КПН в сумме 1 557,4 тыс.тенге и НДС за 1-4 кварталы в сумме 486,0 тыс.тенге.

В отношении НДС за 1 квартал 2016г. Актом тематической проверки из суммы 10 125,4 тыс.тенге, исключенным из зачета НДС актом проверки №674 подтвержден НДС, отнесенный в зачет в сумме 10 067,9 тыс.тенге. В связи с тем, что Компанией по поставщику - ТОО «C» не представлены подтверждающие документы, НДС в сумме 57,4 тыс.тенге исключен из зачета.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление в части начисления КПН за 2011-2015гг. в сумме 552 423,8 тыс.тенге, НДС за 2011-2015гг. и 1 квартал 2016г. в сумме 311 683,9 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.

  • 2178
  • 0
  • 25 января 2020

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.