Расходы на ремонт: частичная отмена начисления КПН
Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: КПН
Министерство финансов Республики Казахстан (далее- уполномоченный орган), получена апелляционная жалоба Компании «О» на уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН и НДС.
Компания «О», не согласившись с выводами налогового органа, обратилось в апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось исключение из вычетов последующих расходов, которые Компанией «О» в бухгалтерском учете отнесены на затраты по ремонту зданий, оборудования трансформаторных подстанций, высоковольтных линий электропередач к капитальному ремонту, при этом, по налоговому учету отнесены на вычеты как последующие расходы (текущий ремонт). В связи с чем, по результатам проверки расходы по капитальному ремонту признаны расходами на ремонт фиксированных активов, подлежащих отнесению на увеличение стоимости баланса группы (подгруппы) в соответствии с пунктом 2 статьи 272 Налогового кодекса и начислен КПН за 2019г. в сумме 44 216,2 тыс.тенге, за 2020г. в сумме 39 448,8 тыс.тенге и за 2021г. в сумме 66 088,3 тыс.тенге.
С данными выводами налогового органа Компания «О» не согласна из-за того, что по результатам налоговой проверки переклассифицированы расходы расширенно-текущего ремонта на основные средства Компании «О» относимые на вычеты напрямую, признав их расходами увеличивающих стоимость фиксированных активов как расходы капитального ремонта.
Компания «О» в жалобе отмечает, что за период с 2019-2021гг. в налоговом учете применил вычеты к затратам на ремонтные работы, квалифицировав их в бухгалтерском учете, как текущие расходы при проведении расширенно-текущих ремонтов, не подлежащих отнесению в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости объектов, не относимых к категории «капитальных затрат» по статье 272 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г.
Также в жалобе указано, что различие классификации затрат обоснованно применением налогового органа, антимонопольного законодательства в качестве терминологии и основы для определения налоговых обязательств.
При этом не учтено, что фактически затраты тарифной сметы при ее утверждении или при ее исполнении за текущий период отражают именно расходы Компании «О», признанные производственными в себестоимости тарифа, несмотря на то, что в тарифной смете они классифицированы, как затраты на «капитальный ремонт не приводящие к увеличению стоимости основных средств», но в акте проверки указаны как «капитальный ремонт» без уточняющей информации «не приводящие к увеличению стоимости».
Согласно тарифной сметы Компании «О» за 2019г., а также аналогично за 2020-2021гг., утвержденной уполномоченным органом, также в бухгалтерском и налоговом учете и тарифной смете затраты отражены в текущих расходах.
Также Компания «О» в жалобе приводятся понятия текущего, расширенно-текущего и капитальный ремонтов и сроков их проведения.
Компания «О» в жалобе ссылается на пункт 12 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» согласно принципу признания, организация не включает в балансовую стоимость объекта основных средств затраты на техническое обслуживание и планово-предупредительные ремонты (текущий, расширенно-текущий на объекты энергетики) объекта, так как данные мероприятия направлены на поддержание и сохранение первоначальных эксплуатационных характеристике обеспечивающий ее нормальную эксплуатацию в течение соответствующего периода. Это затраты признаются в составе прибыли или убытка по мере их возникновения.
В жалобе Компании «О» указано, что расширенно-текущий ремонт (в тарифной смете классифицирован как «капитальный ремонт, не приводящий к увеличению стоимости основных средств» и выделенный в расходах тарифной сметы именно по причине несколько большим объемом работ в отличие от текущего ремонта, но при этом недостаточном по нормативам как капитальные затраты в Инвестиционной программе) отражен в бухгалтерском учете как текущие расходы.
Проверив доводы Компании «О», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В целях вынесения мотивированного решения в соответствии со статьей 186 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. Министерством финансов Республики Казахстан назначена тематическая проверка по вопросу правильности исчисления КПН за период 2019-2021гг.
Во исполнение данного письма Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан на основании предписания проведена тематическая проверка Компании «О», по результатам которой составлен акт тематической проверки от 16.01.2025г. №51 (далее - акт тематической проверки от 16.01.2025г. №51).
Из акта тематической проверки от 16.01.2025г. №51 следует.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 272 Налогового кодекса последующими расходами признаются затраты по эксплуатации, ремонту, реконструкции, модернизации, содержанию, ликвидации и другие затраты, понесенные в отношении следующих активов после признания их в бухгалтерском учете:
1) фиксированных активов, в том числе в период временного прекращения их использования;
2) не относимых к фиксированным активам основных средств, инвестиций в недвижимость, нематериальных и биологических активов, учитываемых в бухгалтерском учете налогоплательщика в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предназначенных для использования в деятельности, направленной на получение дохода.
Последующими расходами также признаются затраты по эксплуатации, ремонту, реконструкции, модернизации, содержанию и другие затраты, понесенные в отношении имущества, полученного по договору имущественного найма (аренды).
Если иное не предусмотрено пунктами 3 и 4 настоящей статьи, сумма последующих расходов, подлежащая отнесению в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости активов, относимых к фиксированным активам, активам, указанным в подпункте 14) пункта 2 статьи 266 настоящего Кодекса, а также последующих расходов, указанных в пункте 5 статьи 276 настоящего Кодекса:
1) увеличивает соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы);
2) при отсутствии соответствующего виду актива стоимостного баланса группы (подгруппы) формирует соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы) на конец текущего налогового периода.
Последующие расходы, предусмотренные настоящим пунктом, признаются в целях налогообложения в том налоговом периоде, в котором они отнесены на увеличение балансовой стоимости активов в бухгалтерском учете, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13 статьи 268 настоящего Кодекса.
Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса фиксированными активами признаются активы, учтенные в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства. При этом стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений.
Также в акте тематической проверки от 16.01.2025г. №51 указано, что себестоимость объекта в соответствии с пунктом 7 МСФО 16 основных средств подлежит признанию в качестве актива только в случае, если:
(a) существует вероятность того, что предприятие получит связанные с данным объектом будущие экономические выгоды;
(b) себестоимость данного объекта может быть надежно измерена.
В рассматриваемом случае, Компанией «О» в бухгалтерском учете отнесены на затраты по ремонту зданий, оборудования трансформаторных подстанций, высоковольтных линий электропередач к капитальному ремонту, не приводящего к увеличению стоимости основных средств за 2019-2021гг. в сумме 914 016,1 тыс.тенге, при этом, по налоговому учету данные суммы отнесены на вычеты как последующие расходы.
Вместе с тем, по результатам обжалуемой проверки вышеуказанные суммы последующих расходов признаны расходами на ремонт фиксированных активов, подлежащих отнесению на увеличение стоимости баланса группы (подгруппы) в соответствии с пунктом 2 статьи 272 Налогового кодекса.
В ходе тематической проверки от 16.01.2025г. №51 Комитетом государственных доходов Компании «О» вручены требования о предоставлении необходимых для проведения налоговой проверки документов.
При этом, Компанией «О» представлены следующие подтверждающие документы: учетная политика, налоговая учетная политика, инвентарные карточки, технические паспорта, акты списания, заявки, наряды, акты приема оборудования, графики проведения расширенно-текущего ремонта, служебные записки, дефектные ведомости, трудовые договоры, данные бухгалтерского учета.
Так, в ходе тематической проверки от 16.01.2025г. №51 произведен анализ произведенных расходов в разрезе актов списания на предмет обоснованности признания расходов в бухгалтерском и налоговом учетах, как последующих расходов, не приводящих к увеличению стоимости основных средств.
Необходимо отметить, что Компания «О» структурно состоит из 22 районов электрических сетей и одного эксплуатационного участка.
В ходе проведения тематической проверки от 16.01.2025г. №51 установлены расходы на ремонт по 4 312 единиц основных средств, в том числе:
2 109 высоковольтных воздушных линий;
112 высоковольтных трансформаторных подстанций;
317 зданий;
1 445 комплексных трансформаторных подстанций;
19 оборудований;
310 подземных кабельных линий.
Из акта тематической проверки от 16.01.2025г. №51 следует, что проведены следующие ремонтные работы: установка, демонтаж, монтаж траверсов; замена изоляторов; защита, демонтаж, монтаж опор; доливка (заливка) трансформаторного масла; монтаж птицезащитного изолятора; замена и восстановление проводов; аварийно-восстановительные работы; ремонт крыши зданий; ремонт подъездной дороги; ремонт фундамента; кладка кирпичей; монтаж ограждений; покраска зданий; установка дверей; кладка пола; штукатурка стен; изготовление и установка ограждений комплексных трансформаторных подстанций и т.д.
При этом, согласно представленных первичных документов к тематической налоговой проверке Компанией «О» произведено списание запасов на расходы без учета возвратов на сумму 938 563,4 тыс.тенге, где основанием явились:
графики по расширенно-текущему ремонту по 2 851 актам списания на сумму 630 505,9 тыс.тенге;
аварии на линиях по 572 актам списания на сумму 45 131,5 тыс.тенге;
служебные записки о необходимости дополнительного оснащения оборудования по 1 458 актам списания на сумму 213 350,5 тыс.тенге;
необходимость во внеплановом ремонте оборудования по 658 актам списания на сумму 49 575,5 тыс.тенге.
Списаны запасы, такие как автоматы, алинекс, анкера, анфапфы, арматуры, бак расширительный, битум, блоки натяжные, болты, валики, ветоши, выключатели, лампы, короткозамыкатели, корпусы зажимов и другие запасы.
При этом, в акте тематической проверки от 16.01.2025г. №51 указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных статьей 242 и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Затраты налогоплательщика на строительство, приобретение фиксированных активов и другие затраты капитального характера относятся на вычеты в соответствии со статьями 265 – 276 Налогового кодекса.
На основании статьи 265 Налогового кодекса вычету подлежат:
1) амортизационные отчисления, исчисленные в соответствии со статьей 271 Налогового кодекса;
2) стоимостный баланс подгруппы (группы) на конец налогового периода в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 273 Налогового кодекса;
3) последующие расходы в соответствии со статьей 272 Налогового кодекса.
Таким образом, актом тематической проверки от 16.01.2025г. №51 сделан вывод о том, что нормы подпункта 1) пункта 2 статьи 272 Налогового кодекса предписывают определить, насколько последующие расходы подлежат отнесению в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости активов, относимых к фиксированным активам. При этом, нормами налогового законодательства не установлен порядок признания расходов, как подлежащих отнесению на увеличение балансовой стоимости активов, относимых к фиксированным активам.
Также, в акте тематической проверки от 16.01.2025г. №51 указано, что согласно пункту 3 статьи 190 Налогового кодекса если иное не установлено пунктом 4 статьи 190 Налогового кодекса, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
В соответствии с подпунктом 11) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон о бухгалтерском учете) документом, устанавливающим принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, является стандарт финансовой отчетности.
Согласно пункту 7 МСФО 16 первоначальная стоимость объекта основных средств подлежит признанию в качестве актива только в том случае, если:
(a) признается вероятным, что организация получит связанные с данным объектом будущие экономические выгоды;
(b) первоначальная стоимость данного объекта может быть надежно оценена.
В соответствии с пунктом 12 МСФО 16 организация не включает в балансовую стоимость объекта основных средств затраты на повседневное техническое обслуживание объекта. Затраты на повседневное техническое обслуживание состоят, главным образом, из затрат на оплату труда и приобретение расходных материалов, а также могут включать стоимость мелких комплектующих частей. Назначение этих затрат часто описывается как «ремонт и текущее обслуживание» объекта основных средств.
Пунктом 13 МСФО 16 установлено, что объекты основных средств также могут приобретаться для целей периодической замены. Согласно принципу признания, изложенному в пункте 7 МСФО 16, организация включает в балансовую стоимость объекта основных средств затраты по частичной замене такого объекта в момент их возникновения, если удовлетворяются критерии признания.
Таким образом, в акте тематической проверки от 16.01.2025г. №51 отмечено, что исходя из требований МСФО 16 расходы на ремонтные работы могут быть признаны в качестве капитализируемых последующих затрат по основным средствам, не являющихся затратами на повседневное техническое обслуживание объекта, при наличии подтверждения повышения будущих экономических выгод от использования объекта.
Кроме того, из акта тематической проверки от 16.01.2025г. №51 следует, что на основании пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.
Учетная политика Компании «О» утверждена 01.01.2015г., налоговая учетная политика утверждена 19.11.2018г.
Пунктом 3.1.1. Учетной политики установлено, что основные средства представляют собой материальные активы, используемые Компанией для передачи и (или) распределения электрической энергии; для сдачи в аренду другим компаниям или для административных целей и которые, как ожидается, будут использованы в течение более чем одного отчетного периода (более 1 года).
Согласно пункту 3.1.10 Учетной политики основные средства подразделяются на классы и группы в зависимости от их целевого назначения: 1 группа «Земля»; 2 группа «Здания»; 3 группа «Сооружения»; 4 группа «Устройства электропередачи, линии электропередачи»; 5 группа «Силовые машины и оборудование»; 6 группа «Рабочие машины и оборудование по видам деятельности (кроме автомобильного транспорта)»; 7 группа «Другие машины и оборудование (кроме автомобильного транспорта)»; 8 группа «Компьютеры и периферийные устройства»; 9 группа «Фиксированные активы, не включенные в другие группы»; 10 группа «Фиксированные активы, не включенные в другие группы».
Пунктом 3.1.63 Учетной политики установлено, что последующие затраты, относящиеся к объектам основных средств, должны признаваться в балансовой стоимости актива в той степени, в которой эти расходы увеличивают экономические выгоды от использования данного основного средства. Все другие последующие расходы должны признаваться как расходы в том периоде, в котором они были понесены.
Согласно пункту 3.1.64 Учетной политики затраты, которые могут быть понесены в процессе эксплуатации объектов основных средств, включают:
затраты на ремонт капитального характера (капитализацию, реконструкцию основных средств);
затраты на частичное замещение компонентов основных средств;
затраты на капитальный ремонт (не приводящий к увеличению основного средства), расширенно-текущий ремонт, текущий ремонт и техническое обслуживание основных средств (допускается применение ТМЗ частично из демонтажа основных средств согласно нормативным документам министерства энергетики).
Пунктом 3.1.65 Учетной политики предусмотрено, что заключение об отнесении затрат на капитализацию или на затратные ремонты дается приемочной комиссией по основным средствам в акте приема-передачи передачи отремонтированных, реконструированных (модернизированных) активов (форма А-5).
В соответствии с пунктом 3.1.66 Учетной политики средства, направляемые на капитальный ремонт, не приводящий к увеличению основных средств, текущий и расширенно-текущий ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы, не приводящие к увеличению стоимости основных средств, относящихся к деятельности в сфере естественных монополий, определяются исходя из годовых смет затрат, согласованных с Агентством.
Согласно пунктам 3.1.67 – 3.1.70 Учетной политики на протяжении срока эксплуатации объектов основных средств могут быть понесены затраты, направленные на улучшение рабочего состояния объекта, повышение первоначально оцененных нормативных показателей функционирования объекта основного средства (срок полезной службы, производственная мощность, качество применения), что ведет к увеличению будущих экономических выгод. Такие затраты увеличивают балансовую стоимость основного средства.
Следующие критерии свидетельствуют об увеличении будущих экономических выгод:
модификация, модернизация, реконструкция объекта основных средств, увеличивающая первоначально установленный срок его полезной службы, производственную мощность, качество применения;
усовершенствование оборудования для достижения значительного улучшения качества выпускаемой продукции.
На основании пунктов 3.1.71 – 3.1.72 Учетной политики затраты, которые не приводят к увеличению будущих экономических выгод от использования объекта и не изменяют качественные характеристики основных средств, относятся на расходы в том периоде, в котором они понесены, без увеличения балансовой стоимости объекта. Таким образом, затраты на расширенно-текущий ремонт, текущий ремонт, эксплуатацию, содержание и техническое обслуживание зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств и т.п., производимые в целях сохранения и поддержания технического состояния объекта, признаются текущими расходами в момент возникновения.
Пунктом 3.1.72 Учетной политики предусмотрено:
текущий ремонт – ремонт, выполняемый для устранения обнаруженных дефектов, препятствующих нормальной эксплуатации оборудования (установки) и устранение которых невозможно на работающем оборудовании;
расширенно-текущий ремонт – ремонт, имеющий отличие от текущего ремонта несколько большим объемом работ, в котором производится ремонт и замена деталей и узлов, которые не смогут нормально работать до очередного капитального ремонта;
техническое обслуживание – комплекс мероприятий или мероприятие по поддержанию работоспособного состояния и (или) исправного состояния оборудования, зданий и сооружений при использовании по назначению, хранении и (или) транспортировке без вывода их в ремонт.
Таким образом, исходя из положений Учетной политики последующие затраты, относящиеся к объектам основных средств, должны признаваться в балансовой стоимости актива в той степени, в которой эти расходы увеличивают экономические выгоды от использования данного основного средства и направлены на:
модификацию, модернизацию, реконструкцию объекта основных средств, увеличивающую первоначально установленный срок его полезной службы, производственную мощность, качество применения;
усовершенствование оборудования для достижения значительного улучшения качества выпускаемой продукции.
В соответствии с главой 7 Налоговой учетной политики Компании «О» учитывает последующие расходы по фиксированным активам согласно статье 272 Налогового кодекса. Последующими расходами признаются фактические расходы, понесенные при эксплуатации, ремонте, реконструкции, модернизации, содержании и ликвидации фиксированных активов.
Последующими расходами также признаются затраты по эксплуатации, ремонту, реконструкции, модернизации, содержанию и другие затраты, понесенные в отношении имущества, полученного по договору имущественного найма (аренды).
Последующие расходы, связанные с эксплуатацией, ремонтом, техническим обслуживанием и содержанием фиксированных активов, осуществляемые для восстановления или сохранения показателей функционирования этого объекта, относятся на вычеты в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены (в соответствии п. 3.1.71 - 3.1.73 Учетной политики Компании «О»).
Сумма последующих затрат капитального характера, связанных с улучшением (повышением) производительности, качества применения, увеличением срока полезного использования и отнесенных в бухгалтерском учете в соответствии с Учетной политики Компании «О» на увеличение балансовой стоимости основных средств, в налоговом учете также относятся на увеличение соответствующего стоимостного баланса группы (подгруппы). При отсутствии стоимостного баланса группы (подгруппы) такие расходы формируют соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы) на конец текущего налогового периода. Затраты на ремонт и эксплуатацию основных средств, производимые в целях сохранения и поддержания технического состояния объекта, первоначальную стоимость не увеличивают, а признаются как текущие расходы в момент их возникновения.
Таким образом, актом тематической проверки от 16.01.2025г. №51 сделан вывод о том, что исходя из положений Налоговой учетной политики сумма последующих затрат капитального характера, связанных с улучшением (повышением) производительности, качества применения, увеличением срока полезного использования и отнесенных в бухгалтерском учете в соответствии с Учетной политики Компанией «О» на увеличение балансовой стоимости основных средств, в налоговом учете также относятся на увеличение соответствующего стоимостного баланса группы (подгруппы).
Далее, в акте тематической проверки от 16.01.2025г. №51 указано, что в соответствии с пунктом 2 Правил организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций, тепловых и электрических сетей, утвержденных Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 11.02.2015 года №73 (далее-Правила):
текущий ремонт – ремонт, выполняемый для устранения обнаруженных дефектов, препятствующих нормальной эксплуатации оборудования (установки) и устранение которых невозможно на работающем оборудовании;
ремонт – комплекс мероприятий по восстановлению работоспособного состояния и (или) исправного состояния оборудования, зданий и сооружений и восстановлению ресурсов их составных частей;
расширенно-текущий ремонт – ремонт, имеющий отличие от текущего ремонта несколько большим объемом работ, в котором производится ремонт и замена деталей и узлов, которые не смогут нормально работать до очередного капитального ремонта;
капитальный ремонт – плановый ремонт, осуществляемый с целью восстановления исправности и ресурса энергетического оборудования или сети путем замены или восстановления любых частей оборудования, включая базовые, проверки и регулировки отремонтированных частей и оборудования в целом, замены или восстановления изношенных конструкций и участков сети или замены их на более прочные и экономичные;
техническое обслуживание – комплекс мероприятий или мероприятие по поддержанию работоспособного состояния и (или) исправного состояния оборудования, зданий и сооружений при использовании по назначению, хранении и (или) транспортировке без вывода их в ремонт.
Также пунктом 4 Правил установлено, что энергопроизводящие и энергопередающие организации на постоянной основе обеспечивают исправное состояние оборудования, зданий и сооружений, используемых, соответственно, для производства и (или) передачи электрической и (или) тепловой энергии, путем организации и проведения комплекса работ, который включает в себя:
1) техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений электростанций, тепловых и электрических сетей;
2) ремонт оборудования, зданий и сооружений электростанций, тепловых и электрических сетей.
При этом, согласно пункту 5 Правил периодичность и объем технического обслуживания, а также состав работ по техническому обслуживанию оборудования, зданий и сооружений электростанций, тепловых и электрических сетей устанавливаются энергопроизводящими и энергопередающими организациями самостоятельно с учетом инструкций производителя по эксплуатации и фактических условий эксплуатации. В соответствии с пунктом 1 Приложения 1 к Правилам техническое обслуживание действующего оборудования электростанций предусматривает выполнение комплекса мероприятий по осмотру, контролю, смазке, регулировке, не требующих вывода его в текущий ремонт. Пунктами 7 и 8 Правил установлено, что учет работ по техническому обслуживанию осуществляется путем ведения журналов технического обслуживания, учет выявленных дефектов осуществляется в отдельном журнале.
В соответствии с пунктом 9 Правил энергопроизводящие и энергопередающие организации осуществляют планирование ремонта своего оборудования, зданий и сооружений электростанций, тепловых и электрических сетей, которое включает в себя разработку:
1) перспективного плана ремонта оборудования, зданий и сооружений организации на пять лет;
2) годовых графиков ремонта оборудования, зданий и сооружений. Согласно пункту 24 Правил капитальный ремонт производится со следующей периодичностью:
1) воздушных линий электропередачи на железобетонных и металлических опорах – не реже одного раза в десять лет;
2) воздушных линий электропередачи на опорах с деревянными деталями – не реже одного раза в пять лет;
3) трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и секционирующих пунктов – не реже одного раза в десять лет. Таким образом, Правилами не предусмотрены условия, при которых расходы на ремонт приводят к увеличению балансовой стоимости основных средств.
В рассматриваемом случае, из акта тематической проверки от 16.01.2025г. №51 следует, что Компанией «О» в бухгалтерском учете сумма расходов на ремонт составила на сумму 938 563,4 тыс.тенге, которая признана текущими расходами, соответственно, увеличение балансовой стоимости основных средств не производилось.
Вместе с тем, из вышеуказанной суммы по результатам тематической проверки от 16.01.2025г. №51 стоимость расходов на ремонт в соответствии с требованиями МСФО 16 «Основные средства» отнесена на увеличение балансовой стоимости основных средств на сумму 258 956,1 тыс.тенге, в том числе:
за 2019г. – 60 482,6 тыс.тенге;
за 2020г. – 57 856,4 тыс.тенге;
за 2021г. – 140 617,1 тыс.тенге.
При этом,
1) капитальный ремонт зданий (ремонт крыши зданий, подъездной дороги, фундамента, кладка кирпичей, монтаж ограждения, покраска зданий, установка дверей, кладка пола, штукатурка стен) на сумму 57 571,7 тыс.тенге. Данные расходы признаны в бухгалтерском учете, как расходы на капитальный ремонт основных средств I группы, в том числе:
за 2019г. – 18 204,7 тыс.тенге;
за 2020г. – 21 179,9 тыс.тенге;
за 2021г. – 18 187,1 тыс.тенге.
2) изготовление и установка ограждений комплексных трансформаторных подстанций на сумму 89 532,6 тыс.тенге. Данные расходы признаны в бухгалтерском учете, как расходы на расширенно-текущий ремонт основных средств II группы, в том числе:
за 2019г. – 14 122,7 тыс.тенге;
за 2020г. – 11 711,8 тыс.тенге;
за 2021г. – 63 698,1 тыс.тенге.
При этом, в акте тематической проверки от 16.01.2025г. №51 указано, что Компанией «О» ограждения ранее не признавались в качестве отдельного основного средства, также не являются частью комплексных трансформаторных подстанций.
В соответствии с пунктом 6 МСФО 16 «Основные средства» первоначальная стоимость - сумма уплаченных денежных средств или их эквивалентов, или справедливая стоимость другого возмещения, переданного с целью приобретения актива, на момент его приобретения или сооружения. В связи с чем, в момент сооружения указанные основные средства подлежат признанию в бухгалтерском учете в соответствии с МСФО 16 «Основные средства» по первоначальной стоимости.
В этой связи, по результатам тематической проверки от 16.01.2025г. №51, в соответствии с пунктом 1 статьи 267 Налогового кодекса ограждения комплексных трансформаторных подстанций учтены по I группе классификации и расходы по их изготовлению и установке признаны первоначальной стоимостью вновь сооруженного объекта основного средства;
3) замена деревянных опор на железобетонные опоры на сумму 111 851,8 тыс.тенге. Данные расходы Компании «О» признаны в бухгалтерском учете, как расходы на расширенно-текущий ремонт основных средств IV группы, в том числе:
за 2019г. –28 155,1 тыс.тенге;
за 2020г. –24 964,8 тыс.тенге;
за 2021г. –58 731,9 тыс.тенге.
При этом, согласно пункту 2 Правил ремонт путем замены конструкций и участков сети на более прочные признается капитальным ремонтом.
В связи с чем, по результатам тематической проверки от 16.01.2025г. №51 расходы по замене деревянных опор на железобетонные признаны расходами, увеличивающими балансовую стоимость основных средств. Кроме того, указанные расходы повышают качество применения основного средства и увеличивают срок полезного использования основного средства. Указанное соответствует условиям, предусмотренным Учетной политикой, Налоговой учетной политикой Компании «О» и требованиями МСФО 16 «Основные средства», для признания таких расходов расходами, относимыми на увеличение балансовой стоимости основных средств.
Как указано выше, на основании пункта 1 статьи 271 Налогового кодекса в ходе тематической проверки установлено от 16.01.2025г. №51, что произведённые расходы по ремонтным работам, подлежат отнесению в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости активов на сумму 258 956,1 тыс.тенге, в связи с чем, увеличены суммы вычетов по фиксированным активам (амортизационных отчислений) на сумму 49 800,5 тыс.тенге, в том числе:
за 2019г. –7 456,0 тыс.тенге;
за 2020г. –13 533,1 тыс.тенге;
за 2021г. –28 811,4 тыс.тенге.
Таким образом, по результатам тематической проверки от 16.01.2025г. №51 подтверждены результаты обжалуемой проверки в части уменьшения последующих расходов на сумму 209 091,3 тыс.тенге, в том числе:
за 2019г. – 53 026,6 тыс.тенге;
за 2020г. – 44 323,2 тыс.тенге;
за 2021г. –111 741,5 тыс.тенге.
При этом, по результатам тематической проверки от 16.01.2025г. №51 определено, что расходы на ремонт (установка, демонтаж, монтаж траверсов; замена изоляторов; защита, демонтаж, монтаж опор; доливка (заливка) трансформаторного масла; монтаж птицезащитного изолятора; замена и восстановление проводов; аварийно-восстановительные работы) не подлежат отнесению на увеличение стоимостного баланса групп (подгруппы) в соответствии с пунктом 2 статьи 272 Налогового кодекса на общую сумму 679 607,3 тыс.тенге (938 563,4 - 258 956,1), в том числе:
за 2019г. –216 945,7 тыс.тенге;
за 2020г. –190 183,0 тыс.тенге;
за 2021г. –272 478,6 тыс.тенге.
При этом, следует отметить, что по результатам обжалуемого акта налоговой проверки от 13.06.2023г. №104 фактически исключены из вычетов расходы по фиксированным активам на сумму 748 767,2 тыс.тенге за счет:
1) уменьшения последующих расходов по фиксированным активам, относимые на вычеты в соответствии с пунктом 2 статьи 272 Налогового кодекса, в сумме 914 016,1 тыс.тенге, в том числе:
за 2019г. –270 126,6 тыс.тенге;
за 2020г. –240 002,8 тыс.тенге;
за 2021г. –403 886,7 тыс.тенге.
2) увеличение сумм амортизационных отчислений в размере 165 248,9 тыс.тенге, в том числе:
за 2019г. –49 045,2 тыс.тенге;
за 2020г. –42 759,3 тыс.тенге;
за 2021г. –73 444,4 тыс.тенге.
Таким образом, по результатам тематической проверки от 16.01.2025г. №51 не подтверждены результаты обжалуемой проверки в части уменьшения последующих расходов на сумму 539 675,9 тыс.тенге (748 767,2-209 091,3), в том числе:
за 2019г. –168 054,6 тыс.тенге;
за 2020г. –152 920,6 тыс.тенге;
за 2021г. –218 700,7 тыс.тенге.
Учитывая вышеизложенное, по результатам тематической проверки от 16.01.2025г. №51 уменьшение последующих расходов за 2019-2021гг. на сумму 539 675,9 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН в сумме 107 935,1 тыс.тенге по результаты обжалуемой налоговой проверки от 13.06.2023г. №104 признаны необоснованными.
По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части начисления КПН в сумме 107 935,1 тыс.тенге, а в остальной части отставить без изменения.
- 2798
- 0
- 26 февраля 2025
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.