КПН - взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками: жалоба оставлена без удовлетворения
Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: КПН
Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «R» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН).
Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена комплексная проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.11.2020г. по 31.12.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 262 418,2 тыс.тенге и пени 106 616,2 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 139 396,2 тыс.тенге и пени 6 547,0 тыс.тенге.
Компания «R», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статей 242, 264, 403 Налогового кодекса отнесены на вычеты расходы и НДС в зачет по взаиморасчетам с Компанией «А», Компанией «С», Компанией «G», ФЛ Д.Ж.Б., ФЛ К.К.Б., ФЛ У.Ш.И., ФЛ М.А.К.
С данным выводом налогового органа Компания «R» не согласна из-за того, что по результатам налоговой проверки необоснованно исключены из вычетов расходы и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «А», Компанией «С», Компанией «G», ФЛ Д. Ж.Б., ФЛ К.К.Б., ФЛ У.Ш.И., ФЛ М.А.К.
Проверив доводы Компании «R», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.
Если иное не установлено настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, для целей данного раздела, признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
В случае, когда порядок признания расходов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с Налоговым кодексом, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом.
В соответствии с подпунктом 2) статьи 264 Налогового кодекса не подлежат отнесению расходы на вычеты расходы по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу, за исключением операций, по которым судом установлено фактическое получение товаров, работ, услуг от такого налогоплательщика.
Подпунктом 5) статьи 264 Налогового кодекса предусмотрено, что расходы по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -4) данного пункта.
Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса.
При этом выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 412 Налогового кодекса.
Согласно пункту 12 статьи 412 Налогового кодекса счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг.
В соответствии с подпунктом 2) статьи 403 Налогового кодекса не подлежат отнесению в зачет НДС по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.
Подпунктом 4) статьи 403 Налогового кодекса предусмотрено, что по сделкам, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, снятым с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на основании решения налогового органа в соответствии с подпунктами 2) и 3) пункта 6 статьи 85 Налогового кодекса, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу, за исключением сделок, по которым судом установлено фактическое получение товаров, работ, услуг от такого налогоплательщика.
Исключение из суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, предусмотренное настоящей статьей, производится в том налоговом периоде, в декларации за который налог на добавленную стоимость признан как налог на добавленную стоимость, относимый в зачет.
Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.
Если иное не установлено пунктом 4 данной статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.
Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.
Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты и в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанными руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика. При этом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «А», Компанией «С», Компанией «G», ФЛ Д.Ж.Б., ФЛ К.К.Б., ФЛ У.Ш.И., ФЛ М.А.К.
1.Относительно взаиморасчетов с Компанией «А»
По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по взаиморасчетам с Компанией «А» по строительно-монтажным работам за 2021г. в сумме 759 686,6 тыс.тенге и НДС из зачета в сумме за 4 квартал 2021г. в сумме 91 162,4 тыс.тенге.
Согласно данным ЭСФ оплата произведена путем безналичного расчета.
Согласно ИНИС РК руководителем Компании «А» является О.Б.
Учредитель с 05.08.2021г. по 07.04.2022г. С.Б.О., с 07.04.2022г. по 03.10.2022г. О.Б.А., с 03.10.2022г. О.Б.
Основной вид деятельности: «Строительство жилых зданий».
Компания «А» снято с учета по НДС 21.12.2021г., в связи с признанием недействительной регистрации.
Согласно ИС СОНО:
- декларация по налогу на транспортные средства, земельному налогу, налогу на имущество (ф.700.00) за 2021г. не представлена;
- декларация по КПН (ф.100.00) за 2021г. представлена с нулевыми значениями;
- декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 3-4 кварталы 2021г. предоставлены с нулевыми значениями, количество наемных работников 0;
- декларация по НДС за 4 квартал 2021г. представлена с нулевыми значениями.
Соответственно, у Компании «А» отсутствует имущество и транспортные средства.
Коэффициент налоговой нагрузки за 2021г. – 0% (СГД – 0 тенге, начислено налогов 0 тенге).
Категория по СУР – «Высокая степень риска».
Решением Специализированного межрайонного экономического суда (СМЭС) от 02.10.2023г. первичная государственная регистрация Компании «А» приказом от 05.08.2021г. и перерегистрации приказами от 07.04.2022г., от 03.10.2022г. признаны недействительными.
В решении указано, что согласно «Протокола допроса свидетелей» от 12.07.2023г. Департамента экономических расследований (ДЭР), О.Б. руководитель 4-х предприятий: (Компания «А», Компания «З», Компания «AS», Компания «Б») создал вышеуказанные предприятия с целью уклонения от уплаты налогов путем неисполнения налоговых и иных обязательств.
Решение СМЭС от 02.10.2023г. вступило в законную силу 16.11.2023г.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 21 Гражданско-процессуального кодекса Республики Казахстан вступившие в законную силу судебные решения, определения, постановления и приказы, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов и судей обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, других юридических лиц, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан.
Следует отметить, что по данным информационной системы электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ), выписанные ЭСФ Компанией «А» в адрес Компании «R» имеют статус «отменен».
Также, необходимо отметить, что в Постановлении межрайонного суда по уголовным делам от 16.10.2023г. указано, что осужденным Х.Т. Компании «А» зарегистрировано 05.08.2021г. на знакомого С.Б.
Х.Т. получил от С.Б. ключ с электронной цифровой подписью и печать, для фиктивных операций с Компанией «T», Компании «R» по выставлению счетов-фактур без погрузки и отгрузки товаров, где общий ущерб государству в особо крупном размере составил в сумме 286 091,1 тыс.тенге.
Кроме того, необходимо отметить, что Компании «R» выставлены уведомления об устранении нарушений со средней степенью риска, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля:
- от 18.01.2024 года, на сумму нарушения 91 162,4 тыс.тенге, за период с 01.01.2021г. по 31.12.2023г., суть нарушения: «Неправомерное отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с налогоплательщиком, регистрация которого признана недействительной в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 400 и пунктом 4 статьи 403 Налогового кодекса, НДС в таком случае подлежит исключению из зачета»;
- от 25.01.2024г. на сумму нарушения 151 937,3 тыс.тенге, за период с 01.01.2021г. по 31.12.2023г., суть нарушения: «Неправомерное отнесение на вычеты расходов по КПН/ФЛН по налогоплательщику, регистрация которого признана недействительной расходы по взаиморасчетам не подлежат вычету в соответствии с пунктом 2 статьи 264 Налогового кодекса», у которых статус «не исполнен», которые не обжалованы в судебных органах и в уполномоченном органе.
Учитывая указанные факты и обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с Компанией «А» не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательств РК.
Таким образом, исключение из вычетов расходов за 2021г. в сумме 759 686,6 тыс.тенге и НДС из зачета в сумме за 4 квартал 2021г. в сумме 91 162,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «А» и соответствующее начисление КПН и НДС по результатам налоговой проверки является обоснованным.
2.Относительно взаиморасчетов с Компанией «С»
По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по взаиморасчетам с Компанией «С» по строительно-монтажным работам за 2021г. в сумме 195 125,0 тыс.тенге и НДС из зачета в сумме за 4 квартал 2021г. в сумме 23 415,0 тыс.тенге.
Согласно данным ЭСФ оплата произведена путем безналичного расчета.
Согласно ИНИС РК руководителем Компании «С» является О.Б.
Учредитель с 13.12.2021г. по 07.04.2022г. С.Б.О., с 07.04.2022г. по 03.10.2022г. О.Б.А., с 03.10.2022г. О.Б.
Основной вид деятельности: «Строительство нежилых зданий, за исключением стационарных торговых объектов категорий 1, 2».
Компания «С» снято с учета по НДС 13.12.2021г., в связи с признанием недействительной регистрации.
Согласно ИС СОНО:
- декларация по налогу на транспортные средства, земельному налогу, налогу на имущество (ф.700.00) за 2021г. не представлена;
- декларация по КПН (ф.100.00) за 2021г. представлена с нулевыми значениями;
- декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 4 квартал 2021г. предоставлены с нулевыми значениями, количество наемных работников 1;
- декларация по НДС за 4 квартал 2020г. представлена с нулевыми значениями.
Соответственно у Компании «С» отсутствуют имущество и транспортные средства.
Коэффициент налоговой нагрузки за 2021г. – 0% (СГД – 0 тенге, начислено налогов 0 тенге).
Категория по СУР – «Высокая степень риска».
Решением СМЭС от 21.08.2023г. решено Компанию «С» ликвидировать в принудительном порядке. В решении указано, что ДЭР возбуждено уголовное дело в отношении Компании «С» по части 3 статьи 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан (УК РК). Х.Т. был признан подозреваемым в выписывании счетов–фактур от имени Компании «С».
Также указано, что имеются неисполненные уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля от 08.04.2022г. и от 25.07.2022г. Кроме того, указано, что по результатам камерального контроля установлено, что налогоплательщик не ведет бухгалтерский учет.
Решение СМЭС от 21.08.2023г. вступило в законную силу 12.10.2023г.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 21 Гражданско-процессуального кодекса Республики Казахстан вступившие в законную силу судебные решения, определения, постановления и приказы, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов и судей обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, других юридических лиц, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан.
Следует отметить, что по данным информационной системы электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ), выписанный ЭСФ на сумму 195 125,0 тыс.тенге, НДС в сумме 24 415,0 тыс.тенге Компанией «С» в адрес Компании «R» имеет статус «отменен».
Также, необходимо отметить, что в Постановлении межрайонного суда по уголовным делам от 16.10.2023г. указано, что осужденным Х.Т. Компания «С» зарегистрировано 13.12.2021г. на знакомого С.Б. и Х.А.Т. получил от С.Б. ключ с электронной цифровой подписью и печать, для ложных операций с Компанией «T», Компании «R» по выставлению счетов-фактур без погрузки и отгрузки товаров, где общий ущерб государству в особо крупном размере составил в сумме 91 016,1 тыс.тенге».
Кроме того, необходимо отметить, что Компании «R» выставлены уведомления об устранении нарушений со средней степенью риска, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля:
- от 07.02.2024 года, на сумму нарушения 24 818,8 тыс.тенге, за период с 01.01.2021г. по 31.12.2023г., суть нарушения: «Неправомерное отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с налогоплательщиком, регистрация которого признана недействительной в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 400 и пунктом 4 статьи 403 Налогового кодекса, НДС в таком случае подлежит исключению из зачета»;
- от 08.02.2024г. на сумму нарушения 195 125,0 тыс.тенге, за период с 01.01.2021г. по 31.12.2023г., суть нарушения «Неправомерное отнесение на вычеты расходов по КПН/ФЛН по налогоплательщику, регистрация которого признана недействительной расходы по взаиморасчетам не подлежат вычету в соответствии с пунктом 2 статьи 264 Налогового кодекса», у которых статус «не исполнен», которые не обжалованы в судебных органах и в уполномоченном органе.
Учитывая указанные факты и обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с Компанией «С» не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательств РК.
Таким образом, исключение из вычетов расходов за 2021г. в сумме 195 125,0 тыс.тенге и НДС из зачета в сумме за 4 квартал 2021г. в сумме 24 415,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «С» и соответствующее начисление КПН и НДС по результатам налоговой проверки является обоснованным.
3.Относительно взаиморасчетов с Компанией «G»
По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по взаиморасчетам с Компанией «G» по строительно-монтажным работам за 2021г. в сумме 206 823,2 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2021г. в сумме 24 818,8 тыс.тенге.
Согласно данным ЭСФ оплата произведена путем безналичного расчета.
Согласно ИНИС РК руководителем Компании «G» является О.Б.
Учредитель с 13.12.2021г. по 07.04.2022г. С.Б., с 07.04.2022г. по 03.10.2022г. О.Б.А., с 03.10.2022г. О.Б.
Основной вид деятельности: «Строительство нежилых зданий, за исключением стационарных торговых объектов категорий 1, 2».
Компания «G» снято с учета по НДС 13.12.2021г., в связи с признанием недействительной регистрации.
Согласно ИС СОНО:
- декларация по налогу на транспортные средства, земельному налогу, налогу на имущество (ф.700.00) за 2021г. не представлена;
- декларация по КПН (ф.100.00) за 2021г. представлена с нулевыми значениями;
- декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 4 квартал 2021г. предоставлены с нулевыми значениями, количество наемных работников 1;
- декларация по НДС за 4 квартал 2020г. представлена с нулевыми значениями.
Соответственно у Компании «G» отсутствуют имущество и транспортные средства.
Коэффициент налоговой нагрузки за 2021г. – 0% (СГД – 0 тенге, начислено налогов 0 тенге).
Категория по СУР – «Высокая степень риска».
Решением СМЭС от 16.08.2023г. решено признать государственную регистрацию Компании «G» недействительной и прекратить в принудительном порядке. В решении указано, что Компания «G» отсутствует по месту нахождения (акт налогового обследования от 30.06.2022г.). Также указано, что имеются неисполненные уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля от 08.04.2022г. и от 25.07.2022г.. Кроме того, указано, что по результатам камерального контроля установлено, что налогоплательщик не ведет бухгалтерский учет.
Решение СМЭС от 16.08.2023г. вступило в законную силу 25.09.2023г.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 21 Гражданско-процессуального кодекса Республики Казахстан вступившие в законную силу судебные решения, определения, постановления и приказы, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов и судей обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, других юридических лиц, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан.
Следует отметить, что по данным информационной системы электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ), выписанный ЭСФ на сумму 206 823,2 тыс.тенге, НДС в сумме 24 818,8 тыс.тенге Компанией «G» в адрес Компании «R» имеет статус «отменен».
Также, необходимо отметить, что в Постановлении межрайонного суда по уголовным делам от 16.10.2023г. указано, что Компания «G» зарегистрировано 13.12.2021г. на знакомого С.Б. и Х.А.Т. получил от С.Б. ключ с электронной цифровой подписью и печать, для фиктивных операций с Компанией «T», Компании «R» по выставлению счетов-фактур без погрузки и отгрузки товаров, где общий ущерб государству в особо крупном размере составил в сумме 66 183,4 тыс.тенге».
В Постановлении указано, что на заседании суда Х.Т. полностью признал предъявленные ему обвинения. В 2021 году Компанию «А», Компанию «С», Компанию «G» зарегистрировал на знакомого С.Б., позже знакомым О.Б., и О.Б. Выписывались фиктивные счета-фактуры, оформлялись и подписывались документы от имени С.Б. Перечисленные деньги через банки второго уровня забирал Х.А.Т., один процент от поступивших денег забирал С.Б. не было офиса, бухгалтера, работников и техники.
Также в Постановлении указано, что по показаниям свидетеля О.Б. с Х.А.Т. ранее не был знаком, знакомый Ж.М. предложил быть директором Компании «А», Компании «С», Компании «G». Ж.М. сказал, что за это будешь получать ежемесячно 180,0 тыс.тенге. О.Б. согласился и вместе с Х.А.Т. оформил указанные предприятия.
Кроме того, Компании «R» выставлены уведомления об устранении нарушений со средней степенью риска, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля:
- от 07.02.2024 года, на сумму нарушения 23 415,0 тыс.тенге, за период с 01.01.2021г. по 31.12.2023г., суть нарушения «Неправомерное отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с налогоплательщиком, регистрация которого признана недействительной в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 400 и пунктом 4 статьи 403 Налогового кодекса, НДС в таком случае подлежит исключению из зачета»;
- от 08.02.2024г. на сумму нарушения 206 823,2 тыс.тенге, за период с 01.01.2021г. по 31.12.2023г., суть нарушения «Неправомерное отнесение на вычеты расходов по КПН/ФЛН по налогоплательщику, регистрация которого признана недействительной расходы по взаиморасчетам не подлежат вычету в соответствии с пунктом 2 статьи 264 Налогового кодекса», у которых статус «не исполнен», которые не обжалованы в судебных органах и в уполномоченном органе.
Кроме того необходимо отметить, что согласно письму ДЭР от 11.08.2023г зарегистрировано уголовное дело от 23.04.2023г. в соответствии с пунктом 3 статьи 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан (УК РК) в отношении гражданина Х.Т., который с августа по декабрь месяц 2021 года в целях незаконного улучшения своего материального положения, несколько раз без намерения заниматься предпринимательской деятельностью, путем регистрации субъектов хозяйствования в компетентных органах, фактически не выполняя работы, не представляя услуги, без погрузки и отгрузки товаров, а также без выставления счетов-фактур с целью получения имущественной выгоды, в письменной форме совершал фиктивные сделки с юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории города.
По преступному плану, подсудимого Х.Т., от имени третьих лиц на территории города через Государственную корпорацию НАО «Правительство для граждан» созданы Компания «С», Компания «G», Компания «А».
Х.Т. от имени своего знакомого С.Б. зарегистрировал в Государственным реестре Компания «G», Компания «С», Компания «А» и был назначен директором с правом первой подписи, фактически - работы не выполнялись и услуги не оказывались.
Учитывая указанные факты и обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с Компанией «G» не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательств РК.
Таким образом, исключение из вычетов расходов за 2021г. в сумме 206 823,2 тыс.тенге и НДС из зачета в сумме за 4 квартал 2021г. в сумме 24 818,8 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «G» и соответствующее начисление КПН и НДС по результатам налоговой проверки является обоснованным.
4.Относительно взаиморасчетов с ФЛ Д.Ж.Б.
По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2022г. в сумме 11 511,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с ФЛ Д.Ж.Б. (товары: электроды, гвозди, проволоки вязальные).
Согласно данным ЭСФ оплата произведена путем безналичного расчета.
Учредитель с 15.10.2021г. по 10.04.2023г. ТОО «К»
Основной вид деятельности: «Предоставление прочих индивидуальных услуг, не включенных в другие группировки».
Решением СМЭС от 05.07.2023г. решено прекратить деятельность ФЛ Д.Ж.Б. путем признания регистрации недействительной. В решении указано, что ДЭР по уголовному делу допрошена Д.Ж.Б., которая на допросе указала, что к финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимательства никакого отношения не имеет, что обманным путем ее личными данными воспользовались другие лица и зарегистрировали в качестве индивидуального предпринимателя и выписывали фиктивные счета-фактуры. Так же, Д.Ж.Б. написала Заявление, в котором просит оказать содействие о признании регистрации в качестве индивидуального предпринимателя недействительным. В ходе анализа выяснилось, что за период 23.11.2021г. -13.09.2022г. от имени ФЛ Д.Ж.Б. выписаны счета-фактуры контрагентам-покупателям на общую сумму 125 832,4 тыс.тенге, налоговая нагрузка от данного оборота составляет 0%. Регистрация индивидуального предпринимателя произведена без намерения осуществлять законную предпринимательскую деятельность. Ответчики не представили доказательства, опровергающие доводы истца по вышеуказанным обстоятельствам.
Решение СМЭС от 05.07.2023г. вступило в законную силу 17.08.2023г.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 21 Гражданско-процессуального кодекса Республики Казахстан вступившие в законную силу судебные решения, определения, постановления и приказы, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов и судей обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, других юридических лиц, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан.
Следует отметить, что по данным информационной системы электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ), выписанный ЭСФ от 02.03.2022г. на сумму 11 511,0 тыс.тенге ФЛ Д.Ж.Б. в адрес Компании «R» имеет статус «отменен».
Кроме того, Компании «R» выставлено уведомление об устранении нарушений со средней степенью риска, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля от 08.02.2024г. на сумму нарушения 11 511,0 тыс.тенге, за период с 01.01.2021г. по 31.12.2023г., суть нарушения: «Неправомерное отнесение на вычеты расходов по КПН/ФЛН по налогоплательщику, регистрация которого признана недействительной расходы по взаиморасчетам не подлежат вычету в соответствии с пунктом 2 статьи 264 Налогового кодекса», у которого статус «не исполнен», который не обжалован в судебных органах и в уполномоченном органе.
Вместе с тем, ФЛ Д.Ж.Б. 14.09.2023г. прекращено осуществление предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
В рассматриваемом случае, Компанией «R» к жалобе приложены ЭСФ от 02.03.2022г. на сумму 11 511,0 тыс.тенге, накладная на отпуск запасов на сторону от 02.03.2022г. на сумму 11 511,0 тыс.тенге.
Вместе с тем, в накладной на отпуск запасов на сторону от 02.03.2022г. указано, что запасы получил Е.Ж.Б. по доверенности от 02.03.2022г.
Необходимо отметить, что согласно ИС СОНО Компанией «R» представлены декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 1-4 квартал 2022г., где Е.Ж.Б. в приложении ф.200.05 (в строках 000023, 000026, 000029, 000030) указан как работник Товарищества.
Учитывая указанные факты и обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с ФЛ Д.Ж.Б не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательств РК.
Таким образом, исключение из вычетов расходов за 2022г. в сумме 11 511,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с ФЛ Д.Ж.Б и соответствующее начисление КПН по результатам налоговой проверки является обоснованным.
5.Относительно взаиморасчетов с ФЛ К.К.Б.
По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2022г. в сумме 56 676,6 тыс.тенге по взаиморасчетам с ФЛ К.К.Б. (строительно-монтажные работы (СМР)).
Согласно данным ЭСФ оплата произведена безналичным путем.
Согласно ИНИС РК ФЛ К.К.Б. зарегистрирован в управлении государственных доходов (УГД) с 16.07.2015г.
Категория по СУР - средняя степень риска.
Основной вид деятельности: «Прочие отделочные работы».
Согласно данным Упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) доход, полученный путем безналичных расчетов составил за 1 полугодие 2022г. в сумме 11 676,6 тыс.тенге и за 2 полугодие 2022г. в сумме 45 925,0 тыс.тенге, численность работников 0.
ФЛ К.К.Б. за 2022г. уплачен налог на транспортные средства – 18,9 тыс.тенге, индивидуальный подоходный налог – 1,0 тыс.тенге, всего на сумму 19,9 тыс.тенге, коэффициент налоговой нагрузки (КНН) составил за 2022г. – 0,03%.
Также, необходимо отметить, что согласно ИС СОНО Компанией «R» представлены декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 1-4 квартал 2022г., где К.К.Б. в приложении ф.200.05 (в строках 000008, 000010, 000011, 000012) указан как работник Товарищества.
Кроме того, по данным ИС ЭСФ ФЛ К.К.Б. выписаны ЭСФ в адрес Товарищества:
- от 27.01.2022г. на сумму 11 676,6 тыс.тенге без НДС, где наименование товаров, работ и услуг (ТРУ) «Строительство 12 этажных жилых домов в мкр. «Туран» (повторное применение проекта на 3 домов)», договор от 06.12.2021г.;
- от 02.11.2022г. на сумму 25 000,0 тыс.тенге и от 12.12.2022г. на сумму 20 000,0 тыс.тенге без НДС, где наименование ТРУ по объекту: «Строительство 5-ти, 9-ти и одного 12-ти этажных трех разновысотных жилых домов в мкр.9 Юго-Западного жилого района городе 5,6,7 пятно (без наружных инженерных сетей и благоустройства», договоры от 03.10.2022г. и от 01.11.2022г.
Следует отметить, что согласно данным ИС ЭСФ ФЛ К.К.Б. приобретены товары, работы, услуги за 2022г. на сумму 14,9 тыс.тенге, в том числе от следующих основных поставщиков:
- АО «Ц» – 2,7 тыс.тенге (услуга по использованию (доступу) веб-портала государственных закупок);
- НАО «Г» – 9,8 тыс.тенге (изготовление идентификационного документа на земельный участок).
Таким образом, у ФЛ К.К.Б. отсутствуют материальные и трудовые ресурсы, а также поставщики для выполнения строительно-монтажных работ на вышеуказанных объектах согласно договорам от 06.12.2021г., от 03.10.2022г. и от 01.11.2022г.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 28 Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», лицензированию подлежат отдельные виды деятельности или действий (операций) в том числе архитектуры, градостроительства и строительства, согласно Приложению 1 к Закону, в перечень разрешений первой категории (лицензий) входит лицензия на строительно-монтажные работы. Однако, на сайте E Licence (Электронное лицензирование Республики Казахстан), отсутствуют выданные уполномоченным органом на осуществление строительно-монтажных работ, разрешительные документы (лицензии) ФЛ К.К.Б.
Необходимо отметить, что в соответствии с Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 02.05.2012 года №170 (далее - Приказ №170) утверждена справка о стоимости выполненных работ и затрат, которая применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы и заполняется на основании данных акта приемки выполненных работ. Справка составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, другие подрядные работы, и представляется генподрядчиком заказчику (застройщику), субподрядчиком генподрядчику. В данной форме справки отражаются дополнительно затраты по приобретению материалов, использованных для выполнения строительно-монтажных работ.
Также, согласно Приказу №170 утверждена форма акта приемки выполненных работ, в которой отражаются общестроительные работы с перечислением прямых затрат, включающих в себя стоимость: материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также прочих затрат, включающих в себя накладные расходы в виде заработной платы и расчета трудоемкости.
Форма справки о стоимости выполненных работ и затрат, утвержденная Приказом №170, применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы и заполняется на основании данных акта приемки выполненных работ. Заполняется в двух экземплярах: первый экземпляр - для подрядчика, второй - для заказчика (застройщика, генподрядчика).
При отсутствии утвержденных приказом форм, в том числе акта выполненных работ (СМР), документальным свидетельством факта выполненных работ в строительстве могут служить первичные документы, составленные предприятием самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 7 Закона о бухгалтерском учете.
Согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
В рассматриваемом случае, Компанией «R» к жалобе приложены акты выполненных работ (оказанных услуг) от 27.01.2022г. на сумму 11 676,6 тыс.тенге, от 02.11.2022г. на сумму 20 000,0 тыс.тенге, от 12.12.2022г. на сумму 20 000,0 тыс.тенге, ЭСФ от 02.11.2022г. на сумму 25 000,0 тыс.тенге и от 12.12.2022г. на сумму 20 000,0 тыс.тенге без НДС.
Вместе с тем, в актах выполненных работ (оказанных услуг) от 27.01.2022г., от 02.11.2022г., от 12.12.2022г. в строке Принял (Заказчик) отсутствует должность и расшифровка подписи, то есть фамилия, имя и отчество принявшего работу (услугу).
При этом, ФЛ К.К.Б. к жалобе не приложены справки о стоимости выполненных работ и затрат, предусмотренные приказом Агентства №170 от 02.05.2012г.
Также к жалобе не приложены рабочие графики, ведомости выполненных объемов работ, инструкции, применяемые при производстве работ, акты о промежуточной приемке отдельных ответственных конструкций, копии приказов, доверенности, ведомости по привлечению инженерно-технических специалистов.
Следует отметить, что ФЛ К.К.Б. согласно статьи 57-4 Закона Республики Казахстан от 25.12.2017г. «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года уменьшены на 100 процентов, подлежащую уплате ФЛН, исчисленного в соответствии со статьями 686, 686-3, 687, 695, 700 Налогового кодекса и сумму социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса.
Учитывая указанные факты и обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с ФЛ К.К.Б. не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательств РК.
Таким образом, исключение из вычетов расходов за 2022г. в сумме 56 676,6 тыс.тенге по взаиморасчетам с ФЛ К.К.Б. и соответствующее начисление КПН по результатам налоговой проверки является обоснованным.
6.Относительно взаиморасчетов с ФЛ У.Ш.И.
По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2022г. в сумме 40 000,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с ФЛ У.Ш.И. по (СМР).
Согласно данным ЭСФ оплата произведена путем безналичного расчета.
Согласно ИНИС РК ФЛ У.Ш.И. зарегистрирован в УГД с 03.11.2022г.
Категория по СУР - средняя степень риска.
Основной вид деятельности: «Прочие строительно-монтажные работы, не включенные в другие группировки».
Согласно данным Упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) доход, полученный путем безналичных расчетов за 2 полугодие 2022г. в сумме 40 000,0 тыс.тенге, численность работников 0.
ФЛ У.Ш.И. за 2022г. уплачено налогов 0 тыс.тенге, КНН составил за 2022г. – 0,0%.
По данным ИС ЭСФ ФЛ У.Ш.И. выписаны ЭСФ в адрес Компании «R»:
- от 04.11.2022г. на сумму 20 000,0 тыс.тенге и от 22.12.2022г. на сумму 20 000,0 тыс.тенге без НДС, наименование ТРУ «Строительство средней школы на 900 мест в городе К», договор от 03.10.2022г.
Кроме того, на сайте E Licence (Электронное лицензирование Республики Казахстан), отсутствуют выданные уполномоченным органом на осуществление строительно-монтажных работ, разрешительные документы (лицензии) ФЛ У.Ш.И.
Согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
В рассматриваемом случае, Компанией «R» к жалобе приложена ЭСФ от 22.12.2022г. на сумму 20 000,0 тыс.тенге.
При этом, ФЛ У.Ш.И. к жалобе не приложены акты выполненных работ (оказания услуг), справки о стоимости выполненных работ и затрат, предусмотренные приказом Агентства №170 от 02.05.2012г.
Также к жалобе не приложены договор от 03.10.2022г., рабочие графики, ведомости выполненных объемов работ, инструкции, применяемые при производстве работ, акты о промежуточной приемке отдельных ответственных конструкций, копии приказов, доверенности, ведомости по привлечению инженерно-технических специалистов.
Кроме того, на основании сведений ИС ЭСФ за 2022г. у ФЛ У.Ш.И. отсутствуют поставщики товаров, работ, услуг.
Следует отметить, что ФЛ У.Ш.И согласно статьи 57-4 Закона Республики Казахстан от 25.12.2017г. «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года уменьшены на 100 процентов, подлежащую уплате ФЛН, исчисленного в соответствии со статьями 686, 686-3, 687, 695, 700 Налогового кодекса и сумму социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса.
Учитывая указанные факты и обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с ФЛ У.Ш.И. не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательств РК.
Таким образом, исключение из вычетов расходов за 2022г. в сумме 40 000,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с ФЛ У.Ш.И и соответствующее начисление КПН по результатам налоговой проверки является обоснованным.
7.Относительно взаиморасчетов с ФЛ М.А.К.
По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2022г. в сумме 42 268,5 тыс.тенге по взаиморасчетам с ФЛ М.А.К. (товар: электрод, откос, визалка, пена титан и другие).
Согласно данным ЭСФ оплата произведена путем безналичного расчета.
Согласно ИНИС РК ФЛ М.А.К. зарегистрирован в УГД с 03.03.2021г.
Основной вид деятельности: Первичная «Аренда грузовых автомобилей», вторичная «Розничная торговля прочими товарами на рынка».
По данным сайта kgd.gov.kz включен в список неблагонадежных налогоплательщиков, отсутствует по юридическому адресу (акт обследования от 13.02.2024г.).
Согласно данным Упрощенной декларации для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) доход, полученный путем безналичных расчетов за 1 полугодие в сумме 2 226,7 тыс.тенге, за 2 полугодие в сумме 8 960,5 тыс.тенге, численность работников 1.
ФЛ М..К. уплачено налогов 47,4 тыс.тенге, КНН составил за 2022г. – 0,4%.
По данным ИС ЭСФ ФЛ М.А.К. выписаны ЭСФ в адрес Компании «R» от 02.03.2022г. на сумму 26 733,0 тыс.тенге и от 20.09.2022г. на сумму 15 535,5 тыс.тенге без НДС, товары (электроды, откосы, визалка, пена титан, директорат 0.8, гвозди, диск 1,8-180 и другие), которые Компанией «R» приложены к жалобе.
В ИС ЭСФ по выписанным ЭСФ в графе «Номер договора (контракта) на поставку ТРУ» указано 2/1 и «Дата договора (контракта) на поставку ТРУ» указано 01.02.2022г., Компанией «R» не представлено.
В соответствии с пунктом 53 «Об утверждении Правил выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы» утвержденного приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 22.04.2019г. №370. В разделе F «Реквизиты документов, подтверждающих поставку товаров, работ, услуг» строка 32 «Документ, подтверждающий поставку товаров, работ услуг» содержит строки 32.1 «Номер» и 32.2 «Дата», в которых указываются номер и дата документа, подтверждающего поставку товаров, работ, услуг, то есть должен быть указан номер и дата накладной на отпуск запасов на сторону.
В рассматриваемом случае в ИС ЭСФ указаны документы от 02.03.2022г., от 20.09.2022г., которые Компанией «R» не представлены.
Следует отметить, что согласно данным ИС ЭСФ ФЛ М.А.К. приобретены товары, работы, услуги за 2022г. на сумму 0,5 тыс.тенге, в том числе от поставщиков:
- ТОО «Ш» – 0,5 тыс.тенге (информационные справки, предоставляемые по запросу;
- ТОО K– 0,02 тыс.тенге (услуги по обеспечению информационного и технологического взаимодействия).
Таким образом, у ФЛ М.А.К. отсутствуют материальные и трудовые ресурсы, а также поставщики для реализации товаров согласно договору от 01.02.2022г.
В соответствии с подпунктом 2) статьи 1 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы (далее - первичные документы) - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.
В пункте 4 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете предусмотрено, что первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
В ходе налоговой проверки Компанией «R» представлены данные бухгалтерского учета 1С «Предприятие»:
- карточка счета 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» за 2022г. поступление ТМЦ и услуг от 02.03.2022г. клин 6*40 на сумму 26 733,0 тыс.тенге от ФЛ М.А.К. без договора (Дт 1310 «Материалы» - Кт 3310) и поступление ТМЦ и услуг от 20.09.2022г. на сумму 15 535,5 тыс.тенге от ФЛ М.А.К. без договора (Дт.3310 - Кт 1710 «Авансы выданные»).
- материальная ведомость за 2022г. по счетам: 1310; 1320; 1330; 2932; 9021, где поступление ТМЦ и услуг от 02.03.2022г. клин 6*40 на сумму 26 733,0 тыс.тенге, от 20.09.2022г. на сумму 15 535,5 тыс.тенге от ФЛ М.А.К. не нашли отражение в материальной ведомости.
Необходимо указать, что отчет материальная ведомость показывает движение и остатки товарно-материальных ценностей на предприятии (наличие на начало периода, поступление, перемещение, расход, остатки на конец периода).
Следует отметить, что ФЛ М.А.К. согласно статьи 57-4 Закона Республики Казахстан от 25.12.2017г. «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года уменьшены на 100 процентов, подлежащую уплате ФЛН, исчисленного в соответствии со статьями 686, 686-3, 687, 695, 700 Налогового кодекса и сумму социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса.
Учитывая указанные факты и обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с ФЛ М.А.К. не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательств РК.
Таким образом, исключение из вычетов расходов за 2022г. в сумме 42 268,5 тыс.тенге по взаиморасчетам с ФЛ М.А.К. и соответствующее начисление КПН по результатам налоговой проверки является обоснованным.
По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения.
- 426
- 0
- 24 сентября 2024
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.