КПН, НДС, уменьшение убытка и дебетового сальдо по НДС

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба филиала Компании «V» (далее – Филиал) на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) и уменьшении убытка.

   Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Филиала по вопросу исполнения налогового обязательства, полноты и своевременности исчисления и уплаты за период с 01.01.2013г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС в сумме 2 682 278,0 тыс.тенге, уменьшении убытка в сумме 78 606,0 тыс.тенге.

    Филиал, не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления НДС и уменьшения убытка.

1.Относительно уменьшения суммы переносимого убытка в размере 78 606,0 тыс.тенге.

      В жалобе приведено, что в случае деятельности Филиала, все расходы осуществлялись и осуществляются в целях предпринимательской деятельности в рамках Контракта на недропользование, в том числе и после его прекращения.

При этом Филиал», отражая такие расходы в декларации по КПН по форме 100.00, исходил из того, что Контракт на недропользование прекратил свое действие и, следовательно, расходы по нему не могут отражаться в декларации по КПН по форме 150.00.

Филиал считает, что поскольку такие расходы являются обязательством согласно Контракту на недропользование, Кодексу о недрах и Закону о недрах, то такие расходы должны быть отражены в декларации по КПН и если, такие расходы не могут быть отражены в декларации по КПН по форме 100.0, то подлежат переносу в декларацию по КПН по форме 150.01.

В связи с чем, Филиал выражает свое несогласие с уменьшением убытка за 2018г. в ФНО 100.00 в сумме 78 606,0 тыс.тенге без переноса его в декларацию по КПН по форме 150.01.

Проверив доводы Филиал исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Основными видами деятельности Филиала являются: разведка, добыча нефти и газа, коммерческая и посредническая деятельность, оптово - розничная торговля, производственная и строительная деятельность, оказание различного рода услуг, внешнеэкономическая деятельность и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

Филиал является недропользователем и осуществляет свою деятельность на основании Контракта на проведение разведки и добычи углеводородного сырья.

В целях оценки обнаруженной залежи (совокупности залежей), включая ее пробную эксплуатацию, пунктом 2 статьи 117 Кодекса Республики Казахстан от 27.12.2017г. «О недрах и недропользовании» (далее – Кодекс о недрах) предусмотрено, что период разведки по контракту на разведку и добычу углеводородов подлежит однократному продлению по каждой обнаруженной залежи (совокупности залежей) по заявлению недропользователя на срок до трех лет, а на участке недр на море либо по сложным проектам разведки углеводородов - до шести лет.

При этом такое продление допускается только по участку (участкам) недр, состоящему (состоящим) из блоков, в пределах которых располагаются предполагаемые контуры обнаруженной залежи (совокупности залежей), установленные в утвержденном недропользователем и получившем положительные заключения предусмотренных Кодексом о недрах и иными законами Республики Казахстан экспертиз дополнении к проекту разведочных работ.

По результатам продлений периода (периодов) разведки в соответствии с настоящим пунктом продолжительность периода (периодов) разведки по контракту на разведку и добычу углеводородов не может превышать девять лет, а на участке недр на море либо по сложным проектам разведки углеводородов - пятнадцать лет.

Последующее продление периода разведки по контракту, заключенному по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 117 Кодекса о недрах, в соответствии с частью первой настоящего пункта допускается только по основанию, предусмотренному пунктом 3 статьи 117 Кодекса о недрах.

Пунктом 3 статьи 117 Кодекса о недрах установлено, что в целях проведения пробной эксплуатации период разведки по участку (участкам) недр, состоящему (состоящим) из блоков, в пределах которых располагаются предполагаемые контуры обнаруженной залежи (совокупности залежей), установленные в утвержденном недропользователем и получившем положительные заключения предусмотренных Кодексом и иными законами Республики Казахстан экспертиз проекте пробной эксплуатации, подлежит однократному продлению по заявлению недропользователя на срок до трех лет со дня начала пробной эксплуатации с соответствующим сокращением максимальной продолжительности периода добычи, указанной в пункте 1 статьи 119 Кодекса о недрах.

По результатам продления периода (периодов) разведки в соответствии с настоящим пунктом максимальная продолжительность периода (периодов) разведки по контракту на разведку и добычу углеводородов не может превышать двенадцать лет, а на участке недр на море либо по сложным проектам разведки углеводородов - восемнадцать лет.

Последующее продление периода разведки по контракту, заключенному по основанию, предусмотренному пунктом 3 статьи 117 Кодекса о недрах, в соответствии с частью первой настоящего пункта запрещается.

В рассматриваемом случае, Контракт был подписан 15.06.2010г. и действовал до 15.06.2016г., Филиал, воспользовавшись своим правом предусмотренным пунктом 3.4 Контракта, на основании дополнительного соглашения от 03.06.2016г., продлила срок действия данного контракта на 2 года, то есть до 15.06.2018г.

Других соглашений на продление срока действия Контракта не заключались, в связи, с чем его действие прекращено.

Далее, согласно пункту 5 статьи 194 Налогового кодекса недропользователь обязан вести раздельный налоговый учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по контрактной деятельности отдельно от внеконтрактной деятельности в порядке, определенном статье 723 Налогового кодекса.

         Согласно подпункту 35) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса, контрактная деятельность означает деятельность, осуществляемая в соответствии с положениями контракта на недропользование.

Следует отметить, что пунктом 1 статьи 720 Налогового кодекса установлено, что при проведении операций по недропользованию в рамках контрактов на недропользование, заключенных в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, недропользователи уплачивают все налоги и платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 723 Налогового кодекса раздельный налоговый учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, ведется недропользователем на основании данных учетной документации в соответствии с утвержденной налоговой учетной политикой и с учетом положений, установленных настоящей статьей.

В случае отсутствия в налоговой учетной политике порядка ведения раздельного налогового учета и (или) несоответствия такого порядка принципам налогообложения налоговые органы в ходе осуществления налогового контроля определяют налоговые обязательства налогоплательщика в соответствии с подпунктом 1) пункта 11 настоящей статьи. (Аналогичная норма установлена статьей 310 Налогового кодекса, действующего до 01.01.2018г.).

Пунктом 5.3.1 налоговой учетной политики установлено, что Подрядные компании обязаны вести раздельный налоговый учет в соответствии со статьей 310 Налогового кодекса по деятельности, осуществляемой в рамках Контракта. Подрядные компании ведут раздельный налоговый учет на основании учетной документации, в порядке, предусмотренном Налоговой учетной политикой по совместной деятельности и налоговой учетной политикой каждой Подрядной компании, с учетом положений, установленных статьей 310 Налогового кодекса.

Согласно пункту 10.3 Контракта установлено, что расходы Оператора, понесенные им в связи с осуществлением деятельности, предусмотренной Контрактом, являются расходами на нефтяные операции и рассматриваются как расходы Подрядчика для целей настоящего Контракта.

В рассматриваемом случае установлено, что Филиал за период осуществления деятельность в рамках Контракт добыча и реализация углеводородного сырья не производилась, соответственно совокупный годовой доход и облагаемый оборот, связанный с добычей углеводородного сырья в рамках данного контракта на недропользование отсутствует.

Также, Филиал с 16.06.2018г. не осуществляет контрактную деятельность в связи с истечением 15.06.2018г. срока действия Контракта.

Следует учесть, что согласно пункту 1 статьи 258 Налогового кодекса расходы, фактически произведенные недропользователем до момента начала добычи после коммерческого обнаружения, на геологическое изучение, разведку, подготовительные работы к добыче полезных ископаемых, включая расходы по оценке, обустройству, общие административные расходы, суммы выплаченного подписного бонуса и бонуса коммерческого обнаружения, затраты по приобретению и (или) созданию основных средств и нематериальных активов, за исключением активов, указанных в подпунктах 2) - 6), 8) - 15) пункта 2 статьи 266 Налогового кодекса, и иные расходы, подлежащие вычету в соответствии с Налоговым кодексом, образуют отдельную группу амортизируемых активов.

То есть, недропользователь до момента начала добычи производит капитализацию расходов, произведенных для целей контракта на недропользование, которые образуют отдельную группу и вычитаются из совокупного годового дохода в виде амортизационных отчислений с момента начала добычи полезных ископаемых, с момента начала добычи полезных ископаемых.

      В рассматриваемом случае, расходы Филиала по ликвидации последствий недропользования относятся к расходам по контрактной деятельности, так как такие расходы прямо предусмотрены как обязательство недропользователя, в том числе при прекращении действия контракта на недропользование в пунктах 1 и 4 статьи 54 и пункте 9 статьи 72 Кодекса о недрах.

         Также, подпунктом (j) статьи 8.1 и статьей 30.3 Контракта предусмотрено, что Филиал, как один из Подрядчиков по Контракту, обязан при его расторжении выполнить обязательства по своевременному представлению программы ликвидации последствий деятельности Нефтяных операций и ликвидировать сооружения и оборудования, использованные в процессе деятельности Подрядчика на Контрактной территории в соответствии со статьей 14.2 Контракта на недропользование.

         Таким образом, согласно подпункту (а) статьи 2.2 Контракта на недропользование, несмотря на то, что Контракт прекратил свое действие 15.06.2018г., Филиал обязан был исполнить обязательства по ликвидации последствий геологического изучения, разведки по Контракту на недропользование.

Согласно пункту 1 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом.

 В соответствии подпунктом 1) статьи 264 Налогового кодекса вычету не подлежат затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.

Поскольку, указанные расходы производились в целях осуществления контрактной деятельности на недропользование, то согласно пункту 1 статьи 242 Налогового кодекса отнесение на вычеты Филиалом суммы расходов по ликвидации последствий геологического изучения в размере 78 606,0 тыс.тенге в декларации по КПН за 2018г. (форма 100.00) по внеконтрактной деятельности, является неправомерным.

В соответствии с положением пункта 1 статьи 258 Налогового кодекса расходы, фактически произведенные недропользователем до момента начала добычи после коммерческого обнаружения не подлежат вычету в текущем налоговом периоде.

Вместе с тем, срок действия Контракта завершен 15.06.2018г. и, следовательно, Филиал в дальнейшей деятельности не получит доход связанный с реализацией углеводородного сырья, в период действия контракта добыча и реализация углеводородного сырья не производилась, соответственно совокупный годовой доход, связанный с добычей углеводородного сырья в рамках данного контракта на недропользование отсутствует.

В связи с отсутствием контрактной деятельности, не отражение суммы переносимого убытка в размере 78 606,0 тыс.тенге в приложении к Декларации по КПН и налогу на сверхприбыль за 2018г. (форма 150.00) форме 150.01. «Об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, по исчислению КПН по каждому контракту на недропользование, месторождению (группе месторождений, части месторождения)» по результатам проверки, является правомерным.

В этой связи уменьшение убытка в декларации по КПН (форма 100) за 2018г. и не отражение указанной суммы в форме 150.01. «Об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, по исчислению КПН по каждому контракту на недропользование, месторождению (группе месторождений, части месторождения)» по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно начисления НДС в сумме 2 682 278,0 тыс.тенге.

В жалобе приведено, что суммы НДС, отнесенного в зачет, не подлежат корректировке в связи с отсутствием облагаемых оборотов при реализации в отдельно взятом налоговом периоде или по завершении контракта на недропользование.

Филиал считает, что только при его ликвидации сумма превышения НДС, отнесенного в зачет, подлежит уменьшению, как это прямо предусмотрено пунктом 9 статьи 429 Налогового кодекса, до этой даты любое превышение НДС, правомерно отнесенного в зачет, может зачитываться в счет предстоящих платежей по НДС.

Также, Филиал указывает, что раздельный налоговый учет для целей НДС не предусмотрен ни в одном положении раздела 10, статьи 194 (кроме деятельности лиц, указанных в статье 411 Налогового кодекса по оборотам по реализации сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), а также продуктов переработки такой продукции), статьи 723 (за исключением недропользователей, осуществляющих деятельность по соглашению (контракту) о разделе продукции, заключенному между Правительством Республики Казахстан или компетентным органом и недропользователем до 01.01.2009г. и прошедшем обязательную налоговую экспертизу, а также по контракту на недропользование, утвержденному Президентом Республики Казахстан, налоговый режим которых предусматривает исчисление НДС в порядке, отличающимся от установленного Налоговым кодексом.

Филиал утверждает, что начисление НДС и требование по его уплате в связи с наличием на дату завершения налоговой проверки превышения НДС, относимого в зачет, образовавшегося за период действия контракта на недропользование и налоговые периоды II – IV кварталов 2018г., то есть отрицательное значение результата исчисления НДС также неправомерно и прямо противоречит положениям Налогового кодекса по определению суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет.

Проверив доводы Филиала, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма НДС, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота.

Согласно пункту 1 статьи 404 Налогового кодекса корректировкой суммы НДС, относимого в зачет, является увеличение или уменьшение суммы НДС, относимого в зачет, в случаях, установленных данной статьей и статьей 405 Налогового кодекса.

Подпунктом 1) пункта 2 статьи 404 Налогового кодекса установлено, что уменьшение суммы НДС, относимого в зачет, производится по товарам, работам, услугам, использованным не в целях облагаемого оборота, за исключением использованных в целях необлагаемого оборота, в связи с наличием которого налогоплательщиком применен пропорциональный метод в соответствии со статьями 407 и 408 Налогового кодекса.

При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 404 Налогового кодекса, корректировка суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, в случаях, установленных пунктами 2 и 3 данной статьи, производится в том налоговом периоде, в котором наступили такие случаи.

В связи с истечением 15.06.2018г. срока действия Контракта Филиал с 16.06.2018г. не осуществляет контрактную деятельность и последующее продление периода разведки по контракту, согласно статьи 117 Кодекса о недрах, запрещается.

В рассматриваемом случае, сумма НДС в размере 2 675 115,2 тыс.тенге, уплачена Филиалом при приобретении товаров, работ, услуг в период до момента начала добычи после коммерческого обнаружения и отнесен в зачет в соответствии со статьями 400 и 429 Налогового кодекса.

Следует учесть, что Филиалом за период осуществления деятельности в рамках Контракта добыча и реализация углеводородного сырья не осуществлялась, в этой связи у Филиала отсутствовал облагаемый оборот, связанный с контрактной деятельностью.

Таким образом, расходы, в рамках Контракта, непосредственно в целях которого они и осуществлены на сумму НДС в размере 2675115,2 тыс.тенге, не использовались и не будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации углеводородного сырья.

Также, согласно подпункта 1) пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса, НДС, не относимым в зачет, признается НДС, который подлежит уплате в связи с получением товаров, работ, услуг, которые используются или будут использоваться в целях необлагаемого оборота, если плательщиком НДС применяется метод через ведение раздельного учета в соответствии со статьями 407 и 409 Налогового кодекса.

В данном случае, Филиал в декларациях по НДС, определяет сумму НДС, разрешенного к отнесению в зачет, пропорциональным методом, в этой связи у Филиала образовалось дебетовое сальдо НДС в размере 2 694 488,3 тыс.тенге по оборотам связанным с контрактной деятельностью по закрытому 16.06.2018г. Контракту.

Вместе с тем, согласно бухгалтерских данных оператора остаток ТМЦ (материалы) по приобретенным товарам для осуществления деятельности в рамках Контракта на 16.06.2018г. составляет 161442,8 тыс.тенге и сумма НДС, отнесенная в зачет по остаткам ТМЦ (материалы) составила 19373,1 тыс.тенге, по остальным товарам работам и услугам на сумму НДС в размере 2675115,2 тыс.тенге произведено списание на контрактную деятельность в период разведки, то есть до начала добычи.

При этом, после завершения Контракта, на основании информации представленной оператором в виде управленческой отчетности по операциям Совместного счета в доле и первичных документов, Филиалом отнесена на зачет в 3 и 4 квартала 2018г. сумма НДС по полученным товарам, работам, услугам направленных на ликвидацию последствии геологического изучения, разведки на контрактной территории в сумме 7162,8 тыс.тенге.

Таким образом, НДС подлежащий корректировке, как использованный не в целях облагаемого оборота, в связи с наличием которого налогоплательщиком применен пропорциональный метод в соответствии со статьями 407 и 408 Налогового кодекса, согласно подпункта 1) пункта 2 статьи 404 Налогового кодекса за 2, 3 и 4 кварталы 2018г. составляет 2 682 278,0 тыс.тенге (2675115,2+7162,8).

Исходя из изложенного, учитывая, что фактически расходы на геологическое изучение, разведку, подготовительные работы к добыче полезных ископаемых и, иные расходы, произведены Филиалом в период разведки до момента начала добычи после коммерческого обнаружения, не связаны с получением облагаемого оборота, НДС в размере 2 682 278,0 тыс.тенге подлежит корректировке.

    В этой связи, исключение из зачета и начисление НДС по результатам проверки в размере 2 682 278,0 тыс.тенге является обоснованным.

     По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 1264
  • 0
  • 31 декабря 2019

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.