КПН – увеличение СГД: отменено увеличение и уменьшение вычетов


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН


Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС), НДС за нерезидента, об уменьшении убытка.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «К» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, поступлений в пенсионный фонд, поступлений социальных отчислений за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 192 515,4 тыс.тенге и пени 60 772,3 тыс.тенге, НДС в сумме 11 446,6 тыс.тенге, НДС за нерезидента в сумме 34 744,7 тыс.тенге и пени 12 825,3 тыс.тенге, об уменьшении убытка на сумму 372,5 тыс.тенге.

Компания «К» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа полностью.

  1. Относительно начисления КПН

1.1.Относительно увеличения совокупного годового дохода (СГД)

Основанием для увеличен СГД за 2020 год на сумму 97 246,9 тыс.тенге явились в соответствии со статьей 226 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) данные бухгалтерского учета Компании «К».

С данными выводами налогового органа Компания «К» не согласна, так как по данным налогового и бухгалтерского учета, данным бухгалтерских документов и реестра электронных счетов-фактур (ЭСФ) расхождений не имеется, в связи с чем, по результатам налоговой проверки необоснованно увеличен доход от реализации за 2020 год.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса в СГД включаются все виды доходов налогоплательщика, без включения в них суммы НДС и акциза, указанных в подпунктах 1) - 25) данного пункта.

Пунктом 2 статьи 227 Налогового кодекса определено, что доход от реализации определяется в размере стоимости реализованных товаров, работ, услуг, без включения в нее суммы НДС и акциза.

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 287 Налогового кодекса доходы или вычеты подлежат корректировке в случае полного или частичного возврата товаров.

При этом пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса установлено, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Таким образом, в соответствии с положениями Налогового кодекса в СГД включаются все виды доходов, указанные в подпунктах 1) - 25) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса, а в случае полного или частичного возврата товаров доходы подлежат корректировке. Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 190 Налогового кодекса налоговым учетом является процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями Налогового кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

Согласно пункту 2 статьи 190 Налогового кодекса учетная документация включает в себя документы, указанные в подпунктах 1) - 6) данного пункта.

В целях настоящего пункта бухгалтерская документация или первичные учетные документы, оформленные в ИС ЭСФ с применением электронной цифровой подписи, также признаются учетной документацией.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки сумма СГД за 2020 год составляет 2 763 527,6 тыс.тенге, в том числе: доходы от реализации продукции (работ, услуг) в сумме 2 762 218,1 тыс.тенге; другие доходы в сумме 1 309,5 тыс.тенге.

По данным Декларации по КПН (ф.100) Компании «К» за 2020 год отражены: СГД в сумме 2 678 342,5 тыс.тенге, в том числе: доход от реализации продукции (работ, услуг) в сумме 2 678 223,9 тыс.тенге; другие доходы в сумме 118,6 тыс.тенге; корректировка (уменьшение) доходов в сумме 12 061,8 тыс.тенге. Всего сумма доходов за 2020 год (за минусом корректировки) Товариществом отражена в сумме 2 666 280,7 тыс.тенге (2 678 342,5 - 12 061,8).

Между тем, согласно материалам и информации, предоставленным в ходе рассмотрения жалобы органом государственных доходов (ОГД), проводившим налоговую проверку:

- по данным Информационной системы ЭСФ (ИС ЭСФ) по покупателям за 2020 год: доход от реализации товаров (работ, услуг) составляет 2 762 218,1 тыс.тенге; возврат проданной продукции в сумме 24 068,3 тыс.тенге (от Компаний «А» и «С»). Доход от реализации за минусом возврата проданной продукции составляет 2 738 149,8 тыс.тенге (2 762 218,1 - 24 068,3);

- по данным оборотно-сальдовой ведомости за 2020 год по бухгалтерскому счету 6290 «Прочие доходы» отражен доход в сумме 1 309,5 тыс.тенге (в том числе, доходы от обмена валют, по излишкам, по списанию сомнительных обязательств, по удержаниям с заработной платы).

Всего по данным бухгалтерского учета Компании «К» доход за 2020 год составляет 2 739 459,3 тыс.тенге (2 738 149,8 + 1 309,5).

Учитывая изложенные обстоятельства, следует, что по данным бухгалтерской документации Компании «К» доход за 2020 год составляет 2 739 459,3 тыс.тенге (за минусом корректировки по возвратной продукции), тогда как по данным налоговой отчетности (ф.100) Компании «К» отражен доход за 2020 год в сумме 2 666 280,7 тыс.тенге (за минусом корректировки). Следовательно, Компанией «К» в налоговой отчетности (ф.100) доход за 2020 год был занижен на 73 178,6 тыс.тенге (2 739 459,3 - 2 666 280,7).

При этом сумма расхождений по доходам от реализации продукции (работ, услуг) между данными акта налоговой проверки и данными ИС ЭСФ составляет 24 068,3 тыс.тенге (2 762 218,1 - 2 738 149,8), соответственно по результатам налоговой проверки доход от реализации продукции (работ, услуг) завышен на 24 068,3 тыс.тенге, то есть на сумму возврата товаров от Компаний «А» «С».

Исходя из изложенного, следует, что в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 287 Налогового кодекса увеличение СГД за 2020 год на сумму 24 068,3 тыс.тенге (возврат проданной продукции) по результатам налоговой проверки является необоснованным.

1.2. Относительно уменьшения вычетов по товарно-материальным запасам (ТМЗ)

Основанием по завышению расходов по реализованным товарам (работам, услугам) за 2020-2021 годы явилось то, что Компанией «К» в нарушение статьи 242 Налогового кодекса занижены остатки ТМЗ на конец налоговых периодов за 2020 год и 2021 годы. В частности, стоимость остатков ТМЗ на конец налогового периода по данным Деклараций по КПН (ф.100) за 2020-2021 годы не соответствует данным бухгалтерского учета, то есть данным оборотно-сальдовой ведомости Компании «К» по бухгалтерским счетам 1310, 1320, 1330.

С данными выводами налогового органа Компания «К» не согласна, так как по результатам налоговой проверки уменьшены вычеты в части расходов по реализованным товарам (работам, услугам) за 2020-2021 годы в связи с увеличением ТМЗ на конец налогового периода и определением остатка ТМЗ на конец 2020 года в сумме 685 189,6 тыс.тенге, на конец 2021 года в сумме 1 154 194,1 тыс.тенге, что не соответствует данным бухгалтерского и налогового учета Компании «К». При этом Товарищество считает, что если остаток ТМЗ на конец налогового периода увеличивается, то реализация должна уменьшиться, тогда как по результатам налоговой проверки также увеличен и доход от реализации.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Уполномоченным органом в ходе рассмотрения жалобы в целях вынесения мотивированного решения в соответствии со статьей 186 Налогового кодекса поручено проведение тематической проверки Компании «К» по вопросу обоснованности уменьшения сумм вычетов по расходам по реализованным товарам (работам, услугам) за 2020-2021 годы в части занижения остатков ТМЗ на конец налогового периода. (письмо).

Комитетом государственных доходов (далее - КГД) во исполнение данного письма на основании предписания №0 проведена тематическая проверка Компании «К» и составлен акт №0.

Из акта №0 тематической проверки следует.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 - 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

При этом пунктом 5 статьи 192 Налогового кодекса установлено, что учет запасов осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. При этом в целях налогообложения стоимость запасов определяется без учета изменения стоимости запасов путем ее списания до чистой возможной цены продажи и восстановления в отношении ранее проведенного списания запасов, вызванного увеличением чистой возможной цены продажи.

Согласно пункту 10 МСФО (IAS) 2 «Запасы» себестоимость запасов должна включать все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы обеспечить текущее местонахождение и состояние запасов.

Пунктом 11 Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом №185 от 23.05.2007г. Министра финансов Республики Казахстан, определено, что подраздел 1300 «Запасы» предназначен для учета активов, предназначенных для продажи в ходе обычной деятельности, или в процессе производства для продажи, или в форме сырья или материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении услуг.

Данный подраздел включает, в том числе группы счетов:

1310 «Сырье и материалы», где учитываются сырье и материалы, в том числе сельскохозяйственные, предназначенные для дальнейшего использования в производственном процессе;

1320 «Готовая продукция», где учитывается готовая продукция, в том числе сельскохозяйственная продукция;

1330 «Товары», где отражаются операции, связанные с движением товаров, в том числе сельскохозяйственных, закупленных и хранящихся для перепродажи.

Таким образом, в налоговых целях учет ТМЗ осуществляется в соответствии с МСФО и требованиями бухгалтерского законодательства.

По результатам тематической проверки установлено, что Товарищество осуществляет ведение бухгалтерского учета в учетной программе «1С: Управление производственным предприятием».

Товариществом в ходе проведения тематической проверки (акт №0) предоставлены: оборотно-сальдовые ведомости (ОСВ), по данным которых стоимость запасов: на конец налогового периода 31.12.2020г. составляет 275 979,6 тыс.тенге; на начало налогового периода 01.01.2021г. составляет 275 979,6 тыс.тенге; на конец налогового периода 31.12.2021г. составляет 299 911,5 тыс.тенге.

Согласно данным ОСВ по бухгалтерским счетам (1310 «Сырье и материалы», 1320 «Готовая продукция», 1330 «Товары») стоимость остатков запасов по состоянию на 01.01.2020г., на 31.12.2020г., на 01.01.2021г., на 31.12.2021г. отражены с отрицательными значениями, в том числе по состоянию:

- на 01.01.2020г. в сумме (-) 572 913,5 тыс.тенге, из них по бухгалтерским счетам: 1310 «Сырье и материалы» в сумме (-) 178 898,0 тыс.тенге; 1320 «Готовая продукция» в сумме (-) 265 807,9 тыс.тенге, 1330 «Товары» в сумме (-) 128207,6 тыс.тенге;

- на 31.12.2020г., на 01.01.2021г. в сумме (-) 409 221,2 тыс.тенге, из них по бухгалтерским счетам: 1310 «Сырье и материалы» в сумме (-) 223 327,4 тыс.тенге; 1320 «Готовая продукция» в сумме (-) 150 285,1 тыс.тенге; 1330 «Товары» в сумме (-) 35 608,7 тыс.тенге;

- на 31.12.2021г. в сумме (-) 856 490,9 тыс.тенге, из них по бухгалтерским счетам: 1310 «Сырье и материалы» в сумме (-) 361 769,1 тыс.тенге; 1320 «Готовая продукция» в сумме (-) 442 080,9 тыс.тенге; счету 1330 «Товары» в сумме (-) 52 640,9 тыс.тенге.

В соответствии с пунктом 17 Правил составления налоговой отчетности (декларации) по КПН (ф.100.00), утвержденным приказом от 20.01.2020г. №39 Первого заместителя Премьера-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан (далее - Правила), в разделе «Вычеты»:

- в строке 100.00.019 указывается себестоимость реализованных (использованных) товаров, стоимость приобретенных работ, услуг, относимые на вычеты в соответствии с пунктом 1 статьи 242 Налогового кодекса, определяется как 100.00.0019 I - 100.00.019 II + 100.00.019 III + 100.00.019 IV + 100.00.019 V - 100.00.019 VI - 100.00.019 VII - 100.00.019 VIII - 100.00.019 IX;

- в строке 100.00.019 I указывается балансовая стоимость запасов на начало налогового периода. Указанная строка заполняется согласно данным, определенным по бухгалтерскому балансу на начало налогового периода;

- строка 100.00.019 II заполняется согласно данным бухгалтерского баланса на конец налогового периода.

По результатам тематической проверки (акт от 21.06.2021г. №52) вычеты в связи с занижением стоимости ТМЗ на начало и конец налоговых периодов:

- за 2020 год увеличены в сумме 163 692,3 тыс.тенге (572 913,5 - 409 221,2);

- за 2021 год уменьшены в сумме 447 269,7 тыс.тенге (856 490,9 - 409 221,2).

Следует указать, что по результатам обжалуемой проверки в связи с занижением Компанией «К» стоимости ТМЗ на конец налогового периода вычеты за 2020 год уменьшены в сумме 409 210,0 тыс.тенге; за 2021 год в сумме 445 072,6 тыс.тенге.

Учитывая изложенные обстоятельства, по результатам тематической проверки (№0), назначенной в ходе рассмотрения жалобы, результаты обжалуемой проверки в связи с занижением стоимости ТМЗ на конец налогового периода по уменьшению вычетов: за 2020 год в сумме 409 210,0 тыс.тенге - не подтверждены; за 2021 год в сумме 445 072,6 тыс.тенге - подтверждены.

В соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса решение по результатам рассмотрения жалобы выносится с учетом результатов тематической и (или) повторной тематической проверок.

При этом статьей 177 и пунктом 3 статьи 181 Налогового кодекса установлено, что жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки налогового органа рассматривается в пределах обжалуемых вопросов и сумм в рамках данного обжалуемого уведомления.

Таким образом, соответствии с пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса в связи с занижением стоимости ТМЗ на конец налогового периода уменьшение вычетов за 2020 год в сумме 409 210,0 тыс.тенге по результатам обжалуемой проверки является необоснованным.

Относительно начисления НДС

Основанием для начисления НДС явилось то, что Компанией «К» в нарушение: статьи 400 Налогового кодекса завышены суммы НДС, относимые в зачет за 3, 4 кварталы 2021 года; статьи 373 Налогового кодекса занижен оборот по приобретению работ, услуг от нерезидента за 2 - 4 кварталы 2020 года, за 1 - 4 кварталы 2021 года.

С данными выводами налогового органа Компания «К» не согласна, так как по результатам налоговой проверки произведено начисление НДС в связи с завышением сумм НДС, относимых в зачет и исключением из зачета НДС за 3 квартал 2021 года в сумме 6 768,6 тыс.тенге, за 4 квартал 2021 года в сумме 4 678,0 тыс.тенге по приобретенным услугам от нерезидента.

По мнению Компании «К», по результатам налоговой проверки произведено двойное начисление НДС, так как суммы НДС вначале исключены из зачета (НДС по коду 105101), а затем начислен НДС по коду 105104.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

2.1. Относительно уменьшения сумм НДС, отнесенных в зачет за 3 и 4 кварталы 2021 года

Согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма НДС, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, и указанного:

1) в случае приобретения товаров, работ, услуг, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2) и 3) настоящего пункта, - в одном из следующих документов с выделенным в нем НДС и указанием идентификационного номера налогоплательщика-поставщика:

счете-фактуре или проездном билете (на бумажном носителе, в электронном билете, электронном проездном документе), выписанном поставщиком, являющимся плательщиком НДС на дату выписки счета-фактуры;

документе, подтверждающем факт проезда на воздушном транспорте, выписанном поставщиком, являющимся плательщиком НДС на дату выписки таких документов;

счете-фактуре, выписанном в соответствии со статьей 414 Налогового кодекса, в части, приходящейся на стоимость полученных в отчетном налоговом периоде периодических печатных изданий и иной продукции средств массовой информации, включая размещенные на интернет-ресурсе в общедоступных телекоммуникационных сетях;

счете-фактуре, выписанном структурным подразделением уполномоченного органа в области государственного материального резерва при выпуске товаров из государственного материального резерва. Сумма НДС определяется по формуле, но не более суммы налога, уплаченного при поставке данных товаров в государственный материальный резерв;

2) в случае импорта товаров - в декларации на товары, оформленной в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, но не более суммы налога, уплаченного в бюджет Республики Казахстан и не подлежащего возврату в соответствии с условиями таможенной процедуры, или в заявлении (заявлениях) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, но не более суммы налога, уплаченного в бюджет Республики Казахстан и не подлежащего возврату;

3) в случае приобретения работ, услуг, предоставленных нерезидентом и являющихся оборотом покупателя таких работ, услуг, - в декларации по НДС, но не более суммы налога, отраженной в платежном документе или документе, выданном налоговым органом по форме, установленной уполномоченным органом, и подтверждающем уплату НДС;

4) в случае постановки лица, указанного в подпункте 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, на регистрационный учет по НДС - в налоговом регистре, составленном таким лицом в соответствии с пунктом 4 статьи 215 Налогового кодекса, по товарам, приобретенным, созданным, построенным налогоплательщиком до даты постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость и имеющимся на праве собственности на дату постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, при условии подтверждения такой суммы согласно одному из подпунктов 1) и 2) настоящего пункта.

В рассматриваемом случае, Компанией «К» в разделе «Сумма НДС, относимого в зачет» по строке 300.00.013 ІІ А, В «Товары, работы, услуги, приобретенные с НДС в Республике Казахстан, в том числе по иным документам»:

- в Декларации по НДС за 3 квартал 2021 года (вх.№0) отражены оборот по приобретению в сумме 56 504,2 тыс.тенге, НДС в сумме 6 768,6 тыс.тенге;

- в Декларации по НДС за 4 квартал 2021 года (вх.№00) отражены оборот по приобретению в сумме 48 507,9 тыс.тенге, НДС в сумме 4 678,0 тыс.тенге.

В соответствии с подпунктами 5), 6) пункта 16 Правил составления налоговой отчетности «Декларация по НДС (ф.300.00)» в разделе «Сумма НДС, относимого в зачет»:

- в строке 300.00.013 II А указывается общая сумма оборотов по товарам, работам, услугам, приобретенным с НДС в Республике Казахстан по выписанным документам, за исключением счетов-фактур;

- в строке 300.00.013 II В указывается сумма НДС по оборотам, отраженным в строке 300.00.013 II А.

Из материалов и информации, предоставленных в ходе рассмотрения жалобы налоговым органом, проводившим проверку, следует, что Компанией «К» к налоговой проверке представлены реестры по расшифровке строк 300.00.013 II А, В Деклараций по НДС за 3, 4 кварталы 2021 года, в которых отражено приобретение Компанией «К» работ, услуг от Компании «М», физического лица, являющимися резидентами Российской Федерации (РФ):

- за 3 квартал 2021 года оборот по товарам, работам, услугам отражен в сумме 56 504,2 тыс.тенге, НДС в сумме 6 768,6 тыс.тенге;

- за 4 квартал 2021 года оборот по товарам, работам, услугам отражен в сумме 48 507,9 тыс.тенге, НДС в сумме 4 678,0 тыс.тенге.

Учитывая изложенные обстоятельства, следует, что Компанией «К» в нарушение требований подпунктов 5), 6) пункта 16 Правил составления налоговой отчетности «Декларация по НДС (форма 300.00)» в строках 300.00.013 II А, В Деклараций по НДС за 3, 4 кварталы 2021 года отражены не обороты по товарам, работам, услугам, приобретенными с НДС в Республике Казахстан по выписанным документам (за исключением счетов-фактур), а обороты по взаиморасчетам с контрагентами, являющимися нерезидентами (Компания «М» (РФ), физическое лицо).

Более того, по данным Централизованного унифицированного лицевого счета (ЦУЛС) Товариществом за проверяемый период не производилась уплата НДС по коду 105104 «НДС за нерезидента».

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса исключение НДС из зачета за 3 квартал 2021 года в сумме 6 768,6 тыс.тенге, за 4 квартал 2021 года в сумме 4 678,8 тыс.тенге по результатам проверки является обоснованным.

2.1. Относительно начисления НДС за нерезидента

В соответствии с пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, выполненные работы, оказанные услуги нерезидентом на возмездной основе, местом реализации которых признается Республика Казахстан, при приобретении их плательщиком НДС являются оборотом такого плательщика НДС по приобретению работ, услуг от нерезидента, который подлежит обложению НДС в соответствии с Налоговым кодексом.

Согласно пункту 2 статьи 378 Налогового кодекса для целей раздела 10 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается Республика Казахстан, если:

1) работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории Республики Казахстан;

2) работы, услуги, связанные с движимым имуществом, фактически оказаны на территории Республики Казахстан;

3) услуги относятся к услугам в сфере культуры, развлечений, науки, искусства, образования, физической культуры или спорта и фактически оказаны на территории Республики Казахстан;

4) покупатель работ, услуг осуществляет предпринимательскую или любую другую деятельность на территории Республики Казахстан;

5) работы, услуги, не предусмотренные подпунктами 1), 2), 3) и 4) части первой настоящего пункта и пунктом 4 настоящей статьи, выполняются или оказываются налогоплательщиком, осуществляющим предпринимательскую или любую другую деятельность на территории Республики Казахстан.

Наряду с этим, в соответствии со статьей 439 Налогового кодекса, объекты обложения НДС в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), а также облагаемый оборот определяются в соответствии со статьями 368, 369 и 373 Налогового кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 440 Налогового кодекса оборотом по реализации работ, услуг в ЕАЭС являются обороты в соответствии с пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса, если на основании пункта 2 статьи 441 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается Республика Казахстан.

Пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса определено, что оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара, в том числе, указанных в подпунктах 1)-9) данного пункта.

Пунктом 2 статьи 441 Налогового кодекса определено, что местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена ЕАЭС, в случаях, указанных в подпунктах 1) - 5) данного пункта.

Таким образом, выполненные работы, оказанные услуги нерезидентом, нерезидентом государства-члена ЕАЭС на возмездной основе, местом реализации которых признается территория Республики Казахстан, территория государства-члена ЕАЭС являются оборотом по реализации работ, услуг.

В рассматриваемом случае, в акте проверки указано, что Компанией «К» занижены суммы оборотов по приобретению работ, услуг от нерезидентов в следующих налоговых периодах: за 3 квартал 2020 года оборот на сумму 10 505,9 тыс.тенге, НДС на сумму 260,7 тыс.тенге; за 4 квартал 2020 года оборот на сумму 51 722,0 тыс.тенге, НДС на сумму 6 206,6 тыс.тенге; за 1 квартал 2021 года оборот на сумму 68 933,4 тыс.тенге, НДС на сумму 5 892,0 тыс.тенге; за 2 квартал 2021 года оборот на сумму 85 355,1 тыс.тенге, НДС на сумму 9 938,8 тыс.тенге; за 3 квартал 2021 года оборот на сумму 56 504,2 тыс.тенге, НДС на сумму 6 768,6 тыс.тенге; за 4 квартал 2021 года оборот на сумму 48 507,9 тыс.тенге, НДС на сумму 4 678,0 тыс.тенге.

Между тем, Компанией «К» при обжаловании сумм НДС за нерезидента, начисленных по результатам налоговой проверки, в жалобе не приведены доводы о несогласии с обложением НДС стоимости оборотов по работам, услугам, приобретенных от нерезидентов.

Тогда как, в соответствии с подпунктом 5) пункта 2, пунктом 3, пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. В жалобе могут быть указаны и иные сведения, имеющие значение для разрешения спора. К жалобе прилагаются: документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования; иные документы, имеющие отношение к делу.

Исходя из изложенного, следует, что в соответствии с пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса обложение НДС за нерезидента оборотов по приобретению работ, услуг от нерезидентов и начисление НДС за нерезидента за 3 - 4 кварталы 2020 года, за 1 - 4 кварталы 2021 года по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа в части: увеличения СГД за 2020 год в сумме 24 068,3 тыс.тенге (возврат проданной продукции); уменьшения вычетов за 2020 год в сумме 409 210,0 тыс.тенге в связи с занижением стоимости ТМЗ на конец налогового периода, а в остальной части оставить без изменения.



  • 1278
  • 0
  • 23 августа 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.