Исключение из вычетов по КПН с неблагонадежным поставщиком признано обоснованным
Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: КПН (взаиморасчеты с неблагонадежным поставщиком)
Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «S» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН).
Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена комплексная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2021г. по 31.12.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КБК: 101110 Корпоративный подоходный налог с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 35 285,5 тыс.тенге, пени в сумме 9 176,3 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 16 626,0 тыс.тенге, пени в сумме 7 422,4 тыс.тенге, индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты (ИПН) в сумме 394,7 тыс.тенге, пени в сумме 145,0 тыс.тенге, социального налога в сумме 525,7 тыс.тенге, пени в сумме 144,6 тыс.тенге, поступления отчислений и взносов на обязательное социальное медицинское страхование в сумме 511,8 тыс.тенге, пени в сумме 178,5 тыс.тенге, поступлений в пенсионный фонд в сумме 1 020,2 тыс.тенге, пени в сумме 345,8 тыс.тенге, поступлений социальных отчислений в сумме 338,5 тыс.тенге, пени в сумме 117,8 тыс.тенге и о сумме уменьшенного убытка в размере 140 519,7 тыс.тенге.
Компания «S» не согласна с данным уведомлением в полном объеме и приводит следующие доводы.
Из жалобы следует, что в ходе налоговой проверки по взаиморасчетам с Компанией «К» им предоставлены Договор, накладные, платежные документы, акты приема-передачи товара. Согласно Договору предусмотрена доставка поставщиком товара до места осуществления строительства, который использован в осуществлении строительства в соответствии с проектно-сметной документацией.
Компания «S» отмечает, что начисление налогов, произведенное по взаиморасчетам с Компанией «К», является необоснованным, так как отсутствие товарно-транспортных накладных при наличии всех остальных первичных бухгалтерских документов не является основанием для начисления налоговых обязательств.
Из жалобы следует, что в ходе налоговой проверки по взаиморасчетам с Компанией «К» были предоставлены договор, накладные, платежные документы, акты приема-передачи товара, согласно договору предусмотрена доставка поставщиком товара до места осуществления строительства.
Компания «S» указывает, что в ходе налоговой проверки был направлен запрос в налоговые органы по месту регистрации для подтверждения взаиморасчетов с Компанией «К». Запрос прекращен в связи с отсутствием Компании «К» по месту нахождения.
Компания «S» утверждает, что необходимо было провести встречную проверку, так как Компания «К» является крупным налогоплательщиком, его поставки товара на объект строительства были в крупных объемах и в большом ассортименте.
Кроме того, Компания «S» отмечает, что нет судебного решения о признании сделок, совершенных с Компанией «К» недействительными, счет-фактуры, выписанные Компания «К» не признаны фиктивными, нет доказательств того, что выписка счет-фактур произведена без поставки товара.
Вместе с тем, Компания «S» утверждает, что начисление налоговых обязательств по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) не правомерно в связи с тем, что за 1-3 кварталы 2023г. откорректированы формы налоговых отчетностей путем подачи дополнительных деклараций, о чем имеются уведомления органа государственных доходов за 1 - 3 кварталы 2023г. от 28.01.2024г. Также не согласно с доводами налогового органа о непредставлении декларации по ф.200.00 за 4 квартал 2023г.
Из акта проверки следует, что в соответствии с пунктом 3 статьи 242 и пунктом 1 статьи 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) исключены из вычетов расходы за 2021-2022гг. в сумме 126 214,8 тыс.тенге, в том числе за 2021г. в сумме 60 114,5 тыс.тенге, за 2022г. в сумме 66 100,3 тыс.тенге, НДС из зачета за 4 квартал 2021г., 1-2 и 4 кварталы 2022г. в сумме 13 673,2 тыс.тенге, в том числе за 4 квартал 2021г. в сумме 5 741,2 тыс.тенге, за 1 квартал 2022г. в сумме 6 788,3 тыс.тенге, за 2 квартал 2022г. в сумме 899,8 тыс.тенге и за 4 квартал 2022г. в сумме 243,9 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «К».
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.
Если иное не установлено настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, для целей данного раздела, признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
В случае, когда порядок признания расходов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с Налоговым кодексом, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) - 4) данного пункта.
Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса.
В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса налогом на добавленную стоимость, не относимым в зачет, признается налог на добавленную стоимость, который подлежит уплате в связи с получением товаров, работ, услуг, по которым в документе, являющемся основанием для отнесения в зачет, не отражены или некорректно отражен идентификационный номер лица, выписавшего такой документ, и (или) лица, которому выписан такой документ.
При этом выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 412 Налогового кодекса.
Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.
Если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Подпунктом 2) статьи 1 Закона о бухгалтерском учете определено, что первичные учетные документы - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.
При этом статьей 4 Закона о бухгалтерском учете установлено, что целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.
Согласно пункту 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечивать адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.
Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком РК в соответствии с законодательством РК.
В пункте 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете указано, что первичные документы, формы которых или требования к которым не утверждены, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
Таким образом, отнесение сумм расходов по товарам, работам, услугам на вычеты производится при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода и используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота. При этом налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Первичные документы, фиксирующие факт совершения операции либо события, должны содержать обязательные реквизиты и быть оформлены в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.
Следует указать, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 689 главы 34 Гражданского кодекса Республики Казахстан по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, согласно договору или тарифу. Договор перевозки груза оформляется составлением транспортной накладной, коносамента, товарно-транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренных законодательными актами о транспорте.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно пункту 2 статьи 30 Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» (далее - Закон об автомобильном транспорте) от 04.07.2003г. №476 заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) в бумажной или электронной форме.
Порядок организации перевозки грузов автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, а также взаимоотношения участников перевозки грузов автомобильным транспортом регламентируются Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 30.04.2015г. №546 (далее – Правила №546), при этом перевозка грузов должна оформляться ТТН.
Согласно нормам главы 4 Правил №546 перевозка грузов оформляется товарно-транспортной накладной, а в случаях перевозки некоторых видов грузов, перевозимых насыпью (навалом), может оформляться актом замера или актом взвешивания. Грузоотправитель представляет перевозчику на предъявленный к перевозке груз товарно-транспортную накладную, составляемую в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.
В частности, первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания предъявленных к перевозке грузов. Второй, третий и четвертый экземпляры грузоотправителем вручаются перевозчику. Второй экземпляр перевозчиком сдается грузополучателю и предназначается для оприходования полученных грузов. Третий и четвертый экземпляры остаются у перевозчика. Третий экземпляр прилагается к счету за перевозку и служит основанием для расчета с грузоотправителем (грузополучателем), а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы. Грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортных накладных, число которых устанавливается соглашением между грузоотправителем и перевозчиком.
Путевые листы автотранспортного средства являются основными документами первичного учета, которые совместно с товарно-транспортной накладной или актом замера (взвешивания), определяют показатели для учета работы автотранспортного средства, осуществления расчетов за перевозки грузов, а также для начисления заработной платы водителю.
Отрывной талон путевого листа заполняется грузоотправителем и является основанием для предъявления перевозчиком счета платежного требования грузоотправителю. Отрывной талон прилагается к счету, а путевой лист остается у перевозчика, в котором повторяются идентичные записи о времени работы автотранспортного средства у грузоотправителя (грузополучателя).
Путевые листы автотранспортного средства и товарно-транспортные накладные подлежат регистрации в журналах учета движения путевых листов и товарно-транспортных накладных, и хранению перевозчиком вместе с журналами в течение 5 лет.
Заполнение путевого листа осуществляется перевозчиком. При этом отдельные данные заполняются также и грузоотправителем (грузополучателем).
Путевые листы оформляются перевозчиком на одну смену (рейс) с указанием даты выдачи, подписью уполномоченного лица перевозчика, штампом или печатью перевозчика, по форме №4-п и №4-с согласно приложениям 1 и 2 к Правилам №546.
Правила №546 действуют на всей территории Республики Казахстан и распространяются на всех физических и юридических лиц, независимо от форм собственности. Правила №546 определяют порядок организации и осуществления автомобильных перевозок грузов, формы товарно-транспортной накладной, путевых листов и порядок их применения, порядок приема грузов к автомобильной перевозке и иные условия. Путевые листы являются основными документами первичного учета, которые совместно с товарно-транспортной накладной, актом замера (взвешивания) определяют показатели для учета работы автотранспортного средства, осуществления расчетов за перевозку грузов.
Так, пунктом 17 Правил №546 установлено, что прием груза грузополучателем удостоверяется его подписью и печатью (штампом) в каждом экземпляре товарно-транспортной накладной, где указывается время прибытия и убытия автотранспортного средства.
В соответствии с пунктами 52, 45 Правил №546 при приеме груза к перевозке экспедитор или водитель-экспедитор предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность и путевой лист, заверенный перевозчиком. Грузоотправитель (грузополучатель) отмечает в товарно-транспортной накладной и (или) путевом листе время прибытия (убытия) автотранспортного средства в (из) пункт погрузки (разгрузки).
Согласно Приложениям к Правилам №546 сведения для заполнения путевого листа и товарно-транспортной накладной при перевозке грузов автомобильным транспортом должны содержать следующую информацию: 1) для путевого листа - номер, дату оформления путевого листа, наименование перевозчика, Ф.И.О. водителя, марка и государственный регистрационный номерной знак автотранспортного средства (прицепа), маршрут движения автотранспортного средства, место (адрес) и время выезда из начального пункта автотранспортного средства, показания спидометра транспортного средства и т.д.; 2) для товарно-транспортной накладной - номер, дату оформления товарно-транспортной накладной, наименование грузоотправителя и перевозчика, пункт погрузки и разгрузки, наименование груза и количество, время прибытия и убытия автотранспортного средства, время и дата приезда в конечный пункт автотранспортного средства, данные доверенности и т.д.
Таким образом, оприходование груза грузополучателем производится согласно основному перевозочному документу товарно-транспортной накладной, а путевые листы совместно с товарно-транспортной накладной, определяют показатели для учета работы автотранспортного средства и осуществления расчетов. При этом отрывной талон путевого листа является основанием для предъявления перевозчиком счета платежного требования грузоотправителю.
Наряду с этим, в соответствии с пунктом 26 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденного приказом от 31.03.2015г. №241 Министра финансов Республики Казахстан, для оформления права лица выступать от имени субъекта при получении активов применяется доверенность, форма которой утверждена приказом от 20.12.2012г. №562 Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении форм первичных учетных документов» (далее - приказ Министра финансов №562). Доверенности выдают лицам, с которыми заключен письменный договор о полной материальной ответственности за хранение денег и активов.
Вид деятельности Компании «S» – «Прочие строительно-монтажные работы, не включенные в другие группировки».
В рассматриваемом случае, между Компанией «Т» и Компания «S» (Субподрядчик) заключен Договор на выполнение субподрядных работ от 04.05.2021г. (далее – Договор субподрядных работ).
В рассматриваемом случае, между Компанией «К» (Поставщик) и Компанией «S» (Покупатель), далее «Стороны» заключен Договор поставки от 01.05.2021г. (Далее-Договор поставки).
Разделом 2 Договора поставки предусмотрено, что поставка товара осуществляется до объекта покупателя Поставщиком товара. Перед отгрузкой Товара Покупатель предоставляет следующие документы:
- Доверенность на получение товара, выданную сотруднику Покупателя, подписанная лично лицом имеющим право первой подписи и заверенную печатью;
- оригинал и копию документа удостоверяющего личность (удостоверение личности, паспорт) доверенного лица Покупателя.
- В Приложении №1 к Договору поставки указано наименование товара и количество: Арматура ф.10 - 42м, арматура ф.12 – 67,5 м, арматура ф.14 – 36,5 м, арматура ф.16 – 15,5 м, арматура ф.18 – 12 м, арматура ф.20 – 13,6 м, арматура ф.22 – 13,5 м, арматура ф.25 – 16 м, арматура ф.28 – 14,5 м, арматура ф.32 – 12,2 м, катанка 8 Ст3пс ГОСТ 30136-95 – 40,5 шт, трубы квадратные 20х20х2 – 4 218 шт, трубы квадратные 40х40х2 – 384 шт, трубы квадратные 60х40х3 – 386,773 шт, трубы квадратные 80х80х4 – 306 шт, проволока ОК -1,2 мм- 0,53 шт, швеллер гнутый 130-50-2,5 -600 шт, швеллер гнутый 130-50-2,5 -102 шт;
- В Приложении №2 к Договору поставки указано наименование товара и количество: Арматура ф.10 - 2м, арматура ф.12 - 12,0 м, арматура ф.14 - 7,0 м, катанка 8 Ст3пс ГОСТ 30136-95 - 7,5 шт, трубы квадратные 20х20х2 - 2 430 шт, трубы квадратные 40х40х2 - 218 шт, трубы квадратные 60х40х3 - 218,000 шт, трубы квадратные 80х80х4 - 180 шт, проволока ОК -1,2 мм- 0,50 шт.
При этом в указанных приложениях №1 и №2 к Договору поставки цена, стоимость поставляемых товаров Компанией «К» в адрес Компании «S» не указаны.
Таким образом, согласно Договору поставки поставка товара осуществляется Поставщиком до объекта покупателя.
В рассматриваемом случае, ни в Договоре поставки, ни в спецификациях не указаны цена поставляемого товара, стоимость общего объема товара.
По первичным документам, приложенным Компанией «S» к жалобе следует отметить, что:
- в доверенностях не заполнена графа «кем выдано удостоверение (паспорт)», приложены к жалобе доверенности, в которых указана фамилия руководителя Компании «S» - физического лица К., тогда как фамилия руководителя Компании «S» - О.;
- в приходных накладных, приложенных к жалобе не указаны цена, сумма полученного товара.
Из проведенного анализа в ходе рассмотрения жалобы относительно товаров, расходы по приобретению которых Товариществом отнесены на вычеты и НДС в зачет установлено, что согласно данным ИС ЭСФ (приобретение и реализация Компании «К») Компания «К» в 2021-2022гг. приобретены указанные товары (20 позиций) у Компании «К», Компании «I», Компании «С», Компании «T», Компании «М», Компании «F», Компании «S», Компании «L», ТОО «М», которые реализованы в адрес Компании «К», Компании «О», Компании «K», Компании «К», Компании «Т», Компании «N», Компании «T», а также в адрес Компании «S». Так, по товару «арматура 10» приобретение за 2021-2022г. составило в количестве 5,75 тонн, при этом реализация составила в количестве 245 тонн, в том числе в адрес Компании «К» - 193,8 тонн, других 7,2 тонн и в адрес Компании «S» 44 тонн; по товару «арматура 18» приобретение за 2021-2022гг. «0» тонн, при этом реализация составила 21,6 тонн, в том числе в адрес Компании «К» 9,6 тонн, Компании «S 12 тонн.
Таким образом, по всем видам товаров (20 позиций) сумма реализации Компанией «К» превышает сумму приобретения этих товаров, соответственно, происхождение товаров, которые согласно данным ИС ЭСФ Компанией «К» реализованы в адрес Компании «S», не подтверждено.
На основании Справки о категории субъекта предпринимательства Компания «К» относится к категории «Микропредпринимательство».
Вид деятельности Компании «К» - «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации».
Руководителем Компании «К» является физическое лицо D.
Компания «К» произведена регистрация в налоговом органе по району А. 11.12.2020г., далее перерегистрация произведена в налоговом органе по району А. 23.12.2022г. юридический адрес: г. А. пр.Р. д.212/20 офис 36 Б.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что налоговым органом в ходе налоговой проверки направлен запрос на проведение встречной проверки за период с 01.01.2021г. по 31.12.2023г. по взаиморасчетам с Компанией «К» в налоговый орган по району А. от 30.09.2024г. по взаиморасчетам с Компанией «К», который прекращен в связи с его отсутствием по месту нахождения (акт налогового обследования от 11.09.2024г.).
При этом согласно данным ИНИС РК Компания «К» отсутствует по месту нахождения, о чем свидетельствуют акты налоговых обследований от 25.11.2022г., 27.07.2023г., 09.11.2023г., 11.09.2024г.
В соответствии с данными ИС СОНО установлено, что у Компании «К»:
- декларация по корпоративному подоходному налогу (ф.100.00) за 2020г. представлена с нулевыми показателями, за 2021г. представлена с отражением дохода в сумме 344 522,2 тыс.тенге, расходов отнесенных на вычеты в сумме 350 597,0 тыс.тенге, убытка в сумме 6 074,8 тыс.тенге, при этом приложения «Вычеты по фиксированным активам» (ф. 100.02) и «Сведения о компонентах годовой отчетности» (ф.100.07) представлены без показателей, в строке 100.00.019 Н прочие услуги и работы - приобретение услуг, работ не отражено. Декларация по корпоративному подоходному налогу (ф.100.00) за 2022г. представлена без отражения показателей, следовательно, у Компании «К» отсутствуют активы, нет показателей в годовой отчетности, приобретения услуг от сторонних организаций, в том числе услуги по перевозке не отражены;
- согласно деклараций по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) численность Компании «К» в 2021-2022гг. составляет 2 человека. За 4 квартал 2022г. декларация представлена с нулевыми показателями;
- согласно деклараций по НДС (ф.300.00) за 2021г. образовано превышение НДС в сумме 1 971,8 тыс.тенге, то есть Компания «К» уплата в бюджет НДС не произведена. Компания «К» на учете по НДС состояло с 11.12.2020г. снято с учета по НДС 06.09.2023г. по причине отсутствия по месту нахождения;
- декларации по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) и по плате за эмиссии в окружающую среду (ф.870.00) за 2021-2023гг. в налоговые органы не представлены.
Следует отметить, что в ходе рассмотрения жалобы налоговым органом направлены запросы:
- в Управление административной полиции от 05.02.2025г. относительно зарегистрированных за Компанией «К» автотранспортных средств за период с 01.01.2021г. по 31.12.2023г., согласно ответу Управления административной полиции Департамента полиции области А. Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 11.02.25г. следует, что по данным информационно-поисковой системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан установлено, что за Компанией «К» автотранспортные средства не зарегистрированы;
- в Некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» от 07.02.2025г. относительно представления сведений зарегистрированных недвижимых имуществ, ценового значения зарегистрированных недвижимых имуществ и о сделках с недвижимостью Компании «К» за период с 01.01.2021г. по 31.12.2023г., согласно ответу которого от 11.02.2025г. за Компанией «К» права на недвижимое имущество не зарегистрированы;
- в АО «Единый накопительный пенсионный фонд» от 10.02.2025г. относительно сведений о поступлении пенсионных взносов от Компании «К» за период 2021-2023гг. с отражением агентов по уплате обязательных пенсионных взносов, согласно ответу которого от 13.02.25г. установлено, что Компания «К» произведены перечисления пенсионных взносов за период с февраля 2021г. по сентябрь 2022г. за работников в количестве 2 человек (физические лица D. и С.).
Таким образом, согласно ответам указанных уполномоченных органов на запросы налогового органа установлено, что численность работников Компании «К» за период с февраля 2021г. по сентябрь 2022г. составляет 2 человека, автотранспортных средств и недвижимого имущества не имеется, следовательно, у Компании «К» отсутствуют материально-техническая база и трудовые ресурсы для поставки товаров в адрес Компании «S» с осуществлением доставки груза, как предусмотрено Договором поставки.
В ходе рассмотрения жалобы по взаиморасчетам с Компанией «К» Компанией «S» в качестве подтверждающих документов предоставлены:
- Договор поставки от 01.05.2021г., заключенный с Компанией «К» с приложениями №1 и №2;
- акты приема-передачи, приходные накладные с приложением доверенностей;
- Движения по счету за период с 01.01.2021г. по 31.12.2021г. обороты по счетам Компании «S в АО «Банк Центр Кредит»;
- уведомления о принятии или непринятии деклараций по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф. 200.00) органом государственных доходов за 4 квартал 2022г. от 10.04.2023г., за 1-4 кварталы 2023г. от 28.01.2024г.
При этом в нарушение пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе не приложены:
- электронные счет-фактуры, выставленные Компанией «К» в адрес Компании «S»;
- накладные на отпуск запасов на сторону, то есть Приложение 26, утвержденное приказом Министра финансов №562, наличие которой обязательно при поставке товаров. В Приложении 26 предусмотрено отражение данных отправителя товара, получателя товара, ответственного за поставку (Ф.И.О.), транспортной организации, номер, дата товарно-транспортной накладной, наименование, характеристика товара, единица измерения, количество, цена за единицу, сумма без НДС, сумма НДС. Накладные на отпуск запасов на сторону так же не были представлены и в ходе налоговой проверки;
- товарно-транспортные накладные, путевые листы, которые не были представлены и в ходе налоговой проверки, тогда как товарно-транспортные накладные являются основным перевозочным документом и по которым производится списание груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.
Кроме того, следует отметить, что согласно банковской выписки, приложенной к жалобе установлено, что Компанией «S» в адрес Компании «К» оплата произведена за товарно-материальные запасы (ТМЦ) за 2021-2022гг. в сумме 69 263,0 тыс.тенге, в том числе за 2021г. в сумме 54 415,5 тыс.тенге, за 2022г. в сумме 14 847,5 тыс.тенге, тогда как по данным ИС ЭСФ получено ТМЦ за 2021-2022гг. на сумму 141 360,7 тыс.тенге, в том числе за 2021г. на сумму 67 328,3 тыс.тенге, в том числе НДС 7 213,7 тыс.тенге, за 2022г. на сумму 74 032,4 тыс.тенге, в том числе НДС 7 932,0 тыс.тенге.
Учитывая вышеуказанные факты и обстоятельства, следует, что первичные документы Компании «S», приложенные к жалобе по взаиморасчетам с Компанией «К» (Договор поставки, акты приема-передачи, приходные накладные, движение по счету) не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций. Следовательно, указанные документы не могут являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательств Республики Казахстан.
Таким образом, по взаиморасчетам с Компанией «К» исключение расходов из вычетов за 2021-2022гг., НДС из зачета за 4 квартал 2021г., за 1-2, 4 кварталы 2022г. и соответствующее начисление КПН и НДС по результатам налоговой проверки являются обоснованными.
Относительно доводов Компании «S» по начислению индивидуального подоходного налога и социального налога за 1-3 кварталы 2023г. и о признании непредставленной декларации за 4 квартал 2023г. необходимо указать, что как следует из акта налоговой проверки начисление данного налога за указанный Компанией «S» период не произведено.
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.
- 632
- 0
- 26 мая 2025
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.