КПН – взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками: уведомление без изменений


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «G» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена комплексная проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2021г. по 31.12.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме налога 308 616,7 тыс.тенге и пени 71 779,3 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме налога 261 222,2 тыс.тенге и пени 48 965,1 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на товары, импортированные с территории государств-членов ЕАЭС в сумме налога 162 765,8 тыс.тенге и пени 25 586,8 тыс.тенге, бензина (за исключением авиационного) и дизельное топливо, ввозимых на территории Республики Казахстан с территории государств - членов Таможенного союза в сумме налога 153 481,4 тыс.тенге и пени 24 127,3 тыс.тенге.

Компания «G», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статей 190, 242, 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. отнесены на вычеты расходы и НДС в зачет по взаиморасчетам с ТОО «S» за 2022 год в сумме 1 696 565,0 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2022г. в сумме 203 587,8 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «G» не согласна из-за того, что по результатам налоговой проверки необоснованно исключены из вычетов расходы и НДС из зачета по взаиморасчетам с ТОО «S», которые подтверждены первичными бухгалтерскими документами по поставке товаров.

Проверив доводы Компании «G», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Если иное не установлено настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, для целей данного раздела, признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В случае, когда порядок признания расходов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с Налоговым кодексом, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -4) данного пункта.

Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса.

При этом выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 412 Налогового кодекса.

Согласно пункту 12 статьи 412 Налогового кодекса счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг.

Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты и в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанными руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика. При этом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В рассматриваемом случае, налоговая проверка в отношении Компании «G» произведена на основании требования Прокуратуры от 13.12.2023г..

Из требования Прокуратуры от 13.12.2023г. следует, что прокуратурой изучены материалы по реорганизации ТОО «S» путем присоединения к TOO «SD», установлено, что Управлением регистрации филиала НАО «Правительство для граждан» (далее - НАО) 29.05.2023г. вынесен Приказ о регистрации прекращения деятельности TOO «S» путем присоединения к ТОО «SD». Основанием для вынесения данного приказа послужило поступившее в НАО заявление от 26.05.2023г. о регистрации прекращения деятельности ТОО «S». При этом TOO «SD» 25.08.2022г. решением СМЭС ликвидировано, согласно пояснениям директора К.Б. и учредителя К.Н., они документы на слияния фирм не подписывали, с заявлением от имени компании в НАО не обращались. Приказ руководителя Управления регистрации филиала НАО «Правительство для граждан» Б.H. от 29.05.2023г. по протесту прокурора отменен.

Вместе с тем, мониторингом установлено, что на основании договора купли-продажи от 25.12.2022г. бывший учредитель ТОО «S» Д.А. продал 100% долю уставного капитала ТОО «S» М.Б.

Из требования Прокуратуры от 13.12.2023г. следует, что при этом после продажи компаний Д.А. от имени ТОО «S» выписаны фиктивные счета-фактуры в адрес ТОО «GG» на сумму 3,8 млрд. тенге. Данные обстоятельства указывают на явные признаки уклонения указанными налогоплательщиками от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Так, по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы и НДС из зачета по взаиморасчетам с ТОО «S» по приобретению товаров (летние и зимние костюмы, жилеты строительные, комбинезоны, брюки утепленные рабочие, туфли рабочие и защитные, сапоги летние, костюм сварщика утепленный, жилет сигнальный, краги спилковые Сибирь, рукавицы меховые огнеупорные, берцы BW 2007 черные, термобелье, вещмешок укомплектованый, футболка поло, страховочная привязь парашютного типа с наплечными и набедренными лямками ССП-5, наушники диэлектрические, шапка ушанка PLT 3, тапочки резиновые, перчатки кожаные зима и другие) за 2022 год в сумме 1 696 565,0 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2022г. в сумме 203 587,8 тыс.тенге.

Оплата произведена путем безналичного расчета.

Согласно ИНИС РК руководителем и учредителем ТОО «S» является М.Б.Н.

Основным видом деятельности: «Производство готовых текстильных изделий, кроме одежды».

ТОО «S» отсутствует по месту нахождения, что подтверждается актами налоговых обследований от 19.01.2023г., 20.04.2023г., 21.04.2023г.

Согласно ИС СОНО:

- декларация по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2022г. не представлена, следовательно, отсутствуют транспортные средства для осуществления поставки вышеуказанных товаров в адрес Компании «G».

Согласно данным ИНИС РК у ТОО «S» банковский счет в АО «F» по открыт с 10.01.2023г., тогда как взаиморасчеты между Компании «G» и ТОО «S» были произведены в декабре месяце 2022 года.

В соответствии пунктами 1 и 2 статьи 143 Налогового кодекса встречной проверкой является проверка налоговым органом лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).

Встречная проверка является вспомогательной по отношению к комплексной или тематической проверке.

Следует указать, что запрос на проведение встречной проверки по взаиморасчетам между Компании «G» и ТОО «S» не сформирован в связи с присоединением ТОО «S» к ТОО «SD». В отношении ТОО «SD» проведена принудительная ликвидация. Приказ о снятии с регистрационного учета, дата 30.05.2023г.

Согласно данным ИС ЭСФ единственным поставщиком ТОО «S» является ТОО «F» у которого приобретены товары на сумму оборота 2 100 983,2 тыс.тенге и НДС в сумме 252 464,9 тыс.тенге в 4 квартале 2022г.

Необходимо отметить, что Решением суда Специализированного межрайонного экономического суда от 15.02.2024г. (далее – СМЭС от 15.02.2024г.) признан недействительным договор от 30.11.2022г., заключенный между ТОО «S» и ТОО «F» на сумму оборота 2 100 983,2 тыс.тенге и НДС на сумму 252 464,9 тыс.тенге.

Из решения СМЭС от 15.02.2024г. следует, что ТОО «F» является импортером из 3-х стран, а также из территории Государств-членов ЕАЭС, так как, согласно лицевому счету, сумма оплаты за 2021 – 2022гг. составляет по КБК 105102 сумму 211 424,1 тыс.тенге, 105 115 сумму 10 816,0 тыс.тенге.

Совокупный годовой доход у ТОО «F» в 2021 году составляет сумму 37 997,3 тыс.тенге, при этом уплата КПН 0 тенге, НДС 0 тенге.

Оборот по реализации товаров, работ, услуг по выписанным электронным счетам-фактурам за период 2021–2022гг. составляет сумму 2 780 257,3 тыс.тенге и НДС на сумму 333 977,8 тыс.тенге, а по полученным электронным счетам-фактурам за 2021–2022гг. оборот составляет сумму 84 901,8 тыс.тенге и НДС на сумму 641,8 тыс.тенге, при этом уплата КПН составляет 0 тенге, НДС составляет 0 тенге.

Согласно реестра договоров аренды (пользования) (ф.871.00) за период с 2021г. по 2022г. у ТОО «F» отсутствуют договора по аренде (пользования) торговыми объектами, торговыми местами в торговых объектах, в том числе в торговых рынках, представляемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Также налоговые отчетности (ф.700.00), (ф.870.00) за период с 2021-2022гг. не представлены.

Кроме того, по результатам проведенного анализа установлено, что ТОО «F» реализует в 4 квартале 2022 года в адрес ТОО «S» (правопреемник ТОО «SD») следующие товары: летний костюм, серый/оранжевый, костюм зимний рабочий легион, костюм утепленный гранд куртка брюки, туфли рабочие комбинированные, костюм сварщика утепленный спилковый, жилет сигнальный, шапка, футболка поло, брюки Shelby, перчатки кожаные зима, комбинезон летний мужской на общую сумму оборота в размере 2 100 983,2 тыс.тенге, НДС на сумму 252 464,9 тыс.тенге. Однако при анализе полученных товаров по электронным счетам-фактурам, также и по импорту установлено отсутствие происхождения реализуемых товаров в адрес ТОО «S».

Из Решения СМЭС следует, что указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности реального осуществления операций с учетом отсутствия у ТОО «F» имущества, объема материальных ресурсов, экономически необходимых для поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг , отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.

Отсутствие у ТОО «F» объектов налогообложения вызывает сомнение в реальности и действительности совершенных сделок, свидетельствует о создании формального документооборота с целью минимизации налоговых обязательств и уклонения от уплаты в бюджет налогов, следовательно, товары, приобретенные ТОО «S» (правопреемник ТОО «SD») у ТОО «F» и реализованные в адрес Компании «G» фактически отсутствуют.

Таким образом, судом признаны сделки между ТОО «S» (правопреемник ТОО «SD») и ТОО «F» недействительными на сумму оборота в размере 2 100 983,2 тыс.тенге и НДС на сумму 252 464,9 тыс.тенге за 2022 год.

Учитывая вышеизложенные факты и обстоятельства, а также, что поставщик ТОО «F» осуществлял выписку счетов-фактур в адрес ТОО «S» (правопреемник ТОО «SD») без фактической поставки товаров, соответственно, ТОО «S» (правопреемник ТОО «SD») не мог поставлять товары Компании «G», следовательно, документы данного предприятия не могут достоверно свидетельствовать о совершении операций и обеспечить адекватное отражение их в бухгалтерском учете, и соответственно не могут быть признаны основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с требованиями законодательств Республики Казахстан.

Таким образом, исключение из вычетов расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам с ТОО «S» за 2022 год в сумме 1 696 565,0 тыс.тенге и НДС из зачета за 4 квартал 2022г. в сумме 203 587,8 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН и НДС в указанной части по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.



  • 1070
  • 0
  • 23 августа 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.