Начисление ИПН признано обоснованным
Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: индивидуальный предприниматель
Вид налога: ИПН с доходов, не облагаемых у источника выплаты, НДС
Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган), получена жалоба индивидуального предпринимателя «М» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источника выплаты (ИПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) и сумме уменьшенного убытка.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка индивидуального предпринимателя «М» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 24.06.2022г. по 26.12.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении ИПН в сумме 24 952,0 тыс.тенге и пени 73,9 тыс.тенге, НДС в сумме 607,0 тыс.тенге, о сумме уменьшенного убытка в размере 1 027,5 тыс.тенге.
Индивидуальный предприниматель «М» не согласившись с выводами налогового органа, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа и приводит следующие доводы.
Основанием для начисления обжалуемой суммы ИПН и соответствующей суммы пени явилось нарушение пунктов 1, 3 статьи 227 и статьи 696 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс). Начислен ИПН за 2022г. на сумму 24 952,0 тыс.тенге.
С данными выводами налогового органа индивидуальный предприниматель «М» не согласна из-за того, что в ходе проверки представила первичные бухгалтерские документы, подтверждающие понесенные затраты и отнесение их на вычеты при расчёте ИПН.
Проверив доводы индивидуального предпринимателя «М», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.
1. Относительно начисления ИПН в сумме 24 952,0 тыс.тенге за 2022г.
В жалобе указано, что по данным бухгалтерского учета в период применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации с 24.06.2022г. по 31.07.2022г. оборот по реализации составил 61 065,1 тыс.тенге, в период осуществления деятельности в режиме налогообложения «Розничной налог» оборот по реализации отсутствовал, после перехода на общеустановленный режим налогообложения за период с 01.11.2022г. по 26.12.2023г. оборот по реализации составил 1 045 332,1 тыс.тенге, оборот по приобретению 1 031 330,0 тыс.тенге, налогооблагаемый доход составил 14 002,1 тыс.тенге, ИПН к уплате 1 400,2 тыс.тенге.
Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение пунктов 1, 3 статьи 227 и статьи 696 Налогового кодекса индивидуальным предпринимателем «М» не начислен ИПН за 2022г. на сумму 24 952,0 тыс.тенге.
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса доходом от реализации признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 228-240 Налогового кодекса, а также доходов, указанных в пункте 4 статьи 258 Налогового кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 258 Налогового кодекса.
При этом пунктом 3 статьи 227 Налогового кодекса дата признания дохода от реализации определяется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.
Пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете определено, что бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.
Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.
На основании вышеизложенного, в целях исчисления корпоративного подоходного налога доход налогоплательщика от выполнения работ, оказания услуг подлежит включению в совокупный годовой доход в виде дохода от реализации, в том налоговом периоде, в котором такой доход признан в бухгалтерском учете и подтвержден соответствующими первичными документами.
Кроме того, документальным свидетельством факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет, является первичный документ, оформленный в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете, в том числе документы, подтверждающие фактическое выполнение работ услуг или приобретение товаров, в рассматриваемом случае подписанный акт выполненных работ, оказанных услуг.
В свою очередь, в целях исчисления НДС в случае реализации услуг датой совершения оборота по реализации услуг является дата оказания таких услуг, при этом днем оказания услуг признается дата подписания, указанная в акте выполненных работ, оказанных услуг, либо в случае отсутствия акта выполненных работ, оказанных услуг дата подписания, указанная в документе (кроме счета-фактуры), подтверждающем факт выполнения работ, оказания услуг, оформленном в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 - 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.
Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Пунктом 2 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.
В соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.
Таким образом, подлежат отнесению на вычеты расходы налогоплательщика, направленные на получение дохода при наличии соответствующих подтверждающих документов и соблюдении требований, установленных соответствующими статьями Налогового кодекса. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию акта совершения операции либо события.
Также, согласно пунктам 2, 3 статьи 696-1 Налогового кодекса специальный налоговый режим розничного налога предусматривает особый порядок исчисления корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.
Исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении специального налогового режима розничного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 процентов.
Налоговая проверка произведена на основании заявления индивидуального предпринимателя «М» о проведении документальной налоговой проверки в связи с ликвидацией.
Индивидуальный предприниматель «М» в период с 24.06.2022г. по 31.07.2022г. применяла специальный налоговый режим (СНР) на основе упрощенной декларации, с 01.08.2022г. по 31.10.2022г. СНР розничного налога, с 01.11.2022г. по 26.12.2023г. общеустановленный порядок налогообложения.
Плательщик НДС с 10.11.2022г. по 17.07.2023г.
По результатам налоговой проверки, за период применения СНР на основе упрощенной декларации с 24.06.2022г. по 31.07.2022г. налогооблагаемый доход согласно банковской выписке составил 63 211,5 тыс.тенге.
Следует отметить, что согласно Закону Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства, бюджетного, налогового законодательства и законодательства о железнодорожном транспорте» от 27.12.2019г. №290-VI в Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) (далее – Закон о введении) дополнен статьей 57-4 следующего содержания:
- подпункт 1) установить, что на период с 01.01.2020г. по 01.01.2023г. лица, применяющие специальные налоговые режимы и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, уменьшают на 100 процентов подлежащую уплате сумму корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 700 Налогового кодекса.
Таким образом, доход индивидуального предпринимателя «М», полученный за период с 24.06.2022г. по 31.07.2022г. в сумме 63 211,5 тыс.тенге освобождается от налогообложения согласно вышеуказанного Закона от 27.12.2019г. №290-VI.
За период применения СНР розничного налога с 01.08.2022г. по 31.10.2022г. установлено, что согласно банковской выписки по счету поступление от продаж за период с 01.10.2022г. по 31.10.2022г. составляет 868 528,3 тыс.тенге, сумма оборота согласно выписанных ЭСФ составляет 854 981,6 тыс.тенге.
Следует отметить, что к налоговой проверке не представлены данные бухгалтерского учета и первичные бухгалтерские документы (договоры купли-продажи), в связи с чем, по результатам проверки установлен налогооблагаемый доход за период с 01.08.2022г. по 31.10.2022г. в размере 868 528,3 тыс.тенге по данным уполномоченного органа (банк второго уровня) о поступлениях от продаж.
Таким образом, при применении к доходу от реализации за период с 01.10.2022г. по 31.10.2022г. в сумме 868 528,3 тыс.тенге ставки налога в размере 3% и, учитывая начисленную по декларации ф.913.00 за 4 квартал 2022г. сумму ИПН в размере 1 327,2 тыс.тенге, сумма ИПН по результатам налоговой проверки составляет 24 728,6 тыс.тенге.
Относительно доводов индивидуального предпринимателя «М» об отсутствии дохода в период применения СНР розничного налога и получении дохода в сумме 1 045 332,2 тыс.тенге в период применения общеустановленного режима следует отметить, что по данным ЭСФ, выписанным индивидуальным предпринимателем «М» в период с 08.11.2022г. по 09.11.2022г. сумма дохода по ЭСФ, дата совершения оборота в которых указана в октябре месяце 2022г. составляет 854 981,6 тыс.тенге.
Также, относительно доводов индивидуального предпринимателя «М» о получении предоплаты в октябре месяце 2022 года необходимо отметить, что в нарушение требований подпункта 1) пункта 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе не приложены договоры купли-продажи, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои доводы.
За период применения общеустановленного режима налогообложения с 01.11.2022г. по 26.12.2023г. установлено, что согласно банковской выписки поступление от продаж за период с 01.11.2022г. по 31.12.2022г. составляет 177 108,5 тыс.тенге, сумма оборота согласно выписанных ЭСФ за данный период составляет 154 089,7 тыс.тенге. Вычеты по данным ИС ЭСФ за указанный период составляют 174 874,5 тыс.тенге, налогооблагаемый доход 2 234,1 тыс.тенге, сумма ИПН 223,4 тыс.тенге.
В связи с вышеизложенным и учитывая нормы пункта 3 статьи 227, пунктов 2, 3 статьи 696-1 Налогового кодекса начисление ИПН в сумме 24 952,0 тыс.тенге за 2022г. и соответствующее уменьшение убытка на сумму 1 027,5 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.
2. Относительно начисления НДС за 4 квартал 2022г. на сумму 607,0 тыс.тенге
В жалобе указано, что в ходе проверки индивидуальный предприниматель «М» представила первичные бухгалтерские документы, подтверждающие понесенные затраты и отнесение их на вычеты при расчёте НДС, однако, при проведении проверки данные подтверждающие документы во внимание не приняты, что привело к некорректному начислению налогов по результатам налоговой проверки.
В жалобе отмечено, что в период с 01.11.2022г. индивидуальный предприниматель «М» перешла на общеустановленный режим налогообложения, в период с 01.11.2022г. по 09.11.2022г. товары доставлены покупателям на сумму 1 045 332,1 тыс.тенге, зарегистрирована в качестве плательщика НДС с 10.11.2022г.
Из акта налоговой проверки следует, что в нарушение статьи 372 Налогового кодекса индивидуальным предпринимателем «М» занижен облагаемый оборот за 4 квартал 2022г. на сумму 5 058,1 тыс.тенге, не начислен НДС в сумме 607,0 тыс.тенге.
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
В соответствии со статьей 368 Налогового кодекса объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются:
1) облагаемый оборот;
2) облагаемый импорт.
Абзацем первым подпункта 1) пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса установлено, что облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость по реализации товаров, работ, услуг, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 370 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 372 Налогового кодекса оборот по реализации товаров означает:
-
передачу прав собственности на товар, включая:
-
продажу товара, отгрузку товара, в том числе на условиях рассрочки платежа и (или) в обмен на другие товары, работы, услуги;
-
продажу предприятия в целом как имущественного комплекса;
-
безвозмездную передачу товара;
-
передачу товара работодателем работнику в счет погашения задолженности перед работником;
-
передачу заложенного имущества залогодателем в собственность покупателю или залогодержателю.
В рассматриваемом случае, согласно регистрационным данным индивидуальный предприниматель «М» зарегистрирована в качестве плательщика НДС с 10.11.2022г., при этом по данным банковской выписки поступление от продаж за период с 10.11.2022г. по 14.11.2022г. составило 5 665,0 тыс.тенге.
В связи с вышеизложенным, учитывая нормы статей 368, 369 и 372 Налогового кодекса, начисление НДС за 4 квартал 2022г. в сумме 607,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах без изменения, а жалобу без удовлетворения.
- 590
- 0
- 26 мая 2025
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.