КПН, НДС - включение в СГД и облагаемый оборот стоимости неучтенного зерна

1. Вид спора: налоговые споры

2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо

3. Вид налога: НДС

  

Министерство финансов Республики Казахстан (далее- Министерство), получена апелляционная жалобу Компании «А» на уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов (далее- налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК (НДС), сообщает.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты  налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 20.06.2014г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК (НДС) в сумме 14 848,4 тыс.тенге, о сумме уменьшенного убытка, не подлежащая уплате в бюджет в размере 258 135,8 тыс.тенге.

Компания «А» не согласившись с выводами налогового органа, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

 В жалобе отмечено, что за 2017 год поступило 26 303 тонны пшеницы согласно журнала регистрации взвешивания грузов, по бухгалтерии поступило 23 203 тонны, разница составила 3 100 тонн, так как крестьянские хозяйства завозили пшеницу в декабре 2017 года, а счет-фактуры выписывали в 2018 году после полного завоза продукции, соответственно, Компания «А» не могло оприходовать пшеницу в 2017 году.  

Из акта налоговой проверки следует, что Компанией «А», в нарушение пункта 1 статьи 86 и подпункта 1) пункта 1 статьи 230 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс) не отражен оборот по реализации пшеницы. Согласно журнала регистрации взвешивания грузов на автомобильных весах количество поступившей пшеницы составило 26 303 тонны за 2017 год.

По данным материального отчета за 2017 год количество поступившей пшеницы составляет 23 203 тонн, соответственно разница между количеством поступившей и оприходованной пшеницы составляет 3 100 тонн (26 303 - 23 203). Соответственно, данный объем подлежит включению в доход и оборот по реализации. Учитывая, что средневзвешенная цена реализации пшеницы по данным бухгалтерского учета Компании «А» в 2017 году сформирована в сумме 38 939,36 тенге за 1 тонну, стоимость неучтенной и реализованной пшеницы составляет 120 712,0 тыс.тенге, НДС соответственно 14 485,4 тыс.тенге.

В ходе разбирательства по жалобе установлено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 84 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-резидента состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика, в том числе доход от реализации.

Доходом от реализации, согласно пункту 1 статьи 86 Налогового кодекса является стоимость реализованных товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 87-98 настоящего Кодекса, а также доходов, указанных в пункте 2 статьи 111 настоящего Кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 111 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании. В стоимость реализованных товаров, работ, услуг не включаются суммы налога на добавленную стоимость и акциза.

В соответствии со статьей 229 Налогового кодекса объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются: облагаемый оборот и облагаемый импорт.

Подпунктом 1) пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса определено, что облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость по реализации товаров, работ, услуг в Республике Казахстан, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 232 Налогового кодекса.

При этом согласно пункту 1 статьи 238 Налогового кодекса размер, облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость, если иное не предусмотрено настоящей статьей и законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет - процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями настоящего кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежах в бюджет и составления налоговой отчетности. 

Пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. При этом пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: 1) бухгалтерскую документацию – для лиц, на которых в соответствии с законодательным актом о бухгалтерском учете и финансовой отчетности возложена обязанность по ее ведению; 1-1) первичные учетные документы для индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 2-1 настоящей статьи; 2) налоговые формы; 3) налоговую учетную политику; 4) иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 3 статьи 57 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) на основе налогового учета по итогам налогового периода определяет объекты, связанные с налогообложением, и исчисляет налоги и другие обязательные платежи в бюджет.   

Пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г. (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии со статьей 6 Закона о бухгалтерском учете операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета должны подкрепляться оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

Пунктом 2 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете предусмотрено, что формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствие с подпунктом 12) статьи 6 Закона Республики Казахстан от 19.01.2001г. «О зерне», на основании Приказа Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 19.06.2015г. №4-1/546 утверждены Правила ведения количественно-качественного учета зерна (далее – Правила), которые определяют порядок ведения количественно-качественного учета зерна.

Так, в соответствии с пунктом 4 Правил, зерно поступающее на хлебоприемное предприятие зерно принимается по количеству материально-ответственным лицом после взвешивания на весах, прошедших проверку в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области обеспечения единства измерений.

Согласно пункту 5 Правил поступающее автомобильным транспортом зерно сопровождается товарно-транспортными накладными. Товарно-транспортная накладная выписывается на каждую автомобильную партию (отдельный автомобиль или автомобиль (трактор) с прицепом, автопоезд). Каждый автомобиль сопровождается тремя (четырьмя) экземплярами товарно-транспортных накладных.

Пунктом 7 Правил установлено, что на весовой все товарно-транспортные накладные передаются водителем весовщику, который указывает в них результаты взвешивания. Данные из накладных заносятся в журнал регистрации взвешивания грузов на автомобильных весах по форме согласно приложению 2 к Правилам, который ведется отдельно по четным и нечетным числам. Водителю возвращаются все накладные, кроме первого экземпляра.

В пункте 10 Правил указано, что по истечении суток весовщик сдает все товарно-транспортные накладные в бухгалтерию. На основании товарно-транспортных накладных, сгруппированных по каждому владельцу зерна и точке разгрузки зерна, составляется в двух экземплярах реестр накладных на принятое автомобильным транспортом зерно с определением качества по среднесуточной пробе по форме, согласно приложению 5 к настоящим Правилам.

Кроме того, пунктом 83 Правил регламентировано, что все журналы и книги количественно-качественного учета должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью руководителя и печатью структурного подразделения местного исполнительного органа области.

Таким образом, первичным бухгалтерским документом является также журнал регистрации взвешивания грузов на автомобильных весах и товарно-транспортная накладная.

Согласно информации проверяющего специалиста, в ходе проверки Компанией «А» был предъявлен прошнурованный и пронумерованный Журнал регистрации взвешивания грузов на автомобильных весах (далее- Журнал), заверенный подписью руководителя областного управления сельского хозяйства области.  Количество поступившей пшеницы в 2017 году согласно данного Журнала составило 26 303 тонны.

При этом, по данным бухгалтерского учета (карточка счета 1330) количество поступившей пшеницы в 2017 году составило 23 203 тонны. Отклонение между Журналом и данными бухгалтерского учета (карточка счета 1330) составило 3 100 тонны,  на основании чего проверяющим специалистом рассчитана стоимость неучтенного зерна в размере 120 712,3 тыс.тенге (3100 * 38 939,4), которая включена  в СГД и облагаемый оборот по НДС.

В результате уменьшен убыток в сумме 120 712 016 тенге за 2017 год и начислен НДС в сумме 14 485, 4 тыс.тенге за 4 квартал 2017г.

Следует отметить, что Компанией «А» к жалобе приложена копия Журнала регистрации взвешивания грузов на автомобильных весах за 2017г., однако данный документ отличается от копии Журнала, представленного проверяющим, и более того, не соответствует Приложению 2 к Правилам ведения количественно-качественного учета зерна, утвержденных Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 19.06.2015г. №4-1/546. Также при анализе данного журнала установлено, что итоговое значение по графе 5 «масса партии» составляет 26 378 тонн, что отличается от количества пшеницы, оприходованной в 2017г. по данным бухгалтерского учета Товарищества (на 3 175 тонн).

Следовательно, увеличение дохода и облагаемого оборота по НДС на сумму 120 712,0 тыс.тенге и соответствующее уменьшение убытка за 2017г. и начисление НДС в сумме 14 485,4 тыс.тенге за 4 квартал 2017г., по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 1159
  • 0
  • 25 августа 2020

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.