Налог на игорный бизнес, ИПН

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты (ИПН), налога на игорный бизнес.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «А» (далее-Компания) по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет с 26.02.2015г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление от 11.12.2019г. по ИПН сумме 21 247 307,3 тыс.тенге и пени 3 554 806,5 тыс.тенге, налога на игорный бизнес в сумме 28 789 401,1 тыс.тенге и пени 4 480 680,3 тыс.тенге.

Компания, не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления КПН.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что в нарушение требований статьи 158, 160, Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12.2008г., статьями 321, 350, 351 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. Компанией не исчислены ИПН на сумму 21 247 720,1 тыс.тенге от дохода выплаченного налоговым агентом физическим лицам, а также с выигрышей, облагаемого у источника выплаты.

Из жалобы Компании следует, что в акте налоговой проверки не указаны перечень документов, не представленных к налоговой проверке, соответственно, все необходимые документы были представлены в полном объеме.

Также, по мнению Компании в ходе налоговой проверки Департаментом государственных доходов необоснованно применен косвенный метод.

При этом, в акте налоговой проверки не указаны о том, что Компанией не исполнены требований налогового органа от 03.04.2019г., от 11.06.2019г., от 24.07.2019г., от 03.10.2019г., от 09.10.2019г., от 15.10.2019г., от 05.11.2019г. Кроме того, по мнению Компании, доводы Департамента государственных доходов о том, что воспрепятствование с их стороны к проведению проверки, путем затягивание срока проведения проверки, не предоставление части первичных документов по совершенным бухгалтерским операциям является несостоятельным.

Так, в вышеуказанных требованиях не установлены конкретные сроки исполнения, соответственно, утверждение Департамента государственных доходов по городу Алматы о непредставлении части первичных документов надуманно и незаконно.

Также в жалобе Компанией указано, что в акте налоговой проверки содержится описание ИПН за 2017-2018гг., при этом этот раздел начинается с описания фонда оплаты труда (ФОТ), а сами расчёты по расхождению между данными налогоплательщика и данными налоговой проверки касаются ИПН за игроков. В этой связи неясно, зафиксированные расхождения относятся к ФОТ или к ИПН за игроков.

Кроме того, в жалобе Компании указано, что акт налоговой проверки не содержит методики расчетов сумм расхождений, приводимых налоговым органом по доначислению (как именно считали суммы расхождений, на какие документы они ссылаются, чем обосновывается та или иная сумма).

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Относительно применения косвенного метода

В соответствии со статьей 160  Налогового кодекса от 25.12.2017г. в случае нарушения порядка ведения учета, при утрате или уничтожении учетной документации налоговые органы определяют объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, на основе косвенных методов (активов, обязательств, оборота, затрат, расходов) в порядке, определенном настоящей статьей и статьями 161162 и 163 Налогового кодекса.

Под нарушением порядка ведения учета, утратой или уничтожением учетной документации понимается отсутствие или непредставление налогоплательщиком (налоговым агентом) документов, являющихся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, для исчисления налоговых обязательств, запрашиваемых на основании требований налоговых органов в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

Под косвенными методами определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, понимается определение сумм налогов и платежей в бюджет на основе оценки активов, обязательств, оборота, расходов, а также оценки других объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, принимаемых для расчета налогового обязательства относительно конкретного налога и платежа в бюджет в соответствии с Налоговым кодексом от 25.12.2017г. Оценка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, осуществляется на основании информации, полученной из налоговой отчетности и (или) первичных учетных документов, а также из других источников.

Как следует из акта налоговой проверки, основанием для проведения проверки являлись письмо Прокуратуры от 14.03.2019г. и постановление Департамента Национальной безопасности Республики Казахстан о назначении налоговой проверки от 13.11.2019г. (далее – постановления ДКНБ).

Из постановления ДКНБ следует, что в отношение работников Компанией расследуется уголовное дело №197500041000123 по признакам состава уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 307 части 3 п.п.1, 2 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее – УК РК).

Следует указать, что Приговором районного суда от 28.06.2021г. (далее – Приговор суда от 28.06.2021г.) все участники признаны виновными в совершении уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 262 части 2, 307 части 3 п.п. 1 и 2, 245 части 3, 218 части 3 п.п. 2-3 УК РК.

В Приговоре суда от 28.06.2021г. указано, что устойчивость организованной группы выразилась в продолжительности преступной деятельности, которая длилась с января 2014г. по декабрь 2019г., а также в планомерном и регулярном осуществлении снятия крупных денежных средств с расчетных счетов заранее созданных для этих целей предприятий, в том числе Компании и дальнейшей легализации денег и иного имущества, полученное преступным путем.

 Также в Приговоре суда от 28.06.2021г. отмечено, что в период с января 2014г. по декабрь 2019г. поступившие на расчетные счета Компании денежные средства от клиентов (игроков) по указанию организаторов преступной группы под предлогом выплаты игрокам снимались бухгалтерами в банках второго уровня. Далее, денежные средства в обменных пунктах конвертировались в иностранные валюты в особо крупных размерах, и через авиалинии выводились за пределы Республики Казахстан.

В ходе налоговой проверки, руководствуясь статьями 19 и 146 Налогового кодекса представителю Компании вручались требования о предоставлении необходимых для проведения налоговой проверки сведений и (или) документов (далее - Требование):

- требование от 03.04.2019г., вручено 05.04.2019г. доверенному лицу С.Д. (все первичные бухгалтерские документы и права доступа к просмотру данных программного обеспечения и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, договора, регистров бухгалтерского учета, фискальный отчет ККМ, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, без указания срока исполнения), срок исполнения истек 20.05.2019г.;

- требование 07.06.2019г. вручено 10.06.2019г. доверенному лицу С.Д (ежеквартальные отчеты реестров принятых платежей согласно договоров о приеме платежей, список зарегистрированных логинов игроков по электронной кассе (Ф.И.О., ИИН), выплата выигрыша по электронной кассе, дебиторскую и кредиторскую задолженность физических лиц имеющие логины, без указания срока исполнения), срок исполнения истек 22.07.2019г.

На указанное требование 19.07.2019г. Компанией предоставлен ответ о том, что запрошенные документы и сведения находятся в процессе подготовки, после чего будут переданы представителями Компании проверяющему лицу в срок не позднее 25.07.2019г.;

- требование от 24.07.2019г. вручено 24.07.2019г. доверенному лицу С.Д. (выписки клиентов по всем выплатам (раздельно по возврату и выигрышам) с указанием Ф.И.О., номера логина получателя, даты и способ перечисления (возврата). Выписки логинов с указанием движения денежных средств-поступление (зачисление), размер ставки, сумма выигрыша, выплата выигрыша, удержание налога у источника выплаты, остаток неиспользованных денежных средств, возврат денежных средств. Возврат денежных средств клиентам в разрезе способов их перечисление по квартально (на банковскую карту, на киви кошелек или наличными). Порядок, сроки и основание возврата денежных средств на логины. Расшифровка определенного дохода, полученного от деятельности для исчисления дополнительного платежа по налоговым периодам (по квартально), без указания срока исполнения), срок исполнения истек 04.09.2019г.

На указанное требование 25.07.2019г. Компанией предоставлен ответ о том, что запрашиваемые сведения и документы составляют предпринимательскую тайну налогоплательщика, так как обладают высокой коммерческой ценностью. В этой связи, Компания просит Департамент государственных доходов обеспечить явку проверяющего лица в офис для ознакомления с нужной информацией с использованием оборудования Компании, с участием его работников без возможности копирования таких сведений в полном объеме, при этом для целей проверки обязуются на месте предоставить выборочные сведения по отдельным операциям.

При этом, 03.10.2019г. поступило обращение от Компании, где указывает, что работники вовлечены в мероприятиях, связанных с разработкой законопроекта о внесении изменений и дополнений в Законодательства об игорном бизнесе. Основная нагрузка ложится на работников бухгалтерии Компании. Одновременно от работников Компании требуются подготовка существенного объема документов и сведений в рамках проверки. В этой связи, а также принимая во внимание недопустимость нарушения установленный режим работы налогоплательщика (проверяемого лица) в период проведения налоговой проверки, Компания просит приостановить налоговую проверку до 10.10.2019г.;

- требование от 03.10.2019г. вручено 03.10.2019г. доверенному лицу С.Д. (затребован доступ к информационной системе (программы, разработанные по виду деятельности) с обучением использования, в которой ведется учет в разерезе логинов по движению денежных средств – поступление (зачисление), размер ставки, сумма выигрыша, выплата выигрыша, удержание налога у источника выплаты, остаток неиспользованных денежных средств, возврат денежных средств, итоговые данные которых, налогоплательщиком определяются и признаются налогооблагаемой базой при исчислении налоговых обязательств, без указания срока исполнения), срок исполнения истек 04.09.2019г.

На указанное требование Компанией представлено на электронном носителе только - Движение денежных средств по логинам электронной кассы за период с января 2018 года по ноябрь 2018 год (акт приема-передачи сведений и документов от14.10.2019г.).

При этом, как следует из акта налоговой проверки, Компанией не предоставлены ранее затребованные расшифровки в разрезе Ф.И.О., ИИН, сведения за весь 2017г. и за декабрь 2018г., а также другие ранее затребованные документы и сведения.

- требование от 09.10.2019г. вручено 09.10.2019г. доверенному лицу С.Д., (доступ к серверу с IP 91.216.220.23, доступ к серверу с DNS именем cassa.olimpapi2.com, предоставить карту устройств, которые находятся в сети 91.216.220.0/24 и договоры, заключенные с компаниями обслуживающие сайта www.olimp.kz, без указания срока исполнения), срок исполнения истек 04.09.2019г.

Как следует из акта налоговой проверки, запрошенные доступы были предоставлены проверяющим сотрудникам, а также привлечённому специалисту, который в свою очередь производил соответствующие записи, фото фиксации для дальнейшего отражения в Заключении привлечённого специалиста;

- требование от 15.10.2019г. вручено 15.10.2019г. доверенному лицу С.Д. (все подтверждающие документы по доходам и расходам, связанных с исчислением налогов, и направленных на получение дохода, в том числе по 17 позициям, где точечно отражены запрашиваемые документы и сведения в срок до 21.10.2019г.).

Как указано в акте налоговой проверки, Компанией предоставлены запрошенные документы и сведения по последнему (акт приема-передачи сведений и документов от 21.10.2019г.). Также, Компанией представлено пояснение о том, что причины невыполнения Требований работниками бухгалтерии Компании, будут выяснены в ходе служебного расследования, которое планируется проводить по итогам налоговой проверки;

- требование от 05.11.2019г. вручено 05.11.2019г. адвокату З.А.

Соответственно, по вышеперечисленным требованиям до завершения налоговой проверки Компании ответы не предоставлены или представлены в неполном объеме.

Следует отметить, что согласно статьи 161 Налогового кодекса от 25.12.2017г. если в ходе проведения налоговой проверки налогоплательщиком (налоговым агентом) не представлены все или часть документов, необходимых для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, налогоплательщику (налоговому агенту) в обязательном порядке вручается требование налогового органа о представлении или восстановлении указанных документов, а также извещение о приостановлении налоговой проверки.

Требование налогового органа подлежит исполнению в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения требования налогоплательщику (налоговому агенту).

Налогоплательщик (налоговый агент), не представивший по требованию налогового органа документы, необходимые для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, обязан письменно объяснить причины непредставления указанных документов.

Следовательно, требование налогового органа о представлении или восстановлении указанных документов подлежит исполнению в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения данного требования, в случае, не представление по требованию налогового органа затребованных документов, налогоплательщик (налоговый агент) обязан письменно объяснить причины непредставления указанных документов.

Как ранее было указано, что по выставленным требованиям Департамента государственных доходов до завершения налоговой проверки Компанией ответы не предоставлены или представлены в неполном объеме. При этом, доводы Компании об отсутствии в указанных требованиях срока исполнения является несостоятельным, так как срок исполнения предусмотрено статьей 161 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

Учитывая вышеизложенное, в связи с непредставлением или представлением Компанией документов в неполном объеме, указанных вышеперечисленных требованиях, определение объектов налогообложения и (или) объектов, связанные с налогообложением, на основе косвенных методов в порядке, определенном настоящей статьей и статьями 161, 162 и 163 Налогового кодекса от 25.12.2017г., являются обоснованными.

Следует указать, что в ходе проведенной тематической проверки Департаментом государственных доходов для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанные с налогообложением были использованы следующие сведения:

  1. Движение денежных средств по банковским расчётным счетам;
  2. Сведения полученных в ходе встречных проверок, проведенных в отношении банков второго уровня, платежных систем и организаций платежных систем;
  3. Показание фискального счетчика контрольно-кассовых машин, поставленных и в тоже время снятых с регистрационного учета в период с 01.10.2014г. по 31.12.2018г.;
  4. Материалы досудебного расследования, зарегистрированного в ЕРДР по признакам состава уголовного правонарушения, предусмотренного ст.307 ч.3 п.п.1, 2 Уголовного кодекса Республики Казахстан.

При этом, как указано в акте налоговой проверки, был проведен соответствующий анализ движения денежных средств по банковским счетам, а также изучены сведения, полученные по результатам встречной проверки в Компании «НВ».

Необходимо отметить, что из акта встречной проверки от 04.11.2019г. №1048 Компанией «Н» следует, что к проверке были предоставлены первичные документы, банковские договора и подписанные контракты между Компанией и с нерезидентами LiveSport, TV, Sportradar, US.

Как следует из акта налоговой проверки, согласно договору от 01.03.2018г., заключенными между Компанией и Компанией TV, предметом договора является предоставление продукта и услуги BetGames на сайте www.betgames.tv, такие как:

а) Ставка на Баккара (Bet on Baccarat);

б) Ставка на покер (Bet on Poker);

в) Игральные кости (Dice);

г) Дуэль костей (Dice Duel);

д) Лаки 5 (Licky 5);

ж) Лаки 6 (Licky 6);

з) Лаки 7 (Licky 7);

к) Битва ставок (War of Bets);

л) Колесо Фортуны (Wheel of Fortune).

Таким образом, указанные наименования продуктов и услуги BetGames характерны с электронным казино и интернет-казино, которое согласно подпункту 2) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан «Об игорном бизнесе», на территории Республики Казахстан запрещаются.

Из акта встречной проверки от 04.11.2019г. №1048 Компании «Н» также следует, что на основании соответствующей заявки Компании «А», под назначением платежа: «Прочие расходы» и «Прочие расходы выплата игрокам» за проверяемый период сняты в наличной форме денежные средства в размере 132 281 672,1 тыс.тенге.

Соответственно, согласно результатам встречных проверок за период с 26.02.2015г. по 31.12.2018г., общая сумма снятых денежных средств в наличной форме Компании «НВ» и выплаченные третьим лицам составляет в размере 132 281 672,1 тыс.тенге.

Также, в ходе изучения выписки движения расчетного счета Компании «Н» установлены дополнительные суммы снятие физическими лицами по назначению «Под отчет сотруднику на выплаты игрокам…» на сумму 12 000,0 тыс.тенге, которые в ходе проверки учтены как выплаты выигрыша игрокам.».

Кроме того, Компанией были произведены выплаты лицам за период с 16.05.2017г. по 31.12.2018г. на общую сумму 92 606 884,8 тыс.тенге, что подтверждаются результатами встречных проверок, проведенных в Компании «С» №252 от 05.12.2019г.), Компании «Q» (№1051 от 13.12.2019г.), Компании «J» (№1157 от 04.12.2019г.), Компании «C» (№1153 от 05.12.2019г.), Компании «G» (№1156 от 05.12.2019г.), Компании «A» (№1050 от 12.11.2019г.).

Таким образом, Компанией за проверяемый налоговый период были произведены выплаты на общую сумму 224 900 556,9 тыс.тенге (132 281 672,1+ 92 606 884,8+12 000,0).

При этом, согласно данным встречных проверок, проведенных в Компании «Q» (№1051 от 13.11.2019г.), Компании «W» (№251 от 05.12.2019г.), Компании «A» (№1050 от 12.11.2019г.), Компании «К» (№1158 от 09.12.2019г.), Компании «P» (№1145 от 04.12.2019г.), Компании «R» (№1148 от 09.12.2019г.), Компании «C» (№1153 от 05.12.2019г.), Компании «Q» (№1150 от 05.12.2019г.) и общая сумма зачисленных денежных средств, принятых от населения составляет в размере 246 930 844,6 тыс.тенге.

Показание данных фискального счетчика контрольно-кассовых машин в период с 16.05.2017г. по 31.12.2018г. поступления денежных средств составляет 1 396 579,4 тыс.тенге.

Согласно сведениям по движениям денежных средств по банковским расчётным счетам, открытым в Компании «Н», Компании «К», Компании «М», Компании «C», Компании «A» и Компании «Е», поступления денежных средства составила на общую сумму 11 521 683,4 тыс.тенге.

Таким образом, общая сумма поступления за период с 16.05.2017г. по 31.12.2018г. составляет в размере 259 849 107,4 тыс.тенге (246 930 844,6+1 396 579,4+11 521 683,4).

Таким образом, по результатам налоговой проверки при определении объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, на основе косвенных методов обоснованно были использованы сведения банковских счетов, результаты встречных проверок, показание по фискальному счетчику контрольно-кассовых машин и иные материалы, полученные в ходе налоговой проверки.

Относительно начисления ИПН

Согласно подпункту 31) пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса налоговый агент - индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор, юридическое лицо, в том числе юридическое лицо-нерезидент, на которые в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источника выплаты, является налоговым агентом.

Согласно пункту 1 статьи 153 Налогового кодекса плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения, определяемые в соответствии со статьей 155 Налогового кодекса

Пунктом 1 статьи 155 Налогового кодекса объектами обложения индивидуальным подоходным налогом являются доходы физического лица в виде:

1) доходов, облагаемых у источника выплаты;

2) доходов, не облагаемых у источника выплаты.

При этом, пунктом 2 данной статьи Налогового кодекса установлено, что объекты налогообложения определяются как разница между доходами, подлежащими налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 Налогового кодекса, и налоговыми вычетами в случаях, порядке и размерах, предусмотренных настоящим разделом.

В соответствии со статей 160 Налогового кодекса к доходам, облагаемым у источника выплаты, относятся следующие виды доходов:

1) доход работника;

2) доход физического лица от налогового агента;

3) пенсионные выплаты из единого накопительного пенсионного фонда и добровольных накопительных пенсионных фондов;

4) доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей;

5) стипендии;

6) доход по договорам накопительного страхования.

При этом, согласно пункту 1 статьи 168 Налогового кодекса доход физического лица от налогового агента, облагаемый у источника выплаты, определяется как доход физического лица от налогового агента, подлежащий налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 Налогового кодекса, и налогового вычета, предусмотренного подпунктом 7) пункта 1 статьи 166 Налогового кодекса.

Если иное не установлено настоящей статьей, доходом физического лица от налогового агента, подлежащим налогообложению, являются доходы, предусмотренные подпунктами 1) и 2) пункта 1 данной статьи Налогового кодекса.

Также, согласно статье 172 Налогового кодекса доходом в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, облагаемым у источника выплаты, является выплачиваемый налоговым агентом доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, подлежащий налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 Налогового кодекса.

Сумма индивидуального подоходного налога исчисляется путем применения ставок, установленных статьей 158 Налогового кодекса, к сумме начисленного дохода в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, облагаемого у источника выплаты.

При этом, сумма удержанного индивидуального подоходного налога при выплате выигрыша, вознаграждения при наличии документов, подтверждающих удержание этого налога у источника выплаты, относится в зачет индивидуального подоходного налога, исчисленного за налоговый период индивидуальным предпринимателем, осуществляющим исчисление и уплату налогов в порядке, установленном статьями 178 и 179 Налогового кодекса.

Аналогичные нормы, предусмотрены статьями 321, 327, 350, 351 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

Таким образом, к доходам, облагаемых у источника выплаты относятся доходы физического лица от налогового агента, подлежащими налогообложению, а также доходы, полученные физическими лицами в виде выигрышей.

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 5) пункта 2 статьи 179 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в жалобе должны быть указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

При этом, Компанией к жалобе не приложены документы основывающие свои требования и доказательства, подтверждающие получение доходов от деятельности Компании.

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки, по результатам проведенных встречных налоговых проверок и сведений по банковским счетам за период с 16.05.2017г. по 31.12.2018г. установлено следующее:

Общая сумма выплаты, зачисленная в пользу населения (выплата в виде выигрышей) составила в размере – 92 606 884,8 тыс.тенге, в том числе:

- 2017г. (май - декабрь) в сумме 17 739 357,8 тыс.тенге;

- 2018г. в сумме 74 867 527,0 тыс.тенге.

Доходы физического лица от налогового агента (снятые денежные средства в наличной форме) за период с 16.05.2017г. по 31.12.2018г. составили 132 293 672,1 тыс.тенге, в том числе:

- 2017г. (май - декабрь) в сумме 40 375 643,1 тыс.тенге;

- 2018г. в сумме 91 918 029,0 тыс.тенге.

Соответственно, общая сумма доходов, облагаемых у источника выплаты за период с 16.05.2017г. по 31.12.2018г. составило 224 900 556,9 тыс.тенге, в том числе:

- 2017г. (май - декабрь) в сумме 58 115 000,8 тыс.тенге;

- 2018г. в сумме 166 785 556,1 тыс.тенге.

Таким образом, по результатам налоговой проверки начислен ИПН облагаемый у источника выплаты за период с 16.05.2017г. по 31.12.2018г. составило 22 490 055,7 тыс.тенге, в том числе:

- 2017г. (май - декабрь) в сумме 5 811 500,1 тыс.тенге;

- 2018г. в сумме 16 678 555,6 тыс.тенге.

При этом, как следует из акта налоговой проверки Компанией начислен ИПН облагаемый у источника выплаты за период с 16.05.2017г. по 31.12.2018г. составило 1 242 415,6 тыс.тенге, в том числе:

- 2017г. (май - декабрь) в сумме 439 652,7 тыс.тенге;

- 2018г. в сумме 802 762,9 тыс.тенге.

Таким образом, в нарушение статьи 161 Налогового кодекса Компанией были занижены суммы ИПН, облагаемые у источника выплаты за проверяемый налоговый период на сумму 21 247 640,1 тыс.тенге, в том числе

- 2017г. (май - декабрь) в сумме 5 371 847,4 тыс.тенге;

- 2018г. в сумме 15 875 792,7 тыс.тенге.

Также необходимо отметить, в Приговоре суда от 28.06.2021г.  указано, что согласно заключению судебно-экономической экспертизы от 12.03.2020г. общая сумма ИПН также составила 21 247 720,1 тыс.тенге.

При этом, в ходе судебного заседания специалист К.Н. поддержал акт налоговой проверки и обосновал все приведенные к него сведения.

Следует отметить, согласно пункту 1 подпункта 10) статьи 158 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в акте налоговой проверки подробно описаны выявленные нарушения в части начисления ИПН с суммы доходов в виде выигрышей, облагаемых у источника выплаты с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены, соответственно, доводы Компании в указанной части являются несостоятельными.

Таким образом, начисление ИПН в сумме 21 247 640,1 тыс.тенге по результатам налоговой проверки являются обоснованными.     

Относительно начисление налога на игорный бизнес

         В соответствии со статьей 411 Налогового кодекса плательщиками налога на игорный бизнес являются юридические лица, осуществляющие деятельность, в том числе по оказанию услуг букмекерской конторы.

         Подпунктами 5) и 6) статьи 412 Налогового кодекса определено, что объектами обложения налогом на игорный бизнес при осуществлении деятельности в сфере оказания услуг букмекерской конторы, касса букмекерской конторы и электронная касса букмекерской конторы.

Согласно пункту 1 статьи 416 Налогового кодекса дополнительный платеж исчисляется в случае превышения суммы дохода, полученного от деятельности в сфере игорного бизнеса, над предельной суммой дохода, установленного пунктом 2 статьи 416 Налогового кодекса.

Предельный размер дохода, согласно пункту 2 статьи 416 Налогового кодекса, за налоговый период для плательщиков налога на игорный бизнес с деятельности букмекерской конторы составляет – 2 000 кратный размер месячного расчетного показателя.

Налоговым периодом для налога на игорный бизнеса, согласно статьи 414 Налогового кодекса, является календарный квартал.

Согласно пункта 3 статьи 416 Налогового кодекса, предельные размеры дохода, определяются исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на первое число налогового периода.

В соответствии с пунктом 4 стати 416 Налогового кодекса, в целях исчисления дополнительного платежа доходом, полученным от деятельности в сфере игорного бизнеса, признается положительная разница между суммой дохода, полученного за налоговый период в результате осуществления такой деятельности, и суммой выплат участникам азартной игры и (или) пари.

Пунктом 1 статьи 417 Налогового кодекса определено, что дополнительный платеж исчисляется путем применения к сумме превышения предельного размера дохода ставки, установленной пунктом 1 статьи 147 Налогового кодекса, и подлежит уплате не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Согласно пункта 1 статьи 147 Налогового кодекса, налогооблагаемый доход налогоплательщика, подлежит обложению налогом по ставке 20 процентов.

Аналогичные нормы, предусмотрены статьями 539, 540 Налогового кодекса от 25.12.2017г.

В рассматриваемом случае, согласно результатам проведенных встречных налоговых проверок, а также по результатам изучения движения денежных средств по расчетным счетам банков второго уровня установлено следующее:

Общая сумма зачисленных денежных средств, принятых от населения (пополнение интернет-счетов, логинов игроков) составила в размере 259 849 107,9 тыс.тенге, в том числе:

- 2017г. (май - декабрь) в сумме 68 604 755,7 тыс.тенге;

- 2018г. в сумме 191 244 352,2 тыс.тенге.

Общая сумма выплаты, зачисленной в пользу населения (перечисление Денежных средств Игрокам) составила в размере 92 606 884,8 тыс.тенге, в том числе:

- 2017г. (май - декабрь) в сумме 17 739 357,8 тыс.тенге;

- 2018г. в сумме 74 867 527,0 тыс.тенге.

Положительная разница между суммой дохода, полученного за налоговый период в результате осуществления такой деятельности, и суммой выплат участникам азартной игры и (или) пари составила 167 242 223,1 тыс.тенге, в том числе:

- 2017г. (май - декабрь) в сумме 50 865 397,9 тыс.тенге;

- 2018г. в сумме 116 376 825,2 тыс.тенге.

Как ранее было отмечено, что предельный размер дохода, согласно пункту 2 статьи 416 Налогового кодекса, за налоговый период для плательщиков налога на игорный бизнес с деятельности букмекерской конторы составляет – 2 000 кратный размер месячного расчетного показателя, в том числе:

- 2017г. (май - декабрь) в сумме 13 614,0 тыс.тенге;

- 2018г. в сумме 19 240,0 тыс.тенге.

Сумма превышения предельного размера дохода, с которого исчисляется дополнительный платеж составила 167 209 369,1 тыс.тенге, в том числе:

- 2017г. (май - декабрь) в сумме 50 851 783,9 тыс.тенге;

- 2018г. в сумме 116 357 585,2 тыс.тенге.

Сумма дополнительного платежа по результатам налоговой проверки составила 33 441 873,8 тыс.тенге, в том числе:

- 2017г. (май - декабрь) в сумме 10 170 356,8 тыс.тенге;

- 2018г. в сумме 23 271 517,0 тыс.тенге.

Согласно данным декларации на игорный бизнес и фиксированному налогу (ф.710.00) Компанией исчислен дополнительный платеж в размере 4 652 472,7 тыс.тенге, в том числе:

- 2017г. (май - декабрь) в сумме 1 702 472,9 тыс.тенге;

- 2018г. в сумме 2 949 999,8 тыс.тенге.

Таким образом, по результатам налоговой проверки установлено занижение суммы дополнительного платежа по налогу на игорный бизнес за проверяемый период в сумме 28 789 401,1 тыс.тенге, в том числе:

- 2017г. (май - декабрь) в сумме 8 467 883,9 тыс.тенге;

- 2018г. в сумме 20 321 517,2 тыс.тенге.

Также необходимо отметить, в Приговоре суда от 28.06.2021г.  указано, что согласно заключению судебно-экономической экспертизы от 12.03.2020г. общая сумма начисления дополнительного платежа налога на игорный бизнес также составила 28 789 401,1 тыс.тенге.

При этом, в ходе судебного заседания специалист К.Н. поддержал акт налоговой проверки и обосновал все приведенные в него сведения.

Следует отметить, согласно пункту 1 подпункта 10) статьи 158 Налогового кодекса от 25.12.2017г. в акте налоговой проверки подробно описаны выявленные нарушения в части начисления дополнительного платежа налога на игорный бизнес с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которые были нарушены, соответственно, доводы Компании в указанной части являются несостоятельными.

Таким образом, начисление дополнительного платежа налога на игорный бизнес в сумме 28 789 401,1 тыс.тенге по результатам налоговой проверки являются обоснованными. 

В соответствии со статьей 73 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан в адрес Компании 01.04.2022г. направлено предварительное решение, на которое участник административной процедуры предоставил письменное возражение. Доводы, изложенные в возражении Компании, рассмотрены при вынесении решения.    

Апелляционной комиссией принято решение обжалуемое уведомление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 1390
  • 0
  • 31 мая 2022

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.