Классификация теплицы в сборе - результаты проверки признаны неправомерными

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «G» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – таможенный орган) о начислении таможенных платежей и налогов.

Как следует из материалов дела, таможенным органом проведена таможенная проверка по вопросу правильности классификации товара – «Теплица в сборе», по результатам которой вынесено уведомление на общую сумму 465 212,0 тыс. тенге.

Компания «G» не согласившись с выводами таможенного органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение таможенного органа.

Так, Компания «G» поясняет, что в 2018 году осуществила ввоз и декларирование товара – «Теплица в сборе» с помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для реализации инвестиционного проекта – тепличный комплекс нового поколения.

При таможенном декларировании вышеуказанный товар заявлен по коду ТН ВЭД – 9406 90 310 0 (на основании предварительного решения о классификации товара, принятого в 2018 году одним из таможенных органов) с применением освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины и уплаты НДС методом зачета.

В связи с тем, что в системе ИС «АСТАНА-1» не могут быть декларированы в одной таможенной декларации (далее – ДТ) товары, происходящие из разных стран, ДТ не была выпущена.

На основании устного разъяснения таможенного органа Компанией «G» подано заявление на проведение корректировки ДТ, направленная на исключение из данной ДТ «частей теплицы», происходящих из КНР.

После проведения корректировки ДТ Компанией «G» подана «вторая» ДТ в отношении «части теплицы» (происходящих из КНР) с заявлением кода ТН ВЭД – 9406 90 310 0 на основании предварительного решения о классификации товара с применением инвестиционных преференций и уплаты НДС методом зачета.

Таможенный орган в письменном виде сообщил Компании «G» о производстве корректировки «первоначальной» ДТ, при этом в отношении оставшихся в ДТ «частей теплицы» (происходящих из Нидерландов) был сохранен ранее заявленный на основании предварительного решения о классификации товаров код ТН ВЭД – 9406 90 310 0, инвестиционные преференции и уплата НДС методом зачета.

При этом Компания «G» сообщает, что ранее вопрос классификации по вышеуказанному товару рассматривался таможенным органом в рамках таможенной проверки, проведенной в 2019 году, результаты которой были отменены решением Апелляционной комиссии.

Вместе с тем на основании данных, полученных в результате анализа информации, содержащейся в информационных ресурсах государственных органов, таможенным органом в 2022 году проведена повторная таможенная проверка Компании «G».

Таможенный орган пришел к выводу, что в отношении товара – «теплица» должны быть применены решения о классификации товаров, вынесенные в 2019 году, так как по результатам рассмотрения жалобы в 2019 году Апелляционной комиссией вопрос отмены решений о классификации товаров не рассматривался.

Компания «G» не согласна с результатами таможенной проверки по следующим основаниям.

По результатам рассмотрения жалобы в 2019 году Апелляционной комиссией вынесено решение, что начисление НДС в отношении товара – «теплица» произведено неправомерно, учитывая, что Компания «G» единовременно заявила все части теплицы в ДТ, а таможенным органом не проведен надлежащий таможенный контроль при рассмотрении заявления на корректировку.

В соответствии с пунктом 5 статьи 480 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) решение уполномоченного органа, принятое с учетом решения Апелляционной комиссии является обязательным для исполнения таможенными органами.

В результате неполного исполнения таможенным органом решения уполномоченного органа, проведена повторная таможенная проверка,  начислен НДС и отвлечены ресурсы предприятия.

Согласно статье 41 Кодекса по заявлению лиц таможенные органы могут осуществлять классификацию товаров до их таможенного декларирования путем принятия предварительных решений о классификации товаров и решений о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде.

В соответствии со статьей 190 Кодекса декларирование товара, перемещаемого через таможенную границу ЕАЭС в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде является особенностью, позволяющей декларировать несколькими ДТ компоненты, поставляемые отдельными партиями, с указанием единого кода ТН ВЭД, соответствующего товару в комплектном виде.

Под компонентом товара понимается составная часть товара в комплектном виде, которая указана в качестве такой части в решении о классификации товаров. Наличие предварительного решения для товара в несобранном виде является основным условием применения декларирования товара в несобранном виде.

Предварительное решение о классификации товаров в отношении товара – «теплица» выдано по форме, установленной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010г. №260 «О формах таможенных документов», действовавших на дату его выдачи.

Таким образом, по мнению Компании «G», декларирование товара – «теплицы» осуществлено на основании предварительного решения о классификации товара, являющегося предварительным решением, выданным в соответствии со статьей 44 Кодекса.

Соответственно, товар – «теплица» не декларировался как товар в несобранном виде, в связи с чем, к нему не применимо условие таможенного декларирование товара в несобранном виде.

В связи с изложенным, Компания «G» просит отменить уведомление о результатах проверки.

Рассмотрев доводы участника ВЭД, исследовав представленные таможенным органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Компанией «G» на основании контракта, заключенного с компанией «K», осуществлен ввоз и декларирование товара – «Теплица в сборе» с помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

При таможенном декларировании на основании инвестиционного контракта по реализации инвестиционного проекта, предусматривающего осуществление инвестиций и предоставление инвестиционных преференций, уплата ввозной таможенной пошлины в отношении данного товара не производилась.

Сумма НДС уплачена методом зачета согласно приказу и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 21.02.2018г. №67 «Об утверждении Перечня импортируемых товаров, по которым налог на добавленную стоимость уплачивается методом зачета и правил его формирования».

Код товара – 9406 90 310 0 ТН ВЭД в ДТ заявлен на основании предварительного решения о классификации товара, вынесенного одним из  таможенных органов в 2018 году.

Учитывая, что имеющихся в акте таможенной проверки сведений недостаточно для вынесения мотивированного решения, в ходе рассмотрения жалобы уполномоченным органом назначена выездная таможенная проверка (далее – дополнительная таможенная проверка) Компании «G» по обжалуемым вопросам.

Относительно принятых таможенным органом решений о классификации товаров в акте дополнительной таможенной проверки указано следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 40 Кодекса таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров, которое является обязательным для исполнения. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия утверждаются уполномоченным органом.

Проверка правильности классификации товаров после выпуска товара осуществляется в соответствии с Параграфом 2 Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 16.02.2018г. №210 «Об утверждении Правил принятия и формы решения о классификации товаров» (далее – Приказ №210).

В соответствии с пунктом 7 Приказа №210 проверка правильности классификации товаров осуществляется органами государственных доходов в рамках проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в соответствии со статьями 410, 411, 416, 417 и 418 Кодекса.

Проверка правильности классификации товаров по ТН ВЭД после выпуска товаров проводится структурным подразделением органов государственных доходов, в должностные обязанности которых входят вопросы таможенного контроля после выпуска товаров.

Согласно пункту 12 Приказа №210 структурное подразделение органов государственных доходов, ответственное за проведение таможенного контроля после выпуска товаров, направляет запрос в структурное подразделение органов государственных доходов, в должностные обязанности которого входят вопросы определения кода товаров в соответствии с ТН ВЭД, для принятия решения о классификации товара с приложением копий деклараций на товары и документов к ним, а также информации, установленной в ходе таможенной проверки, подтверждающей основные технические характеристики, коммерческие характеристики товаров и иную информацию, для определения нового кода товара по ТН ВЭД.

Структурное подразделение органов государственных доходов, в должностные обязанности которого входят вопросы определения кода товаров в соответствии с ТН ВЭД, принимает решение о классификации товаров по форме, согласно приложению 2 к приказу не позднее 10 (десяти) календарных дней со дня получения запроса.

Таким образом, в случае выявления в рамках таможенного контроля после выпуска товаров (проводимого в соответствии со статьями 410, 411, 416, 417 и 418 Кодекса) факта недостоверной классификации товара по ТН ВЭД при осуществлении декларантом таможенных операций, таможенными органами принимается решение о классификации товаров.

В рамках проводимой таможенной проверки, структурным подразделением таможенного органа, в должностные обязанности которого входят вопросы определения кода товаров новые решения о классификации товаров не принимались.

В акте дополнительной таможенной проверки указано, что решение о классификации товаров – это письменный официальный документ уполномоченного органа, реализующий его полномочия, которые не содержат норм права и не связан с реализацией прав и обязанностей физических и юридических лиц и является актом индивидуального применения.

В соответствии с законом Республики Казахстан от 06.04.2016г. №480-V «О правовых актах» решение о классификации товаров является актом индивидуального применения – ненормативным правовым актом.

Ненормативные правовые акты принимаются на основе нормативных правовых актов и в целях их реализации.

В соответствии со статьей 65 указанного закона правовой акт индивидуального применения вступает в силу с момента принятия, если в нем не определен более поздний срок.

Правовой акт индивидуального применения прекращает действие с момента исполнения его требований или содержащихся в нем поручений лицами, которым адресован данный правовой акт.

До прекращения действия правовой акт индивидуального применения может быть приостановлен, изменен и (или) дополнен либо отменен уполномоченным органом, принявшим данный правовой акт, вышестоящим к нему государственным органом либо судом.

Решением Апелляционной комиссией в 2019 году отменено начисление НДС в отношении товара - «Теплица в сборе».

Таким образом, дополнительной таможенной проверкой определено, что решения о классификации товаров, принятые таможенным органом в ходе таможенной проверки в 2019 году прекратили свое действие вместе с уведомлением о результатах проверки, отмененной в части начисления НДС по товару - «Теплица в сборе» в 2019 году.

В части классификации товара – «Теплица в сборе» в ходе дополнительной таможенной проверки проведен таможенный осмотр территории и помещения Компании «G», а именно действующего тепличного комплекса для круглогодичного выращивания томатов на предмет наличия и сопоставлении товаров в осматриваемых помещениях Компании «G» и товаров, заявленных в «первоначальной» и «второй» ДТ.

«Теплица в сборе» представляет собой законченное строение, включает в себя: теплицу, сервисную зону, энергоблок и рассадное отделение. Производитель - компания «K», страна отправления: Нидерланды и Китай, общее количество в единицах физического объема – 1 шт.

Используется для круглогодичного выращивания томатов. В состав данного строения входят питомник, система отопления, система технического водоснабжения, система технического электроснабжения, система вентиляции, ирригации и специального освещения, лотковая система выращивания, трубы для стока, стекло, поликарбонат и сэндвич-панели, противомоскитные сетки, двери и неотъемлемое техническое и технологическое оборудование.

В результате таможенного осмотра помещений и территорий Компании «G», установлено, что все части теплицы (концевые и боковые фронтоны, стеновые основания торцевых стендов, стойки, опорные балки для стеклянных бандажей, алюминий (для остекления), уплотненный алюминиевый профиль, двери, сброс воды, алюминиевые желоба, крыша, штормовая защита, вентиляционные окна, моторы, насосы, сэндвич-панели, вентиляторы, рельсовые механизмы, сетки для насекомых, шланги резиновые, трубы из различных материалов, резервуары, бак для хранения тепла, электрическое оборудование, котлы и другое вспомогательное оборудование), ввезенные из Нидерландов и оформленные по «первоначальной» ДТ, так и кровельное и стеновое стекло, ввезенное из Китая и оформленное по «второй» ДТ входят в состав тепличного комплекса для круглогодичного выращивания, представляют единое целое и являются собственностью Компании «G».

В соответствии с Решением №257 в одной ДТ декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, если иное не установлено данным Решением, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру.

Согласно Решению №257 как одна товарная партия рассматриваются:

при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза – товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя по таможенной территории в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), или по односторонней сделке, или без совершения какой-либо сделки, а также если такие товары в пределах сроков, предусмотренных статьей 110 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, предъявлены одному и тому же таможенному органу в месте прибытия на таможенную территорию или в месте доставки, если применялась таможенная процедура таможенного транзита и находятся в одном месте временного хранения (если товары помещались на временное хранение), либо выпущены в сроки, установленные для подачи ДТ в соответствии со статьей 120 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Декларант вправе заявить сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, в нескольких ДТ, подаваемых в один и тот же таможенный орган, за исключением случая, когда товары, содержащиеся в одной товарной партии в силу ОПИ 2а, рассматриваются как составляющие товара, представленного в несобранном или разобранном виде, и классифицируются в позиции единой ТН ВЭД, соответствующей комплектному или завершенному товару.

Согласно Решению №257, если международная перевозка осуществлялась по нескольким транспортным (перевозочным) документам, в графе 15 ДТ (страна отправления) указывается краткое название первой страны, в которой заявленные в ДТ товары были приняты к перевозке для доставки в адрес получателя, указанного в графе 8 ДТ.

Если в одной ДТ декларируется несколько товаров, происходящих из разных стран (групп стран, таможенных союзов стран, регионов или частей стран), или если происхождение хотя бы одного товара неизвестно, в графе 16 ДТ (страна происхождения) производится запись «РАЗНЫЕ».

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Кодекса по заявлению лиц таможенные органы могут осуществлять классификацию товаров до их таможенного декларирования путем принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и решений о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде.

В соответствии с пунктом 4 статьи 41 Кодекса при таможенном декларировании товаров сведения о кодах товаров в соответствии с ТН ВЭД указываются в ДТ в соответствии с принятыми предварительными решениями о классификации товаров.

В акте дополнительной таможенной проверки указано, что в рассматриваемом случае, в июле 2018 года на основании контракта, заключенного с компанией «K», Компанией «G» осуществлен ввоз и декларирование товара – «Теплица в сборе» с помещением под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В дальнейшем в 2018 году Компанией «G» на часть теплицы (стекло, страна отправления – КНР) подана «вторая» ДТ с указанием в графе 31 ДТ, как «Теплица в сборе в разобранном виде, часть теплицы, указанной в «первоначальной ДТ»».

При таможенном декларировании данные части теплицы в двух ДТ классифицированы по коду – 9406 90 310 0 ТН ВЭД на основании предварительного решения о классификации товаров, принятого одним из таможенных органов в 2018 году.

Согласно данному предварительному решению, для отнесения всех комплектующих теплицы к товарной позиции 9406 ТН ВЭД необходимо единовременное предоставление всех узлов к таможенному оформлению. Однако при декларировании всех частей теплицы по двум ДТ, данное условие решения было нарушено.

Выпуск товаров по двум ДТ осуществлялся в ИС «АСТАНА-1» в автоматическом режиме по зеленому коридору, без таможенного досмотра и идентификации ввезенных товаров.

Ввоз товара – «Теплица в сборе» на территорию ЕАЭС по данным ДТ осуществлялся частями в период с марта по июнь 2018 года. Данные части теплицы в соответствии со статьей 170 Кодекса до заявления ДТ находились на территории Компании «G». Временное хранение данных частей теплицы осуществлялось при обеспечении исполнения Компании «G» обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 10 Кодекса.

В ходе дополнительной таможенной проверки установлено, что оплата за все части товара – «Теплица в сборе» в соответствии с условиями контракта по 2 ДТ произведена Компанией «G» в адрес компании «K», что подтверждается документами по взаимосверке с данной компанией (акт сверки), банковскими документами (информация с банка второго уровня,  выписки по счету и т.п.).

Также согласно сведениям из бухгалтерского учета Компании «G» оплата и поставка товара – «Теплица в сборе» осуществлялась в рамках контракта, заключенного с компанией «K».

В связи с тем, что одна из частей теплицы (стекло) импортировалась из КНР, а остальные части из Нидерландов, согласно устному разъяснению таможенного органа Компанией «G» в 2018 году было подано заявление по внесению изменений в сведения, заявленные в «первоначальной» ДТ.

Таможенный орган в письменном виде сообщил Компании «G» о проведенной корректировке «первоначальной» ДТ.

По результатам корректировки из «первоначальной» ДТ исключена часть теплицы (стекло), ввезенная из КНР по заказу компании «K» (Нидерланды).

Согласно представленным Компанией «G» документам и сведениям, предоставленным в рамках требования в ходе дополнительной таможенной проверки по поставке частей теплицы (стекло), товаротранспортными документами являются железнодорожные накладные, оформленные в КНР. По указанным сведениям в данных накладных части теплицы (стекло) в адрес получателя – Компании «G» были отправлены из КНР с железнодорожной станции «N». В приложенных инвойсах на части теплицы (стекло) указано, что страной происхождения является КНР. Указанные в железнодорожных накладных КНР номера контейнеров идентичны номерам контейнеров, указанными в инвойсах от компании «K». Отправителем товара (стекло) по накладным является компания «S» по заказу компании «K» (Нидерланды).

В рамках проводимой проверки Компанией «G» представлен ответ компании поставщика «K» по поставке стекла из КНР.

Согласно данному письму, поставщиком стекла из КНР является партнер компании «K» – компания «L», которая заказала стекло у компании «S» (завод в Китае) с условием доставки ж/д транспортом до грузополучателя, то есть до Компании «G». Указанный товар и услуги по его доставке были оплачены компанией «K».

Исходя из представленных Компанией «G» документов и сведений следует, что товар – «Теплица в сборе» по двум ДТ поставлялся в рамках одного контракта, оплата за товар произведена компанией «K» в соответствии с условиями контракта.

Таким образом, в ходе проведения дополнительной таможенной проверки установлено, что таможенным органом при проведении таможенной проверки применены прекратившие действие акты, следовательно, уведомление о результатах проверки вынесено неправомерно.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, начисление НДС по результатам таможенной проверки таможенным органом является неправомерным.

Решением Апелляционной комиссии результаты таможенной проверки по классификации ввезенного товара признаны неправомерными.

  • 3733
  • 0
  • 24 февраля 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.