КПН: взаиморасчёты с ненадёжными поставщиками — жалоба оставлена без удовлетворения
Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: КПН, НДС – взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками
Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган), получена жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «А» по вопросам неисполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомления налоговых органов об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в порядке, определенном статьей 115 Налогового кодекса, налог на добавленную стоимость за период с 01.01.2023г. по 30.09.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС в сумме 534 627,0 тыс.тенге и пени в сумме 95 231,6 тыс.тенге.
Компания «А» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа и приводит следующие доводы.
Основанием для начисления обжалуемых сумм налогов и соответствующих сумм пени явилось нарушение требований пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса при исчислении НДС по оказанным услугам вычислительных операций и обработки данных в адрес нерезидента (DC Invest Limited) на сумму 534 627,0 тыс.тенге
С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что объектами обложения НДС является облагаемый оборот и облагаемый импорт, в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса облагаемым оборотом является оборот, совершенный плательщиком НДС по реализации товаров, работ, услуг, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 370 Налогового кодекса.
Согласно подпункту 2) статьи 370 Налогового кодекса необлагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, работ, услуг местом реализации, которых не является Республика Казахстан.
В случае если, покупателем работ, услуг является нерезидент, а получателем является его структурное подразделение учетная регистрация которых произведена в органах юстиции Республики Казахстан, то местом реализации работ, услуг признается Республика Казахстан.
Положение данного подпункта применяется в том числе, в отношении услуг по предоставлению и (или) обработке информации.
Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара.
В рассматриваемом случае, тематическая налоговая проверка проведена по решениям о признании следующих уведомлений об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, не исполненными.
-
уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля от 29.03.2023г. по вопросу «Занижения сумм НДС по реализованным товарам, работам, услугам, установленное при сверке с данными ЭСФ», сумма нарушения 175 472,1 тыс.тенге за период с 01.01.2023г. по 31.03.2023г.
-
уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля от 29.03.2023г. по вопросу «Занижения сумм НДС по реализованным товарам, работам, услугам, установленное при сверке с данными ЭСФ», сумма нарушения 180 806,9 тыс.тенге за период с 01.04.2023г. по 30.06.2023г.
-
уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля от 29.03.2023г. по вопросу «Занижения сумм НДС по реализованным товарам, работам, услугам, установленное при сверке с данными ЭСФ», сумма нарушения 179 696,7 тыс.тенге за период с 01.07.2023г. по 30.09.2023г.
Основанием для выставления вышеуказанных уведомлений послужило то, что Компания «А» в соответствии с Приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 13.10.2020г. №384/НҚ «Об утверждении Правил информирования о деятельности по осуществлению цифрового майнинга» проинформировало Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан о своей деятельности в области цифрового майнинга.
Следовательно, Компания «А» является Центром обработки данных для цифрового майнинга.
В соответствии с подпунктом 25) статьи 1 Закона об информатизации, объектами информационно-коммуникационной инфраструктуры являются информационные системы, технологические платформы, аппаратно-программные комплексы, серверные помещения (центры обработки данных), сети телекоммуникаций, а также системы обеспечения информационной безопасности и бесперебойного функционирования технических средств.
Согласно подпункту 8) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О цифровых активах в Республике Казахстан» (далее – Закон о цифровых активах), майнинг – это процесс проведения вычислительных операций с использованием компьютерных мощностей согласно заданным алгоритмам шифрования и обработки данных, обеспечивающий подтверждение целостности блоков данных посредством блокчейна.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 9) статьи 1 Закона о цифровых активах центром обработки данных цифрового майнинга является объект информационно-коммуникационной инфраструктуры, состоящий из аппаратно-программного комплекса для цифрового майнинга и производственного здания, расположенного вне территории жилой зоны, использующий электрическую энергию в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об электроэнергетике».
Таким образом, Центр обработки данных является подвидом объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры и в целом осуществляет равнозначную функцию по обработке данных путем осуществления вычислительных операций. В то же время объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры помимо вычислительных операций, используются для поддержки информационных систем, приложений и услуг.
Согласно подпункту 38-2) статьи 1 Закона об информатизации, блокчейн – это информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая неизменность информации в распределенной платформе данных на базе цепочки взаимосвязанных блоков данных, заданных алгоритмов подтверждения целостности и средств шифрования.
Таким образом, для определения места реализации при оказании вышеуказанных услуг подлежат применению положения подпункта 5) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса, согласно которых местом осуществления предпринимательской или другой деятельности налогоплательщика, выполняющего работы, оказывающего услуги, не предусмотренные подпунктами 1), 2), 3) и 4) части первой данного пункта, то местом реализации работ, услуг является Республика Казахстан, если лицо, выполняющее работы или оказывающее услуги, имеет государственную (учетную) регистрацию в органах юстиции Республика Казахстан или состоит на регистрационном учете в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя.
Положения подпункта 4) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса применяются в отношении услуг по предоставлению и (или) обработке информации.
Так как, по итогам оказываемых услуг Компанией «А» в адрес Компании «D» отсутствуют результаты обработки информации, следовательно, указанная услуга не является услугой по обработке информации, предусмотренной подпунктом 1) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса.
Таким образом, учитывая норму подпункта 5) пункта 2 статьи 378 Налогового кодекса, включение в облагаемый оборот по НДС, услуг по вычислительным операциям и обработке данных на сумму 4 455 224,9 тыс.тенге, оказанным Компанией «А» в адрес Компании «D» и соответствующее начисление НДС в сумме 534 627,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление без изменений, а жалобу без удовлетворения.
- 2378
- 0
- 26 ноября 2024
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.