КПН, поставщик (услуги электроснабжения)
Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган), получена апелляционная жалоба Компании «Ж» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – субъектов крупного предпринимательства, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы, оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «Ж» за период с 01.01.2018г. по 31.12.2021г. по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 26 000,0 тыс.тенге, пени 10 593,5 тыс.тенге, НДС в сумме 15 600,0 тыс.тенге, пени 6 426,9 тыс.тенге
Компания «Ж» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа полностью.
Из жалобы Компании «Ж» следует, что по результатам налоговой проверки необоснованно исключены из вычетов расходы в сумме 130 000,0 тыс.тенге за 2018 год и НДС из зачета в сумме 15 600,0 тыс.тенге за 1-3 кварталы 2018 года по взаиморасчетам с Компанией «Э».
В жалобе указано, что вышеуказанный поставщик ликвидирован 11.03.2022г. добровольно по заявлению налогоплательщика, не выносились судебные решения о признании действий поставщика по выписке счетов-фактур или иных документов совершенными без фактической отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, не имеются судебные решения о признании сделок между поставщиком и Компанией «Ж» недействительными.
Компания «Ж» считает, что документально подтвержденными расходами являются затраты, подтвержденные документами, которые оформлены в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.
Компания «Ж» указывает, что расходы, исключенные из вычетов, оформлены документально и представлены в ходе проведения налоговой проверки в полном объеме (договор, счета-фактуры, акты выполненных работ, отчет о проделанной работе). В связи с чем, Компания «Ж» считает, что вышеуказанные документы являются достаточными для того, чтобы подтвердить обоснованность отнесения ее расходов на вычеты.
Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение требований статьи 264 и пункта 2 статьи 404 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. Компанией «Ж» отнесены на вычеты расходы по приобретению услуг по техническому сопровождению конфигурации «А» в сумме 130 000,0 тыс.тенге за 2018 год и НДС в зачет в сумме 15 600,0 тыс.тенге за 1-3 кварталы 2018 года по взаиморасчетам с Компанией «Э».
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.
Согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса, суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также, если выполняются условия, указанные в подпунктах 1)-4) данного пункта.
Основанием для отнесения в зачет налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса является счет-фактура.
Пунктом 12 статьи 412 Налогового кодекса предусмотрено, что счет-фактура заверяется для юридических лиц - печатью, содержащей название и указание на организационно-правовую форму, а также подписями руководителя и главного бухгалтера.
Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то решением налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
При этом пунктом 3 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) установлено, что операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.
Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
При этом, согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, должны содержать обязательные реквизиты, в частности наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события) и правильность ее (его) оформления.
Таким образом, отнесение сумм расходов по товарам, работам, услугам на вычеты и НДС в зачет производятся при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода, и они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.
По результатам налоговой проверки исключены расходы из вычетов по взаиморасчетам с Компанией «Э» за 2018 год в сумме 130 000,0 тыс.тенге и НДС из зачета за 1-3 кварталы 2018 года в сумме 15 600,0 тыс.тенге (услуги по техническому сопровождению конфигурации «А»).
Оплата произведена путем безналичного расчета.
Согласно данным ИНИС РК Компания «Э» ликвидирована на основании заявления юридического лица от 07.02.2022г. (заключение по результатам камерального контроля за период с 01.01.2019г. по 07.02.2022г.) и Приказом от 11.03.2022г. снята с регистрационного учета. Руководителем и учредителем Компании «Э» являлись гражданин Ч. с 12.12.2017г. по 07.12.2018г., гражданин У. с 08.12.2018г. по 11.03.2022г.
Вид деятельности «Оптовая торговля прочими непродовольственными товарами широкого потребления». Коэффициент налоговой нагрузки – 0,4%.
Следует отметить, что согласно представленных территориальным Департаментом государственных доходов и Компанией «Ж» копий документов (Договор, счета-фактуры, акт сверки взаимных расчетов, письмо территориального Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан, акты выполненных работ (оказанных услуг) между Заказчиком (Компания «Ж») и Исполнителем (Компания «Э») заключен Договор на оказание услуг по техническому сопровождению от 14.12.2017г., в пунктах 1.1. и 3.1. которого определено:
Компания «Э» берет на себя обязательство по оказанию услуг по техническому сопровождению конфигурации «А» на базе платформы Асбука 2.0, а Компания «Ж» полностью оплачивает за оказанные услуги по условиям настоящего Договора.
Размер оплаты Компания «Э» причитающихся денежных средств по итогам оказанных услуг, определяется по соглашению сторон. Компания «Э» обязано выставить Компании «Ж» счет на оплату за оказанные услуги, определенные настоящим Договором.
Необходимо отметить, что согласно Приказу Министра финансов Республики Казахстан от 20.12.2012г. №562 (далее - Приказ МФ РК №562) утверждены формы первичных документов, согласно которого приходный ордер запасов, карточка учета запасов, акт выполненных работ (оказанных услуг) являются первичными документами.
При этом, в актах выполненных работ (оказанных услуг) от 28.02.2018г. №1 на сумму 26 880,0 тыс.тенге, от 30.03.2018г. №3 на сумму 26 880,0 тыс.тенге, от 30.04.2018г. №4 на сумму 19 040,0 тыс.тенге, от 31.05.2018г. №7 на сумму 19 040,0 тыс.тенге, от 30.06.2018г. №13 на сумму 19 040,0 тыс.тенге, от 31.07.2018г. №29 на сумму 34 720,0 тыс.тенге в графе «Наименование работ (услуг) (в разрезе их подвидов в соответствии с технической спецификацией, заданием, графиком выполнения работ (услуг) при их наличии)» указано «Доработка, создание документов, отчетов, обновление программы АСБУКА». В строках «Сдал» проставлены лишь печать Компании «Э» и подпись неопределенного лица, без какой-либо расшифровки Ф.И.О. и должности.
В свою очередь, в акте выполненных работ (оказанных услуг) предусмотрена графа «Сведения об отчете о научных исследованиях, маркетинговых, консультационных и прочих услугах (дата, номер, количество страниц)», которая подлежит заполнению при оказании маркетинговых, консультационных и прочих услуг, имеющая форму завершения в виде письменного отчета.
В соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
Вместе с тем, Компанией «Ж» в ходе налоговой проверки и рассмотрения жалобы не представлены документы по полученным услугам в виде письменного отчета, факта оказания указанных услуг по техническому сопровождению конфигурации «А», подтверждающие достоверное осуществление вышеуказанных расходов в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.
При этом, согласно пункту 2.1. Договора на оказание услуг по техническому сопровождению от 14.12.2017г. Компания «Э» обязуется представлять письменный отчет после выполнения технических заданий Компании «Ж».
Необходимо отметить, что согласно ИС «Государственная база данных «Е-лицензирование» отсутствуют разрешительные документы лицензиата Компания «Э».
Согласно свидетельству о государственной регистрации прав на объект авторского права Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан от 25.03.2011г. зарегистрированы имущественные права на объект авторского права под названием «Асбука» (Автоматизированная система бухгалтерского учета, контроля и анализа)» (программа для ЭВМ) автором которого по собственному заявлению является гражданин З.
По заявлению автора исключительные имущественные права на объект авторского права, созданный 10.01.2005г., принадлежат гражданину З., и автор гарантирует, что при создании вышеуказанного объекта не были нарушены права интеллектуальной собственности других лиц.
Кроме того, согласно Мотивированному заключению по снижению действующей цены до уровня предельной цены территориального Департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 25.07.2018г. на основании представленных документов Компанией «Ж» от 08.06.2018г. установлено, что снабженческая надбавка по услугам по сопровождению программ составила 4 288,0 тыс.тенге.
Снабженческая надбавка рассмотрена в соответствии с пунктами 16-18 Правил ценообразования на общественно значимых рынках, утвержденных Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 01.02.2017г. №36 и принята на уровне 0,948 тенге/кВт.ч. (без НДС) со снижением от действующего уровня на (-) 1,33%.
Таким образом, по итогам проведенной экспертизы территориальным Департаментом Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан затраты на передачу и распределение электрической энергии, диспетчеризации и балансирования электрической энергии, регулирование мощности электрической энергии Компании «Ж», которые согласованы с уполномоченным органом составили в сумме 11 257 970,8 тыс.тенге, в том числе снабженческая надбавка в сумме 585 576,1 тыс.тенге, из них услуги по сопровождению программ в сумме 4 288,0 тыс.тенге.
При этом, Компанией «Ж» отнесены на вычеты расходы по сопровождению программ в сумме 130 000,0 тыс.тенге за 2018 год и НДС в зачет в сумме 15 600,0 тыс.тенге за 1-3 кварталы 2018 года по взаиморасчетам с Компанией «Э», которые не соответствуют затратам, предусмотренным в структуре предельной цены на услуги электроснабжения Компании «Ж».
Учитывая указанные факты и обстоятельства, следует, что документы (Договор, счет-фактура и акт выполненных работ) по взаиморасчетам с Компанией «Э» не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операции и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательств РК.
Таким образом, исключение из вычетов расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «Э» и соответствующее начисление КПН и НДС по результатам налоговой проверки является обоснованным.
По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки налогового органа без изменения, а жалобу без удовлетворения.
- 6711
- 0
- 25 июля 2023
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.