КПН-доходы от займа от нерезидента: уведомление отменено


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: индивидуальный предприниматель

Вид налога: КПН


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба ТОО «M» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2018г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 8 326,8 тыс.тенге и пени 1 805,6 тыс.тенге, НДС в сумме 1 361,1 тыс.тенге и пени в сумме 1 485,6 тыс.тенге.

ТОО «М», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

  • Относительно начисления КПН, удерживаемого у источника выплаты с доходов юридических лиц-нерезидента «H» в виде вознаграждений в сумме 3 405,5 тыс.тенге за 2020 год

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 1 статьи 667 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г., ТОО «М» в декларации по КПН (ф.100.00) за 2020г. не исчислен КПН, удерживаемый у источника выплаты с суммы дохода в виде вознаграждений от полученного займа от нерезидента «H» в размере 22 709,7 тыс.тенге.

По результатам налоговой проверки установлено отсутствие сертификата резидентства у «H» за 2020 год, в связи с чем доход в виде вознаграждения включен в облагаемый оборот и начислен КПН в сумме 3 405,5 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа ТОО «М» не согласно в связи с тем, что в 2017 году по договору беспроцентного займа от 31 марта 2017 года получило займ в сумме 1 000 000 евро, по Договору займа от 21 февраля 2018 года получила займ в сумме 100 000 евро от нерезидента «H» (Германия).

ТОО «М» утверждает, что в Декларации по КПН (ф.100.00) за 2020 год расходы по данным вознаграждениям на вычеты не отнесены.

Проверив доводы ТОО «М», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Из акта тематической проверки следует.

Согласно подпункту 11 пункту 1 статьи 644 Налогового кодекса доходы в виде вознаграждений признаются доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 646 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс) доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан подлежат налогообложению у источника выплаты доходы от прироста стоимости, дивиденды, вознаграждения, роялти по ставке 15 процентов.

Согласно пункту 1 статьи 667 Налоговый кодекса, при выплате доходов нерезиденту в виде дивидендов, вознаграждений и (или) роялти или при отнесении невыплаченных доходов нерезидента в виде вознаграждений и (или) роялти на вычеты налоговый агент вправе самостоятельно применить освобождение от налогообложения или сниженную ставку налога, предусмотренную международным договором, при соблюдении следующих условий:

1) нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода;

2) налоговому агенту в срок, установленный пунктом 4 статьи 666 Налогового кодекса, представлен документ, подтверждающий резидентство нерезидента.

В рассматриваемом случае, между «H» (Займодавец) и ТОО «М» (Заемщик) заключены Договор беспроцентного займа от 31.03.2017г. и Дополнительное соглашение от 31.01.2019г., на получение займа для оборотных средств по ставке 4 процента.

Согласно Договору проценты за пользование займом не устанавливаются. Возврат займа производится путем перевода на указанный Займодавцем банковский счет.

К Договору предоставлено Дополнительное соглашение от 31.01.2019г., которым внесены изменения в пункт 2 Договора «За пользование суммой займа Заемщик выплачивает Заимодавцу проценты из расчета 4 (четыре) процента годовых. Проценты начисляются с 01.01.2019г. до дня возврата суммы займа.

К Договору предоставлено Дополнительное соглашение от 31.01.2021г., которым внесены изменения в пункт 3 Договора «Займ подлежит возврату до 31.12.2023г.

При анализе представленных документов (карточка счета 3010 «Краткосрочные финансовые обязательства, оцениваемые по амортизированной стоимости», где учитываются краткосрочные финансовые обязательства, оцениваемые по амортизированной стоимости», карточка счета 3050 «Краткосрочные вознаграждения к выплате», где отражаются операции, связанные с наличием и движением начисленных вознаграждений к оплате по полученным займам, выданным векселям, эмитированным ценным бумагам и договорам доверительного управления, и прочие краткосрочные вознаграждения к выплате», банковские документы) установлено, что ТОО «М» в 2020 году в адрес нерезидента «H» согласно Договора от 31.03.2017г. и Дополнительного соглашения от 31.01.2019г. осуществлена выплата займа на общую сумму 50 000 евро, в том числе:

- на сумму 30 000 евро (платежное поручение от 16.10.2020г.);

- на сумму 20 000 евро (платежное поручение от 06.11.2020г.).

Согласно акту сверки взаимных расчетов за 2019-2021гг. между ТОО «М» и нерезидентом «H» сальдо на начало 2019 года составляет 1 105 342 евро (1 100 000 евро – сумма основного долга и 5 342 евро сумма начисленного вознаграждения за 2018 год). Сумма начисленного вознаграждения за 2019 год составляет 44 000 евро (22 709,7 тыс.тенге), за 2020 год – 44 000 евро, за 2021 год – 40 216,68 евро. В 2021 году выплачено вознаграждений на сумму 75 000 евро, а также основной долг в сумме 350 000 евро. Сальдо на конец 2021 года составляет 808 558,68 евро.

Таким образом, ТОО «М» в 2020 году в адрес нерезидента «H» выплат начисленных вознаграждений в сумме 44 000 евро (22 709,7 тыс.тенге) не производилось.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 17 Правил составления налоговой отчетности (декларации) по КПН (ф.100.00) за 2020 год, утвержденным приказом от 20.01.2020г. №39 Первого заместителя Премьера-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан (далее – Правила), в разделе «Вычеты» в строке 100.00.023 указываются вычеты по вознаграждению.

ТОО «М» в Декларации по КПН (ф.100.00) за 2020 год строка 100.00.023 Правил не заполнена, соответственно, сумма начисленного вознаграждения в размере 22 709,7 тыс.тенге (44 000 евро) не отнесена на вычеты за указанный период.

Учитывая вышеизложенное, включение дохода в виде вознаграждения в сумме 22 709,7 тыс.тенге в облагаемый оборот и соответствующее начисление КПН в сумме 3 405,5 тыс.тенге за 4 квартал 2020 года по результатам налоговой проверки является необоснованным.

  • Относительно исключения из зачета НДС на товары, импортируемые с территории государств-членов ЕАЭС в сумме 1 361,1 тыс.тенге за 1 квартал 2021 года

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение подпункта 2) пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса ТОО «М» в декларации по НДС излишне отнесен в зачет НДС на товары, импортируемые с территории государств-членов Евразийского экономического союза в сумме 1 361,1 тыс.тенге за 1 квартал 2021г.

С данным выводом налогового органа ТОО «М» не согласно в связи с тем, часть Заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328.00) и Деклараций по косвенным налогам по импортированным товарам (ф.320.00) за декабрь 2020 года на общую сумму 892,9 тыс.тенге предоставлены 12 января 2021 года, 13 и 18 января 2021 года, НДС оплачен 13 января 2021 года.

ТОО «М» отмечено, что по Заявлению о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 30.12.2020г. на общую сумму 643,8 тыс.тенге, сумма НДС в размере 468,3 тыс.тенге отнесена в зачет в 1 квартале 2021 года.

ТОО «М» утверждает, что НДС на товары, импортируемые с территории государств-членов Евразийского экономического союза в сумме 1 361,1 тыс.тенге, оплаченный в декабре месяце 2020 года не отнесен в зачет в 4 квартале 2020 года.

Проверив доводы ТОО «М», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Из акта тематической проверки следует.

Согласно статьи 371 Налогового кодекса облагаемым импортом являются товары, ввозимые или ввезенные на территорию государств-членов Евразийского экономического союза (за исключением освобожденных от налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 399 Налогового кодекса), подлежащие декларированию в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 385 Налогового кодекса в размер облагаемого импорта включаются таможенная стоимость импортируемых товаров, определяемая в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан с учетом законодательства Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании, а также суммы налогов и таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, подлежащих уплате в бюджет при импорте товаров в Республику Казахстан, за исключением налога на добавленную стоимость на импорт.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации –  в случае импорта товаров – в декларации на товары, оформленной в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, но не более суммы налога, уплаченного в бюджет Республики Казахстан и не подлежащего возврату в соответствии с условиями таможенной процедуры, или в декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, совпадающего с суммой налога, отраженного в заявлении (заявлениях) о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, но не более суммы налога, уплаченного в бюджет Республики Казахстан и не подлежащего возврату.

Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса налог на добавленную стоимость, относимый в зачет, учитывается в том налоговом периоде, на который приходится наиболее поздняя из следующих дат:

1) дата получения товаров, работ, услуг;

2) дата выписки счета-фактуры или иного документа, являющегося основанием для отнесения в зачет налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 401 Налогового кодекса в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 1 статьи 400 Налогового кодекса, налог на добавленную стоимость, относимый в зачет, учитывается в том налоговом периоде, на который приходится наиболее поздняя из следующих дат:

1) дата осуществления платежа в бюджет, в том числе путем проведения зачетов в порядке, определенном статьями 102 и 103 Налогового кодекса, в счет уплаты налога;

2) дата таможенного оформления, произведенного в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, или последний день налогового периода, в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов за который исчислен такой налог.

В рассматриваемом случае, ТОО «М» к жалобе приложены регистры налогового учета к строке 300.00.016 II к Декларации по НДС за 4 квартал 2020 года, за 1 квартал 2021 года, Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328.00) (створка VEKA WHS 72-79, рама VEKA WHS 60-58, штапик VEKA WHS 60 18-7,5 мм (32 мм), импост SL 70-85 мм и другие запасные части).

ТОО «М» за 1 квартал 2021 года представлены Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328.00) за январь, февраль, март 2021 года на общую сумму 184 073,5 тыс.тенге, НДС в сумме 22 088,8 тыс.тенге, в том числе Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328.00) за налоговый период – декабрь 2020 года, представленные в январе месяце 2021 года на общую сумму 11 342,9 тыс.тенге, НДС в сумме 1 361,1 тыс.тенге, который отражен и отнесен в зачет в Декларации по НДС за 1 квартал 2021 года, в связи с уплатой в январе 2021 года (13.01.2021г. уплачен НДС в сумме 1 510,0 тыс.тенге).

В рассматриваемом случае, наиболее поздней из дат в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Налогового кодекса является дата осуществления платежа в бюджет, то есть 13.01.2021г. В этой связи НДС в сумме 1 361,1 тыс.тенге по вышеуказанным Заявлениям о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328.00) подлежит отнесению НДС в зачет в 1 квартале 2021 года.

Однако, ТОО «М» в Декларации по НДС за 1 квартал 2021 года по вышеуказанным Заявлениям о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328.00) вместо суммы 1 361,1 тыс.тенге отнесен в зачет НДС в сумме 1 359,1 тыс.тенге.

Таким образом, учитывая норму пункта 2 статьи 401 Налогового кодекса, исключение из зачета НДС в сумме 1 361,1 тыс.тенге за 1 квартал 2021г. по результатам акта налоговой проверки является необоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 и пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии и результатов тематической проверки.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части начисления КПН в сумме 3 405,5 тыс.тенге и начисления НДС в сумме 1 361,1 тыс.тенге.




  • 497
  • 0
  • 24 мая 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.