Исключения из вычетов по КПН признаны обоснованными при взаиморасчетах
Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: КПН
Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба ТОО «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).
Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2021г. по 31.12.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 67 713,9 тыс.тенге и пени 15 750,7 тыс.тенге, НДС в сумме 22 713,3 тыс.тенге и пени в сумме 12 023,4 тыс.тенге.
ТОО «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.
1. Относительно срока исковой давности
Основанием для начисления обжалуемой суммы налогов и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 226, 242, 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г.
По результатам налоговой проверки начислен КПН в сумме 4 534,0 тыс.тенге за 2021г., в нарушение статьи 400 Налогового кодекса исключен НДС, из зачета за 3 квартал 2021 года в сумме 22 534,3 тыс.тенге.
С данным выводом налогового органа ТОО «А» не согласно в связи с тем, что в акте проверки указано, что за 2021 год проведена проверка в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 48 Налогового кодекса, согласно которой срок исковой давности продлевается на один календарный год в случае представления налогоплательщиком дополнительной налоговой отчетности за период по которому срок исковой давности, установленный пунктами 2 и 3 данной статьи, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и пересмотра исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет.
Проверив доводы ТОО «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Из акта тематической проверки следует.
В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 и пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса исковой давностью по налоговому обязательству и требованию признается период времени, в течение которого налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет.
Если иное не предусмотрено данной статьей, срок исковой давности составляет три года.
Согласно подпункту 1) пункта 9 статьи 48 Налогового кодекса срок исковой давности продлевается на один календарный год – в случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности за период, по которому срок исковой давности, установленный пунктами 2 и 3 данной статьи, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет.
Необходимо отметить, что согласно пункту 18 Нормативного постановления Верховного Суда РК от 22.12.2022г. №9 «О некоторых вопросах применения судами налогового законодательства» применительно к праву налогового органа на начисление или пересмотр исчисленной, начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет срок исковой давности исчисляется на дату вынесения уведомлений, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.
Таким образом, налоговым законодательством установлены конкретные случаи приостановления срока исковой давности. При этом срок исковой давности по уведомлению о результатах проверки исчисляется на дату его вынесения.
В рассматриваемом случае, налоговой проверкой охвачен налоговый период по КПН за 01.01.2021г. по 31.12.2021г. и НДС за 3 квартал 2021г.
Следует указать, что ТОО «А» представлены дополнительные декларации по НДС (ф.300.00) за 3-4 кварталы 2021 года и от 13.09.2024 года, дополнительные декларации по КПН за 2021 год от 01.08.2024г., от 13.09.2024г., соответственно, согласно вышеуказанной норме Налогового кодекса, срок исковой давности, в части начисления и/или пересмотра исчисленной суммы налога подлежит продлению на один календарный год.
Исходя из изложенного и учитывая, что в соответствии со статьей 314, 423 Налогового кодекса налоговым периодом для КПН является календарный год, для НДС – календарный квартал, Департамент государственных доходов в рамках предписания вправе начислить, пересмотреть исчисленные, начисленные суммы.
Следовательно, поскольку на дату вынесения обжалуемого уведомления (20.02.2025г.) срок исковой давности (с учетом продления) в части начисления КПН за 2021г. и НДС за 3 квартал 2021 года не истек, соответственно, доводы ТОО «А» в указанной части являются некорректными.
Следовательно, срок исковой давности на дату (20.02.2025г.) вынесения обжалуемого уведомления в части начисления сумм КПН и НДС за налоговые периоды не истек. В этой связи, подлежат начислению КПН за 2021г., НДС за 3 квартал 2021г.
Таким образом, учитывая норму статьи 48 Налогового кодекса, поскольку на дату вынесения обжалуемого уведомления (20.02.2025г.) срок исковой давности (с учетом приостановления) в части начисления КПН за 2021г. и НДС за 3 квартал 2021г. не истек, соответственно, начисление КПН и НДС за указанный период по результатам налоговой проверки является обоснованным.
2. Относительно исключения из вычетов расходов по взаиморасчетам с ИП «C» и ИП «A»
2.1. По взаиморасчетам с ИП «C»
По результатам проверки исключены из вычетов расходы по приобретению товаров (овощи, фрукты) за 2022 год на сумму 30 546,8 тыс.тенге тыс.тенге по взаиморасчетам с ИП «С».
ИП ИП «С» зарегистрирован в Управлении государственных доходов (далее-УГД) с 08.12.2021г.
Вид деятельности – деятельность грузового автомобильного транспорта.
ИП «С» не состоял на регистрационном учете по НДС.
Согласно ИС СОНО ИП «С»:
- Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 1 полугодие 2022 года представлена с отражением дохода в сумме 14 355,1 тыс.тенге, за 2 полугодие 2022 года в сумме 25 059,1 тыс.тенге, при этом сумма ИПН, подлежащая уплате составляет 0 тенге, наемные работники отсутствуют;
- декларация по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2022г. не представлена.
Согласно данным ИС ЭСФ ИП «С» за 2022 год выписаны 5 ЭСФ в адрес ТОО «Т» на сумму 28 109,1 тыс.тенге, при этом, к налоговой проверке предоставлены счета-фактуры, выписанные в адрес ТОО «А» на бумажном носителе на сумму 30 546,8 тыс.тенге.
Следует отметить, что ТОО «А» в нарушение главы 4 «Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Приказом №546 от 30.04.2015г. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан к жалобе не приложены товарно-транспортные накладные, путевые листы, доверенности, подтверждающие перевозку товаров.
Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам ТОО «А» с ИП ИП «С», не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового законодательства Республики Казахстан.
Таким образом, не подлежат отнесению на вычеты расходы за 2022 год на сумму 30 546,8 тыс.тенге по взаиморасчетам с ИП «С».
2.2. По взаиморасчетам с ИП «А»
По результатам проверки исключены из вычетов расходы по приобретению услуг (грузоперевозки) за 2022 год на сумму 44 620,0 тыс.тенге, по взаиморасчетам с ИП «А».
ИП «А» зарегистрирован в УГД с 28.09.2021г.
Вид деятельности – деятельность грузового автомобильного транспорта.
ИП «А» не состоял на регистрационном учете по НДС.
Согласно ИС СОНО ИП «А»:
- Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса (ф.910.00) за 1 полугодие 2022 года представлена с отражением дохода в сумме 29 928,4 тыс.тенге, за 2 полугодие 2022 года в сумме 28 585,0 тыс.тенге, при этом сумма ИПН, подлежащая уплате составляет 0 тенге, наемные работники отсутствуют;
- декларация по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2022г. не представлена.
Согласно данным ИС ЭСФ ИП «А» за 2022 год выписаны 6 ЭСФ в адрес ТОО «Т» на сумму 28 065,4 тыс.тенге, при этом, к налоговой проверке предоставлены счета-фактуры, выписанные в адрес ТОО «А» на бумажном носителе на сумму 44 620,0 тыс.тенге.
Согласно данных ИС ЦУЛС у ИП «А» начислен и уплачен налог на транспортные средства с физических лиц по следующим транспортным средствам: SUBARU IMPREZA, LADA-21214, TOYOTA MARK 2, LADA 21705, SUBARU IMPREZA, SUBARU LEGACY, MERCEDES BENZ 300E, MERCEDES BENZ GL550, MERCEDES-BENZ 420, которые являются легковыми автотранспортными средствами, соответственно, грузовые автотранспортные средства у ИП «А» отсутствуют.
Следует отметить, что согласно данным ИНИС РК ИП «А» является единственным учредителем ТОО «А».
При этом, согласно данным ИС ИНИС РК ИП «А» и ИП «С» согласно регистрационных данных по месту жительства зарегистрированы по одному адресу.
Следует указать, что ТОО «А» в нарушение главы 4 «Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Приказом №546 от 30.04.2015г. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан к жалобе не приложены товарно-транспортные накладные, путевые листы, доверенности, подтверждающие перевозку товаров.
Учитывая вышеизложенное, документы по взаиморасчетам ТОО «А» с ИП ИП «А», не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями налогового законодательства Республики Казахстан.
Таким образом, не подлежат отнесению на вычеты расходы за 2022 год на сумму 44 620,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с ИП «А».
3. Относительно начисления КПН за 2023 год
Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 242 Налогового кодекса, а именно занижение вычетов на сумму 8 786,1 тыс.тенге и занижение дохода на сумму 240 486,5 тыс.тенге.
С данным выводом налогового органа ТОО «А» не согласно в связи с тем, что в адрес ТОО «А» требования о предоставлении документов относительно аренды складских помещения для хранения товаров и материальных запасов не направлено. При этом у ТОО «А» имелось складское помещение, где хранились товары и материальные запасы за проверяемый период.
Проверив доводы ТОО «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
Из акта тематической проверки следует.
Как указано выше, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.
В соответствии с пунктом 17 Правил составления налоговой отчетности (декларации) по КПН (ф.100.00) за 2023 год, утвержденным приказом от 20.01.2020г. №39 Первого заместителя Премьера-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан (далее - Правила №39), в разделе «Вычеты»:
в строке 100.00.019 указывается себестоимость реализованных (использованных) товаров, стоимость приобретенных работ, услуг, относимые на вычеты в соответствии с пунктом 1 статьи 242 Налогового кодекса. Определяется как 100.00.019 I - 100.00.019 II + 100.00.019 III + 100.00.019 IV + 100.00.019 V - 100.00.019 VI - 100.00.019 VII - 100.00.019 VIII - 100.00.019 IX;
в строке 100.00.019 I указывается балансовая стоимость запасов на начало налогового периода. Указанная строка заполняется согласно данным, определенным по бухгалтерскому балансу на начало налогового периода;
строка 100.00.019 II заполняется согласно данным бухгалтерского баланса на конец налогового периода;
в строке 100.00.019 III указывается стоимость:
поступивших в течение налогового периода запасов, в том числе приобретенных, полученных безвозмездно, в результате реорганизации путем присоединения, в качестве вклада в уставный капитал, а также поступивших по иным основаниям;
выполненных работ и оказанных услуг сторонними организациями, индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, адвокатами, физическими лицами.
В рассматриваемом случае, в Декларации по КПН (ф.100.00) за 2023 год ТОО «А» строки 100.00.019 I и 100.00.019 II не заполнены, в строке 100.00.019 III «Приобретено запасов, работ, услуг всего» указана сумма 243 628,2 тыс.тенге.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости за 2023 год ТОО «А» по счету 1330 указан остаток запасов на конец налогового периода на сумму 240 486,5 тыс.тенге, в том числе «Сырье и материалы» на сумму 74 365,6 тыс.тенге, «Товары» на сумму 166 120,9 тыс.тенге.
При этом, согласно Декларации по КПН за 2022 год ТОО «А» в строке 100.00.019 II «Запасы на конец налогового периода всего» указано 0 тенге, соответственно, отсутствуют запасы на начало 2023 года.
Вместе с тем, ТОО «А» представлено пояснение от 20.02.2025г., в котором указано следующее, «В оборотно-сальдовой ведомости по счету 1330 за 2023 год сумма запасов указана по причине неправильного оприходования ТМЗ. В программе 1С услуги были оприходованы как ТМЗ. Запасов на конец налогового периода у компании нет».
Из информации, предоставленной в ходе рассмотрения жалобы органом государственных доходов (ОГД), проводившим налоговую проверку, следует, что в ходе проведения налоговой проверки ТОО «А» 05.11.2024г. вручено требование о предоставлении необходимых для проведения налоговой проверки документов, в частности в пункте 6 указано «Предоставить пояснение по расхождениям «запасы на начало налогового периода всего», «запасы на конец налогового периода всего» между отчетными данными и бух.учетом (ОСВ)».
ТОО «А» на указанное требование предоставлен ответ от 20.11.2024г., из которого следует, что запасы на конец налогового периода у ТОО «А» отсутствуют.
Таким образом, учитывая данные учетной документации, включающей в себя налоговые формы, следует, что ТОО «А» по строке 100.00.019 III «Приобретено запасов, работ, услуг всего» Деклараций по КПН за 2023 год завышена стоимость приобретенных запасов, работ, услуг на сумму 240 486,5 тыс.тенге.
В соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которые лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
ТОО «А» в жалобе указано, что к жалобе прилагаются документы, подтверждающие наличие складских помещений, где хранились товары и материальные запасы, при этом к жалобе такие документы не приложены.
Исходя из изложенного, следует, что в соответствии с нормами статей 192, 242 Налогового кодекса включение в доход суммы 240 486,5 тыс.тенге и соответствующее начисление КПН за 2023 год по результатам налоговой проверки является обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 182 и пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии и результатов тематической проверки.
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов без изменения, а жалобу без удовлетворения.
- 725
- 0
- 26 мая 2025
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.